УДК 37
АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В АСПЕКТЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПЛАНЕТАРНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2017
Ломоносова Наталья Викторовна, аспирант кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинский государственный университет (354003, Россия, Сочи, ул. Пластунская, 94, e-mail: lomonosova.natasha@mail.ru)
Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста, связанная с вопросами социализации ребенка, усвоения им ценностей добра, миролюбия, понимания и доброжелательности по отношению к людям и народам мира. Также подчеркивается исключительная важность процесса формирования основ планетарного сознания старших дошкольников в познании окружающей и социальной действительности. Однако в дидактике до настоящего времени нет ни единого определения планетарного сознания дошкольников. Исходя из этого, проведен краткий анализ структурных и содержательных компонентов планетарного сознания старших дошкольников. Становление планетарного сознания обусловлено антропологическим единством человечества, является формой как общественного, так и индивидуального сознания. Процесс формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста - последовательный процесс, в результате которого происходит овладение детьми представлениями об окружающем мире, так же знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной социализации в современном обществе, предпосылками учебной деятельности. Предварительно проведенный анализ становления планетарного сознания в историческом аспекте позволяет сделать вывод о том, что с помощью науки развернулся процесс становления планетарного (глобального) сознания и мышления как нового способа освоения окружающего мира, имеющего свои особенности. В структуре планетарного сознания выделены аспекты: философский, нравственный, экологический, образовательный, психологический, мировоззренческий, политический. Так же рассмотрены основные нормативно - правовые документы, в том числе федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы, актуализирующие проблему формирования основ планетарного сознания выпускников дошкольной организации.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, актуальность формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста, планетарное сознание, содержательные компоненты планетарного сознания, элементы планетарного сознания.
THE ANALYSIS OF STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL COMPONENTS IN TERMS OF THE FOUNDATIONS OF PLANETARY CONSCIOUSNESS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
© 2017
Lomonosova Natalia Viktorovna, Postgraduate Student of the Department of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education Sochi state University (354003, Russia, Sochi, Plastunskaya St., 94, e-mail: lomonosova.natasha@mail.ru)
Abstract. In article actually the problem of the foundations and planetary consciousness of preschool children relating to a child's socialization, assimilation them the values of kindness, peace and understanding benevolence towards the people and Nations of the world. Also stresses the crucial importance, the process of formation and the foundations of the planetary consciousness of the senior preschool children in the knowledge of the environmental and social reality. However, in didactic to the present time there is no single definition of global consciousness of preschoolers. Based on this, a brief analysis of structural and substantial components of the planetary consciousness of senior preschoolers. The emergence of planetary consciousness due to the anthropological unity of mankind is a form that both public and individual consciousness. The process formed the foundations of the planetary consciousness of children of senior preschool age is a continuous process, in which children acquiring ideas about the world, the same knowledge, skills, abilities required for successful socialization in modern society and preconditions of educational activity. Preliminary analysis of the formation of planetary consciousness in historical perspective, allows drawing a conclusion that science has unfolded process of the formation, planetary (global) consciousness and thinking as a new way of mastering the outside world having its own characteristics. In the structure of planetary consciousness the aspects: philosophical, ethical, environmental, educational, psychological, ideological, and political. Also, the basic normative legal documents, including GEF TO actualized problems forming the basis of planetary consciousness and the graduates of preschool.
Keywords: Children of Preschool Age, the Relevance of the Foundations of Planetary Consciousness of Children of Senior Preschool Age, Planetary Consciousness, Meaningful Components of the Planetary Consciousness, the Elements of the Planetary Consciousness.
Актуальность проблемы формирования основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста не вызывает сомнения и связана с вопросами социализации ребенка [1, с.175 - 179]. Поэтому для понимания данного феномена в дошкольной теории и практике, необходимо провести анализ структурных и содержательных компонентов планетарного сознания.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить сущность планетарного сознания у детей в старшем дошкольном возрасте, которая заключается:
- осознании себя не только жителем определённой местности, но и обитателем планеты Земля;
- принадлежности к своему роду;
- принадлежности к человеческому роду;
- представлении о планете Земля как общем доме для всех живущих на ней людей, целостного образа мира ребёнка (Абраменкова) [2, с. 432];
- присущей ребёнку целостности мировосприятия (С.И. Барабаш Л.Р. Миронова) [3, с. 38 - 39],
- в обретении каждым ребёнком чувства природы, осознании своего - «Я» как части природы, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на планете Земля [4, с. 61].
В дошкольной педагогике становление основ планетарного сознания и мышления как нового способа освоения окружающего мира обозначено в концепции социального развития С.А. Козловой «...планетарное
сознание призвано расширять современные узкие рамки общественного сознания и его составных частей: национального сознания, религиозного, исторического и поднять его уровень до осознания общечеловеческих ценностей». Основной целью формирования планетарного сознания в гуманистической педагогике ненасилия, является воспитание личности в духе ненасильственного отношения к природе и обществу, формирования чувства свободы, независимости, толерантности, миролюбия, умение работать и жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми. Обретение планетарного сознания рассматривается как часть процесса социализации личности [5, с. 98 - 105].
С.А. Козлова анализирует планетарное сознание с точки зрения предмета отражения, что позволят учёному выделить сферы планетарного сознания: освоение предметного мира и мира отношений между людьми на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географиче-ских, этнических особенностей своего региона. Таким образом, принцип «народности» является основным в воспитании, который выражается как отражение в национальных системах воспитания специфики этнического, соответствующий парадигме образования в современной России. В конкретном плане данное представление об особенностях климата, географии, природы, быта, традиций, языка народа (региональный компонент).
Существенно научить детей знать, любить культуру своего народа и в то же время, немаловажно иметь представление о культуре других народов, учить относиться с уважением к культуре своих соседей по общему нашему Дому - России и планете Земля. Представление о планете Земля, как общем доме для всех живущих на ней людей и доброжелательности по отношению к людям и народам мира [5, с. 98 - 105]. Возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений. Методологические основы поэтапного овладения социальным опытом, постижения социально значимых смыслов, основ научной картины мира в процессе формирования планетарного сознания.
Анализируя структуру планетарного сознания в зависимости от способа отражения явлений окружающей и социальной действительности, автор выделяет познавательную часть, то есть становление воззрения - педагогическую, так же специфическими закономерностями возрастного развития, то есть детскую психологию.
Познавательный компонент является информационной базой планетарного сознания; составляет обобщенную схему мироздания пространственные, смысловые ориентиры, представления о своём месте нахождения в ней. В широком смысле, для ребенка окружающим миром можно считать всю планету, на которой он живет. В узком смысле, можно считать то конкретное окружение, в котором родился, растет, воспитывается, развивается ребенок. Низший предел, за которым ребенку о предмете или явлении в окружающем мире «все известно» - своего рода фундамент, на котором получает начало новое знание. Высший предел - это обстоятельство, из-за которого процесс познания затруднен, так как знания сложны для ребенка дошкольного возраста. Мешает пониманию, в данном случае, низкий уровень развития психических процессов, либо недостаточность ранее приобретенных знаний. Однако личностно значимые переживания активизируют процесс социализации личности.
Спектр познавательного компонента весьма многообразен. Здесь можно выделить следующие группы знаний (представлений): о географии и экологии, о человеке и культуре, об этносах и истории. Знание (представление) является, на наш взгляд, своего рода фундаментом, на котором базируется планетарное сознание индивида: представления детей о себе и своей семье; малой родине и большой Родине; социокультурных традициях; пла-
нете Земля как общем доме людей; природе регионов нашей страны, планеты; многообразии стран и народов мира.
Выделенные знания в качестве отдельных базовых элементов структуры планетарного сознания можно рассматривать исходя из последовательного, многоаспектного процесса социальной идентификации и адаптации личности. Социальная идентификация ребенка в дошкольном возрасте: видовая (ребенок — человек), половая (ребенок — носитель половой сущности), родовая (ребенок — член семьи), национальная (ребенок — носитель национальных особенностей), этническая (ребенок — представитель народа), правовая (ребенок — представитель правового государства) [6, с. 110 - 119].
Метод синтеза в аспекте социального развития личности позволяет получить представления о связях между составляющими предмета изучения планетарного сознания и результат социализации-индивидуализации и индификации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному опыту» (ребенок - представитель общечеловеческого рода), утверждение себя как субъекта социальной культуры.
Структурными составляющими планетарного сознания, на наш взгляд, является определенная направленность социокультурного развития ребенка посредством воздействия на него различных форм проявления ценностных ориентации, значимых для него людей, и проявляется в возникающей у ребенка системе личностных ценностей [7, с. 132-141].
Исходя из этого, приобщение старших дошкольников к базовым национальным ценностям в аспекте формирования снов планетарного сознания рассматривается нами как важная задача, так как в совокупности определяют элементы планетарного сознания. Поэтому приобщение детей к социокультурным ценностям народа России мы рассматриваем как представление об общечеловеческих ценностях, составляющих, на наш взгляд, современную общечеловеческую мораль [8, с. 27-29].
Эмоциональный компонент - это эмоционально-чувственная сфера планетарного сознания, связанная с осмыслением личностью своего отношения к культурному наследию в плане самосознания и самоопределения себя как представителя данного этноса; культурному наследию других этносов; чувство сопричастности к общечеловеческому роду. Обобщенные эмоциональные представления, формирующиеся к концу дошкольного детства, позволяют детям предвосхищать последствия своих действий, способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека - сочувствие - даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний.
Данный компонент отражает желания, мотивы, установки, заинтересованность в познании мира в целом и в частности. Исследования Н.А. Рыжовой в экологическом воспитании дошкольников с позиции новой парадигмы доказывают, что эмоционально настроенный ребенок более положительно относится: к окружающему миру за счет доброго общения с людьми, миром природы, моделированной самим ребенком планетой Земля, его нравственный опыт обогащается.
В ребенке формируются образцы нравственного поведения. Эмоционально-ценностное отношение личности к: образу жизни своего народа; себе, другим представителям своего и не своего народа; различным объектам и явлениям национальной культуры (языку, литературе, фольклору, традициям и т.д.), различным объектам и явлениям инокультур; межнациональному общению; различным природным объектам в регионах нашей страны и мира.
Ценностное обретение опыта нравственного поведения рассматривается в культуре общения. Умения строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, с представителями других наций в детском саду и дома, ситуации общения в общественных местах. Духовность,
обретение ее есть акт творческий, через диалог культур и народов [9, с. 9 - 19]. Умения договариваться, мирно решать возникающие вопросы. Навыков игровых действий и забав.
Приобщение к духовно - нравственным ценностям, доступным пониманию ребенка, в структуре планетарного сознания занимает ключевое значение. Духовная составляющая: понимание добра и зла (что такое хорошо и что такое плохо), люди могут совершать хорошие поступки и не очень во всем мире независимо от национальностей; люди верят в бога, во всем мире есть Храмы, Церкви, Мечети; милосердие - помощь должна прийти к тем, кто в ней нуждается, люди помогают друг другу в разных странах; уверенность в завтрашнем дне (позитивный Образ Будущего, умение видеть себя в нем); Отечество, Родина (Родина одна, чувство сопричастности именно к своей Родине, этика эстетическое отношение к другим странам).
В структуре планетарного сознания старших дошкольников последовательный характер социального развития личности в разных формах педагогической работы, в разных видах деятельности: познавательной, речевой, театрализованной, предметной, коммуникативной, изобразительной, игровой, двигательной, продуктивной, экспериментальной, конструктивной, трудовой.
Таким образом, структурно составляющие планетарного сознания следующие компоненты: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, синте-зирующе-идентификационный, опытно-деятельностный (поведенческий). Содержательные компоненты: представления детей: о себе и своей семье, малой родине и большой Родине, природе регионов нашей страны, социокультурных традициях, планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ломоносова, Н.В. Формирование основ планетарного сознания детей старшего дошкольного возраста как социальный заказ и педагогическая проблема / Н.
B. Ломоносова // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», ISSN 2411-9652, 2016. — № 4 (11).
— С.175 - 179.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова// Современное образование: учебное пособие. — М.:, 2008. С. - 432.
3. Барабаш, С.И. Школа планетарного мышления /
C.И.Барабаш, Л.Р. Миронова // Образование в развивающемся мире: интеграционный подход к развитию планетарного сознания: Тезисы междунар. науч. - практ. конф.
— СПб., 1997. — С. 38—39.
4. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2001, № 7. — С.61.
5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина, А. Ш. Шахманова. // Дошкольная педагогика — М.: ИНФРА-М, 2016. — С. 98 -105.
6. Демченко О.Н., Мытиль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности / О.Н. Демченко [и др.] // Социологические исследования. - 1995. - №6. - С. 110
— 119.
7. Худякова, Н.Л. Становление и развитие ценностного мира детей дошкольного возраста / Н.Л. Худякова // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития: материалы IV всерос. межвуз. науч.-практ. конф. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. -С. 132-141.
8. Ломоносова, Н.В. Приобщение старших дошкольников к базовым национальным ценностям в аспекте формирование основ планетарного сознания [Текст] / Н. В. Ломоносова // Образовательная среда се-
годня: стратегии развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» ISSN 2411 - 8184, 2016. — № 4 (8) — С.27 - 29
9. Библер, В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы / В.С. Библер // Психологическая наука и образование. - 1996. - №4. - С. 9 - 19.