Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ'

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДОЛОГИИ / INNOVATIVE STRATEGY / TOOLS / STRATEGIC DEVELOPMENT / METHODOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Е. А.

Рассматриваются инструменты и методы перехода на инновационную стратегию. Затронуты проблемы стратегического развития фирмы. Проведен анализ стратегических инструментов инновационной стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STRATEGIC INSTRUMENTS FOR DEVELOPMENT OF INNOVATION STRATEGY

In article tools and methods of transition to innovative strategy are considered. Issues of strategic development of firm are touched. The analysis of strategic instruments of innovative strategy is carried out.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ»

УДК 338

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Е. А. Шевченко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматриваются инструменты и методы перехода на инновационную стратегию. Затронуты проблемы стратегического развития фирмы. Проведен анализ стратегических инструментов инновационной стратегии.

Ключевые слова: инновационная стратегия, инструменты, стратегическое развитие, методологии.

ANALYSIS OF STRATEGIC INSTRUMENTS FOR DEVELOPMENT OF INNOVATION STRATEGY

E.A. Shevchenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

In article tools and methods of transition to innovative strategy are considered. Issues of strategic development of firm are touched. The analysis of strategic instruments of innovative strategy is carried out.

Keywords: innovative strategy, tools, strategic development, methodologies.

В связи с усилением конкуренции и нарастанием турбулентности бизнес-среды основной задачей предприятий становится поиск новых направлений и форм деятельности, способных обеспечить устойчивое и долгосрочное развитие фирмы. Одним из решений является переход на инновационную стратегию развития предприятия, что в свою очередь требует немалых креативных, аналитических и финансовых усилий. В настоящее время проблема перехода предприятий на инновационные стратегии достаточно актуальна. При помощи данных стратегий компания может изменить свое положение на рынке. Для того чтобы успешно внедрить инновационную стратегию, необходимо разобраться в самом стратегическом развитии фирмы, его сущности, методах и инструментах.

Стратегическое развитие фирмы предполагает решения целого ряда проблем. К таким проблемам относятся ставшие уже привычными формулирование миссий и стратегических целей, анализ внешней и внутренней среды, реализация проведение взвешенной и грамотной инвестиционной политики, учет долгосрочных инновационных и инвестиционных рисков, разработка стратегий и стратегических планов и т. д. Для решения перечисленных выше проблем применяются различные методологии, инструменты и программные средства. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

1. Классические инструменты стратегического менеджмента, базирующие на анализе конкурентной среды.

Сюда входят в первую очередь предложенные Гарвардской школой бизнеса процедуры разработки стратегии, использующие SWOT-анализ и более детальная концепция разработки стратегии, представленная И. Ансоффом. Концепция Ансоффа предполагает разбиение процесса

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3

разработки стратегии на этапы, причем каждый этап включает подробный набор факторов, которые нужно учитывать. Факторы ранжируются в соответствии с приоритетами, соответствующими весовыми коэффициентами. В дальнейшем Г. Стейнером был предложен подход, фактически объединяющий SWOT-анализ и концепцию Ансоффа [1].

2. Концепция голубого океана, которую предложил У. Чан Ким и Рене Моборн. Суть этой концепции состоит в создании незанятой рыночной ниши, свободной от конкурентов. Разработка стратегии голубого океана предполагает создание принципиально нового растущего спроса и «мягкий» уход от соперничества и жесткой конкуренции на сложившихся рынках. Подобный подход чрезвычайно актуален для инновационных экономик [3].

3. Комбинация классических подходов к построению моделей стратегического управления развитием фирм, с новыми подходами, базирующимися на использовании концепции голубого океана.

Основная идея этого подхода состоит в том, что фирма формирует свою стратегию развития в соответствии с условиями текущей и будущей стадии развития рынка. Очень важно, чтобы на текущей стадии развития рынка фирма в максимальной степени использовала те инструменты и методы, которые обеспечивают краткосрочные конкурентные преимущества. В частности, одним из таких передовых инструментов являются современные информационные технологии, являющиеся составной частью систем управления производством [2].

4. Инструменты и методы разработки и реализации стратегии развития фирм, базирующиеся на «знаниевых» концепциях.

Стратегические конкурентные преимущества фирмы связаны не столько с ее багажом знаний, сколько с ее способностями их создавать и обновлять. Стратегическое развитие фирм должно быть направлено на создание, собирание воедино знаний как нематериальных активов и компетенций. Соответственно, логику стратегических мероприятий и действий необходимо тесно привязывать к «знаниевым» концепциям фирмы [4].

5. Модель закрытых инноваций. Модель закрытых инноваций подразумевает работу внутри компании без выведения информации наружу. Все разработки внутри компании держатся в строжайшем секрете, а внешние источники новых идей и технологий воспринимаются как подозрительные и ненадежные. Талантливые люди, которые разбираются в рассматриваемой области, работают на компанию. Чтобы получить прибыль от НИОКР необходимо самим совершить открытие, разработать его до продукта, довести его до конечного, востребованного на рынке результата. Компания, которая доводит инновацию до рынка первой, выигрывает. Также необходимо контролировать интеллектуальную собственность, чтобы конкуренты не воспользовались идеей с прибылью для себя.

6. Модель открытых инноваций. Модель открытых инноваций подразумевает, что далеко не все талантливые люди работают на компанию, и она сама должна находить и взаимодействовать с талантливыми людьми, которые работают за ее пределами. Гораздо большую ценность могут создавать внешние НИОКР, внутренние НИОКР необходимы для получения части этой ценности. Не обязательно собственноручно проводить исследования, чтобы в дальнейшем за счет них получить прибыль. Активность в модели открытых инноваций заключатся в поиске технологий, идей, решений, которые могут быть применены для решения существующих проблем и удовлетворения потребностей клиентов.

7. Цифровая экономика. Ключевым фактором, активизирующим массовую информатизацию общества, становится доступность программного обеспечения, обновление аппаратного оборудования, развитие сетевых технологий, рост трансакционного сектора. Параллельно с распространением идей цифровой экономики осуществляется процесс формирования информационного рынка, который характеризуется как пул социальных, правовых и экономических отношений, складывающихся в сфере купли-продажи и обмена информационными продуктами между потребителями, производителями, посредниками. Данный подход усиливает доминирование информационной индустрии в экономике ряда стран, сфера производства и услуг становится все более наукоемкой и инновационной. Объем занятых людей в области информационно-коммуникационных технологий увеличивается с каждым годом.

Введение на предприятие инновационной стратегии, заключается в выборе конкретных инструментов разработки и реализации стратегии развития фирм, которые в свою очередь опреде-

ляются многими факторами. К ним можно отнести, например горизонт стратегического видения, размер фирм, используемые управленческие модели и организационные формы управления, применяемые интеллектуальные ресурсы, удельный вес инноваций в развитии. В зависимости от конкретных особенностей и потребностей фирма должна ориентироваться на выбор того или иного инструмента стратегического развития.

Рассмотренные методологии и инструменты, предполагают новый толчок для развития фирмы, если их грамотно и своевременно ввести в структуру предприятия. Важно помнить о том, что внедрение инновационной стратегии, как и любой другой, должна задевать все стороны и аспекты предприятия, как целостной и единой системы.

Библиографические ссылки

1. Жариков А. В., Ширяева Ю. С. Инновационная деятельность и механизмы ее организации на региональном уровне. // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 1-1. С. 213-216.

2. Трифонов Ю. В., Рокунова О. В. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий на региональном уровне // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 4-1. С. 300-306.

3. Трифонов Ю. В., Рокунова О. В. Государственное регулирование инновационного развития предприятий как приоритетное направление модернизации российской экономики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 5-2. С. 222-227.

4. Соколов Д. Ю. Механизмы стратегического управления инновационной деятельностью на предприятиях // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 2-2. С. 261-264.

© Шевченко Е. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.