международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070
Главным образом, на снижение кредитования оказал влияние фактор спроса, так как предприниматели инвестировали в проект одну сумму, сейчас эта сумма оказалась в два раза больше в связи с этим многие сделки оказались приостановлены.
Также ситуация обострилась в розничном секторе. В последние годы наблюдался рост потребительского кредитования, 15% всех вкладов было привлечено 30-ю банками, специализирующимися именно на розничном кредитовании. Данная модель является довольно рискованной. Домохозяйства становятся всё менее способны оплачивать свои долги, средняя долговая нагрузка по заёмщикам составляет на данный момент 26%, и если вырастут затраты на прожиточный минимум, то средств на оплату кредита у заёмщиков не останется. В связи с этим основной задачей является повышение эффективности работы с данным портфелем. В связи с неопределённостью ситуации в мире банки входят в стадию «кредитной заморозки». Поэтому предполагают, что в ближайшее время в данном сегменте будет наблюдаться нулевой или даже отрицательный прирост портфеля. Поддержку в виде оборотных средств получат такие отрасль как торговля, экспорт, инвестиционные проекты, связанные с выпуском аналогов импортных товаров, этой возможностью пытаются воспользоваться региональные банки, активно работая в сегменте малого бизнеса.
Главной задачей коммерческого банка будет развитие технологий удаленного обслуживания, это, открывает перед банками возможности более эффективного управления издержками, и как следствие, поможет менее болезненно пережить этап спада.
Для региональной банковской системы на первое место выйдет риск ликвидности, затем маржинальность, меньше всего будут проблемы с недостатком капитала.
Список использованной литературы:
1. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора. [электронный ресурс] - http://www.cbr.ru.
2. Показатели деятельности кредитных организаций [электронный ресурс] - http://www.cbr.ru/regions.
© Трофимова Е.А., 2016
УДК 368
Р.Т. Ульмаскулов,
студент 3 курса Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Шарифьянова З.Ф. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
АНАЛИЗ СТРАХОВОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Аннотация
В данной статье рассматривается общий анализ страхового рынка Республики Башкортостан. Целенаправленное эффективное социально-экономическое развитие государства немыслимо без усиления внимания к институту страхования, который выступает одним из условий обеспечения защиты имущественных, личных и финансовых интересов отдельных предприятий, организаций, граждан и общества в целом.
Ключевые слова
Страховой рынок, страховой рынок РБ, страхование, страховые компании.
международный научный журнал «инновационная наука»
№1/2016
issn 2410-6070
Рассматривая основные характеристики развития страховой сферы в Республике Башкортостан, целесообразно отметить, что в настоящее время наблюдается негативная тенденция развития регионального страхового сектора, по существу принявшего курс на сокращение количества страховщиков, с одной стороны, и федерализацию страхового рынка - с другой. Несомненно, принятый курс на укрупнение страховых организаций, в рамках повышения финансовой устойчивости страховщиков, за последние 10 лет принял существенные масштабы. Так, за 10 лет функционирования страхового рынка России количество страховых организаций сократилось почти в 3 раза, аналогичная тенденция, прослеживается и в Республике Башкортостан - наблюдается 5 кратное сокращение количества региональных страховых компаний. Одним из факторов, обусловивших сокращение числа страховщиков на российском рынке страховых услуг, эксперты обозначают активизацию деятельности государственных органов за соблюдением требований действующего законодательства к уровню финансовой устойчивости страховщиков. Так, по официальным данным, доля отозванных лицензий субъектов страхового дела2 на территории Российской Федерации по итогам 2013 года составила 8,28%, тогда как по итогам 2012 года значение данного показателя было выше в 2,24 раза, достигнув максимального уровня в рассматриваемом 10 летнем периоде - 18,56%. Если рассматривать активность развития страховой деятельности по объему страховых сборов за 9 месяцев 2015 г., то здесь прослеживается примерно схожая ситуация из 9 351 тыс. руб. общих страховых сборов (без ОМС): 53,2% - ушло в Москву, 34,7% - в г. Люберцы (РГС), 1,29% - г. Уфа. Если говорить о страховых организациях, то более 50% страховых сборов приходится на трех крупных страховщиков: 30,74% -Росгосстрах, 16,53% - Согаз и 6,56% - Уралсиб.
Представленные данные подтверждают слабое развитие в Республики Башкортостан имущественного страхования. Рассматривая структуру страховых выплат по обязательному страхованию, отметим, что по итогам 2014 года 97,4% страховых выплат приходилось на ОМС (таблица 1).
международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070
Уровень развития страхового дела в Республике Башкортостан также можно охарактеризовать по общей страховой суммой и средней страховой суммой, приходящейся на один заключенный договор страхования (таблица 2).
Величина страховой суммы в Среднем на один заключенный договор _страхования в 2013 году_
2013 год.
Российская Федерация Республика Ьаш кор i ос тан
Страховая сумма по заключенным договорам страхования, гыс руб.
всею по всем видам 312 738 679 588,9 61 968 317,0
добровольное страхование - всею 288 222 070 494,5 58 777 917,0
обязательное страхование - всею 24 516 609 094,4 3 190 400,0
Количество заключенных договоров страхования, единиц
всего но всем вилам 140 677 057 574 499
добровольное страхование - всего 99 637 542 566 763
обязательное страхование - всего 41 039515 7 736
Страховая сумма в среднем на один заключенный договор страхования, тыс руб /дог.
всею но всем видам 2 223,097 107,865
добровольное страхование - всею 2 892,706 103,708
обязательное страхование - всего 597,390 412,410
*по Данным ИМИ С С - Единая межведомственная ииформашюлно-етатистичсская система
Представленные данные отражают, что в Республике Башкортостан средняя величина страховой суммы на один заключенный договор в разы меньше среднероссийского значения. Вместе с тем, следует отметить, что наибольшая разница в страховой сумме наблюдается по добровольному страхованию: средний уровень страховой сумы на один договор по России по итогам 2013 года составил 2892,7 тыс. руб., тогда как по Республике Башкортостан значение данного показателя почти в 28 раз ниже.
Таким образом, современный уровень развития страхового рынка в Республике Башкортостан характеризуется усилением тенденций монополизации в страховом деле и концентрации капитала. Приведенная динамика основных показателей страхового дела позволяет отчетливо проследить сложившуюся в тенденцию сокращения числа страховых компаний-резидентов в большинстве субъектах РФ, что в свою очередь обуславливает снижение их доли на страховом рынке по объему собранных страховых премий. Вместе с тем, наблюдаемая активизация проникновения «центральных» страховых компаний на региональные страховые рынки обуславливает изъятие финансовых ресурсов из регионов, что существенно ограничивает финансовые возможности последних в решении задач социально-экономического развития регионов, а также интенсификации протекающих в их рамках страховых и инвестиционных процессов. Основной проблемой развития страхового рынка республики остается низкий уровень капитализации региональных страховых компаний и, соответственно, низкий уровень их финансовой устойчивости. В целом, потенциал страховой отрасли в республике достаточно высок, хотя и используется лишь его незначительная часть. Этот потенциал выражается в способности, во- первых, предоставлять страховую защиту более широкому кругу организаций и предприятий региональными страховщиками, и, во-вторых, активно участвовать страховым компаниям в инвестиционной деятельности на республиканском и межрегиональном уровнях. В качестве недостатков регионального страхового рынка следует отметить ограниченность предлагаемых услуг по добровольному страхованию, включая долгосрочное накопительное страхование жизни; низкий интерес к долгосрочному страхованию у потенциальных страхователей, которые предпочитают размещать средства в банках, обеспеченных государственной системой страховой защиты вкладов; относительную дороговизну страховых продуктов и отсутствие должной ответственности страховщиков по выполнению принятых на себя обязательств;
международный научный журнал «инновационная наука» №1/2016 issn 2410-6070
неразвитая инфраструктура регионального страхового рынка (систем перестрахования, сострахования, взаимного страхования, страховых посредников - брокеров, актуариев и др.).
Список использованной литературы:
1.Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" 27 ноября 1992 года № 4015-1 (внесенными изменениями и дополнениями от 2011 г).
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fedstat.ru/indicators/start.do
3. Шарифьянова, З.Ф. Механизм функционирования регионального страхового рынка (на примере Республики Башкортостан): монография / З.Ф. Шарифьянова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. -136 с.
© Ульмаскулов Р.Т., Шарифьянова З.Ф. 2016.
УДК 368
И. Р. Халикова,
студентка 3 курса Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
Шарифьянова З.Ф. к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
МАРКЕТИНГ В СТРАХОВАНИИ Аннотация
В статье осуществлен анализ основных проблем в страховом маркетинге, выделены особенности конкуренции на страховом рынке России. Рассмотрены виды нестандартного маркетинга в страховании. Приведен расчет экономического эффекта от рекламы.
Ключевые слова
Маркетинг, маркетолог, конкуренция, PR-акции, страховой рынок, страховой брокер, страховые услуги.
В наше время маркетинг в страховании является эффективным продвижением услуг в области страхования, так как страхование является таким специфическим продуктом, которым потребителю невозможно увидеть, пощупать его, страхование можно только представить.
Преодолеть недоверие клиентов против страховой компании непросто, поэтому нужно объединить страховщиков. Например, западные развитые страны часто проводят семинары, конференции, проходящие при участии сразу нескольких страховых компаний. Неоспорим тот факт, что в России тоже проводят такие мероприятия, но при организации мероприятий предприятия зачастую сталкиваются с проблемами: денежного характера и с тем, что каждая компания стремится устанавливать спрос на свои услуги. Вследствие чего, маркетолог страховой компании сталкивается с проблемой формирования системы продаж на основе анализа рынка и конкурентов.
Русская клиентура не имеет возможности получения развернутой информации о страховщике, поэтому при выборе страховой компании клиент первым делом останавливает свой выбор исходя из рекомендации уже застрахованных лиц, или же на выбор влияет уровень популярности страховой компании; также главным фактором можно отметить стоимость страховых услуг, предоставляемые страховым предприятием.