УДК 339
А.В. Надирова* АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ
В статье проводится анализ создания государственных корпораций в России. Особо выделяются типы и функции современных государственных корпораций.
Ключевые слова: государственные корпорации, история создания ГК, федеральные ГК, концепции, технологии, бюджет, банковская и финансовая система.
В соответствии со ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1] государственной корпорацией (далее — ГК) признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. ГК создается на основании федерального закона, который конкретизирует цели ее создания и функции деятельности.
Первая ГК в России — «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО) — была создана на основании Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций», который был принят для преодоления последствий банковского кризиса 1998 г. и устанавливал порядок осуществления комплекса мер, применяемых к кредитным организациям, направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. Настоящим актом открытое акционерное общество небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» было преобразовано в одноименную ГК. Впоследствии она была ликвидирована Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона “ О реструктуризации кредитных организаций” и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации ГК “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”», а ее имущество было передано в качестве взноса вновь созданной ГК «Агентство по страхованию вкладов».
Существующие в настоящее время в Российской Федерации ГК представлены в таблице.
Понятие «государственная корпорация» существует не только в России, но и в целом ряде государств, включая такие страны, как США, Великобритания, Канада, Финляндия и прочие. При
этом общим принципом является то, что ГК создаются на основании законодательных актов, принимаемых парламентами государств, их советы директоров формируются правительством и парламентом, и они подотчетны парламенту или президенту страны (см. подр.: [2; 5]).
Можно выделить несколько типов современных ГК Российской Федерации.
Первый тип — ГК, созданные специально для расходования бюджетных средств. Российское законодательство (в первую очередь Бюджетный кодекс) не позволяет тратить бюджетные деньги оперативно. Для того чтобы выделить средства, например, на реконструкцию какого-то объекта, их необходимо учесть в федеральной адресной инвестиционной программе, выпустить специальное постановление Правительства, специальное распоряжение Минфина. Этот тип теоретически создан для того, чтобы уменьшить бюрократию в принятии определенных расходных решений: просто фонд ЖКХ выделит местным властям деньги, с помощью которых можно решить конкретные текущие местные проблемы, и эта процедура существенно ускорится. К данному типу можно отнести ГК «Фонд поддержки ЖКХ», ГК «Росна-нотехнологии».
Второй тип — ГК, где собираются разнородные активы, которыми государство по стратегическим и экономическим соображениям планирует управлять централизованно. Это ФГУП «Росвооружение» (в 2000 году ФГУП «Росвооружение» и ФГУП «Промэкспорт» были объединены в ФГУП «Рособоронэкспорт», а в 2007 году ФГУП «Рособоронэкспорт» было преобразовано в ОАО) и ГК «Ростехнологии». У государства есть задача
— поддержание обороноспособности, производства и экспорта вооружений и технологического развития, а концепция этих ГК предполагает, что эффективность их реализации будет выше при централизованном управлении.
Третий тип — ГК, созданные для решения отдельных финансовых задач по стабилизации банковской и финансовой системы. К ним можно отнести ГК «Агентство по страхованию вкладов».
* © Бадирова А.В., 2012
Бадирова Айдан Вахитовна ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, г. Самара, Российская Федерация, ул. Акад. Павлова, 1.
Таблица
Государственные корпорации Российской Федерации
Название Федеральные законы, определяющие правовой статус Руководитель
Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Г енеральный директор - Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров агентства в феврале 2004 г.)
Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» Председатель - Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Российская корпорация нанотехнологий Федеральный закон от 19.06.2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Г енеральные директора: - Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400) - Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 1.06.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства» Г енеральный директор - Цицин Константин Г еоргиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р)
Г осударственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30.10.2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматиче -ского курорта» Президенты: - Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р) - Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Фе -дерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р) - Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р)
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» Федеральный закон от 23.11.2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации “Ростехнологии”» Генеральный директор - Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Россий -ской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”» Генеральный директор - Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663)
Все действующие на сегодняшний день ГК можно разделить по следующим критериям.
1. В зависимости от порядка образования:
— ГК, созданные в процессе реорганизации юридических лиц (ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростехнологии», ГК «Олимпстрой», ГК «Росатом»).
Организационно-правовая форма ГК изначально введена в целях создания законодательной базы для преобразования ГК «АРКО» из ОАО в некоммерческую организацию.
ГК «Внешэкономбанк» была создана в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» путем реорганизации в форме преобразования Банка внешнеэкономической деятельности СССР.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1577 «Об открытом акционерном обществе “Рособоронэкспорт”» ФГУП «Рособоронэкспорт» преобразован в ОАО, 100 % акций которого находится в федеральной собственности с последующей их передачей государственной корпорации ГК «Ростехнологии».
Со дня государственной регистрации ГК «Олимпстрой» все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным от имени Российской Федерации ФГУП «Объединенная дирекция Федеральной целевой программы “ Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006—2014 годы)”», перешли к ГК.
В качестве имущественных взносов Российской Федерации ГК «Росатом» переданы находящиеся в федеральной собственности акции ОАО «Атомный энергопромышленный комплекс», а также акции других ОАО; имущественные комплексы ФГУП по перечню, утверждаемому Президентом Российской Федерации; имущество, закрепленное на праве оперативного управления за Федеральным агентством по атомной энергии, а также за федеральными государственными учреждениями, передаваемыми ГК по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и др.;
— ГК, созданные в порядке вновь создаваемых юридических лиц (ГК «Роснанотех», ГК «АСВ», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).
Несмотря на то что все денежные средства, полученные в результате реализации имущества ГК «АРКО», были переданы ГК «АСВ», реорганизация в данном случае отсутствовала.
2. В зависимости от наличия или отсутствия властных полномочий:
— ГК, наделенные функциями нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности (ГК «АСВ», ГК «Росатом»).
ГК «АСВ» разрабатывает и утверждает порядок расчета страховых взносов, порядок конкурсного
отбора банков-агентов и другие рекомендации, распространяющиеся на банки-участники системы страхования вкладов.
К компетенции ГК «Росатом» относится достаточно большое количество функций нормативного регулирования в области использования атомной энергии. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии “ Росатом”» нормативные правовые акты ГК издаются в форме приказов, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, юридических и физических лиц. ГК может признавать не действующими на территории Российской Федерации акты Министерства среднего машиностроения СССР, Министерства атомной энергетики и промышленности СССР и др.
Каждая ГК имеет по-разному выраженные атрибуты и полномочия органа государственной власти — от гербовой печати до явных функций органа государственной власти. Так, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации имеют все ГК. Между тем по общему правилу такую печать вправе иметь только органы государственной власти, а организации — лишь в том случае, если они наделены отдельными государственно-властными полномочиями (ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации») [5];
— ГК, не наделенные властными полномочиями по отношению к иным субъектам (ГК «Ростехнологии», ГК «Роснанотех», ГК «Олимпстрой», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ГК «Внешэкономбанк»).
3. В зависимости от порядка формирования органов управления ГК:
— ГК, члены управления которыми назначаются Президентом Российской Федерации (ГК «Ростехнологии»);
— ГК, члены управления которыми назначаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (ГК «Роснанотех», ГК «Росатом», ГК «Внешэкономбанк»);
— ГК, члены управления которыми назначаются Правительством Российской Федерации (ГК «Олимпстрой», ГК «АСВ», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).
В совет директоров ГК «АСВ», высший орган управления государственной корпорации, входят также представители Банка России.
4. В зависимости от основания реорганизации или ликвидации:
— ГК, ликвидируемые только на основании федерального закона (ГК «Роснанотех», ГК «Ро-
сатом», ГК «Олимпстрой», ГК «АСВ», ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростехнологии»);
— ГК, для ликвидации которых принятие специальных федерального закона не требуется (ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).
5. В зависимости от рентабельности зоны действия ГК для иных участников предпринимательской деятельности:
— ГК, действующие в сферах, финансово не привлекательных для частного бизнеса (ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ГК «Роснанотех», ГК «Олимпстрой»).
В экономической теории говорят о существовании «проблемы общественных благ», т. е. имеются многочисленные товары и услуги, жизненно необходимые обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в недостаточном количестве [3; 4]. Решение подобной проблемы является основной целью деятельности ГК, отнесенных к данной классификационной группе.
Так, ГК «Олимпстрой» за счет собственных средств организует работы, направленные на строительство олимпийских объектов, объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, а также инфраструктуры связи, объектов электроэнергетики и другие мероприятия. ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» функционирует в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и пр. В данные сферы хозяйствующие субъекты идут неохотно, поскольку указанные мероприятия требуют больших капиталовложений, которые, скорее всего, не окупятся в будущем.
Кроме того, научно-технический прогресс требует солидных ассигнований на долгосрочные научные исследования, практические результаты которых проявятся лишь в будущем и на которые рынок не может выделить средства. Решение подобных государственных задач является целью функционирования ГК «Роснанотех»;
— ГК, которые действуют в области, привлекательной для иных участников рынка, но в которых, по сути, установлена государственная монополия (ГК «АСВ», ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом»).
В данных ситуациях создано некое подобие искусственной монополии, поскольку конкуренция в таких сферах экономически возможна, но она не допускается государством ввиду ее нецелесообразности.
6. В зависимости от времени существования ГК:
— ГК, созданные на определенный период: до конкретного времени или до момента наступления определенного события (ГК «Олимпстрой», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»);
— ГК, созданные на неопределенное время (ГК «Росатом», ГК «АСВ», ГК «Внешэкономбанк», ГК «Ростехнологии»).
Таким образом, ГК, действующие в России, весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Официальные лица заявляют, что в будущем нас ожидает создание еще далеко не одной ГК.
Библиографический список
1. О некоммерческих организациях: [федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ; принят ГД ФС РФ 08.12.1995 г.]. URL: http: / / www. consultant. ru / popular/ nekomerz/.
2. Ефимова Л.Г. О правовой природе госкорпораций // Хозяйство и право. 2008. № 8. С. 59—68.
3. Катков Е.В. Теоретико-методологические основы инновационного развития экономико-производственных структур // Основы экономики, управления и права. 2012. № 4 (4). С. 50—53.
4. Катков Е.В., Сорочайкин А.Н. Моделирование процессов инвестиционного развития предприятий // Вестник СамГУ. 2012. № 10 (101). С. 33-39.
5. Нетесов Д.Н. Правовой режим государственных корпораций // Реформы и право. 2008. № 3. С. 44-53.
A.V. Badirova* ANALYSIS OF CREATION OF STATE CORPORATIONS IN RUSSIA
In the article the analysis of state corporations in Russia is carried out. The special role is given to the types and functions of modern state corporations.
Key words, state corporations, history of creation of state corporations, federal state corporations, conceptions, technologies, budget, banking and financial system.
* Badirova Aidan Vahitovna ([email protected]), the Dept. of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.