НАУЧНЫЙ ОБЗОР
УДК 374+37.0
Гриневецкая Татьяна Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института физико-математического и информационно-экономического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, tanita973@list.ru, Новосибирск
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛьТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ*
Аннотация. Актуальность темы данной статьи обоснована наличием постоянного интереса к вопросу изучения культурного наследия разных народов с целью адаптации его образовательно-воспитательного потенциала к конкретным культурно-историческим условиям. Особым направлением современных психолого-педагогических исследований выступает вопрос развития этнокультурного образования педагога. Под этнокультурной компетентностью педагогов в работе понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Исследование вопроса развития этнокультурного образования педагогов позволило выделить ряд методологических подходов: общеметодологические, специально-методологические, частнометодологические. Применительно к теме исследования более подробно в работе рассмотрена совокупность системно-целостного, цивилизационного, кросскультурного, культурологического, аксиологического, акмеологического, личностно-дея-тельностного, компетентностного, диффузно-синкретического, амбивалентного и региональ-но-футурологического общеметодологических подходов.
Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурная компетентность, мульти-культурное образование, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, де-ятельностный компонент, кросскультурное исследование, диффузно-синкретический подход, амбивалентный подход, регионально-футурологический подход.
Постановка проблемы. Перманентный процесс реформирования отечественной системы образования оказывает непосредственное влияние на все области современных научных исследований. Анализируя динамику изменения исследовательских интересов в области современной педагогики и психологии, нельзя не заметить наличие постоянного интереса к вопросу изучения культурного наследия разных народов с целью адаптации его образовательно-воспитательного потенциала к конкретным культурно-историческим условиям.
Приоритетность данного направления исследований в теории и практике современного образования закреплена рядом статей принятого в декабре 2012 года Федерального Закона «Об образовании в РФ». Согласно этому документу, ключевыми вопросами современного этнокультурного образования
выступают: защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства; знание национального языка; обеспеченность учебного процесса информационно-образовательными ресурсами; личность педагога; включение в ООП учебных предметов, курсов, дисциплин/модулей, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий [6; 14].
Реализация вышеназванных установок со стороны государства и правительства возможна при условии, когда многовековой опыт, накопленный за длительную историю существования разных народов, будет учитываться при разработке современных образовательных и воспитательных моделей.
* Статья подготовлена в рамках исследовательского гранта РФФИ-17-06-00862
«Уважение к опыту предков и национальному укладу становится действительным залогом выживания и развития национальной культуры, религии и языка» [11, с. 79].
Проблема формирования нравственной и высококультурной личности остается одной из важнейших и значимых проблем государства. Анализируя поведение современной молодёжи, систему их отношений, стиль общения, можно сделать вывод о том, что на формирование нравственного и культурного сознания личности влияют те ценностные ориентиры, которые приняты в обществе на определенном историческом этапе его развития.
Цель данной статьи - провести анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы этнокультурного образования педагогов.
Утверждение этнокультурного подхода в отечественной системе образования. На современном этапе развития отечественной педагогической науки отчетливо наблюдается смена научной парадигмы. В самом общем виде эту смену можно охарактеризовать как движение от идеологии к культуре. Смещение идеологической ориентации к культурной прослеживается как в теоретических, так и в прикладных педагогических исследованиях.
Национальный компонент образования повышает роль образовательных учреждений в развитии этнической культуры и самосознания у подрастающего поколения. Поэтому одной из важнейших задач в современных условиях является развитие личности на духовно-нравственной основе общечеловеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов, воспитание культуры национального самосознания и межнациональных отношений.
Учитывая это, можно сформулировать ряд требований к сфере образования, следующих из насущных проблем общества, которые заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание, методы и средства формирования этнической культуры личности.
Исследование этнического самосознания как основы формирования нравственной личности следует начинать с изучения культуры народов в целом и ее составляющих. На современном этапе ни у кого не вызывает сомнения факт, что основополагающим эле-
ментом межнациональных различий психики является культура. Поэтому для изучения этнических культур недостаточно изучения традиционного, исторически сложившегося представления о национальной культуре, важно учитывать современное состояние, современную реальность этносов.
Перед современной системой образования стоят новые задачи. Одной из них является необходимость разработки педагогической концепции, в которой должно быть отражено многообразие этнокультур, система ценностей, социальные нормы, язык, историческая память, религия, представления о родной земле, народное и профессиональное искусство, а также многое другое.
Значение этнокультурных феноменов, определяющих психологию народа, заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов, влияющих на поведение конкретного человека и на целые социальные группы. Сфера социально-природных взаимодействий человека включает многообразные комплексы культурных, политических, национальных, религиозных институтов и традиций, присущих конкретному обществу, и связана со специфическим механизмом аккумулирования и передачи опыта, традиций, способов и приемов деятельности, индивидуальных и коллективных адаптивных стратегий и т. д. Личность не может жить в рамках конкретного социокультурного пространства, не испытывая на себе воздействия традиций и обычаев. Индивидуальные и коллективные стратегии несут на себе печать народных традиций, национального характера, религиозных верований и т. д. [2, с. 213].
Кроме того, существует необходимость формулирования национальной идеи образования, раскрывающей модель формирования нравственной, толерантной личности в условиях многонациональной, поликультурной страны. По мнению Е. В. Андриенко, «если педагогика будет игнорировать национальные, культурные особенности и реали-зовывать только некие универсальные для всех правила обучения и воспитания, то она будет безуспешной...» [1, с. 56-57].
Важным результатом процесса подготовки специалиста в системе педагогического образования является не только сформированная система знаний, умений и обоб-
щенных способов выполнения профессиональных функций, но и, прежде всего, профессионально ориентированная личность, способная к самореализации. Сегодня в отечественном образовании происходит утверждение этнокультурного подхода, направленного на организацию воспитательно-образовательной сферы в духе национальных традиций с учетом опыта других стран.
Краткий анализ психолого-педагогических исследований в области этнокультурного образования личности. Понятие «этнокультурность» в настоящее время охватывает практически все образовательное пространство, которому свойственно многообразие языковых, духовных, культурных, этнических и других традиций. Соответственно понятие этнокультурной личности предполагает понимание и принятие ею языка, культуры и духовного мира других народов. Этнокультурность выступает важным условием природного и социального развития человека, обеспечивающим его интеграцию в мировое культурное и образовательное пространство.
Идея этнокультурности в современной научной литературе представлена достаточно большим спектром направлений исследований в трудах отечественных и зарубежных ученых - школа диалога культур (В. С. Библер, С. Ю. Курганов и др.) [7; 8]; мультиэтническое образование (J. Banks, K. Bruna и др.) [15-17]; поликультурное и мультикультурное образование (А. Н. Джу-ринский, Г. Д. Дмитриев, Р. Люсиер, В. В. Ма-каев, З. А. Малькова, В. И. Матис, Я. Пэй, Л. Л. Супрунова и др.) [8; 12]; кросс-культурное образование (А. П. Лиферов, Р. Д. Хэнвей и др.) [3; 4]; этнокультурный подход в профессиональном образовании (Г. Н. Волков, Е. Л. Жирков, А. Б. Пань-кин, С. Б. Серякова, В. К. Шаповалов и др.) [7; 12]; этнопедагогическая подготовка учителей (А. Л. Бугаева, Д. И. Латышина, В. А. Николаев, Т. Н. Петрова, М. Г. Харитонов и др.) [9; 12]; этнопсихологический аспект межличностных отношений (И. И. Афанасьев, В. М. Бызова, В. Г. Крысь-ко, Н. М. Лебедева, А. Л. Оконешникова, Э. А. Саракуев, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хо-тинец и др.) [7; 8; 10]; национальная культура в системе образования (Б. Ш. Алиев,
Ш. М.-Х. Арсалиев, Е. С. Бабунова, Ц. Б. Будаева, Г. Н. Волков, Ш. А. Гапуров, Т. Н. Кондратьева, В. С. Кукушин, И. Е. Максимов и др.) [5; 7; 8]; формирование этнокультурной компетентности (Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, Н. М. Лебедева, Г. Е. Поторочина, В. Г. Рощупкин, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федорова, J. Berry и др.) [8; 10; 13; 18].
В перечисленных исследованиях термины «поликультурное», «мультикультурное», «многокультурное» по своему смыслу считаются синонимами. Среди современных исследователей этнокультурного образования наблюдается относительное согласие по поводу его ключевых характеристик [3]. По мнению большинства, этнокультурное образование - это такое образование, которое нацелено на этнокультурное становление и развитие личности. Рассматривая различные аспекты современного этнокультурного образования, можно выделить ряд признаков, характеризующих данный феномен: направлено на сохранение этнокультурной идентичности личности; базируется на идеях этнопедагогики, этнопсихологии, этно-культуры; приобщает обучающихся к этнической культуре; гармонизирует усвоение ценностей родной культуры обучающегося с одновременным освоением ценностей мировой культуры и т. д.
Таким образом, этнокультурное образование в широком научном смысле функционально определяет: трансляцию как передачу и воспроизводимость культуры от одного поколения к другому; формирование национального и интернационального в этнокультурном развитии человека; дифференциацию этнических и глобальных интересов; интеграцию, обеспечивающую взаимодействие и взаимообогащение национальных культур.
Понятие «этнокультурная компетентность педагога», ее цель и критерии развития. Результатом этнокультурного образования является формирование этнокультурной компетентности личности. Под этнокультурной компетентностью педагогов будем понимать свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие
эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию [3].
Цель этнокультурной компетентности педагогов имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность заключается в том, что педагог должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.
В качестве критериев развития этнокультурной компетентности могут выступать: уровень овладения теоретическими и прак-тико-ориентированными знаниями этно-культурологического содержания (знания этнопедагогики, этнопсихологии, педагогики межнационального общения; теории национального и поликультурного воспитания детей и др.); степень сформирован-ности необходимых умений и навыков для продуктивного взаимодействия в многонациональном коллективе; наличие качеств, определяющих позицию активного субъекта этнонаправленного образовательного процесса; успешная профессиональная самореализация в полиэтничном окружении и др.
Переход от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования способствовал актуализации вопроса формирования этнокультурной компетентности педагога. Во времена глобальных изменений во всех сферах человеческой жизнедеятельности в обществе возникла необходимость в специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых взять на себя ответственность за происходящее вокруг, умеющих вести диалог, стремящихся к взаимопониманию и неконфликтному общению с представителями разных культур. Чтобы воспитать таких специалистов, необходимо, чтобы педагогические работники сами обладали такой этнокультурной компетентностью и чтобы она стала неотъемлемой частью их педагогической культуры.
Основные теоретико-методологические подходы в исследовании этнокультурного образования педагогов. В исследовании вопроса развития этнокультурного образования педагогов можно выделить ряд
методологических подходов, которые условно можно разделить на три группы: общеметодологические, раскрывающие сущность понятия «этнокультурное образование» в широком научно-исследовательском плане; специально-методологические, касающиеся проблемы этнокультурного образования на уровне теории педагогического профессионализма и с позиции практических исследований в области философии, социологии, этнопедагогики, этнопсихологии и других наук; частнометодологические, объединяющие в себе конкретные методы, приемы, методики и техники, позволяющие усвоить базовые знания в области этнокультуры [9].
Применительно к теме исследования рассмотрим более подробно совокупность следующих общеметодологических подходов: системно-целостного, цивилизационного, кросскультурного, культурологического, аксиологического, акмеологического, лич-ностно-деятельностного, компетентностно-го, диффузно-синкретического, амбивалентного, регионально-футурологического [7].
Задача системно-целостного подхода заключается в обеспечении объективного познания сложноорганизованных этнокультурных феноменов и определении взаимозависимости между их компонентами. Это позволяет представить процесс развития этнокультурного образования в виде модели, отражающей множество составляющих ее элементов, что обеспечивает целостность в познании с точки зрения разных направлений исследований.
Цивилизационный и кросскультурный подходы, во-первых, позволяют выделить такие общие для всех стран явления и процессы, как глобализация, стандартизация, интернационализация, локализация и др., во-вторых, помогают выявить этнокультурные и цивилизационные особенности развития образования с учетом таких базовых ценностей, как цели воспитания и образования, специфика образа жизни, обычаи и традиции, система отношений в семье, общение со старшими/младшими по возрасту, отношение к труду и т. д.
Культурологический подход помогает рассмотреть культуру как особую сферу существования и источник развития личности. В ходе исследования было установлено, что этнокультурное образование представляется
научный обзор
важнейшим компонентом и основным каналом трансляции культурного опыта.
Использование аксиологического подхода в исследовании этнокультурных феноменов связано с тем, что сама по себе этническая культура является ценностью. В основе такого подхода к культуре народов мира лежит идея образования на основе общечеловеческих ценностей, самоценности личности и всего, что с ней связано.
Акмеологический подход нацелен на решение проблем, связанных с развитием профессионализма в этнокультурной деятельности, способов достижения «вершин» мастерства - профессиональной зрелости, своеобразного оптимума профессионального развития.
Личностно-деятельностный подход позволяет разработать теоретическую концепцию развития этнокультурного образования педагогов с учетом особенностей социокультурной и национально-региональный среды.
Компетентностный подход определяет круг способностей специалиста в области этнокультурного образования, позволяющий ему решать типичные профессиональные задачи с опорой на имеющиеся знания, жизненный опыт, ценностные ориентации, наклонности и другие составляющие структуры его личности.
Наше исследование показало, что приоритетным статусом в контексте развития этнокультурного образования обладают диффузно-синкретический, амбивалентный и регионально-футурологический подходы, поскольку позволяют исследовать этнокультурные феномены с учетом их неоднородности, противоречивости, сложности восприятия и определения перспектив развития в меняющемся мире.
Диффузно-синкретический подход подразумевает распространение, взаимное
проникновение и самопроизвольное выравнивание разнородных воззрений, взглядов на проблему этнокультурного образования, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Амбивалентный подход реализуется в противоречивости исследований феномена развития современного этнокультурного образования педагогов за счет высокой турбулентности социокультурной среды. Регионально-футурологический подход учитывает временные рамки культурного бытия человека (прошлое, настоящее, будущее), обеспечивая существование перспективно-динамичной модели развития этнокультурного образования, позволяющей делать прогнозы относительно будущего.
Заключение. Разработка и реализация идеи этнокультурного образования в аспекте рассмотренных выше подходов является принципиально новым направлением. Для педагогов профессиональная стратегия этнокультурного воспитания в аспектах диф-фузно-синкретического, амбивалентного и регионально-футурологического подходов выступает как реальная возможность проявления своей этнической социализации, национального самосознания, этнической идентичности, способа познания культур разных народов, межнационального общения. Данная стратегия становится эффективным средством развития их этнокультурной компетентности и отражает внутреннюю настроенность педагога на определенное поведение при решении этнокультурных задач, установку на активные и содержательные действия.
Проанализированные теоретико-методологические подходы позволяют наметить новые пути развития этнокультурного образования педагогов с учетом изменения запросов и требований со стороны государства и общества.
Библиографический список
1. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм: монография. - Новосибирск, 2011. - 188 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология. -М.: Академия, 2012. - 263 с.
3. АндриенкоЕ. В., Кондратьева Т. Н. К вопросу о терминах в этнопедагогике и этнопсихологии современного образования в контексте формирования этнокультурной ассертивности личности // Философия образования. - 2016. - № 3 (66). - С. 36-44.
4. Андриенко Е. В., Кондратьева Т. Н. Этнокультурная ассертивность личности как базовая составляющая профессиональной компетентности будущего педагога // Этнопедагогика и этнопсихология в мировом и Казахстанском научно-образовательном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию профессора, академика АПНК, МАНПО, Международной
педагогической академии К. Ж. Кожахметовой (Казахстан, 8-9 января 2016 г.). - Алматы, 2016. -С. 301-305.
5. Арсалиев Ш. М-Х. Методология современной педагогики. - М.: Гелиос АРВ, 2013. - 320 с.
6. Вахитов Д. Р., Зиннатуллин А. З., Кондратьева Т. Н. Нормативно-правовая основа современных исследований в области этнокультурного образования // Философия образования. - 2016. -№ 3 (66). - С. 53-63.
7. Гриневецкая Т. Н. Этнокультурное образование педагогов в процессе их профессиональной подготовки: учебное пособие. - Новосибирск: ИПЦ НГМУ, 2017. - 96 с.
8. Кондратьева Т. Н. Тенденции развития экологического воспитания в этнопедагогике бурятского народа: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. - 225 с.
9. Кондратьева Т. Н. Сравнительный анализ феноменов этнической толерантности и этнокультурной ассертивности в контексте современного педагогического образования // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://ngmu. ru/cozo/mos/artide/text_MLphp?id=1834 (дата обращения: 20.09.2017).
10.ЛебедеваН. М., ТатаркоА. Н.,БерриДж. У. Проверка гипотез мультикультурализма, интеграции и контакта // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Четвертой международной научной конференции 30-31 мая 2014 г.: в 2 т. / отв. ред.: В. Гриценко. Т. 1. - Смоленск: Смоленский гума-
нитарный университет, 2014. - С. 23-26.
11. Ромм Т. А. История социальной недаго-гики: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 346 с. (Высшее образование).
12. Современные образовательные технологии в подготовке учителей математики, физики, информатики и экономики на основе традиций и инноваций: монография / E. В. Андриенко, Т. Н. Добрынина, А. Н. Дахин [и др.]; нод науч. ред. E. В. Андриенко, Т. Н. Добрыниной. - Новосибирск: НГПУ, 2017. - 264 с.
13. Федорова С. Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов: авто-реф. дис. ... д-ра нед. наук. - M., 2006. - 42 с.
14. Об образовании в РФ: Федеральный закон (2012). - URL: http://base.garant.ru/7029l362/ (дата обращения: 15.05.2017).
15. Banks J. Multicultural education: characteristics and goals // J. Banks, & C. Banks (Eds.) Multicultural education: Issues and perspectives. - 2004. - P. 3-30.
16. Banks J. Approaches to multicultural curriculum reform // J. Banks, & C. Banks (Eds.) Multicultural education: Issues and perspectives. -2004. - P. 242-264.
17. Bruna K. Finding new words: how I use critical literacy in my multicultural teacher education classroom. Journal of Education for Teaching. -2007. - № 33 (1). - P. 115-118.
18. Berry J. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management // International Journal of Cross Cultural Management. - 2015. - Vol. 22, № 3. - P. 342-355.
Поступила в редакцию 25.07.2017
Grinevetskaya Tatiana Nikolaevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Lecturer of the Department Pedagogy and Psychology Institute of Physico-Mathematical, Economical and Informational Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Tanita973@list.ru, Novosibirsk
ANALYSIS OF MODERN THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF PROBLEMS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF TEACHERS*
Abstract. The relevance of the topic of this article is justified by the presence of constant interest to the study of cultural heritage of different peoples, with the aim of adapting its educational potential to a particular cultural and historical conditions. A special focus of modern psychological-pedagogical studies the issue of ethno-cultural education development of the teacher. Under the ethno-cultural competence of teachers work is understood as the property of the person, expressed in the presence of the aggregate of objective representations and knowledge of one or another ethnic culture, realized through the skills and behaviours that contribute to effective inter-ethnic understanding and interac-
* This article was prepared as part of a research grant RFFI -17-06-00862
tion. The study of the development of ethno-cultural education of teachers led to identify a number of methodological approaches: methodological, specialmemories, custommodules. In relation to the research topic in more detail in the article a set of systematically-integral, civilization, cross-cultural, culturological, axiological, acmeological, personality-activity, competence-based, diffuse and syncretic, ambivalent and regional futures methodological approaches.
Keywords: multicultural education, ethno-cultural competence, multicultural education, cognitive component, motivational and valuable component, active component, cross-cultural research, dif-fuse-syncretistic approach, the ambivalent approach, the regional-futurist approach.
References
1. Andrienko, E. V., 2011. Teaching professionalism: monograph. Novosibirsk, 188 p. (In Russ.)
2. Andrienko, E. V., 2012. Social psychology. Moscow: Academy Publ., 263 p. (In Russ.)
3. Andrienko, E. V., Kondratyeva, T. N., 2016. The question of the terms in the psychology and pedagogy of modern education in the context of the formation of ethno-cultural assertiveness of the personality. Philosophy of education, 3 (66), pp. 36-44. (In Russ.)
4. Andrienko, E. V., Kondratyeva, T. N., 2016. Ethnocultural assertive personality as a basic component of professional competence of future teacher. Ethnopedagogics and ethnopsychology in Kazakhstan and the world scientific and educational space: materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 65-th anniversary of Professor, academician of APNK, MANPO, International pedagogical Academy, K. J. Kozhakhmetova (Kazakhstan, January 8-9, 2016). Almaty, pp. 301-305. (In Russ.)
5. Arsaliyev, Sh. M-H., 2013. Methodology of modern pedagogy. Moscow: Gelios ARV Publ., 320 p. (In Russ.)
6. Vakhitov, D. R., Zinnatullin, A. Z., Kondratyeva, T. N., 2016. Legal basis of modern research in the field of ethno-cultural education. Philosophy of education, 3 (66), pp. 53-63. (In Russ.)
7. Grinevetskaya, T. N., 2017. Ethno-cultural education of teachers in the process of their professional training: a training manual. Novosibirsk: IPC NGMU Publ., 96 p. (In Russ.)
8. Kondratyeva, T. N., 2009. Trends in the development of environmental education in the pedagogy of the Buryat people: monograph. Novosibirsk: NSPU Publ., 225 p. (In Russ.)
9. Kondratyeva, T. N., 2015. Comparative analysis of the phenomena of ethnic tolerance and eth-no-cultural assertiveness in the context of modern pedagogical education. Medicine and education in Siberia: the network of scientific publishing, 4.
Available at: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_ full.php?id=1834 (accessed 20.09.2017) (In Russ.)
10. Lebedeva, N. M., Tatarko, A. N., Berry George, W., 2014. Testing hypotheses of multicultur-alism, integration and contact. Theoretical problems of ethnic and cross-cultural psychology: proceedings of the Fourth international scientific conference (30-31 may 2014). Vol. 1. Smolensk: Smolensk humanitarian University Publ., pp. 23-26. (In Russ.)
11. Romm, T. A., 2010. History of social pedagogy: textbook. Rostov on Don: Feniks Publ., 346 p. (Higher education). (In Russ.)
12. Andrienko, E. V., Dobrynina, T. N., Dakhin, A. N., et al., 2017. Modern educational technologies in the training of teachers of mathematics, physics, Informatics and Economics on the basis of traditions and innovations: monograph. Novosibirsk: NSPU Publ., 264 p. (In Russ.)
13. Fyodorova, S. N., 2006. The formation of ethno-cultural competence of future teachers. Dr. Sci. (Ped.). Moscow, 42 p. (In Russ.)
14. On education in the Russian Federation. Federal law (2012). Available at: http://base.garant. ru/70291362/ (accessed: 15.05.2017). (In Russ.)
15. Banks, J., 2004. Multicultural education: characteristics and goals. J. Banks, & C. Banks (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives, pp. 3-30.
16. Banks, J., 2004. Approaches to multicultural curriculum reform. J. Banks, & C. Banks (Eds.), Multicultural education: Issues and perspectives, pp. 242-264.
17. Bruna, K., 2007. Finding new words: how I use critical literacy in my multicultural teacher education classroom. Journal of Education for Teaching, 33 (1), pp. 115-118.
18. Berry, J., 2015. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management. International Journal of Cross Cultural Management, Vol. 22, 3, pp. 342-355.
Sudmitted 25.07.2017