Раздел IV. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
М.В. Воронина В.В. Филатов
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ АПК
Ключевые слова: инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, сельскохозяйственные кластеры, АПК.
Проблемы отечественного АПК охватывают широкой спектр - от технической отсталости до проблем социальной инфраструктуры села. У предприятий особенно остро ощущается нехватка средств на модернизацию производства. Вместе с тем ресурсо-производящие отрасли АПК во многих случаях продолжают выпускать морально устаревшие средства производства, предполагающие в свою очередь использование упрощенных технологий как в самом сельском хозяйстве, так и в смежных с ним отраслях переработки, хранения и реализации аграрной продукции, что неминуемо ведет к значительному снижению производительности труда по сравнению с лучшими мировыми аналогами. Инновации в человеческий капитал при всей очевидной значимости этого направления осуществляются крайне медленно, что, естественно, осложняет общий подъем аграрного производства и возрождение сельских территорий. В целом можно выделить три главные причины отсутствия инноваций в АПК. Во-первых, отсутствие спроса на конкретные готовые продукты вузов. Во-вторых, инертность бизнесменов; занятых в АПК, особенно мелких производителей, фермеров. Еще одна причина - отсутствие взаимодействия между властью и бизнесом по этим вопросам. При этом для реализации инновационной модели развития АПК есть определенные предпосылки и возможности. За последние годы учеными Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН) создано 258 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 24 новых селекционных форм животных и птиц, разработано 280 новых технологий, 137 единиц машин, приборов и оборудования, испытано 77 препаратов защиты растений [3].
Понятие инновация отождествляют с понятиями новшество, изобретение, открытие. Особенность инновации состоит в создании дополнительной ценности и связана с внедрением. В сфере сельского хозяйства выделяются четыре основных направления инноваций (см. табл. 1):
1) селекционно-генетические;
2) производственно-технологические;
3) организационно-управленческие;
4) экономико-социоэкологические.
© Воронина М.В., Филатов В.В., 2013
Таблица 1
Сущность направлений инноваций в АПК
Селекционно-генетические Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, породы и типы животных и кроссы птицы
Производственно-технологические Использование новой техники. Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Новые индустриальные технологии в животноводстве. Биологизация и экологизация земледелия. Новые ресурсно-сберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания
Организационно-управленческие Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК. Новые формы организации и мотивации труда. Новые формы организации и управления в АПК. Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Концепции, методы выработки решений
Экономико-социоэкологические Маркетинг инноваций. Формы и механизмы инновационного развития. Формирование системы кадров научно-технического обеспечения АПК. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения
Сам инновационный процесс представляет собой преобразование научного знания в инновацию. Инновационный процесс включает следующие стадии: «наука - техника (технология) - производство - потребление». В АПК инновационный процесс представляет собой постоянный поток превращения научных исследований и разработок в новые или улучшенные продукты, материалы, новые технологии, новые формы организации и управления и доведение их до использования в производстве с целью получения эффекта. Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются: наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания. В качестве негативных условий факторов следует отметить ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характерны: высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20
министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК); многообразие форм научно-технической и инновационной деятельности; значительный удельный вес в научных исследованиях проблем, имеющих региональный, отраслевой и межотраслевой характер; большая продолжительность исследования некоторых проблем, связанных с воспроизводственным процессом. Эта специфика создает определенные трудности в управлении аграрными научными исследованиями и аграрной наукой в целом. Следует отметить, что сложность и особенности сельскохозяйственного производства характеризуются высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства. Для конкурентоспособного развития отечественной экономики на инновационной основе целесообразно успешное функционирование в стране адекватной целостной системы стратегического прогнозирования и планирования, которая включает [2]:
- долгосрочные прогнозы социально-экономического, технологического и экологического характера (на срок до 30-50 лет), создаваемые на альтернативной основе, периодически (раз в пять лет) уточняемые и используемые для выбора приоритетов и разработки стратегических планов;
- собственно стратегические планы на отдаленную перспективу (15-20 лет), разрабатываемые правительством, обсуждаемые Федеральным собранием РФ и утверждаемые Президентом РФ;
- национальные и федеральные целевые программы и проекты, ориентированные на достижение выбранных приоритетов социально-экономического развития (сюда, например, можно было бы отнести реализованную в настоящее время Государственную программу по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг.);
- индикативные планы на среднесрочную перспективу (3-5 лет), увязывающие и конкретизирующие задания стратегических планов, национальных и федеральных целевых программ (индикаторы этих планов, как правило, носят ориентирующий рекомендательный характер для частного сектора, но обязательный для органов исполнительной власти и государственных учреждений);
- территориальную систему прогнозирования, стратегического и индикативного планирования по федеральным округам, субъектам РФ, крупным муниципальным образованиям, учитывающую специфику и особенности отдельных регионов.
Основными направлениями реализации инновационной политики в АПК являются:
- формирование инновационной системы АПК, включающей весь научно-технический потенциал отрасли, функционирующей на основе единой научно-технической политики государства;
- разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов стимулирования защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот;
- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров; дальнейшее развитие деятельности аграрной науки по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований и разработок;
- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ;
- ускорение освоения в производстве достижений науки и техники и передового опыта;
- стимулирование развития инновационных процессов в отрасли и совершенствование управления этими процессами;
- государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью восстановления их платежеспособности и повышения возможности осуществлять инновационную деятельность.
Успешное инновационное развитие предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Качественно новым направлением государственной политики в области поддержки сельского хозяйства выступают так называемые институты развития, создающиеся специально для обеспечения долгосрочных вложений в приоритетные наукоемкие сферы народного хозяйства. В нашей стране к ним, в частности, можно отнести учрежденный в 2007 г. Банк развития, деятельность которого ориентирована на повышение конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификацию, включая развитие инфраструктуры, инноваций и особых экономических зон, а также организованный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ, реализующий особо крупные и значимые инфраструктурные и инновационные программы на принципах частно-государственного партнерства [6].
Для повышения интереса инвесторов к инновационным проектам, в том числе и в агропродовольственной сфере, роста доходности от венчурных инвестиций и продвижения на международный рынок отечественной наукоемкой продукции в эти же годы создана Российская венчурная компания. Предполагается, что в дальнейшем с ее участием будет сформирована целостная система отраслевых и региональных фондов и компаний, что станет своеобразным катализатором стимулирования и поддержки нововведений в различных регионах и отраслях, включая АПК. Кроме того, еще одной важной формой реализации национальной инновационной стратегии выступают государственные корпорации, действующие по наиболее важным и актуальным направлениям народного хозяйства. Например, «Объединенная зерновая компания», задача которой состоит в закупке зерна от лица государства у аграрных производителей по объявленным ценам, продажа его на внутреннем и внешнем рынках, строительство новых элеваторов и т.д. Проблему с финансированием инноваций смогут решить венчурные фонды - это коммерческие организации, занимающиеся так называемым рискованным финансированием. Они отбирают перспективные инновационные проекты и обеспечивают их деньгами для развития. Когда предприятие начинает приносить прибыль, фонд получает часть доходов. Такие венчурные фонды уже давно и успешно работают во всём мире, а в последние годы появляются и в России. Приток капитала сможет запустить многие потенциально прибыльные проекты [1].
Важной составляющей является и уменьшение налоговой нагрузки, что в определенном смысле способно компенсировать недостаток инвестиций. Процентное субсидирование процентных ставок по кредитам на развитие приоритетных подотраслей аграрного производства - мясного и молочного скотоводства, а также возмещение 80% ставки рефинансирования Банка России по кредитам на развитие остальных подотраслей АПК также поспособствуют внедрению инноваций. В уставный капитал ОАО «Россель-хозбанк» и ОАО «Россельхозлизинг» за последние годы были дополнительно внесены значительные суммы государственных средств, что позволило в полной мере сохранить дееспособность этих системообразующих для аграрного сектора структур. В частности, уставный капитал «Россельхозбанка» был увеличен на 75 млрд руб., ввиду предстоящего кредитования АПК более чем на 840 млрд руб., в том числе предоставления субсидированных кредитов на 400 млрд руб., из них 70 млрд руб. на завершение строительства животноводческих комплексов.
В настоящее время реализована Государственная программа по развитию сельского хозяйства на 2008-2012 гг. Благодаря комплексным и своевременным мерам государственной поддержки, в 2011 г. в агропромышленном комплексе преодолены последствия аномальной засухи последних 2-х лет и обеспечена позитивная динамика развития. Прирост валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2012-2013 гг. прогнозируется на уровне 14 %. Объем государственной поддержки отрасли из федерального бюджета в текущем году со всеми дополнительными субсидиями составил 168 млрд руб. Более чем в два раза (к первоначально заложенному в бюджет объему) - до 8 млрд 200 млн руб. увеличено софинансирование экономически значимых региональных программ - средства направлены на мясное и молочное скотоводство, а также на развитие переработки, логистики, традиционные для субъектов отрасли сельского хозяйства.
Министерством разработан уже проект Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. Приоритетными направлениями станут:
- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности;
- развитие фермерства и малых форм хозяйствования;
- поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).
В современных быстроменяющихся условиях многократно возрастает и значение информационной компоненты инновационного развития АПК, своевременного и качественного оповещения сельскохозяйственных производителей о новейших достижениях аграрной науки и возможностях их использования в практической деятельности на конкретной территории [4]. В целях обеспечения поддержки бизнес-инициатив и развития инновационного потенциала целесообразным является создание региональных сельскохозяйственных кластеров. Большинство ученых отмечают, что все кластеры в той или иной степени способствуют ускорению инновационного процесса, а некоторые из них специализируется на выполнении данной задачи. Это обусловлено тем, что кластерный подход усиливает стремление предприятий к интеграции и нововведениям. Понятие «кластер» происходит от английского слова cluster и означает объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. В экономике под кластерами понимают сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Причины географической концентрации фирм в кластеры состоят в следующем [5]:
1) возможность для получения прибыли от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов;
2) обеспечение дешевизны и быстрых сроков поставки необходимого для бизнеса товара или услуги;
3) распространение знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, что способствует созданию специализированной высококвалифицированной рабочей силы;
4) конкуренция, так как, по мнению М. Портера, если на местном рынке появилась конкурентоспособная компания, выбор для остальных становится крайне жестким - либо повысить свою конкурентоспособность, либо уйти с рынка. Таким образом, по-
степенно возникают фирмы с высоким уровнем конкуренции, которые поглощают мелких конкурентов, в результате чего на рынке начинают доминировать кластеры фирм, сосредоточенных на одной территории.
Для создания кластера необходимо:
1) наличие крупного предприятия-интегратора, лидера, определяющего стратегию развития отрасли;
2) использование конкурентных преимуществ;
3) территориальная локализация;
4) устойчивость хозяйственных связей между предприятиями;
5) инновационная ориентированность.
В агропромышленном секторе реализация интеграции через кластерный подход тоже имеет место на существование. Агропромышленные кластеры свою деятельность могут основывать на трех свойствах [6]:
- географическая локализация;
- взаимосвязь между предприятиями отрасли;
- технологическая взаимосвязь разных отраслей для производства готового продукта.
Центром кластера может стать перерабатывающее предприятие, вокруг которого объединяются сельскохозяйственные товаропроизводители, организации инфраструктуры на основе договоров о стратегическом взаимодействии.
Формирование агропромышленных кластеров может происходить по инициативе одного из трех субъектов:
- сельскохозяйственного товаропроизводителя;
- местных органов власти;
- перерабатывающих предприятий.
Ключевым элементом создания кластера является наличие достаточного уровня доверия между участниками, которое может быть достигнуто путем реализации совместных проектов. К объединению предприятий подвигают преимущества, которые обеспечивает кластерный метод ведения бизнеса. Это, прежде всего, объединение усилий по формированию эффективной цепочки доведения готового сельскохозяйственного продукта до потребителя, реализация инновационных проектов.
К другим положительным моментам наличия кластерных групп в системе агробизнеса можно отнести:
- доступ к сырьевым ресурсам сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий;
- финансовые гарантии по сделкам;
- возможность осуществления эффективного сбыта для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение конкурентоспособности продукции;
- сокращение издержек обращения;
- снижение транзакционных издержек и т.д.
Кроме этого, политика государства, опирающаяся на развитие кластеров в сфере агробизнеса, приведет к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.
Далее рассмотрим пример агропромышленного биокластера. Агропромышленный биокластер - это комплекс глубокой переработки зерновых культур (до 1 млн т в год) и взаимосвязанных производств, где предприятия обеспечивают друг друга сырьем и продукцией. «Сердцем» биокластера является завод глубокой переработки зерновых
и растительной биомассы, который позволит получить в результате переделов почти 8-кратное увеличение стоимости сырья. Путем преобразования биоотходов в электроэнергию, тепло и органические удобрения (соответствующими установками будут оснащены все объекты биокластера) планируется осуществить выход на безотходное производство. Строительство системы миниэлеваторов в радиусе 150 км от комплекса переработки обеспечит качественную подработку и хранение зерновых, а также позволит улучшить ситуацию с зернохранилищами.
В рамках биокластера предусмотрено производство широкого перечня продуктов глубокой переработки растительной биомассы: клейковины (глютена), крахмала; этанола из отходов производства с целью его дальнейшего использования в производстве высокооктановых добавок к бензинам, другой высококачественной продукции растениеводства.
Во второй очереди производств, входящих в состав биотехнологического комплекса, будет налажен выпуск ферментов, аминокислот, органических кислот, витаминов, БАДов и прочих продуктов глубокой переработки зерновых, часть из которых в России в настоящее время не производится.
Зерно, выращенное на полях предприятия Группы «АПК «Титан», будет поступать на завод глубокой переработки зерновых и биомассы и комбикормовый завод. Кроме того, получаемый на заводе глубокой переработки зерна DDGS также пойдет на комбикормовое производство. Гранулированные корма будут использованы в свинокомплексе и птицекомплексе, которые, в свою очередь, будут снабжать сырьем мясокомбинат и удобрениями поля ГК «Титан». Таким образом, реализован кластерный подход, где предприятия находятся в разной степени зависимости друг от друга.
Объекты биокластера:
1) завод глубокой переработки зерновых культур и растительной биомассы.
2) комбикормовый завод.
3) свиноводческий комплекс.
4) птицеводческий комплекс по выращиванию индейки.
5) мясокомбинат интегрированной переработки.
Мировой опыт свидетельствует, что распространение новшеств в аграрной сфере наиболее успешно осуществляется именно на основе организации региональных служб сельскохозяйственного консультирования, взаимосвязанных с органами управления АПК, научными и учебными центрами, опытными и передовыми хозяйствами. Служба аграрного консультирования выступает, таким образом, связующим и передаточным звеном инновационной системы АПК, доводящим нововведения до конкретного товаропроизводителя на определенной сельской территории, существенно повышая тем самым его потенциальную конкурентоспособность.
В целом инновационное развитие АПК будет целиком зависеть от эффективности аграрной политики, ее адаптации к быстроменяющимся условиям, способности превратить аграрный сектор в национальный приоритет, сделать продовольствие неотъемлемой составной частью российского экспорта, конкурентным преимуществом на мировых рынках.
Библиографический список
1. Воронина М.В. Источники и проблемы финансирования бизнеса в АПК // Мир Агробизнеса. - Пищевая промышленность. - 2013. - № 1.
2. Воронина М.В., Кунина Е.Ф. Механизм реорганизации сельскохозяйственных предприятий АПК Нечерноземной зоны России // Материалы научной конференция «Современные проблемы пищевой промышленности». - МГЗИПП, 1996.
3. Кобулов Б.А. Управление инновационным развитием предприятий АПК в условиях рыночной нестабильности: Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования». - М.: Крокус-Экспо, РУДН, 2011. - С. 300-315.
4. Медведева Т.Ю. Управление технологическими инновациями в АПК на основе создания и развития информационно- консультационных систем / Т.Ю. Медведева, Т.В. Хомутин-никова, В.В. Филатов // Мат.-лы Международной научно-практической конференции «Инновационная политика хозяйствующего субъекта: цели, проблемы, пути совершенствования». - М.: Крокус-Экспо; РУДН, 2011. - С. 496-503.
5. Филатов В.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В.В. Филатов, Б.А. Кобулов, Г.М. Колосова [и др.]. - М.: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2011. - 479 с.
6. Филатов В.В. Региональные аспекты управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов СНГ в условиях экономической нестабильности: монография / В.В. Филатов. - М.: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2010. - 481 с.
В.М. Груздев
НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Ключевые слова: национальная инновационная система, инновации, государственное регулирование, инновационная политика, нововведения, научно-технический прогресс, управление инновациями.
Управление инновациями нуждается в системном подходе, который подразумевает единство и согласование инновационной деятельности на всех уровнях хозяйственной деятельности, тесное взаимодействие и согласование всех управленческих методов и решений. Важную роль в управлении инновационной деятельностью играет государство
[4, с. 10].
Основной проблемой, которая мешает динамичному росту экономики России в инновационном направлении, является отсутствие достаточного количества компетентных специалистов в сфере управления проектами. Система образования не соответствует требованиям перехода государства на инновационный путь развития. Степень подготовки в большинстве учебных заведений России не вписывается в требования инновационной экономики. В последние годы все же прослеживаются некоторые позитивные сдвиги в сфере образования. Компьютерное обеспечение школ, формирование исследовательских и национальных университетов, рост финансирования высшего образования, увеличение ставок учителям, внимание к дошкольным учреждениям и т.д. позитивно сказываются на всей сфере образования. Однако в этих мерах отсутствует системный подход к содействию инновационному пути развития государства.
Проведенный опрос предпринимателей позволил составить рейтинг факторов, которые препятствуют инновационной активности отечественных фирм (см. рис.).
© Груздев В.М., 2013