© 2011 г.
М.В. Беспалов
анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве
В 2011 году
Беспалов Михаил Владимирович - доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, заместитель главного бухгалтера ТГУ им. Г.Р. Державина, к.э.н.
(E-mail: [email protected])
Аннотация. Ежегодно российское налоговое законодательство претерпевает существенные изменения. Анализу планируемых законодательных изменений в области налогов и сборов и текущей ситуации в области администрирования налоговых платежей посвящена эта статья. В частности, разбираются возможные корректировки начисления и уплаты таких налогов, как НДС, земельный налог, НДФЛ, а также изменения в специальных режимах налогообложения - ЕНВД и УСН.
Ключевые слова: налоговая политика, поступление налога в бюджет, счет-фактура, специальные режимы, налоговое администрирование.
Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства. Состояние налоговой системы в полной мере зависит от проводимой государством налоговой политики, ее оформления в нормативно-правовых актах, т. е . отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность .
При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков
В мае 2011 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило администрируемых ФНС России доходов в сумме 338,6 млрд. рублей - в 1,6 раза больше, чем в мае 2010 года . За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 33,7% .
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 40% и налога на прибыль - 8% .
Поступления налога на прибыль организаций в мае 2011 года составили 28,2 млрд. рублей, или в 1,6 раза больше, чем в мае 2010 года . За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 34,8% .
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в мае 2011 года поступило 102,8 млрд. рублей - в 1,8 раза больше, чем в мае
2010 года . За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 27,8%
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, в мае 2011 года поступило 8,1 млрд. рублей - в 2,4 раза больше, чем в мае 2010 года. За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли в 2,3 раза .
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в мае 2011 года составили
19.7 млрд . рублей - в 2 раза больше, чем в мае 2010 года. За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли в 1,9 раза.
НДПИ в мае 2011 года поступило 174,9 млрд. рублей - в 1,5 раза больше, чем в мае 2010 года, в том числе на добычу нефти - 160,7 млрд . рублей, газа горючего природного - 12,1 млрд. рублей, газового конденсата - 0,8 млрд. рублей.
По сравнению с январем-маем 2010 года поступления НДПИ выросли на 40,2%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 76,1 $ в декабре 2009 года - апреле 201 0 года до 103,1$ в декабре 2010 года - апреле 2011 года, или на 35,5%).
В консолидированный бюджет Тамбовской области поступило 6 211,9 млн. рублей, что больше уровня аналогичного периода прошлого года на 645,2 млн. рублей, или на 11,6% .
Поступления в бюджет обеспечены за счет:
- налога на доходы физических лиц - 2 252,1 млн. рублей, или 36,3% в общей сумме доходов бюджета;
- налога на прибыль организаций - 1 907,8 млн. рублей, или 30,7%;
- налога на имущество организаций - 657,8 млн. рублей, или 10,6%;
- налогов на совокупный доход - 506,1 млн. рублей, или 8,1%;
- земельного налога (с учетом поступлений по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) -
405.7 млн. рублей, или 6,5%;
- транспортного налога - 377,7 млн. рублей, или 6,1%;
- акцизов на подакцизную продукцию - 63,1 млн. рублей, или 1%;
- прочих налогов и сборов (НДПИ, налог на имущество физических лиц, поступления в счет погашения задолженности по отмененным налогам и др . ) - 41,6 млн. рублей, или 0,7% .
В сентябре 2010 г. Министерство финансов представило . «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее Основные направления)
Данный документ не является нормативным правовым актом, но его положения являются основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Рассмотрим, какие именно изменения планируются в ближайшем будущем
Налог на добавленную стоимость
Основным направлением совершенствования НДС на ближайшие годы станет урегулирование порядка возмещения НДС . В главу 21 НК РФ законодатели предлагают внести следующие изменения:
• разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок . Сейчас официальная позиция Минфина России по вопросу оформления счетов-фактур с отрицательными показателями следующая: выставление «отрицательных» счетов-фактур НК РФ не предусмотрено (письма Минфина России от 1 1.01.201 1 № 03.03.06/1/2; от 02.08.2010 № 03.07.09/41; от 23.06.2010 № 03-07-11/267, от 03.11.2009 № 03-07-09/55), поэтому налогоплательщикам, которые оформляют (корректируют отгрузку) или принимают к учету «отрицательные» счета-фактуры, часто приходится отстаивать свою позицию в судах, следует отметить, не безуспешно;
• установить, что при выбытии товаров, в том числе основных средств, в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (т. е . , если выбытие не связано с операциями по реализации), восстановление ранее принятого к вычету по таким товарам НДС не производится. В данный момент право компании не восстанавливать НДС придется доказывать через суд. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 31 июля 2009 г. по делу № А53-426/2009 указал, что законодательство о налогах и сборах не содержит положения, обязывающие налогоплательщиков восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, принятые к налоговому вычету по приобретенным товарам, в случае их утраты в результате пожара;
• уточнить перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, и др .
Помимо этого продолжится работа по внедрению системы электронного документооборота
счетов-фактур В частности, планируется создать нормативную правовую базу (включая поправки в НКРФ), в соответствии с которой будет осуществляться функционирование данной системы
Утвержден порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, приказ Минфина России от 25.04. 2011 № 50н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи»
Счета-фактуры можно выставлять в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки. При этом стороны должны иметь совместимые технические средства и возможности для приема и обработки данных счетов-фактур . Такие изменения в п. 1 ст. 169 НК РФ еще в 2010 г. были внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ст. 169 НК РФ порядок обмена электронными счетами-фактурами устанавливает Минфин России, а формат счета-фактуры - ФНС России. Форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде должна утвердить также ФНС России
Во исполнение изложенных положений НК РФ, введенных Законом № 229-ФЗ, Минфин России определил Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Выделим несколько основных правил применения утвержденного Порядка.
Если стороны сделки договорились выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде, то делать это они могут только через специализированного оператора, который обеспечивает обмен информацией по телекоммуникационным каналам связи.
По мнению законодателей, использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации в интересах налоговых органов, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков и в целом положительно скажется на эффективности администрирования НДС .
специальные режимы
Ожидаются изменения и в специальных налоговых режимах . Так, чтобы не допустить конкуренции с патентной «упрощенкой», планируется сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД . Кроме того, как заявили законодатели, в перспективе «вмененка» вообще будет отменена
Отмена ЕНВД, согласно законопроекту Минфина России, ожидает малый бизнес в 2014 году. К этому времени «вмененку» должна полностью заменить патентная система налогообложения. В связи с тем, что законопроект предполагает поэтапную реализацию, предприниматели готовятся к изменениям уже сейчас
Законопроект об отмене ЕНВД не прошел чтения в Госдуме .
Пока же согласно законопроекту первые изменения намечены на 2012 год . Так, с 1 января следующего года возможность применять ЕНВД останется лишь у компаний, численность работников которых составляет не более 15 человек (сейчас этой возможностью пользуются организации со средней численностью до 100 человек). В то же время существенно сократятся виды деятельности, подпадающие под ЕНВД.
Воспользоваться «вмененкой» точно уже не смогут:
— владельцы магазинов и предприятий общественного питания с залами площадью до 150 кв . м;
— арендодатели помещений и земли под торговые объекты;
— предприниматели, оказывающие бытовые, ветеринарные и автотранспортные услуги;
— хозяева мини-гостиниц .
Таким образом, поэтапная отмена ЕНВД предполагает, что часть представителей малого бизнеса может рассчитывать на налоговые льготы этого режима вплоть до 2014 года, а остальным предпринимателям придется перейти на другой налоговый режим.
Что касается самой упрощенной системы налогообложения на основе патента, то законодатели планируют совместно с представителями предпринимательского сообщества (Торгово-промышленной палаты, ОПОРЫ России и др . ) подготовить законопроект по ее совершенствованию . В частности, будет уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых патентная «упрощенка» может применяться, а также порядок определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента
налог на доходы физических лиц
В плане совершенствования НДФЛ планируется распространить социальный налоговый вычет на сумму процентов по образовательным кредитам . В настоящее время такой вычет предоставляется только в размере фактических расходов, уплаченных за свое обучение, обучение ребенка .
Акцизы
Как заявили законодатели, в части акцизов предполагается уточнить размеры индексации на
2011 и 2012 годы и проиндексировать ставки акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. И в первую очередь, по мнению законодателей, сделать это необходимо в отношении спиртосодержащей и табачной продукции
совершенствование налогообложения имущества
В настоящее время нередки случаи, когда земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, используются с нарушением установленных требований в области охраны и использования земель . В связи с этим законодатели планируют внести поправки в законодательство, согласно которым сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении таких земельных участков должна исчисляться с учетом коэффициента 4 . При этом решение о признании
земельного участка используемым не по назначению будет приниматься исполнительным органом власти субъекта РФ и доводиться до налоговых органов .
Кроме того, как отмечено в Основных направлениях, будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам .
введение налога на недвижимость
В Основных направлениях в отношении налога на недвижимость законодатели планируют подготовить проект изменений в НК РФ, предусматривающий постепенный и последовательный переход к новому налогу. Для этого им в ближайшее время необходимо завершить следующие работы:
• окончательно установить перечень объектов и субъектов налогообложения;
• утвердить методику проведения кадастровой оценки объектов недвижимости;
• разработать порядок проведения работ по кадастровой оценке недвижимости для целей налогообложения, а также порядок предоставления сведений о ценах на недвижимость из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
• сформировать сведения об объектах капитального строительства для целей кадастровой оценки недвижимости.
Напомним, налог на недвижимость планируется ввести взамен действующих - на имущество и земельного
совершенствование налогового администрирования
Большое внимание в Основных направлениях уделено вопросу совершенствования налогового администрирования и налогового контроля. Так, на период 2011-2013 годов запланированы следующие меры в этой сфере:
• урегулирование в НК РФ порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных систем;
• расширение электронного документооборота в налоговой сфере;
• упорядочение взаимодействия между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями и другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;
• совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;
• совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров;
• совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;
• упорядочение осуществления налоговыми органами контроля исполнения банками и иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ;
• расширение и повышение результативности и взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств для целей налогового контроля.
В рамках упрощения администрирования налогообложения физических лиц предполагается завершить формирование и актуализацию электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, а также работу по развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками и интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей. По мнению законодателей, создание таких электронных баз будет способствовать прозрачности расчета налоговых обязательств, позволит повысить лояльность налогоплательщиков, что в итоге приведет к увеличению налоговых поступлений
Помимо этого, законодатели планируют рассмотреть вопросы о введении для физических лиц единого уведомления на уплату имущественных налогов, об установлении единых сроков уплаты этих налогов, а также об отмене авансовых платежей по ним