Научная статья на тему 'Анализ современного состояния фармацевтического рынка в Российской Федерации по производителям лекарственных средств'

Анализ современного состояния фармацевтического рынка в Российской Федерации по производителям лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1124
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE PHARMACEUTICAL MARKET / INNOVATIVE MEDICAL PRODUCTS / DISTRIBUTORS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бат Н. М., Чекунова О. И.

The pharmaceutical market in the Russian Federation is characterized by the features connected as with the inheritance of out-of-date structure in branch, frequent reforming of its all parts. In the basic motive power of the pharmaceutical market of the Russian Federation, innovative medical products are. On pharmaceutical the market besides traditional hi-tech medical products is available a wide choice of accompanying production: products of medical purpose etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the modern condition of the pharmaceutical market in the Russian Federation on manufacturers of medical pr-icalt

The pharmaceutical market in the Russian Federation is characterized by the features connected as with the inheritance of out-of-date structure in branch, frequent reforming of its all parts. In the basic motive power of the pharmaceutical market of the Russian Federation, innovative medical products are. On pharmaceutical the market besides traditional hi-tech medical products is available a wide choice of accompanying production: products of medical purpose etc.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния фармацевтического рынка в Российской Федерации по производителям лекарственных средств»

УДК 615.014:614.2

5. Зайчик В. Е., Багиров Ш. Т. Содержание химических элементов в смешанной нестимулированной слюне здорового человека // Стоматология. 1991. Т. 70. № 1. С. 14-17.

6. Клиническая биохимия / Под ред. В. А. Ткачука. 2002. М.: Гэотармед. 306 с.

7. Королюк М. А., Иванов Л. И., Майрова И. Г. и др. Метод определения активности каталазы // Лабораторное дело. 1988. № 51. С. 16-19.

8. Ланкин В. З., Тихазе А. К., Беленков Ю. Н. Свободнорадикальные процессы в норме и при патологических состояниях. М., 2001. С. 14-48.

9. Меньшиков В. В., Делекторская Л. Н., Золотницкая Р. П. и др. Лабораторные исследования в клинике: Справочник / Под редакцией В. В. Меньшикова. М.: Медицина, 1987.

10. Микашинович З. И., Рымашевский Н. В., Логинов И. А. и соавторы. Опыт применения озонотерапии в акушерстве // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Озон и методы эфферентной терапии в медицине». Нижний Новгород, 1998. С. 53.

11. Микашинович З. И., Летуновский А. В., Волжин О. О., Белоусова Е. С. Биохимические исследования слюны в клинической практике. Ростов-на-Дону. 2004. С. 4.

12. Саркисян О. Г. Биохимические изменения при атрофических кольпитах и их коррекция: Дис. канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 125.

13. Юсупова Л. Б. О повышении точности определения активности глутатионредуктазы эритроцитов // Лаб. дело. 1989. № 4. С. 19-21.

S. A. CHEPURNENKO

USE OF BIOCHEMICAL ANALYSIS OF THE SALIVA FOR SCRINING ESTIMATION OF COMPENSATIVE-ADAPTIVE OPPORTUNITIES OF THE ORGANISM AT YOUNG MEN WITH MITRAL VALVE PROLAPSE

Decrease in intensity of anaerobic metabolism is revealed at 137 young men with primary mitral valve prolapse and is the most expressed at patients with low compensative opportunities of an organism. Reduction of lactate/pyruvate factor in saliva in 2 and more times in comparison with the control can be used as a biochemical marker of a pressure of compensative-adaptive mechanisms at young men with mitral valve prolapse.

Oppression of glutationreductase and superoxidedismutase activity is revealed and is the most expressed in group with the reduced compensative-adaptive opportunities of an organism. Reduction of glutationreductase activity in a saliva in 3 and more times is a marker of decrease in compensative-adaptive reactions at patients with mitral valve prolapse.

Key words: lactate, pyruvate, prolapse, mitral valve, a metabolism, glutationreductase, catalase, superoxidedismutase.

Н. М. БАТ, О. И. ЧЕКУНОВА

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В российской федерации по производителям ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Кафедра фармации Кубанского государственного медицинского университета

Российская фармацевтическая промышленность представлена большим количеством предприятий -производителей лекарственных средств. На российском фармацевтическом рынке присутствует около 500 зарубежных компаний, более 400 отечественных производителей, зарегистрировано более 16 000, а с учетом лекарственных форм и дозировок - 170 000 лекарственных средств. В том числе отечественные производители выпускают до 2500 наименований и конкурируют друг с другом, так как выпускают продукцию одинакового ассортимента.

Целью наших маркетинговых исследований явился анализ состояния фармацевтического рынка в Российской Федерации по производителям лекарственных средств с целью их рационального выбора для закупки лекарственных средств.

Фармацевтический рынок характеризуется крайне сложными и противоречивыми особенностями, связанными с постоянным реформированием всех его частей [3]. В 2006 г. сократилось количество зарубежных производителей и в 1,2 раза по сравнению с 2005 г. возросло количество отечественных компаний. Данный факт связан с качественным изменением самого фармацевтического рынка в Российской Федера-

ции. Введенная с 2004 г. система дополнительного льготного лекарственного обеспечения становится программой, участие в которой гарантирует стабильный рынок сбыта производимой продукции для этих компаний. Наиболее важным в данной ситуации является показатель увеличения числа отечественных компаний, хотя их ассортиментный показатель - это в основном дженериковые препараты. Становление отечественной производственной инфраструктуры является неопровержимым фактом, свидетельствующим об их относительном рыночном благополучии [1, 2, 4, 7].

в результате проведенных нами исследований выявлено, что 5 зарубежных компаний (Sanofi Aventis, Berlin Chemie, Novartis, Gedeon Richter, Pfizer) контролируют 15% всего фармацевтического рынка Российской Федерации. Российский фармацевтический рынок привлекателен для зарубежных производителей по следующим причинам.

во-первых, Российская Федерация после распада сссР осталась без развитой инфраструктуры фармацевтической отрасли. Небольшая концентрация российских производителей и относительно большое количество оптовых и розничных предприятий для

иностранных компаний являются потенциалом не только для закрепления, но и для успешного развития.

Во-вторых, отечественные производители не имеют должного опыта по продвижению своих лекарственных препаратов на рынке, тогда как зарубежные компании делают это успешно уже не один десяток лет.

В-третьих, в Российской Федерации отмечается высокий спрос на лекарственные средства в силу сложившейся неблагополучной социально-экономической, экологической и других причин.

В-четвертых, психологический акцент среднестатистического потребителя смещен в сторону зарубежной продукции как более качественной, так и удобной в применении и т. д. [5].

Потребление лекарственных средств на душу населения в Российской Федерации в 2006 г. составило 967,20 руб. (37,2 дол. США) в год, в то время как в восточно-европейских странах 2080,00 руб. (80 дол. США). При сравнении стоимости поставляемых лекарственных средств зарубежными производителями выяснили, что самая дорогая продукция поступает из Дании. В первую очередь это дорогостоящие инсулиновые комплексы, а также противодиабетические лекарственные препараты, стоимость которых доходит до 5200,007800,00 руб. (200-300 дол. США), и противоопухолевые препараты, применяемые в онкологии, стоимостью более 26000,00 руб. (1 тыс. дол. США) за упаковку [6]. Самые дешевые препараты - из стран СНГ.

Учитывая рыночные показатели, рост стоимостных и натуральных продаж, зарубежные компании на российском фармацевтическом рынке можно условно распределить по нескольким группам, позволяющим прогнозировать развитие этого рыночного сегмента.

Первая группа - компании из стран Восточной Европы (Egis, Lek, Terapia SA, Gedeon Richter, Pliva, Biogal и др.). Их лекарственные средства уже не один десяток лет хорошо известны отечественному потребителю, активно развиваются в Российской Федерации. Восточно-европейские компании, у которых есть наиболее популярные лекарственные препараты, в основном брендированные дженерики, являются покупателями лицензий, как правило, морально устаревших или не особо привлекательных для производителей инновационной продукции и промежуточных субстанций. Активность данных компаний направлена на оптимизацию производства субстанций, готовых лекарственных форм и их продвижение на рынке.

Вторая группа - инновационные компании - производители новых лекарственных средств (форм), уделяющие особое внимание исследовательскому аспекту (Novartis, Consumer, Pfizer, Nycomed, Aventis, Sanofi-Synthelabo, GSK Pharmaceuticals и др.). Их в мире немного, далеко не каждый производитель может позволить себе дорогостоящий процесс разработки новых лекарственных средств. Практически все инновационные компании присутствуют на российском фармацевтическом рынке. Мировые объемы продаж только одного лекарственного препарата компании Pfizer в несколько раз превышают годовой объем всего российского фармацевтического рынка. Производители оригинальных лекарственных средств являются лидерами мирового фармацевтического рынка, разработчиками,

производителями и продавцами наиболее эффективных и качественных лекарственных средств. Главные стратегические задачи таких компаний - быстрая коммерциализация разработанных лекарственных средств путем продажи лицензий или активной сбытовой политики, долгосрочные инновационные вложения, развитие новых технологий.

К третьей группе отнесли производителей из ЮгоВосточной Азии (Glenmark pharmaceuticals Ltd, Ipsa Laboratories Ltd, Dr. Reddy's, Ranbaxy Laboratories Ltd, Torrent и др.). Эти компании заняли 10% от общего объема российского импорта лекарственных препаратов. Несмотря на то что многие лекарственные препараты из Азии произведены и доставлены в Российскую Федерацию с учетом всех норм чистого производства и транспортировки, отечественный потребитель постепенно смещает свои приоритеты в потреблении в сторону западных фармацевтических компаний.

Российская Федерация - страна дженериковых лекарственных препаратов (рис. 1). Прочно занявшие сектор восточно-европейские компании подтверждают это. Рост их стоимостных и натуральных объемов продаж высок, но в перспективе, по мере постепенного развития рынка, эти компании будут смещаться из сектора восточно-европейских компаний в сектор отечественных компаний и вытесняться с рынка инновационными гигантами.

Индийские компании в будущем постепенно перейдут из своего сектора в сектор отечественных компаний, уступив восточно-европейским компаниям. В настоящее время индийские компании активно работают на российском рынке. Они, по нашим предположениям, постепенно займут сектор, где сейчас располагаются инновационные компании. это произойдет благодаря большому росту натуральных объемов продаж и медленному росту стоимостных. Надо отметить, что этот сектор является хорошей платформой для активного выхода на рынок. Находясь здесь, компания как бы поддерживает рынок своей продукцией, чтобы потом перейти в лидеры быстрых темпов роста как стоимостных, так и натуральных категорий [5]

Объем российского фармацевтического рынка постоянно растет, превысив в 2005 г. 156 млрд. руб. (6 млрд. дол. США) в ценах потребителя [10]. Рынок лекарственных средств подвержен влиянию как рыночных процессов (инфляционные процессы, конкуренция, изменение курса валют и т. п.), так и социально-экономических (реформы, медико-демографическая ситуация, динамика уровня заболеваемости, определение потребности на лекарственные средства и т. д.) [3, 8, 9].

Основной движущей силой фармацевтического рынка Российской Федерации, влияющей на все структурные показатели и динамику его развития, являются инновационные лекарственные препараты. Доля группы этих лекарственных препаратов неуклонно растет год от года, в среднем по фармацевтическому рынку она составляет 16% от общего объема [6]. Анализ информационно-статистических данных позволил нам заключить, что прирост доли инновационных лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации составлял более 50% в 2006 г.

Для изучения ситуации на фармацевтическом рынке немаловажное значение имеет определение соотношения отечественной и импортной продукции (рис. 2). Доля импортных препаратов меньше всего в госпитальном сегменте. Наибольшую долю рынка

Рис. 1. Структура фармацевтического рынка России в 2006 г.

дло

Розничный

фармрынок

Госпитальные

продажи

Рецептурные

препараты

Безрецептурные

препараты

78%

г

22%

75%

г

25%

63%

37%

74%

70%

26%

30%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

□ Импортные препараты □ Отечественные препараты |

Рис. 2. Доля импортного и отечественного сегментов российского фармацевтического рынка в первом полугодии 2006 г.

импортные препараты занимают в сегменте дополнительного льготного лекарственного обеспечения.

Немногие российские производители могут себе позволить разработку и вывод на рынок нового препарата. Но компании (ОАО «Нижфарм», ЗАО «Верофарм», ОАО «Макиз-Фарма», ОАО «Акрихин» и др.), разрабатывающие новые лекарственные препараты,

создают для фармацевтического рынка важные социальные и прогрессивные условия, обусловливающие его развитие [4, 7]. Инновационные лекарственные препараты в основном дорогостоящие лекарственные средства, средняя цена на которые варьирует от 26,0 до 1300,0 руб. за упаковку. Натуральные показатели этой группы незначительны.

Также имеет тенденцию к снижению доля группы лекарственных препаратов в стоимостных показателях, средняя цена которых лежит в пределах 26,0-130,0 руб. за упаковку. В натуральных единицах эти препараты растут в своем объеме. В этом сегменте находятся более дешевые брендированные дженерики ключевых фармакотерапев-тических групп. Количественное потребление этих препаратов растет. Единственным механизмом воздействия на конечного потребителя является ценовой фактор. В среднем темпы роста рынка дженериков определены на уровне 8-10% [6]. В ценовом диапазоне упаковка лекарственного средства выросла в цене в 2006 г. на 13% по сравнению с 2005 г. Причем рост стоимости упаковки лекарственного препарата отечественного производства выше, чем зарубежных лекарственных средств. Ценовое распределение фармацевтического рынка отображает тенденцию смещения покупательского спроса. В натуральных показателях продукция стоимостью до 26,0 руб. (1 дол. США) занимает объем до 75% всего рынка.

Таким образом, можно сделать следующее заключение. В последние годы отмечается подъем производства лекарственных средств. Отечественные фармацевтические предприятия не в состоянии конкурировать с иностранными производителями из-за недостатка опыта построения финансовых механизмов. Задача государства -увеличение доли лекарственных средств отечественного производства на фармацевтическом рынке: конкурентоспособных, качественных, эффективных.

Поступила 09.04.07

ЛИТЕРАТУРА

1. Быковенко И. Инновации - основа развития российского фармбизнеса // Ремедиум. 2004. С. 54-55.

2. Влияние ДЛО на развитие фармрынка // Фармац. вестн. 2006. № 17 (422). С. 6-8.

3. Денисова М. Н. Структурные изменения на российском фармрынке в I квартале 2005 года / Денисова М. Н., Соколова В. В. // Ремедиум. 2005. № 7. С. 41-45.

4. Коковин Л. Глобальные компании на российском фармрынке: точки приложения сил // Ремедиум. 2004. № 9. С. 6-11.

5. Мелик-Гусейнов Д. В. Страна долгосрочных перспектив // Фармац. вестн. 2004. № 28 (349). С. 14-15.

6. Мелик-Гусейнов Д. В. Фармрынок на подъеме // Маркетинг PRO. 2005. № 5. С. 19-23.

7. Падалкин В. П. Аптечная сеть России: Проблемы и возможные пути реформирования // Экон. вестн. фармации. 2001. № 9. С. 15-21.

8. Парканский А. Российская фармацевтическая промышленность: взгляд производителей // Ремедиум. 2003 № 3. С. 69-71.

9. Пархоменко Д. В. Ситуационный анализ российской фармацевтической промышленности // Фармация. 2002. № 6. С. 8-10.

10. Аникина Е. М. и др. Эффективные продажи фармацевтических препаратов: Сборник. М.: Литтера, 2005. 194 с. (Серия «Фармбизнес»).

Н. М. BATH, O. I. CHEKUNOVA

THE ANALYSIS OF THE MODERN CONDITION OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION ON MANUFACTURERS OF MEDICAL PRODUCTS

The pharmaceutical market in the Russian Federation is characterized by the features connected as with the inheritance of out-of-date structure in branch, frequent reforming of its all parts. In the basic motive power of the pharmaceutical market of the Russian Federation, innovative medical products are. On pharmaceutical the market besides traditional hi-tech medical products is available a wide choice of accompanying production: products of medical purpose etc.

Key words: the pharmaceutical market, innovative medical products, distributors.

Н. М. БАТ, О. И. ЧЕКУНОВА

АНАЛИЗ СОПУТСТВУЮщИХ ТОВАРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Кафедра фармации Кубанского государственного медицинского университета

Фармацевтический рынок в России представлен не только лекарственными средствами, но и большой номенклатурой сопутствующих товаров: изделиями медицинского назначения, космецевтикой, биологически активными добавками (БАДы) и др.

Цель наших маркетинговых исследований нелекарственных форм товаров - наличие их в ассортименте аптечного учреждения: (космецевтика и биологически активные добавки к пище).

В межрегиональных аптечных сетях доля нелекарственного ассортимента в среднем составляет 37%, а в таких, как «36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», этот показатель достигает 45% и выше. Средняя доля нелекарственного ассортимента у региональных сетевых структур составила по итогам 2006 г. 22% [2].

Аптечный рынок косметических средств несопоставим по объемам продаж лекарственных средств. Разнообразие косметических средств уже давно стало нормой в российских аптеках. Некоторые покупатели приобретают товары этой группы вместе с лекарственными средствами, другие целенаправленно идут в аптеку за лечебной косметикой. Ассортимент косметических средств в аптеках насчитывает более 10 тысяч наименований. Количество представленных на российском фармацевтическом рынке производителей: российских - 100 и иностранных - 130. Анализ, проведенный в 12 аптечных учреждениях Краснодарского края и Республики Адыгея, представлен на рисунке.

С 2005 по 2006 год снизилась доля косметических средств отечественного производства - с 14% до 12% за счет поставок зарубежных.

УДК 615.1/.4:614.27/.28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.