Научная статья на тему 'Анализ совместной изменчивости данных о вакансиях на рынке труда и подготовке выпускников университетов в России'

Анализ совместной изменчивости данных о вакансиях на рынке труда и подготовке выпускников университетов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / структура рынка труда / востребованность выпускников / структурный анализ / корреляционный анализ / дисбаланс в структуре подготовки кадров / высшее образование / labor market / labor market structure / demand for graduates / structural analysis / correlation analysis / inconsistency of university personnel training structure / higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мария Юрьевна Загузина, Александр Леонидович Богданов, Татьяна Юрьевна Осипова

В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия рынка труда и системы высшего образования через анализ соответствия структуры подготовки кадров системой высшего образования и структуры потребностей рынка труда, отражающихся в вакансиях портала «Работа России». В рамках исследования производится расчет коэффициентов линейной корреляции между данными о вакансиях и выпускниках в двух аспектах, что позволяет оценить общую гармонию между изучаемыми переменными по годам и гармонию во времени по сферам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мария Юрьевна Загузина, Александр Леонидович Богданов, Татьяна Юрьевна Осипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of joint variability of data on vacancies in the labor market and university graduates’ training in Russia

This article deals with the issue of interaction between the labor market and the higher education system through the analysis of the structure of the higher education system’s graduates and the structure of labor market needs reflected in the vacancies of the Work of Russia portal. This research focuses on the study of the demand for graduates of Russian universities in the labor market. Graduates with a wide range of knowledge are the strategic resource that influences the future economic growth and the national development goals’ achievement. The position of Russian university graduates on the labor market shows us how effectively the higher education system can respond to the challenges of the real economy and what kinds of contradictions exist in the interaction between the labor market and the education system. Therefore, the system of higher education should respond in the right proportion to the demands of the labor market in qualified specialists to minimize the discrepancies. As for young people, graduation from a higher education institution in demanded areas of study provides access to skilled and highly paid jobs and increases the value of their human capital. The practical part of the work proposes a tool that identifies discrepancies between the structure of university graduates and the needs of the Russian labor market. The idea is to use the linear correlation coefficient to identify the mismatch between the structure of university graduates and labor market needs in Russia. The study includes the estimation of linear correlation coefficients between the data on job vacancies and graduates in two aspects, which makes it possible to assess the overall harmony between the studied variables by years and the harmony over time in different areas of work. For conducting these calculations, we compiled a handbook, which compares 29 job vacancy areas of the Work of Russia portal and 487 areas of training, graduates of which can provide qualified specialists in these areas. Using the tool allows us to identify areas of work in which there is an oversupply or shortage of professionals that graduate from universities. Additional arguments for the existence of discrepancies between the structure of university graduates and the labor market structure are given based on this study. There is a surplus of university graduates for the spheres of accounting and taxation, and a shortage of specialist for the spheres of health care, sales, and purchasing. The practical significance of the work is that the results of the study can be useful in the creation of education programs that will be in demand; in the development of public policy in the spheres of education and employability.

Текст научной работы на тему «Анализ совместной изменчивости данных о вакансиях на рынке труда и подготовке выпускников университетов в России»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 67. С. 232-250. Tomsk State University Journal of Economics. 2024. 67. рр. 232-250.

Научная статья УДК 331.52

doi: 10.17223/19988648/67/14

Анализ совместной изменчивости данных о вакансиях на рынке труда и подготовке выпускников университетов в России

Мария Юрьевна Загузина1, Александр Леонидович Богданов2, Татьяна Юрьевна Осипова3

12'3Национальный исследовательский Томский государственный университет,

Томск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected] 3 [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос взаимодействия рынка труда и системы высшего образования через анализ соответствия структуры подготовки кадров системой высшего образования и структуры потребностей рынка труда, отражающихся в вакансиях портала «Работа России». В рамках исследования производится расчет коэффициентов линейной корреляции между данными о вакансиях и выпускниках в двух аспектах, что позволяет оценить общую гармонию между изучаемыми переменными по годам и гармонию во времени по сферам деятельности.

Ключевые слова: рынок труда, структура рынка труда, востребованность выпускников, структурный анализ, корреляционный анализ, дисбаланс в структуре подготовки кадров, высшее образование

Для цитирования: Загузина М.Ю., Богданов А.Л., Осипова Т.Ю. Анализ совместной изменчивости данных о вакансиях на рынке труда и подготовке выпускников университетов в России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2024. № 67. С. 232-250. doi: 10.17223/19988648/67/14

Original article

Analysis of joint variability of data on vacancies in the labor market and university graduates' training in Russia

Mariya Yu. Zaguzina1, Aleksandr L. Bogdanov2, Tatiana Yu. Osipova3

12'3 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected] 3 [email protected]

Abstract. This article deals with the issue of interaction between the labor market and the higher education system through the analysis of the structure of the higher education

© Загузина М.Ю., Богданов А.Л., Осипова Т.Ю., 2024

system's graduates and the structure of labor market needs reflected in the vacancies of the Work of Russia portal. This research focuses on the study of the demand for graduates of Russian universities in the labor market. Graduates with a wide range of knowledge are the strategic resource that influences the future economic growth and the national development goals' achievement. The position of Russian university graduates on the labor market shows us how effectively the higher education system can respond to the challenges of the real economy and what kinds of contradictions exist in the interaction between the labor market and the education system. Therefore, the system of higher education should respond in the right proportion to the demands of the labor market in qualified specialists to minimize the discrepancies. As for young people, graduation from a higher education institution in demanded areas of study provides access to skilled and highly paid jobs and increases the value of their human capital. The practical part of the work proposes a tool that identifies discrepancies between the structure of university graduates and the needs of the Russian labor market. The idea is to use the linear correlation coefficient to identify the mismatch between the structure of university graduates and labor market needs in Russia. The study includes the estimation of linear correlation coefficients between the data on job vacancies and graduates in two aspects, which makes it possible to assess the overall harmony between the studied variables by years and the harmony over time in different areas of work. For conducting these calculations, we compiled a handbook, which compares 29 job vacancy areas of the Work of Russia portal and 487 areas of training, graduates of which can provide qualified specialists in these areas. Using the tool allows us to identify areas of work in which there is an oversupply or shortage of professionals that graduate from universities. Additional arguments for the existence of discrepancies between the structure of university graduates and the labor market structure are given based on this study. There is a surplus of university graduates for the spheres of accounting and taxation, and a shortage of specialist for the spheres of health care, sales, and purchasing. The practical significance of the work is that the results of the study can be useful in the creation of education programs that will be in demand; in the development of public policy in the spheres of education and employability.

Keywords: labor market, labor market structure, demand for graduates, structural analysis, correlation analysis, inconsistency of university personnel training structure, higher education

For citation: Zaguzina, M.Yu., Bogdanov, A.L. & Osipova, T.Yu. (2024) Analysis of joint variability of data on vacancies in the labor market and university graduates' training in Russia. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 67. pp. 232-250. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/67/14

Введение

Вопрос изучения взаимодействия университетов, государства и представителей рынка труда в настоящее время является актуальным, поскольку выпускники выступают стратегическим ресурсом страны, от которого зависит развитие всех секторов экономики и достижение национальных целей развития России. Вместе с тем положение выпускников высших учебных заведений на рынке труда показывает, насколько эффективно система высшего образования может реагировать на изменения, происходящие в сфере занятости. Система высшего образования выступает ключевым инструментом в подготовке кадров, обладающих широким набором знаний и навыков,

для которой важно понимать, каких специалистов и в каком объеме необходимо выпустить под запросы рынка труда с учетом потребностей государства в специалистах по приоритетным направлениям подготовки. В последние годы вопрос трудоустройства выпускников приобретает особую значимость из-за наличия отраслевых и профессионально-квалификационных диспропорций в структуре спроса и предложения на рынке труда, обусловленных демографическими и миграционными процессами. Так, в 2022 г. был отмечен отток кадров, обеспечивающих инновационное развитие экономики, - около 100 тыс. 1Т-специалистов покинули Россию, многие предприятия также отмечали кадровый голод в обрабатывающей промышленности, производстве, организациях, связанных с транспортировкой и хранением [1, 2]. В связи с чем становится особо актуальным вопрос анализа и прогнозирования численности приема студентов по различным направлениям подготовки. Изменения в структуре занятости населения могут выступать важными сигналами о необходимости регулирования процесса подготовки и использования трудовых ресурсов. Все это обусловило цель исследования - выявить несоответствия между структурой подготовки кадров университетами и потребностями рынка труда России. Объектом исследования выступает рынок труда России, предметом исследования является дисбаланс между структурой подготовки кадров университетами и потребностями рынка труда.

Обзор литературы

В рамках рассматриваемой темы можно выделить несколько проблемных полей, которым посвящены труды отечественных авторов. Г.А. Чередниченко, рассматривая положение выпускников на рынке труда, отметила проблему диспропорции между структурой предложения и структурой спроса на рабочую силу. На данный факт указывает то, что треть выпускников высшего образования устраиваются на работу, не соответствующую профилю полученной специальности [3]. Аналогичная проблема была замечена в исследовании сотрудников НИУ ВШЭ М.В. Лопатиной, Л.А. Леоновой, П.В. Травкина [4].

Среди работ, исследующих российский рынок труда в целом, наиболее значимыми с методологической точки зрения стали труды, анализирующие современный российский рынок труда в сфере спроса и предложения на основе анализа вакансий и резюме [5]. В работе А.В. Мальцевой, А.В. Майоровой, Е.А. Сафоновой представлены результаты комплексного исследования спроса и предложения на рынке труда, проведенного ВНИИ труда и Санкт-Петербургским государственным университетом. Речь идет об анализе и систематизации данных портала интернет-рекрутмента HeadHunter в разрезе российских регионов, сфер, типов занятости и размера зарплат, которые позволили выявить тенденции в спросе и предложении на рынке труда, регионы с дефицитом и избытком кадров. Современные подходы к оценке и регулированию напряженности на рынке труда как инструментам

управленческих решений предложены в работе Н.П. Пашина, И.А. Волошиной, В.В. Харькина [6].

Материалы и методы

Аналитическую базу исследования составили данные статистических наблюдений Минобрнауки России о численности выпускников и абитуриентов высшего образования за 2016-2023 гг. (Форма ВПО-1) [7], а также данные портала «Работа России» об открытых вакансиях на рынке труда [8]. Портал «Работа России» является общероссийской федеральной базой вакансий и резюме, в разделе «Открытые данные» можно найти доступные для частного использования наборы данных о вакансиях. Для исследования был выгружен доступный набор данных о вакансиях с 2015 по 2024 г., содержащий 625 тыс. записей. Ввиду того, что отчет ВПО-1 содержит сведения об абитуриентах, студентах и выпускниках в разрезе направлений подготовки, а данные о вакансиях с портала «Работа России» представлены по сферам деятельности, было решено для дальнейшей работы с информацией из двух источников сформировать справочник, приводящий в соответствие 29 сфер деятельности, по которым представлены вакансии, и 487 направлений подготовки, которые могут обеспечить квалифицированной рабочей силой данные рабочие места. Стоит отметить, что для направлений подготовки, которые нельзя однозначно отнести к имеющимся сферам деятельности, производился отдельный поиск по записям из набора данных с условием требуемого образования по искомому направлению подготовки, в результате чего присваивалась конкретная сфера деятельности, в которой может работать выпускник, обладающий дипломом по данному направлению.

В качестве инструмента для измерения дисбаланса между структурой подготовки кадров университетами и потребностями рынка труда предлагается использовать коэффициент корреляции, который можно рассчитывать в двух аспектах:

1. Корреляция между долей вакансий и долей выпускников по всем сферам деятельности по годам - это мера общей гармонии между структурой вакансий и структурой выпускников на рынке труда в конкретный год.

2. Корреляция между долей вакансий и долей выпускников внутри одной сферы деятельности на протяжении нескольких лет как мера гармонии внутри данной сферы во времени.

Коэффициент корреляции является мерой совместной изменчивости данных и имеет вид

ГХу — ___ ,

где X _ и У _ -2?=1 У( - средние значения соответствующих вы-

борок.

Коэффициент корреляции может принимать значения от -1 до +1. Если он равен +1, то это означает, что исследуемые переменные синхронно изменяются в одном направлении, это в нашем случае может быть интерпретировано как полная гармония. Если же коэффициент равен -1, то имеет место сильная отрицательная корреляция, переменные изменяются синхронно, но в противоположных направлениях, в нашем случае это может быть интерпретировано как полная дисгармония. Значение коэффициента корреляции, близкое к нулю, указывает на отсутствие корреляции между переменными и в нашем случае может быть интерпретировано как отсутствие явно выраженной линейной связи между ними.

С целью оценки достоверности получаемых результатов будет проводиться проверка гипотезы о статистической значимости коэффициента корреляции: нулевая гипотеза

Н0:т = 0

будет тестироваться на уровне значимости а=5% против альтернативной гипотезы

Нг:гФ 0.

Для выполнения статистического теста будет использована статистика

которая в случае справедливости гипотезы Н0 имеет распределение Стью-дента с числом степеней свободы к = п — 2. Гипотеза Н0 отклоняется в пользу альтернативной гипотезы, если значение статистики t выходит за пределы интервала [—Скр(а, к), ^р(а, к)], где значение ^р(а, к) определяется по таблице распределения Стьюдента.

Результаты исследования

Расчет коэффициентов корреляции позволяет проверить следующие гипотезы:

1. Выпускники университетов обеспечивают потребности рынка труда.

2. Абитуриенты, принимая решения о выборе направления подготовки в университете, ориентируются на сигналы рынка труда.

Результат расчета коэффициентов корреляции между долями вакансий и долями выпускников с учетом структуры сфер деятельности по годам показал преимущественно слабую положительную корреляцию (менее 0,3). Умеренная положительная корреляция была замечена при расчете корреляции между вакансиями 2023 и 2024 гг. как с данными о выпускниках соответствующего года, так и предыдущих 4 лет (табл. 1). Динамика изменения общей гармонии между вакансиями и выпускниками по всем сферам деятельности показала планомерный рост с 0,07 до 0,4 в 2023 г. Проверка гипотезы о значимости коэффициентов корреляции выявила, что гипотеза Н0 отклоняется для коэффициентов корреляции между вакансиями 2023 г. и выпускниками 2023, 2022, 2021 гг., а также вакансиями 2024 г. и выпускниками 2023, 2022, 2021 гг. (табл. 2). Таким образом, между данными показателями существует статистически значимая умерено положительная корреляция.

Последовательный рост значения коэффициента корреляции с каждым годом и его значимости с 2023 г. можно объяснить результатом проводимых мероприятий Минобрнауки России, которое стало уделять больше внимание вопросам трудоустройства молодых специалистов. Ярким примером результата работы в данном направлении стало создание и внедрение платформы Факультетус, которая была запущена в тестовом варианте в 2017 г., а в 2019 г. перешла в штатный режим работы. Данная платформа была создана для помощи абитуриентам, студентам и выпускникам с поиском работы и информацией о карьерных мероприятиях университетов [9].

Таблица 1. Корреляция между долей вакансий и долей выпускников по сферам деятельности по годам

Год ва- Год выпуска студентов

кансии V У-1 У-2 У-з У—4 1+1 1+2 У+4

2016 0,07 0,16 0,19 0,22 0,25

2017 0,18 0,09 0,21 0,25 0,28 0,34

2018 0,16 0,14 0,05 0,20 0,23 0,27 0,25

2019 0,17 0,14 0,12 0,03 0,20 0,24 0,23 0,25

2020 0,23 0,20 0,17 0,14 0,05 0,28 0,26 0,29

2021 0,29 0,23 0,20 0,17 0,14 0,26 0,28

2022 0,31 0,35 0,29 0,25 0,21 0,34

2023 0,40 0,37 0,41 0,34 0,30

2024 0,41 0,38 0,43 0,35

Примечание. У соответствует году вакансии.

Таблица 2. Наблюдаемое значение {-статистики для коэффициентов корреляции между долей вакансий и долей выпускников по сферам деятельности по годам

Год вакан- Год выпуска студентов

сии V У-1 У—2 У-з У—4 1+1 У+4

2016 0,36 0,84 0,99 1,18 1,34

2017 0,96 0,46 1,13 1,34 1,53 1,85

2018 0,86 0,72 0,25 1,05 1,20 1,46 1,35

2019 0,91 0,74 0,61 0,15 1,05 1,29 1,21 1,34

2020 1,25 1,08 0,88 0,73 0,25 1,54 1,41 1,56

2021 1,55 1,25 1,08 0,87 0,75 1,37 1,49

2022 1,70 1,91 1,55 1,34 1,11 1,86

2023 2,25 2,06 2,34 1,88 1,64

2024 2,33 2,13 2,44 1,94

Примечание. У соответствует году вакансии, £кр _ t(5%,df _ 27) _ 2,05.

Если обратиться к данным о корреляции между долей вакансий и долей абитуриентов с учетом структуры сфер деятельности по годам (табл. 3), то результаты показывают умеренно положительные значения: коэффициент варьируется от 0,29 до 0,51. Для проверки гипотез о значимости полученных коэффициентов корреляции использовались критические значения двустороннего распределения статистики при выбранном уровне значимости а = 5%. Наблюдаемые значения С-статистики приведены в табл. 4. Из таблицы следует, что для большинства полученных коэффициентов корреляции гипотеза Н0 об отсутствии статистически значимой линейной связи между переменными отклоняется в пользу гипотезы . Так, корреляция между долями вакансий и долями абитуриентов с учетом структуры сфер деятельности за один и тот же год была умеренно положительной и значимой для всех годов, кроме 2021 г. Также отметим, что значимая умеренно положительная корреляция наблюдалась между данными о вакансиях за определенный год и заявками абитуриентов двух- и четырехлетней давности. Мы предполагаем, что это может означать, что абитуриенты при выборе направления подготовки в том числе ориентируются на информацию о рынке труда и «предугадывают» структуру рынка после окончания бакалавриата и магистратуры.

Таблица 3. Корреляция между долей вакансий и долей абитуриентов по сферам деятельности по годам

Год вакан- Год подачи заявок от абитуриентов

сии Y Г-1 Y-? Y-4 1+1

2016 0,43 0,43 0,43 0,45 0,48

2017 0,47 0,47 0,47 0,49 0,50 0,42

2018 0,40 0,40 0,41 0,42 0,43 0,35 0,33

2019 0,39 0,37 0,37 0,38 0,41 0,32 0,29 0,30

2020 0,44 0,43 0,41 0,41 0,42 0,37 0,34 0,34

2021 0,36 0,41 0,41 0,40 0,40 0,35 0,33

2022 0,39 0,41 0,46 0,46 0,45 0,38

2023 0,42 0,44 0,45 0,50 0,51

2024 0,43 0,45 0,45 0,50

Примечание. У соответствует году вакансии.

Таблица 4. Наблюдаемое значение {-статистики для коэффициентов корреляции между долей вакансий и долей абитуриентов по сферам деятельности по годам

Год вакан- Год подачи заявок от абитуриентов

сии Y Y-i Y—2 Y-з Y—4 Y+1 Y+4

2016 2,49 2,47 2,50 2,65 2,82

2017 2,77 2,80 2,78 2,92 3,02 2,44

2018 2,26 2,27 2,31 2,38 2,50 1,95 1,79

Год вакан- Год подачи заявок от абитуриентов

сии V У-1 У-2 У-з У—4 1+1 У+2 ^+3 У+4

2019 2,21 2,08 2,07 2,10 2,36 1,76 1,60 1,64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2020 2,57 2,48 2,35 2,34 2,38 2,04 1,89 1,88

2021 2,03 2,31 2,34 2,26 2,26 1,92 1,83

2022 2,23 2,33 2,67 2,73 2,64 2,13

2023 2,43 2,56 2,64 2,98 3,11

2024 2,48 2,59 2,65 2,96

Примечание. У соответствует году вакансии, Ькр(5%,й[ = 27) = 2,05.

Второй аспект, в котором были проанализированы данные, - это расчет корреляции во времени внутри каждой из сфер. Коэффициент корреляции рассчитывался между долей вакансий и долей выпускников для каждой из сфер деятельности за 4-8 лет, также расчет производился с варьированием временного промежутка между годом размещения вакансий и годом выпуска студентов, обеспечивающих деятельность в рассматриваемой сфере. Все вакансии были соотнесены с одной из 29 сфер деятельности. Варьирование временного периода осуществлялось следующим образом: сначала данные о вакансиях и выпускниках сравнивались за один и тот же промежуток времени с 2016 по 2023 г., затем информация о вакансиях сравнивалась с данными о выпускниках предыдущего года, далее следующего года, так интервал изменялся от —4 до +4 лет. Предполагается, что высшее образование осуществляет подготовку кадров по востребованным рынком специальностям, если выпускники после окончания обучения находят место работы по специальности на рынке труда. По результатам расчетов были сделаны следующие выводы:

1. Существует ряд отраслей, для которых характерна сильная отрицательная и умеренно отрицательная корреляция:

- бухгалтерия, налоги, управленческий учет;

- здравоохранение и социальное обеспечение;

- продажи, закупки, торговля.

Это означает, что доля вакансий в данных сферах деятельности изменяется в противоположном направлении от доли выпускников, имеющих диплом для работы в данной сфере. Для того чтобы понять, в какой из сфер имеет место избыток выпускников, а в какой недостаток молодых специалистов, обратимся к более детальной информации на рис. 1-3.

Из графика на рис. 1 мы видим, что доля выпускников в сфере бухгалтерии, налогов и управленческого учета от общей доли всех сфер деятельности за последние 8 лет сокращалась с 15,5 до 8,5%. В то время как вакансии в данной сфере с 2016-2020 гг. находились примерно на одном уровне 0,3%, а за последние три года выросли до 1,6%. На диаграмме хорошо видно, что наблюдается переизбыток выпускников данной сферы деятельности.

18% 16% 14% 12% 10% 8% 6% 4% 2% 0%

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Вакансии 2016-23

Выпуск 2016-23

Рис. 1. Динамика доли вакансий и выпускников в сфере бухгалтерии, налогов и управленческого учета в общей структуре по годам

Иным образом сложилась ситуация в сферах здравоохранения и продаж (рис. 2, 3): доля вакансий на протяжении всего периода превышала долю выпускников. Доля выпускников в сфере здравоохранения незначительно росла, в то время как спрос имел разнонаправленную динамику. Пиковое значение было достигнуто в 2019 г., что можно объяснить началом пандемии COVID-19, но в дальнейшем, как видно из графика, доля вакансий снижалась по мере стабилизации эпидемиологической обстановки.

Рис. 2. Динамика доли вакансий и выпускников в сфере здравоохранения и социального обеспечения в общей структуре по годам

В сфере продаж и закупок имел место незначительный спад доли выпускников, в то время как число вакансий в данной сфере начало активно расти с 2019 г., когда резко изменилась модель совершения покупок населением,

что привело к росту спроса на службы доставки, а также специалистов в сфере закупок и снабжения.

Рис. 3. Динамика доли вакансий и выпускников в сфере продаж, закупок, торговли в общей структуре по годам

Так, корреляция между данными о доле вакансий и выпускников за 2016-2023 гг. показала сильную отрицательную совместную изменчивость (значение коэффициента корреляции варьируется от -0,74 до -0,84) для бухгалтерии, управления персоналом, менеджмента, здравоохранения и сферы продаж. Для данных коэффициентов гипотеза Я0 отвергается на 5% уровне значимости, т.е. имеет место высокая отрицательная корреляция.

2. Умеренная и сильная положительная совместная изменчивость для большинства сфер деятельности наблюдается при расчете корреляции между вакансиями 2016-2023 гг. и выпускниками данных сфер деятельности за те же годы, а также при расчете с данными о выпускниках предшествующего года, двух или трех лет. Среди сфер деятельности, для которых коэффициент корреляции получился высоким положительным, были:

- сельское хозяйство, экология, ветеринария - (+0,81);

- химическая, нефтехимическая, топливная промышленность - (+0,9);

- ЖКХ - (+0,81);

- искусство и культура - (+0,92);

- пищевая промышленность - (+0,76);

- лесная, деревообрабатывающая промышленность - (+0,74);

- транспорт - (+0,85).

Коэффициенты корреляции указаны для периода 2016-2023 гг. Для данных коэффициентов гипотеза Я0 отвергается, т.е. имеет место статистически значимая положительная корреляции между долей вакансий и долей выпускников в 2016-2023 гг. в указанных сферах.

Транспорт

Государственные службы, НКО Спорт, фитнес Продажи, закупки, торговля Безопасность Легкая промышленность Туризм, гостиницы, рестораны Добывающая промышленность Металлургия

Здравоохранение и социальное обеспечение Машиностроение Маркетинг, реклама, РР Менеджмент Юриспруденция Информационные технологии,..

Производство Управление персоналом Лесная, деревообрабатывающая, . Пищевая промышленность Банки, кредит Электроэнергетика Образование, наука Административная работа, секретариат Искусство, культура ЖКХ

Химическая, нефтехимическая, топливная.

Строительство, ремонт, недвижимость Сельское хозяйство, экология, ветеринария Бухгалтерия, налоги, управленческий учет

-1,00-0,80 -0,60 -0,40 -0,20 0,00 0,20 0,40 0,60 0,80 1,00

Вакансии 2016/23- Выпуск 2016/23 «Вакансии 2017/24- Выпуск 2016/23 Вакансии 2018/24- Выпуск 2016/22 «Вакансии 2019/24- Выпуск 2016/21 Вакансии 2020/24- Выпуск 2016/20 Рис. 4. Корреляции между долями вакансий и долями выпускников по сферам деятельности

Также если предполагать, что выпускники будут трудоустраиваться в течение года, следующего за годом выпуска, то коэффициенты корреляция тоже покажут сильную положительную совместную изменчивость для следующих сфер деятельности:

- сельское хозяйство, экология, ветеринария - (+0,79);

- химическая, нефтехимическая, топливная промышленность - (+0,85);

- ЖКХ - (+0,72);

- искусство и культура - (+0,88);

- металлургия - (+0,76).

Для данных сфер деятельности гипотеза Я0 о равенстве коэффициента корреляции нулю уверенно отвергается в пользу альтернативной гипотезы .

Рисунок 4 отражает более детальную информацию о результатах расчета коэффициента корреляции по всем сферам деятельности за разные периоды времени. Можно заметить, что есть ряд сфер, для которых результаты расчета показали противоречивую динамику. Среди них оказались:

- государственная служба и НКО;

- легкая промышленность;

- машиностроение;

- строительство и ремонт.

Для данных сфер коэффициент корреляции оказался статистически незначимым на 5% уровне значимости.

Обратимся к аналогичным расчетам, используя вместо информации о доле выпускников данные о доле заявок от абитуриентов. Нас будет интересовать корреляция между тремя периодами времени:

1) вакансии и заявки от абитуриентов за 2016/23 гг., которые показывают, влияют ли вакансии рассматриваемого периода на выбор направления подготовки абитуриентом в конкретной сфере деятельности или нет;

2) вакансии 2018/24 гг. и заявки от абитуриентов 2016/22 гг., т.е. магистранты, сделав свой выбор об обучении, после окончания вуза будут соответствовать структуре потребностей рынка труда или нет;

3) вакансии 2020/24 гг. и заявки от абитуриентов 2016/20 гг. для проверки соответствия будущих бакалавров структуре потребностей рынка труда.

Результаты расчета показали умеренную и высокую положительную корреляцию между долей вакансий и долей заявок от абитуриентов за 2016/23 гг. в следующих сферах:

- искусство, культура - (+0,42);

- банки, кредит - (+0,54);

- производство - (+0,72);

- добывающая промышленность - (+0,73).

Однако значимыми оказались только два коэффициента для сферы производства и добывающей промышленности.

Для коэффициентов корреляции между данными о вакансиях 2018/24 гг. и заявками от абитуриентов 2016/22 гг. сильная значимая положительная корреляция соответствовала сферам:

- административная работа - (+0,78);

- лесная, деревообрабатывающая промышленность - (+0,78);

- информационные технологии - (+0,85).

В свою очередь для данных о вакансиях 2020/24 гг. и заявках 2016/20 гг. значимая положительная корреляция была для следующих сфер (рис. 5):

- искусство и культура - (+0,92);

- образование и наука - (+0,97);

- информационные технологии - (+0,88).

II .М.й

I1 I ■

Образование, наука

1,00 ■ Искусство, культура

0,80 0,60 0,40 0,20

0,00 и «Лесная, деревообрабатывающая,

-0,20 целлюлозно-бумажная

0 I Щ ^В промышленность

-0,40 I ® «Производство

-0,60 -0,80

Вакансии 2020/24- Вакансии 2018/24- Вакансии 2016/23- "Добывающая промышленность Заявки 2016/20 Заявки 2016/22 Заявки 2016/23

Рис. 5. Корреляции между долями вакансий и долями абитуриентов по сферам деятельности

Важно заметить, что положительная согласованность между наборами данных происходит с задержкой в 2-4 года, т.е. высокое значение корреляции наблюдалось между абитуриентами, подавшими заявки на обучение по данным направлениям подготовки, и вакансиями, которые были размещены через 24 года. Можно сказать, что абитуриенты, которые подали заявки на обучение по указанным выше направлениям подготовки, после окончания обучения находились в более привлекательных условиях при поиске работы.

На рис. 6 представлены результаты расчетов коэффициентов корреляции по всем сферам деятельности без учета проверки значимости коэффициентов. Мы видим, что, как и в случае расчета корреляции с долями выпускников, присутствуют отрасли, для которых характерна сильная отрицательная и умеренно отрицательная корреляция:

- бухгалтерия, налоги, управленческий учет;

- электроэнергетика;

- управление персоналом, менеджмент;

- продажи и закупки;

- транспорт.

Это означает, что доля вакансий в данных сферах деятельности изменяется в противоположном направлении от доли абитуриентов, которые хотят получить диплом для работы в этой сфере.

Для того чтобы понять, в какой из сфер деятельности доля абитуриентов, желающих получить диплом о высшем образовании, превышает долю имеющихся вакансий и наоборот, обратимся к более детальной информации в табл. 5, которая содержит значимые коэффициенты корреляции, и рисункам 7-9. Если для коэффициента была принята гипотеза Н0, то в табл. 5 указывается «-».

Транспорт

Государственные службы, НКО Спорт, фитнес Продажи, закупки, торговля Безопасность Легкая промышленность Туризм, гостиницы, рестораны Добывающая промышленность Металлургия

Здравоохранение и социальное обеспечение Машиностроение Маркетинг, реклама, РР Менеджмент Юриспруденция Информационные технологии, ..

Производство Управление персоналом Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-..

Пищевая промышленность Банки, кредит Электроэнергетика Образование, наука Административная работа, секретариат Искусство, культура ЖКХ

Химическая, нефтехимическая, топливная.

Строительство, ремонт, недвижимость Сельское хозяйство, экология, ветеринария Бухгалтерия, налоги, управленческий учет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-1,00 -0,{

1-0,60 -0,40 -0,20 0,00 0,20 0,40 0,60 0,80 1,00 Вакансии 2016/23-Заявки 2016/23

Вакансии 2018/24- Заявки 2016/22

Рис. 6. Корреляции между долями вакансий и долями абитуриентов по сферам деятельности

Таблица 5. Сферы деятельности с высокой отрицательной корреляцией между долями вакансий и долями абитуриентов

Вакансии Вакансии Вакансии 2016/23 гг., заявки от абитуриентов 2016/23 гг.

Сферы деятельности 2020/24 гг., заявки от абитуриентов 2016/20 гг. 2018/24 гг., заявки от абитуриентов 2016/22 гг.

Бухгалтерия, налоги, управленческий учет -0,98 -0,96 -0,86

Электроэнергетика - -0,90 -0,93

Пищевая промышленность - - -0,77

Управление персоналом -0,93 -0,82 -0,80

Менеджмент - -0,82 -

Продажи, закупки, торговля - -0,83 -0,92

Государственные службы, НКО -0,90 - -

Транспорт - - -0,79

Примечание. Ситуации, когда гипотеза Н0 не отвергается, отмечены прочерком (символ

-Вакансии 2016-23 -Заявки 2016-23

Рис. 7. Динамика доли вакансий и заявок абитуриентов в сфере бухгалтерии, налогов и управленческого учета в общей структуре по годам

Более детальная информация показала, что для таких сфер деятельности, как:

- бухгалтерия, налоги, управленческий учет;

- управление персоналом, менеджмент;

- электроэнергетика;

- государственная служба,

характерна высокая доля абитуриентов, превышающая долю вакансий, способных принять всех выпускников через 2-4 года обучения.

Особого внимания заслуживает сфера электроэнергетики, где до 2022 г. имело место превышение доли заявок абитуриентов над долей вакансий, но в 2022 и 2023 гг. разрыв стал менее 1%. Также отметим, что для остальных сфер была заметна динамика снижения разрыва.

3,50%

3,00%

2,50%

2,00%

1,50%

1,00%

0,50%

0,00%

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

-Вакансии 2016-23 -Заявки 2016-23

Рис. 8. Динамика доли вакансий и заявок абитуриентов в сфере электроэнергетики в общей структуре по годам

Иным образом ситуация сложилась для сфер пищевой промышленности, транспорта и продаж, закупок и торговли. В данных сферах доля вакансий выше доли абитуриентов, подавших заявление на обучение по специальностям, дающим возможность работы в указанных сферах.

6,00%

5,00%

4,00%

3,00%

2,00%

1,00%

0,00%

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

-Вакансии 2016-23 -Заявки 2016-23

Рис. 9. Динамика доли вакансий и заявок абитуриентов в сфере продаж, закупок и торговли в общей структуре по годам

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать ряд выводов. Во-первых, замечен рост положительной корреляции между данными о вакансиях и выпускниках с учетом сфер деятельности по годам с 2016 по 2023 г., т.е. имеет место повышение уровня общей гармонии между структурой выпуска вузами и вакансиями на рынке труда.

Во-вторых, расчет корреляции между долей вакансий и долей абитуриентов с учетом структуры сфер деятельности по годам показал значимую умеренную положительную корреляцию для данных за определенный год и заявками абитуриентов двух- и четырехлетней давности. Это говорит о том, что абитуриенты при выборе направления подготовки в том числе ориентируются на информацию о рынке труда и «предугадывают» структуру рынка после окончания бакалавриата и магистратуры. Тем самым подтверждая выдвинутую гипотезу.

В-третьих, при расчете корреляции между долей вакансий и долей выпускников в каждой из сфер деятельности за 4-8 лет были выделены сферы, для которых имеет место значимая сильная отрицательная корреляция. При этом для сферы бухгалтерии, налогов и управленческого учета она обусловлена превышением выпускников над потребностью в этих специалистах на рынке труда, в то время как в сферах здравоохранения и продаж доля вакансий превышает долю выпускников, способных работать в данной сфере.

Значимая положительная корреляция соответствовала сферам: сельское хозяйство, экология, ветеринария; химическая, нефтехимическая, топливная промышленно; ЖКХ; искусство и культура; пищевая промышленность; лесная, деревообрабатывающая промышленность; транспорт.

Следовательно, гипотеза о том, что структура выпуска системой высшего образования согласуется со структурой потребностей рынка труда не может быть принята.

Заключение

В результате проведенного исследования был предложен способ измерения дисбаланса между структурой выпускников и вакансий с помощью коэффициента корреляции, как меры оценки общей гармонии между деятельностью вузов по подготовке востребованных специалистов и запросам рынка труда. Для выполнения данных расчетов был составлен справочник, в котором 29 сфер вакансий портала «Работа России» были сопоставлены с 487 направлениями подготовки, выпускники которых способны обеспечить квалифицированными кадрами данные сферы.

Новизна исследования заключается в приведении дополнительной аргументации существования диспропорции между структурой подготовки кадров системой высшего образования и сложившейся структурой рынка труда. Так наблюдается избыток подготовки кадров для сфер бухгалтерии и налогов, а также дефицит кадров в сферах здравоохранения, продаж и закупок.

Результаты могут быть полезны при создании образовательных программ, востребованных рынком; при разработке государственной политики

в сферах образования, трудоустройства и занятости; планировании контрольных цифр приема при формировании государственного задания на высшее образование.

Список источников

1. Глава Минцифры сообщил о 100 000 уехавших из России айтишников // Forbes Russia. М., 2022. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/482755-glava-mincifry-soobsil-o-100-000-uehavsih-iz-rossii-ajtisnikov (дата обращения: 01.06.2024).

2. Работа ищет: в России зафиксирована рекордная нехватка кадров // Информационный портал «Известия». [Б. м.], 2023. URL: https://iz.ru/1503353/sofia-smirnova/rabota-ishchet-v-rossii-zafiksirovana-rekordnaia-nekhvatka-kadrov (дата обращения: 21.12.2023).

3. Чередниченко Г.А. Положение на рынке труда выпускников системы высшего и среднего профобразования // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 256-282.

4. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / М.В. Лопатина, Л.А. Леонова, П.В. Травкин [и др.] ; под ред. С.Ю. Рощина. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 72 с.

5. Мальцева А.В., Майорова А.В., Сафонова Е.А. Особенности и тенденции развития российского рынка труда в сфере спроса и предложения рабочей силы // Социально-трудовые исследования. 2020. № 4. С. 40-49.

6. Пашин Н.П., Волошина И.А., Харькин В.В. Решение проблем оценки и регулирования напряженности на рынке труда: практика и современные подходы // Социально-трудовые исследования. 2021. № 1. С. 8-23.

7. Высшее образование. Форма № ВПО-1 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [М.], 2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/ highed (дата обращения: 18.03.2023).

8. Наборы данных // Работа России. [Б. м.], 2024. URL: https://trudvsem.ru/ opendata/datasets (дата обращения: 17.02.2024).

9. Факультетус : цифровая карьерная среда университетов. [Б. м.], 2023. URL: https://facultetus.ru (дата обращения: 17.02.2023).

References

1. Forbes Russia. (2022) The head of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation reported 100,000 IT specialists who left Russia. [Online] Available from: https://www.forbes.ru/tekhnologii/482755-glava-mincifry-soobsil-o-100-000-uehavsih-iz-rossii-ajtisnikov (Accessed: 01.06.2024). (In Russian).

2. Izvestiya. (2023) Work is waiting: a record shortage of personnel has been recorded in Russia. [Online] Available from: https://iz.ru/1503353/sofia-smirnova/rabota-ishchet-v-rossii-zafiksirovana-rekordnaia-nekhvatka-kadrov (Accessed: 21.12.2023). (In Russian).

3. Cherednichenko, G.A. (2020) Polozhenie na rynke truda vypusknikov sistemy vysshego i srednego profobrazovaniya [Employment and labor market outcomes of college and vocational school graduates]. Voprosy obrazovaniya. 1. pp. 256-282.

4. Roshchin, S.Yu. (ed.) (2020) Vypuskniki srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya na rossiyskom rynke truda: informatsionnyy byulleten' [Graduates of secondary professional and higher education in the Russian labor market: newsletter]. Moscow: HSE.

5. Mal'tseva, A.V., Mayorova, A.V. & Safonova, E.A. (2020) Osobennosti i tendentsii razvitiya rossiyskogo rynka truda v sfere sprosa i predlozheniya rabochey sily [Features and trends of the Russian labour market development in the sphere of demand and labor supply]. Sotsial'no-trudovye issledovaniya. 4. pp. 40-49.

6. Pashm, N.P., Voloshina, I.A. & Khar'kin, V.V (2021) Reshenie problem otsenki i regulirovaniya napryazhennosti na rynke truda: praktika i sovremennye podkhody [Addressing

the issues of assessment and regulation of tension in the labor market: practice and modern approaches], Sotsial'no-trudovye issledovaniya. 1. pp. 8-23.

7. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. (2023) Vysshee obrazovanie. Forma № VPO-1 [Higher education: Statistical report VPO-1]. [Online] Available from: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed (Accessed: 18.03.2023).

8. Rabota Rossii [Work of Russia]. (2024) Nabory dannykh [Datasets]. [Online] Available from: https://trudvsem.ru/opendata/datasets (Accessed: 17.02.2024).

9. Facultetus. (2023) Fakul'tetus tsifrovaya kar'ernaya sreda universitetov. [Facultetus: Digital Career Environment of Universities]. [Online] Available from: https://facultetus.ru (Accessed: 17.02.2023).

Информация об авторах:

Загузина М.Ю. - магистрант Института экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: zaguzi-namu@gmail. com

Богданов А.Л. - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и бизнес-аналитики Института экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Осипова Т.Ю. - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета Института экономики и менеджмента, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

M.Yu. Zaguzina, master's student, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

A.L. Bogdanov, Cand. Sci. (Engineering), docent, head of the Department of Information Technology and Business Analytics, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

T.Yu. Osipova, Cand. Sci. (Economics), associate professor, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 05.07.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 13.08.2024.

The article was submitted 05.07.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 13.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.