Г.Н. МАРКАМЕТОВА 12, Ж.В. РОМАНОВА2, А.Т. ДУШПАНОВА2, К.М. ФАЙЗУЛЛИНА1
1 «Республикалыц электронды денсаулыц сацтау орталыгы», ШЖК, РМКАлматы цалалыц филиалы,
Алматы ц., Цазацстан 2 Эл-Фараби атындагы К,азац улттыцуниверситету Алматы ц., Цазацстан
0ТК1З1ЛГЕН САПА АЙЛЬ^ЫНЫН, ЦОРЫТЫНДЫСЫ БОЙЫНША КДЛА ЕМХАНАЛАРЫНДА МЕДИЦИНАЛЫЩ
КЫЗМЕТПЕН ХАЛЫЩТЫН KАНАFАТТАНУШЫЛЫFЫ
ТYЙiн: Макалада каладагы денсаулык; са;тау мекемелершщ кызмет KepceTyÍMeH халыктын, канагаттанушылыгы бойынша eткiзiлген сауалнама корытындысы сипатталган. Сауалнамада медициналык; кемек керсету сапасы бойынша негiзгi актуалды сура;тар жэне халыктын, бiрын,Fай СаП-орталыгы, сешм телефондары жeнiнде хабардарлыгы туралы сура;тар ескерiлген. Халыкка медициналык; кемек керсетде ен, элсiз жа;тарды аудандар бойынша аны;тау Yшiн кала емханалары территориялык; орналасуы бойынша аудандарга бiрiктiрiлдi. ТYЙiндi сездер: сапа, канагаттанушылы; медициналык; кемек.
G.N. MARKAMETOVA12, ZH.V.ROMANOVA2, A.T.DUSHPANOVA2, K.M.FAIZULLINA1
1 Almaty City Branch of the Republican State Enterprise with the Right of Economic Management "Republican Center for Electronic Healthcare", Almaty, Kazakhstan 2 Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan
POPULATION'S SATISFACTION WITH SERVICES IN THE CITY'S OUTPATIENT CLINICS BASED ON THE RESULTS OF THE CONDUCTED QUALITY MONTH
Resume: the Article describes the results of questionnaire survey of the populations' satisfaction with the services in healthcare organizations of the city. The questionnaires include the main actual issues of medical assistance's quality and bringing information to the population about the unified Call-center and trust line. To reveal the most weak spots in provision of medical assistance to the population broken down by the city's districts, city outpatient clinics were gathered into territorial districts based on the their location. Keywords: quality, satisfaction, health care.
УДК 314.74-057.875:159.9.
А.Е. АСКАРОВА, Р.А. ХОЖАМКУЛ, Г.М. КУРМАНОВА
Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
В статье представлены результаты опроса иностранных студентов, обучающихся на Международном медицинском факультете в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, с целью выработки мер, направленных на улучшение процесса адаптации в новой среде.
Ключевые слова: международный медицинский факультет, иностранные студенты; социально-культурная адаптация;удовлетворенность студентов
Введение:
Студентам, обучающимся за рубежом, приходится сталкиваться с социальными, академическими, поведенческими трудностями, отрывом от родителей и родных, а также решением других проблем, связанных с длительным проживанием в другой стране, имеющей другой климат, менталитет населения, культуру, язык и т.д.
Хорошо когда студент заранее готов к такой ситуации, он представляет трудности, с которыми ему придется столкнуться и заранее готовится их преодолевать. Гораздо хуже, когда молодой человек плохо представляет свою будущую жизнь в другой стране и, сталкиваясь с новыми условиями жизни, испытывает большой психологический, бытовой, культурный и т.д. шок [1].
С другой стороны, проблемы адаптации мотивируют студентов к разработке стратегий для их решения и устранения, учат их справляться с трудностями. Корректировка и адаптация требует времени и усилий, а для этого нужна поддержка о стороны разных аспектов. Основным аспектом является учебное заведение, Университет. Поэтому университет должен ориентироваться на проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты и обеспечить им более активную поддержку, особенно на первых порах [2].
Чтобы быть успешными, иностранные студенты должны быстро адаптироваться к принимающей стране и новой учебной ситуации, как в социальном, так и в культурном плане. Это является ключом к минимизации стресса и помогает им быстрее приспособиться [3].
Опыт новой культуры может привести к культурному шоку, который определяется как напряжение и конфликты, происходящие при вступлении в контакт с людьми различной культуры. Это происходит особенно тогда, когда люди полностью погружаются в новую среду, как это обычно бывает с иностранными студентами. Культурный шок часто приводит к чувству растерянности и тревоги, которые связаны с культурными и социальными изменениями в правилах поведения [4]. Для быстрой адаптации зарубежных студентов к новой среде, принимающая сторона, администрация Университета, преподавательский состав и т.д., должны хорошо понимать ситуацию, изучать ее, анализировать, принимать активные действия и управлять этим процессом [5].
Цель исследования: определение уровня приспособления к культуре, само эффективности, взаимоотношений в обществе иностранных студентов, а также уровня институциональной поддержки и выработка мер по повышения эффективности деятельности Администрации Университета по ускорению процесса адаптации студентов к новой среде. Методы исследования:
Для исследования адаптации зарубежных студентов в КазНМУ был проведен онлайн опрос (анкетирование).
Анкета была разработана на примере анкет использованных в исследовании адаптации и культурного шока у иностранных студентов Восточного Мичиганского Университета в США [6]. Анкета состоит из 5 разделов.
1 раздел - общая информация.
Данный раздел представлен 7 вопросами, определяющих демографические характеристики, такие как пол, возраст, страна, религия, и время пребывания в Казахстане.
2 раздел - вопросы для выявления уровня приспособления к культуре.
Раздел включает в себя 9 вопросов, 8 из которых закрытые, 1- открытый.
3 раздел - вопросы для выявления уровня само эффективности студента.
Раздел состоит из 10 вопросов, 6 из которых направлены на выявление само эффективности, 4 вопроса - на определение уверенности в себе.
4 раздел - вопросы для выявления уровня развития социальных поддержки и сетей коммуникации. Внутри раздела 6 закрытых вопросов.
Вопросы были направлены на определение наличия местных друзей, друзей из своей страны, из других стран, показывающих уровень интеграции иностранных студентов с окружением. Наличие друзей из местного населения указывало на высокий уровень интеграции, когда отсутствие друзей или наличие друзей только из своей страны -на низкий уровень интеграции.
5 раздел - состоял из вопросов для выявления уровня институциональной поддержки.
Данная часть анкеты включала в себя 15 закрытых и 1 открытый вопрос, и была направлена на оценку:
• Наличие офиса юридической поддержки
• Наличия офиса культурной поддержки
• Ориентационная работа университета
• Наличие взаимопомощи интернациональных студентов
• Потребность в развитии системы поддержки иностранных студентов Результаты:
Всего было опрошено 285 иностранных студентов Международного Медицинского Факультета КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова первого и второго годов обучения.
Демографический анализ.
Респонденты указали, что находятся в Казахстане от 1 месяца до 5 лет. Больше половины респондентов Средний срок пребывания в респондентов составил 16,3 респондентов превалируют респонденты мужского пола (67,4%). Большинство респондентов (92.7%) указали, что их страной проживания является Индия, 6.6% Иордания, 0,37% Афганистан, а также 0,37% Португалия. Религиозные предпочтения респондентов ограничились индуизмом (73,9%), исламом (17.2%), христианством(7.5%) и джайнизмом (1.5%).
среди
взаимной
(56,2%) указали. Казахстане среди месяцев. Среди
Таблица 1. Демографические характеристики респондентов
Характеристика интернациональных студентов п %
Пол 285
Мужской 192 67.4
Женский 91 31.9
Предпочитаю не отвечать 2 0.7
Страна 283
Индия 262 92.6
Иордания 18 6.6
Афганистан 1 0.37
Португалия 1 0.37
Религия 268
Христианство 20 7.5
Индуизм 198 73.9
Ислам 46 17.2
Джайнизм 6 1.5
Время пребывания в Казахстане 283
1 месяц 1
2 месяца 5
3 месяца 21
4 месяца 25
5 месяцев 31
11 месяцев 32
1 год 44 56,2
1 год 1 месяц 15
1 год 2 месяца 27
1 год 3 месяца 2
1 год 4 месяца 3
1год 5 месяцев 5
1 год 6 месяцев 2
2 года 4 20,5
2 года 0,5 месяцев 7
2 года 2 месяца 4
2 года 3 месяца 3
2 года 4 месяца 2
2 года 5 месяцев 5
2 года 6 месяцев 7
3 года 5 11,6
3 года 4 месяца 5
3 года 5 месяцев 2 2,5
4 года 3
4 года 5 месяцев 5
4 года 8 месяцев 13
5 лет 5 9,2
Приспособление к культуре.
Из определения культуры следует, что приспособление к культурным особенностям включает в себя приспособление к устою жизни, еде, социуму. Кроме того, как известно религия человека
определяет его культурные особенности, и возможность свободно исповедовать свою религию также влияет на общую удовлетворенность и приспособлению к новой среде.
Таблица 2. Уровень приспособления к культуре у респондентов
Приспособление к культуре п Да % Не знаю % Нет %
Было трудно приспособиться к жизни в Казахстане 284 62,3 6,3 31,3
Было трудно приспособиться к еде в Казахстане 284 48,2 4,2 47,5
Было трудно приспособиться к стоимости жизни в Казахстане 283 53,7 4.6 41.7
Было трудно приспособиться к темпу Университетской жизни 282 22 6 72
Было трудно быть принятым местными 285 31.2 10.5 58.2
Было трудно завести местных друзей 284 35.6 7 57.4
Было трудно общаться с местными 284 57.7 6 36.3
Было трудно исповедовать свою религию 284 19 5.3 75.7
На вопрос о самом трудном опыте проживания в Казахстане, респонденты указали проблемы с жильем, языковой барьер, акклиматизация и различный климат, коммуникаций с местным населением, воровство, общение с полицией, расизм, а также проблемы с привыканием к местной еде. Большинство респондентов указали на отсутствие мест в общежитие, и трудности процесса поиска арендного жилья, на проблемы с жильем и отсутствие мест в общежитие для иностранных студентов указали 19% (54) респондентов. Некоторые респонденты указали на трудности с коммуникациями с местным населением и наличие языкового барьера 22,7% (64).
В комментариях прослеживается тенденция запугивания и давления на иностранных студентов со стороны сотрудников внутренних дел и миграционной службы города. Сотрудники внутренних дел и миграционные службы пользуюсь не знанием языка или других особенностей, организовывают поборы и запугивают иностранных студентов.
Самоэффективность.
Самоэффективность это уверенность в том, что субъект может или не может сделать в определенных ситуациях или какие задачи субъект может выполнить [7].
Таблица 3 - Уровень само эффективности и уверенности в себе у респондентов.
Само п Совершенно Согласен Не согласен Совершенно не
эффективность согласен согласен
Могу добиться 282 146 127 7 2
поставленных целей
Могу справиться с 283 95 169 18 1
неожиданной
ситуацией
Если мне что-то не 281 79 181 18 3
нравиться я все равно
это доделаю
Остаюсь спокойным 283 74 172 34 3
когда встречаюсь с
трудностями
Решаю многие 281 129 142 8 2
проблемы если
прилагаю усилия
Если у меня есть 279 106 167 6 0
проблемы, я стараюсь
найти решения
Уверенность в себе Совершенно Согласен Не согласен Совершенно не
согласен согласен
Иногда я разочарован 282 49 142 78 13
собой
Я беспокоюсь о 282 51 126 93 12
низких оценках
Я боюсь разочаровать 282 36 71 132 43
свою семью/друзей
Я боюсь, что я 282 34 132 102 14
недостаточно знаю о
законах и
нормативных
процедур,
касающихся
интернациональных
студентов
Социальная поддержка и сеть социальной поддержки.
Состояние социальной поддержка и сети социальной поддержки показывают об отношениях создаваемых интернациональными студентами с окружающими людьми. Считается, что наличие сетей социальной поддержки положительно влияет на степень адаптации интернациональных студентов [6]. Большинство респондентов (87,2%) указали, что проживают со студентами своей страны, или с
интернациональными студентами (4,6%). Остальные респонденты указали что проживают с семьей (3.9%), или одни (1.4%).
Многие респонденты считают своими близкими друзьми людей со своей страны, меньше респондентов ответили что их близкими друзьями являются местные друзья (4,2) или интернациональныех студенты (2,8). 7,4% респондентов ответили что у них нет близких друзей.
Таблица 4 - Социальная поддержка и сеть социальной поддержки у респондентов.
Социальная поддержка и сеть социальной поддержки п %
С кем Вы живете Один/а 4 1.4
С супругом(ой)/парнем/девушкой 3 1.1
С семьей 11 3.9
Со студентами с моей страны 246 87.2
С интернациональными студентами 13 4.6
С местными студентами 5 1.8
Сколько друзей вы завели с тех пор как начали учиться в КазНМУ
0-1 21 7.4
2-5 36 12.7
5-8 27 9.5
Больше 8 199 70.3
Сколько местных друзей Вы завели с тех пор как начали учиться в КазНМУ
0-1 108 38.2
2-5 101 35.7
5-8 24 8.5
Больше 8 50 17.7
Сколько не местных друзей Вы завели с тех пор как начали учиться в КазНМУ
0-1 48 17.1
2-5 70 24.9
5-8 24 8.5
Больше 8 139 49.5
Сколько местных друзей Вы считаете своими лучшими друзьями
0-1 188 66.9
2-5 64 22.8
5-8 9 3.2
Больше 8 20 7.1
Многие мои близкие друзья
С моей страны 242 85.5
Местные 12 4.2
Интернациональные студенты 8 2.8
У меня нет близких друзей 21 7.4
Для определения зависимости факторов приспособления к культуре, само эффективности и наличия социальной поддержки были посчитаны и сравнены их корреляционные коэффициенты. Корреляционных связей не обнаружено. Институциональная поддержка Почти все респонденты (91,5%)ответили, что в университете есть офис юридической поддержки, и они об этом знают. Так же многие респонденты (71,7%) указали, что в Университете есть офис культурной поддержки. При отдельном анализе по странам респондент из Афганистана указал, что офиса культурной поддержки в Университете нет, также как и респондент из Португалии. Мнение респондентов из Индии и Иордании разделилось, 18% респондентов из Индии и 61,1% респондентов из Иордании указали, что у них нет офиса культурной поддержки. Более того больше половина респондентов (56,8%) указали что им нужна специальная помощь для освоения новой культуры. Больше половины респондентов (59,2%) указали, что до начала занятий Университетом проводилась ориентационная работа.
Большинство респондентов указывают на недостаточность информации, для улучшения жизни
Таблица 5 - Институциональная поддержка респондентов
иностранных студентов в Университете (72,3%), о требованиях к иностранным студентам (81,4%), а также об оплате и ценах на обучение (80,1%). Так же больше половины респондентов (67,4%) указали, что они нуждаются в специальной помощи в вопросах жилья, (77,8%) указали, что нуждаются в ориентационной помощи в вопросах обучения. 57,2% указали, что интернациональные студенты, которые раньше учились в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, помогли им с адаптацией. Большинство (68,1%) выразили желание, чтобы студенты второго курса помогли им в адаптации к условиям. Кроме того, 61,9% сами бы не отказались помогать интернациональным студентам первого года обучения для наставничества. По процессу приема документов и переговоров с Университетом многие ответили, что процесс подачи и приема документов был простым и понятным. Хотя процессом переговоров с Университетом были удовлетворены только половина респондентов (56,7%), а остальная половина (47,5%) была не удовлетворена процессом.
Как средство связи с Университетом 51,3% обозначили электронную почту и телефон - 29,1%.
Институциональная поддержка п Да% Нет% Не знаю%
Есть ли в университете офис, 283 91.5 4.6 3.9
который Вам оказывает помощь с
юридическими документами
Есть ли у Вас в Университете офис 283 71.7 21.6 6.7
культурной поддержки
Проводилась ли ориентационная 282 59.2 31.6 9.2
работа Университетом до начала
занятий
Нужно ли Вам больше информации 282 72.3 21.3 6.4
для улучшения вашей
Университетской жизни
Нужна ли Вам специальная помощь с 276 67.4 25.4 7.2
вопросами жилья
Нужна ли Вам специальная помощь 278 56.8 37.1 6.1
для освоения с новой культурой
Нужна ли Вам специальная 279 77.8 20.1 2.2
ориентационная помощь с обучением
Помогали ли Вам в адаптации 278 57.2 33.8 9
интернациональные студенты,
которые раньше учились в КазНМУ
Хотели ли бы Вы на 1ом году 279 68.1 21.1 10.8
обучения быть прикрепленным к
студенту 2го курса
Хотели ли бы чтобы к Вам прикрепили студента 1ого года обучения, для наставничества 278 61.9 24.8 13.3
Нужно ли нам предоставлять больше информации о требованиях к интернациональным студентам 280 81.4 11.8 6.8
Нужно ли нам предоставлять больше информации об оплате за обучение и ценах на обучение 276 80.1 14.1 5.8
Простой и понятный Немного трудный, у меня было несколько проблем Очень трудный, я не мог понять процесс
Как бы Вы оценили процесс приема и подачи документов N=279 61.3 27.6 11.1
Отличный Адекватный, я получил ответы на все вопросы Нужна была помощь, я не получил ответ на вопросы, и мне не помогли во время Плохой, нужно улучшение для будущих студентов
Оцените процесс переговоров с Университетом до приезда (N=278) 18.7 37.4 28.1 19.4
Email Телефон Письма
Как Вы связались с Университетом (П=265) 51.3 29.1 19.6
Выводы:
При анализе выяснено что:
• Уровни приспособления к культуре, само эффективности и уверенности в своих силах у респондентов достаточно высокие;
• Уровень развития сетей социальной поддержки выше среднего, что обусловлено достаточно низким уровнем интеграции с местным населением. Многие опрошенные остаются в сети поддержки студентов своей страны или иностранных студентов;
• Большинство респондентов обеспокоено жилищными проблемами (отсутствием общежития), языковым барьером и проблемами коммуникаций с местным населением, климатом, проблемами воровства, запугивание иностранных студентов органами власти (проблемами с полицией), а также качеством обучения на английском языке;
• Многие указали на наличие офисов юридической и культурной поддержки. Несмотря на это, большинство респондентов отметили, что им нужно больше информации для улучшения их жизни в университете, об оплате обучения и о требованиях к иностранным студентам. Также респонденты ответили, что они нуждаются в специальной помощи для освоения с новой культурой и специальная ориентационная помощь с обучением;
• Многие опрошенные хотели бы участвовать в программе помощи студентам младших курсов, то есть в системе наставничества..
Рекомендации.
• Рассмотреть возможности проведения ориентационных дней и ориентационных тренингов для иностранных студентов перед началом обучения, включающих тренинги по «проживанию в условиях города Алматы», «особенностям обучения в Медицинском Университете», «особенности местной культуры», «особенности коммуникаций в городе Алматы»;
• Рассмотреть возможность диалога с акиматом города, местным управлением внутренних дел и органами контроля за миграцией для декриминализации иностранных студентов. В частности возможности разработки механизмов для предупреждения коррупционных действий работников вышеперечисленных органов в отношении иностранных студентов обучающихся в КазНМУ;
• Рассмотреть возможность создания менторской программы «Старших братьев и сестер» среди иностранных студентов. Закреплять за студентом 2 или 3 курса студента 1 курса для установления менторских отношений. Также рассмотреть возможность включения в эту программу местных студентов, что позволит добиться более глубокой интеграции и адаптации к окружающей среде у иностранных студентов;
• Рассмотреть возможность исследования потребностей иностранных студентов в академической помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Yuefang Zhou, Divya Jindal-Snape, Keith Topping & John Todman Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education, Studies in Higher Education. - 2008. - № 33:1. - Р. 63-75
2 Hsiao-ping Wu, Esther Garza, and Norma Guzman, "International Student's Challenge and Adjustment to College // Education Research International. - 2015. - 9 p.
3 Misra, R., & Castillo, L. Academic stress among college students: Comparison of American and international students. //International Journal of Stress Management. - 2014. - №11(2). - Р. 132-148.
4 Wilson, Georgette P., Sociocultural Adaptation of International Graduate Students. // NERA Conference Proceedings. -2011. - 21 р.
5 Baier, Stefanie Theresia, "International Students: Culture Shock and Adaptation to the U.S. Culture". Master's Theses and Doctoral Dissertations. // Paper. - 2005. - 523 р.
6 Anderson, J. R., & Betz, J. . A hybrid model of categorization. // Psychonomic Bulletin and Review. - №8. - Р. 629-647.
А.Е. АСКДРОВА, Р.А. ХОЖАМКУЛ, Г.М. ЦУРМАНОВА
С.ЖАсфендияров атындагы К,азац ¥лттыцмедицинаyrneepcumemi
ХАЛЫКДРАЛЬЩ МЕДИЦИНАЛЬЩ ФАКУЛЬТЕТ1 СТУДЕНТТЕРДЩ ЭЛЕУМЕТТ1К-МЭДЕНИ
БЕЙ1МДЕУ ТАЛДАУ
Тушн: Ма;алада шетел С. Д. Асфендияров атындагы Кдз¥МУ Халыкаралык; медицина факультет о;итын CTyqeHrrepi сауалнама нэтижелерi бершген, жан,а ортада бешмдеу процесш жа;сартуга багытталган шараларды эзiрлеу ма;сатында.
ТYЙiндi сездер: шетел студенттер^ элеуметтж-мэдени бейiмделуi; студенттерi канагаттанушылык;.
A.E. ASKAROVA, R.A. KHOZHAMKUL, G.M. KURMANOVA
Asfendiyarov Kazakh National Medical University
ANALYSIS OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF INTERNATIONAL MEDICAL STUDENTS
Resume: this article presents the results of a survey of foreign students studying at International medical school of Asfendiyarov Kazakh National Medical University, with a view to developing measures aimed at improving the process of adaptation to the new environment.
Keywords: international medical school, international students; socio-cultural adaptation; student satisfaction