ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Оригинальная статья / Original article УДК 504.03; 364.254
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ И ПУТЕЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН ПРИ ПЕРЕСЕЛЕНИИ ИЗ ЗОН ЗАТОПЛЕНИЯ ВОДОХРАНИЛИЩ НА ПРИМЕРЕ БОГУЧАНСКОЙ ГЭС
© С.А. Медведева1, Ю.А. Командирова2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ВВЕДЕНИЕ. В соответствии со Стратегией развития энергетики России на период до 2030 г. строительство энергетического узла за счет каскада ГЭС на Ангаре способно гарантировать создание мощного энергопромышленного комплекса. ЦЕЛЬ. Цель исследования - анализ возникающих социальных рисков, маршрутов их развития и накопления при переселении граждан из зоны затопления при создании водохранилищ на примере Богучанской ГЭС (на территории Иркутской области). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В современном законодательстве РФ не предусмотрены нормы, корректирующие непосредственно переселение граждан с земель, подпадающих в зону затопления водохранилища. Некоторые требования прописаны в Земельном, Жилищном, Гражданском кодексах Российской Федерации. Факторы социального риска при этом носят всеобщий характер, в орбиту их действия попадают все члены общества, независимо от возраста, пола, профессии, семейного положения, уровня образования и т.д. Правовой контроль является одним из способов минимизации социальных рисков, снижения вероятностного их негативного влияния на сложившийся порядок. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Реконструкция событий переселения граждан из зоны затопления при строительстве Богучанской ГЭС (на территории Иркутской области), анализ факторов, влияющих на возникновение социальных рисков, и документальной базы, регламентирующей процесс переселения, свидетельствуют о возникновении социальных рисков и возможности их разрешения на разных этапах. Выявлены также неучтенные риски, создавшие опасность перехода потенциального риска в реальный, которые правительству Иркутской области пришлось решать по мере поступления в режиме «онлайн» и использовать основные механизмы управления в рамках системы социальной защиты населения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Социальные риски, возникающие при переселении граждан из зон затопления водохранилищ, в том числе Богучанского, исключить невозможно, но всесторонний учет позволяет их минимизировать. Запланированные и профинансированные в региональной программе мероприятия насколько возможно минимизировали ущерб, нанесенный населению Иркутской области, проживающему на территории, попадающей в зону затопления водохранилища.
Ключевые слова: Богучанская ГЭС, создание водохранилища, переселение населения, социальные риски, факторы рисков.
Формат цитирования: Медведева С.А., Командирова Ю.А. Анализ социальных рисков и путей защиты граждан при переселении из зон затопления водохранилищ на примере Богучанской ГЭС // XXI век. Техносферная безопасность. 2016. Т. 1. № 3. С. 65-83.
ANALYSIS OF SOCIAL RISKS AND HUMAN PROTECTION METHODS WHEN REMOVING POPULATION FROM ZONES OF FLOODING (CASE STUDY OF THE BOGUCHANY POWER STATION) SA Medvedeva, YuA Komandirova
Irkutsk National Research Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
ABSTRACT. INTRODUCTION. Following the energy power development strategy of Russia till 2030, construction of power stations on the Angara river can help develop a powerful energy sector. PURPOSE. The purpose of the article is
Медведева Светлана Алексеевна, доктор химических наук, профессор кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: [email protected]
Medvedeva Svetlana, Doctor of Chemical Sciences, Professor of Industrial Ecology and Life Safety Department, e-mail: [email protected]
2Командирова Юлия Андреевна, аспирант, e-mail: [email protected] Коmandirova Julia, a post-graduate student, e-mail: [email protected]
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
to analyze social risks, ways of their development and accumulation when removing population from areas of flooding using the Boguchany Power Station as an example (in Irkutsk region). METHODS. In Russian legal acts there are no rules regulating population removal from zones of flooding. Some requirements are specified in Land, Housing, and Civil Codes of the Russian Federation. Ssocial risk factors are universal and touch all citizens irrespective of age, sex, profession, family status, education, etc. The legal control is one of the methods for minimizing social risks, reducing their negative effects. RESULTS AND DICUSSION. The reconstruction of events when removing citizens from zones of flooding when constructing the Boguchany Power Station (in Irkutsk region), analysis of factors causing social risks and documents regulating migration processes show possibilities of social risks and their elimination at various stages. The article determines unperceived risks creating a danger of transforming a potential risk into a real one which had to be eliminated by Irkutsk region government in an online mode using management mechanisms within a social protection system. CONCLUSION. Social risks caused by population removal from zones of flooding cannot be eliminated, but one can minimize them. Planned and financed regional measures minimized damage to the population of Irkutsk region, residing in zones of flooding.
Key words: Boguchany Power Station, reservoir creation, population removal, social risks, risk factors
For citation: Medvedeva S., Komandirova Yu. Analysis of social risks and human protection methods when removing population from zones of flooding (Case study of the Boguchany Power Station). XXI century. Technosphere safety. 2016, vol. 1, no. 3, pp. 65-83. (In Russian)
Введение
Концепция оценки риска в настоящее время практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровне отдельного производства [1].
В условиях действия новых программ отрицательные последствия воздействия производственной деятельности на окружающую среду следует ограничивать некоторым минимальным уровнем, например, социально приемлемым допустимым уровнем. Должны работать экономические механизмы, реализующие компромисс между качеством среды обитания и социально-экономическими условиями жизни населения, особенно в условиях интенсификации производства. В связи с этим очень важно учитывать возникающие как производственные, так и экологические риски, структурной единицей которых неко-
торыми классификациями рассматривается и социальный риск [2].
В современном обществе наука об управлении рисками уделяет все больше внимания социальным рискам - рискам, негативно влияющим на материальное, социальное и духовное положение человека как члена общества. Под социальным риском предполагают вероятность наступления случайных или не зависимых от воли человека событий, нарушающих его физиологическую и социально-экономическую жизнедеятельность3.
Социальные риски - это многофакторная и динамическая система, зависящая в своем проявлении от состояния социально-экономического развития общества, в соответствии с основными тенденциями развития которого все многообразие возможных социальных рисков можно объединить в два основных блока в зависимости от причин их проявления [3]:
3Кричевский Н.А., Соловьев А.К. Социальное страхование: учебник. М.: Дашков и К, 2007. 313 с.
Krichevskii N.A., Solov'ev A.K. Sotsial'noe strakhovanie: ucheb. [Social insurance, textbook]. Moscow, Dashkov i K
Publ., 2007, 313 p. (In Russian)
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Социальные риски
Отсутствие трудового дохода
Несоответствие уровня жизни установленным социальным стандартам
В современных условиях подавляющему большинству населения, чтобы обеспечить себя средствами к жизни, требуются два условия: способность к труду и возможность трудоустройства. С появлением идей социально ориентированной экономики обществом были признаны и такие
к/
риски, которые, независимо от трудоспособности, ведут к снижению личных доходов ниже уровня социальных стандартов, существующих в данном обществе. В первом случае социальные риски вызваны причинами, по которым человек объективно не может самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Во втором случае - социальные риски носят субъективный характер и определяются обществом (государством) [4].
Классификация причин (факторов), способствующих проявлению социальных рисков, представлена в табл. 1 [5].
Классификация причин проявления социальных рисков
Таблица 1 Table 1
Classification o f causes of social risks
Наименование / Names Причины / Causes
Место проявления / Place of manifestation Внешние / External Внутренние / Internal
Тяжесть проявления / Severity of manifestation Ущерб (наивысшая тяжесть) / Damage (highest severity) Потеря (средний уровень) / Loss (average level) Упущенная выгода (наименьшая степень) / The missed benefit (the smallest degree)
Форма воздействия / Impact form Прямые / Straight lines Косвенные / Indirect
По сложности / With respect to the complexity Совокупные (обусловленные несколькими цепочками явлений) / Cumulative (caused by several chains of phenomena) Системные (вызванные одной цепью) / System (caused by one chain) Частные (возникающие вследствие одной ситуации) / Individual (caused by one situation)
Том 1 № 3 2016 Vol. 1 no. 3 2016
XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Система управления социальными рисками - это социальная защита населения с целью поддержания установленных обществом социальных стандартов жизни каждого человека, экономическая сущность которой заключается в перераспределении национального дохода (ВВП) для обеспечения жизнедеятельности человека в усло-
^ 4
виях действия социальных рисков4.
Несмотря на то, что существуют общие принципы категоризации рисков, возникновение и проявление социальных рисков характеризуется специфичностью в зависимости от направления деятельности и объекта исследования. В качестве места и ситуаций проявления и развития социальных рисков мы выбрали энергетическую отрасль промышленности.
Российская Федерация принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира, активное освоение которых, начиная с водных ресурсов Волги, происходит с 40-50 гг. прошлого столетия.
В соответствии со Стратегией развития энергетики России на период до 2030 года главной задачей является дальнейшее освоение богатых гидроэнергоресурсов страны. Сегодня основная часть неиспользованных гидроэнергоресурсов (86%)
сосредоточена на реках Сибири и Дальнего Востока, и, в первую очередь, это остатки гидроресурсов реки Ангары. Действующий уже каскад ГЭС на Ангаре представлен Иркутской, Братской, Усть-Илимской и недавно (2015 г.) введенной в строй Богучанской гидроэлектростанциями. В планах стоит строительство Мотыгинской ГЭС.
Создание такого энергетического узла способно гарантировать реализацию перспективных проектов строительства Тайшетского и Богучанского алюминиевых заводов, Сибирского электрометаллургического завода, завода по производству карборунда в Братске, Енисейского ферросплавного завода, нового прокатного комплекса на ООО «КраМЗ», то есть создать в Сибири мощный энергопромышленный комплекс.
К сожалению, строительство и работа ГЭС связаны с радикальным негативным воздействием на окружающую среду, с созданием водонапорных водохранилищ, под которые уходят большие территории пойменных земель (издревле освоенных жителями этих районов), требующие переселения коренного населения и создания новой инфраструктуры для их нормальной жизнедеятельности.
Цель исследования
Несмотря на то, что переселение граждан из зоны затопления водохранилища происходило как в советское время, так и сейчас, социальные риски граждан при
переселении не исследовались и представляют до настоящего времени животрепещущую проблему.
Социальная система и социальный риск
В современном законодательстве Российской Федерации не предусмотрены нормы, корректирующие непосредственно
переселение граждан с земель, подпадающих в зону затопления водохранилища. Некоторые требования к процессу пересе-
4Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах: учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2010. 144 с.
Bogoyavlenskii S.B. Upravlenie riskom v sotsial'no-ekonomicheskikh sistemakh: ucheb. po-sobie [Risk Management in social and economic systems: manual]. St. Petersburg, SPbGUEF Publ., 2010. 144 p. (In Russian)
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
шж
ления прописаны в Земельном, Жилищном, Гражданском кодексах РФ.
Указанными кодексами регулируются имущественные отношения, возникающие по поводу [6]:
1. Уведомления владельцев земельных участков и жилых помещений о предстоящем переселении в письменной форме на менее чем за год до фактического переселения.
2. Гарантирования предоставления земельных участков взамен изъятых в полном объеме;
3. Возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках, или предоставления по соглашению с собственником жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
4. Возмещения в полном объеме причиненных убытков и утраченной выгоды от изъятия земель и зданий.
Современное общество, осознавая опасность возникновения социальных рисков и стремясь к защите каждого своего члена от их возможных последствий, при формировании механизма такой защиты должно использовать инструментарий, разработанный различными науками: экономической, математической, социологической, философской, правовой [7].
Проблемы выявления социального риска, причин появления, мер его оценки обсуждались многими исследователями. Так, социокультурный подход к рассмотрению природы риска и его соотношения с опасностью представлен в работах немецкого социолога У. Бека. Автор концепции «общества риска» утверждает, что риски постоянно производятся обществом. В развитом обществе социальное производство материальных благ синхронизировано с социальным производством риска [8]. Также и Н. Луман в своей работе подчеркивает, что в современном обществе нет поведения, свободного от рисков; избежать рис-
ка при принятии решений невозможно [9]. По мнению Э. Гидденса, всякое социальное действие «рискогенно». Социальное действие возникает в результате принятия решения, которое основывается на доверии к социальной системе [10]. Социальную систему общества, в том числе, составляют и правовые нормы государства.
С точки зрения правовой науки, «... право выполняет применительно к риску такие функции, как легальное признание и допущение их, установление средств предупреждения и минимизации риска, определение меры ответственности и компенсаторных средств» [11]. Социальные риски «. выступают основаниями для социального обеспечения, в широкой трактовке представляя собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, которые гражданин не способен преодолеть самостоятельно и которые, в силу этого, обусловливают необходимость его поддержки со стороны государства и общества посредством предоставления социально значимых благ и услуг (пенсий, пособий, компенсационных выплат и т.п.)» [12]. Вообще любой правовой акт по существу закрепляет перечень социальных рисков как оснований для возникновения у граждан права на социальное обеспечение, а у государства - обязанности по его предоставлению.
С.Н. Илюшин в своих работах отмечает, что правовой контроль является одним из способов минимизации социальных рисков, снижения вероятностного их негативного влияния на сложившийся порядок. Им выделены три основных фазы развития социального риска:
1. Потенциальный риск.
2. Перерастание потенциального социального риска в риск реальный.
3. Социальный конфликт [13].
Категория «риск», в том числе и социальный, имеет структурный характер и включает в себя: ситуацию риска, оценку риска, степень ее осознанности субъектами
VTK
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
риска; факторы риска; ситуацию выбора; границы риска и зону риска. Факторы социального риска носят всеобщий характер, в орбиту их действия попадают все члены общества, независимо от возраста, пола, профессии, семейного положения, уровня образования и т.д. [14]. Факторы, влияющие на социальные риски, мы разделили на мега-, макро-, мини- и проанализирова-
ли их влияние на формирование рисков (табл. 2).
Используя этот подход к оценке социального риска, мы рассмотрели динамику и процесс формирования рисков при переселении граждан из зоны затопления Бо-гучанской ГЭС на территории Иркутской области.
Таблица 2
Факторы, влияющие на формирование рисков
Table 2
Factors infl uencing risk formation
Наименование / Внешние / External Внутренние / Internal
Name мега- / mega- макро- / macro- мини- / mini-
Фактор / Factor географическое местоположение / geographical location ; политические решения / political decisions/; экономическое развитие / economic development; научная мысль / scientific thought; экологический / ecological семейное положение / marital status; материальное положение/ financial status; жилищно-бытовые условия жизни / domestic living conditions; социальный статус / social status; уровень состояние здоровья / health condition level воспитание / education; уровень образованности / education level; образ поведения / f behavior patterns; образ жизни / way of life; черты характера личности / personality traits; возраст / age; пол / sex
Потенциальный / Potential Реальный / Real Открытый конфликт / Open conflict
изменение уклада жизни /
change
of life style; изменение изменение условий жизнеобеспечения /
климатических change of conditions
условий / change of climatic condi- of life support ; изменение уровня изменение
Риск / Risk tions; изменение жизни / change of living standards; психоэмоционального состояния /
государственного строя / change of the political system ; изменение приоритетов населения / change of priorities of the population изменение источника средств к существованию / change of a source of livelihood; изменение положения в обществе / change of a social situation change of a psychoemotional state
Коллективный / Collective Индивидуальный / Individual
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Возникновение социального риска и пути решения проблемы
К основным предпосылкам возникновения социального риска на территории Усть-Илимского района Иркутской области в период с 2006 года и по настоящее время можно отнести все макрофакторы: географическое местоположение, политические решения, экономическое развитие, научную мысль, экологический, что позволяет проследить исторические факты, представленные ниже.
Идея об использовании энергоресурсов сибирских рек выдвигалась еще в XIX в. известными учеными А.Л. Чеканов-ским, И.Д. Черским, В.А. Обручевым. Однако серьезные гидрологические исследования на территории Иркутской губернии начались только в период проектирования и строительства Транссибирской магистрали. Проводились они экспедициями Министерства путей сообщения под руководством опытных инженеров В.М. Малышева и А.А. Вельнера. Перед революцией 1917 г. в губернии работало несколько исследовательских групп: экспедиция Томского округа путей сообщения, отряд по исследованию Обь-Енисейского водного пути и партия по исследованию рек Ленского бассейна.
В начале прошлого столетия наша страна взяла курс на укрепление и стабилизацию экономики с опорой на энергетику. Необходимой составляющей намеченного курса было развитие территорий, увеличение промышленных мощностей, улучшение производительности труда. Страна постепенно переходила от аграрного строя к индустриальному.
Для реализации намеченных целей была создана Государственная комиссия по разработке плана электрификации России. Государственный план электрифика-
ции России (сокращенно - ГОЭЛРО) утвержден декретом Совета народных комиссаров «Об электрификации РСФСР» на IX Всероссийском съезде Советов (23-28 декабря 1921 года).
На Конференции по изучению производительных сил Иркутской области, состоявшейся в 1947 году, были обозначены ключевые моменты развития Иркутской области.
Так, в докладе академика А.В. Винтера и члена-корреспондента Академии наук СССР В.И. Вейца «Энергетические ресурсы Восточной Сибири и развитие энергетики Байкало-Черемховского комплекса» прозвучало, что «вопрос об освоении энергетических ресурсов является центральным, предопределяющим в значительной мере все народнохозяйственное развитие края, конечно, не случайно и оправдывается всем тридцатилетним опытом индустриализации нашей страны». А в заключительном сообщении председатель конференции вице-президент Академии наук СССР академик И.П. Бардин сообщил: «... конференция признала, что основой промышленной специализации Иркутской области должны явиться ее гидроэнергетические (ресурсы реки Ангары) и топливные (Черемховский угольный бассейн) базы, причем ведущая роль в развитии района должна принадлежать энергии ангарских электростанций»5.
Из всех многочисленных планов использования гидропотенциала реки Ангары был выбран самый оптимальный на тот период времени. Строительство каскада Ангарских гидроэлектростанций началось со строительства Иркутской ГЭС (1950) и предполагалось завершить строительством
конференция по изучению производительных сил Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: irkipedia.ru (18.04.2014)
Konferentsiya po izucheniyu proizvoditel'nykh sil Irkutskoi oblasti [Conference on studying of productive forces of Irkutsk region]. Available at: irkipedia.ru (accessed 18 April 2014).
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Богучанского гидроузла (1980).
В свою очередь строительство объекта гидротехнического сооружения сопровождается одновременным строительством водохранилища - искусственного водного объекта (водоема). При наполнении водохранилища повышается опасность подтопления селитебных территорий с ухудшением условий жизни населения, также появляется возможность распространения инфекционных и паразитарных заболеваний человека и животных, передающихся через воду6.
В связи с этим одна из главных социально-экологических задач при подготовке зоны затопления водохранилища - переселение жителей тех населенных пунктов, которые подпадают под затопление, и создание инфраструктуры для их нормальной жизнедеятельности.
Переселение граждан с территории затопления ложа Богучанского водохранилища началось в советское время. 25 октября 1987 года на строительстве Богучан-ской ГЭС было произведено перекрытие р. Ангары.
Так, в рамках реализации технического проекта «Богучанская ГЭС на р. Ангара», утвержденного в 1979 году, было принято решение и начато переселение жителей населенных пунктов: деревень Едарма, Ката, Старый Кеуль и Тушама, попадающих под затопление, в составе 111 семей, в село Кеуль Иркутской области, построенного в начале 70-х годов прошлого столетия,
По причине недостаточного финансирования срок пуска Богучанской ГЭС не-
однократно переносился Минэнерго СССР: в 1987 году - на 1993 год; в 1988 году - на 1994 год; в 1989 году - на 1995 год. После распада СССР темпы работ по строительству Богучанской ГЭС значительно снизились, а с 1994 года стройка была фактически законсервирована - выделяемых средств хватало, в основном, лишь на поддержание в безопасном состоянии уже построенных сооружений.
Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» было предусмотрено оказание государственной поддержки в обеспечении начала эксплуатации Богучанской гидроэлектростанции в 2010 году и подготовке зоны затопления водохранилища на реке Ангаре.
Так как в ходе строительства еще в советское время было решено увеличить ее мощность до 4000 МВт с целью повышения выработки «пиковой» электроэнергии, то масштабы заполнения водохранилища Богучанского гидроузла естественно увеличились. При новой отметке затопления 208 м водохранилище Богучанского гидроузла располагается уже не только в пределах территории Красноярского края, но и Иркутской области. Подпор от Богучанского гидроузла при проектном нормальном подпорном уровне 208 м распространяется до Усть-Илимского гидроузла (375 км по основному руслу)7.
6СанПиН 3907-85 «Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ», утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 01.07.1985. [Электронный ресурс]. URL: consultants (30.07.2016).
Sanitarnye pravila proektirovaniya, stroitel'stva i ekspluatatsii vodokhranilishch», utverzhdeny Glavnym gosudarstven-nym sanitarnym vrachom SSSR 01.07.1985 [Health regulations of design, construction and operation of reservoirs", approved by the Chief state health officer of the USSR 7/1/1985, no. 3907-85]. Available at: consultant.ru (accessed 30 July 2016).
7Временные правила использования водных ресурсов Богучанского водохранилища на период его начального наполнения и первого этапа эксплуатации утверждены приказом Федерального агентства водных ресурсов от 28.04.2012 № 79. [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016)
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Итак, на примере строительства Бо-гучанского гидроузла обществом была принята ситуация необходимости развития гидроэнергетики, являющейся неотъемлемой частью «светлого будущего», с неиз-
бежным возникновением потенциальных социальных рисков, связанных, прежде всего, с переселением граждан из зоны затопления (табл. 3).
Таблица 3
Мега-факторы возникновения социальных рисков при строительстве
гидроэлектростанций
Table 3
Mega-factors of social risks when constructing hydroelectric power stations_
Факторы / Factors Наименование / Name Объект / Object Социальный риск / Social risk
Научная мысль / Scientific thought Зарождение, изучение и развитие электричества / Origin, studying and development electricity Источники и способы получения электричества/ Sources and ways of receiving electricity
Экономическое развитие / Economic development Развитие экономики страны при освоении новых территорий за счет электрификации / Development of national economy when developing new territories due to electrification Территория России, крупные реки / Territory Russia, large rivers Потенциальный риск для граждан, проживающих на берегах реки Ангары / Potential risk for the citizens residing on the banks of the Angara river
Политическое решение / Political decision Электрификация России (план ГОЭЛРО) / Electrification of Russia (plan of GOELRO) Территория Восточной Сибири, река Ангара / Territory Eastern Siberia, the Angara river
Географическое положение / Geographical location Освоение потенциала Восточной Сибири / Development of the potential of Eastern Siberia Использование гидропотенциала реки Ангары / Use of hydrocapacity of the Angara River
Vremennye pravila ispol'zovaniya vodnykh resursov Boguchanskogo vodokhranilishcha na period ego nachal'nogo na-polneniya i pervogo etapa ekspluatatsii utverzhdeny prikazom Federal'nogo agentstva vodnykh resursov ot 28.04.2012. № 79 [Provisional rules of use of water resources of the Boguchany reservoir for webi initial filling and the first operational phase, approved by the order of the Federal Agency for Water Resources from 4/28/2012. No. 79.]. Available at: consultant.ru (accessed 30 July 2016).
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
При возникновении потенциального социального риска, как правило, уже намечаются признаки возможного конфликта сторон, но открытого противостояния социальных сил пока еще нет. Правильное осмысление противоречий на стадии потенциального риска может позволить принять необходимые меры для урегулирования (снятия напряженности) до начала перехода потенциального риска в риск реальный. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что далеко не всегда можно предотвратить дальнейшее развитие потенциального риска. Ульрих Бек, например, отмечает в своих работах, что «невозможно предотвратить то, чего не хотят замечать» [8].
Сценарий социального риска, возникающего на территории Усть-Илимского района Иркутской области, развивался по схеме, заложенной в начале пути развития, естественно, претерпевая преобразования вместе с развитием общества и государства.
Так, при корректировке в 2011 году технического проекта «Богучанская ГЭС на реке Ангаре» в зону влияния с учетом бе-регопереработки и подтопления до отметки 212,0 мБс попало еще 601 (84 Невон, 429 Кеуль, 88 Усть-Илимск) жилых строений и часть объектов инфраструктуры, требующих переноса на более высокие отметки рельефа местности. На территории Усть-Илимского района Иркутской области в зону затопления водохранилища попали населенные пункты: часть территории г. Усть-Илимска, п. Невон и с. Кеуль, в который ранее были переселены жители населенных пунктов Едарма, Ката, Старый Кеуль и Тушама. Переселению из зоны
влияния водохранилища Богучанской ГЭС подлежало 499 семей (1523 человек) области8.
Ситуация складывается так, что происходит перерастание потенциального риска в реальный социальный риск: необходимость неожиданного повторного переселения и увеличения числа переселяемых граждан в связи с увеличением площади затопления.
Хотелось бы отметить, что признание государством социальных рисков приводит к обоснованности социальных обязательств государства и реализации права граждан на социальное обеспечение. В отличие от потенциального риска, реальный социальный риск носит персонифицированный характер и распространяется на конкретного гражданина, организацию, имеющих право на социальные предоставления, в связи с обстоятельствами, не зависящими от их действий. Несмотря на тот факт, что рассматриваемая ситуация происходит в обычных условиях развития общества (без объявления чрезвычайной ситуации), все равно для каждого гражданина это событие носит случайный характер и гражданин ждет гарантий от государства, для которого это событие носит массовый характер.
Исполнительными органами Российской Федерации совместно с Правительством Иркутской области принято решение о начале мероприятий на территории Усть-Илимского района в части реализации конституционных прав граждан, подлежащих переселению. В этой связи на территории Иркутской области была разработана и утверждена региональная программа «Подготовка зоны затопления части
8Корректировка технического проекта «Богучанская ГЭС на реке Ангара». Этап «Водохранилище и охрана окружающей среды на территории Усть-Илимского района Иркутской области». М.: Ленгидропроект, 2011. Korrektirovka tekhnicheskogo proekta «Boguchanskaya GES na reke Angara». Etap «Vodokhra-nilishche i okhrana okruzhayushchei sredy na territorii Ust'-Ilimskogo raiona Irkutskoi ob-lasti» [Updating the engineering design "The Bogu-chany hydroelectric power station on the Angara River". Stage "Reservoir and Environmental Protection in Ust-Ilimsk District of Irkutsk Region"]. Moscow, Lengidroproekt Publ., 2011. (In Russian)
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС на 2011 — 2012 годы» (далее - Программа)9, в которой определены планы мероприятий по подготовке зоны затопления, в том числе переселения граждан из зоны затопления Богучанской ГЭС.
Как видно из данных табл. 4, число
граждан, подлежащих переселению, возросло по сравнению с 2011 годом на 555 человек (2011 - 1190; 2015 - 1745). Связано это с тем, что при формировании правового документа не были учтены некоторые категории граждан и не просчитаны социальные риски. Фактически риск из потенциальной стадии перешел в реальную.
Таблица 4
Планируемые целевые индикаторы региональной программы Иркутской области по подготовке зоны затопления на территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС
Table 4
Planned target indicators of the regional program of Irkutsk region on the preparation of a zone of flooding in Irkutsk region for the construction of Boguchany
hydroelectric power stat ion
Наименование мероприятий (комплекса мероприятий) / Name of a measure (complex measures) Целевые индикаторы Программы / Target indicators of the Program Ед. изм. / Unit Плановое значение целевых индикаторов,показателей результативности / Planned value target indicators, effectiveness indicators
2011-2012 гг. 2012-2013 гг. 2014-2015 гг.
Приобретение жилых помещений для переселения граждан из зоны затопления Богучанской ГЭС / Purchase of living quarters for removing citizens from a zone of flooding Количество переселяемых граждан / Number of resettled citizens чел. / pax. 1190 1726 1745
Площадь жилых помещений, представляемых гражданам, расселяемым в связи с затоплением части территории Иркутской области / Area of living quarters For the citizens shifted from zones of flooding in Irkutsk region. кв. м / m2 23577 32970 32970
Региональная программа Иркутской области «Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» на 2011-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 01.08.2011. № 219-пп [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016). Regional'naya programma Irkutskoi oblasti «Podgotovka zony zatopleniya chasti territo-rii Irkutskoi oblasti v svyazi so stroitel'stvom Boguchanskoi GES» na 2011-2012 gody, utverzhdennaya postanovleniem Pravitel'stva Irkutskoi oblasti ot 01.08.2011 № 219-pp. [The regional program of Irkutsk region "Preparation of a zone of flooding of a part of the territory of Irkutsk region for the construction of Boguchany hydroelectric power station" for 2011-2012 approved by the resolution of the government of Irkutsk region from 8/1/2011. No. 219]. Available at: consultant.ru (accessed 30 July 2016).
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Для анализа рисков наиболее удобными являются первые две фазы его развития - потенциальный и реальный. Когда риск уже перешел в фазу открытого конфликта, когда опасности «угрожают» не только социальным ценностям, но и существованию системы, это означает, что риск оказался непросчитанным, что ведет к разрушению старой социальной системы.
На возникновение реального социального риска повлияли макро-факторы:
1. Семейное положение.
2. Материальное положение.
3. Жилищно-бытовые условия.
4. Социальный статус.
5. Уровень состояния здоровья.
Утрата источника средств к существованию и снижение уровня жизни является одной из главных предпосылок для обращения граждан к предлагаемым государством мерам социальной поддержки при наступлении неблагоприятного события.
Имущественные отношения, возникающие при переселении из зоны затопления между гражданами и государством, перекликаются с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а именно в части права гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Для снижения рисков и обеспечения реализации мероприятий, связанных с подготовкой к затоплению ложа водохранили-
ща Богучанской ГЭС (организация работ при реализации мероприятий и управление работами; эффективное, целевое и рациональное использование бюджетных средств), было создано областное государственное казенное учреждение «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» (далее - Учреждение)10.
Был проведен предварительный опрос граждан о предпочитаемом ими месте жительства при переезде из населенного пункта, подпадающего под затопление. Выбор выпал в основном на города Усть -Илимск, Братск, Иркутск, Свирск, Саянск, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ, Омск, п. Невон.
Однако региональной Программой для переселения граждан с территории, подлежащей затоплению, определены следующие муниципальные образования Иркутской области: муниципальное образование город Усть-Илимск, Иркутское районное муниципальное образование, муниципальное образование города Братска, город Саянск.
Программа ограничила выбор будущего места жительства граждан (увеличила степень риска), зарегистрированных в установленном порядке на территории Усть-Илимского района, границами Иркутской области. Однако при этом исключила потери Иркутской области в численности населения и риски потери гражданами гарантий и компенсаций, предусмотренных областными законами, действие которых распространяется только на территорию Иркутской области. При этом предоставила
^Распоряжение Правительства Иркутской области от 23 сентября 2011 года № 328-рп «О создании областного государственного казенного учреждения «Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016).
Rasporyazhenie Pravitel'stva Irkutskoi oblasti ot 23 sentyabrya 2011 goda № 328-rp «O sozdanii oblastnogo gosudar-stvennogo kazennogo uchrezhdeniya «Direktsiya po podgotovke k zatopleniyu lozha vodokhranilishcha Boguchanskoi GES» [The order of the Government of Irkutsk region from September 23, 2011. No. 328-rp "On the foundation of regional state governmental agency "Directorate for reservoir Bed Preparation for the Boguchany Hydroelectric Power Station"]. Available at: consultant.ru (accessed 30 July 2016).
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается право граждан в области имущественных отношений в момент осуществления переселения из зоны затопления Богучанского водохранилища, и компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения гражданам затрат, связанных с вынужденным переселением.
Мы рассмотрели риски социального характера, возникающие на территории Иркутской области в части вынужденной внутренней миграции, а именно риски граждан, участвующих в миграции.
Первым и волнующим граждан вопросом является получение гарантий и компенсаций при отчуждении имущества.
Так, Законом Иркутской области11 установлено, что собственникам жилых помещений, зданий, строений, сооружений, попадающих в зону затопления ложа Богу-чанского водохранилища, расположенных на территории Усть-Илимского района, предоставляются:
1. Жилое помещение из специального жилищного фонда в собственность.
2. Денежная компенсация в связи с уменьшением общей площади жилого помещения.
3. Денежная компенсация расходов на оборудование жилого помещения плитой для приготовления пищи.
4. Денежная компенсация расходов по уплате государственной пошлины за
государственную регистрацию права собственности на жилое помещение.
5. Денежная компенсация утрачиваемого права собственности на учитываемое строение.
6. Денежная компенсация утрачиваемого права собственности на учитываемый земельный участок.
7. Денежная компенсация расходов по проезду и провозу багажа в связи с переездом на новое место жительства.
Гарантии гражданам, переселяемым из населенных пунктов, подпадающих в зону затопления, и размеры компенсационных выплат были предусмотрены и обеспечены принятыми другими областными законами12.
Таким образом, социальный риск в нашем случае был минимизирован для категории граждан, у которых соблюдены условия и требования, прописанные в законах Иркутской области. Социальное обеспечение предоставлено гражданину лишь в нормативно установленном объеме, так как компенсация последствий производится в пределах, соответствующих максимальным размерам выплат, предназначенных для такой компенсации.
Для указанной категории граждан может быть проанализирован и оценен индивидуальный риск получения компенсации по обеспечению жилищных прав в полном объеме. Администрацией Иркутской области при решении возникшей проблемы пе-
11Закон Иркутской области от 11.03.2014 № 29-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016).
Zakon Irkutskoi oblasti ot 11.03.2014 № 29-OZ «О predostavlenii zhilykh pomeshchenii zhilishchnogo fonda Irkutskoi oblasti i sotsial'nykh vyplat otdel'nym kategoriyam grazhdan» [Act of Irkutsk region from 3/11/2014 No. 29-OZ "On granting living quarters of housing facilities of Irkutsk region and social payments to separate categories of citizens"]. Available at: consultant.ru (accessed 30 July 2016).
12Закон Иркутской области от 14.07.2011 № 76-ОЗ «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016).
Zakon Irkutskoi oblasti ot 14.07.2011 № 76-OZ «Ob otdel'nykh merakh po podgotovke chasti territorii Irkutskoi oblasti k zatopleniyu» [The Law of the Irkutsk region from 7/14/2011. No. 76-OZ "On measures for preparation of a part of the territory of Irkutsk region for flooding"]. Available at: consultant.ru (accessed 30 July 2016).
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
реселения граждан были приняты меры по обеспечению жилищных прав граждан, интересы которых ущемляются в связи с вынужденной потерей их места жительства.
Расчет индивидуального риска в отказе получения компенсации произведен на основании сведений, полученных из интервьюирования граждан, переселенных из населенных пунктов Кеуль и Невон в Иркутский район ЖК «Луговое». Условия для расчета риска продиктованы указанными законами Иркутской области (табл. 5).
Вероятность передачи в собственность жилого помещения из специального жилищного фонда, соответствующего прописанным в областных законах нормам, рассчитана по формуле:
А = n/N,
где А - вероятность случайного события; n - число несовместимых равновероятных элементарных событий, составляющих событие A; N - число всех возможных элементарных событий.
Расчет выполнили исходя из условий, что у 3-х граждан в собственности имеется жилое помещение общей площадью 70,6 кв. м, земельный участок, 7 строений.
Расчет показывает, что для категории граждан, подпадающих под законодательство Иркутской области, риск отказа в получении в полном объеме компенсаций, предусмотренных областным законодательством, является допустимым.
Для обеспечения переселяемых граждан социальными гарантиями в 2014 г. были введены в эксплуатацию социальные объекты, такие как детский сад на 220 мест и поликлиники на 100 посещений в смену
во вновь возводимом жилом комплексе «Луговое» в Иркутском районе. В городе Усть-Илимске построен детский сад на 110
13
мест13.
Однако предлагаемые Законом условия не нашли поддержки у ряда граждан, не подпадающих под них. Это привело к усилению напряженности в обществе и возникновению потенциальной возможности перерастания потенциального риска в реальный.
Социальная напряженность, по сути, представляет собой негативное психологическое состояние большого числа людей, когда они скорее ощущают, чем знают, что вероятность реального ущерба постоянно растет. Наиболее характерным ее проявлением в этот период выступают групповые эмоции, которые имеют ценностные основания. Фазу реального социального риска можно условно разделить на подстадии развития, для которых характерны следующие особенности во взаимодействии сторон:
1. Усиление противоречий по поводу определенного спорного объекта, рост недоверия и социальной напряженности. Предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопления обид.
2. Стремление доказать правомерность своих притязаний, обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами, замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.
3. Разрушение структур взаимодействия, переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу.
13Отчет о результатах деятельности министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: http://irkobl.ru/sites/irkstroy (30.07.2016).
Otchet o rezul'tatah dejatel'nosti ministerstva stroitel'stva, dorozhnogo hozjajstva Irkutskoj oblasti za 2014 god [Report on the results of measures of the Ministry of construction, road economy of Irkutsk region for 2014]. Available at: http://irkobl.ru/sites/irkstroy (accessed 30 July 2016).
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
Таблица 5
Оценка социального риска в отказе или предоставления меньших компенсаций
гражданам, подлежащих переселению
Table 5
Assessment of social risk of rejection of compensations or granting smaller ones
to resettled citizens
Наименование мер/ Name of a measure Граждане трудоспособного возраста (3 чел.) / Employable ctizens (3 persons) Многодетная семья (6 чел.) / Large family (6 persons) Пенсионер (1 чел.) / Pensioner (1 person)
в собственности жилое помещение, земельный участок, строения / fully owned housing unit, land property, special buildings в собственности жилое помещение, земельный участок, строения / fully owned housing unit, land property, special buildings в собственности жилое помещение, земельный участок, строения / fully owned housing unit, land property, special buildings
Передача в собственность жилого помещения из специального жилищного фонда / Transfer of property of special housing facilities 0,04 0,02 0,11
Денежная компенсация в связи с уменьшением общей площади жилого помещения / Monetary compensation for reducing the total area of a housing unit 0,06 0,00 0,13
Денежная компенсация расходов на оборудование жилого помещения плитой для приготовления пищи (6228,0 р.) / Monetary compensation for purchasing a cooking stove (6228,0 r.) 0,00 0,00 0,00
Денежная компенсация утрачиваемого права собственности на учитываемое строение / Monetary compensation for a loss of special buildings 0,14 0,08 0,13
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
ШЖ
к/
Денежная компенсация
утрачиваемого права собственности на 0,33 0,00 0,00
учитываемый земельный участок / Monetary compensation for a land plot
Денежная компенсация
расходов по проезду и провозу багажа в связи с переездом
на новое место жительства
(15203,01 р.) / Monetary compensation for travel and luggage 0,00 0,00 0,00
transportation expenses (15203,01 rubles)
Денежная компенсация
расходов по уплате
государственной пошлины
за государственную
регистрацию права собственности на жилое 0,00 0,00 0,00
помещение (1000 р.) / Monetary compensation for the payment of property registration charges (1000 rubles)
Вероятность / Probability 0,58 0,1 0,4
Событие / Event 0,00172 0,00344 0,00057
РИСК / RISK 9х10-4 3х10-4 2х10-4
Причинами недовольств в нашем случае стало то, что при разработке мероприятий по переселению не были учтены граждане, не зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания, но фактически проживающие в населенных пунктах, попадающих под зону затопления, а также не были учтены площади, приходящиеся на детей, находящихся под опекой (попечительством), зарегистрированных по месту жительства или по месту временного пребывания опекуна (попечителя). Это, в свою очередь, повлекло ряд недовольств в обществе, ведь в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, ме-
стом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Неудовлетворенность одной из сторон является ключевым признаком второй стадии развития реального социального риска. Потенциальный субъект риска выявляет реальных виновников своей неудовлетворенности и одновременно осознает неразрешимость сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия.
В нашем случае точка напряженности общества находилась в Учреждении, в которое обращались граждане при подготовке к переселению. Граждане высказывали недовольство различными способами
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
через обращения: в Учреждение, органы местного самоуправления, органы государственной власти Иркутской области, уполномоченному по правам человека в Иркутской области, в федеральные структуры, общественные организации, СМИ. Кроме граждан, в полемику вступали и вступают различные научные организации.
При реализации мероприятий на территории Усть-Илимского района Иркутской области в исключительных случаях произошло перерастание реального риска в третью фазу социального риска - открытый конфликт, но он носил сугубо индивидуальный характер. Фаза открытого конфликта связана с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. При наступлении стадии открытого конфликта риск как таковой перестает существовать (или его степень ме-
няется), и, следовательно, анализ и оценка социального риска не представляется возможным.
Устранение конфликтных ситуаций послужило положительным опытом для специалистов Учреждения и при предоставлении тех или иных мер поддержки другим гражданам ситуация не доводилась до открытой стадии конфликта.
В любом из случаев специалисты Учреждения, исполнительных органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления предлагали альтернативные способы решения вопросов, и на сегодняшний день все жители переселены. По информации министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, для окончательного решения вопроса остались лишь некоторые формальности.
Заключение
Реконструкция событий переселения граждан из зоны затопления при строительстве Богучанской ГЭС (территория Иркутской области), анализ факторов, влияющих на возникновение социальных рисков, и документальной базы, регламентирующей процесс переселения, свидетельствуют о возникновении социальных рисков, их реализации на разных стадиях процесса переселения.
Предложенная нами классификация (дифференциация на мега-, макро-, мини-) факторов, влияющих на возникновение рисков, позволила качественно и, в отдельных случаях, количественно оценить их вклад в формирование рисков. Так, рассчитанный индивидуальный риск для граждан, подпадающих под нормы законов Иркутской области, оказался допустимым.
Были выявлены и неучтенные риски, создавшие опасность перехода потенциального риска в реальный, которые Правительству Иркутской области пришлось ре-
шать по мере поступления, в режиме «онлайн». При этом в мероприятиях по переселению граждан из зоны затопления прослеживаются основные механизмы управления социальными рисками, применяемые в рамках системы социальной защиты населения.
Однако основной трудностью при осуществлении переселения граждан из зоны затопления остается преодоление психологического барьера. Переезд из одного района в другой, с севера на юг, смена сельского уклада жизни на урбанистический, проживание в многоквартирном доме, а не в отдельно стоящем здании на собственном земельном участке и т.д. - каждый человек воспринимает по-разному. На данный момент нет четко выведенного положительного или отрицательного результата влияния на граждан этих перечисленных факторов.
Исключить социальные риски, возникающие при затоплении водохранилища,
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
в том числе Богучанского, невозможно. Всесторонний учет социальных рисков позволяет их минимизировать. Запланированные в региональной программе мероприятия по выполнению социальных гарантий, их своевременное финансирование
Библиогра
1. Медведева С.А. Экологический риск: общие понятия, методы оценки // XXI век. Техносферная безопасность. 2016. № 1. С. 67-81.
2. Шмаль А.Г. Факторы экологической опасности & экологические риски. Бронницы: ИКЦ БНТВ, 2010. 191 с.
3. Социальное страхование. Содержание и функции социального страхования. Понятие и классификация социальных рисков [Электронный ресурс]. URL: studme.org>124612208450...sotsialnoe_strahovanie (29.08.2016).
4. Мишина Л.А. Логистика. [Электронный ресурс]. URL: uchebnlk.onllne>loglstlka... loglstlka-lektsll.html (28.08.2016).
5. Социальный риск: виды и особенности. Сайт бизнес-идей [Электронный ресурс]. URL: vse-temu.org>socialnyj-risk-vidy. osobennosti.html (28.08.2016).
6. Социальная и экономическая оценка в рамках Банковского ТЭО. М.: Эколайн, 2007.
7. Федорова М.Ю. Распределение социальных рисков как метод управления ими: правовые аспекты // Вестник Пермского университета. 2015. Вып. 4 (30).
насколько возможно минимизировали ущерб, нанесенный населению Иркутской области, проживающему на территории, попадающей в зону затопления водохранилища.
кий список
С. 91 - 99.
8. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 40 с.
9. Луман Н. Понятие риска. [Электронный ресурс]. URL: ecsocman.edu.ru/data/429/174/1217/5_2_ luhm.pdf (25.07.2016).
10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.
11. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // 2014. № 3. С. 10-11.
12. Федорова М.Ю. Принятие социальных рисков и возникновение социальных обязательств: вопросы соотношения. [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016).
13. Илюшин С.Н. Социальный риск: сущность, содержание, пути минимизации (социально-философский анализ) [Электронный ресурс]. URL: bmstu.ru/dissertation/content/files/90/ essay.pdf (16.06.2016).
14. Федорова М.Ю. Распределение социальных рисков как метод управления ими: правовые аспекты. [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru (30.07.2016).
References
1. Medvedeva S.A. Jekologicheskij risk. obshhie ponjatija, metody ocenki [Environmental risk. general concepts, assessment methods]. XXI vek: Tehnosfer-naja bezopasnost' [XXI century. Technosphere Safety]. 2016, vol. 1, no. 3, pp. 67-81. (In Russian)
2. Shmal' A.G. Faktory jekologicheskoj opasnosti & jekologicheskie riski [Factors of ecological danger & environmental risks], Bronnitsy, IKC BNTV Publ., 2010, 191 p. (In Russian)
3. Social'noe strahovanie. Soderzhanie i funkcii so-cial'nogo strahovanija. Ponjatie i klassifikacija social'nyh riskov [Social insurance. Essence and functions of social insurance. Definition and classification of social risks]. Available at: stud-me.org>124612208450...sotsialnoe_strahovanie (accessed 29 August 2016).
4. Mishina L.A. Logistika [Logistics]. Available at: ucheb-nik.online>logistika... logistika-lektsii.html (accessed 28 August 2016).
5. Social'nyj risk: vidy i osobennosti. Sajt biznes-idej [Social risk: types and features. Website of the business ideas]. Available at: vse-temu.org>socialnyj-risk-
v¡dy...osobennost¡.html (accessed 28 August 2016).
6. Social'naja i jekonomicheskaja ocenka v ramkah Bankovskogo TJeO [Social and economic assessment within the Bank feasibility study]. Moscow, Jekolajn Publ., 2007. (In Russian)
7. Fedorova M.Ju. Raspredelenie social'nyh riskov kak metod upravlenija imi: pravo-vye aspekty [Distribution of social risks as a risk management method: legal aspects]. Vestnik Permskogo universiteta [Bulletin of the Perm university]. 2015, vol. 30, no. 4, pp. 91-99. (In Russian)
8. Bek U. Obshhestvo riska na puti k drugomu modern [Society of risk on the way to other modernist style]. Moscow, Progress-Tradicija Publ., 2004, 40 p. (In Russian)
9. Luman N. Ponjatie riska [Concept of risk].Available at: ecsoc-man.edu.ru/data/429/ 174/1217/5_2_ luhm.pdf (accessed 25 June 2016).
10. Shtompka P. Sociologija social'nyh izmenenij [Sociology of social changes]. Moscow, Aspekt Press Publ., 1996, 416 p. (In Russian)
11. Tihomirov Ju.A. Prognozy i riski v pravovoj sfere
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ENVIRONMENTAL SAFETY AND PROTECTION
[Forecasts and risks in the legal sphere]. Zhurnal ros-sijskogo prava [Journal of the Russian law]. 2014, no. 3, pp. 10-11. (In Russian)
12. Fedorova M.Ju. Prinjatie social'nyh riskov i voz-niknovenie social'nyh objazatel'stv: voprosy soot-noshenija [Adoption of social risks and emergence of social obligations: ratio questions.]. Available at: con-sultant.ru (accessed 30 July 2016).
13. Iljushin S.N. Social'nyj risk: sushhnost', soderzha-nie, puti minimizacii (social'no-filosofskij analiz [Social
Критерии авторства
Медведева С.А. и Командирова Ю.А. имеют равные авторские права и несут ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 27.08.2016 г.
risk: essence, meaning, minimization methods (social and philosophical analysis)]. Available at: bmstu.ru/dissertation/content/files/90/essay.pdf (accessed 16 June 2016).
14. Fedorova M.Ju. Raspredelenie social'nyh riskov kak metod upravlenija imi: pravo-vye aspekty [Distribution of social risks as a risk management method: legal aspects]. Available at: consultant.ru (accessed 30 June 2016).
Authorship criteria
Medvedeva S.A. and Komandirov Yu.A. have equal authors' rights and responsibility for plagiarism.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
The article was received 27 August 2016
Том 1 № 3 2016 XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Vol. 1 no. 3 2016 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY