Научная статья на тему 'Анализ социально-политической обстановки в Китае в условиях мирового экономического кризиса'

Анализ социально-политической обстановки в Китае в условиях мирового экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2221
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЭКОНОМИКА КИТАЯ / КРИЗИС МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КНР / СПОРНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ / INTERNAL POLITICAL PROBLEMS IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / INTERNAL POLITICAL CONDITIONS / ECONOMY OF CHINA / WORLD ECONOMIC CRISIS / DISPUTABLE TERRITORIAL QUESTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деменин Александр Александрович

Статья посвящена анализу современной внутриполитической обстановки в Китайской Народной Республике. Автор рассматривает возникшие в последние годы социально-политические проблемы, а также процесс урегулирования китайским руководством экономической и политической ситуации в стране в связи с мировым экономическим кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of modern internal political conditions in the People's Republic of China. The author considers the sociopolitical problems which have arisen in last years, and also the process of settlement of an economic and political situation in the country by the Chinese government in connection with a world economic crisis.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-политической обстановки в Китае в условиях мирового экономического кризиса»

Александр ДЕМЕНИН

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В КИТАЕ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Статья посвящена анализу современной внутриполитической обстановки в Китайской Народной Республике. Автор рассматривает возникшие в последние годы социально-политические проблемы, а также процесс урегулирования китайским руководством экономической и политической ситуации в стране в связи с мировым экономическим кризисом.

The article is devoted to the analysis of modern internal political conditions in the People’s Republic of China. The author considers the sociopolitical problems which have arisen in last years, and also the process of settlement of an economic and political situation in the country by the Chinese government in connection with a world economic crisis.

Ключевые слова:

внутриполитическая обстановка, экономика Китая, кризис мировой экономики, внутриполитические проблемы в КНР, спорные территориальные вопросы; internal political conditions, economy of China, world economic crisis, internal political problems in the Peoples Republic of China, disputable territorial questions.

В последние десятилетия Китай характеризуется как страна с успешно развивающейся экономикой. В то же время мировой финансовый кризис стал причиной ухудшения экономической обстановки в КНР и повлек за собой обострение имеющихся в государстве социально-экономических проблем в области внутренней политики. Основные усилия китайского руководства направлены на преодоление негативных последствий мирового кризиса. В частности, снижение с середины 2008 г. темпов роста китайского экспорта, составляющего основу существующей модели экономического развития Китая и обеспечивающего формирование до 50% ВВП страны, привело к значительному уменьшению объемов производства, к банкротству около 70 тыс. экспортно-ориентированных предприятий, прежде всего малого и среднего бизнеса. В результате в КНР были сокращены около 20 млн рабочих мест, что осложнило и без того тяжелую обстановку в сфере занятости (по экспертным оценкам, реальный уровень безработицы в Китае превысил 15% трудоспособного населения, или около 150 млн чел.). В ряде юго-восточных, восточных и центральных провинций Китая, в наибольшей степени подвергшихся негативному влиянию экономического спада, а также в крупных городах, включая Пекин и Шанхай, периодически отмечаются локальные протестные выступления граждан, зачастую перерастающие в беспорядки.

По мнению специалистов, рост китайского экспорта в 2010 г. прогнозируется на уровне 8% после падения в 2009 г. на 16%. В этих условиях китайское руководство стремится оперативно принимать меры по сдерживанию негативных тенденций в экономике государства. Итогом этой работы стало усиление макроэкономического регулирования, цель которого — поддерживать ежегодный рост ВВП на уровне не ниже 8% (пороговый показатель сдерживания роста безработицы), а также ускоренное расширение внутреннего потребительского спроса как основного способа трансформации модели экономического развития. Кроме того, разработаны меры по реструктуризации экономики, имеющие целью ликвидацию энергозатратных производственных мощностей, отказ от устаревших принципов управления и замену неэффективных управленческих кадров, а также ускоренный переход к инновационной модели развития1.

ДЕМЕНИН

Александр

Александрович —

соискатель

Московского

госуЛатствснного

областного

университета

[email protected]

1 http://www.rian.ru/economy/20100222/210321764.html

Китайское правительство осознает, что сохранение текущей модели роста становится затруднительным. Для поддержания социально-экономической стабильности в обществе принимаются меры по дифференцированному повышению социальной защищенности широких слоев населения, стимулированию национальной промышленности, а также поддержке экспортно-ориентированных предприятий. Важным шагом в этом направлении стало решение китайского правительства

о целевом выделении в период до 2010 г. финансовых средств в размере около 590 млрд долл. на реализацию ряда масштабных проектов, главным образом в сфере совершенствования инфраструктуры, и поддержку 10 ведущих производственных отраслей промышленности (черная и цветная металлургия, авто-, станко- и судостроение, нефтехимия, электроника и информационная индустрия, логистика, легкая промышленность).

Предпринятые китайским руководством шаги уже дали определенные положительные результаты. ВВП страны с января по июнь прошлого года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 7,1% (по итогам 2009 г. он вышел на уровень 8,7%). По данным прогноза китайской экономики на 2010 г., подготовленного Исследовательским центром прогнозирования Академии наук КНР, ВВП Китая в 2010 г. идет вверх примерно на 10%: в I квартале ВВП вырастет на 11% к аналогичному периоду 2009 г., во II — на 10,2%, в III — на 9,5% и в IV — на 9,8%.

Главным фактором роста ВВП в 2010 г. будут инвестиции, на которые рассчитывает китайское правительство. Они обеспечат 6,3% роста. Вклад потребления составит 4,2%, вклад чистого экспорта будет отрицательным и составит —0,5%. Инвестиции и основной капитал вырастут на 25%, реальный рост потребительских расходов составит 15,6%. Оборот внешней торговли вырастет на 17,6%, в т.ч. экспорт — на 16,6%, импорт — на 18,9%. Инфляция в Китае в 2010 г. может составить 3,06% (год к году), рост индекса цен производителей ожидается на уровне 5,22%1.

По словам премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, благодаря проведенным ан-

1 http://rus.ruvr.ru/2010/02/08/4228414.html;

http://russian.china.org.cn/archive2006/txt/2006-02/20/content_2221458.htm

тикризисным мероприятиям страна продолжает экономический рост. На данный момент отмечена устойчивая тенденция к сокращению темпов падения экспортных поставок, более чем на 15% увеличились показатели внутреннего потребления. Основной задачей предстоящего года у правительства КНР является принятие оптимальной схемы экономической структуры страны.

Безработица в Китае является главной проблемой текущего года. По имеющимся источникам, в стране приостановлен рост безработицы, что связано с выделением китайским правительством 42 млрд юаней (6,13 млрд долл.) на разрешение проблем в области трудоустройства населения. Приоритет в трудоустройстве будет отдаваться выпускникам университетов и ра-бочим-мигрантам, поскольку именно эти категории населения наиболее пострадали от экономического кризиса.

Китайское правительство решило оказать помощь административным управлениям и социальным учреждениям в виде субсидий и социальных пакетов. В частности, предусматривается возмещение денежных средств за оплату обучения, а для граждан, согласных работать в сельских регионах или служить в армии (НОАК), предусматривается отмена необходимости возвращения государству кредитов, предоставленных на учебу.

В сфере бизнеса уже начала работать программа по оказанию помощи молодым предпринимателям в определенных сферах производства. Продолжается финансирование властями крупных государственных проектов, направленных на предоставление дополнительных рабочих мест рабочим-мигрантам, а также на организованный экспорт их услуг.

Китайское руководство приступает и к реформе государственных лечебных учреждений, которая в качестве эксперимента будет начата в 16 городах страны. Планируется проводить регулярный контроль за фирмами, продающими лекарственные препараты, включить в статью страховых выплат расходы на приобретение лекарств, обеспечить больницы основными лекарствами и контролировать их рациональное использование. Министерство здравоохранения обязуется стимулировать открытие негосударственных некоммерческих лечебных учреждений.

Кроме того, правительство КНР плани-

рует с 2012 г. повысить финансирование образования до 4% от ВВП. Это одна из задач Плана среднесрочного и долгосрочного развития и реформы системы образования Китая на 2010—2020 гг., который был обнародован Госсоветом перед началом «двух сессий». В повестку дня также включен вопрос о налогообложении в сфере недвижимости. Налоговое управление КНР подготовило на рассмотрение Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП) проект о введении налога на недвижимость, площадь которой превышает определенные стандарты. Налог увеличит расходы инвесторов и девелоперов: таким образом китайские власти хотят бороться со спекуляциями и растущим эффектом «мыльного пузыря» на рынке недвижимости страны. Также планируется ввести на один год пробный налог на нежилые строения и помещения в Пекине и Шэньчжэне.

Другим важным направлением деятельности китайского руководства на современном этапе является поддержание социально-политической стабильности в стране. На ее состояние в Китае продолжает оказывать негативное влияние деятельность сепаратистских сил в районах компактного проживания национальных меньшинств. В частности, в начале июля текущего года в столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) г. Урумчи произошли массовые беспорядки с участием более 10 тыс. чел. Протестующие, как сообщали некоторые СМИ, выражали недовольство в связи с недавней гибелью двоих уйгуров во время столкновений рабочих на фабрике игрушек в провинции Гуандун. Причиной столкновений в Гуандуне китайские СМИ называют домогательства со стороны ра-бочих-уйгуров к девушке ханьской национальности, на помощь которой пришли рабочие-ханьцы1. В ходе этих событий погибли 184 чел. (из них 138 являются представителями титульной нации хань и 46 — уйгурами), 1 680 чел. получили ранения. Экономический ущерб превысил 10 млн долл. США. Власти Китая приняли меры по пресечению распространения конфликта на места компактного проживания уйгуров в других регионах страны.

По информации китайской полиции,

зачинщиком нынешних беспорядков стала организация «Всемирный конгресс уйгуров», возглавляемая Ребией Кадер. Основанный в 2004 г. в Мюнхене конгресс обвиняет Пекин в «культурном геноциде» уйгуров, которых лишают собственного языка и культуры.

Главной причиной межэтнических столкновений является выход на поверхность мощного протестного потенциала среди национальных меньшинств Китая на фоне реализации Пекином в течение длительного времени великоханьской национальной политики. Она подразумевает поощрение гегемонии титульной нации, которая составляет около 92% населения (1,2 млрд чел.). Кроме того, проявляется недовольство местного населения тем, что в значительной степени коррумпированные китайские чиновники на местах не принимают действенных мер по решению насущных социальных проблем и урегулированию конфликтных ситуаций.

Помимо СУАР, в Китае есть и другие так называемые «спорные вопросы»: недовольства, связанные с независимым статусом Тайваня; Парасельские острова и острова Спратли, располагающиеся в Южно-Китайском море, создают опасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии; острова Сенаку оспариваются Японией и Китаем; противостояние Тибета и Китая; территориальные претензии Китая практически ко всем своим соседям на материке. Очевидно, что главные проблемы региона связаны с так называемой «имперской» политикой Китая. Издревле китайцы считали свою родину центром мира, а потому потери территорий воспринимали как личную обиду2.

В целом внутриполитическая обстановка в Китае характеризуется стабильностью. Специалисты надеются, что стремительный экономический рост продолжится, несмотря на все негативные факторы (различие в уровне развития регионов, разрыв между бедными и богатыми, межнациональные противоречия и т.д.). Пока что эти проблемы, способные расшатать устойчивость нынешних политико-экономических основ государства, успешно нейтрализуются китайским руководством.

1 http://www.rian.ru/world/20090706/176439057.

Ыт!

2 http://www.ref.by/refs/51/32977/1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.