Научная статья УДК 338
doi: 10.47576/2949-1908 2023 2 163
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна
Дагестанский государственный университет,
Махачкала, Россия, [email protected]
Абдуллаева Аминат Шамиловна
Дагестанский государственный университет,
Махачкала, Россия, [email protected]
Магомедханов Алиасхаб Магомедович
Дагестанский государственный университет,
Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье дается анализ социально-экономического развития Республики Дагестан. Отмечается, что управление социально-экономическим развитием территорий является важным аспектом повышения уровня и роли регионов в государстве. Одной из первоочередных задач социально-экономического развития является обеспечение эффективного управления развитием региона в условиях ограниченности ресурсов. Дагестан сегодня является важным регионом для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, имеет огромный потенциал развития, и задача руководства республики, органов власти, как республиканских, так и муниципальных, использовать этот потенциал на благо каждого дагестанца.
Ключевые слова: регион; региональная экономика; социально-экономическое развитие; стратегическое планирование; рабочая сила; экономическая деятельность; социальная политика; демографические процессы.
Для цитирования: Джамалудинова М. Ю., Абдуллаева А. Ш., Магомедханов А. М. Анализ социально-экономического развития Республики Дагестан // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 163-173. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_163.
Original article
ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Jamaludinova Madina Yu.
Dagestan State University,
Makhachkala, Russia, [email protected]
Abdullayeva Aminat Sh.
Dagestan State University,
Makhachkala, Russia, [email protected] Magomedkhanov Aliaskhab M.
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the socio-economic development of the Republic of Dagestan. It is noted that the management of socio-economic development of territories is an important aspect of increasing the level and role of regions in the state. One of the priorities of socio-economic development is to ensure effective management of the development of the region in conditions of limited resources. Dagestan today is an important region for ensuring food security of the Russian Federation, has a huge development potential, and the task of the republic's leadership, authorities, both republican and municipal, is to use this potential for the benefit of every Dagestani.
Keywords: region; regional economy; socio-economic development; strategic planning; labor force; economic activity; social policy demographic processes.
For citation: Jamaludinova M. Yu., Abdullayeva A. Sh., Magomedkhanov A. M. Analysis of socio-economic development of the Republic of Dagestan. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 163-173. https://doi.org/10.47576/2949-1908 2023 2 163.
Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан является документом стратегического планирования. Ориентируется на переход республики к новому этапу развития, основанному на принципах:
а) опережающего развития и комплексного решения задач, стоящих перед Республикой Дагестан, на основе новых информационно-цифровых технологий, меняющих экономические отношения, институты и способы социального взаимодействия, а также обеспечивающих цифровую грамотность, цифровое потребление, цифровую компетентность и цифровую безопасность людей и общества;
б) формирования диверсифицированной,
наукоемкой, инновационной экономики, достижения стабильного экономического роста и стратегической конкурентоспособности -устойчивости к возможному неблагоприятному изменению условий функционирования экономики региона;
в) открытости государственной и муниципальной власти.
Социально-экономические развитие в Республике Дагестан в 2010-2020 гг. характеризуются неустойчивостью процессов и противоречивыми тенденциями. Общий объем валового регионального продукта (ВРП) в номинальном выражении увеличился за 2010-2019 гг. в 2,79 раза и составил в 2019 г. 718,5 млрд руб. Общая картина динамики
ВРП субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе представлена на рис. 1.
Динамика индекса физического объема ВРП Республики Дагестан в 2010-2019 гг. представлена в табл. 1.
Такой характер динамики ВРП нельзя объяснить только особенностями эффекта низкой базы, а наблюдается также явное выражение кризисных процессов и стагнации социально-экономического развития респу-
блики, общего ухудшения экономической конъюнктуры, платежеспособного спроса населения и хозяйствующих субъектов, заметного снижения объема инвестиций и других факторов, оказавших негативное влияние на динамику ВРП. При этом наиболее заметное снижение темпов производства товаров и ус -луг в этом периоде наблюдалось по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; добыча полезных ископаемых; транспорт и хранение.
2 5» 000,0
2 ООО 000,0
1 500 000,0
1 000 000,0
500 000,0
^CQSГ2Q10reGllre0l:Г2Q:LЗП2014Г2015П2G:L&Г2 017e.013Г2t}19Г.,
-Северо-Кавказский федеральный округ
- Ре спувл и ка Да ге стан
Республика Ингушетия
■ К а Ёа рдм н о - Бал карская Ре спувл и ка
Карачаево-Черкесская Ре спувл и ка
Республика Северная Осетия-Алания
■ Чеченская Республика
-Ставропольский край
Рисунок 1 - Динамика ВРП субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе
в 2010-2019 гг., млрд руб., в основных ценах [3, с. 35]
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 201Р
Индекс физического объема ВРП РД 103,6 108,0 104.6 106,3 106,3 95,6 101,4 103,2 101,0 100;9
Индекс физического объела ВРП о бъектов РФ 104 ,<5 105,4 103.1 101,8 101,3 99А 100,8 101,8 102.8 101,6
Таблица 1 - Динамика индекса физического объема ВРП Республики Дагестан в 2010-2019 гг.,
в % к предыдущему году
Таким образом, экономика Республики Дагестан за анализируемый период продолжила структурную трансформацию и дальнейшее продвижение в сторону аграрно-по-лисервисной экономики [7, с. 34].
Современная структура ВРП Республики
Дагестан, с одной стороны, является следствием приспособления экономики республики к рыночным реалиям - она стала в основном ориентированной на внутренний рынок региона при стремлении к снижению затрат, связанных с издержками производ-
ства и реализации товаров и услуг; с другой - отражает общие тенденции увеличения доли отраслей, производящих услуги.
В структуре ВРП Республики Дагестан наблюдается существенный рост доли преимущественно нерыночных секторов услуг - с 13,4 % в 2005 г., до 20,5 % в 2019 г.
Динамика изменения доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП Республики Дагестан представлена в табл. 2.
За анализируемый период по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе эта доля практически не изменилась, а по республике увеличилась с 12,7 % до 14,3 %. В сопоставимых ценах объем инвестиций в основной капитал вырос за анализируемый период на 39,6 %.
У региональных экспертов имеются вопросы к методикам органов статистики по определению объемов инвестиций в региональную экономику с учетом дооценки той ее
части, которая не наблюдается прямыми методами. Однако учитывая основные тенденции и факты, это констатация достижения пределов роста действующей модели региональной экономики, необходимости новой парадигмы развития и других аналогичных фундаментальных категорий развития [4, с. 38].
Численность рабочей силы в регионе в 2020 г. составила 1286,8 тыс. чел. и увеличилась за анализируемый период на 15,1 тыс. чел. (на 1,19 %). Среднегодовая численность занятого населения по Республике Дагестан в 2010-2019 гг. увеличилась до 1109,4 тыс. (на 81,3 тыс. чел., или на 7,9 %). Их распределение по видам экономической деятельности представлено на рис. 2.
По численности занятых лидируют четыре вида экономической деятельности (ВЭД) с общей численностью занятых 698,0 тыс. чел., или 62,9 % занятых в экономике Республики Дагестан (рис. 2).
сельское, лесноехозяйство, охота, рыболовством.
добыча полезных ископаемым | 0,3 обр а баты Еаю щи е п р о и зе од стеэ обеспечениеэлектрической энергией, газон1.и... водоснабжение; водоотЕедение, организация... J
строительство торговли оптовая и розничная; ремонт...
транспортиров на и хранение деятельность гостиниц и предприятий... деятельность в области информации и связи деятельность финансовая и страховая деятельность пооперациямс недвижимым... деятельность профессиональная, научная и... деятельность адм и н и стр эти е н ая и сопутствую щи е... государственноеупраатение и обеспечение...
образование деятельность в области здравоохранения и... деятельность в областп, культуры, спорта,.. предоставление прочих ендов услуг
■ 2010
Рисунок 2 - Структура занятости по видам экономической деятельности в экономике Республики Дагестан за 2010 год и 2019 гг., в % [1, с. 39]
Вместе с тем одним из важнейших проблем экономики региона является неформальная (теневая) занятость, которая за 2010-2019 гг. увеличилась до 565,1 тыс. чел., или на 9,1 % (Российская Федерация - до 14800,3 тыс. чел., или на 9,7 %). Результатом распространения неформальной деятельно-
сти являются низкий уровень собственных доходов бюджетов Республики Дагестан и недостаточный уровень социальной обеспеченности граждан в условиях сложной экономической ситуации, а также низкая собираемость платежей ресурсоснабжающими организациями.
65 227
3954^,6
700DO
6ГОНЭ 547В6,В
50000 40D0D
30D00 22197,6 20000 100D0 0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 201 & 2017 201Е 2019 2D20 Рисунок 3 - Кредитные вложения в Республике Дагестан в 2010-2020 гг., в млн руб. [2, с. 50]
I
43263 44735,2
39073,9 _
Till
Объемы кредитных вложений в экономику Однако несмотря на заметный рост, по со-Республики Дагестан в 2010-2020 гг. пред- поставимому объему кредитных вложений в ставлены на рис. 3. экономику (например, с учетом роста цен в
2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014г 2015 г 2016г 2017 г
Денежная масса \12 {не коней гада), млн руолен 45081,6 55&39 55030,1 52517,4 45528,2 58967,6 64892,1 70557,6
в том числе:
наличные деньги вне банхоБекой систем МО, млк ртлей 16025,4 19091,4 11951,5 6708,8 5091,7 4М7,1 3857,9 3669,7
в процентах от денежной массы 35,5 34,2 21,7 12,8 11Д 5=9 5,2
безналичные средства, млн рублей 29056,2 36747,6 43078,6 45808,6 40436,5 54900,5 61034,2 66887,9
В процента* от денежной массы 65,8 78,3 87,2 88,8 93Д 94,1 94,8
ВРП (на конец года), мтн рублей 274354 330323 374710 452882 52S131 569297 552901 591849,8
Денежная масса МЬВРП, в гп^оцентах 16г4 16.9 14,7 11.6 S,6 10,4 1U 11.9
Рост номинального ВРП, в процентах к предыдущему ГОЛУ 106,4 120,4 113,4 120,9 116,6 107,8 102,4 101,5
Таблица 2 - Динамика денежной массы (М2) и валового регионального продукта ВРП) по Республике Дагестан в 2010-2017 гг. [4, с. 37]
инвестиционном комплексе региона за период - табл. 2), Республика Дагестан в 2020 г. еще не вышла на уровень 2011-2013 гг.
При сравнении среднедушевых объемов кредитования контрасты между регионами еще более заметными по причине традиционно большей численности и опережающего роста населения в Республике Дагестан: уровень кредитования на душу населения в 2020 г. по республике в 7,2 меньше, чем такой же показатель в Ставропольском крае.
В Республике Дагестан неуклонно рос объем средств, мобилизованных кредитными организациями на месте (рис. 4). Ситуацию с кредитованием не объяснить только высокими кредитными рисками региона, связанными с теневой экономикой, наличием за -логовой базы и легальной выручки, а также аналогичными другими особенностями региона.
140000
120000 100000
BOODD
60000
40000 25 ISO,7
20000 0
■
2010
117435
103745,6
79356,7
= 6177,5
605 51,§ 61102,1 563И 63370,3
. 11111 И
2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201S 2015 2020
Рисунок 4 - Вклады (депозиты), кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства
по Республике Дагестан в 2010-2020 гг., в млн руб. [9]
Производительность труда в экономике сийской Федерации в Северо-Кавказском
Республики Дагестан, определенная по ВРП, федеральном округе, но заметно ниже, чем
за 2010-2019 годы возросла на 25,8 %. Это в среднем по субъектам Российской Федера-
выше, чем у всех остальных субъектов Рос- ции - 32 % (табл. 3).
2010 о п rJ —N о ri (Ч —i о о) 2014 2015 2016 2017 201S 2019 о2 з о ^ g
Российская Федерация 103.2 00 rfi о оо о 1—< С* о 1 « о о и СЛ 1-Н о о 1 1—ч ri о 1-Н о tt fN с? 1—ч ri п
Реет блика Дагестан 102.7 <о г-' о * гч * о H ЦП ■ГЛ о 1-Н а: о 1Л Ö о Qt оО о о W Ci (Л ¥-H о ч-Н1 во 'Л п
Таблица 3 - Индекс производительности труда в 2010-2019 гг., в % к предыдущему году [10]
Пятерку наиболее эффективных видов деятельности образуют (по убывающей результативности): деятельность финансовая и страховая; добыча полезных ископаемых; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.
При этом необходимо иметь в виду, что критерием эффективности ВЭД является соотношение результаты/затраты - по сути
производственный или отраслевой подход, который отличается от региональной, социальной или экологической эффективности, исходящих из более общих и синергетиче-ских эффектов (к примеру, качество жизни населения). Это реальное противоречие имеет место в Республике Дагестан между высокой отраслевой эффективностью ряда ВЭД (например, деятельность финансовая и страховая; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений) и
их проблемностью с точки зрения региональной эффективности по разным причинам (монопольное положение, тарифная политика, система ценообразования, хозяйственное регулирование и др.).
Численность населения Республики Дагестан на 1 января 2021 г. составила 3 133 тыс. чел. - соответственно 2,3 % и 31,4 % от
численности населения страны и субъектов Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. В 2010-2020 гг. она увеличилась на 265 тыс. чел., или на 9,2 % (табл. 4), в том числе городского на 134,6 тыс. чел. (10,5 %) и сельского на 129,9 тыс. чел. (8,2 %).
Таблица 4 - Динамика численности населения Республики Дагестан в 2010-2020 гг. [5, с. 41]
о — (Л ■ч* чэ Г-" и о 2020 2010-
о Г*] о гч о ■ГЧ о <"Ч О М о п о о гч о о п 2020гг
Численность населения на конец года, тыс. человек 11—4 № <-1 —< (»1 оч Г 1 о ч* 9> <-) п О О! О! о) 1л ^ о ГО т о РП о РП « V} о СП —* —1 (Ч (Щ |Г| ^265,0
Динамика, в процентах к предыдущему году 1—1 О г-1 100.6 о о ( О О —< а о о со о о —1 а о' о 1 1007 го о 1 (Й о о —4 г» о о « 109.15
Численность населения Российской Федерации за этот же период увеличилась на 2,3 % (без населения Республики Крым и г. Севастополь - 0,7 %), а Северо-Кавказского федерального округа - на 6,6 %.
По оценке на 2020 г., численность населения Республики Дагестан моложе трудоспособного возраста составила 791,4 тыс. чел. (25,3 %, в Российской Федерации - 18,7 %), старше трудоспособного возраста - 450,8 тыс. чел. (14,3 %, в Российской Федерации -25,3 %).
Прирост населения обеспечивался за счет высокой рождаемости и снижения смертности населения: на 1000 человек населения соответствующие коэффициенты в 2020 г.
составили 14,9 и 6,2 (в 2019 г. - 14,8 и 4,8), 2010 г. - 18,0 и 5,9 (табл. 5).
Ожидаемая продолжительность жизни по Республике Дагестан в 2010-2019 гг. выросла с 73,87 года, до 79,1 года (Российская Федерация - с 68,94 до 73,4 года) [6, с. 20].
Адекватная оценка демографических процессов в Республике Дагестан позволяет говорить о нарастании во второй половине анализируемого периода воздействия неблагоприятных факторов, способствующих ухудшению параметров воспроизводства населения, в том числе снижению естественного роста населения республики, изменению его структуры, сокращения репродуктивно активного потенциала, брачности и др.
Таблица 5 - Динамика коэффициентов рождаемости, смертности и естественного прироста населения в 2010-2020 гг. по Республике Дагестан, на 1000 человек населения [9]
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2015 2019 2020
Рождаемость 13.0 18,1 19.0 18.8 19.1 15.2 17,4 1(3.4 15.6 14.8 15,1
Смертность 5,9 5,6 5,6 5,5 5,6 5,4 5,2 5,1 4,8 4,8 6,3
Естественный 12,1 12.5 13,4 13,3 13,5 12.8 122 11.3 10.5 10.0 3:8
прирост
Общее число безработных граждан по методологии Международной организации труда (МОТ) в Республике Дагестан в 2020 г. достигло 201,5 тыс. чел. и увеличилось в 2010-2020 гг. на 30,1 тыс. чел., или на 17,6 % (за 2020 г на 22,2 тыс. чел., или на 12,4 % по сравнению с 2019 г.). Такого количества безработных, как в Республике Дагестан, в те-
чение длительного времени (более 15 лет), не наблюдается ни в одном другом субъекте Российской Федерации, включая самые густонаселенные.
В то же время численность безработных граждан по Российской Федерации за этот период сократилась на 1967,7 тыс. чел., или на 31,3 % (с 6,28 млн чел. до 4,32 млн чел.;
при этом рост числа безработных в 2020 г. по сравнению с 2019 г. по стране составил 854,8 тыс. чел. (24,7 %). По Северо-Кавказскому же федеральному округу за 2010-2020 гг. численность безработных граждан сократилась на 76 тыс. чел. (10,8 %); в 2020 г. она, наоборот, выросла на 116,9 тыс. чел., или на 23 % по сравнению с 2019 г.
Предприниматели в Республике Дагестан испытывают дефицит в квалифицированных кадрах: уровень образования и квалификации, ищущих работу, не соответствует запросам предпринимателей. В определенной степени эта потребность покрывается за счет привлечения иностранной рабочей силы, в частности из Азербайджанской Республики и других стран СНГ
С другой стороны, по данным органов статистики на 2019 г. (после информация отсутствует), большое число жителей региона имеют работу, хотя и не постоянную, в неформальном (теневом) секторе экономики -565,1 тыс. чел., или 47 % от общей численности занятых. В 2009 г. таковых было 518,0 тыс. чел., или 46,9 % от занятого населения.
Таким образом, за анализируемый период уровень неформальной занятости в Республике Дагестан практически не изменился. В то же время в отечественной практике зачастую неформальная занятость (неформальный сектор) напрямую отождествляется с теневой экономикой [6, с. 20].
Теневая занятость оказывает существенное негативное влияние на социально-экономическое состояние Республики Дагестан и Северо-Кавказского федерального округа в целом.
Денежные доходы населения в 2010-2020 гг. увеличились с 544,0 млрд руб. до 1035,9 млрд руб., или в 1,9 раза. В то же время, согласно данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Дагестан за эти годы увеличились всего на 8,8 % (рис. 8), то есть фактически остались на уровне 2010 г. По итогам 2019 г., по сопоставимому уровню денежных доходов Республика Дагестан уже находилась на уровне 2012 г., и в 2020 г. положение еще ухудшилось.
Рисунок 5 - Динамика реально располагаемых денежных доходов населения Республики Дагестан
в 2010-2020 гг., в % к предыдущему году [7, с. 35]
Повышение уровня бедности в Республике Дагестан происходило на фоне преиму-
щественного уменьшения неравенства в доходах между отдельными слоями населения:
о * r-l ГП f ■о w o, 2020
о П О п О r-l О N o ri О П о rl о Г| о г) о rl
Коэффициент Д^ннн DO <3\ о о о 0.-107 ^ О 0 01 d DO (i) о (rt CO (fj о о о о, [Г] о T Ol о CO о
Коэффициент фондов, в разах *т .—t ■л •г .—t о in rn ^ « ri * <o ri * M-i .—t Ifl 1*1 ■—' vq ri
Дштодий коэффициент: е разах Ch ■л ЧЭ rt VD О чЬ ГЛ ЧЭ rfl id r- w—Г OÖ о ■о ч VD 0\ T CO о ЧЭ
Таблица 6 - Динамика коэффициента Джини, коэффициента фондов и децильного коэффициент
по Республике Дагестан в 2010-2020 гг. [10]
ситуация движется в направлении «равенство в бедности» (табл. 6).
Общую картину с формированием, ис-
пользованием и развитием человеческого потенциала в республике за анализируемый период характеризуют показатели на рис. 6.
Рисунок 6 - Динамика основных показателей формирования, развития и использования человеческого потенциала Республики Дагестан в 2010-2020 гг., в % к предыдущему году [8, с. 160]
В структуре ВРП Республики Дагестан доля промышленности в 2019 г. составила 6,75 %, в том числе: добыча полезных ископаемых 0,5 %, обрабатывающие производства 4,7 %, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха 1,45 %, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 0,1 % [9].
Анализ значений соответствующих индикаторов позволяет говорить о том, что Республика Дагестан находится на ранней стадии упадка нынешнего жизненного цикла экономики региона, когда достигнуты определенные пределы роста и развития
в рамках сложившейся системы. Полученная характеристика стадии жизненного цикла территории является одним из основных критериев выбора приоритетных направлений стратегического развития республики и эффективного распределения имеющихся ресурсов. Для достижения перелома требуется изменение парадигмы и вектора развития территории с учетом интересов всего общества и при активном участии населения, бизнеса, региональных и федеральных органов власти, учитывающая современные особенности отечественной и региональной экономики и значимые структурно-отраслевые сдвиги в перспективе.
Списокисточников
1. Аюбов Э. Н. Зарубежный и отечественный опыт оценки уровня социально-экономиче -ского развития территорий // Технологии гражданской безопасности. 2022. № 19. С. 36-40.
2. Батракова Л. Г Региональное развитие в догоняющей инновационной экономике России // Социально-политические исследования. 2021. № 3 (12). С. 37-55.
3. Гилев П. Д. Социально-экономическое развитие региона как объект исследования и прогнозирования // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 2. С. 34-38.
4. Джамалудинова М. Ю., Абдуллаев Ш. А. Анализ эффективности применения методов стратегического анализа в государственном управлении, на примере Республики Дагестан // Экономические науки. 2019. № 176. С. 35-38.
5. Джамалудинова М. Ю. Предпосылки и проблемы формирования гражданского общества в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 1. С. 33-42.
6. Кизон Е. А. Маслов Д. Г Соотношение сущности понятий «теневая экономика» и «неформальная экономика» с точки зрения современной практики их применения // Проблемы современной экономики. 2019. № 5. С. 19-21.
7. Полынев А. О., Гришина И. В. Методические подходы к построению типологии регионов // Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7. № 1. С. 30-39.
8. Пономарева В. А., Бугаева Т. Н. Факторы развития социально-экономической системы региона // Инновационные научные исследования. 2022. № 1-3. С. 155-162.
9. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года. URL: http://www.minec-rd.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-goda (дата обращения: 01.02.2023).
10. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://government.ru/docs/all/120647 (дата обращения: 01.02.2023).
References
1. Ayubov E. N. Foreign and domestic experience in assessing the level of socio-economic development of territories. Civil Security technologies. 2022. No. 19. Pp. 36-40.
2. Batrakova L. G. Regional development in the catching-up innovative economy of Russia. Socio-political studies. 2021. No. 3 (12). Pp. 37-55.
3. Gilev P. D. Socio-economic development of the region as an object of research and forecasting. Modern scientific research and innovation. 2022. No. 2. Pp. 34-38.
4. Jamaludinova M. Yu., Abdullaev Sh. A. Analysis of the effectiveness of the use of strategic analysis methods in public administration, on the example of the Republic of Dagestan, Economic sciences. 2019. No. 176. Pp. 35-38.
5. Jamaludinova M. Y. Prerequisites and problems of the formation of civil society in the Republic of Dagestan. Issues of structuring the economy. 2006. No. 1. Pp. 33-42.
6. Kizon E. A. Maslov D. G. Correlation of the essence of the concepts of "shadow economy" and "informal economy" from the point of view of modern practice of their application. Problems of the modern economy. 2019. No. 5. Pp. 19-21.
7. Polynev A. O., Grishina I. V. Methodological approaches to the construction of the typology of regions. Regional economics. South of Russia. 2019. Vol. 7. No. 1. Pp. 30-39.
8. Ponomareva V. A., Bugaeva T. N. Factors of development of the socio-economic system of the region. Innovative scientific research. 2022. No. 1-3. Pp. 155-162.
9. Strategy of socio-economic development of the Republic of Dagestan for the period up to 2030. URL: http://www.minec-rd.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-goda (accessed: 01.02.2023).
10. Spatial development strategy of the Russian Federation for the period up to 2025. URL: http:// government.ru/docs/all/120647 (accessed: 01.02.2023).
Сведения об авторах
ДЖАМАЛУДИНОВА МАДИНАТ ЮНУСКАДИЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]
АБДУЛЛАЕВА АМИНАТ ШАМИЛОВНА - студент магистратуры второго года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected] МАГОМеДхАНОВ АЛИАСХАБ МАГОМЕДОВИЧ - студент магистратуры второго года обучения направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Information about the authors
JAMALUDINOVA MADINA YU. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]
ABDULLAYEVA AMINAT SH. - a second-year master's degree student in the direction of "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, aminat. [email protected]
MAGOMEDKHANOV ALIASKHAB M. - Second-year Master's degree student in the direction of "State and Municipal Administration", Dagestan State University, Makhachkala, Russia, [email protected]