СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
формационный указатель стандартов «Государственные стандарты». — 1994. — № 2 — 3. — С. 3 — 6.
11. Иванова, Л. А. О разработке и внедрении межгосударственных стандартов в области туризма в странах СНГ / Л. А. Иванова, Д. Е. Самойленко // Сертификация. — 1996. — № 2. - С. 31.
СМАГУЛОВ Болат Кудайбергенович, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
КАРАСЁВ Игорь Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры туризма.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.09.2013 г. © Б. К. Смагулов, И. Е. Карасёв
УДК 338.465.2 Е. С. СТАУРСКИЙ
Омская академия МВД России
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье автором проведено исследование занятости на рынке труда Омской области. Сделан расчет определенных статистических показателей, которые дают характеристику состояния занятости на рынке труда.
Ключевые слова: рынок труда, занятые, кривая Лоренца, коэффициент Джини, коэффициент Лоренца.
В предыдущих своих работах «Исследование занятости на рынке труда Омской области» и «Занятость на рынке труда Омской области» автор сделал анализ занятости на рынке труда Омской области. В изложенной статье автор продолжает исследование занятости на рынке труда Омской области.
Для определения удельных показателей воспользуемся данными о численности населения по отдельным группам (табл. 1). Результаты вычислений представим в табл. 2.
Анализ полученных результатов (табл. 2) показывает, что преобладающей как по числу входящих в нее районов, так и по численности занятых является вторая группа.
Для построения кривой Лоренца, характеризующей неравномерность распределения, требуется вычислить как кумулятивные итоги (накопленные частоты) по удельному весу по числу районов по формуле (1) [1],
Р, , (1)
3 =1
Накопленные частоты по числу
так и кумулятивные итоги по удельному весу численности занятых по формуле (2)
ч, ='Еа] ■ (2)
3=1
Результаты расчетов приведены в табл. 3.
Не очень большая вогнутость построенной кривой (рис. 1) позволяет сделать вывод о незначительной концентрации численности занятых в отдельных группах районов.
Для количественного измерения степени концентрации наиболее часто используют коэффициенты Джини, Лоренца и Г ерфиндаля.
Числовое значение коэффициента Джини определим с помощью формулы (3)
к-1 к-1
X Р• • Ч,+1 -Х Р,+1 • Ч,
а = ^-------- (3)
10000
Результаты расчетов приведены в табл. 4.
Таблица 1
районов Омской области [2]
№ гр. Интервал численности занятых, человек Число районов (частота), Ъ Средняя численность занятых района для группы, человек, Хі Численность занятых группы, человек, Х*і Накопленная частота
по числу районов, Б % % к итогу
1 2917-7277 13 5097 66258,83 13 40,63
2 7277-11636 14 9457 132391 27 84,38
3 11636-15996 1 13816 13816,17 28 87,50
4 15996-20356 3 18176 54527,5 31 96,88
5 20356-24715 0 22536 0 31 96,88
6 24715-29075 1 26895 26895,17 32 100
ИТОГО 32 - 293888,67 - -
Удельный вес по числу районов, удельный вес по численности занятых
№ гр. Интервал численности занятых, человек Число районов (частота), [1 Средняя численность занятых района для группы, человек, X; Численность занятых группы, человек, Х^Ъ Удельный вес по числу районов, ^ , % 2 7 7=1 Удельный вес по численности занятых, X; ■ Ъ
щ к ,% 2 Х) ■ Ъ 7=1
1 2917-7277 13 5097 66258,83 40,63 22,55
2 7277-11636 14 9457 132391 43,75 45,05
3 11636- 15996 1 13816 13816,17 3,13 4,7
4 15996-20356 3 18176 54527,5 9,38 18,55
5 20356-24715 0 22536 0 0 0
6 24715-29075 1 26895 26895,17 3,13 9,15
ИТОГО 32 - 293888,67 - -
Таблица 3
Кумулятивные итоги по удельному весу числа районов и численности занятых
№ гр. Интервал численности занятых, человек Удельный вес по числу районов, Щ, % Удельный вес по численности занятых, Щ;, % Кумулятивные итоги, %
По числу районов, Рi По численности занятых,
1 2917-7277 40,63 22,55 40,63 22,55
2 7277-11636 43,75 45,05 84,38 67,59
3 11636-15996 3,13 4,7 87,50 72,29
4 15996-20356 9,38 18,55 96,88 90,85
5 20356-24715 0 0 96,88 90,85
6 24715-29075 3,13 9,15 100 100
Таблица 4
Кумулятивные итоги по числу районов и по численности занятых
№ гр. Интервал численности занятых, человек Кумулятивные итоги Рі *Ф+1 Рі+1*Яі
По числу районов, Р; По численности занятых,
1 2917-7277 40,63 22,55 0,27 0,19
2 7277- 11636 84,38 67,59 0,61 0,59
3 11636- 15996 87,50 72,29 0,79 0,70
4 15996-20356 96,88 90,85 0,88 0,88
5 20356-24715 96,88 90,85 0,97 0,91
6 24715-29075 100 100 - -
ИТОГО - - 3,52 3,27
Таблица 5
Накопленные частоты по числу районов Омской области
№ гр. Интервал численности занятых, человек Число районов (частота), Ъ Средняя численность занятых района для группы, человек, X; Численность занятых группы, человек х3*£ Накопленная частота
по числу районов, Б % к итогу
1 2917-7277 13 5097 66258,83 13 40,63
2 7277-11636 14 9457 132391 27 84,38
3 11636-15996 1 13816 13816,17 28 87,50
4 15996-20356 3 18176 54527,5 31 96,88
5 20356-24715 0 22536 0 31 96,88
6 24715-29075 1 26895 26895,17 32 100
ИТОГО 32 - 293888,67 - -
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
&
Кумулятивный итог по числу районов р1, %
Рис. 1. Кривая Лоренца
Таблица 6
Равнонаполненный вариационный ряд
№ гр. Интервал численности населения, человек Размер интервала Количество районов, % к итогу
1 2917-5600 5600-2917 = 2683 25
2 5600-8211 8211-5600=2611 25
3 8211- 10703 10703-8211 = 2492 25
4 10703-15996 15996-10703=5293 25
Подставляя данные из табл. 4 в формулу 3, получаем значение коэффициента Джини
„ 35283,55161 - 32706,07187
О =--------------------------= 0,258 .
10000
Числовое значение коэффициента Лоренца определим с помощью формулы (4)
2 к-
{=1_________
200
(4)
С учетом известных значений коэффициентов w¡ и Щ коэффициент Лоренца имеет следующее значение
| 40,63 - 22,55 | + | 43,75 - 45,05 | + | 3,13 - 4,7 | + + | 9,38-18,55 | + | 3,13-9,15 |
200
36,159
0,181.
200
Полученные значения коэффициентов концентрации свидетельствуют о незначительной неравномерности распределения.
Для образования четырех равнонаполненных групп необходимо разделить всю статистическую совокупность на группы, содержащие 25 % от общего количества наблюдений. Такое деление можно произвести после расчета первого 01 и третьего 03 квартилей (второй квартиль 02 равен медиане Ме).
Для расчета первого квартиля 01 необходимо установить, на какой интервал вариационного ряда (табл. 5) приходится 25 % накопленной частоты по числу районов. Поскольку в первом интервале накопленная частота впервые превышает 25 % от общего итога, то данный интервал содержит первый квартиль (левая граница интервала: х0 = 2917; размер интервала: Л = 4360; частота в интервале: /д; = 13; накопленная частота в предыдущем интервале: Бд;-1=0;
к
сумма частот по всем интервалам: 2 / = 32).
.=1
Первый квартиль рассчитываем по формуле (6)
Числовое значение коэффициента Герфиндаля рассчитаем по формуле (5)
д1 = х 0 + Л-
д1 -1
(6)
2
н = -¡=—
10000
(5)
Подставляя известные значения коэффициента Щ из табл. 3 в формулу 5, рассчитываем значение коэффициента Герфиндаля
Н =
22,552 + 45,052 + 4,72 +18,552 + 9,152
10000
2987,719
10000
=0,299
Подставив необходимые значения в формулу 6, получим значение первого квартиля
д1 =2917 + 4360-
- =5600 человек.
13
Для расчета третьего квартиля д3 необходимо установить, на какой интервал вариационного ряда (табл. 5) приходится 75 % накопленной частоты по числу районов. Поскольку во втором интервале накопленная частота впервые превышает 75 % от
L
д1
4
общего итога, то данный интервал содержит третий квартиль (левая граница интервала: х0 = 7277; размер интервала: Л = 4360; частота в интервале: /д3=14; накопленная частота в предыдущем интервале: 5д3-1 = 13; сумма частот по всем интервалам:
2 { = 32).
Третий квартиль рассчитываем по формуле (7)
к
3-Е и
О3 = *о + л-
Оз-1
и
(7)
Оз
Подставив необходимые значения формулу 7, получим значение третьего квартиля
О3 =7277 +4360-
3 - 32
4
13
=10703 человека.
приходится на третью, вторую и первую группу. В пятой группе концентрация наблюдений выше.
Полученный в результате группировки интервальный вариационный ряд обладает правосторонней асимметрией и у него присутствует эксцесс. Кроме этого, присутствует неравномерность распределения численности занятых по отдельным районам.
Таким образом, в результате анализа было проведено подробное исследование состояния занятости на рынке труда Омской области.
Библиографический список
1. Елисеева, И. Общая теория статистики : учеб. для вузов / И. Елисеева. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 655 с.
2. Статистические данные по уровню безработицы по количеству занятых в Омской области [Электронный ресурс]. -иИЬ: http://www.demoscope.ru/center/fmcenter/florin.html (дата обращения: 03.05.2012).
14
С учетом значения второго квартиля д2 = М, = = 8211 человек получаем равнонаполненный вариационный ряд, приведенный в табл. 6.
Из представленных в табл. 6 данных следует, что наименьший размер интервала и, следовательно, наибольшая концентрация наблюдений (районов)
СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.
Адрес для переписки: [email protected].
Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.
© Е. С. Стаурский
і=1
4
УДК 331.522:330.12 т. Н. КАНАЩУК
Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЫНОК
ОМСКОГО РЕГИОНА
КАК СЕГМЕНТ АРТ-РЫНКА________________________________
Представлены результаты исследования театрального рынка Омского региона. Рассмотрены особенности арт-рынка и культурных услуг. Проанализированы показатели деятельности омских профессиональных театральных учреждений государственного и муниципального подчинения.
Ключевые слова: маркетинг, арт-рынок, спрос, предложение культурных услуг.
Современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие сферы культуры, где сосредотачивается огромный рыночный потенциал. При увеличении темпа общественных перемен роль культуры возрастает: она перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания. Так же как отклик на мировой финансовый кризис, меняется отношение к понятию культура — по мнению Абанкиной Т.В., культуру начинают рассматривать как ресурс новой экономики, действующий агент развития или источник нового мышления [1, с. 47].
Усиливается влияние мотивов социального поведения на спрос в сфере культуры, значительно смещаются потребительские акценты: конкретные товары и услуги в данной области превращаются в символические компоненты жизненного стиля. Тем самым формируется устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги.
Культурные услуги традиционно относят к сфере услуг. Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг [2].
Одной из составляющих рынка услуг является арт-рынок. Арт-рынком принято называть совокупность производственно-торговых отношений в сфере культуры. Основными участниками данного рынка являются представители производства и продажи/предоставления продуктов/услуг, а также их потребители. К представителям производства относят всех авторов и коллективы разработчиков культурного продукта: художников, музыкантов, артистов, режиссеров и т.д. К представителям продажи продуктов и предоставления услуг относятся меценаты, спонсоры, продюсеры и продюсерские центры, тиражирующие компании, галереи, салоны и другие учреждения
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ