УДК 33
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Потапов Павел Алексеевич
заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Виноградова Нина Сергеевна
первый заместитель директора ФГУП "ЦНИИ "Центр", кандидат экономических наук
В статье дана оценка судостроительной промышленности России на период 2011 года и на перспективу.
Ключевые слова:
• судостроительная промышленность,
• стратегия развития,
• объем производства,
• оборудование,
• инвестиции.
Potapov Pavel Alekseevich, deputy head of the Federal agency for state property management.
Vinogradova Nina Sergeevna, deputy director of Central Shipbuilding Research Institute "Centre", candidate of economic sciences..
Analysis of the state of the shipbuilding industry of Russia in modern conditions
In the article the estimation of the shipbuilding industry of Russia for the period 2011 and beyond.
Keywords:
• shipbuilding industry,
• development strategy,
• production volume,
• equipment,
• investments.
Судостроительная промышленность - ведущая отрасль российского машиностроения - занимает первостепенное место в экономике России.
В "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 № 354) дается следующее определение судостроительной промыш-
ленности России: "Судостроительная промышленность Российской Федерации - совокупность зарегистрированных на территории страны в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности судостроительных и судоремонтных предприятий, предприятий судового машиностроения и морского приборостроения, электромонтажных предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (далее - предприятий и организаций), обеспечивающих создание (исследования, проектирование, строительство, техническое сопровождение, модернизацию, ремонт и утилизацию) кораблей, судов и плав-сооружений, комплектующего оборудования для них, приборной техники, радиоэлектронного вооружения и оружия для обеспечения ВМФ, морских частей ФСБ, транспортного морского и речного флотов, пассажирского флота, рыбопромыслового флота, вспомогательного флота, предприятий топливного комплекса, ведущих добычу углеводородного и другого сырья на морском шельфе, и других сфер морской деятельности Российской Федерации. Отрасль также является поставщиком техники военного и гражданского назначения на экспорт..." 1
По состоянию на 2012 год количество предприятий и организаций судостроительной промышленности составляет 165 единиц. Отрасль насчитывает 7 государственных предприятий и 158 акционерных обществ. Предприятия и организации отрасли расположены во всех административных округах Российской Федерации: Северо-запад, Центр и Поволжье, Юг, Урал и Сибирь, Дальний Восток.
В большинстве стран основу судо-
1. Словарь финансовых и юридических терминов «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/
строительной промышленности составляют судостроительные верфи, которые осуществляют, в основном, сборку, монтаж и сдачу кораблей и судов. В отличие от них, исторической особенностью отечественного судостроения является то, что кроме конечной продукции - заказов судостроения и судоремонта - в отрасли разрабатывается и производится значительная часть номенклатуры изделий машиностроения, приборостроения и электротехники для строящихся кораблей, судов и другой техники. Кроме этого, отрасль взаимодействует с более чем с двумя тысячами организаций-комплектаторов своей конечной продукции. Многие российские судостроительные заводы имеют развитое машиностроительное производство для собственных нужд.
Основу научно-технического потенциала судостроительной промышленности составляют 56 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специализированных по основным направлениям НИОКР и проектных работ:
• судостроение и кораблестроение - 21;
• морское приборостроение - 22;
• судовое машиностроение и электротехника -13
Темп роста объема выпуска продукции в судостроительной промышленности за период 2011 года по промышленным предприятиям составил 86,84 %, в том числе по военной продукции - 83,59 %, по гражданской продукции - 95,6%, предназначенной на экспорт гражданской продукции - 20,06%
За 2011 год был отмечен незначительный рост объемов промышленного производства военной и гражданской продукции на крупных судостроительных заводах: ОАО «ЦС «Звездочка», ОАО «СПО «Арктика», ОАО «Восточная верфь», ОАО «Завод «Красное Сормо-
во», ОАО «Амурский судостроительный завод» и ряде других. Вместе с тем по итогам работы 2011 года существенно снизился выпуск продукции военного назначения на ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «Адмиралтейские верфи» и ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз».
В судостроительной промышленности по итогам 2011 года объем производства гражданской продукции снизился на 4,4 %. Объем гражданского судостроения остался без изменений.
В целом по состоянию на 2011 год на судостроительных верфях и заводах была проведена масштабная работа по производству гражданской продукции:
• на ОАО «Выборгский ССЗ» сданы две плавучие полупогружные буровые установки по заказу ООО «Газфлот» в интересах «Газпрома»;
• на ОАО «ССЗ «Северная верфь» закончено строительство судна снабжения проекта VS485PS для Норвегии;
• на ОАО «ПО «Севмашпредприя-тие» завершены работы по строительству морской ледостойкой платформы «Приразломная»;
• на Северодвинском предприятии "Центр Судоремонта «Звездочка» заканчивается сборка плавучей буровой установки «Арктическая»;
• на 176 судоремонтном заводе (филиал ЦС «Звездочка») ведется строительство лоцмейстерского судна;
• на ОАО «Балтийский завод» с 2009 года ведется строительство плавучего энергетического блока с реакторной установкой КЛТ-40С по заказу ФГУП «Концерн «Росэнергоатом», четырех нефтеналивных танкеров;
• на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» ведется строительство двух скоростных пассажирских судов проекта А-45-1 для ГП Красноярского края «Центр транспортной логистики», двух пассажирских теплоходов проекта
А-145, двух нефтеналивных судов проекта RST25;
• на ОАО «Окская судоверфь» сдано восемь речных сухогрузов и ведется строительство двух сухогрузных судов для ОАО «ВЭБ-лизинг», начато строительство десяти танкеров проекта Я^Т27;
• на ОАО «Ярославский ССЗ» ведется строительство двух буксиров-спасателей на экспорт, одной речной яхты, сдано заказчику два водолазных судна, одна речная яхта, продолжается строительство одного водолазных судна для ФА «Морречтранс»;
• на ОАО «Завод «Красное Сормово» сданы заказчику восемь танкеров проекта 19614, сдан инозаказчику один танкер проекта 19900, ведется строительство еще одного, ведется строительство десяти танкеров проекта Я^Т27;
• на ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» ведется строительство СПБУ для Китая;
• на ОАО «Адмиралтейские верфи» ведется строительство научно-экспедиционного судна для Росгидромета;
• на ОАО «Волгоградский ССЗ» ведется строительство сухогруза река-море проекта 7RSD07, танкера наливного проекта RST22M;
• на ОАО «ССЗ им. Октябрьской революции» сдано семь малых рыболовных сейнеров, ведется строительство еще одного, построены четыре несамоходные баржи-площадки, одна плавучая насосная откачка и один плашкоут для передвижной насосной станции, ведется строительство понтона для размещения автокрана «ТАОАКО» и одного морского плашкоута.
В постройке находится 121 судно.
На ОАО «ПО «Севмашпредприятие» в 2011 году произведено 29,6% гражданской продукции отрасли, на ОАО «Выборгский ССЗ» - 21,5%, на ОАО «Завод «Красное Сормово» - 9,0%, ОАО «Окская судоверфь» - 6,2%.
Отмечается рост производства технологического оборудования и запчастей (для торговли и общественного питания -на 34,4%, для АПК - на 10,6%), продукции тяжелого машиностроения - на 33,4%. Зато снизилось производство медтехни-ки (оборудования) и запчастей к ней - на 30,2%, технологического оборудования и запчастей для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности - на 5,5%, непродовольственных товаров народного
потребления - на 13,1%, продукции общемашиностроительного применения - на 22,3%, оборудования для ТЭК - 30,8%.
Объем производства по видам деятельности в судостроительной промышленности приведен на Рисунке 1.
Объем экспорта продукции гражданского назначения по состоянию на 2012 год составил 47 498,7 тыс. долларов США. В Таблице 1 представлен список российских предприятий-
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
69,05 30,95
■
93,42 6,58
I доля внутреннего рынка с общем объеме
доля экспорта с общем обьеме
военная
гражданская
Рисунок 1. Объем производства по видам деятельности в судостроительной
промышленности
Предприятия-экспортеры гражданской продукции России
Наименование Сумма, тыс. долл. США
Судостроительная промышленность 47498,7
Промышленность 29834,0
ОАО «Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород 17100,0
ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», г. Северодвинск 455»,»
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», г. Зеленодольск 4470,1
ОАО «Пролетарский завод», г. Санкт-Петербург 2756,3
ОАО «Алтайский приборостроительный завод «Ротор», г. Барнаул 315,4
ОАО «Адмиралтейские верфи», г. Санкт-Петербург 176,0
ОАО «Завод им. Гаджиева», г. Махачкала »7,»
ОАО «Завод им.Г.И.Петровского», г. Нижний Новгород »7,3
ФГУП «Завод «Прибор», г. Челябинск »0,1
ОАО «Средне-Невский судостроительный завод», г. Санкт-Петербург 86,0
ОАО «Армалит-1», г. Санкт-Петербург 40,2
ОАО «Балтийский завод», г. Санкт-Петербург 3»,0
ОАО «Красный гидропресс», г. Таганрог 5,»
Наука 5740,6
ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н.Крылова», г. Санкт-Петербург 3087,2
ОАО «НПП «Компенсатор», г. Санкт-Петербург 1016,3
ОАО «Конструкторское бюро по проектированию судов «Вымпел», г. Нижний Новгород 836,8
ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», г. Санкт-Петербург 778,3
ОАО «Концерн «Научно-производственное объединение «АВРОРА», г. Санкт-Петербург 21,»
Прочие 11924,1
ФГУП «Внешнеэкономическое предприятие «Судоэкспорт», г. Москва 11 »24,1
Таблица 1. Предприятия-экспортеры гражданской продукции России
экспортеров гражданской продукции.
В Таблице 2 представлены крупнейшие страны-импортеры
гражданской продукции зарубежья.
Анализ основных результатов производственной деятельности судостроительной отрасли показывает, что динамика выпуска гражданской продукции по отрасли увеличивается, хотя объемы производства наращиваются медленно. Темп роста производства военной продукции в последний год составил 81,43%.
В результате деятельности промышленных предприятий, научных и прочих организаций по состоянию на конец 2011 года на основании данных оперативной
государственной статистической отчетности по форме П-3 «Сведения о финансовом состоянии организаций» убыток до налогообложения составил -2882,21 млн. рублей, а общее количество убыточных предприятий и организаций судостроительной промышленности составило 26 ед., из них: государственных - 0 ед., акционерных обществ - 26 ед.
На основании данных оперативной государственной статистической отчетности по форме П-3 «Сведения о финансовом состоянии организаций» дебиторская задолженность в целом по судостроительной промышленности на конец 2011 года составила 188425,91
Страна тыс. долл. США Экспорт, % от общей стоимости поставок
Судостроительная промышленность России 47 498,7 100%
МАЛЬТА 17 100,00 36,01%
ИНДИЯ 14 626,50 30,08%
ИЗРАИЛЬ 3 893,30 8,2%
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ 2 415,50 5,08%
КАЗАХСТАН 2 019,00 4,25%
УКРАИНА 1 523,70 3,21%
НОРВЕГИЯ 1 333,80 2,81%
ИТАЛИЯ 1 127,70 2,4%
ФИНЛЯНДИЯ 898,80 1,9%
БЕЛОРУССИЯ 842,20 1,8%
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 556,00 1,17%
НИДЕРЛАНДЫ 411,00 0,9%
ГЕРМАНИЯ 376,00 0,8%
ФРАНЦИЯ 216,10 0,45%
ВЬЕТНАМ 86,00 0,18%
УЗБЕКИСТАН 40,00 0,08%
КИТАИ 9,50 0,02%
ПОЛЬША 7,30 0,01%
БОЛГАРИЯ 5,90 0,01%
СИНГАПУР 5,60 0,01%
ЛАТВИЯ 4,90 0,01%
Таблица 2. Крупнейшие страны-импортеры гражданской продукции зарубежья
млн. руб. (по сравнению с началом года ность в целом по судостроительной-увеличилась на 14,56%). При этом про промышленности составила 14671,62 сроченная дебиторская задолжен- млн. руб. (по сравнению с началом года
увеличилась на 57,7%).
Кредиторская задолженность (без займов и кредитов) в целом по судостроительной промышленности за этот же период составила 598995,73 млн. руб. (по сравнению с началом года увеличилась на 9,4%). При этом просроченная кредиторская задолженность в целом по судостроительной промышленности составила 19675,23 млн. руб. (по сравнению с началом года увеличилась на 87,49%).
Коэффициент соотношения кредиторской задолженности к дебиторской составил 3,18. Из общей суммы кредиторской задолженности предприятий и организаций судостроительной промышленности задолженность по платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды составила 7097,41 млн. руб. или 1,18% от общей суммы кредиторской задолженности (на 01.01.2011 года - 1,1%).
Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций по платежам в бюджет и в государственные внебюджетные фонды составила 1606,82 млн. руб. или 8,17% от общей просроченной кредиторской задолженности (на 01.01.2011 года -10,94%),
Задолженность по платежам в бюджет составила 5360,72 млн. руб. (по сравнению с началом года увеличилась на 35,12%), из нее в федеральный бюджет - 3956,32 млн. руб. (по сравнению с началом года увеличилась на 34,91%) и в бюджеты субъектов Федерации -1057,68 млн. руб. (по сравнению с началом года увеличилась на 30,88%),
В государственные внебюджетные фонды задолженность в целом по судостроительной промышленности составила 1736,69 млн. руб. (по сравнению с началом года уменьшилась на 15,36%). Задолженность по займам и кредитам
в целом по судостроительной промышленности составила 117371,32 млн. руб.,
по отношению к общей кредиторской задолженности - 16,38%.
Анализ финансовых показателей предприятий и организаций ОПК показал, что по судостроительной промышленности на начало 2012 года суммарный балансовый убыток составил - 2987,1 млн. руб.
Некоторые предприятия судостроительной промышленности находятся в критическом положении из-за недоза-грузки основных мощностей и отказа заказчиков от ранее заключенных заказов. Большинство судостроительных заводов имеют лишь единичные заказы. Иностранные верфи оказались более конкурентоспособными. Поэтому вся надежда в российском судостроении остается на господдержку. По заявлению Правительства Российской Федерации, господдержка судостроительных предприятий в 2011 году составила 110 млрд. рублей. Сюда входят госгарантии по кредитам, субсидирование процентных ставок, докапитализация, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, протекционистские меры.
Для коренного изменения ситуации, сложившейся в судостроении, Указом Президента Российской Федерации от 21.03.2007 № 394 было учреждено ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее ОСК). Владелец 100 % акций компании — Российская Федерация. Задача ОСК — стимулировать развитие гражданского судостроения. И сегодня 60% от общего объема продукции судостроительной промышленности производится именно на предприятиях ОСК.
Одновременно с созданием ОСК Правительство Российской Федерации в целях сохранения конкурентоспособности и развития отечественного судостроения приняло решение утвердить государственную программу Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013-2030 годы». Она является допол-
нением Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2025 года - это ФЦП «Развитие ОПК» и федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 годов». «В госпрограмме нами определены приоритетные рыночные ниши - это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение (...) Поддержка, создание новых технологий и науки останутся задачами государства как способ увеличения конкурентоспособности отечественной промышленности», - прокомментировал новую государственную программу министр промышленности и торговли Д. В. Ман-туров на заседании Правительства Российской Федерации 8 ноября 2012 года.
Средняя численность работников, занятых в судостроительной промышленности, за 12 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года уменьшилось на 4,24 тыс. человек (-2,64%) и составила 156,48 тыс. человек. А среднемесячная заработная плата в организациях судостроительной промышленности за 12 месяцев 2011 года составила 29993 руб. и выросла на 12,04% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (26769 руб.). Это значение вышесреднего по отраслям ОПК в целом. В будущем прогнозируется стабильный рост заработной платы работников, занятых в судостроении. Но задолженность перед персоналом у руководства единичных предприятий все же имеется и составила 19,3 млн. руб. (ЗАО «Рейд-1» - 5,05 млн. руб., ОАО «Амурская ЭРА» - 5,5 млн.руб., ОАО «Хабсудмаш» - 8,44 млн.руб.).
Всего по судостроительной промышленности к 2012 году выполнено работ и услуг на сумму 54561,71 млн. руб., из
них собственными силами - на 34486,7 млн. руб. Объем НИОКР составил 86,7% относительно аналогичного показателя 2010 года. Общий объем НИР и ОКР, выполненный предприятиями судостроительной промышленности за 12 месяцев 2011 года, составил 54561,71 млн. руб. Для сравнения: общий объем НИР и ОКР, выполненный предприятиями судостроительной промышленности за 2010 год, составил 33503,2 млн. рублей.
Около половины объема научно-исследовательских работ в 2011 году было выполнено для Министерства обороны Российской Федерации (24,5%) и организаций и предприятий ОПК (26,8%). Доли в 13,0% и 14,1% от общего объема составили заказы с предприятиями стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, а также предприятиями прочих министерств и ведомств соответственно. Таким образом, наибольшая доля выполненных НИР и ОКР по-прежнему приходится на договора с Министерством обороны Российской Федерации и организациями оборонно-промышленного комплекса. Но это самая значительная часть объемов НИОКР в сфере ОПК по итогам 2011 года (77,01%).
Итак, подводя итоги анализа состояния судостроительной промышленности России в современных условиях, можно сделать следующие выводы:
1. Снижение темпов развития судостроительной промышленности все еще наблюдается.
2. Ситуация осложняется недавним финансовым кризисом в России.
Последствия финансового кризиса для предприятий и организаций
судостроительных предприятий
• новые средства на инвестиции получить весьма трудно: проблемы с ликвидностью испытывают не только российские, но и зарубежные банки, а нет
кредитов - нет и роста вложений в производственные мощности, персонал и разработку технологий;
• в последние годы многие производители нарастили долговую нагрузку своих компаний до критически высокого уровня. Кому-то приходится расплачиваться за выданные кредиты уже сейчас, другим возврат займов еще предстоит;
• замедление ростов объема производства или закрытие предприятий приведет к тому, что в бюджет поступит меньше налогов;
• сокращение кадров - увольнение персонала. В таких условиях даже незначительное повышение заработной платы не спасет положение предприятия.
3. Решение проблемы конкурентоспособности судостроительной промышленности зависит на данном этапе от создания в государстве благоприятных условий для развития судостроительной отрасли, решение проблемы с кадрами, решение проблемы по обновлению основных фондов судостроительных предприятий, повышения уровня технологии и организации работ на предприятиях.
4. Для создания конкурентоспособной продукции назрела необходимость решения нормативно-правовых проблем, связанных с созданием для отечественных судостроителей сопоставимых с зарубежными конкурентами финансово-экономических условий, в том числе по таможенным и налоговым тарифам. Создание таких условий - прерогатива Правительства Российской Федерации.
5. Существующие технологические возможности не позволяют на равных конкурировать с зарубежными судостроительными предприятиями и получать выгодные гражданские заказы. Для обеспечения конкурентных преимуществ и получения выгодных заказов в области гражданского судостроения необходима модернизация производственных мощно-
стей и совершенствование технологии.
6. Серьезным препятствием для развития судостроительной промышленности остается состояние основных фондов судостроительных предприятий. Оно не соответствует современным требованиям по производительности, надежности, способности функционировать в современной информационной среде. Безнадежно устарели проектные решения, заложенные еще в 80-х годах XX века, падает конкурентоспособность российского судостроения и кораблестроения на мировых рынках, отстает общий уровень технологии и организации работ.
Состояние кадрового потенциала судостроительных предприятий приблизилось к критическим величинам.
На сегодня существенного прогресса в отрасли пока не происходит. А время идет, и мировые конкуренты не дремлют. Они уже активно вторгаются в ниши специализированного несерийного судостроения, где российские производители могли бы показать себя с лучшей стороны. Поэтому выход наших судостроителей на мировую арену значительно усложняется.
Литература
1. Дутов А.В. Проблемы стратегического управления корпорациями оборонно-промышленного комплекса. - М.: Триада, 2009.
2. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. - М.: Правительственный вестник, 2010. № 45.
3. Воронин Г.П. О концепции развития судостроения России до 2015 года. - М.: Вопросы экономики и конверсии, 2010.
4. Синецкий В.П. Системный анализ морских проблем обеспечения национальной безопасности. - М: ГНИУ СОПС, 2011.
5. Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения на 20132030 годы": http://www.minpromtorg.gov.ru/