Минко В.А., д-р техн. наук, проф. Ильина Т.Н., канд. техн. наук, доц.
Дивиченко И.В.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МИКРОКЛИМАТА В УЧЕБНЫХ АУДИТОРИЯХ БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА
Проведен анализ состояния параметров микроклимата в лекционных аудиториях университета в холодный период 2008-2009 учебного года. Показано, что значения параметров зависят от загруженности аудитории, ее вида и размера и не соответствуют нормативным требованиям. Отмечен перетоп в системе отопления, который приводит к перерасходу тепловой энергии и затрат на отопление.
Ключевые слова: микроклимат, вентиляция, нормативное значение, воздухообмен, перетоп, радиационная температура, кондиционирование.
Теплоощущения и самочувствие человека в помещении, где он проводит значительную часть своего времени, во многом зависит от работы инженерных систем, предназначенных для обеспечения воздушного комфорта. К таким системам относятся системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Отопительные установки обуславливают лишь тепловой режим помещения. Системы вентиляции регулируют воздухообмен в помещении. Системы кондиционирования позволяют поддерживать параметры воздуха на более высоком уровне и имеют наибольшие возможности по формированию микроклимата помещения.
Выбор инженерных систем для создания и поддержания микроклимата осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к этому помещению и зависит от его назначения.
Роль вентиляции в поддержании нормативных параметров микроклимата часто занижена. Вентиляционный воздух удаляет находящиеся внутри здания вредные вещества или «разбавляет» внутренний воздух свежим воздухом и снижает тем самым концентрацию вредностей до допустимого уровня. Исследования показали, что величина воздухообмена в помещении влияет на распространение респираторных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, а также на уровень восприятия качества воздуха находящимися в здании людьми [1].
Минимальный расход вентиляционного воздуха задается во многих национальных строительных нормах и стандартах. На практике выбор расхода вентиляционного воздуха определяется в основном от общей площади помещения или от количества людей,
находящихся в нем. Кроме того на эффективность вентиляции влияет
распределение потоков воздуха.
Нерациональное воздухораспределение может существенно снизить качество воздуха. Оценка равномерности распределения воздушных потоков производится по степени перемешивания воздуха. По мнению авторов [1] полное перемешивание воздуха позволяет обеспечить требуемые параметры воздуха при меньшем расходе, что ведет к снижению энергопотребления.
Проектирование систем вентиляции и кондиционирования общественных зданий, в том числе и высших учебных заведений, осуществляется в соответствии со СНиП 41-012003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». В данном СНиПе установлены следующие требования к инженерным системам, формирующим микроклимат в помещениях учебных заведений:
1. В учебных помещениях проектируется приточно-вытяжная вентиляция из расчета не менее 16 м3/ч воздуха на одного человека.
2. При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением должна предусматриваться естественная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена непосредственно из учебных помещений. Удалять воздух следует из рекреационных помещений и за счет эксфильтрации через оконные неплотности.
3. При применении систем воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, необходимо предусматривать автоматическое управление этими системами. Температура воздуха, подаваемого системами воздушного отопления в рабочее время, не должна превышать 40°С. В нерабочее время
температура воздуха в помещении должна быть не ниже 15°С.
Следует отметить, что рассмотренные требования к системам вентиляции, кондиционирования и отопления разработаны для общеобразовательных школ, школ-интернатов и профессионально-технических училищ, в то время как для ВУЗов данные требования не уточнены.
В то же время здания ВУЗов представляют собой комплекс помещений различного назначения:
• лаборатории с системами локальной вытяжной вентиляции и без них;
• аудитории и лекционные залы различной вместимости;
• компьютерные классы и залы;
• административные помещения;
• вспомогательные помещения технологического и бытового назначения.
В крупных ВУЗах, кроме выше перечисленных помещений, также имеются химические и другие специализированные лаборатории (например, радиационного контроля), рекриации, спортивные залы и большое количество коридоров.
Одной из особенностей функционирования крупных ВУЗов является проведение массовых мероприятий, таких как научные, научно -практические конференции, олимпиады, спортивные соревнования различного уровня. Это вызывает необходимость уделять особое внимание к устройству и работе систем создания и поддержания микроклимата помещений большой вместимости,
используемых в массовых мероприятиях.
Наличие помещений с различными технологическими процессами, требованиями к параметрам микроклимата, режимами работы в различное время суток, сезона и года в целом требует глубокого анализа динамических процессов формирования воздушного и теплового режима при проектировании и обслуживании систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
Объективно оценить состояние
микроклимата в учебных помещениях можно лишь путем измерения его параметров. Известно, что значения параметров микроклимата в учебных заведениях
Средние значения параметров микроклимата
значительно изменяются с течением времени, поэтому полную картину о состоянии микроклимата помещения может дать лишь непрерывный мониторинг. Его сущность заключается в том, что с установленных в помещениях небольших мониторов с датчиками с периодичностью в 20 секунд передаются данные о параметрах микроклимата в центральный сервер, который строит по ним графики и диаграммы. Непрерывный мониторинг в некоторых случаях может помочь выяснить причины отклонения фактических параметров микроклимата от нормативных [2]. В виду ограничения финансовых возможностей, точечные измерения все еще имеют свое значение и часто являются единственно возможными.
В БГТУ им. В.Г. Шухова проводились измерения параметров микроклимата в лекционных аудиториях. Для упрощения исследования все лекционные аудитории разделили на три группы, которые отличаются по вместимости, размерам и виду:
1. Аудитории амфитиаторного типа с количеством посадочных мест 150 и наличием большого количества оконных проемов и радиаторов : А6, А7 учебного корпуса (УК).
2. Аудитории амфитиаторного типа с количеством посадочных мест 230, небольшим количеством оконных проемов и радиаторов : А1-А5 аудиторного корпуса (АК).
3. Аудитории с количеством посадочных мест 90, большим количеством радиаторов и оконных проемов : А713, А524 главного корпуса (ГК).
Измерения проводились в холодный период года (декабрь - январь 2008 и 2009 г.) при средней температуре наружного воздуха -6°С. Измеряли температуру, относительную влажность, подвижность воздуха, содержание углекислого газа, температуру окружающих конструкций (пол, потолок, стены, радиаторы) 1-2 раза в неделю в разное время (до занятий, во время и после занятий) при различной заполнености аудиторий, при отключенной системе вентиляции и кондиционирования воздуха.
Средние значения измеряемых параметров для пустых аудиторий представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п Параметр микроклимата Ед. измерения Средние значения параметров в аудиториях корпусов
А6 УК А3 АК А713 ГК
1 Температура радиаторов 0С 45±2 50±2 50±1
2 Температура окон 0С 19±2 17±2 14±1
3 Температура пола 0С 27±2 20±2 16±2
4 Температура потолка 0С 27±2 22±2 15±1,5
5 Температура стены №1 0С 26±2 17±2 17±1,5
6 Температура стены №2 0С 24±2 20±2 17±1,5
7 Температура стены №3 0С 22±2 19±2 12±2
8 Температура стены №4 0С 23±2 20±2 14±2,5
9 Относительная влажность воздуха % 21±2 40±2 40±2
10 Температура воздуха 0С 27±1 20±1 16±3
11 Подвижность воздуха м/с 0 - 0,02 0 - 0,02 0 - 0,02
12 Концентрация углекислого газа (СО2) в воздухе аудитории % 0,2±0,025 0,2±0,025 0,2±0,025
В соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» нормативные значения микроклимата составляют в холодный период года (среднесуточная температура наружного воздуха ниже +10°С):
- температура воздуха — 18...20°С;
- относительная влажность воздуха — 40.60%;
- скорость движения воздуха — 0,1.0,2 м/сек.
Допустимое значение концентрации углекислого газа (СО2) в воздухе помещения для продолжительного пребывания людей составляет 0,1% к объему.
Сравнение нормативных значений с измеренными показало, что наибольшие отклонения наблюдаются в аудитории А6 УК, особенно значительные отклонения
наблюдаются по температуре (1;в) и относительной влажности (ф) воздуха. Во всех аудиториях установлено превышение содержания углекислого газа почти в два раза.
Известно, что средние значения температуры воздуха не дают полной картины о тепловой обстановки помещения. Благоприятная тепловая обстановка в помещении в целом определяется первым условием комфортности: комфортной будет такая общая температурная
обстановка в помещении (Ть), при которой человек, находясь в середине помещения, будет отдавать все явное тепло, не испытывая перегрева или переохлаждения:
Тк = а!п - Ь ^ ± 1,5
где: Тк - радиационная температура
помещения;
а, Ь - коэффициенты, зависящие от периода года;
^ - комфортная температура помещения;
% - допустимая температура воздуха в помещении.
Значения коэффициентов а, Ь и значения 1;п и 1В принимаются в зависимости от периода года и тяжести выполняемой работы [3].
Расчеты показали, что для учебных аудиторий в холодное время года в соответствии с первым условием комфортности радиационная температура должна лежать в пределах от 18,9 до 21,9°С.
Фактическая радиационная температура помещения приближенно может быть оценена как осредненная температура всех излучающих поверхностей в помещении:
ТЯфакт = ^дов! р
где ^ош - температура ¡-той поверхности,
р! - площадь внутренней ¡-той
ограждающей поверхности.
Значения фактической радиационной температуры (°С) в помещениях
Таблица 2
Аудитория А6 УК А3 АК А713 ГК
Фактическая радиационная температура (Тьфакт) 25,3 21,5 19
Рекомендованная радиационная температура (Ть) от 18,9 до 21,9
Как видно из табл. 2, фактическая радиационная температура в аудитории А6 УК значительно выше рекомендованной, что не соответствует первому условию комфортности. Соответственно представляет интерес изучение динамики изменения параметров микроклимата в данной аудитории. Значения параметров
воздуха измеряли в перерывах между занятиями в течение рабочего дня.
Для получения объективной картины состояния микроклимата аудитории в объеме и площади выбрали точки в зависимости от изменения высоты расположения рядов и их ширины
План аудитории А6 УК с расположением контрольных точек, в которых производились замеры, представлен на рис. 1.
стена 3 15 м
Рисунок 1 - План поточной аудитории А6 УК с расположением точек замеров.
Таблица 3
Значения параметров микроклимата в точках замеров А6 УК в разное время
И _ _ . „ т ч. ~ _ . оп. Г _
№ точки Параметр Утро (815) День (1420) Вечер (1740)
1 Температура воздуха, Т (°С) 22,8 26,8 26,8
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
2 Температура воздуха, Т (°С) 22,8 26,8 26,8
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
3 Температура воздуха, Т (°С) 22,8 26,8 26,8
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
4 Температура воздуха, Т (°С) 22,9 27,0 27,0
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
5 Температура воздуха, Т (°С) 22,9 27,0 27,0
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
6 Температура воздуха, Т (°С) 22,9 27,0 27,0
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
7 Температура воздуха, Т (°С) 23,3 27,2 27,2
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
8 Температура воздуха, Т (°С) 23,3 27,2 27,2
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
9 Температура воздуха, Т (°С) 23,3 27,2 27,2
Относительная влажность воздуха, ф (%) 20 27 27
Из табл. 3 видно, что значения температуры воздуха незначительно изменяется только при изменении высоты рядов, а по ширине ряда остается постоянной. Влажность воздуха не зависит от места замера и остается неизменной. Интерес представляет изменение параметров микроклимата в аудитории в течение дня. Для
изучения динамики изменения значений параметров воздуха приняли средние значения по всем точкам замеров.
Результаты замеров средних значений температуры и относительной влажности воздуха в аудитории А6 УК в течение рабочего дня представлены на рис. 2.
28 27 26 25 24 23 22 21
8 ч 10 ч 11ч 13 ч 14 ч 15ч 17ч 15мин 00мин 45мин 20мин 10мин 55мин 40ми
время
15мин 00мин 45мин 20мин 10 мин 55мин 40мин
время
а) динамика изменения температуры б) динамика изменения влажности воздуха
Рисунок. 2 - Динамика изменения температуры и влажности воздуха в аудитории А6.
Из рис. 2а видно, что даже в 8 час 15 мин. значение температуры воздуха превышает допустимое (1 = 18...20°С) для данного вида помещений. Это говорит о том, что имеет место перетоп. За первые две пары занятий температура возрастает до 27°С за счет тепловыделений людей, находящихся в помещении. Разность температур в аудитории и коридоре вызывает переток воздуха из аудитории в коридор, поэтому повышение температуры воздуха в аудитории происходит до определенного момента, а затем остается неизменной до конца рабочего дня. Относительная влажность воздуха значительно ниже допустимого (ф = 40.60%) значения (рис. 2б). За счет пребывания людей в помещении происходит повышение относительной влажности воздуха до 27%, но это все равно гораздо ниже нормативных значений влажности воздуха.
Важным показателем состояния
микроклимата внутри помещения является кратность воздухообмена. Величину
воздухообмена в данной аудитории определяли по количеству избыточного тепла, удаляемого через двери и неплотности окон. Количество удаляемого тепла рассчитали как разность между теплосодержанием воздуха в заполненной и пустой аудитории (по .М диаграмме).
Разультаты расчета показали, что кратность воздухообмена в аудитории А6 УК составляет 0,17 час-1, что гораздо ниже нормативных значений (п = 1 час-1) и объясняется отсутствием вентиляции в помещении.
Таким образом, по результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Состояние микроклимата в поточных аудиториях зависит от типа и вместимости аудитории.
2. Наибольшие отклонения от нормативных значений параметров микроклимата отмечаются в аудиториях амфитиаторного типа с большим количеством окон и радиаторов. Температура воздуха в аудитории завышена и составляет в среднем 27±1°С при нормативном значении 18...20°С, а относительная влажность имеет значение 21±2%, что значительно ниже нормативного -40.60%.
3. Концентрация углекислого газа в воздухе аудиторий всех видов превышает допустимое значение практически в два раза.
4. Температурная обстановка в аудитории А6 не соответствует первому условию комфортности. Фактическая радиационная температура в аудитории ТКфакт=25,3°С превышает рекомендуемую, которая находится в пределах от 18,9 до 21,9°С.
5. Кратность воздухообмена п=0,17 час-1 гораздо ниже указанных в нормативных документах значений (п = 1 час-1).
6. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о необходимости включения в работу систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
После включения систем вентиляции и кондиционирования воздуха вновь провести измерения значений параметров воздуха.
Все перечисленные выше факторы формируют неблагоприятные условия труда в учебных поточных аудиториях, что способствует ухудшению самочувствия, снижению работоспособности и повышению общей заболеваемости людей, находящихся в этих помещениях.
Кроме того, превышение фактической температуры (перетоп) над нормируемой приводит к увеличению затрат на отопление от 20 до 35% за отопительный период.
С учетом существующей тенденции к увеличению стоимости единицы тепловой энергии водяного отопления, перетопы в аудиториях ведут к значительным материальным затратам.
Таким образом, несоблюдение санитарных требований к параметрам микроклимата в учабных аудиториях нецелесообразно как с экономической, так и экологической точки зрения.