Научная статья на тему 'Анализ состояния и перспективы развития жилищного строительства в регионе'

Анализ состояния и перспективы развития жилищного строительства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1118
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ДИНАМИКА ОБЪЕМА ВВОДА ЖИЛЬЯ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ / THE HOUSING / CHANGES IN THE AMOUNT OF HOUSING / THE TARGET PROGRAM / THE PROVISION OF AFFORDABLE HOUSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кривошеева И. И.

В статье проведен анализ состояния жилищного строительства в России и Южном федеральном округе, дан прогноз основных направлений развития строительства жилья на территории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF A CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF HOUSING CONSTRUCTION IN THE REGION

The article analyzes the state of the housing construction in Russia and the Southern Federal District, the forecast of the main directions of development of housing in the region.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и перспективы развития жилищного строительства в регионе»

Кривошеева И.Н.

преподаватель кафедры экономики и управления проектами Института подготовки и переподготовки специалистов Ростовского государственного строительного университета, Россия, г. Ростов-на-Дону

УДК 332.82(470.45/.47+470.61/.62)

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

В статье проведен анализ состояния жилищного строительства в России и Южном федеральном округе, дан прогноз основных направлений развития строительства жилья на территории региона.

Ключевые слова: жилищное строительство, динамика объема ввода жилья, целевая программа, обеспечение населения доступным жильем.

ANALYSIS OF A CONDITION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF HOUSING CONSTRUCTION IN THE REGION

The article analyzes the state of the housing construction in Russia and the Southern Federal District, the forecast of the main directions of development of housing in the region.

Key words: the housing, changes in the amount of housing, the target program, the provision of affordable housing.

В настоящее время в числе первоочередных задач социально-экономического развития страны стоит задача формирования рынка доступного жилья через повышение платежеспособного спроса населения с помощью развития жилищного кредитования и увеличение объемов жилищного строительства. Строительство в целом является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития как в экономическом, так и социальном плане. Реализация права граждан на жилище, обеспечение достойных и доступных условий проживания для себя и своих близких - это одна из фундаментальных задач правового государства. Вместе с тем роль государства, как гаранта соблюдения этого права, включает в себя координацию развития строительного комплекса и формирования благоприятных инвестиционных условий для обеспечения заинтересованности в реализации жилищных программ самих строительных организаций.

В феврале 2011 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» [3]. Целевая программа предусматривает создание условий для возникновения рынка жилья эконом-класса,

отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Согласно ей темпы жилищного строительства будут постепенно наращиваться. Так, на 2013 год намечен ввод 71 млн. кв. м, на 2014-й - 79 млн. кв. м, на 2015-й - 90 млн. кв. м. К 2020 году показатель планируется увеличить до 120 млн. кв. м.

По имеющимся данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [4], в 2012 году в России ввели в эксплуатацию 65,2 млн. кв. м жилья, что на 4,7% превышает показатель за 2011 год (62,3 млн. кв. м). Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в России в 2012 году вырос по сравнению с 2011 годом на 2,4% - до 5,712 триллиона рублей. Только в декабре 2012 года объем строительных услуг составил 793,9 миллиарда рублей.

Лидером по объемам строительства жилья в Южном федеральном округе (ЮФО) является Краснодарский край. По данным департамента экономического развития, в 2012 году в регионе было

введено в эксплуатацию более 4,3 млн. кв. м жилья - на 16,8 % больше, чем в 2011 году. Интересно, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом темпы прироста были в семь раз ниже - только 2,4%. Такую динамику обеспечило резкое увеличение объема введенных в эксплуатацию многоквартирных домов - больше чем на треть по сравнению с 2011 годом - до 2,4 млн. кв. м. Примерно 1 млн. кв. м из всего возводимого жилья приходится на Краснодар. В Сочи строится около 300 тыс. кв. м; в Новороссийске - примерно 100 тыс. кв. м. Примечательно: в Краснодаре в пересчете на одного жителя строится в разы больше жилья, чем в среднем по России. Здесь этот показатель составляет почти 3 кв. м на человека, в то время как, например, в Санкт-Петербурге всего 0,6 кв. м. За последние два года в Краснодарском крае изменилась сама структура жилищного строительства: увеличилась доля возведения многоквартирного жилья, в то время как раньше предпочтение отдавалось малоэтажному домостроению.

Ситуация в жилищном строительстве в Ростовской области характеризуется стабильной динамикой: по объемам ввода жилья наша область входит в десятку регионов-лидеров в Российской Федерации и занимает второе место в ЮФО. По данным официального федерального статистического наблюдения [4], в Ростовской области в 2012 году введено 1,984 млн. кв. м жилья, что составило 105,5 % к аналогичному показателю 2011 года. Основными инвесторами в строительстве жилых домов в прошлом году в регионе были индивидуальные застройщики, которые ввели 1,37 млн. кв. м (69% общего объема ввода жилых домов по области), увеличив при этом объем ввода на 4,2 % к 2011 году.

Организации-застройщики ввели в области в 2012 году многоэтажное жилье общей площадью 614 тыс. кв. м (рост на 8,6%), или 31 % всего жилья. Жилые дома вводились во всех 55 муниципальных образованиях области. Наиболее высокие темпы ввода жилья наблюдались в Ростове-на-Дону, Каменске-Шахтинском, Зверево, Новочеркасске, Но-вошахтинске, Таганроге и Шахтах, а также в Аксай-ском, Белокалитвинском, Веселовском, Дубовском, Тарасовском и Цимлянском районах.

Объем ввода жилья в Ростовской области за январь-февраль текущего года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24,6 %. Чтобы ускорить темпы строительства жилья, ростовские власти развивают проекты комплексного освоения территорий. Примером успешной реализации подобной стратегии сейчас является Левен-цовский район. В нем уже построены 12 многоквартирных жилых домов в первом и третьем микрорайонах. В 2012 году мэрия города провела

аукцион на право застройки пятого и шестого микрорайонов. В прошедшем году в Ростове также началось освоение района «Декоративные культуры», в котором планируется построить 360 тыс. кв. м жилья. Еще один крупный проект в сфере жилищного строительства, реализация которого уже началась, связан с освоением земель, принадлежащих Министерству обороны РФ, для строительства жилья для военных в объеме 260 тыс. кв. м.

Ставка региона на проекты комплексного освоения территорий привела к увеличению доли жилья эконом-класса на рынке первичной недвижимости. При проектах комплексной застройки возводится жилье экономичного сегмента, а прибыль инвестора достигается за счет большого объема продаж. На сегодняшний день, по данным MACON Realty Group, в Краснодаре на эконом-класс приходится 33,7 % от общего объема строительства жилья. В Ростове-на-Дону его доля доходит до 50 %.

В Ростовской области при более скромных объемах жилищного строительства, чем в Краснодарском крае, и растущем спросе сформировался дефицит предложения жилья на первичном рынке. Прежде всего, это касается эконом-класса. Такая ситуация стала стимулом для постоянного повышения цен на жилье. В то время как в Краснодаре за последний год цены поднялись всего на 5 % - до 43,6 тыс. рублей за один кв. м, в Ростове-на-Дону они выросли на 13 %. По итогам 2012 года стоимость квадратного метра составила 53,3 тыс. рублей. Эксперты сходятся в том, что в 2013 году цены на жилье в Ростове вырастут в пределах инфляции - на 8-12 %. В Краснодарском крае ожидается умеренный рост цен на жилье в пределах 5 %.

Развитие жилищной сферы является приоритетным направлением социально-экономического развития Ростовской области. Важнейшим стратегическим направлением в деятельности администрации города является реализация Областной программы «Развитие жилищного строительства в Ростовской области в 2011-2015 годах» [1].

Целью программы является обеспечение населения Ростовской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, достижение установленных контрольных значений целевого показателя ежегодного ввода жилья.

Основные задачи программы:

1) обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья;

2) развитие направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения (жилье эконом-класса), включая создание фонда жилья социального найма;

3) формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;

4) создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

5) развитие производственной базы для жилищного строительства (промышленность строительных материалов) Ростовской области с выходом на максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем рынке и формирование конкурентных преимуществ для продвижения продукции стройиндустрии области на внешних рынках;

6) снижение административных барьеров в строительстве;

7) выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий;

8) обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства.

Общий объем средств, привлекаемых для реализации программы, составляет 471 808,8 млн. рублей, в том числе: средства бюджета Российской Федерации - 11304,5 млн. рублей, средства бюджета Ростовской области - 21 708,5 млн. рублей, средства местных бюджетов - 4041,5 млн. рублей, внебюджетные средства - 434 754,3 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- обеспечение ввода жилья в Ростовской области к 2015 году - 3,157 млн. кв. м с перспективой увеличения годового объема ввода жилья к 2020 году до 5,178 млн. кв. м.;

- создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан области жильем с 22,2 кв. м на одного проживающего в 2011 году до 24,9 кв. м в 2015 году, с перспективой увеличения показателя к 2020 году до 31,0 кв. м на одного проживающего;

- ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 19,5 %;

- полное обеспечение вводимого в области жилья основными строительными материалами, про-

изводимыми на территории области, и выход на экспортную составляющую промышленности строительных материалов.

Ростовская область имеет предпосылки для дальнейшего развития жилищного строительства, наращивания его объемов и повышения доступности жилья для населения.

В 2013 году объемы жилищного строительства в Южном округе, по оценкам экспертов и участников рынка, продолжат расти. В Ростовской области правительство уже озвучило прогноз по вводу жилья. Планируется, что он увеличится на 8 %, превысив 2,1 млн. кв. м. Основным сегментом, в котором ожидается максимальный прирост новых объектов, будет эконом-класс. При этом основной акцент, как и прежде, придется на проекты комплексного освоения территории. В Ростове крупные объемы ввода жилья будут обеспечивать текущие проекты застройки Левенцовского района, микрорайона Норд. Будет набирать темпы начавшееся в 2012 году строительство ЖК «Европейский», в котором планируется возвести 28 многоквартирных домов. Кроме того, в прошедшем году был утвержден проект планировки участка площадью более ста гектаров в западной части города. Там планируется построить триста индивидуальных жилых домов.

Реализация механизмов и комплекса мероприятий, предусматриваемых программой развития жилищного строительства в Ростовской области в период 2011-2015 годов, позволит сформировать необходимый резерв развития территорий муниципальных образований области и обеспечить положительную тенденцию решения жилищного вопроса для населения и повышения качества его жизни.

Список литературы:

1. Областная программа «Развитие жилищного строительства в Ростовской области на 2011-2015 гг.». Электронный ресурс: http://ratingregions.ru/ зкез/с^аиЬ/Шез/арШосМ/.

2. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону // Ы1р://\¥\¥\¥.го8Шу-gorod.ru/.

3. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».

4. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности Economy and management in branches and fields of activity

Блаженкова Н.М.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

Хакимов P.M.

аспирант кафедры «Финансы и банковское дело» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа

УДК 338.28:336.711 (470+571)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИИ

В БАНКАХ РОССИИ

В статье рассматривается необходимость государственного регулирования изучения инноваций, его возможные инструменты. Банковская система указана авторами как фундамент государства при реализации активной политики. Рассматривается проблема развития национальных и региональных инновационных концепций в России.

Ключевые слова: государственное регулирование, банки, банковская система, инновации, инструмент поддержки инновационной деятельности, инновационный климат, Стабилизационный фонд.

ROLE OF THE STATE IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIONS

IN BANKS OF RUSSIA

The article considers the necessity of state regulation of studies in innovation, possible tools. The banking system is listed by the authors as the Foundation of the state in the implementation of an active policy. Examines the problem of development of national and regional innovative concepts in Russia.

Key words: state regulation, banks, the banking system, innovation, instrument to support innovation, innovative climate, The Stabilization fund.

Процесс распространения банковских инноваций находится под влиянием ряда факторов, где центральное место занимает государственное регулирование. Следствием особенностей регулирования банковской сферы России стали законодательные ограничения, запрет некоторых видов деятельности, изменение требования к достаточности капитала. Стратегия российских коммерческих банков нуждается в изменениях, которые необходимы для дальнейшей разработки новых банковских услуг и продуктов. Данные разработки должны быть целевыми - на обслуживание физических, юридических лиц, индивидуальное или корпоративное. Исходя из этого и создаются инновации, так необходимые как клиенту, так и банку.

Государству необходимо уделять достаточно внимания, касающегося изучения инноваций, заниматься практической реализацией их в жизнь, а это, в свою очередь, требует финансирования. Российское государство должно ориентироваться на западный опыт. Рост производительности труда и уровня жизни населения, умение быть практичными во всем поставили на уровень выше западное общество над другими, поэтому государству необходимо стимулировать инновационную деятельность. Для привлекательности инновационной деятельности необходимо субъектам, создающим и продвигающим ее, найти инструмент-стимулятор. Таким инструментом может выступать налогообложение, оно косвенно влияет на все три функции инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.