Научная статья на тему 'Анализ содержания образовательной программы специальности «Антикризисное управление и страхование» Пекинского университета (г. Пекин, КНР)'

Анализ содержания образовательной программы специальности «Антикризисное управление и страхование» Пекинского университета (г. Пекин, КНР) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкарёва Е. Б.

В статье рассматривается вопрос, связанный с особенностью содержания образовательной программы специальности «Антикризисное управление и страхование» Пекинского университета (г. Пекин, КНР), а также сопоставление близких по профилю образовательных программ Пекинского университета и КамчатГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошкарёва Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the curriculum peculiarities for the course Crisis Management and Insurance of Beijing University (Beijing, China), and gives the comparative analysis with the similar curriculum of Kamchatka State Technical University.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания образовательной программы специальности «Антикризисное управление и страхование» Пекинского университета (г. Пекин, КНР)»

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И СТРАХОВАНИЕ» ПЕКИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (г. ПЕКИН, КНР)

Е.Б. Кошкарёва (КамчатГТУ)

В статье рассматривается вопрос, связанный с особенностью содержания образовательной программы специальности «Антикризисное управление и страхование» Пекинского университета (г. Пекин, КНР), а также сопоставление близких по профилю образовательных программ Пекинского университета и КамчатГТУ.

This article describes the curriculum peculiarities for the course “Crisis Management and Insurance” of Beijing University (Beijing, China), and gives the comparative analysis with the similar curriculum of Kamchatka State Technical University.

Глобализация современных экономических и социальных процессов обусловливает необходимость вхождения российских вузов в мировое образовательное пространство. Особую актуальность эта проблема приобретает в последние годы по отношению к экономическому образованию. В настоящее время содержание экономического образования в России претерпевает ряд существенных изменений. Неоценимый опыт в области совершенствования преподавания экономических дисциплин может быть получен в результате изучения и адаптации традиций и современных направлений зарубежного экономического образования.

Для вузов Дальнего Востока, и для КамчатГТУ в частности, наиболее подходящими партнерами в сфере оказания образовательных услуг являются вузы КНР. Прежде всего, не стоит забывать о том, что КНР и Россия - это две крупные мировые державы, имеющие общую границу. К тому же, в конце ХХ - начале XXI вв. Китай стал сильной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ей возможности и значительно продвинуться вперед в социальноэкономическом, культурном и научно-техническом плане. Всех этих успехов страна сумела достичь благодаря в том числе и созданию особой системы образования. В последнее время интерес России к Китаю стремительно развивается, и это касается не только установления активных связей в деловой, культурной и социально-экономической сферах, но и также в научнообразовательной области. Поэтому анализ традиций и современных направлений в сфере экономического образования КНР является немаловажным для КамчатГТУ. Исследования в данной области являются первыми в научно-методической практике не только КамчатГТУ, но и других вузов Камчатского края, поэтому должны представлять особый интерес для университетов полуострова, так как результаты, полученные в ходе работы, могут способствовать улучшению качества образования по экономическим специальностям.

За последние 20 лет Пекинский университет стал не только важным очагом образования, но и крупным центром научных исследований в деле модернизации страны. Сегодня в Пекинском университете существуют пять научных подразделений: гуманитарных, общественных, точных, компьютерно-технических и медицинских наук. В состав подразделения общественных наук входит институт экономики. История института экономики Пекинского университета началась в 1912 г. с открытия факультета экономики, который явился первым экономическим факультетом среди вузов Китая, сам же институт экономики был образован в 1985 г. На базе института экономики при Пекинском университете ведется подготовка специалистов по следующим шести специальностям: «Экономика», «Международная экономика и торговля», «Банковское дело и финансы», «Финансы», «Антикризисное управление и страхование», «Исследование природных ресурсов и экономика развития». Факультет «Антикризисное управление и страхование» является одним из пяти факультетов, который был официально утвержден Министерством образования КНР при Пекинском университете (институте экономики) в 1993 г. На факультете «Антикризисное управление и страхование» ведется подготовка специалистов по специальности «Антикризисное управление и страхование». Обучение в рамках данной специальности ведется в соответствии с лучшими традициями Пекинского университета,

а также с использованием современных передовых учебных технологий. Особо следует отметить, что Пекинский университет уделяет большое внимание приглашению в вуз ведущих преподавателей зарубежных университетов. Специалисты из Европы и Америки, а также бизнесмены-практики активно задействованы в учебном процессе, они не только читают лекции,

но

и ежегодно проводят семинары и конференции. Привлечение специалистов из-за рубежа не только положительно влияет на учебный процесс, способствует вовлечению вуза в международный образовательный процесс, но также и содействует установлению стратегического партнерства между вузами данных стран.

Одними из главных дисциплин являются: финансы и банковское дело, международные финансы, международная торговля, антикризисное управление. Выпускники должны быть высококлассными специалистами, прекрасно ориентироваться в экономике, финансах, антикризисном управлении, справляться с любой сложной работой в данной сфере. Помимо этого, специальность «Антикризисное управление и страхование» предполагает изучение не только дисциплин, касающихся антикризисного управления, но и процессов, затрагивающих страхование, что способствует расширению сферы профессиональной деятельности выпускника.

Курс рассчитан на четыре года обучения, по окончании присваивается степень бакалавра экономики.

Анализ близких по профилю образовательных программ Пекинского университета и КамчатГТУ позволяет сделать вывод о том, что в них содержится информация как о количественных, так и качественных характеристиках. При сопоставлении образовательных программ двух вузов были проанализированы следующие количественные характеристики:

- срок обучения;

- общее количество дисциплин;

- количество семестров;

- объем учебной аудиторной нагрузки;

- количество кредитов (баллов).

К качественным характеристикам, которые были использованы в процессе анализа, относятся следующие:

- блоки дисциплин;

- наименования дисциплин;

- форма контроля.

Рассмотрим настоящие показатели более подробно. Для сравнения количественных показателей учебных планов выбранных вузов составим следующую таблицу.

Наименование показателей Пекинский университет, специальность «Антикризисное управление и страхование» КамчатГТУ, специальность «Антикризисное управление»

Срок обучения/лет 4 5

Общее количество дисциплин 51 75

Количество семестров 8 9

Общий объем учебной аудиторной нагрузки/ часы 1230 (не входят дисциплины базового курса, предложенные университетом и институтом, так как информация не была найдена) 4269

Количество кредитов (баллов) 140 -

Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, основная образовательная программа подготовки экономиста-менеджера в КамчатГТУ предусматривает изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;

- цикл СД - специальные дисциплины,

- цикл ДС - дисциплины специализации;

- ФТД - факультативы.

Помимо этого, во всех блоках (циклах) существуют дисциплины по выбору, студенту предлагается выбрать для изучения одну из двух предложенных дисциплин по желанию.

Проанализировав учебный план Пекинского университета, можно сделать следующее заключение, что все дисциплины делятся на дисциплины базового курса и дисциплины по выбору. Дисциплины базового курса включают дисциплины, предложенные университетом (Пекинским университетом), дисциплины, заявленные институтом (Институтом экономики), и дисциплины по

специальности. Дисциплины по выбору подразделяются на дисциплины по выбору по виду, дисциплины по выбору, заявленные вузом, и дисциплины по желанию. Дисциплины по выбору по виду в свою очередь подразделяются на дисциплины, связанные с антикризисным управлением и страхованием, дисциплины, связанные с изучением прикладной экономики и дисциплины, связанные с изучением теоретической экономики.

При анализе образовательных программ данных вузов не изучалась практика студентов, так как не было найдено какой-либо информации об учебной и производственной практике в Пекинском университете.

Ниже сопоставим дисциплины, по которым осуществляется подготовка специалиста в обоих вузах. При анализе было выделено три основные группы:

- дисциплины с одинаковыми названиями;

- схожие дисциплины (дисциплины с разными названиями, но схожие по содержанию);

- дисциплины, для которых не было найдено соответствия.

Перечислим дисциплины, которые относятся к первой группе:

1. Иностранный язык 7. Маркетинг

2. Физическая культура 8. Бухгалтерский учет

3. Информатика 9. Теория антикризисного управления предприятиями

4. Экономико-математические методы 10. Банковское дело

5. Мировая экономика 11. Финансы предприятия

6. Инвестирование 12. Финансовый менеджмент

Ниже приведем дисциплины с различными названиями, но схожие по содержанию:

Пекинский университет КамчатГТУ

1. Принципы марксистской философии 1. Философия

2. Лекции известных ученых и философов

3. Английский язык по специальности 2. Иностранный язык

4. Принципы экономики 3. Экономика

5. Микроэкономика

6. Макроэкономика

7. Основные вопросы мировой экономики 4. Мировая экономика

8. История зарубежных экономических учений 5. История экономических учений

9. История мировой экономики 6. История экономики

10. История экономики Китая

11. История зарубежной экономики

12. Высшая математика 7. Математика

13. Линейная алгебра

14. Теория вероятности и математическая статистика 8. Статистика

15. Военная теория и военная подготовка 9. Безопасность жизнедеятельности

16. Информационная экономика 10. Информационные технологии в антикризисном управлении

17. Принципы страхования 11. Страхование

18. Экономические методы и анализ 12. Экономический анализ

В состав дисциплин, для которых не было найдено соответствия, входят следующие дисциплины:

Пекинский университет

1. Учения Дэн Сяопина

2. Учения Мао Цзэдуна

3. Политическая экономия

4. Идейно-нравственное воспитание

5. Страхование здоровья и жизни

6. Страхование имущества и ответственности

7. Страхование и актуарная наука

8. Социальное страхование

9. Бухгалтерский учет в страховых организациях

10. Законы страхования

11. Перестрахование

1. Отечественная история

2. Культурология

3. Политология

4. Правоведение

5. Психология и педагогика

12. Основные вопросы китайского страхования рынка

13. Операции и механизмы управления страховой компанией

14. Введения в законы экономики

15. Введение в финансовую экономику

16. Инвестиционно-банковские услуги

17. Управление коммерческими банками

18. Экономика развития

19. Экономика народонаселения

20. Краткая история современной финансовой теории

21. Общественные финансы

КамчатГТУ

28. Теория организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Стратегический менеджмент

30. Правовые основы проведения процедуры банкротства

31. Арбитражный процесс

32. Аудит

6. Русский язык и культура речи

7. Социология

8. История Камчатки

9. Психология труда

10. Социальная психология

11. Основы информационно-библиографической культуры

12. Деловое общение

13. Концепция современного естествознания

14. Информационные технологии в документообороте

15. Менеджмент

16. Финансы и кредит

17. Теория и практика оценочной деятельности

18. Гражданское право 19 Основы бизнеса

20. Налоги и налогообложение

21. Экономика организаций

22. Логистика

23. Экономика недвижимости

24. Бизнес-планирование

25. Документирование управленческой деятельности

26. Исследования систем управления

27. Экономическая безопасность

33. Управление персоналом

34. Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

35. Теоретические основы реструктуризации

36. Теория и практика финансового оздоровления предприятия

37. Финансовый учет и отчетность

38. Финансовое право

39. Антикризисное управление кредитными организациями

40. Финансово-инвестиционный анализ

41. Учет и анализ банкротств

42. Диагностика кризисного состояния предприятия

43. Международная практика антикризисного управления

44. Оценка и анализ риска

45. Технико-экономический анализ производства

46. Научно-исследовательская работа студентов

47. Валютный рынок

48. Логика

49. Психология экстремальных ситуаций

50. Учет затрат, калькулирование себестоимости и бюджетирование

51. Практика публичной речи

52. Восточный язык (вводный курс)

53. Восточный язык (по специальности)

Еще одним из качественных показателей является форма контроля. Под формой контроля нами принято считать итоговую форму контроля знаний учащихся, которая может быть представлена либо в форме зачета, либо в форме экзамена. В учебном плане специальности «Антикризисное управление» КамчатГТУ четко расписано, в каком из семестров должен быть проведен контроль знаний учащихся и какая форма контроля должна быть использована.

При анализе содержания образовательной программы специальности «Антикризисное управление и страхование» Пекинского университета были выявлены некоторые особенности. Во-первых, для успешного окончания университета студенту помимо получения итоговой оценки по каждой дисциплине необходимо набрать определенное число баллов (кредитов), которые распределены между всеми дисциплинами. В учебном плане наравне с количеством учебных часов указывается количество кредитов. Во-вторых, в Пекинском университете усвоение каждой учебной дисциплины оценивается по 100-балльной системе, баллы распределяются по видам занятий в зависимости от их значимости и трудоемкости. В-третьих, итоговой формой контроля по всем дисциплинам данной специальности является семестровый экзамен, что составляет определенное количество процентов (баллов) от итоговой оценки. Помимо экзамена на итоговую оценку могут влиять промежуточный экзамен (экзамен в середине семестра), аудиторная работа и индивидуальные домашние задания, анализ случаев из практики, выступление на семинарах, участие в диспутах, написание докладов, сообщений, научно-исследовательская работа.

По результатам текущей работы по каждой дисциплине студент может набрать определенное количество баллов, которое приплюсовывается к итоговому контролю (количеству баллов за семестровый экзамен), и на основании данной суммы студенту выставляется итоговая оценка.

В настоящее время невозможно анализировать процессы и тенденции в сфере образования внутри отдельной страны вне глобального контекста, так как сейчас стремительно развивается международный рынок образовательных услуг с его общими требованиями к специалистам, совместными учебными заведениями, двойными дипломами и т. д. В этой связи, а также с учетом образовательного профиля КамчатГТУ актуальность разработки заявленной тематики заключается, прежде всего, в необходимости обращения к опыту КНР в сфере образования, в частности экономического образования, для усовершенствования образовательных программ экономических специальностей КамчатГТУ. Помимо этого, анализ зарубежного опыта, отраженного в университетских образовательных программах, с целью совершенствования качества образования по экономическим специальностям КамчатГТУ, является важным и актуальным в связи с переходом вуза на модульно-рейтинговую систему. Среди китайских школ экономического образования одно из ведущих мест принадлежит институту экономики при Пекинском университете. Для проведения анализа была выбрана специальность «Антикризисное управление и страхование». Технологии и формы обучения в вузе по данной специальности имеют ряд особенностей, реализация которых может способствовать повышению качества образования по специальности «Антикризисное управление» КамчатГТУ.

Литература

1. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list

2. http://www.pku.edu.cn/

3. http://www.moe.gov.cn

4. http://econ.pku.edu.cn/

5. Большой китайско-русский словарь / Под ред. Б.Г. Мудрова. - М.: Русский язык, 1999. -526 с.

6. Китайско-русский словарь (исправленное издание). - Пекин: Шаньу иньшугуань, 2004. -1250 с.

7. Китайско-русский финансово-экономический словарь / Под ред. Н.Х. Ахмедшина, Хэ Жу. - М.: Восток-Запад, 2007. - 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.