© С.Н. Терентеевская, 2013
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПОСТДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»
С.Н. Терентеевская
Клиническая больница № 3, Москва Е-таИ: [email protected]
Приведены результаты изучения содержания действующих образовательных стандартов постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело».
Ключевые слова: сестринское дело, образовательные стандарты, профессиональные требования.
Высокие требования к профессиональному уровню специалистов среднего медицинского звена на фоне расширения и усложнения их функциональных обязанностей определяют необходимость в систематической постдипломной подготовке сестринских кадров.
После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей его жизни. Постдипломная подготовка медсестер осуществляется на основании нормативных актов, в которых указаны порядок повышения квалификации, сроки получения соответствующих сертификатов, возможности проведения подготовки.
Сертификация подтверждает квалификацию специалиста и то, что он оказывает помощь современными методами. Сертификация медсестер осуществляется после прохождения ими постдипломного обучения, которое проводится 1 раз в 5 лет.
За последние годы в сестринском деле произошли значительные перемены: разрушен стереотип о медсестре только как о помощнике врача; в практическое здравоохранение внедряются новые технологии; разработан и внедрен новый государственный образовательный стандарт, предусматривающий многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела; утверждена номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала; внедрена сертификация специалистов сестринского дела; созданы и активно работают профессиональные ассоциации; появились специалисты, обучавшиеся по сестринским университетским программам.
Однако система постдипломного образования средних медицинских и фармацевтических работников не подвергалась пересмотру с момента ее формирования в начале 70-х годов ХХ века. Для нее характерны строгое государственное регламентирование объема и структуры образовательных программ, их унификация, гарантированная возможность повышения квалификации только 1 раз в 5 лет.
В современных условиях такая система повышения квалификации медсестер уже не отвечает запросам заказчиков образовательных услуг - как работодателей, так и практикующих специалистов. Более того, можно считать, что система постдипломного профессионального образования средних медицинских работников переживает кризис.
Сложилась ситуация, когда специалисты-медики требуют высокого уровня образовательной услуги, а педагоги вынуждены действовать строго в рамках государственного стандарта, имея весьма ограниченные возможности для изменения содержания программ по просьбе заказчика. Заказчик в лице руководителя медицинского учреждения не заинтересован в повышении квалификации своих специалистов, поскольку это требует финансовых вливаний, дестабилизирует работу отделений (учеба с отрывом от производства) и не улучшает качества медицинской помощи.
Между тем к образовательным стандартам постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело» должны предъявляться требования, соответствующие современным подходам к образованию медсестер.
Мы поставили перед собой цель провести комплексный анализ содержания действующих образовательных стандартов постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело» и предложить рекомендации по их совершенствованию. Была изучена нормативно-правовая документация; сделан аналитический обзор публикаций в журналах «Медицинская сестра», «Сестринское дело» и «Главная медицинская сестра», а также инфор-
С Е СТ
РИНС
щн
ШВА
мации, размещенной на официальных сайтах учреждений здравоохранения, образования, Российской ассоциации медицинских сестер и в других интернет-ресурсах; проведен анализ 29 действующих образовательных стандартов постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело».
Анализ действующих образовательных стандартов постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело» показал, большинство их изданы в 1998-2000 гг., т.е. более 10 лет назад. Так как с тех пор они не пересматривались, можно предположить, что они сегодня недостаточно актуальны.
Существуют действующие образовательные стандарты повышения квалификации по специальности «Сестринское дело» 2 видов: для тематических циклов специализации (216 или 288 ч в зависимости от тематики) и усовершенствования (144 ч).
Единый тематический план образовательного стандарта представлен общими и специальными дисциплинами. К общим, наиболее чаще встречающимся дисциплинам, которые входят почти во все стандарты, в основном можно отнести следующие:
1. Система и политика здравоохранения в Российской Федерации.
2. Теоретические основы сестринского дела. Основные виды манипуляций в сестринском деле.
3. Сестринское дело. Сестринский процесс в работе медсестры соответствующего отделения, кабинета.
4. Медицина катастроф.
5. Неотложная помощь. Неотложные состояния и основы сердечно-легочной реанимации.
6. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль.
7. Медицинская информатика. Применение ПЭВМ в медицине.
8. Региональный компонент. Резерв времени.
По плану на общие дисциплины приходится
в среднем 30-40% всего учебного времени.
К специальным дисциплинам относятся те, специфика которых соответствует тематике цикла. Например, в цикле «Сестринское дело в эндокринологии» на тему «Сестринское дело. Сестринский процесс в эндокринологии» приходится 52,8% учебного времени, а на общие темы - 42,7%. В некоторых циклах приоритет специальных дисциплин еще значительнее. Например, в цикле «Сестринская косметология» ей отведено 66,8% времени, в цикле «Сестринское дело в психиатрии» - 85,4%, «Социальная помощь лицам пожилого и старческого возраста» - 95,8%, «Сестринское дело в наркологии» - 94,4%, «Сестринское дело в хирургии. Общее усовершенствование» - 87,5%, «Сестринское дело в травматологии» - 69,6%, «Трансфузиология» -
66,7%, «Сестринская помощь онкологическим больным» - 68%, «Сестринская помощь гинекологическим больным» - 62,4%, «Сестринское дело в стоматологии» - 61,2%, «Сестринское дело в офтальмологии» - 62,4%, «Сестринское дело в курортологии» - 68,2%.
Профессиональные требования к специалисту, получившему сертификат по специальности «Сестринское дело», соответствуют действующему на момент издания стандартов приказу Минздрава России № 249 от 19.08.97 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала».
В стандартах прописаны общие положения, обязанности, права и ответственность специалиста в области сестринского дела. Далее указано, что он должен знать и уметь. Перечисляются общие знания, общие умения и специальные знания, специальные умения, а также манипуляции, которыми должен владеть такой специалист. Эти профессиональные требования приводятся во всех анализируемых стандартах постдипломной подготовки.
Должностные профессиональные обязанности для специалиста в области сестринского дела, работающего в должности медсестры определенного отделения (кабинета) и соответственно проходящего обучение на определенном цикле, отличаются от профессиональных требований. Должностные профессиональные обязанности адаптированы к определенному циклу обучения, т. е. в каждом анализируемом стандарте - свои должностные профессиональные обязанности. В них тоже перечислены знания, умения, навыки, которыми должна владеть медсестра, работающая в соответствующем отделении (кабинете).
В анализируемых стандартах представлены рекомендуемые примеры опорных тестов по каждому циклу и отдельно даны эталоны ответов. В некоторых стандартах предложены также ситуационные задачи. Отдельно приведен примерный перечень учебных баз и кабинетов. В стандарт включен также список литературы, который учебные заведения могут пополнять по мере появления новых научных и профилактических данных. Затем следуют примерный перечень технических средств обучения, примерный перечень наглядных средств обучения в соответствии с содержанием и темой обучения. В пояснительной записке сказано, кем разработан настоящий стандарт, и даются пояснения.
При разработке стандарта учтены профессиональные требования к специалисту в области сестринского дела, виды и направления его деятельности, его место в современной системе здравоохранения. Определены объем знаний, умений
■сасиви
Ш
ССЛ
и навыков, необходимый специалисту среднего звена, работающему в специализированных отделениях и кабинетах.
В стандарт включены:
• профессиональные требования;
• должностные требования;
• учебная программа;
• примерный учебный план подготовки специалиста по индивидуальному плану;
• опорные тесты;
• примерный перечень учебных баз;
• список рекомендуемой литературы;
• примерный перечень технических средств обучения;
• примерный перечень наглядных средств обучения.
Далее следует пояснение, что приведенные тесты и список литературы являются опорными и могут дополняться для более углубленного скрининга специалиста.
Содержание программы может быть изменено в пределах 15% учебного времени с учетом специфики региона и задач, выполняемых специалистом. Учебное время, являющееся региональным компонентом программы, может быть отведено на более углубленное изучение актуальных проблем здравоохранения, целевых региональных программ в области охраны здоровья или конкретных разделов и тем, актуальных для данного региона.
Для специалистов, имеющих образование повышенного уровня и высшее сестринское, рекомендуется подготовка с элементами индивидуальной траектории обучения, когда выделяется время на углубленное изучение какой-то темы, соответствующей профилю работы специалиста.
Для индивидуальной работы специалиста с программой могут быть использованы сборники заданий для самостоятельной подготовки.
Таким образом, выяснилось, что анализируемые действующие образовательные стандарты постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело» не совсем актуальны и нуждаются в пересмотре и дополнениях, так как:
• были изданы в 1998-2000 гг., т.е. более 10 лет назад, а требования за это время изменились;
• отменен приказ Минздрава России № 249 от 19.08.97 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», в соответствии с которым в стандартах представлены профессиональные требования;
• значительная часть учебного времени в едином тематическом плане образовательного стандарта приходится на общие дисци-
плины, которые приводятся во всех анализируемых стандартах постдипломной подготовки;
• во всех анализируемых стандартах постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело» приводятся схожие профессиональные требования;
• возможно, следует пересмотреть количество стандартов, так как они похожи друг на друга, или пересмотреть программу тематических планов, существенно подогнав их под конкретный стандарт.
Следует привести содержание, уровень и качество программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена в соответствие с требованиями расширения квалификации в целях адаптации программ к новым экономическим условиям. Тогда подготовка специалистов будет учитывать современные направления развития среднего медицинского образования и потребности здравоохранения.
Проведенное исследование показало, что:
• стандарт постдипломной подготовки на цикле усовершенствования разработан в целях обеспечения единых требований к содержанию программ дополнительного профессионального образования; федеральный компонент стандарта составлен с учетом профиля, занимаемой должности и основных квалификационных характеристик специалиста;
• необходимо внести соответствующие коррективы в действующие стандарты; используя многолетний опыт постдипломного обучения специалистов сестринского дела, следует устранить имеющиеся в стандартах недостатки и адаптировать их к новым требованиям, дополнить прежние методы работы новыми формами и направлениями;
• особого внимания заслуживает накопительная система повышения квалификации как инновация в непрерывном образовании сестринского персонала; накопительная система - гибкая, быстро реагирующая на изменения форма постдипломного образования, позволяющая сократить единовременное пребывание специалистов в стенах образовательного учреждения без сокращения суммарного количества часов, соответствующих утвержденным образовательным программам; накопительная система создает условия для профессионального роста путем расширения возможностей получения постдипломного образования, что способствует улучшению организации качественной сестринской помощи на местах;
И [ Д I U п
С Е СТ
РИНС
щн
ШШШ
включение в модель непрерывного профессионального развития способствует формированию у специалиста в области сестринского дела ответственности за уровень своей квалификации, так как выбирать способы обучения он будет самостоятельно и будет вовлечен в формирование программы своего обучения; накопительная система повышает уверенность специалиста в том, что он способен выявлять проблемы в своей деятельности и работе организации и принимать меры к их своевременной профилактике и решению;
реализация указанных нововведений будет способствовать: существенному повышению качества подготовки специалистов отрасли; совершенствованию их профессиональных знаний и умений; решению проблем оказания высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи населению в рамках выполнения Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», реализации программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг.
Рекомендуемая литература
Двойников С.И. Пути повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием // Сестринское дело. - 2009; 5.
Двойников С.И., Смагина О.А., Коротеева Т.В. Формирование системы качества подготовки специалистов в медицинском колледже // Сестринское дело. -2005; 2: 10-13.
Душенков П.А., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. и др. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения // Медицинская сестра. - 2005; 2: 38-42.
Ефремова В. Е. Повышение квалификации и аттестации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием // Медсестра. - 2010; 6: 21-28.
Лигатюк П.В. К проблеме повышения квалификации медицинских работников / Актуальные проблемы про-
фессионально-педагогического образования: Межвуз. сборник научных трудов, вып. 29. - Калининград: БФУ им. И. Канта, 2011. - С. 71-73.
Образовательные стандарты постдипломной подготовки по специальности «Сестринское дело». - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999-2001.
Постановление Правительства РФ от 26.06.95 №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».
Постановление Правительства РФ от 22.01.07 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Приказ Минздрава России № 249 от 19.08.97 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» (в редакции № 18 от 19.01.99, № 33 от 06.02.01, № 197 от 14.05.03).
Приказ от 05.06.98 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
Приказ от 31.10.06 № 5727-ВС «О порядке проведения выездных циклов».
Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг.
Типовое положение от 10.03.03 № 213 «Об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов».
Туркина Н.В., Камынина Н.Н., Бахтина И.С. и др. Накопительная система повышения квалификации средних медицинских работников // Медицинская сестра. -2005; 6: 32-33.
Якимова Н.В., Молчанова Л.Ф. Организация системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала (опыт Республиканской детской клинической больницы Минздрава Республики Удмуртия) // Главная медицинская сестра. - 2008; 12: 21-30.
ANALYSIS OF THE CONTENT OF CURRENT EDUCATIONAL STANDARDS FOR POSTGRADUATE TRAINING IN THE SPECIALTY NURSING
S.N. Terenteevskaya
Clinical Hospital Three, Moscow
The paper gives the results of studying the content of current educational standards in the specialty Nursing.
Key words: nursing, educational standards, professional requirements.