Краткие сообщения
Brief presentations
Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1
The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 574+504
2015, Том 10, Номер 1, с 209-214 2015, Volume 10, Issue 1, рр. 209-214
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Азизова А.Н.
ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия» МЗ РФ
ул. Ленина, 1, Махачкала. Россия
Резюме: Главная причина возникновения образования в интересах устойчивого развития - это осознание необходимости изменений в образовательной парадигме с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды. Основной целью настоящей работы является анализ ситуации в области образования для устойчивого развития на территории Российской Федерации. Считаем целесообразным начать ее рассмотрение с научно-организационных основ образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологическое образование, устойчивое развитие, самоподдерживаемость, Комиссия Брутланд.
ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE FIELD OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Azizova A.N.
Dagestan State Medical Academy 1, Lenina Street, Makhachkala, Russia, 367001
ABSTRACT. Aim. The main purpose of the present work is the analysis of the situation in the field of education for sustainable development on the territory of the Russian Federation. We believe it appropriate to begin its consideration with the scientific and organizational principles of education for sustainable development. Location. Russian Federation Methods. Analytical review of current scientific, technical, normative and methodological literature that raises the issue of education for sustainable development in the Russian Federation Results. The transition to the new doctrine of education for sustainable development is particularly important on the path to "Sustainable development". However, it should be noted that the existing in our country, the progress in education for sustainable development does not yet meet modern requirements. Main conclusions. Developed strategic planning documents on education for sustainable development with the support of the Ministry of education and science of the Russian Federation still has not gained official status. All this contrasts with the situation in most foreign countries and does not correspond to the declared national policy objectives in the field of education.
209
Краткие сообщения
Brief presentations
Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1
The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1
Keywords: education for sustainable development, environmental education, sustainable development, Brundtland Commission.
Принцип «Sustainable development» был декларирован на конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, проведенном в июне 1992 года. Она проходила на правительственном уровне (участвовали руководители 179 стран мира) и была посвящена экологическим проблемам.
Сам термин пришел из популяционной динамики, где около 40 лет тому назад появился термин «sustainability», имевший смысл «допустимость», «согласованность» или «самоподдерживаемость» (Глазовский и др., 2002). Затем он был использован комиссией под руководством бывшего премьер-министра Норвегии Брутланд, которая занималась проблемами оценки допустимого развития экономики, то есть такого развития, которое не влекло бы за собой необратимого изменения экологических условий. И это выражение получило после конгресса в Рио не только экологический, но и экономический и социальный контекст.
Во всем мире вокруг этого термина возникло много различных спекуляций, связанных с его неоднозначной трактовкой и благодаря тому, что выражение «Sustainable development», родившееся как научный термин, постепенно приобрело еще и политическое звучание. Особенно неудачна его трактовка в России, где выражение «Sustainable development» переведено как «устойчивое развитие», что породило многочисленные и опасные иллюзии и даже решения правительственного уровня, трактующие современные экологические трудности как нечто преодолимое технологическими средствами и относительно простыми правительственными решениями экономического характера. Между тем такая формулировка прочно закрепилась в России, поэтому мы полагаем, что речь сейчас должна идти не о замене термина, уже вошедшего в обиход, а о наполнении понятия «устойчивое развитие» единообразным научно обоснованным содержанием и его адаптации к современному научному мировоззрению.
Несмотря на весьма широкое толкование термина «устойчивое развитие», в мире и в России большинство принимают его в соответствии с определением, приведенном в докладе Комиссии Брутланд «Наше общее будущее»: «это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Разночтения, взгляды и подходы к пониманию устойчивого развития в России достаточно подробно и полно изложены в работах (Данилов-Данильян, Лосев, 2000, Глазовский и др., 2002).
Идеи концепции устойчивого развития не были принципиально новыми в России, где они нашли воплощение и в ноосферной концепции академика В.И. Вернадского, и оригинальной отечественной концепции рационального природопользования. К примеру, основные положения концепции рационального природопользования были впервые изложены в книге географа Д.Л. Арманда «Нам и внукам», увидевшей свет за 23 года до публикации доклада «Наше общее будущее». В дальнейшем они были существенно развиты (Мазуров, 2003).
Тем не менее, проблема синтеза социально-экономико-экологических представлений, скрытых за термином «устойчивое развитие», до сих пор не решена. Такой синтез, скорее всего, принципиально невозможен. В качестве примера можно привести библейский миф о Вавилонской башне, рухнувшей из-за языковых различий её строителей.
В начале прошлого века этому было дано "строгое" математическое объяснение в виде так называемой "теоремы о неполноте ...", доказанной Куртом Геделем. В этой теореме говорится о том, что в достаточно богатом классе представлений могут быть сформулированы истинные положения, которые, тем не менее, недоказуемы в этом
210
Краткие сообщения
Brief presentations
Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1
The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1
классе. Они могут быть доказаны, если выйти за пределы этого богатого, но, естественно, ограниченного класса представлений (Мунин, 2008).
Применительно к пониманию «устойчивого развития», сформулированного Комиссией Брутланд на основе исчерпывающих для своего времени социально-экономикоэкологических знаний и сведений, положения теоремы Курта Геделя, скорее всего, отражают «неполноту» последних. Никакого «устойчивого развития» в том примитивном смысле, в каком этот термин вошел в официальные документы (в том числе в решения конференции в Рио) в нынешних условиях быть не может.
В настоящем исследовании мы склонны вкладывать в понятие «устойчивое развитие» именно такое содержание.
Разрабатывая основы стратегии переходного периода как концепцию устойчивого развития (УР), Н.Н. Моисеев обосновал теоретические и организационнометодические шаги на пути к устойчивому развитию, которые предполагают:
• изучение структуры коэволюции как некоторого равновесного состояния природы и общества;
• разработку возможных вариантов технико-технологического преобразования производительных сил и выработку соответствующих рекомендаций правительствам и корпорациям;
• изучение особенностей новой модернизационной волны и попытку спрогнозировать возможные реакции на нее различных цивилизаций;
• политологический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных рубежей и отдельных точек, их серьезное обсуждение на общепланетарном уровне;
• но самое главное - информирование общества о реальном состоянии дел, его экологическое и политологическое просвещение с ориентацией на, то общее, что должны содержать все цивилизации ХХ1века (Моисеев, 2010).
Действительно, в настоящее время практически повсеместно в мире признано, что в достижении устойчивого развития ведущую роль предстоит сыграть образованию, прямо называемому во многих документах ООН «решающим фактором перемен» (Касимов, в кн.: Образование..., 2008).
Сегодня много говорят об экологизации образования, и общая позиция здесь определена достаточно точно: экологическое воспитание и образование должно охватывать все возрасты, и экологическими знаниями должны обладать все, независимо от специальности и характера работы. И этот принцип постепенно начинает реализовываться практически во всех развитых странах. Там проблемам экологического образования и воспитания посвящают значительные усилия и государство, и общество.
Обоснованной целью экологического образования является экологическая культура - культура целостного мировосприятия, культура содействия жизни, культура, в которой сбалансированы свобода личностного выбора и ответственность за него перед собой, себе подобными и природой; культура толерантности, терпимости, культура, направленная на взаимодействие, поиск выхода из кризисных ситуаций, из экологического тупика, на совместный поиск истины с помощью не только внутреннего диалога, но и диалога с окружающими людьми разных возрастов, рас, верований, а также диалога с природой. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентрически, приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим. В этом смысле экологическое образование является ведущим системообразующим фактором образования, поскольку содействует формированию целостной картины мира в сознании отдельной личности и социума, а экологическая культура является одной из приоритетных составляющих требований в концепции устойчивого развития общества.
211
Краткие сообщения
Brief presentations
Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1
The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1
Но одного экологического образования недостаточно. Людям предстоит преодолеть множество трудностей, перестроить менталитет, изменить шкалу ценностей, решить проблемы регулирования семьи, научиться вместе решать и вместе выполнять решения. Вступить в эпоху «ноосферы» сможет только высокоинтеллигентное общество, каждый член которого способен понимать и чувствовать ответственность за судьбу общества и вести себя сообразно с этой ответственностью. Утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе и есть в действительности главное (Моисеев, 2010). Такие функции должно на себя взять «образование для устойчивого развития» (Education for Sustainable Development).
Очевидно, что главная причина возникновения образования в интересах устойчивого развития - это осознание необходимости изменений в образовательной парадигме с целью обеспечения дальнейшего устойчивого развития общества, экономики и окружающей среды (Садовничий, Касимов, 2006).
«Новая цивилизация должна начинаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных программ. Именно это так я понимаю первый и важный шаг стратегии «sustainable development» - позиция академика Н.Н. Моисеева (Моисеев, 2010), которая, на наш взгляд, сейчас наилучшим образом расставляет приоритеты.
Для большинства стран мира, первостепенным является не экономический подъем, а вложение в развитие духовной стороны жизни общества. Без соответствующего воспитания, в широком смысле, нельзя говорить ни о каких добровольных ограничениях в том же потреблении, без чего не реализовать идеи устойчивого развития. В свою очередь, духовное развитие требует и подъема образования на всех уровнях и лишь потом рациональная организация экономики, сосуществующей в гармонии с природой, как естественной средой обитания человека и только, во-вторых, как источник ресурсов и др. Необходимы стратегические планы подъема и поддержания духовности, реализуемые, прежде всего, через механизмы информирования, пропаганды, образования и переподготовки всех уровней (Тикунов, 2008).
Таким образом, переход к новой образовательной парадигме - доктрине образования для устойчивого развития (ОУР) - является особенно важным на пути к «sustainable development». Вместе с тем, нельзя не отметить, что имеющийся в нашей стране прогресс в сфере образования в интересах устойчивого развития пока ещё не соответствует современным требованиям. В стране нет нормативно-правовой базы для продвижения образования для устойчивого развития в конкретные образовательные практики. Россия до сих пор не присоединилась на официальном уровне к Десятилетию ООН образования в интересах устойчивого развития. Разработанные при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации документы стратегического планирования по образованию для устойчивого развития до сих пор не обрели официального статуса. Всё это контрастирует с положением дел в большинстве зарубежных стран и не соответствует провозглашенным целям национальной политики в сфере образования.
В связи с чем, основной целью настоящей работы является анализ ситуации в области образования для устойчивого развития на территории Российской Федерации. Считаем целесообразным начать ее рассмотрение с научно-организационных основ ОУР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Глазовский Н.Ф., Сдасюк Г.В., Мокрушина Л.С. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: КМК, 2002. 112с.
2. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс - Традиция, 2000. 415с.
3. Касимов Н.С, Глазовский Н.Ф., Мазуров Ю.Л., Тикунов B.C. География и образование для устой-
212
Краткие сообщения
Brief presentations
Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1
The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1
чивого развития. Вестник Московского университета. Серия География. М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 2005. N1. С.38-49.
4. Касимов Н.С. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. М.: Изд. Геогр. фак-т Моск. гос. ун-та, 2008. 238с.
5. Мазуров Ю.Л. Образование в области устойчивого развития: содержание и макроструктура. Вестник Московского университета. Серия география. М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 2003, N4. C.114-128
6. Моисеев Н.Н. Новая цивилизация начинается с образовательных программ. Вестник экологического образования в России. Москва, 2010. N1(55). С. 6-9.
7. Мунин П.И. О неполноте экологического образования для устойчивого развития. XIV Международная конференция «Образование в интересах устойчивого развития»: тезисы докладов. Великий Новгород, 2008. С.76-79.
8. Садовничий В.А., Касимов Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России. Экология и промышленность России, 2006. N3. C. 15-22.
9. Тикунов B.C. Образование для устойчивого развития территорий: принципы формирования и практический опыт. Под ред. академика РАН Н.С. Касимова. М.: Изд. Геогр. фак-т Моск. гос. унта, 2008. С.100-109.
REFERENCES
1. Glazovskii N.F., Sdasyuk G.V., Mokrushina L.S. Perekhod k ustoichivomu razvitiyu: global'nyi, regional'nyi i lokal’nyi urovni. Zarubezhnyi opyt i problemy Rossii [The transition to sustainable development: global, regional and local levels. Foreign experience and problems of Russia]. M., KMK Publ.,
2012, 112 p.
2. Danilov-Danil'yan V.I., Losev K.S. Ekologicheskii vyzov i ustoichivoe razvitie [Environmental challenge and sustainable development]. M., Progress - Traditsiya Publ., 2000, 415 p.
3. Kasimov N.S, Glazovskii N.F., Mazurov Yu.L., Tikunov B.C. Geography and education for sustainable development. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya Geografiya [Bulletin of Moscow University. Series Geography]. 2005, no. 1, pp. 38-49. [in Russian]
4. Kasimov N.S. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya v vysshei shkole Rossii: nauchnye osnovy i strategiya razvitiya [Education for sustainable development at the higher school of Russia: scientific basis and development strategy]. Moscow, Geography faculty of MSU Publ., 2008, 238 p.
5. Mazurov Yu.L. Education for sustainable development: content and macrostructure . Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya Geografiya [Bulletin of Moscow University. Series Geography]. 2003, no. 4, pp. 114-128. [in Russian]
6. Moiseev N.N. New civilization begins with educational programs. Vestnik ekologicheskogo obra-zovaniya v Rossii [Bulletin of environmental education in Russia]. 2010. no. 1(55) pp. 6-9. [in Russian]
7. Munin P.I. [The incompleteness of environmental education for sustainable development] Tezisy dokladov XIV Mezhdunarodnaya konferentsiya «Obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya» [Abstracts of the XIV international conference "Education for sustainable development"]. Veliky Novgorod, 2008, pp. 76-79. [in Russian]
8. Sadovnichii V.A., Kasimov N.S. Formation of education for sustainable development in Russia. Ekologiya i promyshlennost' Rossii [Ecology and industry of Russia]. 2006, no. 3, pp. 15-22. [in Russian]
9. Tikunov B.C. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya territorii: printsipy formirovaniya i prakticheskii opyt. [Education for sustainable development: principles of formation and practical experience]. Moscow, Geography faculty of MSU Publ., 2008, pp.100-109 [in Russian]
213
Краткие сообщения Brief presentations Юг России: экология, развитие, 2015, Том 10 № 1 The South of Russia: ecology, development, 2015 Vol. 10 N 1
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Азизова А.Н. - кандидат исторических наук, доцент, (8722) 67-07-94, Дагестанская государственная медицинская академия, ул. Ленина, 1, г. Махачкала, 367000 Россия, е-mail: eco-dag@rambler.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Azizova A.N. - Candidate of Historical Sciences, Assistant professor, Dagestan State Medical Academy, 1, Lenina Street, Makhachkala, Russia, 367001, tel. +7 (8722) 67-07-94, е-mail: ecodag@rambler.ru
214