УДК 502.7:574(470.67)
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАРАЩИВАНИЮ ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Работа выполнена в рамках проекта ГЭФ/ЮНЭП «Самооценка потребностей национального потенциала для управления глобальной окружающей средой» (2009 г.). Приведены проблемы и предложены меры по сохранению биоразнообразия в Республике Дагестан.
Work performed under the UNEP GEF "Self-esteem needs of the national capacity to manage the global environment" (2009). The paper presents the problems and proposed measures for the conservation of biodiversity in the Republic of Dagestan.
Ключевые слова: Биорзнообразие, экосистемы, особо охраняемые природные территории, природоохранное законодательство, экологическое образование.
Keywords: Biodiversity, ecosystems, especially protected natural territories, environmental laws, environmental education.
Несмотря на то, что жизнедеятельность человечества изменила природу до такой степени, что идея заповедности стала актуальной, не стоит переоценивать возможности структур управления особо охраняемых территорий (ООПТ) в достижении желательных результатов. Экосистемы восстанавливаются довольно медленно, причем их возвращение к исходному состоянию практически исключено. Арсенал же инструментов структур управления ООПТ всегда ограничен, в том числе и по материально-финансовым соображениям.
Охраняемые экосистемы не существуют изолированно от человека и его деятельности. Объектом управления в плане управления являются не только, а зачастую и не столько природные процессы, сколько многообразные аспекты социально-экономических взаимоотношений, затрагивающих рассматриваемый объект. В большинстве случаев эти процессы и их субъекты -предприятия, организации, местное население, другие заинтересованные группы - находятся вне сферы компетенции разработчиков плана управления и структуры управления ООПТ. Их невозможно заставить принять нужную линию поведения, отказаться от своих интересов в пользу сохранения угрожаемого вида или эталонного ландшафта. Поэтому качественный план управления должен быть построен так, чтобы его целевые результаты учитывали разнообразные интересы «акционеров». «На выходе» они должны воспринимать ООПТ не как нечто враждебное или чуждое им, а как равноправного субъекта, представляющего вполне понятные для них интересы, с которыми нужно считаться всем (Морозов, Абдурахманов, 2009).
В экономике региона проявляются тенденции, определяющие антиэкологичный приро-доемкий характер развития хозяйства. Причина этого - макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию природных ресурсов; несбалансированная инвестиционная политика, следствием которой является диспропорция между ресурсоэксплуатирующи-ми, перерабатывающими и инфраструктурными отраслями; неэффективная секторальная политика; недоучет экономической ценности окружающей среды и ее ассимиляционного потенциала при определении альтернатив развития; природноресурсный характер экспорта; экономический кризис, инфляция и политическая нестабильность, препятствующая реализации долгосрочных экологических проектов.
Неблагоприятная экологическая ситуация оказывает непосредственное влияние на социальную сферу. Загрязнение окружающей среды, наряду с экономическим и социальным кри-
© 2012 Абдурахманов Г.М., Ахмедова Г.А., Гасангаджиева А.Г.
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В РАМКАХ ГК 16.552.11.7051 ОТ 29.07.2011 И ГК 16.740.11.0051 ОТ 01.09.2010
зисом, играет большую роль в массовом ухудшении здоровья населения. Во многих районах прослеживается связь между качеством окружающей среды и заболеваемостью.
Социальными последствиями кризиса является то, что проблемами качества окружающей среды уделяется гораздо меньше внимания, чем вопросам занятости населения и преступности. Следует отметить тот факт, что снижение уровня жизни населения увеличило число экологических правонарушений, например - браконьерство.
Снижение эффективности экологического законодательства обусловлено отсутствием его нормативно закрепленного определения, с преобладанием регулирования экологических отношений на подзаконном уровне.
Важным аспектом природоохранной политики РФ является развитие заповедного дела, сохранение ландшафтного биологического разнообразия. Основные направления в этой области:
- усиление государственной поддержки сохранения и развития системы ООПТ, в первую очередь государственных природных заповедников и национальных парков; -совершенствование системы управления ООПТ на федеральном и региональном уровне.
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды», 2001);
- первоочередность охраны естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, не подвергшихся антропогенному воздействию; установление защитных и оранных зон в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (ФЗ «Об охране окружающей среды, 2001)».
Комплексный подход к сохранению биологического разнообразия и обеспечения его целостности основан на следующих основных формах защиты:
1) законодательная охрана, обеспечивающая нормативную и правовую основу сохранения вида;
2) территориальная охрана, направленная на сохранение экосистем, восстановление и в отдельных случаях, расширение ареала вида за счет совершенствования и оптимизации сети ООПТ, включая сохранение резервных зон и миграционных коридоров;
3) сохранения генофонда на уровне группы особей, с целью накопления резерва особей для реинтродукции в природу и снижения нагрузки на природные популяции;
4) реинтродукция животных из питомников для поддержания угасающих и восстановления исчезающих для создания новых популяций;
5) сохранение генофонда в генетических банках, предназначенных для длительного хранения.
Именно во взаимодействии всех форм защиты возможно успешное решение проблемы сохранения биологического разнообразия в регионе.
Более детальный анализ проблем сохранения биоразнообразия в Республике Дагестан показал, что:
- Практически отсутствуют завершенные материалы системных исследований об экоси-стемном, популяционном, генетическом биологическом разнообразии. Эти типы биоразнообразия описаны в материалах теоретического характера, а также в материалах, обобщающих натурные исследования на отдельных природных полигонах (Абдурахманов, Магомедов, 2007).
- Относительно полно представлены материалы на макроуровнях физико-географического (ландшафтного), климатологического, геологического, геоморфологического, геохимического, зоогеографического, геоботанического районирования. Материалы, методически необходимые для мезо и микроуровней районирования, а также для анализа локальных (точечных) проблем развития биоразнообразия отсутствуют.
- Методическая несогласованность не позволяет дать адекватную оценку данных, имеющихся в общедоступных ведомственных фондах и органах государственной статистики
для определения степени влияния антропогенных факторов, а также не исключается и влияние на такие процессы не научно-методических неувязок, а частных и ведомственных интересов. В результате, содержание описаний и количественные характеристики, определяющие многие факторы, не совпадают, противоречивы, не всегда соответствуют действительности. Необходимы методические разработки рекомендаций, позволяющих корректно использовать указанные данные.
- Отдельные таксономические группы изучены слабо, или на отдельных участках ООПТ не изучены. К таким относятся микроорганизмы, мхи и лишайники, грибы, паукообразные и т. п. Недостаточно полно изучены также сообщества в отдельных достаточно строго замкнутых и специфичных природных системах (высокогорные районы, изолированные острова). Разрозненные по времени и районам сборов данные о видовом биоразнообразии нуждаются в дополнении натурными исследованиями и получении возможности оценивать биоразнообразие в развитии. Необходимо также картографическое обеспечение на всю природную территориаль-но-аквальную (акваториальную) систему, включающую в себя все ООПТ, с целью комплексного, содержательно-пространственно-временного анализа биоразнообразия с применением ГИС-технологий. Возможно сохранение и укрепление потенциала биоразнообразия посредством разработки и реализации программы систематических исследований биоразнообразия: отдельных таксономических групп организмов, популяций, сообществ, экологических систем на суше, в пресных и морских водах; с учетом дифференциации территории заповедника на отдельные зоны по режиму охраны и с выделением приоритетов для уникальных природных объектов, попадающих под опасность частичных изменений вследствие развития на территории заповедника ограниченной хозяйственной деятельности.
Анализ ситуации в регионе позволил сформировать предложения по необходимым действиям в области сохранения биоразнообразия, основными из которых являются:
- соблюдение «принципа верховенства закона» и правовое регулирование экологических отношений преимущественно законодательными актами;
- обеспечение потребностей региона в соответствии с развитием производительных сил и потребностями народного хозяйства, экологически грамотными специалистами, способными эффективно решать проблемы воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, предотвращать негативные последствия этой деятельности в интересах устойчивого развития;
- создание непрерывной системы экологического образования и воспитания, включающей систему дошкольного воспитания, среднего образования, подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием. Особое внимание должно уделяется экологическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, когда происходит формирование мировоззрения, формирования элементарных взглядов на окружающий мир (Абдурахманов и др., 2010);
- использовать возможности международного сотрудничества и кооперации, как бесспорного залога успешности реализации стратегии сохранения редких видов (эндемиков Каспийского моря).
При крайне низком бюджетном обеспечении реализации государственной политики в области сохранения биоразнообразия важно ориентировать свои действия исключительно на приоритетные направления и конкретные действия, которые могут дать более широкий эффект, а также комплексно решать проблемы и согласовывать свои действия заинтересованными действиями и организациями. Это обеспечит соединение средств и организационных усилий участников процесса сохранения живой природы. Важно четкое разграничение задач федерального, регионального и местного уровня. Это позволяет достичь эффективности и оперативности действий, а в ряде случаев избежать дублирования действий.
Приоритетными направлениями являются:
В области изучения функционирования экосистем, поддержания и сохранения биоразнообразия:
- способность к восстановлению экосистем в условиях изменения климата и землепользования
- влияние инвазии на функционирование и устойчивость экосистем
- изучение реакции видов на изменение среды обитания с учетом комплекса различных факторов
Инвентаризация и классификация видов:
- систематическая инвентаризация видов
- анализ и синтез информации, отвечающей следующим требованиям - достоверность, качество и доступность.
В области мониторинга биоразнообразия:
- разработка эффективных и стандартных методов мониторинга для обеспечения, накопления, хранения, использования информации, а также определения современного состояния и прогнозирования изменений биоразнообразия;
- акцентирование внимания на изучение биологического разнообразия почв и донных отложений
- влияние на морское биоразнообразие рыбного промысла, эвтрофирования и загрязнения. В области экологического образования:
- формирование экологического образовательного и информационного пространства, включающего СМИ; объекты производства и сферы услуг, культуры, искусства и отдыха; спорта и туризма; природных и историко-архитектурных комплексов, служащих вместе с образовательными учреждениями, целям формирования экологической культуры общества
- обмен информацией в области политики и программ экологического образования и воспитания, инновационных подходов, обучающих информационных ресурсов;
- организация, проведение и участие в семинарах, симпозиумах, конференциях по вопросам экологического образования и воспитания;
- обмен информационными ресурсами в области устойчивого развития и сохранения биологического разнообразия;
- поощрение инициатив или проектов, направленных на сохранение биологического разнообразия для молодежи; поддержка молодежных международных обменов и конференций;
- обеспечение совместных международных проектов и изданий с учетом природных особенностей каждой страны;
- своевременное распространение информации о биологическом разнообразии и состоянии окружающей природной среды, о реализуемых проектах, а также ответственность за достоверность и полноту информации. Обеспечение доступа граждан к соответствующей информации;
- непрерывность экологического образования для всех социальных и возрастных групп населения.
В области совершенствования экологического законодательства:
- установление четких приоритетов и принципов сохранения биоразнообразия;
- разработку экономических механизмов сохранения живой природы, ее устойчивого использования, включая планирование деятельности ООПТ в области изучения и сохранения биоразнообразия, мониторинг за выполнением намеченных мер и корректировку этих планов;
- повышение экологической информированности граждан и юридических лиц, создания информационной системы для принятия экологически верного решения.
Библиографический список
1. Абдурахманов Г.М., Магомедов М-Р.Д. Современное состояние природной среды и проблемы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Каспийского региона //Юг России: экология, развитие. - 2007. - №1. С.7-17.
2. Абдурахманов Г.М., Монахова Г.А., Мурзаканова П.З., Абдурахманова А.Г., Багамаев А.А., Алиева
3.А. Концептуальные основы, реалии и перспективы развития образования для устойчивого развития России //Юг России: экология, развитие. - 2010. - №2. - С.151-166.
3. Морозов Б.Н., Абдурахманов Г.М. Оценка и наращивание потенциала сохранения биологического разнообразия Каспия для решения национальных и трансграничных экологических проблем //Юг России: экология, развитие. - 2009. - №4. - С. 18-29.
4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», 2001.
1. Abdurakhmanov G.M., Magomedov M-R.D. The current state of the environment and the problems of preservation of biological and landscape diversity of the Caspian region //The South of Russia: ecology and development. - 2007. - №1. - p.7-17.
2. Abdurakhmanov G.M., Monakhova G.A., Murzakanova P.Z., Abdurakhmanova A.G., Bagamaev A.A., Aliev Z.A. The conceptual foundations, realities and prospects of the development of education for sustainable development in Russia //the South of Russia: ecology and development. - 2010. - №2. - p.151-166.
3. Morozov B.N., Abdurakhmanov G.M. Assessment and capacity building for the conservation of the biological diversity of the Caspian sea for the solution of national and transboundary environmental problems
4. The Federal Law "About Environmental Protection", 2001.
УДК 574.52 (262.81-17)
К ВОПРОСУ О ВОЗРАСТЕ ОСТРОВОВ СЕВЕРНОГО КАСПИЯ И ИХ БИОТЫ
В статье кратко характеризуются разные подходы к объяснению колебаний уровня Каспия и механизмах формирования островов и аккумулятивных банок Северного Каспия. Приводятся таксономические данные по составу биоты указывающие на возможность существовании островных суш в периоды даже самого высокого уровня в течение Голоцена.
The article summarizes the different approaches to the explanation of fluctuations in the level of the Caspian Sea and the mechanisms of formation of the islands and the accumulative banks of the Northern Caspian. Also in the article presents data on the taxonomic composition of the biota which indicate the possibility of the existence of islands even in the periods of highest level during the Holocene.
Ключевые слова: Северный Каспий, колебания уровня, биота островов, эндемичные таксоны, возраст островов Keywords: The Northern Caspian, fluctuations, the biota of islands, endemic taxa, the age of the islands._
Каспий, отражая в своем развитии глобальные климатические изменения, ледниково-межледниковую ритмику Русской равнины и горных территорий, является стратотипическим регионом для составления единой стратиграфической и палеогеографической схемы плейстоцена Северной Евразии (Янина, 2009). Вся история этого моря-озера, с момента его обособления в качестве самостоятельного бассейна, изобилует многочисленными трансгрессивно-регрессивными событиями. В зависимости от масштабов и временной продолжительности каждого трансгрессивно-регрессивного цикла, а также причин предопределяющих направление этих событий, в экосистемах моря и побережий происходило изменение видового и структурной организации.
Многие вопросы палеогеографии бассейна Каспийского моря являются предметом
Bibliography
© 2012 Абдурахманов Г.М., Теймуров А.А., Абдурахманов А.Г., Солтанмурадова З.И., Гусейнова С.А.1
ГУ Институт прикладной экологии 1 Дагестанский государственный университет
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В РАМКАХ ГК 16.552.11.7051 ОТ 29.07.2011 И ГК 16.740.11.0051 ОТ 01.09.2010