АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СССР
А.В. Пудовкин
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
В статье детально рассматривается модель пенсионной системы, реализованная в СССР. Анализ собственной истории, с выделением как положительных, так и отрицательных моментов, позволяет обогатить представление об эффективной пенсионной системе, которые на сегодняшний день в основном строятся на анализе зарубежного опыта. Действовавшая с СССР система пенсионного обеспечения была частью общей системы социального обеспечения, а в её развитии можно выделить два основных этапа. На первом этапе развития (1917-1956) происходит формирование фундамента системной социальной политики государства. На втором этапе (1956-1991) были окончательно сформированы нормативно-правовые рамки, а начиная с 1965 г., участие населения в пенсионной системе приобретает массовый характер.
Рассмотрев законодательную базу пенсионной системы СССР и проанализировав ключевую статистику, автор приходит к выводу о том, что советская пенсионная системы была эффективной, а развитие системы социального обеспечение являлось ключевой стратегической задачей руководства страны. Мы приходим к выводу о том, что с принятия постановления Верховного Совета РСФСР «Об организации пенсионного Фонда РСФСР» можно говорить о закате советской и зарождении постсоветской российской пенсионной системы.
В заключение, отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер, то есть не имела накопительного элемента. Это приобретает сегодня особую актуальность ввиду продолжающихся споров о целесообразности сохранения пенсионных накоплений в рамках реформирования пенсионной системы России. Рекомендуется детально изучить опыт построения пенсионной системы в СССР при разработке пенсионной реформы в РФ.
Ключевые слова: пенсионная система, пенсия по старости, коэффициент замещения, пенсионная реформа, трудовой стаж, возраст выхода на пенсию, средняя пенсия, государственный бюджет, пенсионный фонд СССР, пенсионный фонд РСФСР.
Процесс построения советской социалистической пенсионной системы можно разделить на 2 этапа.
Этап 1 (1917-1956 гг.) На данном этапе происходила закладка основ и последующее формирование централизованной распределительной пенсионной системы, построенной на принципах социальной справедливости. В 1918 г. социальная политика в России приобрела первые признаки системного характера. Отправной точкой можно считать образование Народного Комиссариата социального обеспечения (НКСО). В задачи НКСО входило проведение целенаправленной государственной политики в области социального обеспечения, основанной на стратегической приоритетности социальной помощи при построении социалистического общества.
В стране была выстроена система взаимоотношений по обеспечению социальной справедливости с высшим исполнительным органом в лице НКСО. К этому же периоду можно отнести разработку законодательства, регулирующего выделение пенсионного обеспечения по старости в отдельный самостоятельный вид социального обеспечения. Первые пенсии по старости были установлены постановлением Наркома труда СССР от 5 января 1928 г. для рабочих текстильной промышленности [1]. Уже через год было принято постановление о введении пенсионного обеспечения для рабочих из других отраслей промышленности - горной, энергетики, металлургии, транспорта. При этом также был установлен возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 - для женщин. Минимальный трудовой стаж составлял 25 лет как для мужчин, так и для женщин. В 1949 г. вопросы регулирования пенсионной системы перешли от НКСО к профильному Министерству социального обеспечения.
Этап 2 (1956-1991 гг.) В 1956 г. пенсионная система обрела новую архитектуру и приобрела универсальный характер. Верховный Совет СССР принял Закон «О государственных пенсиях», который стал основообразующим для всей советской пенсионной системы [4]. Он подтверждал право граждан СССР на материальное
обеспечение по старости и потере трудоспособности, закреплённое Конституцией СССР. В нём выделялось три вида государственной пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. В соответствии с законом, право на государственную пенсию имели следующие категории граждан:
- рабочие и служащие;
- военнослужащие;
- учащиеся высших, средних специальных учебных заведений; училищ, школ и курсов по подготовке кадров;
- другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
- члены семей граждан указанных категорий в случае потери кормильца.
Право на пенсию по старости получали рабочие и служащие:
- мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
- женщины по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.
Законом «О государственных пенсиях» также устанавливался абсолютный и относительный размеры пенсий. В таблице 1 рассмотрена градация пенсий в зависимости от заработка.
При этом также был введён минимальный размер пенсии по старости в размере 50 рублей в месяц (с учётом надбавок) и максимальный размер пенсии по старости для рабочих и служащих в размере 120 рублей в месяц и 160 рублей в месяц рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.
Анализируя данные таблицы 1, можно сделать заключение о том, что при начислении пенсий в СССР действовала регрессивная шкала, то есть чем выше была зарплата, тем меньший процент от заработка получал пенсионер в форме пенсии. В то же время, максимальная пенсия превышала минимальную всего в 2,4 раза. А при росте заработка с 50 до 100 рублей (рост составил 100%) пенсия росла всего на 15 рублей (рост составил 37,5%), а коэффициент
Таблица 1.
Законодательно установленный размер пенсий в СССР
Месячный заработок в рублях Пенсия рабочим и служащим, кроме работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах Пенсия рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах
В процентах к заработку Минимальная пенсия в рублях (без надбавок) В процентах к заработку Минимальная пенсия в рублях (без надбавок)
Менее 50 85 40 - -
От 50 до 60 75 42-50 80 45
От 60 до 80 65 45 70 48
От 80 до 100 55 52 60 56
ОтЮОи выше 50 55 55 60
Источник: [4].
замещения падал с 85% до 50%. Эти расчёты говорят об усреднении общего уровня пенсии при одновременном нивелировании различий в доходах при расчёте пенсии. Примечательно, что минимальный коэффициент замещения в советской пенсионной системе значительно превышал сегодняшний уровень замещения, предоставляемый российской пенсионной системой и рекомендации МОТ, который находится на отметке в 40%.
Важным в формирования советской пенсионной системы стал принятый в 1964 г. Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [5]. До этого в СССР не существовало системного государственного пенсионного обеспечения колхозников, а пенсии устанавливались каждым колхозом в отдельности. Необходимо заметить, что это не касалось колхозников, которые были ветеранами войны, так как им полагались государственные пенсии. Закон дополнил пенсионную систему ключевым недостающим элементом, - включив в пенсионную систему СССР колхозников и наделив их необходимыми пенсионными правами. Их возраст выхода на пенсию по старости был идентичным возрасту выхода на пенсию по старости рабочих и служащих. Также в нём формально отрицалась возможность применения уравнительного подхода в пенсионном обеспечении колхозников с целью повышения производительности труда колхозов.
Отдельного внимания заслуживают персональные пенсионеры. К ним относились особо отличившиеся руководители государства, работники науки и культуры. Основным нормативно-правовым актом в данном вопросе следует считать «Положение о персональных пенсиях» № 1475, принятое 14 ноября 1956 г. [7].По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии [2]. Имела место следующая классификация персональных пенсий:
- союзного значения (за заслуги перед СССР) в размере до 200 рублей;
- республиканского значения (за заслуги перед республикой) в размере до 120 рублей;
- местного значения (за заслуги местного значения) в размере до 60 рублей.
Особое место среди персональных пенсионеров занимали руководители СССР и КПСС и прочие представители советской верхушки. Размеры их пенсий, по всей вероятности, были значительно выше официально установленного максимального уровня. Также в отдельную категорию пенсионеров можно выделить работников науки и культуры - учёных, писателей, композиторов, художников и прочих представителей творческой интеллигенции, не относившихся к персональными пенсионерами.
Следует отметить ещё один момент - по Закону «О государственных пенсиях»их выплата
обеспечивалась государством за счёт средств государственного бюджета, в том числе средств по бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносов предприятий, учреждений и организаций без каких-либо вычетов из заработной платы [4]. В отсутствии частной собственности в СССР, когда все предприятия, учреждения и организации принадлежали государству, выходило, что вся социальная нагрузка приходилась на государство. Налогообложению пенсии также не подлежали. Первоначально Законом «О государственных пенсиях» индексация пенсий не предусматривалась, она была введена лишь Указом Президиума ВС СССР от 22.05.1985 г.
Разобравшись с архитектурой пенсионной системы, перейдём к определению эффективности советской пенсионной системы на основе анализа статистики.
Статистический анализ советской пенсионной системы
Таблица 2.
Структура занятости в народном хозяйстве
СССР, в п роцентах
1940 1960 1970 1980 1986
Всего занято в народном хозяйстве 100 100 100 100 100
В отраслях материального производства, в том числе: 88,3 83,2 77,2 74,1 73,0
рабочие и служащие 30,4 48,9 59,1 61,9 61,9
колхозники 44,2 30,1 16,2 11,0 9,9
прочие 13,7 4,2 1,9 1,2 1,2
В непроизводственных отраслях, в том числе: 11,7 16,8 22,8 25,9 27,0
в сфере здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры, искусства и науки 5,9 11,0 15,4 17,1 17,8
в сфере ЖКХ и транспорта 5,8 5,8 7,4 8,8 9,2
Источник: [3]
Данные, представленные в таблице 2, позволяют заключить, что в СССР наблюдались структурные изменения занятости населения. Если в 1940 г. в отраслях материального производства (реальный сектор) было занято 88,3% экономически-активного населения, то в 1986 г. их доля составляла уже 73%, а доля занятых в непроизводственных отраслях (сфера услуг) возросла с 11,7% до 27%. При этом все 100% занятых находились в государственном секторе. Следует отметить тот факт, что с 1965 г. не менее
95% экономически активного населения являлись участниками пенсионной системы. В 1986 г. этот показатель составил 98,8%. Данные цифры подтверждают всеохватывающий характер пенсионной системы СССР. Законы 1956 и 1964 г. легли в основу единой комплексной и фундаментальной пенсионной системы.
Таблица 3.
Доля пенсионеров в совокупном населении СССР
1940 1960 1970 1980 1986
Всего население, млн.человек 194,1 208,8 241,7 266,6 278,8
Всего пенсионеры, млн,человек 4,0 21,9 41,3 50,2 56,8
Доля пенсионеров в населении, % 2,06% 10,49% 17,09% 18,83% 20,37%
Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР
Данные таблицы 3 показывают, что до 1940 г. доля пенсионеров в советском обществе была ничтожно мала, затем на протяжении 19401970-х гг. росла очень высокими темпами (рост составил 850% за 30 лет, или по 28,33% в год). Однако с 1970 по 1986 гг. рост существенно замедлился (19% за 16 лет, или 1,2% в год). К концу существования Союза государственную пенсию получали уже более 20% граждан.
Такая динамика объясняется тем, что до 1940 г. система пенсионного обеспечения была слабо развита. После Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления был бурный рост количества пенсионеров в последующие годы связан с законами 1956 и 1964 г., придавшими пенсионному обеспечению в СССР системный характер. Именно в тот период пенсионная система стала комплексной и начала охватывать практически все основные группы населения (см. табл. 2). К факторам, которые привели к существенному росту количества пенсионеров в стране необходимо также отнести мощный рост
средней продолжительности жизни: с 46,9 лет в 1939 г. до 69 лет в 1986 г. [3].
Данные, представленные в таблице 4, позволяют заключить, что за период с 1940 по 1986 г., на фоне роста ВВП в 18 раз, роста расходов бюджета в 24 раза, государственные расходы на пенсию возросли в 164 раза. Удельный вес расходов на пенсию в общих расходах бюджета вырос с 1,7% до 11,8%, а их доля в ВВП в 1986 г. составила 3,5%. Всё это лишний раз подтверждает важнейшую роль пенсионной системы в жизни советского общества. Вопросам достойного пенсионного обеспечения отводилась первостепенная роль при распределении расходов бюджета.
Таблица 5. Величина средней пенсии в СССР, рубли
1970 1980 1986
Всего по стране 34,4 57,2 75,1
По Закону о государственных пенсиях 43,3 63,8 81,2
из них по возрасту 53,4 71,6 89,4
По Закону о пенсиях и пособиях членам колхозов 14,3 35,2 48
из них по возрасту 14,0 35,2 48,2
Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР.
При том, что максимально установленная Законом «О государственных пенсиях» пенсия равнялась 160 рублям1, средняя пенсия в 1986 г. составляла 75,1 рублей. Примечательно, что с 1970 г. по 1986 г. средняя пенсия возросла с 34,4 рублей до 75,1 рубля. В абсолютном выражении рост составил 40,7 рублей, а в относительном -118,3%.
Сформировавшаяся к 1965 г. пенсионная система сперва обеспечивала довольно низкий уровень замещения заработной платы, однако далее можно было наблюдать положительную динамику основных индикаторов эффективности пенсионной системы. Так, за 20 лет коэффициент замещения вырос на 43% и уже к 1990 г. составлял 0,4, что в полной мере соответствует
Таблица 4.
Динамика ВВП, расходов государственного бюджета, и расходов на пенсии в СССР
1940 1960 1970 1980 1986
ВВП, млрд. рублей 79,4 333,5 643,5 1078,5 1425,8
Расходы бюджета всего, млрд. рублей 17,4 73,1 154,6 294,6 417,1
Расходы на пенсии, млрд. рублей*с учетом внебюджетных фондов 0,3 7,1 16,2 33,3 49,3
Доля расходов на пенсии в общих расходах бюджета 1,7% 9,7% 10,5% 11,3% 11,8%
Доля расходов на пенсии ВВП 0,4% 2,1% 2,5% 3,1% 3,5%
Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР
1 В случае труда в особо тяжёлых условиях.
сегодняшнему уровню, рекомендуемому МОТ. За этот же период средняя пенсия выросла на 118%, а доля расходов на пенсии в общих бюджетных расходах выросла до 11,8% при росте общего количества пенсионеров и доли пенсионеров в населении СССР.
Таблица 6. Фактический коэффициент замещения (на конец года)
1970 1980 1986 1990
Средняя зарплата, рубли 122 190,8 195,5 274,6
Средняя пенсия, рубли 34,4 57,2 75,1 109,2
Коэффициент замещения 0,28 0,3 0,38 0,4
Источник: Составлено на основании данных, содержащихся в сборнике Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. и в сборнике Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР.
Проведённый анализ статистики свидетельствует об эффективности пенсионной системы СССР и об огромной важности социального обеспечения во внутренней политике Союза.
Переход к постсоветской пенсионной системе
Завершающим этапом эволюции советской пенсионной системы стала реформа 1990-го г., когда в мае был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путём предоставления пенсий [6]. Он выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту/старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет) и социальные.
Возраст выхода на пенсию не был изменён: право на пенсию по старости получали мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, и женщины - по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет. Однако претерпела изменений система исчисления размера пенсий. При том, что был сохранён принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчёта пенсии был изменён. Теперь основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка. Минимальная пенсия по старости составляла 55% от заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% от заработка. Если предположить, что с ростом стажа происходил и рост зарплаты (что было бы логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков), то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 г. создавала больше сти-
мулов к активному труду, нежели пенсионная система образца 1956 г., рассмотренная ранее. Таким образом, она должна была приобрести менее уравнительный характер к концу существования СССР.
Ещё одним нововведением было учреждение Пенсионного фонда СССР 15 августа 1990 [8]. Пенсионный фонд создавался для целей обеспечения финансирования расходов на выплаты пенсий в рамках реализации пенсионной реформы 1990 г. Пенсионный фонд должен был осуществлять государственное управление финансами пенсионного обеспечения [8]. Денежные средства Пенсионного Фонда не входили в состав государственного бюджета, то есть он был внебюджетным фондом. Право на трудовую пенсию возникало лишь при условии уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд.
Важно отметить, что наряду с государственным пенсионным обеспечением, Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» предусматривал возможность добровольного пенсионного страхования [6]. Для этого трудящийся должен был заключить договор добровольного страхования дополнительной пенсии. Выплата дополнительных пенсий осуществлялась из страхового фонда Госстраха СССР, который формировался на 50% из личных взносов трудящихся и на 50% за счёт средств государственного бюджета СССР. Более того, предприятия, организации, колхозы и кооперативы могли возмещать работникам частично или в полном объёме взносы, уплаченные ими по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии. Таким образом, комбинированная пенсионная система, построенная на принципах сочетания обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована ещё в СССР.
Однако долго просуществовать пенсионной системе СССР в данной конфигурации не удалось. Завершающим шагом на пути перехода от советской пенсионной системы к российской было решение об организации Пенсионного фонда РСФСР, зафиксированное постановлением Верховного Совета РСФСР «Об организации Пенсионного Фонда РСФСР» [9]. Отметим важнейшие моменты, которые устанавливались данным постановлением:
• управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР переходит к Пенсионному фонду РСФСР;
• Пенсионный фонд является внебюджетным фондом, его средства не входят в бюджет РСФСР, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию;
• Пенсионный фонд признаётся самостоятельным кредитно-финансовым институтом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР»;
• акты законодательства СССР по вопросам образования и деятельности Пенсионного
фонда СССР на территории РСФСР не применяются;
• все предприятия и организации, находящиеся на территории РСФСР, должны вносить взносы в размере 26% на фонд оплаты труда, из которых 20,6% направляются в Пенсионный фонд РСФСР.
Итак, мы приходим к выводу о том, что именно с принятия постановления Верховного Совета РСФСР «Об организации пенсионного Фонда РСФСР» можно говорить о закате советской и зарождении постсоветской российской пенсионной системы.
В заключение, отмечая эффективность пенсионной системы СССР, необходимо подчеркнуть, что она носила сугубо распределительный характер, то есть не имела накопительного элемента. Это приобретает сегодня особую актуальность ввиду продолжающихся споров о целесообразности сохранения пенсионных накоплений в рамках реформирования пенсионной системы России. Рекомендуется детально изучить опыт построения пенсионной системы в СССР при разработке пенсионной реформы в РФ.
Список литературы
1. Барбасова С. Обзор государственной политики СССР в области пенсионного обеспечения граждан // Вестник БИСТ. 2009. № 4(4). - С. 108-112.
2. Капустина О. Основные социальные группы советского общества в 1960-1980 гг., определённые пенсионным законодательством // Журнал исследований социальной политики / 2013. Т. 11. № 3. -C.407-422
3. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник/Госкомстат СССР.-М.: Финансы и статистика, 1987. - 766 с.
4. Народное хозяйство СССР в 1987 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 736 с.
5. Народное хозяйство СССР в 1990 г.: Стат. ежегодник/Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 752 с.
6. О государственных пенсиях: закон СССР от 14.07.1956 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
7. О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15.07.1964 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
8. О пенсионном обеспечении граждан в СССР: закон СССРот 15.05.1990г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.
9. Об утверждении положения о персональных пенсиях: постановление Совмина СССР №1475 от 14.11.1956 г. // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
10. Об организации пенсионного Фонда СССР: постановление Совмина СССР №818 от 15.08.1990 г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.
11. Об организации пенсионного Фонда РСФСР: постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 от 22.12.1990 г.// Справочно-правовая система Консультант Плюс.
Об авторе
Пудовкин Алексей Васильевич - аспирант кафедры международных финансов МГИМО(У) МИД России. E-mail: pudovkin.aleksei@mail.ru.
ANALYZING THE PENSION SYSTEM OF THE USSR
Aleksei V. Pudovkin
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article under the title "ANALYSIS OF THE PENSION SYSTEM OF THE USSR" deals with numerous aspects of development of the pension system of the former USSR. Since the improvement of the Russian pension system is presently high on the agenda, the author believes that analyzing the own historical experience in the first line is essential in order to create a sound and efficient pension system in Russia. The study presented in the article aims to execute an in-depth analysis of legislature on the soviet
pension system with the view to recreate the architecture of the pension system of the USSR. In addition, the study also reflects on the official statistics for the said period to make a qualified and fundamental conclusion on the efficiency of the soviet pension system. The evolution of the pension system, based on statistical data evidently proves the efficiently of the soviet pension system. It is highly recommended that the positive aspects of the soviet pension system are taken into consideration when reforming the actual pension system of Russian Federation.
Key words: pension system, pension reform, pension, average pension, seniority, retirement age,wage replacement rate, state budget of the USSR, pension fund of the USSR, pension fund of the RSFSR.
References
1. Barbasova S. Obzor gosudarstvennoi politiki SSSR v oblasti pensionnogo obespecheniya grazhdan [The survey of the national policy of the USSR in the field of pension social security] Vestink BIST, 2009 № 4(4). -P. 108-112.
2. Kapustina O. Osnovnie socialnie gruppi sovetskogoobshestva v 1960-1980 gg., opredelennie pensionnim zakonodatelstvom [The main social groups of the soviet society, defined by the pension legislature] The magazine for social politics studies, 2013 № 3. - P. 407-422.
3. Narodnoe hozyaistvo SSSR za 70 let: Yubileiniy stat. ezhegodnik [National economy of the USSR for 70 years: Anniversary statistical yearbook] Goskomstat USSR, Finance and statistics, 1987. - 766 P.
4. Narodnoe hozyaistvo SSSR v 1987 godu: Stat. ezhegodnik [National economy of the USSR in 1987: Statistical yearbook] Goskomstat USSR, Finance and statistics, 1988. - 736 P.
5. Narodnoe hozyaistvo SSSR v 1990 godu: Stat. ezhegodnik [National economy of the USSR in 1990: Statistical yearbook] Goskomstat USSR, Finance and statistics, 1991. - 752 P.
6. O gosudarsatvennih pensiyah: zakon SSSR [USSR law act on the state pensions] dated 14.07.1956. Law system "Consultant Plus".
7. O pensiyah I posobiyah k chlenam kolhozov: zakon SSSR [USSR law act on the state pensions and social benefits for the collective farming menmebrs] dated 15.07.1964. Law system "Consultant Plus".
8. O pensionnom obespechenii grazhdan v SSSR: zakon SSSR [USSR law act on the state pensions for the citizens in the USSR] dated 15.05.1990. Law system "Consultant Plus"
9. Ob utverzhdenii polozheniya o personalnih pensiyah: postanovlenie Sovmina SSSR №1475 [The USSR Council of Ministers resolution on the approval of the personal pensions№1475]dated 14.11.1956 Law system "Consultant Plus"
10. Ob organizacii pensionnogo fonda SSSR: postanovlenie Sovmina SSSR №818 [The USSR Council of Ministers resolution on the creation of the Pension fund of the USSR№818]dated 15.08.1990. Law system "Consultant Plus".
11. Ob organizacii pensionnogo fonda RSFSR: postanovlenie Verkhovnoho Soveta RSFSR №442-1 [The Supreme Soviet of the RSFSR resolution on the creation of the Pension fund of the RSFSR №442-1] dated 22.12.1990. Law system "Consultant Plus"
About the author
Aleksei V. Pudovkin - PhD course at International Finance chair, MGIMO-University. E-mail: pudovkin.aleksei@mail.ru