УДК 338.262
Попова Ольга Александровна Olga Popova
Малиновская Нина
Анатольевна Nina Malinovskaya
Нагаслаева Ирина Олеговна Irina Nagaslayeva
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ANALYSIS OF THE MONITORING SYSTEM OF SOCIO-ECONOMIC
DEVELOPMENT OF THE REGION
Основное внимание уделено проблемным вопросам анализа системы сбора данных, системы анализа и оценки данных и системы прогнозирования в мониторинге социально-экономического развития региона. Обоснована актуальность системы мониторинга социально-экономического развития региона как одного из действенных методов выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе реализации функций управления региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Определено, что комплексное решение проблем социально-экономического развития на региональном и муниципальном уровнях возможно при формировании адекватной системы наблюдения, диагностики и оценки социально-экономического развития, что является необходимым условием эффективного управления регионом. В связи с этим повышается значение мониторинга развития региона как инструмента диагностики уровня и динамики его развития с целью выявления приоритетных направлений и резервов роста и принятия обоснованных и наиболее эффективных управленческих решений. Рассмотрены основные индикаторы, характеризующие результаты деятельности региона, а также процесс организации
The article focuses on the problem of data collection systems, systems analysis and data evaluation and forecasting systems analysis in the monitoring of socioeconomic development of the region. The authors outline the relevance of the monitoring system of socioeconomic development of the region as one of the most effective methods of detection and timely response to problems arising in the process of implementing the functions of the department of regional and municipal authorities. In this article it is determined that a comprehensive solution to the problems of socio-economic development at the regional and municipal level is possible with the formation of an adequate system of monitoring, diagnosis and evaluation of socio-economic development, which is a necessary condition for effective management of the region. In this regard, the importance of monitoring of regional development increases as a tool for diagnosing the level and dynamics of the region's development in order to identify priority areas and reserves growth and make informed and most effective management decisions. The main indicators describing the performance of the region, as well as the process of organization of monitoring of socio-economic development of the Republic Buryatiya are considered. Recommendations for improving the monitoring system
мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятии. Даны рекомендации по совершенствованию системы мониторинга социально-экономического развития региона на примере Республики Бурятия
of socio-economic development of the region on the example of the Republic Buryatiya are given.
Ключевые слова: система сбора данных, система анализа и оценки данных, системы прогнозирования, мониторинг социально-экономического развития региона, индикаторы оценки_
Key words: data collection, data analysis and assessment system, forecasting systems, monitoring of socio-economic development of the region, indicators, evaluation
Согласно рассмотренным теоретическим развития региона, можно представить сле-положениям об организации системы дующую схему взаимосвязи уровней и под-мониторинга социально-экономического систем мониторинга (см. рисунок).
Схема организации системы мониторинга социально-экономического развития региона
Как видно из рисунка, система мониторинга социально-экономического развития региона состоит из следующих подсистем: подсистемы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации; подсистемы мониторинга социально-экономического развития региона; подсистемы мониторинга развития отраслей экономики региона; подсистемы мониторинга выполнения ГП; подсистемы мониторинга социально-экономического развития МО. Так как мониторинг представляет собой целенаправленное, комплексное, системное наблюдение за изменениями индикаторов состояния и развития социально-экономической системы региона, следовательно, подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако подсистема мониторинга социально-экономического раз-
вития субъектов Российской Федерации основной целью функционирования определяет как отслеживание и наблюдение за изменениями индикаторов состояния развития региона в общей стратегии социально-экономического развития страны, при этом последующие подсистемы мониторинга — отслеживание и наблюдение за изменениями индикаторов состояния развития конкретного региона. Анализ существующей системы мониторинга социально-экономического развития региона включает в себя анализ следующих составляющих системы мониторинга: системы сбора данных, системы анализа и оценки данных, системы прогнозирования, системы контроля.
Исследование организации системы мониторинга социально-экономического различных регионов показало, что:
1) система мониторинга социально-экономического развития регионов в основном сводится к анализу текущего социально-экономического положения республики в рамках среднесрочного периода реализации программы СЭР. При этом возникающие отклонения либо корректировка индикаторов социально-экономического положения региона не отслежены со стороны причин их возникновения, что приводит к игнорированию важной составляющей мониторинга СЭР региона как выявления причинно-следственных связей между факторами, определяющими изменение индикаторов социально-экономического развития региона. Таким образом, на наш взгляд, наиболее приемлемым для изучения социально-экономического положения региона является проведение управленческого мониторинга, в основе которого лежит стратегический анализ, по результатам которого будет осуществляться дальнейшее планирование его развития. Важность управленческого мониторинга регионов определяется тем, какие он должен выполнять функции, среди которых выделим следующие:
— наблюдение за состоянием региона на основе установленных системой показателей (индикаторов);
— определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности региона от предусмотренных;
— проведение диагностики с целью выявления состояния региона, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения;
— предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всего региона в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями;
— регулярное текущее корректирование целей и показателей развития региона в случае ее необходимости, включая стратегические;
2) наблюдается усложнение перечня показателей мониторинга социально-экономического развития региона. Так, превышение перечня индикаторов Индикативного плана реализации ПСЭР регионов по сравнению с перечнем индикаторов программы составило в среднем около 30 %. Это, прежде всего, связано с тем, что многие индикаторы подлежат разбиению на составляющие по отраслям и сферам деятельности экономики;
3) согласно принципу открытости и прозрачности системы мониторинга социально-экономического развития региона, который предполагает транспарентность информации, отражающей состояние и динамику развития социально-экономической системы региона, необходимо обеспечить доступность результатов мониторинга заинтересованным группам их потребителей. В соответствии с этим, следует адаптировать существующую систему мониторинга социально-экономического развития региона для пользователей в лице предприятий и населения, с учетом «ограниченного» и информативного перечня индикаторов социально-экономического положения республики, а также оперативности и периодичности предоставления соответствующих данных;
4) система мониторинга социально-экономического развития регионов чаще всего имеет экономический уклон, значительная часть показателей и мероприятий реализации ПСЭР характеризует мониторинг экономической сферы, в то же время как мониторингу развития социальной сферы уделяется недостаточное внимание.
5) сбором и анализом информации о социально-экономическом развитии региона занимается соответствующее территориальное управление Федеральной службы государственной статистики, региональные министерства и ведомства, а также местные органы власти. Вместе с тем, каждый субъект мониторинга преследует свои цели, определенные задачи и использует собственную методику, что приводит к дублированию информации, существенным различиям в значениях показателей. Основная
причина возникновения такой ситуации заключается в несогласованности действий субъектов мониторинга. Кроме того, по ряду показателей часть субъектов мониторинга осуществляет сбор данных только по крупным и средним предприятиям, не охватывающим субъекты малого предпринимательства.
При сборе необходимых данных, получаемых из различных источников, существует проблема получения качественной информации. Кроме того, часто одним из условий премирования государственных служащих является выполнение показателей эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти РБ, в том числе соответствующих индикаторов социально-экономического развития РБ. Однако остается актуальным влияние качества человеческого ресурса и других объективных факторов, от которых зави-
Литература_
1. Корытова Е.В., Ванчикова Е.Н. Мониторинг процессов социально-экономического развития региона: монография. Улан-Удэ: Изд-во ВСГУ-ТУ, 2012.
2. Татаркин А.И., Малышев Е.А. Траектории выхода на 6-7 технологические уклады и ландшафт технико-экономического развития регионов России не период до 2030 г. / Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста / под ред. акад. РАН и РАМН В.А. Черешнева, акад. РАН А.И. Татаркина. Т. 1. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. 1312 с.
3. Малышев Е.А., Сокол-Номоконов Э.Н., Сокол-Номоконов В.Э. Планирование и прогнозирование развития региональных энергетических систем: методологические аспекты планирования развития региональных электроэнергетических систем в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации (региональный и местный уровень): науч. изд. Ч. 2. Чита: ЧитГУ, 2010. 202 с.
4. Малышев Е.А., Малышева Т.Е. Особенности управления безопасным развитием регионального энергетического комплекса // Вестник ЗабГУ, 2014. № 4 (107). Чита: ЗабГУ. 164 с.
сит не только состояние управленческой системы органов исполнительной власти, но и результативность ее функционирования, что, в конечном итоге, определяет эффективность функционирования всех секторов экономики и социальной сферы. В настоящее время в ряде случаев органам муниципального управления приходится самостоятельно и различными способами собирать необходимую им информацию, данные финансовых органов, органов здравоохранения, образования, внутренних дел, ЗАГСа и других структур. В результате информация, которой располагают органы местного самоуправления, носит во многом экспертный, эвристический характер. Поэтому возникает объективная реальность в роли и значении муниципальной статистики как информационной базы для проведения мониторинга социально-экономического развития Республики Бурятия.
_References
1. Korytova E.V., Vanchikova E.N. Monitoring processov social'no-jekonomicheskogo razvitija re-giona [Monitoring of processes of social and economic development of the region]: monograph. Ulan-Ude: Publishing house of VSGUTU, 2012.
2. Tatarkin A.I., Malyshev E.A. Jekonomiches-kaja bezopasnost Rossii: uroki krizisa i perspektivy rosta (Economic security of Russia: lessons of crisis and prospect of growth); under the editorship of Akkad. Russian Academy of Sciences and V.A. Chereshnev Russian Academy of Medical Science. Akkad. Russian Academy of Sciences of Tatarkin A.I. T. 1. Yekaterinburg: Institute of economy OURO RAHN, 2012. 1312 p.
3. Malyshev E.A., Sokol-Nomokonov E.N., So-kol-Nomokonov V.E. Planirovanie i prognozirovanie razvitija regional'nyh jenergeticheskih sistem: metodologicheskie aspekty planirovanija razvitija regional'nyh jelektrojenergeticheskih sistem v do-kumentah territorial'nogo planirovanija sub#ektov Rossijskoj Federacii (regional'nyj i mestnyj uroven') [Planning and forecasting of development of regional power systems: methodological aspects of planning of development of regional electrical power systems in documents of territorial planning of subjects of the Russian Federation (regional and local level)]. Ch. 2. Chita: ChitGU, 2010. 202 p.
4. Malyshev E.A., Malysheva T.E. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Bulletin of ZabGU), 2014, no. 4 (107). Chita: ZabGU. 164 p.
Коротко об авторах_
Попова О.А., канд. экон. наук, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: менеджмент, маркетинг, экономика
Малиновская Н.А., канд. экон. наук, ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: менеджмент, маркетинг, региональная экономика
Нагаслаева И.О., канд. экон. наук, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
Научные интересы: менеджмент, маркетинг, экономика
_Briefly about the authors
O. Popova, candidate of economic sciences, East Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: management, marketing, economics
N. Malinovskaya, candidate of economic sciences, East Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: management, marketing, regional economy
I. Nagaslayeva, candidate of economic sciences, East Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, Russia
Scientific interests: management, marketing, economics