АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Иванова В.Д.
Иванова Виктория Денисовна - магистрант, кафедра экономической теории Академия труда и социальных отношений, г. Москва
Аннотация: данная статья посвящена понятию контроллинга и его внедрению в организацию. Контроллинг является новой концепцией управления, которая образовалась за счет практики современного менеджмента. Основная концепция системы контроллинга в организации - обеспечение успешного функционирования организационной системы путем:
• Определения стратегии и целей компании в изменяющихся условиях внешней среды;
• Поиска стратегического плана развития организации;
• Образования системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в определенные промежутки времени;
• Образование систем контроля выполнения планов, изменения их содержания и сроки реализации;
• Адаптации структуры управления организацией с целью повышения быстрого реагирования на изменения требования внешней среды.
Ключевые слова: контроллинг, организация, менеджмент, предприятие, контроль, исполнение.
В настоящее время контроллингом считается комплекс систем управления организацией, направленный на координирование взаимодействий систем управления, контроля эффективности и результатов внутрихозяйственной деятельности организации. Контроллинг обеспечивает контрольно-информационную поддержу и анализ решений при управлении организацией. Успешный контроллинг включает в себя управление рисками, системы снабжения информации, управление системой реализации оперативного, тактического и стратегического планирования, а также систему управления качеством.
Контроллинг направлен на увеличение эффективности функционирования, путем усовершенствования всех структур управления организацией.
Необходимость введения контроллинга в организации, можно обосновать следующими причинами:
• Изменение стабильности внешней среды, ведущая к изменению требований систем управления организацией;
• Необходимость в отслеживании изменений происходящих внутри организации;
• Важность продуманной системы для «выживаемости» в конкурентной среде;
• Устранение кризисных ситуаций;
• Увеличение скорости реакции для принятия решения в нештатной ситуации. В контроллинге присутствуют две главные составляющие:
• Контроллинг - образ мышления и философии руководителей организаций, направленные на эффективное использование ресурсов и усовершенствование развития предприятия в долгосрочной проекции.
• Контроллинг - интегрированная система аналитической поддержки руководства организации в процессе анализа, планирования и принятие управленческих решений во всех сферах организации.
Функции контроллинга:
1) Отслеживание экономического состояния организации. Контроль за равновесием показателей, прибыли и затрат. Равновесие наступает через сравнение приведенных величин с фактическим состоянием, в процессе определенного времени
33
определяется о вмешательстве для достижения необходимого состояния и его осуществления.
2) Сервисная функция (предоставление аналитической информации для управления организацией). Информационно-аналитическое обслуживание контроллинга обеспечивается с помощью систем учета и контроля, планирования, нормирования, ориентированных на достижении итогового результата деятельности организации. Информация должна быть наполнена заданными и фактическими данными, где содержится данные об отклонениях, обнаруженные подразделениями по средствам учета.
3) Функция управления (осуществляется при переоценке использованной стратегии, изменении реализации целей и идей). Данная функция осуществляется путем использования данных анализа отклонений, ставок покрытия и общих результатов деятельности для принятия управленческих решений в организации. Решения принимаются во всех уровнях управления организации, где важной задачей является координация целей разных уровней, средств и методов реализации, для достижения поставленной конечной цели в организации.
4) Анализ экономики организации и контроль.
5) Разработка методологии принятия решения и ее контроль и координация. Данную функцию выполняет контроллер в качестве консультанта, сопровождающего экономиста, переводчика для достижения прибыли в организации. Функция позволяет сохранить, с помощью определенных инструментов, способность к самоконтролю в организации.
Внедрение контроллинга занимает важную ступень в организации. Самым эффективным методом является изменение управленческих потоков в организации. Его применение помогает провести последовательные шаги, эффективность которых можно оценить сразу после его применения.
Выделим основные четыре этапа для внедрения контроллинга в организацию.
1) Целеполагание. Определяется цель внедрения контроллинга в организацию. Перечень целей приведен ниже:
• Увеличение конкурентной среды организации;
• Уменьшение времени для принятия обоснованных стратегических и тактических решений;
• Увеличение качества принятия решений.
Для достижения цели, необходимо выбрать набор инструментов для внедрения и сроки его реализации.
2) Внедрение управленческого учета и отчетности. Данный этап решает следующие задачи:
• Получение руководством информации о деятельности организации;
• Увеличение взаимодействия между подразделениями организации;
• Уменьшение времени принятия решений, исключая неопределенность;
• Увеличение мотивации сотрудников организации;
• Уменьшение трудоемкости проводимых операций.
С данной целью определяется схематичная структура организации, указываются входящие и исходящие информационные потоки, базы данных между подразделениями организации. Далее указываются основные требования к системе управленческой отчетности.
3) Внедрение процедуры планировки. На данном этапе рассматривается формат планирования и задания, определение методологии составления плана для всех уровней руководства и подразделений. Планирование в организации должно охватывать основные показатели сбыта, расходов, финансирования и показатели прибыли деятельности в организации.
4) Внедрение процедуры контроля и его механизмов. При введении данной процедуры необходимо рассмотреть все инструменты внедрения, соотнести сложность внедрения, необходимость в получении информации и соответствие принимаемой модели организации в действительности.
Данная методика позволяет рационально оптимизировать исполнение трудовых и финансовых ресурсов в организации.
Список литературы
1. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. ИД «ФОРУМ». ИНФРА-М, 2018. 336 с.
2. Живаева Т.В. Контроллинг. Краснояр.: СФУ, 2016. 84 с.
3. Шигаев А.И. Контроллинг стратегии развития предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 352 с.