УДК 266(94)
Наталья Владимировна Кузнецова,
кандидат филологических наук, доцент высшей школы лингводидактики, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск,
kunavla@mail.ru
Николай Игоревич Зыков,
студент бакалавриата Хабаровской духовной семинарии,
kolya.zykov.00@inbox.ru
АНАЛИЗ СИМВОЛОВ БЕЗДУХОВНОСТИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО» ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕКСТОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются символы, через которые выражается бездуховность главного героя произведения И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Этими символами являются пороки чревоугодия, прелюбодеяния, тщеславия и стяжательства. Рассмотрение рассказа «Господин из Сан-Франциско» через призму православно-христианского мировоззрения позволяет увидеть в нем призыв к переосмыслению духовно-нравственных ориентиров. Данное произведение было написано на рубеже 19-20 веков, в то время, когда народ России переживал глобальные изменения во всех сферах духовной жизни. Посредством анализа рассказа доказано, что символы бездуховности в тексте являются художественным средством раскрытия авторской позиции. Ключевые слова: бездуховность, символы, чревоугодие, прелюбодеяние, тщеславие, стяжательство, Священное Писание, учение Церкви, святые отцы
Natalia V. Kuznetsova,
Candidate of Science in Philology, Associate Professor of the Higher School of Linguodidactics, Pacific State University, Khabarovsk, kunavla@mail.ru
Nikolay I. Zykov,
Bachelor's student of Khabarovsk Theological Seminary,
kolya.zykov.00@inbox.ru
ANALYSING THE SYMBOLS OF SPIRITUALITY AND GODLESSNESS IN I. BUNIN'S SHORT STORY
THE GENTLEMAN FROM SAN FRANCISCO THROUGH THE PRISM OF THE TEXTS OF THE HOLY SCRIPTURE
Abstract. The article discusses the symbols through which the spiritual impoverishment of the main character of I. A. Bunin's short story The Gentleman from San Francisco is expressed. These symbols are the vices of gluttony, adultery, vanity, and greed. The consideration of the story The Gentleman from San Francisco through the prism of the Orthodox Christian worldview allows us to see in it an invocation to rethink spiritual and moral guidelines. This work was written at the turn of the 19th-20th centuries, at a time when the people of Russia were experiencing global changes in all spheres of spiritual life. Via the analysis of the story, it has been proven that the symbols of soullessness in the text are an artistic means of revealing the author's position.
Keywords: spirituality and lack thereof, symbols, gluttony, adultery, vanity, greed, The Holy Scripture, Church doctrine, holy fathers
© Кузнецова Н. В., Зыков Н. И., 2023
Введение
Объектом данной работы является рассказ И. А. Бунина «Человек из Сан-Франциско». Предметом исследования выступают художественно-изобразительные средства описания таких пороков, как чревоугодие, прелюбодеяние, тщеславие, стяжательство. Актуальным является обращение к символам бездуховности, не подвергавшимся ранее глубокому художественному анализу. Научная новизна заключается в том, что автор предпринимает попытку проанализировать символы бездуховности с помощью книг священного писания Ветхого и Нового Завета.
И. А. Бунин в своем рассказе поднимает вечную проблему сильных мира сего, проблему смысла жизни и материальных ценностей. Главный герой рассказа всю свою жизнь просто существовал, возлагая надежды на свое будущее, в котором он хотел жить по-настоящему. Примечательно, что у главного героя нет имени, что является художественным приемом олицетворения типичного человека потребительской цивилизации.
Находясь уже в преклонном возрасте и заработав состояние, главный герой решает отправиться в круизное путешествие. Он уверен, что всё в этом мире подчинено исполнению его желаний и желаний равных ему: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание. <..:> Так было всюду, так было в плавании, так должно было быть и в Неаполе»[1].
Через несколько дней своего путешествия он внезапно умирает. Хозяин гостиницы не разрешает перенести тело умершего в хороший номер и ограничивается предоставлением ящика из-под содовой. На рассвете ящик с телом доставляется на маленьком корабле до большого лайнера, на котором путешествовал главный герой, и перекочевывает в трюм, к людям, которых даже не замечали на корабле. Отметим, что ящик из-под содовой является в некотором смысле символом равенства всех людей после смерти.
Примером бездуховности является образ жизни пассажиров первого класса на корабле. Все проведенные там дни проходили строго по определенному распорядку дня, основу которого составляли развлечения и еда. Предваряя рассмотрение символов бездуховности, обратимся к понятию бездуховности как таковой. Бездуховность - свойство личности, жизнедеятельность которой проходит в полном противоречии с законами природы, общества и нравственными догматами веры [2]; бездуховность - отсутствие у индивида высоких духовных принципов, высоких стремлений, идеалов, возвышенных чувств [3]; бездуховный - лишенный интеллектуального, духовного содержания [4].
Антонимом существительного является слово духовность, которая понимается как: «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности [5]; отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа [6]. Littera Основными символами бездуховности главного героя рассказа являют-
scripta ся пороки чревоугодия, прелюбодеяния, тщеславия и стяжательства. Сами manet23
по себе пища, инстинкт размножения, человеческая слава и материальное богатство не плохи и не хороши, и оценивание их состоит в отношении человека к ним. Священное Писание призывает, чтобы ничто не обладало человеком кроме желания жить в соответствии с волей Божьей. Об этом говорит Апостол Павел: «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»(1 Кор. 6, 12) [7].
Рассмотрим художественно-изобразительные средства описания четырех символов бездуховности.
Лайнер, на борту которого и происходит основная часть действия, назван «Атлантида». Метафорическое название выбрано автором неслучайно. Атлантида - это затонувший остров. Называя так корабль, писатель намекает нам о его недолговечности, о мимолетности наслаждений. Первым символом бездуховности, описанным автором, является чревоугодие.
Ряд однородных членов «...вставалирано, <...> пили кофе, шоколад, какао, <...> ждали второго завтрака, еще более питательного и разнообразного, чем первый, <...> разносили каучуковые пузыри с горячей водой для согревания желудков» [8] используется автором для создания комического эффекта, в действительности, в рассказе показано, что путешествующие первым классом так объедались, что им требовалось прижимать к вздутым животам грелку с горячей водой.
Рассмотрим определение чревоугодия в толковых словарях: «чревоугодие - неумеренность в еде, обжорство» [9]; «чрезмерное пристрастие к еде как угождение чреву» [10]; «пристрастие к вкусной, обильной пище» [11].
В Православии чревоугодие осуждается как один из тяжелых грехов. Оно было распространено во все времена, и многие люди не считали это грехом; как апостол Павел прямо говорит о некоторых, что «ихБог - чрево» (Флп. 3, 19) [12].
Главная опасность чревоугодия состоит в огрубении ума. Главный герой не думал о спасении своей души, он наслаждался жизнью. Никто не знает, в какой день прервется земная жизнь, что и видно из финала произведения. Именно об этом предостерегает Христос, говоря: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчились объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21, 34) [13].
Вторая половина дня богатых пассажиров теплохода была всегда одинакова: «<...> в пятом часу их, освеженных и повеселевших, поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналам о том, что составляло главнейшую цель этого существования, венец его <...>» - нарастает ощущение, что перед нами описание Валтасарова пира - символа беззаботного веселья накануне неминуемой беды, о котором рассказано в Библии, в книге пророка Даниила.
Интересным для анализа представляется олицетворение любви, которую за деньги играла «влюбленная пара», этот яркий пример показывает, что среди сильных мира сего все продается и покупается, ярко показана фальшь истинных чувств и благополучия. Актеры танцуют, целуются, изображают любовь и страсть, создавая на корабле своеобразную интригу. Пара «работает» вызывая восхищение и зависть окружающих.
<
и
О
о
3
к со и со
е
и
РО ш а ш У
О
и
£ ©
I
X
<
и
РО
5
с
и о
0 т
1 >
т <
1 =
Ф ш
2 < з *
- и
* 3
§ 2
% во
а О о х 7 со
<и о
* I
го то ш
£ в
о ей а О
15 з!
еа и к ро -й з
ц
а X X <
Страсть прелюбодеяния выражается в следующих фрагментах. «В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, - любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной <...>» [14]. Неслучайно автор поставил желание главного героя пользоваться «любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной» в конце перечисления, акцентируя внимание читателя на основной цели главного героя, для которого распутная жизнь является, если не нормой, то увлечением.
Метафора «живыми картинами» в предложении «<...> последние дни, благодаря дурной погоде, он пил по вечерам слишком много и слишком много любовался «живыми картинами» в некоторых притонах» [15] используется автором для образного сравнения легкодоступных женщин с произведениями художественного искусства, которое могло быть «по достоинству» оценено главным героем.
В Священном Писании телу человека отводится очень важная роль. Оно является храмом души и призвано стать храмом Святого Духа по слову апостола Павла: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1 Кор. 6, 19) [16]. Об этом также пишет преподобный Ефрем Сирин: «Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим» [17].
Таким образом, оскверняющие этот храм не могут стать наследниками вечной жизни, ибо в Писании говорится: «блудники <...> Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10) [18]. Продолжая ту мысль, что тело человека является храмом, следует сказать, что если человек своей жизнью не стремится к тому, чтобы Дух Святой обитал в нем, то храм такого человека могут населить другие сущности. Об этом предостерегает людей Сам Христос, говоря: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит <...> ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших <...>» (Мф. 12, 43-45) [19].
В толковых словарях мы находим следующее толкование греха прелюбодеяния: плотская неверность лица, состоящего в супружестве [20]; нарушение супружеской верности мужем или женой [21]. Главный герой изменял своей жене и телесно и мысленно «слишком много любовался». Христос не разделяет блуд мысленный от блуда телесного, ставя их в один разряд: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28) [22].
Главный герой останавливается только в лучших гостиницах «<...> идя к автомобилю того самого отеля, где мог остановиться и принц <...>», ему прислуживают лучшие горничные и лакеи «Кним приставили самую красивую и умелую горничную, бельгийку... самого видного из лакеев... и самого расторопного коридорного, маленького и полного Луиджи <...>». У господина Littera из Сан-Франциско скрипучий, вежливый голос: «И из-за двери слышался не-
SCriPta спешный и скрипучий, обидно вежливый голос <...>» [23]. manet23
Автор описывает человека, не лишенного греха тщеславия. Рассмотрим, как в произведении выражается эта страсть: «Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был тот довод, что, во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступал к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет». Честолюбие главного героя выражается в следующем фрагменте: «Он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть. Люди, к которым принадлежал он, имели обычай начинать наслаждение жизнью с поездки в Европу, в Индию, в Египет. Положил и он поступить так же. Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя» [24].
Честолюбие понимается как жажда известности, почестей, стремление к почетному положению [25]; стремление добиться высокого, почетного положения, жажда известности, славы [26].
В первом послании апостола Иоанна Богослова говорится: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2, 15-16) [27]. Апостол говорит здесь о страсти тщеславия. В Евангелии неоднократно можно встретить фрагменты, в которых Христос порицает фарисеев и книжников именно за страсть тщеславия. Духовные руководители иудейского народа выполняли только внешнюю часть Закона и любили выставлять свои ложные добродетели и собственное благополучие напоказ: «также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах <...> и чтобы люди звали их: учитель!» (Мф. 23, 6-7) [28].
Христос обращается к ним в обличительной речи: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27-28) [29].
Священное Писание призывает человека к беспристрастному отношению к земной славе, так как в мире нет ничего постоянного. Человек, окруженный славой и почестями, может в короткое время лишиться всего и стать в число презираемых им людей. Об этом также говорит Христос: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 30) [30].
Книги священного писания подтверждают участь главного героя рассказа, который бесславно закончил свою жизнь в ящике из-под содовой и без каких-либо почестей, которые были оказаны ему при жизни, был доставлен на маленьком корабле на рассвете, чтобы никто не увидел. Тело главного героя продолжило свое путешествие среди людей, на которых при жизни господин из Сан-Франциско не обращал внимания. Примечателен в рассказе прием антитезы: Бунин показывает, как разделено общество на пассажиров первого класса, постоянно нагуливающих аппетит, прогуливаясь по верхней палубе, и трудяг, обеспечивающих все путешествие.
<
и
о о
3
к со и со
е
и
РО ш а ш У
О
и
£ ©
I
X
<
и
РО
5
с
и о
0 т
1 >
т <
1 =
Ф ш
2 < з *
- и
* 3
§ 2
% во
а О о х 7 со
<и о
* I
го то ш
£ в
о ей а О
15 з!
еа и к ро -й з
ц
а X X <
Святитель Иоанн Златоуст также рассматривает земную славу непригодной для возведения ее в разряд жизненных целей и ориентиров. «Оттого оно называется тщетным, что пусто и не имеет в себе ничего твердого и постоянного. <...> кого окружают копьеносцы, завтра живет в темнице, вместе с преступниками» [31].
Под грехом стяжательства понимается: корыстолюбие, стремление к наживе [32]; алчное накопление денег, имущества; страсть к наживе, приобретательству [33]. Эта страсть выявляется в следующих фрагментах. «До этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо - знали, что это значит! - и, наконец, увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец <...>» [34].
Автор показывает погоню за богатством главного героя длиною в жизнь. Стяжательство также является опаснейшим пороком, ибо человек, находящийся под влиянием этой страсти, замещает Бога материальными благами.
Господин из Сан-Франциско «выписывал к себе на работы» тысячи китайцев: это именно они трудились не покладая рук, пока их повелитель заключал сделки, расширял производство и занимался прочими организационными моментами, а также пытался «примелькаться» в высшем обществе. Сан-Франциско - это Америка, другой континент; соответственно, китайцы трудились в США в основном нелегально, выполняя любую работу, чтобы прокормить семью.
Прогрессируя в состоянии тщеславия и жестокости, человеческая душа отдаляется от своего Творца и в конечном итоге забывает о Нем и духовно погибает, потому, что только в Боге источник жизни, истинного счастья и блаженства. Недаром Христос говорит о невозможности служения двум господам «Богу и маммоне» (Мф. 6, 24) [35].
В качестве яркого примера можно привести притчу Христа о человеке, собравшем урожай. Когда тот в опьянении ума думал, как в течение долгих лет будет реализовывать собранное, Бог обращается к нему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12, 19-21). В Священном Писании прямо говорится: «Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая, не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его» (Пс. 48, 17) [36].
Человеческая жизнь коротка и обрывается неожиданно, что можно увидеть на примере главного героя рассказа, и это в очередной раз подтверждает бессмысленность накопления тленного богатства. Христос призывает всех людей к накоплению других ценностей - духовных и вечных, говоря: «собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 20) [37].
На примере главного героя произведения мы видим воплощение этих страстей, видим также, какой финал был уготован господину из Сан-ЫНёта Франциско: «Тело же мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось до-ЯСШ&а мой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много чело-
веческого невнимания, с неделю постранствовав из одного портового сарая в другой <...>» [38].
Главная проблематика рассказа заключена в осмыслении автором ничтожности денег, богатства и власти перед лицом вечности и смерти.
к з
Заключение <
и
Подводя итог, отметим, что анализ символов бездуховности в расска- |
зе с помощью книг Священного Писания позволяет по-новому понять 2
и раскрыть смыслы, заложенные автором в рассказе «Человек из Сан- |
Франциско». Цель заработать капитал во что бы то ни стало, а потом ничего д
не делать и жить в своё удовольствие приводит к безвестной кончине, ког- д
да и телу не воздаются должным образом последние почести. о
В исследовании проанализированы такие художественно-изобра- ^
зительные средства, как антитеза, метафора, олицетворение, однород- £
ные члены. I
Перспектива дальнейшего исследования заключается в изучении ху- | дожественного наследия как отечественной, так и зарубежной литературы с помощью книг Священного Писания.
9. Толковый словарь Ожегова // Электронный портал «academic.ru». URL: https://gufo.me/dict/
11. Популярный словарь русского языка // Электронный портал «Academic.ru». URL:https:// Jlar.academic.ru/3420/чревоугодие (дата обращения: 26.01.2022).
12. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ... С.732.
15. Там же. С. 63.
РО ш а ш У
О
и
Список источников
1. Бунин И. А. Рассказы. Москва, 1978. 351 c. |
2. Основы духовной культуры. (Энциклопедический словарь педагога) // Электронный пор- е тал «Academic.ru». URL: https://spiritual culture.academic.ru/ (дата обращения: 26.01.2022). <
3. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике // Электронный портал «Academic. § ru». URL: https://psychology pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 26.01.2022).
4. Толковый словарь Ожегова // URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=1300 (дата с? обращения: 26.01.2022). ^
5. Большая психологическая энциклопедия // Электронный портал «Academic.ru». URL: https:// ^ psychology.academic.ru/615/духовноаъ (дата обращения: 26.01.2022). ш i
О j
6. Толковый словарь Ушакова // Электронный портал «Academic.ru». URL: https:// | > spiritual culture.academic.ru/searchall.php?SWord=духовность&from=ru&to=xx&did=spiritual g < culture&stype= (дата обращения: 26.01.2022). 8 ш
О m
7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва : Российское Библей- .>= ^
и
ское общество, 2013. 1337 с. яУ
^ CL
8. Там же. С. 57. § а
я
ozhegov/чревоугодие (дата обращения: 26.01.2022). о
и о
Я со
10. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка // Электронный портал «Academic.ru». о
т >
URL: https://что-означает.рф/чревоугодие (дата обращения: 26.01.2022). ¿с ч
т «
та ш
£ в
о Ofl
popular.academic.ru/3420/чревоугодие (дата обращения: 26.01.2022). а о
s 3
13. Там же. С. 425. gl
со и
14. Бунин И. А. Указ. соч. С. 62. ¡§ g
Л
Ü| П X X <
16. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ... С. 862.
17. Ефрем Сирин, прп. Указ. соч. Т. 2. С. 322.
18. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ... С. 528.
19. Там же. С. 752.
20. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // Электронный портал «Academic.ru». URL: ИНр5://ш5-Ьгокдаи2-е^оп.51оуагоп1те.сот/100334-Прелюбодеяние (дата обращения: 26.01.2022).
21. Толковый словарь Ушакова // Электронный портал «Academic.ru». URL: https://znachenie-slova.ru/прелюбодеяние (дата обращения: 26.01.2022).
22. Бунин И. А. Указ. соч. С. 632.
23. Там же. С. 65.
24. Там же. С. 68.
25. Толковый словарь Ожегова // Электронный портал «academic.ru». URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35094 (дата обращения: 26.01.2022).
26. Малый академический словарь // Электронный портал «academic.ru». URL: https://gufo. me/dict/mas/честолюбие (дата обращения: 26.01.2022).
27. Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения: в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 399.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ... С. 653.
29. Там же. С. 743.
30. Там же. С. 632.
31. Там же. С. 752.
32. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // Электронный портал «academic.ru». URL: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/100334-Стяжательство (дата обращения: 26.01.2022).
33. Толковый словарь Ожегова // Электронный портал «academic.ru». URL: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=35094 (дата обращения: 26.01.2022).
34. Бунин И. А. Указ. соч. С. 53.
35. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ... С. 743.
36. Там же. С. 874.
37. Там же. С. 753.
38. Бунин И. А. Указ. соч. С. 63.
Lctteta
mäned