Б01: 10.12731/2218-7405-2015-2-12 УДК 159.9
АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Жукова Т.В.
В статье отражены результаты исследования сформированности психологической структуры учебной деятельности (ПСДу) студентов первого курса педагогического вуза. Для изучения психологической структуры учебной деятельности студентов использовались теоретические положения системогенеза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный для исследования учебной деятельности на этапе школьного обучения (Н.В. Нижегородцева). В основу исследования была положена идея о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения. Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов использовалась комплексная методика «КДГс», направленная на диагностику ДВК и психологической структуры учебной деятельности в целом. Представлены структурограммы деятельностно-важных качеств и основные показатели развития психологической структуры учебной деятельности студентов 1 курса обучения в вузе. Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что ПСДу студентов 1 курса сформирована. Студенты первого курса обладают развитой формой учебной деятельности школьного типа (школьно-учебной деятельностью).
Ключевые слова: системогенез деятельности; учебная деятельность; психологическая структура учебной деятельности (ПСДу); комплексная методика «КДГс»; деятельностно-важные качества (ДВК); структурограмма ДВК; базовые качества; ведущие качества; развитая форма учебной деятельности; школьно-учебная деятельность.
analysis of formation of the psychological structure of educational activity first-year students of pedagogical high school
Zhukova T.V.
The paper presents results of a study offormation of the psychological structure of educational activity (PSAe) first-year students of pedagogical high school. For the study of psychological structure of educational activity of students theoretical positions of системогенеза of professional activity (VD. Shadrikov) were used; concept vehicle worked out for research of educational activity on the stage of the school educating (N.V. Nizhegorodtseva). In basis of research an idea was fixed that the psychological structure of educational activity of students corresponds to general architecture of activity, and her genesis submits to the conformities to law of системогенеза activity, set in regard to school educational activity and vocational training. For research of level offormed of educational activity of students the complex methodology of «CDRs», sent to diagnostics of activity-important qualities (AIQ) and psychological structure of educational activity on the whole, was used. Presented strukturogrammy activity-important qualities and the main indicators of the psychological structure of educational activity of students of the first course of study in high school. The results allow us to conclude that the first-year students PSAe formed. First-year students have developed a form of educational activity of the type of school (school-teaching activities).
Keywords: systemogenesis activities; educational activities; psychological structure learning activities (PSAe); complex method «CDRs»; activity-important qualities (AIQ), strukturo-gramma AIQ; basic quality; leading quality; developed form of educational activity; school educational activity.
Бведение
Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) студентов отражает целостную системную природу индивидуального развития студента как активного субъекта образования. Анализ ПСДу студентов способствует повышению эффективности образования, обеспечению условий для полноценного развития личности каждого студента в учебном процессе.
Освоение педагогических профессий в вузе предполагает определенный уровень готовности студента и обусловливает специфику индивидуального развития будущего специалиста
сферы образования. В тоже время теоретический анализ исследований учебной деятельности студентов показывает, что некоторые авторы отмечают не готовность студентов к обучению в вузе (Е.Г. Изотова [7], М.В. Левченко [2], А.В. Овчаров [19] и др.), что определяет актуальность исследования сформированности психологической структуры учебной деятельности студентов педагогического вуза.
В основе нашего исследования были использованы теоретические положения системоге-неза профессиональной деятельности (В.Д. Шадриков); понятийный аппарат, разработанный в рамках системогенетической концепции учебной деятельности и готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева), положение о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов соответствует общей архитектуре деятельности, а ее генезис подчиняется закономерностям системогенеза деятельности, установленным в отношении школьной учебной деятельности и профессионального обучения [16].
Психологическая структура учебной деятельности студента вуза рассматривается нами как целостное единство деятельностно-важных качеств (ДВК): учебно-важных качеств и профессионально-важных качеств, образующих устойчивые взаимосвязи, основанное на функциональных блоках, содержание которых определяется спецификой деятельности. [16, 17]. Компонентный состав блоков определяется спецификой учебной деятельности и содержанием образования в вузе. Качественно-количественные характеристики сформированности психологической структуры учебной деятельности обучающихся обусловливают уровень их готовности к обучению.
Материалы и методы
В результате анализа учебной деятельности студентов (Б.Г. Ананьев [1], М.Д. Дворяшина [1], М.И. Дьяченко [3], Емельянов В.В. [4], И.А. Зимняя [6], Г.Н. Икрин [8], Л.А. Кандыбович [3], В.Н. Карандышев [9], Ю.Н. Кулюткин [14], Поваренков Ю.П. [13], Слободчиков В.И. [21], В.А Якунин [24] и др.) и различных представлениях о профессионально-важных качествах педагога (Е.Ф. Зеер [5], И.А. Зимняя [6], В.Н. Карандашев [9], А.В. Карпов [10], Е.А. Климов [11], А.К. Маркова [15], А.А. Реан [20] и др.) было выделено 16 деятельностно-важных качеств, составляющих психологическую структуру учебной деятельности студентов вуза. В ходе экспериментального исследования с использованием методов математической обработки данных были определены 14 наиболее значимых деятельностно-важных качеств (ДВК) определяющих содержание психологической структуры учебной деятельности студентов (табл. 1).
Таблица 1
Компонентный состав психологической структуры учебной деятельности студентов вуза
№ блока функциональные блоки психологической структуры учебной деятельности Деятельностно-важные качества (ДВК) Условные обозначения ДВК
I Личностно-мотивационный Потребность в достижении Коммуникабельность Эмпатия Отношение к себе ПД К Эм ОС
II Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи Принятие учебной задачи Профессиональная направленность ПЗ ПН
III Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности Вводные навыки ВН
IV Информационная основа деятельности Мышление логическое Мышление (гибкость) Память вербальная Память логическая Внимание (производительность) МЛ МГ ПВ ПЛ ВП
V Управление деятельностью и принятие решений Обучаемость Произвольная регуляция деятельности Об ПРД
Для исследования уровня сформированности учебной деятельности студентов использовалась методика «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе - «КДГс» [17], направленная на диагностику ДВК и психологической структуры учебной деятельности в целом. Исследование психологической структуры учебной деятельности студентов первого курса обучения в вузе проводилось на студентах специальности «История с дополнительной специальностью психология» (20 чел.).
Результаты
Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) студентов первого курса исторического факультета педагогического вуза представлена на рисунке 1.
(ш)-(ВнП)
Рис. 1. Структурограмма ПСДу студентов первого курса исторического факультета педагогического вуза
Условные обозначения ДВК даны в таблице 1.
Уровни значимости корреляций ДВК:-Р > 0,999;-Р > 0,99;-Р > 0,95;
— — Р > 0,90;----тенденция слабой связи.
Психологическая структура учебной деятельности студентов 1 курса, представлена компонентами всех функциональных блоков, включает четырнадцать выделенных компонентов. Основные показатели развития ПСДу студентов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели развития психологической структуры учебной деятельности студентов первого курса обучения в вузе
№ Показатели развития психологической структуры учебной деятельности 1 курс
1 Количество компонентов структуры 14
2 Общее количество корреляций в структуре 14
3 Количество «сильных» корреляций ДВК (Р>0,95) 11
4 Средний вес компонента структуры (£ср.) 1,8
5 Показатель интегрированности структуры (ИКС) 13
6 Показатель дезинтегрированности структуры (ИДС) 11
7 Показатель организованности структуры (ИОС) 2
8 Количество корреляций ДВК с показателем успешности обучения 1
9 Ведущие ДВК Отношение к себе (ОС)
10 Базовые ДВК Произвольная регуляция деятельности (ПРД) Отношение к себе (ОС) Мышление гибкость (МГ)
В качестве показателя сформированности ПСДу студентов первого курса использовался интегральный показатель сформированности индивидуальной психологической структуры деятельности (индекс готовности к обучению, ИГ), который отражает уровень готовности к обучению (Н.В. Нижегородцева). Оценка сформированности ПСДу осуществлялась по методике Н.В. Нижегородцевой, Т.В. Жуковой «Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в вузе (КДГс)» [17]. Значения показателей индекса готовности к обучению у студентов 1 курса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Средние показатели индекса сформированности ПСДу студентов 1 курса
Мх СКО C
специалисты 26,70 2,68 0,71
Обсуждение результатов
В состав базовых ДВК, составляющих «ядро» психологической структуры учебной деятельности студентов и обеспечивающих ее развитие и функционирование на 1 курсе вошли «произвольная регуляция деятельности» (ПРД) (2=11), что объясняется спецификой учебной деятельности на первом курсе обучения, когда студенту необходимо проявлять способность самостоятельно управлять своей деятельностью в соответствии с поставленной задачей (Г.М. Метельская, В.И. Морсанова [23], В.А. Ляудис [22], О.А. Конопкин, Г.С. Прыгин [12] и др.) и «отношение к себе» (ОС) (2=8), «мышление гибкость» (МГ) (2=5). Эти данные согласуются с представлениями о двух линиях развития в студенческом возрасте - активного становления личности и интеллекта (Б.Г. Ананьев и др.). Следовательно, основными блоками в ПСДу на 1 курсе обучения у студентов являются «личностно-мотивационный», «качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации» и «управление учебной деятельностью».
Ведущим ДВК в ПСДу, оказывающее непосредственное влияние на успешность усвоения учебного является «отношение к себе» (ОС) (r= -0,455 при p<0,05). Таким образом, чем выше уровень развития самосознания и отношения к себе (адекватно высокий уровень), способность правильно анализировать свои действия и уверенность в своих возможностях, тем выше успешность учебной деятельности студентов 1 курса обучения в вузе. Что согласуется с данными других авторов о том, что самосознание является одним из существенных внутренних факторов, регулирующих умственную активность студента в процессе обучения, что проявляется в уровне его академической успеваемости (Ю.П. Поваренков [13], А.А. Реан [20], А.В. Якунин [23] и др.).
Сопоставление базовых и ведущих качеств в ПСДу у студентов 1 курса показывает, что ДВК «отношение к себе» (ОС) является одновременно и базовым и ведущим. Следовательно, именно это качество оказывает наиболее значимое влияние на успешность обучения.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов первого курса, сформирована, обеспечивается целостной структурой деятельностно-важных качеств, имеет достаточно организованную форму. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что в начале вузовского обучения первокурсники владеют развитой формой учебной деятельности.
Сделанный нами вывод о присущей студентам развитой форме учебной деятельности требует уточнения и ответа на вопрос: владеют ли развитой формой учебной деятельности выпускники средней общеобразовательной школы? Для ответа на этот вопрос было проведено исследование психологической структуры учебной деятельности выпускников школы, которое проводилось на школьниках 11 класса средней общеобразовательной школы № 2 г. Ярославля (58 чел.).
Результаты
Психологическая структура учебной деятельности (ПСДу) выпускников средней общеобразовательной школы представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структурограмма ПСДу выпускников средней общеобразовательной школы Условные обозначения ДВК даны в таблице 1.
Уровни значимости корреляций ДВК:-Р > 0,999; == Р > 0,99;-Р > 0,95;
— — Р > 0,90;----тенденция слабой связи.
Психологическая структура учебной деятельности выпускников средней общеобразовательной школы представлена компонентами всех функциональных блоков, включает четырнадцать компонентов.
Основные показатели развития ПСДу школьников представлены в таблице 4.
Таблица 4
Основные показатели психологической структуры учебной деятельности выпускников основной образовательной школы
№ Показатели развития психологической структуры учебной деятельности в процессе обучения 11 класс
1 Количество компонентов структуры 14
2 Общее количество корреляций в структуре 14
3 Количество «сильных» корреляций ДВК (Р>0,95) 10
4 Средний вес компонента структуры (2ср.) 1,7
5 Показатель интегрированности структуры (ИКС) 28
6 Показатель дезинтегрированности структуры (ИДС) 0
7 Показатель организованности структуры (ИОС) 28
8 Количество корреляций ДВК с показателем успешности обучения 4
9 Ведущие ДВК Вводные навыки (ВН) Коммуникабельность (К) Мышление логическое (МЛ) Память вербальная (ПВ)
10 Базовые ДВК Вводные навыки (ВН) Коммуникабельность (К) Мышление логическое (МЛ) Принятие задачи (ПЗ)
Обсуждение результатов
Базовые ДВК, составляющие «ядро» психологической структуры учебной деятельности студентов и обеспечивающие ее развитие и функционирование представлены компонентами «вводные навыки (ВН) (2=10), «коммуникабельность» (2=8), «принятие задачи» (ПЗ) (2=7), «мышление логическое» (МЛ) (2=7). Следовательно, наиболее значимые блоки в ПСДу лич-ностно-мотивационный, принятие учебной задачи, представление о содержании учебной де-
ятельности и качества, обеспечивающие прием, переработку и сохранение учебной информации. Что согласуется с представлениями о двух линиях развития в студенческом возрасте - активного становления личности и интеллекта (Б.Г. Ананьев). Приобретение знаний для школьников является непосредственной целью учебной деятельности, а способность усвоения в процессе обучения систематизированных знаний и содержательно-обобщенных способов решения учебных задач ведущей.
Ведущими ДВК в ПСДу, оказывающее непосредственное влияние на успешность усвоения учебного материала выпускников средней общеобразовательной школы являются «вводные навыки» (ВН) (г = 0,421 при р<0,01), «память вербальная» (ПВ) (г = 0,402 при р<0,01), «коммуникабельность» (К) (г= - 0,257 при р<0,05) и «мышление логическое» (МЛ) (г = 0,321 при р<0,05). Таким образом, чем выше уровень развития вербальной памяти, способности усвоения в процессе обучения систематизированных знаний и обобщенных способов решения учебных задач, а также коммуникабельность школьника, тем выше их успешность в учебной деятельности. Кроме того, «водные навыки» (ВН) являются «базой» для дальнейшего развития и рассматриваются как один из основных показателей готовности к обучению и профессиональной деятельности. (В.Н. Карандашев [9], Г.М. Метельская, В.А. Якунин [23]).
Сопоставление базовых и ведущих качеств в ПСДу у школьников 11 класса показывает, что ДВК «коммуникабельность» (К), «водные навыки» (ВН) и «мышление логическое» (МЛ) являются одновременно и базовыми, и ведущими. Следовательно, именно эти качества оказывает наиболее значимое влияние на успешность обучения.
Анализ основных показателей развития ПСДу выпускников средней общеобразовательной школы показывает, что школьники владеют развитой формой учебной деятельности.
Заключение, выводы
Полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в начале вузовского обучения (1 курс) ПСДу студентов сформирована. Психологическая структура учебной деятельности студентов первого курса обучения в вузе - это результат школьного обучения (школьно-учебная деятельность). Школьники и студенты первого курса обладают развитой формой учебной деятельности школьного типа. Компонентный состав ПСДу студентов и школьников различен и определяется содержанием и организацией обучения на разных уровнях образования. Уровень развития ПСДу школьного типа определяет уровень стартовой готовности студентов к обучению в вузе.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Вып. 2. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. С. 3-15.
2. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 2002.
3. Дьяченко, М.И. и др. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Мн.: Харвест, 2006. 416 с.
4. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс, № 9, 2001. С. 77-82.
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебн. пособие / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 480 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2002. 384 с.
7. Изотова, Е.Г. Психологическая структура учебной деятельности студентов 1-5 курсов высших учебных заведений. Дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Ярославль, 2009. 269 с.
8. Икрин, Г.В. Особенности учебной деятельности и профессионального развития личности студента. Дисс. ... канд. психол. наук. - Пермь, 1998. 160 с.
9. Карандашев В.Н. Психологические основы развития студента как субъекта учения. Дисс.. д. психол. наук. - С.-Петербург, 1994. 420 с.
10. Карпов, А.В. Теоретико-методологические основы психологического анализа педагогической деятельности [Текст] / А.В. Карпов // Психология учебной деятельности и готовности к обучению: сборник научных статей / Под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. 158 с. С. 30-47.
11. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
12. Конопкин, О.А., Прыгин Г.С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их самореализации // Вопросы психологии. 1984. №3. С. 42-53.
13. Кузнецова И.В., Поваренков Ю.П. Профессиональное развитие студентов педагогического вуза: Учебное пособие. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2003. 128 с.
14. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. 128 с.
15. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. 192 с.
16. Нижегородцева Н.В. Генезис психологической структуры учебной деятельности на разных уровнях образования // Нижегородцева Н.В., Карпова Е.В., Ансимова Н.П. Проблемы си-стемогенеза учебной деятельности: монография / Под ред. члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2009. С. 97-134.
17. Нижегородцева Н.В., Жукова Т.В. Комплексная диагностика готовности студентов к обучению в высшем учебном заведении: методические указания / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Жукова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 43 с.
18. Нижегородцева, Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. Монография. -Ярославль: Аверс Пресс, 2004.
19. Овчаров А.В. Подготовка будущих студентов педагогического вуза к обучению в условиях новых федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. // Современные проблемы науки и образования. 2012 № 2 URL: www.science-education. ru/102-5680 (дата обращения: 23.02.2015).
20. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности. (Проблем. анализ) [Текст] / А.А. Реан; Удмурт. гос. ун-т, Междунар. акад. акмеол. наук. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1994. 81 с.
21. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-81.
22. Формирование учебной деятельности студентов / Под. ред. В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.
23. Якунин В.А. Педагогическая психология. / В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.
References
1. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta // Sovremennye psihologo-peda-gogicheskie problemy vysshej shkoly / Pod red. B.G. Anan'eva, N.V. Kuz'minoj. Vyp. 2. - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1974. Рр. 3-15.
2. Bulanova-Toporkova, M.V. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: uchebnoe posobie. - Rostov n/D: Feniks, 2002.
3. D'jachenko, M.I. i dr. Psihologija vysshej shkoly / M.I. D'jachenko, L.A. Kandybovich, S.L. Kandybovich. - Mn.: Harvest, 2006. 416 р.
4. Emel'janov V.V. Studenty ob adaptacii k vuzovskoj zhizni // Socis, № 9, 2001, pp. 77-82.
5. Zeer, Je.F. Psihologija professional'nogo obrazovanija [Tekst]: uchebn. posobie / Je.F. Zeer. 2-e izd., pererab. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODJeK», 2003. 480 p.
6. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: Uchebnik dlja vuzov. Izd. Vtoroe, dop., ispr. i pererab. - M.: Logos, 2002. 384 p.
7. Izotova, E.G. Psihologicheskaja struktura uchebnoj dejatel'nosti studentov 1-5 kursov vysshih uchebnyh zavedenij. Diss. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07. - Jaroslavl', 2009. 269 p.
8. Ikrin, G.V. Osobennosti uchebnoj dejatel'nosti i professional'nogo razvitija lichnosti studenta. Diss. ... kand. psihol. nauk. - Perm', 1998. 160 p.
9. Karandashev V.N. Psihologicheskie osnovy razvitija studenta kak sub#ekta uchenija. Diss.. d. psihol. nauk. - S.-Peterburg, 1994. 420 p.
10. Karpov, A.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy psihologicheskogo analiza pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / A.V. Karpov // Psihologija uchebnoj dejatel'nosti i gotovnosti k obucheniju: sbornik nauchnyh statej / Pod red. N.V. Nizhegorodcevoj. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2010. 158 p. Pp. 30-47.
11. Klimov, E.A. Psihologija professionala [Tekst] / E.A. Klimov. - M.: Izd-vo in-ta prakt. psihologii; Voronezh: NPO «MODJeK», 1996. 400 p.
12. Konopkin, O.A., Prygin G.S. Svjaz' uchebnoj uspevaemosti studentov s individual'no-tipo-logicheskimi osobennostjami ih samorealizacii // Voprosy psihologii. 1984. №3. Pp. 42-53.
13. Kuznecova I.V., Povarenkov Ju.P. Professional'noe razvitie studentov pedagogicheskogo vuza: Uchebnoe posobie. - Syktyvkar: Komi pedinstitut, 2003. 128 p.
14. Kuljutkin Ju.N. Psihologija obuchenija vzroslyh. - M.: Prosveshhenie, 1985. 128 p.
15. Markova, A.K. Psihologija truda uchitelja / A.K. Markova. - M.: Prosveshhenie, 1993. 192 p.
16. Nizhegorodceva N.V. Genezis psihologicheskoj struktury uchebnoj dejatel'nosti na raznyh urov-njah obrazovanija // Nizhegorodceva N.V., Karpova E.V., Ansimova N.P. Problemy sistemogene-za uchebnoj dejatel'nosti: monografija / Pod red. chlena-korrespondenta RAO, doktora psiho-logicheskih nauk, professora A.V. Karpova. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2009. Pp. 97-134.
17. Nizhegorodceva N.V, Zhukova T.V. Kompleksnaja diagnostika gotovnosti studentov k obucheniju v vysshem uchebnom zavedenii: metodicheskie ukazanija / N.V. Nizhegorodceva, T.V Zhukova. - Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2012. 43 p.
18. Nizhegorodceva, N.V. Sistemogeneticheskij analiz gotovnosti k obucheniju. Monografija. - Jaro-slavl': Avers Press, 2004.
19. Ovcharov A.V. Podgotovka budushhih studentov pedagogicheskogo vuza k obucheniju v uslovi-jah novyh federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov tret'ego pokolenija // Sovre-mennye problemy nauki i obrazovanija. 2012 № 2 URL: www.science-education.ru/102-5680 (data obrashhenija: 23.02.2015).
20. Rean, A.A. Psihologija pedagogicheskoj dejatel'nosti. (Problem. analiz) [Tekst] / A.A. Rean; Udmurt. gos. un-t, Mezhdunar. akad. akmeol. nauk. - Izhevsk: Izd-vo Udmurt. un-ta, 1994. 81 р.
21. Slobodchikov V.I., Isaeva N.A. Psihologicheskie uslovija vvedenija studentov v professiju peda-goga // Voprosy psihologii. 1996. № 4. Рр. 72-81.
22. Formirovanie uchebnoj dejatel'nosti studentov / Pod. red. V.Ja. Ljaudis. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1989. 240 р.
23. Jakunin V.A. Pedagogicheskaja psihologija. / V.A. Jakunin. - SPb.: Izd-vo «Polius», 1998. 639 р. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Жукова Татьяна Вячеславовна, ассистент кафедры педагогической психологии Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского ул. Республиканская, 108, г. Ярославль, Россия e-mail: mishina_tatiana@mail.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 3534-0876
DATA ABOUT THE AUTHOR
Zhukova Tatiana Vyacheslavovna, assistant chair of educational psychology Yaroslavl State Pedagogical University them. KD Ushinskogo 108, Respublikanskaya st., Yaroslavl, Russia e-mail: mishina_tatiana@mail.ru
Рецензент:
Нижегородцева Надежда Викторовна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского