УДК 629.5.024.002
Фам Куанг Тиен
Астраханский государственный технический университет (Социалистическая Республика Вьетнам)
АНАЛИЗ СЕРИЙНОСТИ ПОСТРОЙКИ СУДОВ НА СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ВЕРФЯХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ
Фактором, влияющим на трудоемкость постройки судов, является серийность их выпуска. Освоение серий судов значительно снижает трудоемкость постройки и стоимость оснастки в сборочно-сварочном производстве (ССП) по мере увеличения количества судов в серии. Анализ производства судостроительных предприятий Социалистической Республики Вьетнам (СВР) показывает, что в последнее время на разных предприятиях страны строятся одновременно суда одинаковых проектов. При этом количество строящихся судов находится в пределах от 2 до 8 единиц (табл. 1). Таким образом, каждая верфь занимается мелкосерийной или индивидуальной постройкой судов. Это затрудняет технологическую подготовку производства, невозможно достичь устойчивости технологических процессов и использовать поточные методы производства.
Таблица 1
Серийность постройки судов на верфях СРВ
Тип судна Год Верфь
1 2 3
Сухогруз 2003 8 4 3
Контейнеровоз 2004 2 3 4
Танкер 2005 2 - 4
Рассмотрим серию из 8 сухогрузов дедвейтом 6 500 т, построенных на верфи 1 в 2003 г. В табл. 2 приведены данные по снижению трудоемкости постройки каждого судна в серии по сравнению с трудоемкостью постройки головного судна (данные по заводам СРВ), а также рассчитано суммарное снижение трудоемкости постройки серий судов от 2 до 8 единиц.
Таблица 2
Серийность постройки сухогрузов на верфи 1 в 2003 г.
№ судна в серии, 1 1 2 3 4 5 6 7 8
% трудоемкости от трудоемкости постройки головного судна 100 89 88 86 85 85 84 77
Снижение трудоемкости постройки серийного судна, % - 11 12 14 15 15 16 23
Суммарное снижение трудоемкости постройки серии из 1-х судов от трудоемкости постройки головного судна, % (интегральная сумма) - 11 22 36 51 66 82 105
Из табл. 2 имеем следующее: суммарное снижение трудоемкости постройки серии из 8 судов по сравнению с трудоемкостью головного судна составляет 105 %. При постройке восьмого судна снижение трудоемкости по сравнению с трудоемкостью постройки головного судна составляет лишь 23 %, а по данным [1] это значение может достигать 60 %, что свидетельствует о завышенной трудоемкости постройки судов в СРВ. Снижение трудоемкости постройки судов по мере освоения серии из 8 судов показано на рис. 1.
Т,, %
110 -р 105 ■100 ■95 ■90 ■85 ■80 ■75 ■70 40
Рис. 1. Серийность постройки сухогрузов дедвейтом 6 500 т на верфи 1
В то же время на верфях 2, 3 и других также строят суда того же проекта, но только сериями из 2, 3 и 4 судов. Рассмотрим серию из 4 судов: снижение трудоемкости постройки четвертого судна по сравнению с трудоемкостью постройки головного составляет 36 % (табл. 2). Следовательно, по сравнению с серией из 8 судов упущенная трудоемкость составляет 105 - 36 = 69 % трудоемкости постройки головного судна. Расчет упущенной трудоемкости из-за снижения серийности судов представлен в табл. 3 и на рис. 2 (кривая I).
Таблица 3
Упущенная трудоемкость из-за снижения серийности судов на верфях СРВ
Количество серий 1 2 3 4
Количество судов в серии 8 4 3 2
Потери трудоемкости, % - 69 83 95
Увеличение затрат на оснастку в ССП, % - 17 25 41
% от серии ИЗ 8 судов 120 т—
1
тт
II ^
^ ‘
/ ^ 4
1 2 3 4 5
Количество
серий
Рис. 2. Убытки производства из-за малой серийности постройки судов:
■ I - упущенная трудоемкость; ▲ II - увеличение затрат на оснастку в ССП
В табл. 3 и на рис. 2 (кривая II) показано также увеличение затрат на изготовление и содержание оснастки ССП из-за освоения малых серий судов по сравнению с серией из 8 судов.
Как указано в [2-4], увеличение объема партии изделий в условиях индивидуального и мелкосерийного производства позволяет применить технику серийного производства, а следовательно, повысить производительность труда и сократить продолжительность цикла изготовления. При этом технологические процессы должны разрабатываться применительно к группам деталей, узлов и конструкций, исходя из следующих принципов:
- максимальной конструктивной преемственности, основой которой является унификация деталей, узлов и конструкций;
- максимальной технологической преемственности, в основу которой должны быть положены типовые технологические процессы с типовой документацией и общим технологическим оборудованием.
Предлагаемая нами специализация верфей по типу строящихся судов вполне удовлетворяет первому принципу.
При групповом методе основным критерием определения типа производства становится степень непрерывности производства, определяющая степень его загрузки. По данным [3], применение группового метода организации ССП позволяет уже при строительстве трех судов в серии получить коэффициент непрерывности, характерный для серийного производства. Таким образом, групповой метод изготовления корпусных конструкций эффективен в условиях единичной и мелкосерийной постройки судов разных типов, характерных для судостроения СРВ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сырков А. К. Справочник по технологическому проектированию судостроительных верфей и цехов. -Л.: Судостроение, 1980. - 197 с.
2. Бойцов В. В. Механизация и автоматизация в мелкосерийном и серийном производствах: Учеб. - М.: Машиностроение, 1971. - 235 с.
3. Варварин Н. Н. Групповой метод изготовления корпусных конструкций при единичной и мелкосерийной постройке судов // Судостроение. - 1974. - № 8. - С. 38-42.
4. Митрофанов С. П. Групповая технология машиностроительного производства: Учеб. - Т. I. - Л.: Машиностроение, 1983. - 312 с.
Получено 20.11.2006
THE SERIALITY OF SHIPBUILDING ON THE SHIPYARDS OF SOCIALIST REPUBLIC OF VIET NAM
Pham Quang Tien
Serial shipbuilding considerably reduces the labor-intensiveness of building and rigging costs in the assembly-welding production of a ship in proportion to increase of number of ships in series. Lately ships of similar projects are simultaneously built at different shipyards in SRV. Total reduction of laborintensiveness of a range of 8 ships, built at the yard 1, in comparison with laborintensiveness of leading ship building amounts 105 %. During the 8th ship building reduction of labor-intensiveness in comparison with labor-intensiveness of the leading ship building amounts 23 %. Meanwhile, at the yards 2, 3 and others ships are built according to the same project, but in a range of 2, 3 and 4 ships. Total reduction of labor-intensiveness of 4 ships production, built at the yard 2, in comparison with labor-intensiveness of leading ship building amounts 36 %. In comparison with a range of 8 ships loss labor-intensiveness amounts 69 % from labor-intensiveness of leading ship building.