21 (372) - 2014
Потенциалрегиона
УДК 332.02
АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ПРОИЗВОДСТВ*
Г.И. ИДЗИЕВ,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН
Анализируется состояние элементов рыночной инфраструктуры региона с разделением на четыре крупные ее составляющие: рынки товаров, услуг, труда и капиталов, а также выявлены особенности и основные проблемы, оказывающие влияние на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в отдельном регионе.
Ключевые слова: регион, инфраструктура, рынок, конкуренция, товар, услуга, капитал
Как экономическая категория инфраструктура в настоящее время понимается как неотъемлемая часть общей конструкции экономики. Тем не менее ученые до сих пор спорят относительно содержания этого понятия и его сегментного состава. По мнению автора, такая ситуация сложилась в связи с тем, что до сих пор нет четкого разграничения между понятиями «инфраструктура рынка», «производственная инфраструктура», «рыночная инфраструктура» и «инфраструктура рыночной экономики». По мере формирования и продвижения рыночного типа экономики в России возникает объективная необходимость усовершенствования системы учреждений и организаций, обеспечи-
* Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 14-06-00066-а)
вающих свободное товародвижение и оживление услуг на рынке. Инфраструктуру рынка образуют специализированные институты рынка (их совокупность), которые создают необходимые общие условия для стабильной и бесперебойной работы системы рынков в экономике.
В течение длительного периода в научном обороте отсутствовало такое понятие, как «рыночная инфраструктура», его заменял термин «инфраструктура», в который зарубежными экономистами вкладывался рыночный смысл, а отечественные экономисты полностью исключали рыночные аспекты этого термина. Значение инфраструктуры разбиралось многими зарубежными учеными при помощи различных подходов. Наиболее известными считаются такие исследователи, как Р. Йохимсен, К. Кларк, Р. Нурке, А. Пизенти, П. Розенштейн-Родан, А. Хиршман. Инфраструктура признается этими экономистами неотъемлемой частью целостной экономической структуры, поэтому рыночный характер экономики автоматически вкладывался в понятие инфраструктуры [4].
Отечественная наука долгое время относилась к вопросам инфраструктуры экономики как к второстепенным, что повлияло на трактовку категории. Особое внимание следует обратить на труды таких отечественных ученых, как П.Я. Бакланов, И.К. Бе-
ляевский, М.П. Комаров, Н.А. Нестеров, В.Н. Стаханов, А.С. Суровцев, В.П. Федько, И.Ф. Чернявский, А.Ю. Шарипов, Р.В. Шумахов и др. [1]
При рассмотрении и анализе подходов отечественных ученых к трактовке значений понятий «инфраструктура» и «рыночная инфраструктура» можно сделать вывод, что их нельзя признать совершенными по следующим причинам:
— трактовки, данные в советский период, основывались на нерыночных подходах, для условий рыночной экономики являются малопригодными;
— на трактовки, предлагаемые современными исследователями с позиций рынка, оказано влияние старых, нерыночных взглядов;
— многие современные трактовки данных понятий носят теоретический характер, а правильность их применений для прикладных экономических исследований в этой области весьма сомнительна [5].
Автором предлагаются следующие составляющие рыночной инфраструктуры и ее элементов: производственная, кредитно-финансовая, социальная, коммерческая и информационная.
Исходя из того, что рыночные механизмы действуют равнозначно вне зависимости от масштабов анализируемой системы, выбранный подход к изучению рыночной инфраструктуры позволяет подвергать анализу данную подсистему экономики в равной степени на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях (в том числе и муниципальном).
В авторском исследовании анализируется региональный уровень экономики с разделением на
четыре крупные составляющие: рынки товаров, услуг, труда и капиталов.
Элементы рыночной инфраструктуры оказывают значительное влияние на соответствующие рынки, обусловливая результаты их деятельности и результаты развития экономики региона в целом.
Всестороннее исследование и критический анализ сущности понятий «инфраструктура», «инфраструктура рынка» и «рыночная инфраструктура» дали возможность обобщить трактовки, изложенные в трудах советских, российских и западных ученых, предложить авторское определение понятия рыночной инфраструктуры региона. Рыночная инфраструктура региона — это взаимосвязанная система определенных экономических институтов, которые действуют в рамках региональных рынков труда, услуг, капитала и товаров и выполняющих функции организации и обеспечения движения в экономике товарных и денежных потоков, выступающая в качестве подсистемы на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях и развивающаяся под воздействием конъюнктуры рынка и государственного регулирования.
Следуя этому определению, можно сделать вывод, что инфраструктуры рынков товаров и услуг, труда и капиталов являются элементами рыночной инфраструктуры. Подобное разделение оправданно существованием в рыночной экономике различных товарных и денежных потоков. Обозначенное определение региональной рыночной инфраструктуры дается с точки зрения системного подхода и рас-
Рис. 1. Региональные подсистемы рыночной инфраструктуры
52
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЦ№ И ПрШШ
сматривает рыночную инфраструктуру как единую систему взаимодействующих институтов.
Определившись с основными понятиями и терминами, перейдем к выявлению особенностей и основных проблем, воздействующих на процесс формирования институтов рыночной инфраструктуры в отдельном регионе. Рассмотрим данные процессы на примере одного из проблемных регионов Северного Кавказа — Республики Дагестан. При спаде сельскохозяйственного и промышленного производства, инфляции и большом неудовлетворенном спросе на товары роль организаций инфраструктуры товарного рынка в экономике республики существенно увеличилась. С 1992 г. торговые предприятия негосударственной формы собственности стали активно развиваться. Если в 1992 г. около 49% розничного товарооборота доводилось на негосударственный сектор, то в 2000 г. этот показатель увеличился до 74%, а с 2000 по 2011 г. — стабилизировался на уровне 81-82%. За последние годы заметные изменения произошли и в структуре розничного товарооборота. Отмечается стойкая тенденция к постепенному вытеснению импортной продукции отечественными производителями. Например, в 2000 г. на долю импортных товаров в структуре розничного товарооборота приходилось 55% (продовольственных товаров — 40% и непродовольственных — 70%), а в 2011 г. доля импорта уже составила 45% (доля непродовольственных — 65% и продовольственных товаров — 25%).
Существующие на дагестанском товарном рынке товарные потоки можно разграничить в следующем порядке:
1) транзитные товары, проходящие через территорию республики в другие регионы РФ или страны. При транзите использовалась имеющаяся в республике инфраструктура (газопроводы, нефтепроводы, энергетические коммуникации и пр.);
2) продукция дагестанских производителей, которая экспортируется в другие регионы РФ и в другие страны;
3) импорт товаров из других стран и регионов РФ для дальнейшей реализации потребителям республики через соответствующие предприятия торговли;
4) продукция дагестанских производителей, приобретаемая дагестанскими потребителями через фирменные магазины или при помощи существующей инфраструктуры рынка товаров.
Рассмотрение динамики и структуры товарных потоков по отраслям экономики дает возможность определить основных грузополучателей и грузоотправителей товарного рынка Дагестана.
Большую часть в структуре грузооборота республики захватывают частные предприниматели, что в целом для РФ нехарактерно. Например, в 2011 г. на долю предпринимателей приходилось 79,5% грузооборота и 40,1% объема грузоперевозок.
Строительные предприятия в отраслевой структуре грузооборота занимают второе место. Их доля составляла 65,4% грузооборота, а также 53,6% объема грузоперевозок (объясняется это большим весом перевозимых конструкций и строительных материалов). Грузооборот в 2011 г. по строительным предприятиям возрос более чем в 3 раза по сопоставлению с 2005 г.
А вот отправляемые и получаемые предприятиями промышленности, транспорта и сельского хозяйства грузопотоки незначительны. В целом на них приходилось в 2011 г. 34,8% грузооборота и 26% объема грузоперевозок. Такие показатели объясняются низкой активностью в экономике приведенных отраслей [2, 6, 9].
Наиболее развитым звеном в сфере инфраструктуры товарного рынка являются розничные рынки, их количество в Республике Дагестан составляет 79 (вещевые, смешанные, продовольственные и т.д.). Из них 16 — сельскохозяйственные, 26 — специализированные и 37 универсальные (табл. 1). На долю розничных рынков и ярмарок приходится 52,2% всей реализуемой продукции в республике. При этом более половины рынков (а именно 50) работают без разрешения.
Таблица 1
Розничные рынки, расположенные на территории Республики Дагестан в 2005-2011 гг., ед.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Количество вещевых, смешанных и продовольственных рынков 76 80 84 103 88 83 79
Число торговых мест 41 757 44 083 42 170 67 668 69 285 68 542 68 860
Источник: по данным Дагестанстата.
Логическим продолжением проведенного анализа выступает изучение положения на рынке услуг региона, в ходе которого отмечается возрастание роли отраслей, производящих услуги. Вместе с тем как динамично развивающаяся сфера экономики Республики Дагестан этот рынок требует обеспеченности соответствующей инфраструктурой. Решение этой важной задачи сдерживается рядом негативных факторов, в частности, высокой степенью монополизации на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи.
В 1990-х гг. в России доля сферы услуг в ВВП составляла 35%. Сейчас она составляет 58% и с каждым годом увеличивается. Но с другой стороны, роль сферы услуг в экономике не так высока, в развитых странах ее доля составляет 65% и выше. С 2000 по 2011 г. доля услуг в валовом региональном продукте Республики Дагестан постепенно увеличивалась. Наблюдается положительная динамика по оказанию услуг связи и пассажирского транспорта. Часть услуг предприятий связи и пассажирского транспорта увеличилась соответственно с 38 и 15% в 2000 г. до 54 и 22% в 2011 г. [3].
Не очень устойчива динамика услуг жилищно-коммунального хозяйства и прочих услуг. Часть услуг ЖКХ и прочих услуг менялась таким образом: соответственно 12 и 30% в 2000 г., 18 и 26% в 2005 г., 38 и 10% в 2007 г., 23 и 9% в 2008 г., 27 и 15% в 2009 г., 32 и 27% в 2010 г. Доля бытовых услуг за рассматриваемый период существенно сократилась: с 25% в 2000 г. до 22% в 2011 г.
Чтобы заставить функционировать некоторые элементы инфраструктуры, нужны услуги обеспечивающего характера: маркетинговые, рекламные, информационные, консалтинговые, сервисные и пр. В этом случае данные услуги выступают как инфраструктурные.
В целом, совокупность элементов рынка услуг можно сгруппировать по двум направлениям:
— сфера, содействующая продвижению товара от производителя к потребителю (реклама, периодические издания, телекоммуникационные сети и т.д.);
— сфера, предоставляющая консультативные услуги (консалтинговые, аудиторские компании, информационные центры).
В Республике Дагестан сфера услуг, содействующая продвижению товара, развита больше, нежели сфера, предоставляющая консультативные услуги. В республике насчитывается восемь круп-
ных рекламных компаний. Периодическая печать представлена более 50 наименований журналов и газет, телекоммуникационные сети представлены несколькими телеканалами и радиостанциями.
Что касается сферы, занимающейся консультативными услугами, она в республике практически не развита: здесь отсутствуют крупные аудиторские фирмы, которые могут предоставить одновременно три и более рабочие группы, так как в штат входят не более 12 чел., отсутствуют также узкоспециализированные фирмы, занимающиеся только определенными исследованиями (например, маркетинговыми). Таким образом, можно сделать вывод, что управленческая инфраструктура находится только на стадии становления. Также на стадии становления находится и сфера инновационных услуг.
Проведенный анализ инфраструктуры рынка услуг региона показывает, что острыми проблемами в этой сфере являются нехватка профессиональных кадров, невозможность предоставления услуг в комплексе, низкий уровень качества отдельных видов услуг, отсутствие денежных средств для содержания персонала, осуществляющего научно-методическую работу.
Основным элементом рыночной инфраструктуры в современных условиях является банковская система. В Российской Федерации по состоянию на 2011 г. зарегистрировано 1 012 кредитных организаций, из них 514 — в Москве, т.е. 50% от общего числа кредитных организаций.
Республика Дагестан традиционно занимает третье место в России по числу кредитных организаций после Москвы и Санкт-Петербурга (табл. 2). Несмотря на положительную тенденцию роста объема кредитов реальному сектору в Республике Дагестан, спрос предприятий на кредитные ресурсы удовлетворяется лишь в пределах 30-40% (в целом по России — 50%). Еще одна проблема — неравномерное распределение кредитных учреждений по городам и районам региона. В Махачкале сосредоточено около 40% от общего числа зарегистрированных в республике банковских учреждений, в то время как Цунтинский район, например, не имеет на своей территории организаций, предоставляющих банковские услуги.
Важным элементом инфраструктуры финансового рынка является страховой рынок. В 2009-2011 гг. наблюдалась тенденция к сокращению количества страховых компаний в Южном и СевероКавказском федеральных округах. Самое большое
Таблица 2
Кредитные организации, расположенные на территории Республики Дагестан в 2005-2011 гг., ед.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Количество действующих региональных кредитных организаций 36 36 36 33 32 32 31
Число филиалов (в том числе иногородних банков) 75 77 75 72 70 74 76
Всего... 111 113 111 105 102 106 107
Источник: по данным Дагестанстата.
сокращение страховых компаний коснулось Республики Дагестан (по сравнению с 2009 г. — на 26%). Основными проблемами развития страхования в регионе являются низкий уровень платежеспособного спроса, недоверие населения к страховым компаниям, низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей, неразвитость рыночных механизмов формирования, поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги.
В целом анализ инфраструктуры рынка капиталов региона указывает на низкий уровень развития, отсутствие ряда существенных инфраструктурных элементов, а также слабую ориентацию на инвестирование сбережений в экономику региона.
В республике в настоящее время рынок ценных бумаг не развит. Число профессиональных участников рынка ценных бумаг по Южному федеральному округу составляет 22, тогда как по Северо-Кавказскому федеральному округу — всего 9. Наибольшее их число в Республике Дагестан — 4, при этом из них только одна организация имеет лицензию по управлению ценными бумагами. По сравнению с другими регионами, например с Ростовской областью, где количество участников рынка ценных бумаг составляет 12, республика заметно отстает.
В условиях трудоизбыточного региона особое социальное и экономическое значение приобретает рынок труда, от деятельности которого во многом зависят занятость и материальная обеспеченность населения.
Доля продолжительности безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе в целом и в Республике Дагестан в частности превышает средний показатель по Российской Федерации. Так, доля длительно безработных (более 1 года) составляет 21,1% (по Российской Федерации — 12,2%). Из 182,2 тыс. безработных в Республике Дагестан в центрах занятости зарегистрированы только 40,2 тыс. чел., что позволяет говорить о неэффективной работе государственных центров занятости, необходимости специальной программы стимулирования
их работы. При этом в Республике Дагестан потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные службы занятости Северо-Кавказского федерального округа, — самая низкая, не учитывая Чеченскую Республику. Инфраструктура регионального рынка труда развита слабо и представлена фактически только одним государственным центром занятости. Одна из важных задач региональной политики на долгосрочную перспективу — развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда. Повышение эффективности инфраструктуры рынка труда республики — это прежде всего активная государственная политика в сфере занятости. Главным приоритетом здесь должно выступать рациональное использование трудового потенциала республики [3].
Таким образом, основной проблемой развития рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан является отсутствие взаимоувязанного функционирования всех ее составляющих в комплексе. Именно отсутствие такого комплексного развития влечет за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, в то время как успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики региона.
Основываясь на проведенном анализе, можно предложить комплекс мер организационного, экономического, институционального и правового характера, практическая реализация которых позволит повысить эффективность функционирования рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан и позитивно отразится на ходе проводимых социально-экономических преобразований.
В области инфраструктуры рынка капитала важным представляется дальнейшее развитие и совершенствование банковского сектора. Однако при сложившейся банковской системе дальнейшая деятельность становится проблематичной, так как слабость капитальной базы не способствует активному проведению банковских операций для обеспечения инвестирования в экономику респуб-
лики, своевременному исполнению принятых обязательств. Сохраняющаяся тенденция регистрации активов банковского сектора, сопровождающаяся экспансией крупнейших банков в регионы, не всегда отвечает интересам банковской системы республики, так как филиалы не располагают для этого собственной капитальной базой, а банки крупных городов не заинтересованы в инвестировании средств в регионы. К тому же при сложившейся банковской системе дальнейшая деятельность становится проблематичной, так как слабость капитальной базы не способствует активному проведению банковских операций для обеспечения инвестирования в экономику республики, своевременному исполнению принятых обязательств.
Ряд проблем в обеспечении развития присутствует и в другой группе институтов инфраструктуры рынка капитала — институтов рынка ценных бумаг. Очевидно, что фондовый рынок в республике в данный период весьма примитивен и по ограниченному диапазону участников фондового рынка, и по совокупности обращаемых ценных бумаг.
Важной тенденцией регулирования развития рынка ценных бумаг следует считать совершенствование имеющейся системы налогообложения. Законодательство о налоге на прибыль распространяется на большую часть доходов по ценным бумагам, при этом по-разному облагаются налогом доходы участников фондового рынка. К тому же имеют место и различия в налогообложении по разным ценным бумагам.
При налогообложении доходов по ценным бумагам одной из главных льгот представляется необложение доходов по государственным ценным бумагам. Такой метод не только содействует росту популярности этого фондового инструмента, но и влияет на чрезмерную концентрацию финансовых ресурсов на рынке государственных ценных бумаг, а также на снижение инвестиционной оживленности в других секторах рынка ценных бумаг.
Для повышения привлекательности ценных бумаг предприятий на республиканском уровне было бы разумным освобождение от уплаты налога сроком на пять лет с момента выхода на рынок ценных бумаг и освобождение от налога на доходы от операций с ценными бумагами всех региональных предприятий.
Для стимулирования роста российского рынка ценных бумаг государству следует максимально широко применять налоговые методы. Государство
должно строить налоговую политику в этой области, базируясь на следующих основных принципах:
— стандартизация ставок налогов и принципов налогообложения для инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также для профессиональных участников рынка;
— в целях налогообложения включение в состав затрат отрицательных разниц, образующихся при падении цен на ценные бумаги, приобретенные субъектами рынка;
— исключение налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг;
— отказ от двойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций;
— освобождение от двойного налогообложения нерезидентов, инвесторов и финансовых институтов, выступающих посредниками на рынке ценных бумаг, при наличии соглашения о предотвращении двойного налогообложения с соответствующими зарубежными странами;
— разработка льготного налогового режима, необходимого некоммерческим организациям, функционирующим как часть инфраструктуры рынка ценных бумаг;
— отказ от обложения любыми видами налогов с оборота ценных бумаг.
Все эти меры должны обеспечить приток инвестиций в реальный сектор экономики, в промышленность и вызвать рост уровня их капитализации. Кроме того, они призваны оживить рынок ценных бумаг в республике, что приведет к интенсивному перераспределению капитала в экономике региона, а это даст возможность республиканским предприятиям получить доступные финансовые ресурсы, в которых они очень нуждаются [7, 8].
Основные направления развития фондового рынка Республики Дагестан следующие:
— формирование и совершенствование инфраструктуры регионального фондового рынка;
— приложение механизмов рынка ценных бумаг для реструктуризации республиканских предприятий. Речь идет об эмиссионной деятельности акционерных обществ региона, для развития которой потребуются услуги большого количества компаний-консультантов, которые займутся изучением предприятий, оценкой их бизнеса, выполнят разработку планов реструктуризации, осуществят эмиссии и проведут размещение выпусков ценных бумаг;
— выпуск республиканских и муниципальных облигаций — ценных бумаг, обладающих мини-
мальными рисками и стабильной доходностью, размещение их на рынке;
— поддержка эмиссий акций региональных предприятий, что приведет к увеличению количества обращающихся на рынке акций;
— снижение минимальных уставных капиталов институтов фондового рынка (бирж, брокеров, дилеров);
— повышение профессионального уровня игроков фондового рынка;
— образование в республике отделения ФСФР с надзорными, регулирующими и регистрирующими полномочиями, что потребует внесения изменений в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ст. 40);
— образование в республике региональной ассоциации участников фондового рынка;
— разработка положения о республиканском центре раскрытия информации.
При условии претворения в жизнь перечисленных мер по созданию инфраструктуры фондового рынка существенно увеличится приток инвестиций в экономику региона.
Следующим направлением развития и повышения эффективности функционирования рыночной инфраструктуры региона является формирование эффективной инфраструктуры рынка товаров и услуг, в частности формирование торговых домов в регионе.
Объективная заинтересованность в государственной поддержке развития инфраструктуры товарного рынка региона определяется тремя обстоятельствами:
— идя навстречу собственным интересам, посредники должны обеспечивать потребности обслуживаемых предприятий и организаций, ориентироваться на конечные результаты и, следовательно, пользоваться поддержкой со стороны органов управления;
— органы управления координируют интересы посредников и обслуживаемых предприятий, обеспечивают взаимовыгодную экономию при взаимодействии субъектов товарного рынка;
— органы управления сами заинтересованы в развитии посреднических услуг (возможность пополнения бюджета и получения дополнительной экономии, совершенствования системы информационного обслуживания регионов с участием посредников и т.д.).
Немаловажная роль в системе сбыта должна принадлежать торговым домам и ярмаркам, пос-
кольку они тесно связаны с практическим маркетингом, и их деятельность во многом определяет регулирование товародвижения посредством исследования рынка, нахождения оптимальной цены в соответствии с характером товара и спроса на него, изучения потребностей покупателей.
Вместе с тем торговые дома как элемент инфраструктуры рынка товаров в условиях рыночных отношений необходимы в целях:
— демонополизации в сферах производства и потребления;
— установления сторонами деловых и рациональных хозяйственных связей на самостоятельной основе;
— принятия соответствующих решений производителями, посредниками и потребителями по производству и поставкам продукции;
— оптимизации товарообменных операций на межрегиональном уровне;
— раскрытия реального спроса на конкретную продукцию;
— повышения производства высококачественной продукции в соответствии с потребительским спросом и т.д.
Организационная структура торгового дома представлена на рис. 2.
Создание торговых домов будет способствовать реализации товаров местного производства, в том числе и на экспорт. Деятельность торговых домов — посредников в оптово-розничной торговле при предприятиях-производителях — приведет к сокращению издержек на сбытовые и прочие маркетинговые операции, позволит получить оптимальный эффект от основной и сбытовой деятельности. Предприятия получат возможность сэкономленные денежные средства направить на закупку новейших технологий производства, на расширение ассортимента выпускаемой продукции, что повлияет на повышение конкурентоспособности продукции.
Решение проблем занятости в регионе вплотную зависит от развитости инфраструктуры рынка труда и прежде всего от создания единого информационного пространства, способного реально оценить рынок труда. Расходы по созданию такой информационной базы следует нести государству, а исполнять работу могла бы служба статистики, подвергая рынок труда мониторингу еженедельно, а не ежегодно. По итогам исследований составляется баланс трудовых ресурсов, включая баланс в профессионально-квалификационном разрезе,
Рис. 2. Организационная структура торгового дома
который будет применяться в реальной жизни, в отличие от нынешнего отчетного документа. Исходя из полученных информационных данных, можно составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития рынка труда, вырабатывающие предложение и спрос рабочей силы в настоящий период. Кроме того, такая работа позволит вузам и средним профессиональным учебным заведениям не просто выдавать дипломы, а готовить востребованных специалистов. Только таким путем реально решить проблему трудоустройства выпускников.
Немаловажным будет и образование единого канала электронной связи «работодатель — служба занятости населения», который также сэкономит время поиска подходящей работы для незанятого населения. Эти мероприятия потребуют расходов, деньги на которые необходимо изыскать из бюджетных средств, выделяемых на содействие занятости граждан.
Еще одним направлением по улучшению ситуации на рынке труда является внедрение в регионе модульной системы профессиональной подготовки и переподготовки незанятых граждан. Модульная система дает возможность повысить качественный уровень и конкурентоспособность трудовых ресурсов на рынке труда с меньшими затратами и в кратчайшие сроки. Разница между традиционным обучением и модульной системой состоит в том, что модульная система базируется на последовательном приобретении практических навыков по соответствующей профессии непос-
редственно на конкретном рабочем месте, а также опирается на изучение стандарта необходимых теоретических и практических знаний и навыков сообразно данному модулю. Модульная система обучения обладает многими преимуществами. Это гибкость, приспособленность к меняющимся условиям; возможность непрерывного обучения. Универсальность модульной системы заключается в том, что она позволяет обучать граждан, отличающихся по уровню знаний и имеющих различную профессиональную подготовку.
Таким образом, анализ особенностей развития региональной рыночной инфраструктуры — важная составляющая часть в исследовании и прогнозировании территориального развития экономики. В Республике Дагестан необходимость формирования эффективно работающей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям современной рыночной экономики, проявляется особенно остро, так как именно она призвана способствовать закреплению положительных тенденций экономического развития региона. Создание рыночной инфраструктуры, соответствующей новым условиям и обеспечивающей стабильное функционирование экономики, содействует реализации всего потенциала рыночных отношений. Важным условием для обеспечения постоянного социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования является создание и устойчивое развитие всех системообразующих элементов рыночной инфраструктуры. Лишь наличие
и полное взаимодействие всех элементов рыночной инфраструктуры вызовут синергетический эффект.
Список литературы
1. Альбеков А.У., Федько В.П., Комарова А.М. Инфраструктура рынка: генезис проблемы. Ростов н/Д: РГЭА, 2004. 71 с.
2. Идзиев Г.И. Организационные предпосылки реструктуризации оборонных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 27. С. 27-33.
3. Идзиев Г.И. Промышленный комплекс Республики Дагестан: состояние и проблемы реструктуризации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2007. № 1.
4. Маслова И.А. Инфраструктурная концепция образования стоимости и распределение добавленной стоимости по группам экономических субъектов // Финансы и кредит. 2006. № 4. С. 46-54.
5. Суровцев А.С. Механизм формирования модели рыночной инфраструктуры информационной
экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 41. С. 64-68.
6. Хрусталёв Е.Ю. Механизмы реформирования и инновационно-технологического развития наукоемкого производственного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 9. С.2-10.
7. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Качество экономического роста и темпы развития региональных инновационных инфраструктур (на примере Краснодарского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 30. С. 26-32.
8. Хрусталёв Е.Ю., Ларин С.Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.
9. Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е. Методология и инструментарий комплексной оценки, реструктуризации и интеграции наукоемких промышленных предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 1. С. 2-17.
Region's potential
ANALYSIS OF A REGION'S MARKET INFRASTRUCTURE AND ITS ROLE IN FORMATION OF COMPETITIVE INDUSTRIES
Gadzhimurad I. IDZIEV
Abstract
The article examines the state of a region's market infrastructure dividing it into four major components: goods, services, labor and capital markets. As well, the article particularizes the main problems affecting the process of formation of market infrastructure institutions in a region.
Keywords: region, infrastructure, market, competition, goods, service, capital
References
1. Al'bekov A.U., Fed'ko V.P., Komarova A.M. Infrastruktura rynka: genezis problemy [A market infrastructure: genesis of the problem]. Rostov-on-Don, RSEA Publ., 2004, 71 p.
2. Idziev G.I. Organizatsionnye predposylki re-strukturizatsii oboronnykh predpriiatii [Organizational
prerequisites for restructuring the defense enterprises].
Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost ' — National interests: priorities and security, 2012, no. 27, pp.27-33.
3. Idziev G.I. Promyshlennyi kompleks Re-spubliki Dagestan: sostoianie i problemy restruk-turizatsii [The industrial complex of the Republic of Dagestan: the status and problems of restructuring]. Regional'nye problemy preobrazovaniia ekonomiki — Regional problems of economic transformation, 2007, no. 1.
4. Maslova I.A. Infrastrukturnaia kontseptsiia obrazovaniia stoimosti i raspredelenie dobavlennoi stoimosti po gruppam ekonomicheskikh sub"ektov [An infrastructural concept of cost formation and the distribution of value added by groups of economic entities]. Finansy i kredit— Finance and credit, 2008, no. 3, pp. 46-54.
ffomeHuiiaxpesuoHa
21 (372) - 2014
5. Surovtsev A.S. Mekhanizm formirovaniia mod-eli rynochnoi infrastruktury informatsionnoi ekonomiki [A mechanism to form a model of market infrastructure of the information economy]. Regional'naia ekonomi-ka: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2010, no. 41, pp. 64-68.
6. Khrustalev E.Iu. Mekhanizmy reformirovaniia i innovatsionno-tekhnologicheskogo razvitiia naukoem-kogo proizvodstvennogo kompleksa [Mechanisms for reforming and innovation-and-technology development of a high-tech industrial complex]. Ekonomicheskii analiz: teoriia ipraktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 9, pp. 2-10.
7. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Kachestvo eko-nomicheskogo rosta i tempy razvitiia regional'nykh innovatsionnykh infrastruktur (na primere Krasnodar-skogo kraia) [Quality of economic growth and the rates of development of a regional innovation infrastructure (a case of the Krasnodar Territory)]. Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2008, no. 30, pp. 26-32.
8. Khrustalev E.Iu., Larin S.N. Regional'nye prior-itety v razvitii innovatsionnoi infrastruktury [Regional priorities in innovation infrastructure development].
Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'— National interests: priorities and security, 2011, no. 42, pp.8-15.
9. Khrustalev E.Iu., Khrustalev O.E. Metodologiia i instrumentarii kompleksnoi otsenki, restrukturizatsii i integratsii naukoemkikh promyshlennykh predpriiatii [Methodology and tools for an integrated assessment, restructuring and integration of high-tech industrial enterprises]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2014, no. 13, pp. 2-17.
Gadzhimurad I. IDZIEV
Institute of Socio-Economic Research, Dagestan Science Centre of RAS, Makhachkala, Russian Federation [email protected]