РШШииМ 2009 август-сентябрь
Мария ДЕНИСОВА, IMS Health
Анализ рынка
ПРОШОПРОСТУДНЫХ ПРЕПАРАТОВ
Объем продаж группы противопростудных ЛС в России через розничную сеть за I квартал 2009 г. составил 2,6 млрд. руб. в розничных ценах. По сравнению с прошлым периодом (I квартал 2008 г.) рост составил 19% на фоне падения объема в натуральном выражении на 1,5%. Данная тенденция отражает общее состояние российского фармацевтического сектора в начале текущего года (рост инфляции, сокращение платежеспособного спроса и т.д.).
таблица ^ 10 ведущих фармацевтических корпораций
по объему продаж в I кв. 2009 г.
Место в рейтинге Корпорации Доля в сегменте, %
2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.
1 1 Новартис (вкл. Сандоз-Лек) 29,5 32,6
2 2 ГлаксоСмитКляйн 20,3 23,9
3 3 Бристол-Майерс Сквибб 11,8 12,8
4 5 Антивирал ЗАО 8,6 6,3
5 4 Натур Продукт 7,6 6,7
6 8 Рекитт Бенкизер 7,3 3,0
7 6 Ранбакси Лабораториз Лтд 4,5 4,2
8 9 Юник Фармасьютикал Лабораториз 3,8 2,7
9 7 Байер Хелскэр 2,4 3,2
10 10 Фармстандарт ОАО 1,7 1,8
Источник: данные IMS Health
таблица 2| 10 ведущих торговых наименований
по объему продаж в I кв. 2009 г.
Место в рейтинге Торговое наименование Доля в сегменте, %
2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г.
1 1 ТераФлю от гриппа и простуды 20,1 23,6
2 3 Антигриппин 11,3 10,7
3 2 Фервекс 10,8 11,6
4 10 Нурофен плюс 7,3 3,0
5 7 Колдрекс ХотРем со вкусом лимона 6,7 8,3
6 5 ТераФлю от гриппа и простуды Экстра 5,3 7,6
7 12 Антигриппин-Максимум 4,9 2,3
8 8 Колдакт Флю Плюс 4,5 4,0
9 7 Колдрекс МаксГрипп со вкусом лимона 3,9 4,8
10 11 Ринзасип 3,8% 2,7%
Источник: данные IMS Health
Сегмент представлен препаратами 21 фармацевтической корпорации. Большая часть объема представленных в этой группе ЛС являются импортными (рис. 1). На долю российских предприятий приходится стабильная на протяжении последних 3-х лет доля около 12% в стоимостном выражении (в натуральном выражении это составляет около 2%). Среди российских компаний бессменным лидером в данной группе является ЗАО «НПО «Анти-вирал».
Основную массу противопростудных препаратов составляют ЛС на основе парацетамола (около 85%). Они представлены в основном в удобной для приема форме — порошки для приготовления растворов (около 70%). Шипучие таблетки, капсулы, таблетки занимают сопоставимые доли около 10% каждая. Препараты для детей представлены таблетками и порошками для приготовления растворов, их доля в сегменте составляет около 3%. Наибольший темп роста в продажах продемонстрировали: среди иностранных компаний «Рекитт Бенкизер» (+190% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), среди отечественных — ЗАО «НПО «Антивирал» (+61%). Успех этих компаний обеспечили удачные промоции ведущих торговых марок (табл. 2). Наиболее негативные тенденции показали «ЮниФарм ИНК» и «Татхимфарм-препараты» КПХФО. В I квартале 2009 г. в продаже было 33 торговых позиции ЛС различных производителей и различных форм выпуска. Наиболее активный рост продемонстрировали: среди отечественных препаратов — Антигриппин-Максимум, ЗАО «НПО «Антивирал», поднявшийся с 12 места в 2008 г. на 7 место 2009 г., среди зарубежных препаратов — Нурофен плюс, «Рекитт Бенкизер» (10 место в 2008 г. и 4 место в 2009 г.).
35
август-сентябрь 2009 PEMtQUUM
рисунок 1
Структура сегмента противопростудных ЛС по стране происхождения, I кв. 2009 г.
1 — Россия, 12,2%
2 — Великобритания, 27,7%
3 — Германия, 0,6%
4 — Индия, 8,8%
5 — США, 13,6%
6 — Франция, 7,6%
7 — Швейцария, 29,5%
Источник: данные IMS Health
рисунок 2
Структура сегмента противопростудных ЛС по лекарственной форме, I кв. 2009 г.
1 — таблетки, 10%
2 — капсулы, 11,7%
3 — таблетки шипучие, 7,6%
4 — порошок для приготовления
раствора для приема внутрь, 70%
5 — сироп, 0,7%
Источник: данные IMS Health
5
1
1
2