Анализ рынка природного газа как альтернативного вида моторного топлива
Тимирханова Лейсан Фаннуровна
ассистент кафедры, кафедра экономики нефтяной и газовой промышленности ФГБОУ Российский Университет Нефти и Газа им. И.М. Губкина, [email protected]
Наличие и относительно низкие цены на природный газ в России в условиях постоянно меняющейся ситуации спроса и предложения дизельного моторного топлива и автомобильного бензина , а также постоянно растущей конкуренции на мировых рынках минеральных ресурсов, где российская продукция занимает значительную долю, делают наибольший акцент на задаче ускоренного перехода нефтяного автомобильного транспорта на газовое топливо. Актуальность исследования и проблема развития газомоторного топлива в России заключается в том, что несмотря на неоспоримые преимущества газомоторного топлива, масштабного перехода на газомоторные виды транспорта до сих пор нет, развивается данный сегмент только в отдельных регионах страны.
Ключевые слова: газомоторное топливо, компримированный природный газ, автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, альтернативное топливо, автомобили, выбросы вредных веществ, традиционное топливо, проблемы развития, рынок газомоторного топлива, эконометрическая эффективность, частные инвестиции в газомоторный сектор.
Мировой спрос на первичные энергоресурсы продолжает расти, хотя рост сдерживается экономическими, технологическими и политическими факторами.
На протяжении многих десятилетий в мировом спросе и предложении первичной энергии доминировали уголь, нефть и газ. Доля ископаемого топлива в общем объеме спроса на первичную энергию (ТРБО) в конце 1990-х годов упала ниже 87%.
По данным ведущих международных организаций, мировые доказанные запасы природного газа в 2018 году составят 185-210 трлн м3. Столь значительный разброс значений обусловлен отсутствием единого подхода к классификации запасов углеводородов в разных странах. Запасы газа неравномерно распределены по регионам мира. Около 40% мировых доказанных запасов сосредоточено на Ближнем Востоке, чуть более 30%-в Европе и бывшем Советском Союзе, 10% - в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 75% мировых запасов сосредоточено в десяти странах. Крупнейшие запасы газа сосредоточены в России, Иране и Катаре. В результате национальные нефтегазовые компании также контролируют более 75% мировых доказанных запасов газа. (табл.1)
Таблица 1
Анализ мирового рынка газа - рейтинг стран по запасам,
Доказанные запасы природного газа, трлн м3 Добыча природного газа, млрд м3 Потребление природного газа, млрд м3
1 Россия 35,0 США 734,5 США 739,5
2 Иран 33,2 Россия 635,6 Россия 424,8
3 Катар 24,9 Иран 223,9 Китай 240,4
4 Туркменист ан 19,5 Канада 176,3 Иран 214,4
5 США 8,7 Катар 175,7 Япония 117,1
6 Саудовская Аравия 8,0 Китай 149,2 Канада 115,7
7 Венесуэла 6,4 Норвегия 123,2 Саудовская Аравия 111,4
8 ОАЭ 5,9 Австралия 113,5 Германия 90,2
9 Китай 5,5 Саудовска я Аравия 111,4 Мексика 87,6
10 Нигерия 5,2 Алжир 91,2 Великобритан ия 78,8
Источник: ВР
X X О го А С.
X
го т
о
Рост мирового потребления природного газа обусловлен в первую очередь следующими факторами:
• экономический и демографический рост, что приводит к увеличению энергопотребления в целом;
• повышение внимания к проблеме изменения климата и принятия соответствующих целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов, а также
м о
о
см
О Ш
т
X
<
т о х
X
приоритетных направлении государственного регулирования в сфере использования газа;
• политика ряда стран (в частности Китая) по сокращению доли угля в производстве энергии в связи с тяжелой экологической ситуацией;
• конкурентоспособность газа по сравнению с другими источниками энергии;
В настоящее время наблюдается глубокая структурная трансформация мирового энергетического рынка. Растущая роль природного газа является одной из ме-гатенденций последних лет.
Во многих странах природный газ неуклонно превращается в перспективное моторное топливо для легкого и пассажирского транспорта, легких коммерческих и универсальных транспортных средств, шахтных машин и оборудования, таких как самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, дробилки и др. Но моторные топлива, получаемые из нефти, обладают более широким распространением для транспортных средств в силу удобства транспортировки. Тема использования природного газа в качестве топлива для транспорта часто затрагивается в ряде научных трудов и стратегических планах государственных органов и имеет значительные перспективы развития. Проведя сравнительный анализ объемов потребления и количества газомоторного оборудования, четких выводов и закономерностей установить не удалось (рис 1).
Рис. 1 Мировая газомоторная статистика Источник: составлено автором
Например, лидерами по объему и количеству является крупный ресурсовладец - Иран, и крупнейших импортер природного газа -Китай. Если смотреть на инфраструктуре США значительное количество газозаправочных станций в противовес, небольшому количеству автопарка. Возможно, данная стратегия направлена на развития рынка автотранспорта, используемого газобаллонного оборудования.
- Л*г> "зь:» автомобили Грро&ыегрро&ики
-Автобусы ——Итого
Рис. 2. Наличие транспортных средств по всей Российской Федерации в 2018г
Источник: составлено автором по данным МВД России
Говоря о секторах использования газомоторного топлива, прежде всего, нужно рассмотреть перспективы и барьеры повсеместного использования.
Российский автопарк имеет стабильную тенденцию к росту, особенно динамично растет показатель количество легкого транспорта (рис 2).
Логично будет сделать вывод, что раз растет количество автомобилей, значит есть экономические стимулы для использования собственного автомобиля на газомоторном топливе, но фактическая ситуация оказывается прямо противоположной. На сегодняшний момент существуют сильнейший тренд по удорожанию топлива (рис 3). Система ценообразования на топливо контролируется государством. Были приняты меры со стороны Правительства РФ в 2019 году. О контроле цен на бензин и дизтопливо на розничном и мелкооптовом рынках вер-тикально-интергированные нефтяные компании (ВИНКи), Правительство РФ в лице Министерства Энергетики РФ и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) договорились осенью 2018. В рамках такого соглашения стороны подписали документ, в котором обозначены максимальные цены на Аи-92, Аи-95 и дизтопливо. Также предусмотрена индексация цен на топливо с января 2019 года в размере инфляции. Договоренности, помимо этого, предусматривают ежемесячное увеличение поставок топлива на внутренний рынок для избежания дефицита. Соглашение было рассчитано до апреля, однако в конце марта было решено продлить его действие до 1 июля 2019 года.
В нефтяных компаниях роль сдерживающего фактора в ценах на бензин играет демпфирующий акциз — механизм субсидирования цен на топливо на внутреннем рынке . Изначально было задумано , что при дости -жении экспортными ценами заданного уровня государство компенсирует нефтяникам из бюджета порядка 60% потенциальной недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок. Однако, по мнению экспертов, на деле механизм демпфера был слабо проработан и действовал неэффективно. В этом году на компенсацию выпадающих доходов нефтяникам из Фонда национального благосостояния (ФНБ) будет выделено 400-450 млрд рублей, уточняли в пресс-службе Министерство Финансов РФ.
«Применение таких параметров (демпфера как в 2019 году) в 2020 году при высоких ценах на нефть приведет к выплатам компенсации нефтяным компаниям из ФНБ в размере 1,7 трлн рублей. Поэтому договоренности по демпферу на 2020 год пока не достигнуты», — уточняли в Министерстве Финансов РФ в апреле 2019 года.
Рис. 3 Динамика стоимости топлива в РФ Источник: ФАС
Растут и показатели ухудшения окружающей среды (рис. 4). Автомобильный транспорт занимает первое место как источник загрязнения атмосферы в мегаполисах. Ежегодно в России от ядовитых веществ в воздухе погибает полмиллиона человек. По объемам выбросов автотранспорт уступает только нефтеперерабатывающей промышленности.
• внутренние барьеры к переходу на газомоторного топлива (ошибочное мнение о дорогивизне/ проблематичности/опасности использования газобаллонного оборудования в автомобилях);
Рис. 4 Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта тыс. Тонн Источник: Минздрав РФ
Таким образом, и с точки зрения экономики и экологии существуют огромные предпосылки перехода с бензиновых и дизельных автомобилей на альтернативные виды топлива, в том числе на газомоторное топлива. Однако данные МВД РФ и Росстата показывают примерно одинаковые данные из года в год по увеличению количества автомобилей использующих газомоторное топливо.
Рис.5 Российский парк автотранспорта и потребления топлива,% 2018 Источник: МВД РФ
При разборе факторов влияющих на уровень потребления и количество автомобилей использующие газомоторное топливо можно вывести следующие наиболее важные критерии для РФ:
• недостаточный ассортимент автомобилей изначально спроектированных к использованию газомоторного топлива
• слабое развитие сеть АГНКС (рис 6)
• недостаток информации у населения об эффективности газомоторного топлива
Рис. 6. Карта АГНКС России
Источник: Газпром Газомоторное топливо
Вопросы повышение числа газобаллонного оборудования и увеличение перехода на газомоторное топливо решаются в ближайшем будущем в синергии с бизнесом и государством.
Меры, которые могут быть предприняты для увеличения количество автомобилей, использующих газомоторного топлива:
1. Популяризация газового топлива среди населения при помощи специализированных передач, конкурсов и т. д.
2. Поиск новых потребителей газомоторного топлива в сфере общественного транспорта, сельского хозяйства, подведомственных государственных органов и частного бизнеса.
3. Увеличение государственных программ по стимулированию использования газомоторного топлива в виде субсидий, налоговых льгот для физических и юридических лиц, желающих перейти на газобаллонное оборудование.
4. Организовать рабочую группу, принимающую обратную связь от существующих и будущих потребителей, в целях решения возникающих проблем при переходе или использовании газомоторного топлива для своих автомобилей.
Данные предложения необходимо оцениваться с точки зрения экономической эффективности инвестиций.
Литература
1. Афанасьев В.А. Нефтегазовый комплекс: производство, экономика, управление: учебник для вузов / под ред. В.Я. Афанасьева, Ю.Н. Линника. - Москва: Экономика, 2014. - 717 с.
2. Беляев С.В., Давыдков Г.А. Проблемы и перспективы применения газомоторных топлив. Resources and technology. Том 8, 2010. Стр. 13-16.
3. Грызова И.И., Пельменёва А. А. Новые тренды в развитии сферы нефте- и газопродуктообеспечения / XII Всероссийская научно-техническая конференция «Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России» - 12-14 февраля 2018. - С. 424 //
4. Макарова И.В., Хабибуллин Р.Г., Габсалихова Л.М., Валиев И.И. Перспективы и риски перевода автомобильного транспорта на газомоторное топливо // фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-6. - с. 1209-1214
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
to
5. Тарасов П.И.1, Хазин М.Л.2, Фурзиков В.В.3 Горная промышленность издательство: Научно-производственная компания "Гемос лимитед" (Москва) Применение природного газа в качестве моторного топлива техники горнодобывающих предприятий
6. Тимирханова Л.Ф. Анализ потенциального перехода автотранспорта на альтернативное газомоторное топливо по субъектам РФ/ XII Всероссийская научно-техническая конференция «Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России» - 12-14 февраля 2018. - С. 489 //
Analysis of the natural gas market as an alternative type of
motor fuel Timirkhanova L.F.
Russian University of Oil and Gas named after them Gubkina The presence and relatively low prices for natural gas in Russia in the context of the ever-changing situation of demand and supply of diesel fuel, as well as the ever-growing competition in the world markets of mineral resources, where Russian products occupy a significant share, place the greatest emphasis on the task of accelerating the transition of oil road transport to gas fuel. Key words: gas motor fuel, compressed natural gas, automobile gas-filling compressor stations, alternative fuel, cars, hazardous emissions to the atmosphere, conventional fuel, development problems, market of gas motor fuel
References
1. Afanasyev V.A. Oil and gas complex: production, economics, management: textbook for high schools / ed. V.Ya. Afanasyev, Yu.N. Linnik. - Moscow: Economics, 2014 .-- 717 p.
2. Belyaev S.V.,Davydkov G.A. Problems and prospects of the use of gas engine fuels. Resources and technology. Volume 8, 2010. Page 13-16.
3. Gryzova II, Pelmeneva A. A. New trends in the development of oil and gas products / XII All-Russian scientific and technical conference "Actual problems of the development of the oil and gas complex of Russia" - February 12-14, 2018. - P. 424 //
4. Makarova I.V., Khabibullin R.G., Habsalikhova L.M., Valiev I.I. Prospects and risks of converting automobile transport to NGV fuel // fundamental research. - 2013. - No. 10-6. - from. 12091214
5. Tarasov P.I.1, Khazin M.L. 2, Furzikov V.V.3 Mining publishing house: Scientific-Production Company "Gemos Limited" (Moscow) The use of natural gas as a motor fuel for mining equipment
6. Timirkhanova L.F. Analysis of the potential transition of vehicles to alternative gas engine fuel by constituent entities of the Russian Federation / XII All-Russian Scientific and Technical Conference "Actual Problems of the Development of the Oil and Gas Complex of Russia" - February 12-14, 2018. - P. 489
о
es
О Ш
m
X
<
m о x
X