Анализ рынка кредитных карт ведущих банков России Änalysis of the credit card market top Russian banks
Уляшев Иван Юрьевич
аспирант кафедры маркетинга и предпринимательской деятельности
экономического факультета Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
e-mail: [email protected] Шерегов Николай Александрович
к.э.н., доцент,
заведующий кафедрой маркетинга и предпринимательской деятельности
экономического факультета Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
e-mail: sheregov1@mail . ru Семеген Руслан Несторович аспирант кафедры маркетинга и предпринимательской деятельности
экономического факультета Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
e-mail: [email protected]
Ulyashev Ivan
Department of Marketing and Entrepreneurial of the Faculty of Economics,
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
e-mail: [email protected] Sheregov Nicholay PhD, Assistant Professor,
head of department of marketing and entrepreneurship Economics Department,
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
e-mail: [email protected] Semegen Ruslan
Department of Marketing and Entrepreneurial of the Faculty of Economics,
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье мы сконцентрируем наше внимание на кредитной карте, как на банковском продукте. На основании статистических данных выделим наиболее крупных игроков данного рынка в России. В дальнейшем проанализируем основные условия по данным картам у ведущих банков России, а также на основании опроса, определим удовлетворенность держателей кредитных карт того или иного банка.
Summary
In this article, we focus our attention on the credit card as a bank product. Based on the statistical data we select the largest players in this market in Russia. In the future, analyze the basic conditions according to the cards from the leading Russian banks, as well as on the basis of the survey, we define the satisfaction of the credit card holders of a bank.
Ключевые слова: банковская пластиковая карта, кредитная карта, кредит, кредитный лимит, эмиссия, кросс-продажа, льготный период, анализ рынка.
Key words: bank cards, credit card, credit, credit limit, emission, x-sale, grace period, аnalysis of the market.
Банковская пластиковая карта - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу производить оплату товаров и услуг в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Банковские карточки появились в середине прошлого века и в настоящее время получили широкое распространение в более чем 200 странах мира [1, 2], стали неотъемлемым атрибутом современной цивилизации. Банковские карточки выступают в
качестве важнейшего элемента электронных банковских систем, вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги. Рассмотрим основные виды банковских карт
Расчётная (дебетовая) карта предназначена для совершения операций
её держателем в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом
суммы денежных средств (расходного лимита), расчёты по которым
осуществляются за счёт денежных средств клиента, находящихся на его
банковском счёте, или кредита, предоставляемого кредитной организацией-
эмитентом клиенту в соответствии с договором банковского счёта при
недостаточности или отсутствии на банковском счёте денежных средств
(овердрафт). Отсутствие необходимости тщательной проверки личности и
изучения кредитной истории владельца карты упрощает процесс ее
оформления и снижает стоимость обслуживания. На остаток средств на счёте
начисляются проценты, как на обычном банковском вкладе.
Кредитная карта предназначена для совершения её держателем
операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств,
предоставленных кредитной организацией-эмитентом клиенту в пределах
установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Банк устанавливает лимит исходя из платёжеспособности клиента. На
остаток средств на счёте также начисляются проценты, но они, как правило,
на порядок ниже комиссии при овердрафте.
Предоплаченная карта предназначена для совершения её держателем
операций, расчёты по которым осуществляются кредитной организацией-
эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя к
кредитной организации-эмитенту по оплате товаров (работ, услуг,
результатов) или выдаче наличных денежных средств.
Многие банки стали выпускать виртуальные карты. Виртуальная
карта является дебетовой, но расплачиваться при помощи такой карты можно
только через Интернет. Владельцы таких карт не могут получать наличные
денежные средства через банкоматы и терминалы, за исключением случая
закрытия карты в банке. В этом случае владельцу возвращается остаток
средств на счёте за вычетом комиссий по закрытию, если таковые предусмотрены договором.
Кредитная карта может заменять потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании, и возможность постоянного возобновления кредитной линии (установленного банком для данного клиента максимального размера кредита) после очередного погашения кредита.
Первые платежные карты Diners Club [3] были кредитными. В России эволюция карт пошла обратным путем. Основным видом карт, эмитируемых российскими банками до недавнего времени, были дебетовые. Основной объём эмиссии до сих пор приходится на карты, выпускаемые в рамках, так называемых зарплатных проектов, когда карта выступает в качестве инструмента для выплаты заработной платы сотрудникам организаций-клиентов банка. Розничные карты в карточных портфелях основной массы банков составляют значительно меньшую часть, хотя они не менее интересны банкам за счет их большей ориентированности на торгово-сервисные компании.
Эмиссия кредитных карт выгодна банкам по следующим причинам:
• банк испытывает меньшую необходимость в разветвленной сети отделений для операций с денежными средствами, так как большую часть этих операций (оплата товаров и услуг, получение/внесение наличности на
счёт) клиент может провести самостоятельно;
• карточные операции в большей степени автоматизированы по
сравнению с операциями по классическим кредитам (снижается себестоимость);
• карточные кредиты — более доходный продукт по сравнению с классическими кредитами, за счет дополнительных операционных комиссий, возникающих в процессе обслуживания карты (платы за годовое
обслуживание, выдачи наличных, предоставление выписок и копий чеков и т. п.). Эти комиссии незаметны и не раздражают клиентов, у клиента есть выбор (например, не снимать наличные, а оплатить покупку картой), и при достаточном объёме эмиссии представляют значительную статью доходов банка.
На основании данных об объемах задолженности по картам и количестве кредитных карт в обращении [4 - 7] в таблицах 1 и 2 проранжированы наиболее крупные игроки данного рынка.
По показателю задолженности по кредитным картам Сбербанк существенно опережает своих конкурентов. Сбербанк обладает крупнейшей клиентской базой, в которую входят владельцы не только кредитных карт, и одной из наиболее доступных и привлекательных линеек кредитных карт. В 2013 году темпы прироста количества кредитных карт в обращении у Сбербанка составили 42,4%, у Альфа-банка - 34,3%. Отмечается высочайшая медиа-активность [8] Сбербанка, использование различных способов продаж кредитных карт. Все это характеризует высокий потенциал продаж кредитных карт Сбербанка, в том числе, кросс-продаж.
Суть кросс-продаж заключается в следующем. Если клиент оформляет ипотеку, автокредит, другие кредитные продукты, имеет зарплатную карту, пользуется любыми другими услугами банка, тогда в "подарок" клиенту настойчиво рекомендуют кредитную карту - простой и доступный источник заемных средств. Условия по таким картам могут быть различными.
В таблице 3 приведены основные характеристики по использованию кредитных карт крупнейших банков.
Основные характеристики кредитных карт крупнейших банков РФ (2013-14 гг.)
№ Наименование банка Основные средние показатели по кредитным картам банка
Кредитный лимит новым клиентам (тыс. руб.) Годовая % ставка, миним./ наиболее распр остр. Годовое обслужив ание Комиссия за обналичива ние Льготный (беспроцентн ый) период способ/ место получения Срок рассмотрения заявки Время оформлен ия заявки Способ информиро вания о решении
1 Сбербанк России 30 - 100 17,9% / 24% 750 руб. 3% 50 дней Банк 1-3 дня 30 мин смс/звонок
2 Банк Русский Стандарт 30 - 80 28% / 39% 600 руб. 4,9% 55 дней Банк 1 день 20 мин смс/звонок
3 Банк ВТБ 24 50 - 150 17% / 20% 750 руб. 4,5% 50 дней Банк 2-3 дня 30 мин смс/звонок
4 Альфа-Банк 20 - 70 19% / 24% 600 руб. 3,5% 60 - 100 дней Банк 2-5 дней 30 мин смс/звонок
5 Банк Авангард 20 - 50 15% / 23% 600 руб. 3% 50 - 200 дней Банк 2-7 дней 20 мин смс/звонок
6 Банк Тинькофф Кредитные Системы (ТКС) 20 - 70 24.9% / 34% 590 руб. 2,9% + 290 руб. 55 дней Предств итель банка 2-5 дней 20 мин смс/звонок
7 Национальный Банк Траст 30 - 100 27% / 35% 1000 руб. 4,9% 55 дней Банк, почта 1 день 20 мин смс/звонок
8 Банк Хоум Кредит 50 17,9% / 35% 0 руб. 299 руб. 51 дней Банк, почта 1-2 дня 5-10 мин смс/звонок
9 СШ-Банк 20 - 70 27% / 30% 950 руб. 3,5% 50 дней Банк 5-14 дней 20 мин смс/звонок
10 Ренессанс Кредит Банк 10 - 50 15% / 30% 900 руб. 1-й год бесплатно 3,9% 55 дней Банк, сотрудни к, почта 1 день 20 мин смс/звонок
11 ОТП Банк 40 - 90 26,9% 600 руб. 3,9% 55 дней Банк, почта 1-3 дня 20 мин смс/звонок
Используют разные способы и инструменты продажи кредитных карт:
- кросс-продажи (наиболее распространены);
- почтовая рассылка уже выпущенных кредитных карт, когда необходима лишь их активация, приглашение в отделение для оформления карт бывших и настоящих клиентов;
- СМС-рассылка с предложениями оформления карт со стороны банка либо компаний-партнеров, предоставляющих скидки по кредитной карте;
- продажа карт через интернет (банком ТКС).
Банк ТКС, не имея отделений и банкоматов, в сравнении с другими банками РФ, по показателю задолженности по кредитным картам за 2014 год вышел на 2-ое место. Кредитные карты банк продает через интернет, доставляет их клиентам в удобное для них место и время.
Отмечается высокая медиа-активность практически всех рассматриваемых банков. Альфа-банк проводит на постоянной основе акции в целях повышения лояльности клиентов.
Кредитные карты имеют различные дополнительные опции.
Таблица 4.
Удовлетворенность клиентов картами по результатам уличного опроса и дополнительные опции кредитных карт крупнейших банков РФ
№ Наименование банка Удовлетв ореннос ть Доля среди опрошенн ых Дополнительные опции
1 Сбербанк России 88% 49% Скидки у партнеров и другие опции
2 Банк Русский Стандарт 85% 10% Скидки у партнеров, 3% годовых на размещенные средства, собственный дизайн карты
3 Банк ВТБ 24 85% 10% Скидки у партнеров по наиболее распространенной карте «Классическая» и др.
4 Альфа-Банк 80% 7% Скидки у партнеров, бонусы «М-видео» и др.
5 Банк Авангард 85% 4%
6 Банк ТКС 50% 2%
7 Национальный Банк Траст 70% 4% По карте «Экспресс» начисление на остаток собственных средств: 0,1% - до 30 т.р.; 5% - от 30 т.р. до 1 млн р.; 9% - свыше 1 млн р.
8 Банк Хоум Кредит 80% 3% Скидки у партнеров
9 Citi-Банк 85% 3% Возврат 1% средств от покупок (за минусом НДФЛ), скидки у партнеров, возврат 1% средств от покупок, накопление миль и бонусов
10 Ренессанс Кредит Банк 85% 4% Возврат от 1% до 10% денежных средств от покупок, но не более 1000 р.; встроен чип
11 ОТП Банк 75% 2%
Можно сделать вывод, что уровень привлекательности и лояльности клиентов, продаж кредитных карт зависит от следующих факторов:
- доступность и простота оформления карт, использование различных способов и инструментов продажи;
- удовлетворенность клиентов;
- использование дополнительных опций:
• получение скидки или накопление баллов у компаний-партнеров, (кобрендинг, когда компаниями-партнерами могут быть магазины бытовой техники, одежды, салоны красоты, фитнес-клубы, автозаправочные станции, авиакомпании, позволяющие накапливать мили, и т.д.),
• начисление дохода (Cash-back) на собственные денежные средства на кредитной карте, зависящего от годовой процентной ставки банка,
• индивидуальный дизайн карты,
• распространение льготного периода на снятие наличных денежных средств,
• бесплатное СМС-информирование,
• бесплатное годовое обслуживание карты, либо бесплатный только первый год,
• длительный льготный период (до 100 дней - Альфа-банк, до 200 дней - Авангард банк),
• встроенный в кредитную карту бесконтактный чип,
- высокая медиа-активность банков и их партнеров;
- проведение различных акций и розыгрышей призов среди держателей карт на постоянной основе;
В заключении приведем результаты масштабного опроса о требованиях клиентов к кредитным картам в США. Опрос проводился среди 1 миллиона американских потребителей и отдельно было опрошено 2000 интернет-пользователей.
Почти 7 из 10 владельцев кредитных карточек полагают, что низкая процентная ставка и отсутствие ежегодной платы - самые важные условия выбора карты. На выбор карты влияет наличие выгодной программы бонусов. Возврат наличных денег является привлекательным для 57% опрошенных владельцев кредитных карточек. Потребители также отдают предпочтение бонусам: на авиабилеты (10%), на бензин (5%), в виде различных товаров (13%).
Список источников:
1. Информационный портал о банках и банковских услугах / "Р ейтинг крупнейших российских банков на рынке кредитных карт по итогам 2013 года". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.banki.ru/news/research/? id=4961351
2. Сайт банка Тинькофф Кредитные системы (аналитика, статистика) / "Рынок кредитных карт России, II квартал 2013 года". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://static.tcsbank.ru/news/2014/2014-04-
30_credit-card-market.pdf
3. Экономический интернет-журнал "Nota Bene" / "Расчеты с
использованием банковских карт". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.nbene.narod.ru/fin/ffin3.htm
4. Искандаров А. М. Опыт и перспективы развития рынка пластиковых
карт в России // журнал "Проблемы современной экономики" №2 (22) 2011
5. Сайт ЦБ РФ / "Количество банковских карт, эмитированных
кредитными организациями, по типам карт". [Электронный ресурс]. Режим
доступа: URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=psRF
6. Сайт экономического интернет журнала "Webeconomy" / "Рынок
кредитных карт". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=969&type=news
7. Аналитический новостной сайт российской медиагруппы
"РосБизнесКонсалтинг". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.rbc.ru
8. Сайт международной исследовательской компании "TNS Gallup Media" / Рейтинг ТОП-20 банков-рекламодателей . [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.tns-global.ru/rus/index.wbp