рейтинг консультантов
анализ рынка консалтинговых услуг
за 2003 и 2006 годы
На сегодняшний день общедоступным отражением
_конкурентных позиций консалтинговых компаний, помимо
_маркетинговых исследований рынка, являются рейтинги.
Эта систематизированная информация позволяет оценить
_конкурентоспособность фирм. С помощью рейтингов
_можно прогнозировать и некоторые тенденции
__развития рынка консалтинговых услуг.
Рубина Э.Ю.
аспирантка кафедры корпоративного управления Московской финансово-промышленной академии
Категории
консалтинговых компаний
Уже несколько лет агентство «Юниправэкс» составляет рейтинги консалтинговых компаний, действующих на российском рынке.1 Позиция компании в рейтинге определяется на основе комплекса простых и интегрированных показателей.
К простым показателям относятся срок работы на рынке бизнес-услуг, а также данные, характеризующие персонал (количество штатных сотрудников, специалистов, имеющих официальный квалификационный документ; число привлекаемых экспертов, аналитиков).
К интегрированным показателям относятся корпоративная категория, индексы внешнего
и внутреннего корпоративного ресурса.2 Корпоративная категория содержит информацию о том, на каких рынках работает компания. К категории А относятся предприятия, которые имеют филиалы, представительства и пр., и осуществляют свою деятельность как на территории России, так в странах СНГ и дальнего зарубежья.
1 Боброва И., Зимин В. Право на советы. // Финансовые известия. - 2003. №112.
2 Там же.
е предпринимательство, 2008, № 9 (2)
К категории Б относятся компании, функционирующие в своем федеральном округе и на всей территории России. К категории В относятся организации, которые осуществляют деятельность только в своем округе. Индекс внутреннего корпоративного ресурса и внешнего корпоративного ресурса по существу представляют собой оценку этих показателей самим агентством «Юниправ-экс».
Проанализируем совокупность компаний, представленных в рейтинге, сопоставив срок присутствия на рынке бизнес-услуг и корпоративную категорию.
В 2006 г. в рейтинге участвовало 162 предприятия, в то время как в 2003 всего 89. Следовательно, рост числа организаций, обладающих различными категориями в 2006 г., отражает не только их естественное движение из одной категории в другую, но и простое увеличение числа компаний, участвовавших в рейтинге.
Изменение картины за 4-летний период
Категория А - самая многочисленная. Компании категории А, как в 2003, так и в 2006 году лучше всего представлены на московском рынке. В 2003 году из 43 организаций, присутствовавших здесь, 19 (44%) имели категорию А, а в 2006, из 76 - 62 (82%). Второе место по приросту компаний категории А занимает Приволжский федеральный округ (ПФО), где в 2006 г. к ней отнесены 17 из 21. В 2003 г. там действовало всего 5 организаций, из которых ни одна не принадлежала к категории А.
Третье место по аналогичному приросту занимают такие округа, как Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), Уральский федеральный округ (УФО), Центральный федеральный округ (ЦФО) без Москвы, Сибирский федеральный округ (СФО) и Южный федеральный округ (ЮФО). В них в течение анализируемого периода появилось в категории А от 4 до 9 компаний.
с помощью рейтингов можно прогнозировать некоторые тенденции развития рынка консалтинговых
услуг
консалтинг
корпоративная
категория
содержит
информацию
_о том, на каких
.рынках работает
_компания
И последнее, четвертое место по приросту компаний категории А занимает Дальневосточный федеральный округ (ДФО). В нем прибавилась всего одна организация.
В целом количество компаний в категории А в 2006 г. составило 122, что почти в 5 раз больше, чем было в 2003 г. Это означает, что российские консалтинговые организации начали активно выходить на внешний рынок. В категории Б в регионе Москва ситуация сложилась по другому. Если в 2003 г. к ней принадлежало 19 компаний, то в 2006 уже только 13. В СЗФО и УФО количество организаций категории Б не изменилось. В других регионах либо компании исчезли вообще (ЦФО без Москвы, ДФО), либо количество их уменьшилось на 2-3 (Санкт-Петербург, ЮФО, СФО). Причины сокращения здесь могут быть прямо противоположными: либо структуры вынуждены были уйти с рынка, не выдержав конкуренции, либо они перешли в катего-ию А, начав деятельность за пределами РФ. Возможен и третий вариант, когда компания кращает территорию деятельность до раз-ров своего федерального округа. Только в ПФО количество предприятий категории Б в 2006 г. по сравнению с 2003 г. увеличилось на 1. В целом в 2006 г. по сравнению с 2003 г. число компаний здесь сократилось с 42 до 25, то есть на 60%.
По динамике прироста числа структур в категории В регионы можно разделить на три группы.
Первая представлена теми, в которых число компаний сократилось на 1-4 (Москва, Санкт-Петербург, ПФО, УФО).
Вторая - где количество осталось без изменения (ЦФО без Москвы, СФО, ДФО). Третья группа представлена регионами, в которых число компаний увеличилось на 1-2 (СЗФО без Санкт-Петербурга, ЮФО). В целом количество компаний категории В по всем регионам сократилось в 2006 г. по сравнению с 2003 на 5. Очевидно, что это произошло по двум причинам: либо организация выходит на внешний рынок, либо она
ссийское предпринимательство, 2008, № 9 (2)
не выдерживает конкуренции и прекращает свое существование.
Тенденции
по срокам присутствия на рынке
Компании со сроком присутствия на рынке 10 лет и более как в 2003, так и в 2006 г. были лучше всего представлены в Москве. В 2003 г. их было 19, а в 2006 - 45. На втором месте -ПФО (1 и 12 соответственно). Третью позицию занимает СФО (1 и 10). Четвертое место занимают регионы, в которых число компаний увеличилось на 1-4 (ЦФО без Москвы, Санкт-Петербург, ЮФО, СЗФО без Санкт-Петербурга, УФО и ДФО).
Среди компаний со сроком присутствия на рынке от 5 до 9 лет в отношении регионов наблюдается несколько тенденций. Так, в столице число компаний увеличилось с 17 до 26 компаний. На втором месте по приросту - ПФО. Здесь число компаний увеличилось с 1 до 6. На 3-й позиции находятся регионы, в которых число организаций увеличилось на 2 или 4 (ЮФО и СЗФО без Санкт-Петербурга).
Есть также регионы, в которых число компаний со сроком присутствия на рынке от 5 до 9 лет сократилось на 1, 2 и 4. Это ЦФО без Москвы, Санкт-Петербург, СФО и ДФО. Без изменений осталось число компаний в УФО. Среди компаний со сроком присутствия на рынке менее 5 лет наблюдается следующая ситуация. В некоторых регионах прибавилось по 1 организации. Это ЦФО без Москвы, Санкт-Петербург, СЗФО без Санкт-Петербурга, ЮФО. В СФО, УФО и Москве количество компаний уменьшилось на 1 или 2. Это. В ПФО и ДФО число организаций осталось без изменений.
Судя по представленным данным, наибольшее количество консалтинговых компаний, которые сейчас работают на внешнем рынке, было создано в период с 1993 по 1996 гг. Большинство организаций, созданных в более поздние годы, работают сейчас на внутреннем рынке.
к категории А относятся компании, имеющие филиалы, представительства и осуществляющие свою деятельность в РФ, а также в странах СНГ и дальнего зарубежья
конс
салтинг
_российские
консалтинговые _компании начали активно выходить ..на внешний рынок
Изменения в структуре рынка
Проанализируем объем рынка в зависимости от количества лет присутствия на рынке и категории компании. Организации со сроком присутствия на рынке 10 лет и более наилучшим образом представлены и в 2003, и в 2006 году в категории А. В 2003 году их было 13, а в 2006 стало 76. Категория Б занимает здесь второе место. В 2003 г. насчитывалось 11 структур, в 2006 - всего 8. Категория В, несмотря на рост числа организаций со сроком присутствия на рынке 10 лет и более (в 2003 их было 3, а в 2006 стало уже 6), занимает третье место.
Компании со сроком присутствия на рынке от 5 до 9 лет в 2006 г. тоже лучше всего представлены в категории А Их число составляет 38, а в 2003 г. их было всего 10. 26 из них (68%) находятся в Москве. В 2003 г. компании со сроком присутствия на рынке от 5 до 9 лет лучше всего представлены в категории Б. Их число составляло 19, а в 2006 г. снизилось до 13. В категории В количество таких компаний, как и в категории Б, сократилось с 16 до 5. Компании со сроком присутствия на рынке менее 5 лет в 2006 г. лучше всего представлены в категории А. В 2003 г. их было 2, а в 2006 стало уже 8. В 2003 г. такие организации лучше всего были представлены в категории Б (12, в 2006 - 4). В категории В в 2006 г. компаний со сроком присутствия на рынке менее 5 лет насчитывалось 4, а в 2003 - 3. Всего в 2003 г. в рейтинге участвовало 89 компаний, из которых 27(30%) существовали на рынке 10 лет и более. 45 структур (51%) присутствовали на рынке в интервале от 5 до 9 лет и 17 (19%) - менее пяти лет. В 2006 г. в рейтинге участвовало 162 организации, из которых 90 (55%) функционировали 10 лет и более, 56 (35%) - от 5 до 9 лет и 16 (10%) - менее 5.
российское предпринимательство, 2008, № 9 (2)