современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология
к £ я ^
а |
и -
X =
* ? ""
И - *
3 ¡2 £ £ 5<!
¡5 Л £
• 5 -
Е че <Л
I ; =
в с
5 ® И
И* <3 сЗ
¡1*
= 15 *
0 о
1 * .2 ■ 9 £
«31
я * а
•£ н
¡з !•
о о 5
2 4 =5
И!
и >|.С
г 5 I
! : *
1 I 3
* 0 я
В 8
" £ =
« 5 г !
Экономическая оценка применения иммунокорригирующих препаратов для профилактики частых респираторных инфекций и их осложнений у детей младшего школьного возраста
Результаты исследования ассортимента лекарственных средств, приобретаемых для оказания медицинской помощи в медицинских организациях стационарного типа
а. о о
¡5 5 ^ Ё и о
X « о £ а.ё
гол
1-е-»
Том 7
Анализ рынка интраназальных глюкокортикостероидов Липецкого региона
Данилова К.В., Раздорская И.М.
ГБОУВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ
i -
о ^
Резюме: в данной работе представлены результаты комплексного анализа препаратов группы интраназальных глюкокортикостероидов, применяемых для терапии широко распространенного заболевания - аллергический ринит. Разработан концептуальный подход, включающий анализ производственного признака, стоимостной анализ, методика расчета показателей эффективности для каждого препарата. В результате исследования нами выявлены лидеры продаж на рынке интраназальных глюкокортикостероидов г. Липецк: препараты Насобек - доля рынка 31,1%, Назо-некс - доля рынка 26,4%, Авамис и Фликсоназе - 20,4 и 14,8% соответственно. Выявлены основные тенденции и особенности фармацевтического рынка интраназальных глюкокортикостероидов города Липецка.
Ключевые слова: аллергический ринит, интраназальные глюко-кортикостероиды, анализ по производственному признаку, стоимостный анализ, показатели эффективности.
Аллергический ринит (АР) - одно из самых распространенных аллергических заболеваний взрослых и детей [5,7]. Основными фармакологическими группами для лекарственной терапии АР являются антигистаминные препараты и интраназальные глюкокор-тикостероиды (ИнГкс) [1,2]. Сравнительная новизна применения последних и недостаточная изученность регионального рынка (Липецкая обл.) стали основанием для детального изучения ИнГкс.
Материалы и методы
Методологическую основу работы составили современные концепции маркетинговых, фармакоэпидемиологических и фармакоэ-кономических исследований фармацевтического рынка, работы отечественных и зарубежных авторов по изучению рынка, ассортимента, а также по анализу лекарственного обеспечения пациентов.
В процессе исследования нами использованы следующие методы: статистический, маркетинговый, сравнительный анализ, а также методы фармакоэкономики (анализ стоимости болезни).
Нами разработан концептуальный подход, включающий три этапа комплексного анализа рынка ИнГкс:
1. Анализ производственного признака.
2. Стоимостный анализ по предельным отпускным ценам Госреестра.
3. Расчет для каждого препарата основных показателей эффективности.
Результаты и их обсуждение
Анализ по производственному признаку показал, что доля импортных препаратов составила 90,9%, а доля отечественных пре-
паратов - 9,1%. География стран-производителей весьма разнообразна: Бельгия и Испания - по 18,2%; Великобритания, Финляндия, Словения, Израиль, Чешская республика, Италия, Россия - по 9,09%. Наибольшее число представленных препаратов принадлежат компании GSK (GlaxoSmithKline) - 27,2%; по 18,2% занимают препараты компаний MSD (Merck Sharp & Dohme) и TEVA; препараты компаний Chiesi, LEK, Орион Фарма и Пульмомед занимают по 9,1%.
Стоимостный анализ [6,8,9,10,11] по предельным отпускным ценам Госреестра позволил установить, что стоимость ИнГкс варьирует в ценовом диапазоне от 150 до 700 руб. (см. табл. 1).
Анализ ценовых сегментов ИнГкс показал, что более половины препаратов имеют среднюю цену 200-500 руб., тогда как дешевые ЛП (до 200 руб.) малочисленны - 27,3%.
Основные показатели эффективности для каждого препарата анализируемой группы рассчитывали по следующим формулам [3,4]:
Growth (%) - рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, рассчитывается по формуле
Growth
-(гО
* 100% ,
где Х - уровень потребления в отчетном периоде; Y - уровень потребления год назад. Market share, или MS (%) - доля продукта на рынке:
MS
* 100% ,
где А - уровень потребления всего рынка; В - уровень потребления продукта на рынке.
Evolution Index, или EI - индекс эволюции - рост продукта по сравнению с ростом рынка:
/М\ /К\
□ ,
где K - уровень потребления рынка в отчетном периоде;
Стоимость лекарственного препарата, руб. Доля сегмента, %
До 200 27,3
От 201 до 300 36,3
От 301 до 500 27,3
От 501 до 700 9,1
& I
и -
S =
* Ï ""
« £ т
Ü ^ *
Ï S £
* 5§
3 л <э
• 5 -
Е ЧЕ <Л
s S V
I £ =
« о 2
a (ч с
5 ® 1
g?* о Ü О.
Ü
= 0 É
ÜO
1 ¿Г S
■ л g
«31
m S Л
•Ê H s !»
и о 5
m
о >. л
S ° i j : É
î i 1 * 0 я
В s 8 s 8 = S
M 1 0
S-o- с
! *
X О (!)
a о n Si ï и »
s g о
S
S о n i» »
â:
Таблица 1. Доли сегмента по стоимостному анализу препаратов группы ИнГкс.
ФАРМАКОЭКОНОМИКА Том 7, №2, 2014
Данилова К.В. - тел.: (84712) 58-81-32 - e-mail: [email protected]
3
Наименование Абсалютное значение Рост продукта на рынке Доля продукта на рынке Индекс Эволюции
препарата в упаковках (Actual) Growth, % MS, % EI, %
Назонекс 752 11 26,4 93
Авамис 581 272 20,4 314
Фликсоназе 422 43 14,8 120
Тафень назаль 16 -43 0,6 48
Насобек 886 4 31,1 88
Назарел 90 246 3,2 292
Альдецин 0 -100 0 0
Ринокленил 101 -52 3,5 40
Беклометазон 0 0 0 0
Бенарин 0 0 0 0
Беконазе 0 0 0 0
Таблица 2. Значения показателей рынка ИнГкс города Липецк за анализируемый месяц 2011 г
L - уровень потребления рынка год назад в отчетном периоде;
M - уровень потребления продукта на рынке в отчетном периоде;
N - уровень потребления продукта на рынке год назад в отчетном периоде.
В таблице 2 представлены основные показатели рынка ИнГкс г. Липецка за ноябрь 2011 г.
В результате исследования нами выявлены лидеры продаж на рынке ИнГкс г. Липецк: препараты Насобек - доля рынка 31,1%, Назонекс - доля рынка 26,4%, Авамис и Фликсоназе - 20,4 и 14,8% соответственно. Тенденции по распределению долей рынка препаратов группы ИнГКС на региональном рынке города Липецк сохраняются в периодах квартала и года, также проанализированных нами. Препарат с самым высоким индексом эволюции - Ава-мис - имеет такой высокий индекс вследствие недавнего выхода на рынок и частичным «замещением» своего предшественника, препарата той же компании GSK Фликсоназе. В таблице присутствуют препараты с отрицательным значением доли рынка, скорее всего, это говорит о том, что Тафен назаль, Альдецин и Ринокле-нил постепенно уходят с рынка, так как действующим веществом представленных препаратов является Беклометазон - ИнГкс, с высокой биодоступностью и соответственно большим количеством побочных эффектов. Бенарин, Беконазе и Беклометазон на рынке Липецка не представлены, эти препараты также «устарели» и имеют массу побочных эффектов; однако данные препараты еще можно встретить в аптеках нашей страны.
Выводы
Благодаря проведенному нами комплексному анализу фармацевтического рынка ИнГкс г. Липецка выяснено, что на рынке представлены как современные, высокоэффективные и безопасные препараты, так и их предшественники. Возможно, это связано с предпочтением пациентов и врачей, с ценовой чувствительностью покупателей, или же с тем, что большинство потребителей не получают достоверную информацию и просто не видят разницы между этими препаратами. Наличие в лидерах продаж несовременных и небезопасных препаратов требует изучения информационных потребностей врачей, фармацевтов и больных аллергическим ринитом.
Литература:
1. ARIA. Аллергический ринит и его влияние на бронхиальную астму. Аллергология. 2001; 3: 43-56.
2. Бородин А.И., Овчинников Э.М. Эколого-экономические проблемы техногенного воздействия загрязнения на заболеваемость населения. Фармакоэкономика. Современная фармакоэко-номика и фармакоэпидемиология. 2012; 1: 28-29.
3. Данилин О.В. Принципы разработки ключевых показателей
эффективности для промышленных предприятий и практика их применения. Управление компанией. 2003; 2: 17-23.
4. Дремова Н.Б., Литвинова Т.М. Формирование концепции фармацевтической помощи больным раком молочной железы. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». Курск. 2001; 7: 9-19.
5. Зайцева О.В. Качество жизни пациентов с аллергическими заболеваниями. Основные принципы эффективной и безопасной терапии. Руководство для врачей. М. 2009; 70 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль. пер. с англ. 2-е изд. СПб. 1999; 896 с.
7. Лопатин А.С. Аллергический ринит: определение, классификация, дифференциальная диагностика. Русский медицинский журнал. 2002; 3.
8. Овод А.И., Дремова Н.Б. Маркетинговый анализ лекарственных средств для лечения онкоурологических больных. Новая аптека. 2004; 12: 27-34.
9. Сергеева Н.М. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств, применяющихся в здравоохранении с профилактической целью. Аавтореф. дис. ...канд. фарм. Наук. Курск. 2000; 22 с.
10. Хейг П., Хейг Н., Могран К.Э. Маркетинговые исследования на практике: основные методы изучения рынка. Пер. с англ. Днепропетровск. 2005; 312 с.
11. Черкасова Н.Ю., Фомина А.В., Филиппова О.В. Анализ рынка лекарственных средств для лечения дисменореи. Фармакоэко-номика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2013; 3: 36-40.
References:
1. ARIA. Allergic rhinitis and its impact on asthma [Allergicheskii rinit i ego vliyanie na bronkhial'nuyu astmu. Allergologiya]. 2001; 3: 43-56.
2. Borodin A.I., Ovchinnikov E.M. Farmakoekonomika. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya. 2012; 1: 28-29.
3. Danilin O.V. Upravlenie kompaniei. 2003; 2: 17-23.
4. Dremova N.B., Litvinova T.M. Kurskii nauchno-prakticheskii vestnik «Cheloveki ego zdorov'e». Kursk. 2001; 7: 9-19.
5. Zaitseva O.V. Quality of life in patients with allergic diseases. Basic principles of effective and safe therapy. Guidance for doctors [Kachestvo zhizni patsientov s allergicheskimi zabolevaniyami. Osnovnye printsipy effektivnoi i bezopasnoi terapii. Rukovodstvo dlya vrachei]. M. 2009; 70 s.
6. Kotler F. Marketing Management: Analysis, planning, implementation and control. lane. from English. 2nd ed [Marketing menedzhment: analiz, planirovanie, vnedrenie, kontrol'. per. s angl. 2-e izd]. St. Petersburg. 1999; 896 s.
i -
n ^
& I
U -
5 =
* ? ""
к £ T Ü ^
3 S £
i of
3 л <э
• 5 -
E че <Л
I S V
I £ =
Üí ® 2
а (ч с
5 ® 1
об о.
Ü
= 5 ^
on 1 ¿Г .2
■ 9 £
íSi
я S а
•£ Н s !«
и о 5
á¡£
0 >1 .С
5 ° i
! s É
í i 1 * 0 я
г s 8 15 s =
1
и
6 s
о? =
Í J
X О (Л
а о п
» É
Í и о
s « о
5 1.Ё "о л i».»
7. Lopatin A.S. Russkiimeditsinskiizhurnal. 2002; 3.
8. Ovod A.I., Dremova N.B. Novaya apteka. 2004; 12: 27-34.
9. Sergeeva N.M. Marketingovye issledovaniya rynka lekarstvennykh sredstv, primenyayushchikhsya v zdravookhranenii s profilakticheskoi tsel'yu. Doct, Diss. (Marketing research of medicines used in health care as a prophylactic measure). Dr. diss. Kursk. 2000; 22 s.
10. Kheig P., Kheig N., Mogran K.E. Marketing research in practice: basic methods of market research. Translated from English [Marketingovye issledovaniya na praktike: osnovnye metody izucheniya rynka. Per. s angl]. Dnepropetrovsk. 2005; 312 s.
11. Cherkasova N.Yu., Fomina A.V., Filippova O.V. Sovremennaya farmakoekonomika i farmakoepidemiologiya. 2013; 3: 36-40.
THE ANALYSIS OF THE LIPETSK PHARMACEUTICAL MARKET OF NASAL GLUCOCORTICOSTEROID
Danilova K.V., Razdorskaya I.M. Kursk State University of Medicine
Abstract: in the present paper we have studied a group of pharmaceutical drugs used in the treatment of a widely spread today medical condition — allergic rhinitis. We have developed a conceptual approach to the analysis of the local market, which allowed us to elicit the main trends and peculiarities of the pharmaceutical market of nasal glucocorticosteroids of Lipetsk. As a result of research we identified the leaders of sales on the market nasal glucocorticosteroid, Lipetsk: drugs Nasobek market share — 31.1%, Nasonex with a market share of 26.4%, Awami and Flixonase — 20.4% and 14.8%, respectively.
Key words: allergic rhinitis, nasal glucocorticosteroid, cost analysis, success rates.
Ï-
n f
Ü -s =
* Ï "" « £ T
3 S£ £ Sf
3 л <э
» 5E че <Л s a= V
° S o« o Sí
n (M £
s®?
o ü o.
ü
8 í l 5 » f
u 2 ■ a ®
■= bS
on
а
• A ¡J
¡ñ^r i» Ï"? E
I" Ü
U¡
m S Л
•£| I
I s
s ° ¡ iíi
* 0 я
ss ¡5 »s = sг *
M 1 0
ÜJ
X » (!)
a o n ïî* î 3 »
X « О
£ S.Ï
Son
S:
ФАРМАКОЭКОНОМИКА Том 7, №2, 2014
5