Серия «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
Анализ рынка автотранспортных услуг в г. Москве
к.т.н. проф. Ковалева О.Б, Гирка Т.В.
Университет Машиностроения 8(495)705-91-68, [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена ситуация на рынке предоставления и использования автотранспортных услуг в г. Москве, проанализированы статистические данные и варианты его дальнейшего развития.
Ключевые слова: рынок автотранспортных услуг, структура рынка автоперевозок, грузовые перевозки, легковые перевозки, конкуренция.
Развитие рынков товаров и услуг малого и среднего бизнеса, рост розничной торговли объективно способствуют увеличению роста услуг, оказываемых автомобильным транспортом. Автоперевозки являются одним из наиболее используемых видов доставки грузов и пассажиров. К преимуществам этого вида транспорта можно отнести большую мобильность и скорость доставки за счет отсутствия промежуточных операций в пути следования (особенно это заметно при перевозках на сравнительно небольшие расстояния). Также плюсами являются ритмичность перевозки грузов и пассажиров, обеспечение сохранности груза благодаря экспедированию, возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки, независимость местоположения отправителя и получателя грузов от железнодорожных, морских и речных узлов, а также крупных городов. Это самый эффективный вид грузовых и легковых перевозок на небольшие расстояния.
Среди недостатков следует отметить ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов, зависимость от автомобильной сети, ограниченность по перевозке негабаритных грузов. При грузовых перевозках на большие расстояния этот вид транспорта является весьма дорогим.
В отрасли предоставления автотранспортных услуг в регионе Москвы в основном созданы условия для развития рынков монополистической конкуренции, поскольку услуги по перевозке грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги выполняются многими хозяйствующими субъектами автомобильного транспорта и вследствие сравнительно лёгкого «вступления в отрасль» существуют возможности дальнейшего расширения участников, предоставляющих автотранспортные услуги. В частности, хозяйствующие субъекты автомобильного транспорта могут иметь автотранспортные предприятия небольших размеров, не требующих значительного начального капитала для покупки или аренды нескольких автотранспортных средств.
Выбор наиболее подходящей транспортной компании потребитель, как правило, осуществляет по репутации и имиджу компании, поскольку такие критерии позволяют заказчику быть уверенным в выполнении заказов на высоком уровне, с обеспечением комфорта клиентов и сохранности транспортируемых грузов.
Компании-перевозчики вынуждены постоянно обновлять и расширять парк своих автомашин, использовать новые виды перевозок, а также заниматься оказанием разнообразных дополнительных услуг.
Высокий уровень конкуренции среди транспортных компаний требует от них постоянного стремления к расширению списка предоставляемых услуг и снижению цен на грузоперевозки. Современные компании, которые успешно развиваются на рынке транспортно-экспедиционных услуг, отличаются: • индивидуальным подходом к каждому заказу;
• взаимовыгодными условиями работы;
• гибкой ценовой политикой, ориентированной на клиента;
• скидками постоянным, долгосрочным клиентам;
• предоставлением комплекса различных дополнительных услуг.
В 2013 г. замедление темпов роста российской экономики отрицательно сказалось на абсолютных показателях рынка транспортных услуг. За 2013 г. объем коммерческих перевозок, выполняемых всеми видами транспорта (кроме трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования), снизился почти на 3%. Несмотря на повышение дальности перевозок, зафиксировано сокращение грузооборота более чем на 2%.
Падение объемов грузоперевозок в 2013 г. стало следствием стагнации промышленного и сельскохозяйственного производства, снижения динамики кредитования, падения инвестиционного спроса в России на фоне вялого спроса на продукцию российских производителей на внешних рынках и снижения темпов роста импортных поставок. По мнению перевозчиков, экономический спад в Европе и России существенно повлиял на объемы перевозок в 2013 г. Он привел к уменьшению объема груза, сокращению числа клиентов, увеличению доли неплатежеспособных, уменьшению количества перевозок. По мнению руководства транспортной компании «Семерка», заказчики стали больше пользоваться более экономичными вариантами доставки грузов, в связи с чем увеличилось число клиентов с заявками на перевозку сборных грузов, при этом наиболее высокие темпы роста демонстрируют перевозки в междугороднем сообщении.
По данным Минэкономразвития, с января по декабрь 2013 г. объем промышленного производства в стране вырос всего на 0,1%, выпуск продукции обрабатывающей промышленности сократился на 0,3%. К тому же ожидаемый эффект от снятия таможенных барьеров в связи со вступлением России в ВТО в значительной степени оказался снивелированным охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны.
По оценке «РБКгевеагсЬ», в 2013 г. объем коммерческих перевозок грузов не превысил 3059,7 млн т (97,2% к уровню 2012 г.), а грузооборот сократился на 2,1%, до 2411 млрд т-км.
По данным Мосгорстата, коммерческий грузооборот в г. Москве также имеет тенденцию к снижению. Объем перевозок грузов крупными и средними организациями автотранспорта в январе 2014 г. составил 0,9 млн тонн, грузооборот - 264,5 млн т-км.
60---------------------------
40---------------------------
20---------------------------
0 -I--------------------------
XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII I
2011 2012 2013 2014
Рисунок 1. Коммерческий грузооборот организаций автомобильного транспорта
2012-2013 гг. в % к 2011 г.
По данным Росстата, доля убыточных предприятий среди автоперевозчиков Российской Федерации составляет более половины. По данным Мосгорстата, доля убыточных организаций Москвы составила в январе-декабре 2013 г. 17,3 %, сумма убытка этих предприятий
- 18257,6 млн рублей.
Помимо ухудшения экономической ситуации в стране это объясняется рядом субъективных факторов, в частности очень высокой конкуренцией. Хотя, возможно, статистика не отражает реальной ситуации, поскольку среди автоперевозчиков распространена практика занижения реальной прибыли с целью снижения налогового бремени. Сыграл свою роль и рост стоимости горюче-смазочных материалов.
С учетом прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП в среднесрочной перспективе РБК.гевеагсЬ ожидает рост коммерческих перевозок грузов автомобильным транспортом в 2015 г. на 5,0% к уровню 2012 г., до 1,8 млрд т, и грузооборота - на 12%, до 140 млрд т-км. Ключевыми факторами конкурентоспособности автомобильного транспорта станут гибкость ценообразования и географии перевозок, новая техника и технологии перевозочного процесса, а также интеграция разных видов транспорта при перевозке (интермодальность). Главной задачей транспортных компаний, работающих в перевозках, будет удержаться на плаву и не потерять активы.
По данным Мосгорстата, в структуре потребителей легковых автоперевозок (услуг такси) преобладают физические лица. На их долю приходится 50% грузоперевозок. Доля крупных компаний составляет 30%, на прочие приходится - 20% от общего объема перевозок. Эти данные представлены на рисунке 2.
Прочие органI ¡зенит 20° о
Частный
сектор 25%
Крупны ей средние компании 15% Компании-дисшрибъют еры
Рисунок 2. Структура рынка потребления Рисунок 3. Структура рынка потребления услуг легкового автотранспорта услуг грузового автотранспорта
В структуре потребителей грузовых автоперевозок (рисунок 3) преобладают компании-дистрибьюторы.
Главное требование данных потребителей - получить высококачественные услуги при относительно невысокой стоимости ежедневно и круглосуточно.
Спрос на услуги устойчивый и стабильно высокий, но в случае обстоятельств, близких к форс-мажорным, таким как: увеличение цен на топливо; политические и экономические потрясения в стране, из-за которых ряд иностранных и российских компаний могут прекратить свою деятельность, может снизиться на некоторое время.
Как уже упоминалось, на данный момент на рынке автотранспортных услуг в Москве нельзя выделить компании, занимающие лидирующее положение.
Основная доля (рисунок 4) приходится на крупные компании и индивидуальных предпринимателей, 30% и 35% соответственно.
Количество конкурентов чрезвычайно велико, так как данная отрасль приносит стабильно высокий доход. Среди конкурентов можно выделить несколько групп:
1. Крупные компании, имеющие в своем активе иностранные капиталы, предоставляют качественные услуги, но стоимость этих услуг довольно высока.
2. Государственные и муниципальные предприятия на базе бывших таксомоторных парков и автобаз. Сохраняя преимущества и недостатки плановой системы организации перевозок, они проявляют определенный консерватизм в подходах к управлению и в отношени-
ях с заказчиками, в то же время цены на их услуги достаточно высоки. 3. Средние и малые компании. Они наиболее оперативны в решении конкретных проблем клиентов, предлагают услуги по доступным ценам, однако их качество не всегда соответствует цене, отсутствует также и страхование предоставляемых услуг.
Рисунок 4. Структура рынка предоставления автотранспортных услуг г. Москвы
4. Индивидуальные предприниматели или частные перевозчики. Они предлагают услуги за достаточно доступные цены, но имеет место полное отсутствие сервиса и безопасности. Как правило, автотранспорт и водительские кадры из других регионов России и стран СНГ. Перевозчики полностью или частично работают за наличный расчет, очень часто не платят налоги в бюджет.
Выводы
Расходы владельцев автопарков постоянно растут. Повышение стоимости топлива, закрытие МКАД для грузового транспорта, перспектива введения обязательной зимней резины для грузовиков - проблемы у грузоперевозчиков растут как снежный ком, что, очевидно, скажется на темпе роста автомобильных перевозок.
Литература
1. Семин П.А., Муравкина Е.В. Некоторые аспекты развития рынка автотранспортных услуг СНГ: контекст перевозчика // Автотранспортное предприятие. 2014. № 4. С. 21-24.
2. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р. Электронный ресурс. http://www.mintrans.ru
3. Электронный ресурс http://rbcdaily.ru/
4. Электронный ресурс: http://rbcdaily.ru/addition/article/562949986361902
5. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/
6. Электронный ресурс: http://moscow.gks.ru/
Оптимизация портфеля ценных бумаг при запрещенной операции «короткая продажа»
к.э.н. проф. Козлова С.И., Константинова Н.Е.
Университет машиностроения 8 (495) 686-49-24, [email protected]
Аннотация. Рассмотрена задача оптимизации структуры портфеля ценных бумаг при невозможности «коротких продаж». В статье найдено аналитическое решение возникающей при этом задачи квадратичного программирования с учётом неотрицательности переменных для портфеля, содержащего три акции и безрисковый актив. Получены в явном виде уравнение границы эффективных портфелей, состав Т-портфеля для заданной ставки безрискового актива. Приводятся результаты расчетов эффективных портфелей и их характеристик.