Научная статья на тему 'Анализ российской системы бизнес-акселерации'

Анализ российской системы бизнес-акселерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1640
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОР / КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОРОВ / ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОРЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОРЫ / РЫНОЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОРЫ / BUSINESS ACCELERATOR / CLASSIFICATION OF BUSINESS ACCELERATORS / CHARISMATIC BUSINESS ACCELERATORS / INSTITUTIONALLY ORIENTED BUSINESS ACCELERATORS / MARKET-ORIENTED BUSINESS ACCELERATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сытник Александра Александровна

Статья посвящена исследованию системы бизнес-акселерации, выявлению ее характерных особенностей, видов и роли в инновационном развитии экономики России. Отмечается основное преимущество бизнес-акселераторов: они осуществляют отбор перспективных стартапов для фондов и подготовку команд к привлечению инвестиционных раундов. Проводится фактологический анализ российской системы бизнес-акселерации: определяются цель, элементы, методики работы. Осуществлена классификация бизнес-акселераторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RUSSIAN SYSTEM OF BUSINESS ACCELERATION

The paper studies the system of business acceleration and reveals its characteristic features, types and its role in the innovative development of the Russian economy. The main advantage of business accelerators is that they carry out the selection of promising start-ups for investment funds and train start-up teams for attracting investment rounds. The paper presents a factual analysis of the Russian system of business acceleration and defines its goal, elements, and methods of work. The author suggests a classification of business accelerators.

Текст научной работы на тему «Анализ российской системы бизнес-акселерации»

ния. Вместе с тем актуальны задачи повышения качества высшего образования и решение проблемы подготовки специалистов по конкретным профессиям для производственной сферы необходимого качества.

1. Губанов С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция (Серия «Сверхдержава»). М.: Книжный мир, 2012.

2. Дасковский В., Киселев В. О неоиндустриальной модели и стратегии развития экономики // Экономист. 2013. № 6. С. 34-49.

3. Сушкова И.А., Калашников И.Б. Новая индустриализация российской экономики: идеи, практика, обоснование. Саратов: Наука, 2014.

4. Сушкова И.А. Стратегическое управление как способ реализации политики неоиндустриализации России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 16-20.

[email protected] Александра Александровна Сытник,

доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 330.1 РЭУ им. Г. В. Плеханова

АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАЦИИ

Статья посвящена исследованию системы бизнес-акселерации, выявлению ее характерных особенностей, видов и роли в инновационном развитии экономики России. Отмечается основное преимущество бизнес-акселераторов: они осуществляют отбор перспективных стартапов для фондов и подготовку команд к привлечению инвестиционных раундов. Проводится фактологический анализ российской системы бизнес-акселерации: определяются цель, элементы, методики работы. Осуществлена классификация бизнес-акселераторов.

Ключевые слова: бизнес-акселератор, классификация бизнес-акселераторов, харизматические бизнес-акселераторы, институционально ориентированные бизнес-акселераторы, рыночно ориентированные бизнес-акселераторы.

A.A. Sytnik

ANALYSIS OF THE RUSSIAN SYSTEM OF BUSINESS ACCELERATION

The paper studies the system of business acceleration and reveals its characteristic features, types and its role in the innovative development of the Russian economy. The main advantage of business accelerators is that they carry out the selection of promising start-ups for investment funds and train start-up teams for attracting investment rounds. The paper presents a factual analysis of the Russian system of business acceleration and defines its goal, elements, and methods of work. The author suggests a classification of business accelerators.

Keywords: business accelerator, classification of business accelerators, charismatic business accelerators, institutionally oriented business accelerators, market-oriented business accelerators.

Бизнес-акселератор - это система поддержки инновационных проектов на начальной стадии, заключающееся в интенсивном ускоренном развитии. На короткий срок команда проекта помещается в такие условия, которые позволяют форсированно создать проект или прототип проекта, достаточно сильный для выхода на рынок и получения инвестиций.

Система бизнес-акселерации работает циклами, которые продолжаются ограниченный период времени (от 3 до 6 месяцев). В одном цикле принимает участие ограниченное число проектов, количество которых зависит от емкости платформы, на которой располагается бизнес-акселератор. Проекты представлены небольшими командами, которые имеют начальный прототип или оформленную концепцию. Акселераторы не работают с единичными предпринимателями. Проекты проходят сильную конкуренцию для участия (в программу попадают от 2 до 6% команд, подавших заявки). Проектам выделяются предпосевные инвестиции, которые расходуются на обеспечение жизни команды и разработку про-

тотипа. Как правило, инвестиции предоставляются в обмен на небольшую долю в проекте для инвестора. Акселераторы обеспечивают проектам сильную экспертную поддержку, обучение, связи с потенциальными партнерами, инвесторами, освещение проекта в СМИ. Программа подразумевает интенсивную работу над проектом, участники работают над проектом full-time (полный рабочий день).

Большинство этих особенностей присущи всем бизнес-акселераторам. Они отличают акселерационные программы от других моделей поддержки бизнесов на ранней стадии.

Тем самым, элементами бизнес-акселерации являются [1]:

1) инвестиции - сумма средств на первоначальный старт проекта. Как правило, направляются на обеспечение жизни команды, поскольку работа в системе подразумевает полный рабочий день. Объем инвестиций небольшой - 500 000-600 000 руб. Инвестиции предоставляются в обмен на долю в компании;

2) коворкинг - офисные помещения для совместной работы команд системы бизнес-акселератора. Подобные офисы позволяют организовать общение людей, обладающих различным опытом, мышлением, профессиями, что способствует заведению новых деловых связей, обмену идеями и опытом. На базе коворкинга часто проводятся обучающие мероприятия, что способствует профессиональному развитию членов команды. Также в коворкингах проще собрать команду единомышленников для реализации своей идеи;

3) экспертиза - предоставление доступа к экспертному сообществу и менторам. Менторство - это постоянная работа предпринимателей с экспертами из разных областей: технологические, финансовые, юридические специалисты, бизнес-консультанты. Экспертиза и профессиональная оценка проекта на этапе создания прототипа позволяет командам выходить на рынок с жизнеспособным продуктом. Это дает видение проекта, лучшее понимание рынка, позволяет выработать стратегию, изменять проект в соответствии с полученными знаниями;

4) клиенты - поддержка в поиске первых клиентов и пользователей, которые станут ранними адептами продукта. В акселераторе существуют различные системы тестирования каналов привлечения клиентов, а также обширные контакты с потенциальными стратегическими партнерами и клиентами;

5) обучение - разнообразные программы обучения мировым практиками предпринимательства и лучшим курсам бизнес-школ. Обучение, как правило, включает следующие основные блоки: построение и валидацию бизнес-модели; управление разработкой; набор бизнес-тренингов по маркетингу, стратегии, финансам, налогообложении;

6) пакет услуг - бесплатный набор услуг по обеспечению деятельности проекта: программное обеспечение, хостинг, сетевая поддержка, телефония, Интернет и пр.

Целью системы бизнес-акселератора является верификация прототипа и валидация предложеннной бизнес-модели. То есть необходимым условием попадания в бизнес-акселератор является наличие продукта, развитие которого акселератор будет ускорять. Основная ценность акселератора для инициатора - это возможность за кратчайшие сроки получить необходимые ресурсы, знания и экспертизу.

Валидация коммерческих идей в бизнес-акселераторе осуществляется с помощью стратегического консультирования и менторства, создания благоприятной атмосферы для экспериментов в сфере развития бизнеса. Валидация формирует самостоятельную ценность бизнес-акселератора. Используя две другие базовые функции - обучение и обеспечение связей, - она способствует раннему отсеву большинства непродуктивных идей без лишних затрат.

В своей практике бизнес-акселераторы используют три методики по отбору проектов [2]:

• заявка - используется при автоматизированной системе сбора и оценки проектов. Команда акселератора производит отбор самых интересных заявок, после чего приглашает инициаторов проекта на встречу, где решается вопрос об участии его в системе бизнес-акселерации. Главными параметрами при оценке заявок являются следующие: стадия развития, команда, рынок, интеллектуальная собственность, финансирование, участие в конкурсах, юридические аспекты бизнеса;

• встреча - создание серии встреч, на которой инициаторы проектов показывают презентации и рассказывают о своем продукте. После показа презентаций инвесторы и менторы акселератора общаются с проектами в неформальной обстановке и отвечают на их вопросы. В ходе презентации инвесторы и менторы акселератора выбирают самые интересные проекты и после показа презентаций лично с ними общаются и принимают решение об акселерации заинтересовавшего проекта;

• отсутствие формального мероприятия отбора -в данном случае проект может попасть в бизнес-акселератор по рекомендации, через неформальные встречи или по инициативе самого бизнес-акселератора, если его заинтересовал продвигаемый проектом продукт.

Непосредственный процесс отбора проектов для бизнес-акселератора состоит из двух этапов:

Первый этап. Отбор проектов по формальным критериям. Поступившие анкеты участников проверяются на соответствие формальным требованиям: проект не нарушает авторские и иные права третьих лиц; в проекте участвуют студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые до 35 лет.

Второй этап. Отбор проектов по существенным критериям. Проходит в виде презентации проекта перед экспертным советом бизнес-акселератора. Проекты оцениваются по следующим критериям: научный уровень проекта; интеллектуальная собственность и стратегия ее использования; потребительские свойства и сферы применения продукта, его конкурентоспособность; характеристика потребителя, наличие клиентов; характеристика рынка; наличие конкурентных преимуществ; планирование.

Тем самым при отборе проектов для бизнес-акселератора его команда руководствуется следующими основными критериями:

1) перспективностью бизнес-направления;

2) прогнозными показателями эффективности проектов;

3) проработанностью бизнес-плана;

4) способностью команды реализовать свой проект.

Обязательным инструментом отбора проектов в

бизнес-акселераторе является анкета, содержащая несколько параметров [4]. Анкета может использоваться в качестве заявки при отборе, а может сопровождать ее. Чем взрослее проект, тем больше параметров содержит анкета. Среди основных параметров: наличие необходимых компетенций в команде, размер рынка, защищенность объектов интеллектуальной собственности. После первичного анкетирования каждая заявка проходит оценку 5-10 экспертов, за каждый параметр начисляется определенное количество баллов, и на выходе проекту присваивается степень - от ААА до ССС.

Бизнес-акселераторы могут быть различными и отличаться друг от друга по этапам нахождения проекта, который привлекается в бизнес-акселератор, а также по принципу построения.

Классификация бизнес-акселераторов [5]:

1. В зависимости от этапа нахождения проекта бизнес-акселераторы могут быть предпосевными, посевными, начальными.

2. В зависимости от принципа построения: харизматические, институионально ориентрованные, рыночно ориентированные.

В зависимости от этапа нахождения проекта выделяют следующие виды бизнес-акселераторов [6]:

1) предпосевные бизнес-акселераторы - позволяют ускорить коммерциализацию технологий, полученных в ходе НИОКР;

2) посевные бизнес-акселераторы - направлены на ускорение роста проекта, находящегося на посевном этапе развития, т.е. на коммерциализацию предпринимателей, а не НИОКР;

3) начальные бизнес-акселераторы - нацелены на ускорение роста уже существующих проектов с оформленным юридическим лицом, которые уже генерируют выручку.

Эти виды бизнес-акселераторов отличаются друг от друга по уровню вовлеченности в проект, координации работы и управления. Некоторые бизнес-акселераторы концентрируются на создании собственных сильных коллективов профессиональных менторов, брокеров и консультантов, с привлечением в нужных случаях внешних участников предпринимательских сообществ. Внутренних специалистов в случае необходимости можно задействовать быстро и интенсивно. Они обычно играют активную роль, выполняя функции «проектных разведчиков» в той или иной научно-исследовательской организации. Другие бизнес-акселераторы практикуют отстраненный подход к развитию проектов, создавая такие стимулы для присоединения к предпринимательскому сообществу, как стандартизация предлагаемых услуг, профессиональная сертификация и продвижение на рынке.

В зависимости от принципа построения выделяют следующие виды бизнес-акселераторов:

1) харизматические бизнес-акселераторы - ориентированы на харизматичных лидеров. Эти бизнес-акселераторы действуют на бесплатной основе, опираются на социальные нормы, зачастую в сочетании с профессиональной мотивацией. Они построены вокруг специалистов с обширными связями, которые являются лидерами и руководителями программы. Такие специалисты пользуются репутацией успешных предпринимателей или лидеров делового мира в своих региональных сообществах, внушают доверие и располагают весомым социальным капиталом. Взаимосвязи между участниками достаточно тесные и позволяют осуществлять саморегулирование. Количество и качество участников и взаимосвязей в бизнес-акселераторе, а также уровень доверия к его лидеру делают участие в деятельности бизнес-акселератора, например менторство и консультирование, привлекательным. Таким образом, отношения между менторами и предпринимателями в рамках этой программы приобретают характер социальных связей и получают преимущество благодаря высокому содержанию социального капитала. Такие взаимоотношения, как правило, являются долгосрочными и продолжаются даже после завершения программы бизнес-акселератора. В отличие от платных рыночных отношений, менторы часто становятся инвесторами и партнерами венчурных компаний;

2) институционально ориентированные бизнес-акселераторы - образуются на базе какой-либо организации, опирающейся на общественные нормы, зачастую в сочетании с профессиональной мотивацией. В основе институционально ориентированных бизнес-акселераторов находятся организации, которые внушают участ-

никам чувство социального превосходства и принадлежности к одной группе. Этот фактор лежит в основе их привлекательности. Университеты могут стать точками начала формирования бизнес-акселераторов. Успешные выпускники иногда предоставляют личные рекомендации, участвуют в мероприятиях выпускников, а в некоторых странах оказывают финансовую помощь, чувствуя привязанность к организации. Такие бизнес-акселераторы, где менторы закрепляются за венчурными проектами в рамках одного сообщества, способствуют созданию устойчивых отношений;

3) рыночно ориентированные бизнес-акселераторы -базируются на рыночных принципах. Такие бизнес-акселераторы основаны на прямой финансовой мотивации для привлечения специалистов и побуждения их оказывать поддержку предпринимателям. Обычно это подразумевает установление с разными лицами договорных отношений, основанных на оплате консультационных услуг и заработной плате. Эти бизнес-акселераторы регулируются рыночными правилами, а не социальными нормами, и являются менее устойчивыми, чем харизматические и институционально ориентированные бизнес-акселераторы. Такие бизнес-акселераторы полезны для проектов, которым необходимо мобилизовать лица, не объединенные ни географически, ни принадлежностью к одной организации, ни своей узкой специализацией.

Бизнес-акселераторы, являясь объектом инновационной инфраструктуры, выполняют ряд специфических функций в инновационном развитии:

1) развитие предпринимательского потенциала через практический опыт. Наращивание потенциала инновационной предпринимательской деятельности чаще всего означает совершенствование навыков ведения бизнеса на практическом опыте и повышение качества внутренних бизнес-процессов. Несмотря на то что в рамках некоторых бизнес-акселераторах проводятся классные занятия и учебные семинары, основное обучение происходит через менторство. Обучение включает в себя как развитие конкретных предпринимательских навыков (планирование бизнеса, разработка бизнес-планов, менеджмент, бухгалтерия и юридические вопросы, маркетинг, финансы, найм сотрудников), так и более «мягких» знаний (умение вести переговоры с инвесторами и работа с потенциальными клиентами). Некоторые бизнес-акселераторы ставят основной задачей обучение и образование. Образовательная функция всех бизнес-акселераторов обладает большими экстерналиями. Ни один инвестор не может полностью извлечь все выгоды из потенциала, полученного предпринимателем благодаря менторству. Большинство предпринимателей несколько раз терпят неудачу, прежде чем им удается построить успешный бизнес. Таким образом, будущие инвесторы могут бесплатно пользоваться инвестициями в предпринимательскую квалификацию, выросшую за счет менторства в процессе деятельности предыдущих венчурных проектов. Этот факт подчеркивает общественную значимость развития предпринимательского потенциала;

2) снижение трансакционных издержек и повышение эффективности поиска в системе «предприниматель -ресурсы». Снижение трансакционных издержек подразумевает подключение предпринимателей к надежным и значимым ресурсам (например, юристам, консультантам,

инвесторам, бизнес-партнерам, потенциальным сотрудникам, потенциальным клиентам). Высокие трансакцион-ные издержки могут стать препятствием между начинающими венчурными компаниями и внешними ресурсами, которые им требуются для успешной деятельности. Предприниматели с ограниченным опытом не знают, какие ресурсы им требуются, как сформулировать свои потребности, кому можно доверять. То же самое можно сказать и о малом инновационном предпринимательстве в том, что касается менеджмента. В свою очередь, поставщики ресурсов считают молодые венчурные компании очень фрагментированным рынком, который требует запретительных затрат на развитие бизнеса. Кроме этого, из-за отсутствия эффективных рыночных сигналов имеет место информационная асимметрия: инвесторам, деловым партнерам и клиентам нелегко отличить перспективные проекты от невыгодных. Все бизнес-акселераторы имеют механизмы по снижению трансакционных издержек. Некоторые из них имеют пассивный характер (база данных по консультантам), другие основаны на активных принципах (брокеры). Бизнес-акселераторы, в которых центральным звеном являются менторы, обеспечивают снижение трансакционных издержек как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Такие бизнес-акселераторы связывают венчурную компанию с надежным инвестором только в том случае, если эта компания уже готова к инвестированию;

3) повышение эффективности использования государственных и частных ресурсов посредством раннего отсева большинства непродуктивных идей без лишних затрат. Оперативная рыночная валидация приводит к росту эффективности использования государственных и частных ресурсов. Функция бизнес-акселераторов состоит в постоянном соединении предпринимателей с необходимыми ресурсами (опытные предприниматели, отраслевые лидеры, потенциальные клиенты, потенциальные инвесторы, технические специалисты, консультанты и т.д.), которые могут оперативно оценить их бизнес-идеи и венчурные проекты. Бизнес-акселераторы позволяют предпринимателям сокращать время и ресурсы, которые тратятся на работу с неудачными идеями, и улучшать их или отказываться от них. Они также дают возможность предпринимателям быстро признать неудачу, если у них нет готовности или возможности вывести свои проекты на рынок. Важно и то, что бизнес-акселераторы помогают государственным органам минимизировать государственные ресурсы, затрачиваемые на поддержку венчурных проектов и коммерческих идей, у которых на рынке нет будущего. Таким образом, функция бизнес-акселераторов - сокращение времени и ресурсов, затрачиваемых на те идеи, которые никогда не выйдут на рынок. Они содействуют раннему отсеву большинства непродуктивных идей без лишних затрат.

Рыночная валидация играет особенно важную роль для молодых фирм и новых рынков. Начинающие стар-тапы не располагают начальным капиталом или резервом времени для тщательных рыночных исследований. В случае с прорывными инновациями классические подходы к исследованию рынка часто не очень информативны, поскольку рынка - объекта исследования пока не существует. Здесь, скорее, требуется быстрая оценка идеи и получение мнения о рынке от таких людей, которые обладают уникальными способностями интер-

претировать рынок. Это подразумевает общение с потенциальными клиентами, инвесторами, коллегами и экспертами уже на ранней стадии. Эту стадию можно сократить, обратившись к сетевому сообществу, к которому принадлежит ментор, за содействием в определении круга потенциальных клиентов и рынков;

4) усиление сетевых экстерналий через расширение и укрепление бизнес-акселераторов. Подразумевает вовлечение предпринимателей в бизнес-акселераторы. Связь с предпринимательскими сообществами помогает программам выполнять три вышеуказанные функции на постоянной основе. Социальные бизнес-акселераторы помогают предпринимателям совершенствовать свои навыки, снижать трансакционные издержки и проводить валидацию собственных идей. Менторы являются главным проводником к предпринимательским сетям. Они налаживают со своими подопечными отношения доверия, которые требуются для вступления в такие сетевые сообщества. Будучи сами участниками бизнес-акселераторы, менторы олицетворяют преимущества сетей: иногда они продолжают играть роль менторов по окончании программы, иногда инвестируют в своих подопечных, иногда присоединяются к своим венчурным проектам в качестве менеджеров, а порой помогают им наладить отношения с инвесторами, клиентами, деловыми партнерами или поставщиками услуг. В случае если ментор проживает по месту проведения программы, он часто выполняет функции исполняющего обязанности генерального директора стартапа.

Количество бизнес-акселераторов в мире по итогам 2013 г. составляет около 700 единиц [7]. При этом наибольшее число наблюдается в странах Азии (более 100), в США - 113 ед., в России - 27 ед., в Великобритании -15 ед. По количеству проектов в бизнес-акселераторах лидирует США (2774 проекта), на втором месте Россия (326 проектов), на третьем - Великобритания (247 проектов). Данные по количеству проектов в бизнес-акселераторах в странах Азии отсутствуют. Несмотря на достаточно высокую инновационную активность Израиля, там создано всего 6 бизнес-акселераторов с 22 проектами в них.

Бизнес-акселераторы, как перспективная форма организации и поддержки венчурных проектов, обусловлены высокой выживаемостью проектов после акселерации. По данным РВК, выживаемость проектов повышается на 86%. При этом средний размер инвестиций в проекты, находящиеся в бизнес-акселераторах, в США составляет 500 тыс. дол., в Австралии и Израиле -300 тыс. дол., в Великобритании и Канаде - 250 тыс. дол. Если рассматривать крупнейшие бизнес-акселераторы, то по суммам инвестиций, привлеченными выпускниками, лидирует проект Y-combination с 566 вышедшими проектами и привлеченными инвестициями в 1,642 млн долл. [7].

Анализ российских бизнес-акселераторов показывает, что на 2014 г. в России существовало 27 акселераторов. Количество вышедших проектов из бизнес-акселераторов пока невелико - по два проекта в 2011 и 2013 гг. и четыре в 2012 г. Средний размер инвестиций в проекты, вышедших из бизнес-акселераторов в 2011 г. составил 125-150 тыс. долл., в 2012 г. - 100 тыс. долл., в 2013 г. - 50 тыс. долл. При этом рынок венчурных сделок с 2011 г. регистрировал 483 сделки с общей суммой сделок в 3,280 млн долл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.