Андрей Федорович Шориков
Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных систем в экономике Уральского государственного экономического университета
Евгений Борисович Пинигин
Аспирант кафедры информационных систем в экономике Уральского государственного экономического университета
Анализ результатов внедрения логистической компьютерной системы управления запасами на предприятии оптовой торговли
В структуре имущества предприятий оптовой торговли запасы товаров на складах имеют значительный удельный вес [2; 4; 5]. Для таких предприятий необходимо точно знать, сколько и каких запасов товаров требуется для обеспечения непрерывности снабжения покупателей. Накопление запасов сверх необходимого уровня приводит к омертвлению вложенного в них капитала, уменьшению прибыли и снижению рентабельности предприятия. Отсутствие запасов необходимых материальных ресурсов также отрицательно влияет на финансовое положение предприятия. Поэтому определение оптимального уровня запасов и поддержание их на этом уровне имеет большое значение для повышения отдачи с каждого рубля вложенных средств. В связи с этим наблюдается значительный рост интереса к логистическим компьютерным системам управления запасами (ЛКС УЗ) на предприятиях оптовой торговли.
В данной статье рассматривается опыт создания ЛКС УЗ на одном из предприятий оптовой торговли - в группе компаний «Фиера», проводится анализ результатов внедрения ЛКС УЗ на данном предприятии. Группа компаний «Фиера»- крупнейший поставщик немецкой мебельной фурнитуры в азиатской части России. Центральный офис находится в Екатеринбурге, а филиалы в Казани, Москве, Перми, Тюмени и Челябинске.
Система управления запасами предприятия имеет следующие характеристики: детерминированная периодичность поставок; задержка 1,5-2 месяца между подачей заказа поставщику и приходом товара на склад; гарантированный поставщиком момент прихода товара на склад; около 2000 номенклатурных позиций; наличие предварительных заявок от крупных покупателей; ярко выраженная сезонность продаж; линейная направленность роста объема продаж.
Выбор критериев оценки эффективности внедрения. Рассмотрим, какой эффект получила группа компаний «Фиера» от внедрения ЛКС УЗ. Для этого определим критерии, по которым будем оценивать эффективность.
Если подходить к оценке деятельности торгового предприятия комплексно, то можно сказать, что предприятие управляет своими запасами эффективно, если оно может обеспечить бесперебойную торговлю при минимальных затратах и максимальном удовлетворении спроса покупателей [2; 3]. Таким образом, критерии оценки эффекта от внедрения ЛКС УЗ на предприятии могут быть качественные и количественные.
Качественные критерии - это показатели, характеризующие степень удовлетворения запросов потребителей: репутация и известность среди клиентов; широта рынков сбыта продукции; устойчивость отношений с клиентами; оценка потребителями уровня выполнения заказа; уровень сервиса, обслуживания покупателей; жалобы потребителей и т.д.
Количественные критерии - это показатели, отражающие финансовоэкономические результаты работы предприятия: коэффициент оборачиваемости; время оборачиваемости запасов; показатель выполнения плана реализации; сокращение излишних запасов; рентабельность продаж.
При оценке эффективности внедрения ЛКС УЗ в группе компаний «Фиера» будем использовать количественные критерии, рассматривая, как изменились их значения после внедрения ЛКС УЗ.
Оборачиваемость. Эффективность использования запасов определяется их оборачиваемостью. Для количественной оценки оборачиваемости рассчитываются следующие показатели: коэффициент оборачиваемости (коэффициент фондоотдачи от средств, вложенных в товарные запасы) и время оборота запаса.
Коэффициент оборачиваемости характеризует количество реализованной продукции, приходящейся на 1 рубль оборотных средств [2]. Он показывает, сколько раз за определенный период времени запасы проходят через организацию:
где Ко - коэффициент оборачиваемости запасов;
С - себестоимость реализованных товаров за период;
З - средний размер запаса за период.
Данный показатель характеризует скорость, с которой товарно-материальные запасы оборачивались в течение отчетного периода.
Время оборота запаса. Оборачиваемость запасов может вычисляться как количество дней, в течение которых происходит продажа запасов. Для вычисления этого показателя необходимо календарную длительность периода (например, 365 дней в году) разделить на коэффициент оборачиваемости запасов за этот период [2]:
в = -Т,
о Ко
где Во - время оборота запаса;
Т - количество временных единиц (например, дней).
Исходя из приведенных выше показателей, можно сделать вывод, что скорость оборота товарных запасов должна быть настолько высокой, насколько это обоснованно экономически. Чем выше скорость оборота, тем выше ликвидность активов компании. В то же время, чем больше коэффициент оборачиваемости, тем больше вероятность отсутствия в запасе того, что требует покупатель, чаще возникают дополнительные транспортные расходы.
Планирование. В рыночных условиях хозяйствования необходимой предпосылкой выживания коммерческой организации является завоевание и сохранение ею предпочтительной доли рынка, на что и направлена оптимизация планирования продаж.
Точное планирование продаж - необходимое условие работы торгового предприятия, отправная точка системы планирования предприятия в целом. Бюджет (план) продаж является основой для всех остальных бюджетов предприятия - бюджета закупок, бюджета движения денежных средств, бюджета доходов и расходов [1; 2; 4]. Поэтому введение системы планирования продаж в группе компаний «Фиера» является одним из самых важных результатов внедрения ЛКС УЗ на данном предприятии.
Разработанная система управления запасами дает возможность автоматизированного планирования продаж в разрезе номенклатурных позиций. В системе предусмотрено включение в планы продаж зарегистрированных заявок клиентов. Кроме того, предусмотрена коррекция планов на предстоящие периоды после регистрации фактических данных по завершенным периодам времени.
Оценить точность планирования можно с помощью специальных отчетов для план-фактного анализа.
Рентабельность запасов - эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли. Рентабельность продаж оп-
ределяется как отношение прибыли от реализации товаров к прямым издержкам продавца, связанным с данными товарами [2; 5].
Обобщающим показателем оценки управления запасами может служить показатель рентабельности запасов, который рассчитывается по формуле
К = В - И
К=~г •
где Кр - коэффициент рентабельности запасов;
В - выручка от продаж;
И - издержки на продажу.
Значение показателя рентабельности запасов зависит от трех видов издержек, рассматриваемых в управлении запасами: издержек заказа, издержек хранения и издержек дефицита.
Оценка эффективности внедрения ЛКС УЗ
Область оценки: выбор групп товаров и периода для анализа. Рассмотрим эффект от внедрения ЛКС УЗ в группе компаний «Фиера» на примере управления запасами некоторых групп товаров и динамики таких показателей, как оборачиваемость, планирование продаж, рентабельность продаж.
Для выбора групп товаров воспользуемся АВС-ХУ2-анализом. Будем применять следующие параметры: А - 75%; В - 20%; С - 5%, т.е. к группе А отнесем товары, продажи которых составляют 75% накопительным итогом от общей выручки предприятия, к группе В - от 5 до 20%, к группе С - меньше 5; X - 10%; У - 20%, т.е. к группе X отнесем товар с коэффициентом вариации меньше 10%, к группе У - от 10 до 20%, к группе 2 - больше 20%.
Показатели в динамике будем отслеживать поквартально с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2005 г. для следующих товарных групп: АХ - товар, приносящий большую выручку, с высокой степенью прогнозируемости спроса; ВХ - товар, приносящий от 5 до 20% выручки, но с высокой степенью прогнозируемости спроса; АY - товар, приносящий большую выручку, спрос по которому можно прогнозировать с вероятностью до 20%. Товары, входящие в выбранные группы, оказывают наиболее значительное влияние на прибыльность предприятия.
Непрерывный цикл продаж при высокой оборачиваемости должен привести к росту рентабельности продаж и, следовательно, к росту рентабельности предприятия.
Группы, описанные выше, являются динамическими, т.е. с течением времени товарные позиции могут переходить из одной группы в другую. Поэтому периодически необходимо пересматривать признак принадлежности товарной позиции к той или иной группе. ЛКС УЗ, внедренная в группе компаний «Фиера», позволяет это делать как угодно часто. Поскольку для рассмотрения динамики показателей выбран временной период, равный одному кварталу, то и пересчитывать признак АВС-ХУ2 необходимо один раз в квартал.
Несмотря на то что признак принадлежности товара к группам АВС-ХУ2 может меняться, состав групп АХ, ВХ и АУ в основном сохраняется.
Группа АХ включает в себя от 12 до 15 товарных позиций, группа ВХ - от 14 до 20, АУ - от 40 до 50.
Кроме перечисленных выше товарных групп, на любом торговом предприятии образуются излишки товара, на который не было спроса и который, возможно, морально устарел. Для того чтобы выявить группы малопродаваемого товара с высокой стоимостью запаса на складе, используем сдвоенный АВС-анализ. Будем применять следующие параметры: по выручке: А - 75%; В - 20%; С - 5%; по стоимости запаса на складе: А - 75%; В - 20%; С - 5%. Группа СА содержит товары с низкой выручкой и наиболее высокой стоимостью запасов. Количество товарных позиций в данной группе - 15-20. Для товаров, входящих в группу СА, будем рассматривать изменение показателя величины запасов. Запасы товаров этой группы необходимо уменьшать.
Анализ динамики показателей
Оборачиваемость. Показатели оборачиваемости будем отслеживать для запасов в группах АХ, ВХ, АУ. На рис. 1 представлены значения времени оборота запасов, вычисленные поквартально.
Рис. 1. Время оборота запасов для групп АХ, ВХ, АУ, дн.:
— - АХ;-»- - ВХ;-*- - АУ
Из представленного графика видно, что во II квартале 2003 г. показатели оборачиваемости товарных запасов существенно ухудшились. В это время руководством предприятия было принято решение о внедрении системы управления запасами. Система разрабатывалась и внедрялась около года. Во втором квартале 2004 г. система была полностью отлажена и запущена в промышленную эксплуатацию. Динамика показателей оборачиваемости демонстрирует эффективность работы ЛКС УЗ.
Для товаров, входящих в группу СА, рассмотрим изменение показателя величины запасов. На рис. 2 представлены значения стоимости запасов этой товарной группы поквартально.
Рис. 2. Стоимость запасов группы СА, тыс. р.:
I ■ ■ ■ I - стоимость запасов;-линейная интерполяция значений стоимости запасов
Из графика видно, что стоимость складских запасов товарной группы СА уменьшается. Это является следствием применения избранной стратегии управления запасами.
Планирование. Для оценки точности планирования продаж в группе компаний «Фиера» с помощью ЛКС УЗ рассмотрим отчеты по план-фактно-му анализу за период с 1 ноября 2003 г. по 31 декабря 2005 г. План-фактный анализ будем проводить для товаров, входящих в группу АХ.
До внедрения системы управления запасами планирование продаж в разрезе номенклатурных позиций на предприятии не проводилось, соответственно, за более ранние периоды нет данных для анализа точности планирования.
За рассматриваемый период точность планирования в разрезе товарных позиций по группе АХ составила от 2 до 15%.
Рентабельность. Рассмотрим динамику рентабельности запасов в группе компаний «Фиера» для товарных групп АХ, ВХ, АУ.
На рис. 3 представлены поквартальные значения рентабельности запасов в процентах.
Из приведенных данных видно, что показатель рентабельности запасов имеет положительную динамику. Это является следствием правильного планирования, бездефицитной торговли и высокой оборачиваемости товарных запасов.
Рис. 3. Динамика рентабельности запасов товарных групп АХ,ВХ,АУ, %:
— - АХ;-«— - ВХ;-*- - АУ
В статье рассмотрена проблема управления запасами на предприятии оптовой торговли и представлены результаты внедрения логистической компьютерной системы управления запасами в группе компаний «Фиера». Внедрение ЛКС УЗ в группе компаний «Фиера» позволило оптимизировать процесс управления запасами и, как следствие, улучшить показатели рентабельности и оборачиваемости запасов, обеспечить бездефицитную торговлю и повысить рентабельность предприятия в целом.
Литература
1. Автоматизация управления предприятием / В.В. Баронов и др. М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. СПб.: Питер, 2001. (Сер. «Ключевые вопросы».)
3. Томас Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности: пер. с англ. М.: Дело и Сервис, 1999.
4. Федосеев В.В., Эриашвили Н.Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: учеб. пособие / под ред. В.В. Федосеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: учеб. пособие. М.: Дело, 2000. (Сер. «Наука управления».)
*****