УДК 373.103.71
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ САМООБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Г. КРАСНОДАРА И КРАЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» И «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В. И. Осик, кандидат медицинских наук, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
Е. И. Ончукова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье представлены результаты социологического исследования самооценки учителями общеобразовательных школ г. Краснодара и края по учебным предметам «Физическая культура» (ФК) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) личностной физической культуры, состояния здоровья и выполнения рекомендаций здорового образа жизни. Анализ полученных ответов свидетельствует о том, что, независимо от пола, две трети учителей ФК в первый период зрелого возраста выполняют рекомендации Всемирной организации здравоохранения о должной физической активности. Во второй возрастной группе (36-65 лет) число опрошенных учителей ФК обоего пола, включающих двигательную деятельность в перечень направлений первичной профилактики неинфекционных заболеваний, существенно сократилось. Наименьшее число занимающихся физическими упражнениями в возрасте 32-71 года оказалось среди учителей ОБЖ. Более половины опрошенных учителей обоего пола оценили свое здоровье в первой возрастной группе как хорошее, тогда как во второй возрастной группе их число сократилось более чем в два раза.
Результаты самооценки кардиореспираторной подготовленности продемонстрировали значительное снижение с возрастом уровня функциональных резервов во всех группах обследованных, достигая максимальных темпов у женщин.
Результаты самооценки учителями по ФК и ОБЖ индекса массы тела показывают, что даже в первых возрастных группах учителей ФК, независимо от пола, практически у каждого второго педагога выявлен избыточный вес или ожирение, а с возрастом число их значительно увеличивается, достигая максимальных величин (80 %) у учителей ОБЖ.
Изучение учебно-методических материалов по подготовке бакалавров по направлениям «Физическая культура» и педагогическая деятельность профиль «Безопасность жизнедеятельности» показало, что вопросам укрепления здоровья, теории и методике физкультурно-оздоровительных технологий и формирования здорового образа жизни уделяется недостаточное внимание. Даются практические рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных школах.
Ключевые слова: физическая культура; здоровье; образ жизни; образовательная деятельность; физическая активность; избыточный вес и ожирение; мотивация.
Актуальность. Ведущие ученые, руководители образовательных организаций, представители бизнеса и широкая общественность - все согласны, что самой серьезной проблемой современного общества стал кризис авторитета учителя. В то же время реализация образовательных программ в области физической
Сравнительный анализ показателей самооценки здоровья и образа жизни учителей ФК и ОБЖ МБОУ
СОШ г. Краснодара и края (%)
Вопрос 1. Сколько дней в неделю вы занимались физическими упражнениями в целом, по крайней мере 60 минут в день?
Учителя ФК и ОБЖ Число занятий в неделю
< 2 раз > 3 раз
М ФК 23-35 лет (п=46) 30,1 69,9
М ФК 36-65 лет (п=72) 40,4 59,6
М ОБЖ 32-71 (п=49) 53,6 46,4
Ж ФК 23-35 (п=33) 33,5 66,5
Ж ФК 36-65 (п=41) 47,8 52,2
Вопрос 2. Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
Учителя ФК и ОБЖ хорошее удовлетворительное плохое
М ФК 23-35 лет (п= 46) 62,8 37,2 -
М ФК 36- 65 лет (п= 72) 30,7 61,5 7,8
М ОБЖ 32- 71год (п= 49) 32,1 64,3 3,6
Ж ФК 23-35 лет (п= 33) 52,2 47,8 -
Ж ФК 36- 65 лет (п= 41) 15,3 78,9 -
Вопрос 3. Можете ли вы пробежать расстояние 4 км в умеренном темпе без остановки и без чувства дискомфорта?
Учителя ФК и ОБЖ Да Нет
М ФК 23-35 лет (п=46) 91,5 8,5
М ФК 36-65 лет (п=72) 56,2 43,8
М ОБЖ 35-71 (п=49) 46,2 53,8
Ж ФК 23-35 (п=33) 47, 8 52,2
Ж ФК 36-65 (п=41) 26,3 73,7
Примечание: М - мужчины, Ж - женщины.
культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности возможна только тогда, когда у ученика и студента есть моральный авторитет. Таким образом, становится очевидным, что педагог должен быть носителем не только профессиональных, но и общекультурных ценностей. По мнению Н. В. Бестужева-Лады, воспитание есть система передачи стереотипов сознания и поведения от поколения к поколению, поэтому учителя являются модельной группой психофизического совершенства, демонстрируя здоровье как непререкаемую ценность и важнейший ресурс, обеспечивающий человеку личное счастье, успешную карьеру и обеспеченную старость [2, 3, 11].
Исследованию здоровья учителя посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Здоровье в их работах рассматривается как категория многоаспектная, включающая состояние физического, психического, духовно-нравственного, интеллектуального и социального благополучия. По данным вышеот-меченных авторов, учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья, и они снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Согласно результатам исследований, более 60 % учителей постоянно испытывают психологический дискомфорт во время
работы; 85 % - находятся в постоянном стрессовом состоянии; для 85 % женщин-педагогов их деятельность является фактором, отрицательно влияющим на семейные отношения. Все это приводит не только к развитию психосоматических заболеваний, к нарушению обмена веществ и патологическим изменениям кардиореспи-раторной системы, органов пищеварения, нервно-психическим расстройствам, дегенеративным изменениям позвоночника и крупных суставов, но и, что важно подчеркнуть, к преждевременному педагогическому выгоранию, снижающему эффективность образования и воспитания учащихся школ [6, 7, 9]. В соответствии с выше изложенным остается открытым вопрос о выявлении факторов риска состоянию здоровья педагогов и определении путей их коррекции, что определяет важность и своевременность исследований.
Таким образом, в системе формирования общекультурных и профессиональных компетенций учителей по учебным дисциплинам ФК и ОБЖ сформировалось противоречие между необходимостью психофизического совершенства педагогов как носителей ценности здоровья и здорового образа жизни и отсутствием его технологического обеспечения.
Цель исследования: провести системный анализ результатов самообследования уровня здоровья и не-
которых аспектов образа жизни учителей ФК и ОБЖ средних учебных заведений.
Методы и организация исследований. Используя анонимное анкетирование, были изучены соматическое здоровье и личностная физическая культура 241 учителя общеобразовательных школ г. Краснодара и Краснодарского края, реализующих образовательные программы по учебным предметам «Физическая культура» (п=192) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (п=49) с учетом возрастных и гендерных особенностей (табл.). Исследования проводились на базе МБГОУ «Краснодарский институт развития образования» при обучении учителей на курсах повышения квалификации [10, 14].
Анализ полученных данных показал, что при ответе на первый вопрос о количестве оздоровительных тренировок в недельном цикле только 69,9 % учителей-мужчин по ФК в возрасте 23-35 лет (первый период зрелого возраста) выполняют рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в части адекватной двигательной активности (табл.). Во второй возрастной группе учителей ФК (мужчины второго периода зрелого возраста (36-65 лет) число занимающихся физическими упражнениями в три и более раз в неделю существенно снижается и составляет 59,6 %.
Аналогичные результаты самооценки двигательной активности получены при опросе учителей-женщин по ФК в обеих возрастных группах, причем с возрастом уменьшение числа активно занимающихся физическими упражнениями оказалось более выраженным и составило 52,2 %.
При оценке результатов анкетирования учителей по предмету ОБЖ регулярно занимаются физическими упражнениями 46,4 %, что значительно ниже по сравнению с учителями физической культуры.
Из этого следует, что каждый второй учитель, принявший участие в самообследовании, не выполняет базовые рекомендации ВОЗ по физической активности с целью психофизического совершенствования и профилактики неинфекционных заболеваний. Эти педагоги под влиянием социально-биологических факторов риска формируют либо группу маргиналов («еще не больной, но и уже не здоровый»), либо хронических больных, рискуя преждевременно получить диагноз «педагогическое выгорание».
Это предположение находит подтверждение при анализе результатов самооценки здоровья учителями-мужчинами по ФК, полученных в ответах на второй вопрос. Так, если в первой возрастной группе число оценивающих свое здоровье как «удовлетворительное» составило 37,2 %, то число учителей во второй возрастной группе, определяющих его как «удовлетворительное» или «плохое», возросло более чем в два раза. Результаты самооценки здоровья учителями ОБЖ существенно не отличались от таковых у учителей-мужчин ФК, тогда как у женщин они оказались более тревожными. В первой возрастной группе 52,2 % женщин определяют свое здоровое как хорошее, а в старшей
возрастной группе их число значительно уменьшилось и составило 15,3 %.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, наиболее информативным показателем, характеризующим уровень функциональных резервов организма, является кардиореспираторная подготовленность. Именно она на 75-85 % определяет здоровье современного человека и обеспечивает его социальную адаптацию и продуктивную активность [1, 4, 5, 14]. Оценка её величины проводилась при ответе на третий вопросе анкеты (табл.). Анализ данных свидетельствует, что 91,5 % учителей ФК - мужчин, отнесенных к первой возрастной группе, считают себя способными выполнить предложенный тест. В остальных половозрастных группах более половины всех респондентов дали отрицательный ответ, что позволяет предположить наличие низкого уровня кардиореспираторной выносливости. Особую тревогу вызывает функциональное состояние в женской группе второго возрастного периода, где 73,7 % опрошенных учителей ответили на этот вопрос отрицательно.
Мировая практика показывает, что достаточно информативными показателями нарушения обмена веществ в организме современного человека, свидетельствующими о риске развития неинфекционных заболеваний, является повышение артериального давления, уровня сахара и холестерина в крови и избыток жирового компонента массы тела. Наиболее простым и информативным показателем отмеченного метаболического синдрома является количество избыточной жировой ткани, которая определяется как индекс массы тела (ИМТ). Этот маркер все шире используется в профилактической медицине и физкультурно-оздоровительных технологиях для скрининга и мониторинга психофизического здоровья человека. Результаты самооценки ИМТ учителей по ФК и ОБЖ, представленные на рисунке, свидетельствуют о том, что даже в первых возрастных группах учителей ФК, независимо от пола, выявлены избыточный вес и ожирение (от 40 % у женщин и 50 % у мужчин) (рис.). С возрастом число учителей ФК с избыточным весом или ожирением (ИМТ > 25 кг/м"2) значительно увеличивается и отмечается у 63 % мужчин и у 75 % женщин. Наиболее тревожные показатели ИМТ отмечены у учителей ОБЖ, ИМТ которых превышал нормативный уровень у 80% опрошенных.
Принимая во внимание психические особенности человека, следует признать, что самооценка физической Я-концепции и показателей здоровья учителей бывает завышенной, и в реальности распространенность избыточной массы тела и ожирения среди взрослого населения, проведенного методом измерения росто-весовых соотношений, всегда превышает результаты данных самообследования [12, 13].
Основной причиной наблюдаемой сейчас «эпидемии» избыточной массы тела за счет жирового компонента массы тела и ожирения является сочетание дефицита физической активности и нерационального питания. В настоящее время рацион питания населе-
Мужчины
Учителя ФК < 35 лет
Учителя ФК >36 лет
Учителя ОБЖ 32-71 год
Женщины
■
41,3 30,4 8,8
i 10'4 52,6 1
36,9 43,1
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 -предожирение, - ожирение
Примечание: избыточная масса определяется как ИМТ > 25 кг/м"2. Ожирение определяется как ИМТ > 30 кг/м"2.
Рисунок. Результаты самооценки индекса массы тела учителей по предметам «Физическая культура», «Основы безопасности
жизнедеятельности»(%)
ния характеризуется высокой энергетическом плотностью и низкой насыщающей способностью, тогда как у двух третей взрослого населения развитых и развивающихся стран уровень физической активности ниже рекомендуемого [12].
Многочисленные исследования показывают, что гиподинамия и, как результат, - нарушение обмена веществ, избыточный вес и ожирение, являются риском развития сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, дегенеративных и дистрофических изменений в позвоночнике и крупных суставах и др. [5, 6, 11, 14, 15]. Как подтверждение этому следует рассматривать результаты ответов учителей на вопросы о количестве обращений к врачу за истекший год. Согласно ответам, в структуре заболеваемости первые ранговые места принадлежат заболеваниям крупных суставов и позвоночника, заболеваниям сердца, гипертонической болезни и болезни щитовидной железы.
Естественно, на вопрос о локализации болевого синдрома, наиболее часто беспокоящего учителей, были отмечены боли в области спины, боли в ноге, боли в руке или плече, боли за грудиной и в области сердца, головные боли, одышка при физических нагрузках и головокружение.
Анализируя результаты данных самообследования, следует констатировать, что более половины педагогов по предметам ФК и ОБЖ - участников эксперимента не выполняют рекомендации ЗОЖ и не являются в полной мере модельной группой для учащихся при формировании личностной физической культуры школьников и выполнении ими рекомендаций ЗОЖ. Показатели здоровья учителя связаны с его низкой здоровьесбере-гающей компетентностью в отношении собственного здоровья и здоровья школьников [1, 5, 6].
Вот почему в ФГОС 3+ в компетенции бакалавров
по направлению подготовки 44.03.01 (педагогическое образование профиль «Безопасность жизнедеятельности») включены компетенции (ОК-8) «способность бакалавра поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» и (ОПК-6) - «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся». При подготовке бакалавров по направлению 49.03.01 «Физическая культура» - компетенция ОК-8 требует формировать «способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности», а 0ПК-10 - «способность формировать осознанное отношение различных групп населения к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки ведения здорового образа жизни». Профессиональная компетенция ПК-6 направлена на формирование способности осуществлять пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни.
В то же время в соответствующих рабочих программах общепрофессиональных и профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров по ФК и БЖД отсутствуют разделы и темы, содержание которых направлено на формирование у участников образовательного процесса личностной и социальной мотивации к физической активности и выполнению рекомендаций здорового образа жизни [13].
Необходимо также помнить, что здоровье учителя есть экономический ресурс для образовательной организации, поэтому создание условий организационно-педагогического сопровождения здоровьесберегаю-щей деятельности в школе по проекту т. н. Healthcare management - управление здоровьем персонала, нацеленное прежде всего на содействие физической активности, является главным направлением первичной
и вторичной профилактики педагогического выгорания, неинфекционных заболеваний и состояния перманентного стресса.
Выводы
1. Оценка состояния здоровья и образа жизни учителей методом анонимного анкетирования информативен и его рекомендуется использовать при оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях.
2. Анализ результатов самообследования здоровья и стиля жизни учителями выявил низкую мотивацию к соблюдению принципов здорового образа жизни и адекватного двигательного режима, что может свидетельствовать о перегруженности учителей.
3. При планировании и организации здоровьесбе-регающей деятельности для предупреждения раннего педагогического выгорания и профессиональной пригодности педагогов в качестве основных направлений по улучшению условий и возможностей для физической активности учителей и выполнения ими рекомендаций ЗОЖ следует считать:
- разработку и реализацию рекреационных программ для педагогов общеобразовательных школ и прежде всего учителей ФК и ОБЖ;
- включение учителей в проблемно-ориентированный анализ отношения к здоровьесберегающей деятельности и формирование ценностных представлений и личностной мотивации на «идеальный образ профессионала».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Апанасенко Г. Л. Депопуляция и валеология (Основы концепции государственной программы) // Материалы 1 национального конгресса по валеологии «Качество жизни и здоровье». - СПб., 2005. - С.13-18.
2. Бестужев-Лада И. В. Российская школа: тупик или реформы // Материалы второй рабочей конференции Консультативного Совета МАОО МФО. - Ярославль, 2002. - С. 39-49.
3. Бахтин Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического вуза / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 596-575.
4. Дворкина Н. И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников / Н. И.
Дворкина. - М.: Теория и методика физической культуры, 2014. - 469 с.
5. Горбенко П. П. Валеология - наука о качестве жизни и здоровье // Материалы 1 национального конгресса по валеологии «Качество жизни и здоровье». - СПб., 2005. - С. 3-6.
6. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: учебное пособие для вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - СПб.: Владос, 2000. - 185 с.
7. Кирий Е. В. Адекватная самооценка как составляющая личностного адаптационного потенциала студента вуза (на примере физической культуры). Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации, социализации и реабилитации человека; сборник статей международной научно-практической конференции (Москва-Пенза, 15 апреля 2015 г.);
- под. ред. В. Б. Соловьева. - Пенза: Научно-издательский центр «Актуальность. РФ», 2015. - С. 81-84.
8. Ланда Б. Х. Международный конгресс учителей физической культуры «Здоровье в школы!» // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 88.
9. Лободин В. Т. Как сохранить здоровье учителя / В. Т. Лободин, Г. В. Лавренова, С. В. Лободина. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. - 136 с.
10. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: автореф. ... д-ра пед. наук. - М., 1995.
- С.15-21.
11. Гуманизация условий физкультурно-оздоровительной деятельности: учебное пособие / составители: В. И. Осик, О. Г. Лызарь, С. Н. Воеводина, Н. И. Романен-ко. - Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ, 2015. - 149 с.
12. Стратегии и рекомендации здорового образа жизни и двигательной активности: сб. материалов ВОЗ / составители: И. В. Ивас, М. В. Дутчак, С. В. Ткачук. - К. НУФВСУ: Изд-во «Олимп. лит.», 2013. - С. 257-290.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ЬаБе/сопБи^аг^.г/сопБ/сд1/оп1ат.сд1? req=doc;bas=LAW:n=140174/
14. Хайров Р. А. Специальная компетентность - основа управленческой деятельности руководителя дополнительного образовательного учреждения сферы физической культуры и спорта // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - № 2. - 2012. -С. 37-42.
15. Хоули Эдвард Т. Оздоровительный фитнес / Эдвард Т. Хоули / пер. с англ. А. Ященко. - М.: Олимп. лит., 2000. - 320 с.
RESULT ANALYSIS OF HEALTH SELF-OBSERVATION AMONG TEACHERS OF SUBJECTS «PHYSICAL EDUCATION» AND «BASICS OF LIFE SAFETY» AT SECONDARY SCHOOLS IN KRASNODAR CITY AND KRASNODAR REGION
V. Osik, Candidate of Medical Sciences, Professor of the Health and Fitness Technology Department Е. Onchukova, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Health and Fitness Technology Department
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.
The article presents the results of sociological research of self-assessment by teachers of subjects «Physical education» (PE) and «Basics of life safety» (BLS) at secondary schools in Krasnodar region of their personal physical education, health conditions and implementation of a healthy lifestyle recommendations. Analysis of the responses shows that regardless of gender two-thirds of PE teachers in the first period of mature age follow recommendations of the World Health Organization about necessary physical activity. In the second age group (36 - 65 years old) the number of surveyed PE teachers of both genders, including motor activity in the list of directions of primary prevention of non-communicable diseases significantly reduced. The smallest number of doing exercises aged 32-71 years old appeared among BLS teachers. More than half of the surveyed teachers of both genders rated their health in the first age group as good, when their number reduced more than twice in the second age group.
The results of self-assessment of cardiorespiratory preparedness demonstrated significant reduction of functional reserves level reaching a maximum rate of decline in all examined groups among women with increasing age.
Self-assessment of body mass index by PE and BLS teachers show, even in first age groups of PE teachers regardless of gender almost every second teacher has overweight or obese, and with age their number increases significantly, reaching maximum values among BLS teachers (80 %).
A study of teaching materials for bachelors of educational directions Physical Education and Educational work profile Basics of Life Safety showed, that insufficient attention is paid to the issues of health promotion, theory and methodology of sports and health technologies and healthy lifestyle. Practical recommendations on the organization of health-activities are given at secondary schools.
Keywords: physical education; health; lifestyle; educational activities; physical activity; overweight and obesity; motivation.
References:
1. Apanasenko G. L. Depopulation and valueology ( Fundamentals of the concept of the state program ) . Mate-
rialy 1 natsional'nogo kongressa po valeologii «Kachestvo zhizni i zdorov'e» [Materials 1 valeology National Congress on "Quality of life and health»], 2005, pp. 13-18 (in Russian).
2. Bestuzhev-Lada I.V. Russian School : impasse or reform. Materialy vtoroi rabochei konferentsii Konsul'tativnogo Soveta MAOO MFO[Materials of the second working conference of the Advisory Board of the MFI IEA] Yaroslavl, 2002, pp. 39-49(in Russian).
3. Bakhtin lu. K., Buinov L. G., Makarova L. P., Plakhov N. N. From the experience of health education valeo-logicheskogo pedagogical high school students. Molo-doi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 6, pp. 596-575 (in Russian).
4. Dvorkina N.I. Sistema formirovaniia bazovoi lichnostnoi fizicheskoi kul'tury doshkol'nikov [The system of formation of the basic personal physical training of preschool children], Moscow, Theory and methods of physical culture 2014, 469 p. (in Russian).
5. Gorbenko P. P. Valeology - the science of quality of life and health. Materialy 1 natsional'nogo kongressa po valeologii «Kachestvozhizni izdorov'e»[Materials 1 valeology National Congress on " Quality of life and health"], St. Peterbkrg, 2005, pp. 3-6(in Russian).
6. Kazin E. M. Blinova N. G., Litvinova N. A. Osnovy individual'nogo zdorov'ia cheloveka [Based on individual human health], St. Peterbkrg, Vlados, 2000, 185 p.
7. Kirii E. V. Adequate self-esteem as a component of personal adaptation potential of high school students (for example, physical training ) . Medico - biological and psycho-pedagogical aspects of adaptation , socialization and rehabilitation of human. Sbornik statei mezh-dunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Collected papers of the international scientific - practical conference], Moskva-Penza, 2015, pp.81-84(in Russian).
8. Landa B. Kh. International Congress of physical education teachers ' health in school ! ". Teoriia i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture ] , 2010, no. 10, pp.88(in Russian).
9. Lobodin V. T., Lavrenova G. V., Lobodina S. V. Kak sokhra-nit' zdorov'e uchitelia [How to maintain the health of teachers], LINKA-PRESS, 2005, 136 p.
10. Mitina L. M. Psychology teacher professional development. Doctor's thesis. 1995, 15-21p.(in Russian).
11. Osik V. I., Lyzar' O. G., Voevodina S. N., Romanenko N. I. Gumanizatsiia uslovii fizkul'turno-ozdorovitel'noi
deiatel'nosti [Humanization conditions sports and recreational activities], Krasnodar, 2015, 149 p. (in Russian).
12. Ivas I. V., Dutchak M. V., Tkachuk S. V. Strategies and recommendations of a healthy lifestyle and motor activity. sb. materialov VOZ [sbonik WHO materials] , 2013, pp. 257-290(in Russian).
13. Federal Law - On Education in the Russian Federation: the Federal Law of 29.12.2012 , no. 273 - FZ. Available at: base/consultant.g/cons/cgi/onlain.cgi? req=doc;bas=LAW:n=140174/
14. Khairov R. A. Special expertise - the basis of administrative activity of the head of the educational institution of additional sphere of physical culture and sports. Fizicheskoe vospitanie i detsko-iunosheskii spor [Physical education and youth sport], no.2, 2012, pp. 37-42(in Russian).
15. Khouli E. Health & fitness ,Olimp. Lit., 2000, pp. 320.
УДК 796.01:577.01
ДИНАМИКА ЭЛЕКТРОЛИТНОГО СТАТУСА ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ФОНЕ ПРИЕМА РЕГИДРАТАЦИОННОГО НАПИТКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
А. А. Колесникова, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин,
Н. К. Артемьева, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин,
А. А. Тарасенко, кандидат педагогических наук, профессор, первый проректор - проректор по учебной работе,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161, e-mail: calan@mail.ru
Дегидратация - фактор, который приводит к изменению водно-солевого баланса, а следовательно, и к снижению работоспособности во время выполнения физических нагрузок. Потребление специализированных спортивных напитков при мышечной деятельности сглаживает признаки дегидратации, восста на вливает водно-электролитный баланс, ведет к повышению физической работоспособности.
Изучение срочного влияния разработанного нами регидра-тационного эргогенического напитка на электролитный статус квалифицированных велосипе-
дистов осуществлялось в лабораторных условиях, с учетом степени дегидратации.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о достоверном увеличении среднего времени удержания нагрузки в основной группе. Степень дегидратации у велосипедистов на фоне приема спортивного ре-гидратационного напитка ниже по сравнению с контрольной группой. При этом у высококвалифицированных спортсменов (МС) в обеих группах степень дегидратации достоверно меньше по сравнению со спортсменами более низкой квалификации, независимо от вида регидратации.