Научная статья на тему 'Анализ результатов применения фитнес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе'

Анализ результатов применения фитнес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
447
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТКИ / ФИТНЕС-ПРОГРАММА / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА / HEALTH / FEMALE STUDENT / FITNESS-PROGRAM / INDICATORS OF PHYSICAL READINESS / PHYSICAL TRAINING / POSITIVE DYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серова Татьяна Васильевна

Уровень здоровья подрастающего поколения постоянно снижается. Поэтому все более актуальной становится проблема поиска идей обновления занятий по физической культуре. Одним из путей решения этой проблемы, по нашему мнению, является использование средств фитнеса в системе физического воспитания вуза. В статье исследуется динамика показателей физической подготовленности студенток технического вуза, занимающихся по фитнес-программе. Экспериментально обоснована эффективность применения фитнес-программы. В процессе эксперимента отмечается положительная динамика показателей: частоты сердечных сокращений, силы и гибкости, причем наиболее эффективные изменения происходят в первые 3 месяца занятий. Анализируется влияние каникулярного периода на показатели физической подготовленности студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Серова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the results of the fitness program application at lessons of physical training in the technical college

Health level of growing up generation is constantly decreasing. The problem of seeking the ideas of refreshing and modernizing the physical education lessons is getting more topical. One of the ways of solving the problem in our opinion is application of fitness in the system of physical training at the institutes of higher education. The dynamics of indicators of physical readiness of female students involved in fitness has been researched. Effectiveness of using the fitnessprogram has been experimentally substantiated. During the experiment a positive dynamics of indices has been observed: the heart rate frequency, strength, and flexibility, the most effective changes took place during the first 3 months of training. Influence of the vacation period on indicators of physical readiness of students has been analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов применения фитнес-программы на занятиях по физической культуре в техническом вузе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Дурманов, Н.Д. Диагностика и коррекция нарушений обмена железа в спорте высших достижений / Н.Д. Дурманов, А.С. Филимонов. - М. : Физкультура и Спорт, 2010. - 84 с.

2. Коц, Я.М. Основные физиологические принципы тренировки : учебное пособие / Я.М. Коц ; Гос. центр. ин-т физ. культуры (ГЦОЛИФК). - М. : [б.и.], 1986. - 36 с.

3. Морфологический состав крови и функциональное состояние организма спортсменов / Г.А. Макарова, Г.Д. Алексанянц, С.А Локтев [и др.].- Краснодар : Изд-во Кубанского мед. ин-та, 1992. - 12 с.

4. Никулин, Б.А. Пособие по клинической биохимии / Б.А. Никулин. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 256 с.

5. Рогозкин, В.А. Биохимическая диагностика в спорте / В.А. Рогозкин. - Л. : Наука, 1988. - 50 с.

6. Сейфулла, Р. Д. Лекарства и БАД в спорте : практическое руководство для спортивных врачей, тренеров и спортсменов / Р.Д. Сейфулла. - М. : ЛитТерра, 2003. -218 с.

REFERENCES

1. Durmanov, N.D. and Filimonov, A.S. (2010), Diagnostics and correction of metabolic disorders of iron in sports of the higher achievements, publishing house Fizkultura I Sport, Moscow, Russian Federation.

2. Kots, Y.M. (1986), Basic physiological principles of training: a training manual, publishing house GCOLIFK, Moscow, Russian Federation.

3. Makarova, G.A., Aleksanyants, G.D, Loktev, S.A. and et al. (1992), Morphological composition of blood and functional status of the organism athletes, publishing house Kuban Medical Institute, Krasnodar, Russian Federation.

4. Nikulin, B.A. (2007), Handbook of Clinical Biochemistry, GEOTAR-Media, Moscow, Russian Federation.

5. Rogozkin, V.A. (1988), Biochemical diagnosis of in sport, Nauka, Leningrad, Russian Federation.

6. Seyfulla, R.D. (2003), Medicines and dietary supplements in sports: a practical guide for sports doctors, coaches and athletes, LitTerra, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.08.2012.

УДК 796.41

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ПРОГРАММЫ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Татьяна Васильевна Серова, соискатель, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых

технологий (СПбГУ ffT и ПТ)

Аннотация

Уровень здоровья подрастающего поколения постоянно снижается. Поэтому все более актуальной становится проблема поиска идей обновления занятий по физической культуре. Одним из путей решения этой проблемы, по нашему мнению, является использование средств фитнеса в системе физического воспитания вуза. В статье исследуется динамика показателей физической подготовленности студенток технического вуза, занимающихся по фитнес-программе. Экспериментально обоснована эффективность применения фитнес-программы. В процессе эксперимента отмечается положительная динамика показателей: частоты сердечных сокращений, силы и гибкости,

причем наиболее эффективные изменения происходят в первые 3 месяца занятий. Анализируется влияние каникулярного периода на показатели физической подготовленности студенток.

Ключевые слова: здоровье, студентки, фитнес-программа, показатели физической подготовленности, физическое воспитание, положительная динамика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p79-83

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE FITNESS PROGRAM APPLICATION AT LESSONS OF PHYSICAL TRAINING IN THE TECHNICAL COLLEGE

Tatyana Vasilevna Serova, the competitor, senior teacher,

St-Petersburg State University of Low Temperature and Food Technology

Annotation

Health level of growing up generation is constantly decreasing. The problem of seeking the ideas of refreshing and modernizing the physical education lessons is getting more topical. One of the ways of solving the problem in our opinion is application of fitness in the system of physical training at the institutes of higher education. The dynamics of indicators of physical readiness of female students involved in fitness has been researched. Effectiveness of using the fitness- program has been experimentally substantiated. During the experiment a positive dynamics of indices has been observed: the heart rate frequency, strength, and flexibility, the most effective changes took place during the first 3 months of training. Influence of the vacation period on indicators of physical readiness of students has been analyzed.

Keywords: health, female student, fitness-program, indicators of physical readiness, physical training, positive dynamics.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ статистических данных по исследованиям, проведенным по изучению состояния здоровья студенческой молодежи, выявил, что уровень здоровья подрастающего поколения имеет тенденцию к постоянному снижению [2,4]. Традиционные занятия по физической культуре в вузе сегодня являются малоэффективными для оздоровления, для приобщения к здоровому образу жизни молодежи, не удовлетворяют их потребностям, что ведет к снижению интереса не только к занятиям физической культурой в вузе, но и вообще ко всей физической культуре. Поэтому все более актуальной становится проблема поиска идей обновления, модернизации занятий по физической культуре в вузе. Одним из путей решения этой проблемы на наш взгляд и, по мнению специалистов [1,5], является внедрение фитнеса (фитнес-программ) в систему физического воспитания вуза. Фитнес-программы обладают комплексным развитием и оказывают положительное влияние на организм занимающихся, соответствуют современному образу, темпу и качеству жизни общества, что, по нашему предположению, должно способствовать повышению интереса к занятиям физической культурой, улучшению состояния здоровья и повышению уровня физической подготовленности студентов, приобщению их к здоровому образу жизни. Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема совершенствования физического воспитания студентов на основе внедрения фитнеса является на сегодняшний день мало исследованной. В данной работе сделана попытка анализировать результаты, полученные после применения фитнес-программы в системе физического воспитания технического вуза. В частности исследуется динамика показателей физической подготовленности студенток технического вуза занимающихся по фитнес-программе на 1-м курсе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент проводился на базе СПбГУ НТ и ПТ. В исследовании приняло участие 20 студенток 1-го курса экономического факультета в возрасте 17-19 лет. Занятия проводились 2 раза в неделю, по 1 часу в течение 9 месяцев. На занятиях использовалась типичная схема, состоящая из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной

[3]. Перед началом тренировок, через 3 месяца занятий, в после каникулярный период (ПКП) и после 9-ти месяцев занятий проводились следующие тесты: методом пальпации измерялся пульс в покое (ЧССі) и проводился степ-тест, с помощью которого количественно оценивались восстановительные процессы (ЧСС2) через і минуту после 3-х минутной дозированной мышечной нагрузки; тест на гибкость позвоночника и тазобедренных суставов (Г) (и. п. - сидя на полу, ноги ступнями упираются в опору на которую нанесена разметка в сантиметрах. Максимально наклоняясь вперед вдоль разметки, занимающиеся фиксируют положение в течение 3-секунд); тест на силу мышц туловища (Б1) (и. п. - лёжа на полу, ноги согнуты в коленных суставах, ступни зафиксированы, руки прижаты к груди. Подъёмы туловища, касаясь предплечьями бёдер, в течение і минуты); тест на силу мышц рук (Б2) ( и. п. - ноги согнуты в коленных суставах, сгибания и разгибания в локтевых суставах, в течение і минуты). В результате тестирования получены данные, которые были обработаны с помощью методов математической статистики О-критерия Стьюдента и критерия Фишера).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Данные динамики показателей физической подготовленности студенток - ЧСС1, ЧСС2, Бь ¥2, Г - представлены в таблице 1.

Таблица і

Динамика показателей физической подготовленности____________________

Показатели До эксперимента Через 3 месяца ПКП Через 9 месяцев

ЧССЬ уд/мин. 83,3 74,9 77,2 73,9

ЧСС2, уд/мин. 77,5 75,1 82,5 73,6

Еь раз/мин. 27,17 31,05 28,08 30,1

Г2, раз/мин. 22,68 27,33 25,1 25,4

Г, см 10,4 12 11,5 11,74

Из табл.1 видно, что за 9 месяцев эксперимента все показатели имеют положительную динамику при р<0,05. Показатель ЧСС1 - снизился на 9,4 уд/мин. (с 83,3 уд/мин. до 73,9 уд/мин) или на 11,2%. Показатель Б1 - вырос на 3 раз/мин. (с 27,17 раз/мин. до 30,1 раз/мин.) или на 10,78%. Показатель Б2 - вырос с 22,68 раз/мин. до 25,4 раз/мин. или на 11,77%. Показатель Г - вырос на 12,98%, (с 10,4 см до 11,74 см). Для оценки динамики приращения исследуемых показателей в разные периоды эксперимента построена таблица 2.

Таблица 2

Динамика приращения показателей физической подготовленности

за время эксперимента

■——Период Показатели ~~ 0-3 3-ПКП ПКП-9 0-9

ед. изм. % ед. изм. % ед. изм. % ед. изм. %

ЧССЬ уд/мин. 8,36 10 -2,26 -3 3,3 4,2 9,4 11,2

ЧСС2, уд/мин. 2,4 3 -7,4 -9,8 8,9 10 3,9 5

Еь раз/мин. 3,88 14,2 -2,97 -9,5 2 7,1 2,93 10,78

Г2, раз/мин. 4,65 20,5 -2,23 -8,1 0,3 1,2 2,67 11,77

Г, см 1,6 15,3 -0,5 -4,1 0,26 2,1 4,35 12,98

Интегральный 4,18 12,6 -3,14 -6,9 2,95 4,95 4,05 10,34

За 3 месяца занятий произошел достоверный (р<0,05) прирост по всем показателям кроме показателя ЧСС2. Показатель ЧСС1 снизился на 8,36 уд/мин. или 10%, показатели Б1 и Б2 выросли на 14,2% и 20,5% соответственно, показатель Г вырос на 15,3%. Тестирование после каникул показало достоверное (р< ,05) снижение по всем показателям, особенно ухудшились значения показателей ЧСС2, Б1 и Б2.

Как показало исследование максимальный прирост по показателям произошел в первые 3 месяца занятий (і семестр). Все показатели достоверно (р<0,05) улучшились в

среднем на 12,6%. После каникул произошло достоверное ухудшение показателей в среднем на 6,9%, что указывает на существенное влияние каникулярного периода на показатели физической подготовленности студенток. Во втором семестре прирост составил 4,95%., что почти в 2 раза ниже, чем в 1 семестре.

ВЫВОДЫ

1. В процессе эксперимента установлено, что при использовании фитнес-программы в системе физического воспитания студенток вуза отмечается положительная динамика исследуемых показателей физической подготовленности при p<0,05.

2. В первые 3 месяца занятий (1семестр) прирост интегрального показателя составил 12,6%, а во втором семестре 4,95%, что позволяет предположить, что наиболее эффективные изменения интегрального показателя происходят в первые 3 месяца занятий,

3. В после каникулярный период отмечалось ухудшение всех исследуемых показателей в среднем на 6,9%.

4. Прирост интегрального показателя за 9 месяцев занятий составил 10,34%, причем наиболее эффективно изменились показатели: гибкости (Г) - на 12,98%, частоты сердечных сокращений в покое (ЧСС1) - на 11,2%, силы (Fb F2) - на 10,78% и 11,77% соответственно; восстановительные процессы после дозированной нагрузки (ЧСС2) ускорились на 5%.

Исследования показали перспективность работы в направлении, связанном с применением фитнес-программ в системе физического воспитания студенток технического вуза, что по нашему мнению, открывает возможности для совершенствования методики организации урочной формы занятий и повышения мотивации студенток заниматься физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика : учебное пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов. - 228 с. - ISBN 978-5-7310-2537-9.

2. Журавская, Н.В. Проблемы формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов не физкультурного вуза / Н. В. Журавская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 49-52.

3. Люйк, Л. В. Методы конструирования программ по оздоровительным видам аэробики : учебно-методическое пособие / Л.В. Люйк, Р.Г. Айзятуллова, О.В. Солодян-ников ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2009. - 49 с.

4. Мануйленко, Э.В. Индивидуальные программы формирования у студентов здорового образа жизни / Э.В. Мануйленко // Теория и практика физической культуры. -2009. - № 2. - С. 44-46.

5. Сайкина, Е.Г. Фитнес в системе физической культуры / Е. Г. Сайкина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 11 (68). - С. 182-190.

REFERENCES

1. Grigoryev, V.I. (2011), Systems modernization of physical education of students on the basis of fitness-culture integration, Proceedings of the International scientifically-practical conference, News of Herzen University, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Dzuravskaya N.V. (2009), ”The problems of forming motivation for healthy life style for students of nonphysical education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 12, pp. 49-52.

3. Lyuyk, L.V, Ayzyatullova, G.R. and Solodyannikov O.V. (2009), Methods of de-

signing ofprograms by improving types of aerobics, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Manuylenko E.V.(2009), "Individual programmers forming healthy life style for students”, Theory and practice of the physical culture, No. 2, pp. 44-46.

5. Saikina, E.G. (2008), "Fitness in physical training system", News of Herzen University,, Vol. 68, No. 2, pp. 182-190.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.08.2012.

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ

Александр Николаевич Сивак, кандидат психологических наук, заместитель начальника

института по научной работе,

Игорь Николаевич Зюкин, соискатель,

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по выявлению организационнопедагогических условий, необходимых для эффективного воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период профессионального становления. В качестве основных организационно-педагогических условий, авторы отмечают следующие: обоснование и разработка структурно-функциональной педагогической модели воспитания личностных качеств у офицеров внутренних войск МВД России в период их профессионального становления; включение в процесс боевой подготовки отдельных планов, программ по воспитанию психологической и нервно-эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов служебно-боевой деятельности. Кроме того, к числу важных условий соискатели относят постоянный ноиск путей но-вышения уровня мотивации к службе у молодых офицеров; активное применение средств физической подготовки для развития смелости, решительности, настойчивости, упорства и других морально-волевых качеств; разработку педагогических мер для сокращения сроков адаптации молодых офицеров к службе во внутренних войсках.

Ключевые слова: внутренние войска; мотивация; профессиональное становление; офицеры; организационно-педагогические условия; личностные качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p83-86

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE EDUCATION OF PERSONAL QUALITIES AT OFFICERS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF THE PROFESSIONAL FORMATION

Alexander Nikolaevich Sivak, the candidate ofpsychological sciences, deputy chief of institute

on scientific work,

Igor Nikolaevich Zyukin, the competitor,

St.-Petersburg Military Institute ofInternal Troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article presents the results of researches of the author on identification of the organizational and pedagogical conditions necessary for effective education of personal qualities at officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of professional formation. As the main organizational and pedagogical conditions, authors mark the following: justification and development of structurally functional pedagogical model of education of personal qualities at officers of internal troops of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.