РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОДОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ИНТЕРНОВ 6 КУРСА С ОЦЕНКОЙ ПО КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ
Д.Х. Дощанов, С.Н. Мизонова, А.Р. Купеев, Н.Ш. Угланова
Центр коммуникативных навыков им. Д. Драпер
Введение: Экзаменация интернов 6 курса проходила, согласно приказа №325 от 9.06.2017 «О проведении второго этапа Годовой (промежуточной) аттестации с оценкой коммуниктивных навыков интернов 6 курса специальности «Общей медицина»). Для экзаменации были привлечены 31 экзаменатор, из числа обучившихся в КазМУНО (согласно Дорожной карте МЗ РК) и КазНМУ (согласно Модели комптетенции преподавателя «Эффективный коммуникатор»). Экзаменация проходила в рамках летней сессии 1.06.2017,21-23.06.2017 года. Актуальность: Согласно Учёного Совета от 24.11.2009 принята модель профессиональной компетенции выпускника: знания, практические навыки, коммуникативная компетентность, правовая компетентность, саморазвитие.
А также Дорожной карте «Модернизация медицинского образования», Проект МЗ «Разработка и реализация медицинской этики и коммуникативных навыков» (с 2016 г.), ежегодно возникает необходимая потребность в мониторинге и внедрении оценки коммуникативных навыков выпускника в процесс экзаменации. Данная экзаменация проходила с привлечением подготовленных стандартизированных пациентов и являлась пилотным проектом.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, экзаменация, оценка, чек-лист, стандартизированный пациент, Годовая Аттестация.
УДК 378:614
Цель исследования: Проведение экзаменации с оценкой коммуникативных навыков - оценить уровень коммуникативной компетентности интернов 6 курса. Материал и методы исследования: Интерны 6 курса, прошедший 1 этап экзамена Годовой Аттестации -
тестирование. Всего - 903 интерна прошли экзаменацию с оценкой по коммуникативным навыкам из 924 направленных.
Таблица 1 - Универсальный чек-лист, состоящий из 15 коммуникативных навыков
НАВЫК РЕЗУЛЬТАТ КОММЕНТАРИИ
ДА НЕТ
1. Навык приветствия. 0,5 0
2. Навык самопрезентации. 0,5 0
3. Навык установления оптимальной дистанции. 0,5 0
4. Навык установления зрительного контакта. 0,5 0
5. Навык снятия эмоционального напряжения 0,5 0
6. Навык активного слушания (сигналы активного слушания) 0,5 0
7. Навык задавания открытых и закрытых вопросов 0,5 0
8. Навык эмпатии 0,5 0
9. Навык комментирования своих действий во время физикального осмотра. 1 0
10. Навык получения согласия на проведение осмотра/манипуляций 0,5 0
11. Навык суммирования 1 0
12. Навык информирования 1 0
13. Навык резюмирования 1 0
14. Навык планирования - принятия совместного решения 1 0
15. Навык завершения интервью 0,5 0
ИТОГО
МАХ 10
Дизайн исследования:
Часть 1-я. Подготовительный этап:
• Разработка документации и утверждение чек листа;
• Апробация утверждённого «универсального» чек листа среди ППС клинических кафедр по утвержденному чек листу.
• Участие в разработке клинического сценария, используемого в процессе обучения и оценки практических знаний и навыков с учётом коммуникативной проблемы.
• Подготовка СП (стандартизированных пациентов).
• Информационная поддержка. Проведение брифинга с экзаменаторами, с интернами 6 курса факультета ОМ, со стандартизированными пациентами. Часть 2-я. Участие в организации и проведении 2 Этапа Годовой (промежуточной) аттестации с оценкой по коммуникативным навыкам интернов 6 курса факультета ОМ.
Часть 3-я. Анализ результатов.
Для Экзаменации были привлечены 31 экзаменатора, из числа обучившихся в КазМУНО (согласно Дорожной карте МЗ РК) и КазНМУ (согласно Модели компетенции преподавателя «Эффективный коммуникатор»), из них 28
преподаватели клинических кафедр и 3 эксперта по коммуникативным навыкам Центра коммуникативным навыкам им Д.Драпер.
По полученным результатам сделан анализ и выведен средний показатель, определяющий уровень коммуникативной компетентности интернов 6 курса, данные отражены на рисунке №2.
Прослеживается выраженность среднего показателя уровня коммуникативной компетентности интернов 6 курса ОМ (Приложение: чек-лист по коммуникативным навыкам): 8 навык «Эмпатия» ^срД23714); 5 навык «Снятие эмоционального напряжения» ^ср.0,26); 9 навык «Комментирование своих действий во время физикального осмотра»^срД28342).
По среднему показателю определяется «хороший» результат и выпадает на 1, 2 и 4 коммуникативные навыки: 1 навык «Приветствия» ^ср.0,2493); 2 навык «Самопрезентация» ^ср.0,479); 4 навык «Установление зрительного контакта» ^ср.0,479);.
Для более детального рассмотрения уровня коммуникативной компетентности принято решение отследить показатели по 5 специальностям. По результатам оценки определилась Доля компетентности по каждому навыку, предложенному в «универсальном чек листе Таблица №2
По результатам экзаменации определяется уровень коммуникативной компетентности интернов 6 курса: низкие баллы: 8 навык «Эмпатия» ^ср.0,23714); 5 навык «Снятие эмоционального напряжения» ^ср.0,26); 9 навык «Комментирование своих действий во время физикального осмотра»^срД28342);
Высокие результаты определились последующим навыкам №1, № 2, №4:
Навык - Приветствия ^ср.0,2493); навык - Самопрезентация ^ср.0,479); навык - Установление зрительного контакта Иср.0,479);.
0
1
I
§ «
£1
0,5 0,45 0,4 0,35 0,3 0,25 0,2 0,15 0,1 0,05 0
23
8 9 10 11 12 13 14 15
среднии показатель
0,493
0,479
0,426
0,469
0,26
0,42
0,403
0,237
0,283
0,435
0,405
0,398
0,427
0,416
0,407
1
4
5
6
7
Рисунок 2 - Сравнительный анализ коммуникативной компетентности интернов 6 курса, согласно чек-листу
Рисунок 3 - Уровень коммуникативной компетентности (средний показатель округлен) Таблица 2 - Доля компетентности по каждому навыку
№ Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общий -бал Средняя оценка
1 хирургия 0,4943 0,4943 0,417 0,4253 0,259 0,411 0,382 0,2644 0,3463 0,414 0,381 0,394 0,427 0,401 0,367816 5,878416 0,3918944
2 акушерство ),494 0,46875 0,4375 0,48125 0,169 0,394 0,3125 0,30625 0,269 0,3563 0,419 0,391 0,3845 0,4375 0,425 4,94205 380158
3 ВОП 0,495 0,484 0,422 0,478 0,282 0,435 0,435 0,23 0,272 0,45 0,481 0,413 0,437 0,433 0,4324 6,1794 41196
4 педиатрия 0,444 0,403 0,4306 0,458 0,264 0,375 0,361 0,194 0,25 0,486 0,382 0,3611 0,445 0,445 0,389 5,6877 37918
5 внутренние болезни 0,5 0,473 0,446 0,496 0,234 0,405 0,383 0,19 0,254 0,451 0,383 0,36 0,403 0,347 0,356 5,681 378733
Определение уровня коммуникативной компетентности интернов 6 курса факультета ОМ по направлениям от общей доли 10 баллов (100%)
Рисунок 4 - «Анализ результатов уровня коммуникативной компетентности интернов 6 курса ОМ по 5 направлениям, согласно проведенной экзаменации с оценкой коммуникативных навыков» (Дата проведения 1.06.17-30.06.17гг)
Таблица 3 - Данные по направлению «Хирургия»
№ Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общий бал Q ср
1 Сравнение 0,49 0,494 3 0,417 0,425 3 0,2586 0,411 0,382 0,264 0,35 0,414 0,38 0,39 0,43 0,4 0,368
2 Средняя оценка 0,49 0,494 3 0,417 0,425 3 0,2586 0,411 0,382 0,264 0,6925 0,414 0,761 5 0,787 0,853 4 0,802 0,368 7,78161 7,825
3 Сравнение ( округл.) 0,5 0,49 0,42 0,43 0,26 0,41 0,38 0,26 0,35 0,41 0,38 0,39 0,43 0,4 0,37 7,78 7,83
Таблица 4 - Данные по направлению «Общая врачебная практика»
№ Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общий бал Q ср
1 Сравнение 0,495 0,48309 0,4218 0,4778 1,282241015 0,4345 0,4345 0,2294 0,2716 7 0,449 3 0,41808 0,4133 0,43869 0,432 9 0,4323
2 Средняя оценка 0,495 0,48309 0,4218 0,4778 1,282241015 0,4345 0,4345 0,2294 0,5433 4 0,449 3 0,8362 0,8266 0,8773 0,865 8 0,4323 8,07945 8,088 795
3 Сравнение( округл.) 0,49 0,48 0,42 0,48 0,28 0,43 0,43 0,23 0,27 0,45 0,42 0,41 0,44 0,43 0,43 8,08 8,09
Таблица 5 - Данные по направлению «Внутренние болезни»
№ общий Средняя оцен-
Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 бал ка
1 Сравнение 0,5 0,472 97 0,44 59 0,49 55 0,2342342 34 0,40 54 0,38 29 0,18 92 0,2545 05 0,450 45 0,382 88 0,35 81 0,403 15 0,34 68 0,35 59
2 Средняя оценка 0,5 0,472 97 0,44 59 0,49 55 0,2342342 34 0,40 54 0,38 29 0,18 92 0,5090 09 0,450 45 0,765 77 0,71 62 0,806 31 0,69 37 0,35 59 7,4234234 23 7,423 42342 3
Сравнение(
3 огругление) 0,5 0,47 0,45 0,5 0,23 0,41 0,38 0,19 0,25 0,45 0,38 0,36 0,4 0,35 0,36 7,42 7,42
Таблица 6 - Данные по направлению «Педиатрия»
№ Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общий бал Q ср
1 Сравнение 0,4444 0,4027 8 0,4306 0,458 33 0,26388 89 0,37 5 0,361 1 0,194 4 0,2 5 0,486 1 0,381 9 0,361 0,444 4 0,444 0,389
2 Средняя оценка 0,4444 0,4027 8 0,4306 0,458 33 0,26388 9 0,37 5 0,361 1 0,194 4 0,5 0,486 11 0,763 89 0,722 2 89 9 0,388 9 7,61111 1 7,56944 4
3 Сравнение (округл.) 0,44 0,4 0,43 0,46 0,26 0,38 0,36 0,19 0,2 5 0,49 0,38 0,36 0,44 0,44 0,39 7,61 7,57
Таблица 7 - Данные по направлению «Акушерство и гинекология»
№ Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 общи й бал Q ср
1 Сравнение 0,493 8 0,4687 5 0,4375 0,4812 5 0,1687 5 0,393 8 0,312 5 0,306 3 0,2687 5 0,3562 5 0,4187 5 0,390 6 0,3843 8 0,437 5 0,42 5
2 Средняя оценка 0,493 8 0,4687 5 0,4375 0,4812 5 0,1687 5 0,393 8 0,312 5 0,306 3 0,5375 0,3562 5 0,8375 0,781 3 0,7687 5 0,875 0,42 5 7,65 7,6437 5
3 Сравнение( округл.) 0,49 0,47 0,44 0,48 0,17 0,39 0,31 0,31 0,27 0,36 0,42 0,39 0,38 0,44 0,43 7,65 7,64
Таблица 8 - Сравнительный анализ результатов
общий средняя
№ Навыки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 бал оценка
1 Сравнение 0,5 0,47 0,36 0,48 0,051724 0,38 0,43 0,17 0,25 0,36 0,18 0,41 0,28 0,26 0,28
Средняя
2 оценка 0,5 0,47 0,36 0,48 0,051724 0,38 0,43 0,17 0,5 0,36 0,36 0,81 0,57 0,52 0,28 6,32759 6,241379
Сравнение(
3 округление) 0,5 0,47 0,36 0,48 0,05 0,38 0,43 0,17 0,25 0,36 0,18 0,41 0,28 0,26 0,28 6,33 6,24
Таблица 9
№ Направление Хирургия ОВП ВБ Педиатрия Акушерство и гинекология
1 средний коэффициент 7,83 8,09 7,42 7,57 7,64
Результаты экзаменации определены в сводной таблице №9. При бально-буквенном расчёте составляет: 76,4 (В) Вывод и рекомендации:
1. По результатам экзаменации уровень коммуникативной компетентности интернов 6 курса по направлениям составляет:
Хирургия - 7,83; ОВП - 8,09; ВБ - 7,42; Педиатрия - 7,57; Акушерство и гинекология - 7,64.
2. В экзаменации в качестве эксперта по коммуникативным навыкам участвовали: из числа ППС (профессорско-преподавательского состава) и специалисты ЦКН КазНМУ -31чел., а также 18 СП (стандартизированных пациентов).
3. При обучении интернов 6 курса, факультета ОМ обратить внимание на коммуникативные навыки, по которым интерны получили минимальный балл.
4. Проведение экзаменации по коммуникативным навыкам считать успешной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Peggy Wallace Coaching Standardized Patients: For Use in the Assessment of Clinical Competence. - Cambridge: 2006. - 374 p.
2 М.А. Асимов, Д. Драпер, C.X. Мадалиева [и др.].Мониторинг формирования коммуникативной компетентности в медицинских вузах: учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2012. - 96 с.
3 Дощанов Д.Х. Стандартизированный пациент в системе медицинского образования: учебное пособие. - Алматы: 2015. - 100 с.
Д.Х. Дощанов, С.Н. Мизонова, А.Р. Купеев, Н.Ш. Угланова
КОММУНИКАТИВТ1К ДАFДЫЛАРДЫ БАFАЛАУМЕН 6 КУРС ИНТЕРНДЕРДЩ ЖЫЛДЬЩ АТТЕСТАЦИЯ НЭТИЖЕСШЩ ТАЛДАУЫ
ТYЙiн: 6 курс интерндердщ коммуникативтiк ;^реттыш децгейiнiц емтиханныц багыттары нэтижелерi бойынша курайды: Хирургия - 7,83; Жалпы дэрiгер тэжiрибесi - 8,09; Iшкi аурулар - 7,42; Бала емдеу - 7,57; Акушерлш жэне гинекология - 7,64. Коммуникативтш дагдылар бойынша емтиханныц eтiлуi ойдагыдай деп саналсын.
ТYЙiндi сездер: коммуникативтiк дагдылар, емтихан, багалау парагы, стандартталган нау;ас, жылды; аттестаттау
D.H. Dochshanov, S.N. Mizonova, A.R Kupeev, N.S.Uglanova
THE ANALYSIS OF RESULTS OF ANNUAL CERTIFICATION OF INTERNS 6 YAER COURSES WITH ASSESSMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS
Resume: By results of an examination the level of communicative competence of interns of the 6th course in the directions is:
Surgery - 7,83; GP's - 8,09; The Internal Diseases - 7,42; Pediatrics - 7,57; Obstetrics and gynecology - 7,64. To consider and carrying out an
examination on communicative skills successful.
Keywords: communicative skills, examination, assessment, the check list standardized patient, Annual Certification.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
СТУДЕНТОВ ВУЗА
Л.С. Сагидуллина, Г.К. Ксетаева, К.К. Орынбасарова, Т.А. Аманжолов, Н.Б. Новрузова
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Кафедра детских болезней, курс №2
Встатье представлены результатыисследованияфакторов, влияющих на учебныйпроцесс студентов Казахского Национального медицинского университетаим. С.Д. Асфендиярова г.Алматы. Показано, что в структуре мотивации можно выделить способствующие профессиональному становлению будущих врачей компоненты, состав и выраженность которых зависят от многих причин. Выявлены разные факторы, оказывающие значительное влияние на структуру учебной мотивации студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: структура учебной мотивации, мотивация достижения, половые различия, студент, «преподаватель-студент»
УДК 61:378. 144/ 146 - 058. 875
Введение. Проблема повышения успеваемости студентов высших учебных заведений на сегодняшний день очень актуальна. Хорошая успеваемость - свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста, востребованного обществом. Огромная роль в этом принадлежит преподавателям, именно от их взаимодействия зависит каким студент выйдет из стен университета и какой клад знаний будет у него в голове.
Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Заинтересованность учебным процессом у студентов формируется с первых дней обучения в вузе. Изучение факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов, имеет большое значение для повышения эффективности высшего образования.
Повышение успеваемости студентов высших учебных заведений на сегодняшний день остается самым злободневным вопросом. Хорошая успеваемость -свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста, востребованного обществом.Установлено, что учение студентов протекает нормально только тогда, когда обучение связано с практикой жизни, когда студент
понимает жизненное значение того, что он изучает. Если этого нет, то возможны срывыи всевозможные увлечения тем, что мешает учебе. Следовательно, на наш взгляд, причинами неуспеваемости студентов являются:
личностные способности обучающихся, отсутствие интереса к предмету; разочарование в выбранной специальности; отсутствие интереса к учению из-за личности преподавателя, его методики обучения. Цель исследования: выявление факторов отрицательно влияющих на учебный процесс студентов Казахского Национального медицинского университетаим. С.Д. Асфендиярова г. Алматы.
Нами проводилось на добровольной основе анкетирование 150 студентов 4 курса факультета Общая медицина КазНМУ им. Асфендиярова С.Д. г.Алматы.
В анкетировании участвовали 60% -90 женщин и 40% -60 мужчин в возрасте от 20 до 22 лет .
Предмет исследования: факторы, влияющие на успеваемость(заинтересованность) студентов. Учебная мотивация определяется рядом факторов:самой образовательной системой, образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; индивидуально-личностными особенностями педагога, и прежде всего системы его отношений к ученику,своей работе; спецификой учебного предмета.