Научная статья на тему 'Анализ регионального рынка молочной продукции по материалам Оренбургской области'

Анализ регионального рынка молочной продукции по материалам Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
467
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / МОЛОКО / МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЕСУРСЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗ / REGIONAL MARKET / MILK AND DAIRY PRODUCE / RESOURCES / PER CAPITA CONSUMPTION / REGRESSION MODEL / FORECAST

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Лаптева Елена Владимировна, Хабарова Светлана Васильевна

Статья посвящена проблеме ресурсного обеспечения Оренбургской области молоком и молочной продукцией. В статье построена регрессионная модель зависимости уровня потребления молока на душу населения от социально-экономических факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE REGIONAL MARKET OF DAIRY PRODUCTION IN THE ORENBURG REGION

The article is devoted to the problem of resource supply of the Orenburg region with milk and dairy products. The regression model of dependence of per capita milk consumption level on socioeconomic factors has been built up.

Текст научной работы на тему «Анализ регионального рынка молочной продукции по материалам Оренбургской области»

Анализ регионального рынка молочной продукции по материалам Оренбургской области

Е.В. Лаптева, к.э.н., С.В. Хабарова, к.э.н., Оренбургский ГАУ

В современных условиях уровень производства во многом определяется состоянием рынка. В последние годы для рынка молока характерным является процесс переориентации сельскохозяйственных производителей на реализацию молока по свободным каналам, непосредственно перерабатывающим организациям, через собственную торговую сеть.

В общей сложности в Оренбургской области 446 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, занимающихся производством и реализацией продукции сельского хозяйства, из них 392 специализируются на молочном скотоводстве.

Переработкой молока в 2009 г. по области занимались 12 крупных и 6 средних и мелких промышленных организаций, а также малые организации и частные предприниматели (рис. 1).

Данные организации выпускали цельномолочную продукцию (молоко, сливки, сметану, творог, сырки и сырковую массу), кисломолочную продукцию (простоквашу, варенец, кефир, напитки из пахты) [1].

В целом, данные организации в полной мере могут обеспечить потребности населения Оренбургской области молоком и молочными продуктами, но проблема сокращения производства молока в достаточной степени влияет на объём

производства. Это отражается на наполненности рынка области товарами местного производства.

Рассмотрим общие ресурсы молока Оренбургской области, которые складываются из собственного производства и ввоза, включая импорт. Также необходимо отметить, что начиная с 2003 г. импорт молока в область неуклонно увеличивается, отрицательный баланс наблюдался только в 1999—2000 гг.

В то же время при формировании ресурсов импорт молока, как их составляющая часть, определяющего значения не имеет. За 1995— 2009 гг. доля импорта в ресурсах не превышала 6% (рис. 2).

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области с 1995 г. до 2002 г. в область завозили молоко только представители Самарской области (в 2002 г. ими в область было ввезено 3358 т молока на сумму 33826 тыс. руб.). С каждым годом увеличивается число импортеров и импорт в абсолютном и стоимостном выражении (табл. 1). В целом за 2009 г. ввезено молока на сумму 79968,5 тыс. руб.

Одним из достаточно важных аспектов изучения конкурентоспособности товаров местного производства является уровень его потребления на данной территории.

Из теории микроэкономики следует, что один из основных элементов рынка — наличие спроса на товар со стороны потребителей. Анализ по-

Специализированные организации по переработке молока в Оренбургской области

Крупные организации Средние и мелкие

организации

-► ОАО Молококомбинат «Абдулинский» ► ООО «Носта-Агропроппереработка»

ОАО Молококомбинат «Бугурусланский» (п. Тюльган)

-► ООО «Саракташ-Молоко» ► ООО Молочный завод «Степнянка»

-► ООО Саракташский молочный завод «Анаир» (Первомайский р-н)

-► ООО «Новосергиевский маслозавод» ► ООО «Молокозавод Иволга»

-► ООО «Медногорский комбинат (Оренбургский р-н, с. им. 9 Января)

молочной продукции» ► ООО «Орбита» (г. Бугуруслан)

-► ОАО «Ириклинский молочный завод» ► ООО «Никитушка» (п. Саракташ)

-► ООО «Сорочинскмолоко» ► ООО «Родник» (Переволоцкий р-н,

-► ООО «Бузулукское молоко» п. Претория)

-► ООО Молокоперерабатывающий ► Холдинговая компания НПО «Южный Урал

завод «Ташлинский»

-------► ООО «Молоко»(г. Новотроицк)

-------► ООО «Молзавод» (Северный р-н, с. Северное)

Рис. 1 - Организации Оренбургской области, занимающиеся переработкой молока

2009 г. 91.9 1 4,8 I 3,2 I

2007 г. 89,3 і і!і!і!і!і:4,9 і:;:;:;:;:;:;:;:;

88,3 | 6,8 | 1 4,9 |

2005 г. 89,3 '| 5,6 | I 5,1 І

91,6 I 4,7 1

2003 г. 92,3 ^^3,8^^,::,

92,2 1 2,9 | ! “4,9 1

2001 г. 92,7 1 2,3 | і 49 1

92,3 1 3,0 | і

1999 г. 91,8 1 25 1 і 5,7 1

93,6 1 3,7 | 2,7 |

1997 г. 94,5 1 2,9 | 2,6 |

93,3 3,3 1

1995 г. 93,2 1 3,4 | 3,4 1

85% 87% 89% 91% 93% 95% 97% 99%

ш Производство ^ Запасы на начало года 'і Импорт

Рис. 2 - Ресурсы молока в Оренбургской области

требления товара, в первую очередь, производится в расчёте на душу населения [2].

Из рисунка 3 видно, что потребление молока за 1995—2009 гг. росло, несмотря на то что его производство и реализация имели тенденцию к уменьшению. Рекомендованная Институтом питания РАМН норма потребления молока в Российской Федерации составляет 390 кг в год на душу населения. Потребление молока в Оренбургской области за анализируемый период не достигало заданного уровня.

На величину потребления оказывают влияние различные факторы, как количественные, так и качественные.

Исследуем тесноту связи между потреблением молока в Оренбургской области на душу населения в год и социально-экономическими факторами за 1995—2009 гг.:

у — потребление молока на душу населения в год, кг;

ґ — фактор времени;

х1 — среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб.;

х2 — средние потребительские цены на молоко цельное, руб. за литр;

х3 — доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, %;

1. Состав импорта молока в Оренбургской области

Год Т ерритории-потребители Ввоз, % к общему импорту Ввоз, тыс. руб.

2002 Самарская область 100 33826

2003 Республика Башкортостан 15,10 8317,4

Самарская область 84,90 43119

Республика Башкортостан 47,78 17416,9

2004 Республика Татарстан 1,15 801,3

Самарская область 51,07 30222

Республика Башкортостан 0,43 134,8

2005 Республика Татарстан 1,14 327,7

Самарская область 98,43 47761,3

2006 Республика Татарстан 60,04 32579,3

Самарская область 39,96 18153,3

Республика Татарстан 56,42 43629,2

2007 Самарская область 43,51 19540

Ульяновская область 0,07 40,4

Республика Татарстан 47,4 32579,3

2008 Республика Башкортостан 21,2 14567,9

Ульяновская область 5,0 3456,7

Самарская область 26,4 18153,3

Республика Татарстан 54,6 43629,2

2009 Республика Башкортостан 21,0 16758,9

Самарская область 24,4 19540

Ульяновская область 0,1 40,4

х4 — среднии размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсации), руб.;

х5 — «коэффициент пенсионной нагрузки» (численность пенсионеров на 1000 занятых), %о\ х6 — коэффициент нагрузки детьми на трудоспособное население, % ;

х7 — численность экономически активного населения, чел.;

х8 — уровень товарности молока, %;

Х9 — соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий с величиной прожиточного минимума, %.

Среднемесячная начисленная заработная плата, выраженная в материальных благах и услугах, показывает, какое количество предметов потребления и услуг работник может фактически купить на свою заработную плату.

С помощью пакета STATISTICA 7.0 получаем матрицу парных коэффициентов корреляции.

На уровень потребления молока в Оренбургской области в 1995—2009 гг. в большей степени оказывали влияние показатели денежных доходов населения (прямая, сильная связь), средние потребительские цены на молоко цельное (обратная, сильная связь) и доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (прямая, умеренная связь). Также следует отметить, что уровень потребления молока в Оренбургской области зависит от фактора времени. Поэтому для построения уравнения множественной регрессии включим в модель факторы х1, х2, х3.

Множественный коэффициент корреляции, составивший 0,903, показывает, что связь между вариацией результативного показателя у и вариацией факторных признаков х1, х2, х3

сильная. Я2 = 0,817 свидетельствует, что 81,7% вариации уровня потребления объясняется факторами, включёнными в модель. На долю прочих факторов, не учитываемых в регрессии, приходится 19,3%.

Коэффициент Дарбина—Уотсона получен равным 1,876, т.е. он примерно равен 2, что указывает на отсутствие автокорреляции в остатках построенной регрессии.

Судя по Р-коэффициенту, можно сделать вывод, что на уровень потребления молока на душу населения наибольшее влияние оказывает вариация среднемесячной начисленной заработной платы населения (0! = 1,47).

Получаем следующую регрессионную модель:

у = 221,13 + 0,084 • — 7,97 • х2 +

(4,28) (3,84) 1 (-2,81) 2

+ 0 ,06 • Х3 + 1,2 • I.

(3,58) 3 (2,41)

Анализ полученного уравнения позволяет сделать выводы о том, что при условии неизменной тенденции с ростом среднемесячной заработной платы населения на 1 руб. уровень потребления молока на душу населения увеличивается на 0,084 кг в год, с ростом средних потребительских цен на молоко на 1 руб. — потребление снижается на 7,97 кг, а с ростом доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на 1 тыс. чел. — потребление увеличивается на 0,06 кг. Стандартные ошибки показывают статистическую надёжность коэффициента. Параметры уравнения все значимы, так как их расчётные значения больше табличных ({табличное = 2,02, уровень значимости = 0,05, tрасч)tтаблич). По F-критерию Фишера уравнение также зна-

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—*—реализация молока и молокопродуктов ,тыс.т —■—производство молока,тыс.т • потребление на душу населения,кг ■ норма потребления молока в Российской Федерации,кг

Рис. 3 - Динамика производства, реализации и потребления молока и молокопродуктов на душу населения в год в Оренбургской области, кг

2. Характеристики факторных моделей на основе уравнений тренда

Показатель Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. Средние потребительские цены на молоко цельное, руб. за литр Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, %

Тренд Полином третьей степени Полином второй степени Линейный

Уравнение у = 41,854 г3 -- 869,17г2 + 5703,9Г + 4801,6 у = -0,0267г2 + + 1,0515г + 1,1064 у = 119,281 + 286,61

К2 0,908 0,907 0,926

^факт 9,9 24,6 34,9

^табл 3,94 3,94 3,94

Прогнозное значение на 2012 г 8976,9 20,43 19,67

чимо, следовательно выявленные зависимости являются обоснованными.

Следует отметить, что стоимостные факторы, используемые в модели, в будущем однозначно возрастут и прогнозирование уровня потребления молока и молочных продуктов необходимо осуществлять с учётом прогнозных значений факторов по их трендам (табл. 2).

Полученные трендовые модели являются значимыми по коэффициенту детерминации (Я2), в большей степени объясняющим процент вариации признаков, расчётные /-критерии Фишера больше табличных значений, следовательно полученные модели адекватно описывают имеющиеся тенденции развития. Параметры уравнения все значимы, значит, их можно использовать для дальнейшего прогнозирования. Следует отметить, что все факторные значения имеют ярко выраженную тенденцию к увеличению, т.е. развитие осуществляется по возрастающим трендам.

Обобщая характеристику рынка молока Оренбургской области, отметим, что область

располагает богатым ресурсным потенциалом для обеспечения конкурентоспособности молока, при этом отмечается увеличение потребления молока и молочных продуктов на душу населения. Организации молочной промышленности Оренбургской области имеют довольно низкий уровень загруженности мощностей. Это явление имеет крайне негативные последствия, поскольку ведёт к исчерпыванию финансовых возможностей окупаемости затрат, падению прибыльности и деградации производства, сдерживает мотивацию к инвестированию. При анализе регионального рынка потребления молока следует учитывать покупательское поведение при выборе товара, которое может выявить «плюсы» и «минусы» в маркетинговой стратегии реализующих организаций.

Литература

1. Смертина Е.Н. Исследование регионального рынка молочных продуктов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 1. С. 36—42.

2. Статистический анализ продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации (по материалам Орен-бургстата) // Вопросы статистики. 2008. № 12. С. 36—43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.