АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ВНИМАНИЯ СТРАХУЮЩЕГО В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE METHODOLOGY IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE ATTENTION OF THE INSURER IN SPORTS TOURISM
Тинькова Зинаида Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Tinkova Zinaida Sergeevna Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen sport» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Миронова Елена Николаевна
старший преподаватель кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
г. Орел, Россия Mironova Elena Nikolaevna senior lecturer
department «Theory and methodology chosen sport» Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. В статье приведен анализ методики повышения работы внимания у спортсменов. Освещены данные тестирования тренерского состава по спортивному туризму.
Abstract. The article analyzes the methods of increasing the work of attention in athletes. Data of testing of trainer's structure on sports trizm are illuminated.
Ключевые слова: методика, спортивный туризм, модальность, внимание.
Keywords: methodology, sports tourism, modality, attention.
Спортивный туризм один из самых противоречивых видов спорта, с одной стороны это четко организованный процесс, в котором есть структурные подразделения со своей иерархией, с тренировочными и соревновательными процессами. Включающей систему фиксации достижений. С другой стороны, имеющий ряд вариативных форм, которые зависят только лишь от личности участника, а не от уровня тренировочного процесса и ранга проводимых соревнований.
Дисциплина «Техника горного туризма» одна из сложнейших форм в спортивном туризме, от того как именно реагирует на постоянно меняющиеся условия спортсмен зависит не только его успех на соревнованиях, но и жизнь. Важность развития не только технико-тактических навыков, но и личностных характеристик особенно возрастает в этом
виде спорта.
Личность спортсмена огромный пласт, постоянно изучаемый исследо -вателями сферы спорта.
Каждый тренер с опытом приходит к тем или иным личностным характеристикам, в рамках которых ему легче донести важность и необходимость тех или иных качеств. Характеристики темперамента и характера и типов личности давали возможность быстрее находить коммуникацию с занимающимися.
В последние годы отмечается эффективность работы опираясь на модель личности спортсменов исходя из определения их модальности.
В основе работы модели стоят шесть структурных элементов, которые отражают направления исследования личности. В который входят:
Коммуникационный структурный элемент, который состоит из компонентов отношения к партнерам, отношения к сопернику и отношения к тренеру.
Мотивационный структурный элемент отражает внутреннюю работу спортсмена и состоит из компонента интереса к виду спорта, уровня притязаний и компонента ценностных ориентаций.
Гендерный структурный элемент показывает как спортсмен выражает свою личность.
Эмоционально-волевой структурный элемент состоит из эмоциональной устойчивости, психорегуляцию и волевые качества.
Интеллектуальный структурный элемент, отвечающий за владение технико-тактических элементов. Включает компоненты: психомоторику, оперативную память, специализированное восприятие, внимание и мышление.
Поведенческий включает: тип нервной системы, темперамент и характер.
Все эти структурные элементы определяют модальные характеристики от которых зависит результат спортсмена и эффективности его работы в целом.
Многие исследователи, опираясь на модальности доказали эффективность работы с ее учетом. А. Г. Ковалевым было предложена классификация компонентов структуры личности спортсмена, которая была положена в основу определения компонентов работы с учетом модальностей. Затем, Илясова Наталья Владимировна, спортивный психолог определила особенности восприятия спортсмена в рамках соревновательного процесса. Руководствуюсь данными особенностями используя модальности тренер гораздо эффективнее работает в стрессовой ситуации соревнований. Что и было эмпирически доказано в ее работе «Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта».
Анализ типовых программ ДЮСШ направленных на подготовку спорт -сменов и инструкторов в спортивном туризме показал, что обучение страховке является одной из главнейших задач начального этапа подготовки, так как большинство технических приемов в дисциплине «дистанция» невозможно выполнить без устойчивого навыка страхования
партнера, группы или себя. Без этого технического элемента невозможно представить себе соревнования даже начального уровня, не говоря уже о получении допуска к туристскому многоборью высокого ранга.
Компонентам: безопасность страхующего, выбор способа страховки и выбор снаряжения, в программах подготовки спортсменов отводиться в среднем 20% от всего объема часов подготовки. Это около 11 часов на каждый компонент в год, при этом такой важный и необходимый компонент как работа внимания страхующего осваивается на усмотрение самого тренера или же развивается самостоятельно спортсменом. И если в дисциплине «дистанция» спортсмены показывают уже до автоматизма отработанный навык, не редко даже не задумываясь о назначении технического приема, заботясь лишь о скорости прохождения дистанции, то в дисциплине «маршрут» компонент работа внимания страхующего приобретает совершенно иной характер.
На маршруте от анализа внешней ситуации, действий партнера зави -сит своевременная реакция на происходящее, а значит, от этого зависит безопасность и жизнь участников.
Учитывая вышеуказанное, существует острая необходимость минимизировать противоречие между высоким значением работы внимания страхующего и отсутствием полноценной работы с этим компонентом в тренировочном процессе. Решением данной проблемы стало всестороннее изучение свойств внимания тренирующихся, разработка и внедрение методики повышения уровня внимания с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и специфики работы страхующего.
Полученные опытным путем данные свидетельствуют о необходимости повышенного контроля в работе над свойствами внимания страхующего не зависимо к какой возрастной группе или уровню подготовки относится спортсмен, подтверждена гипотеза и эффективность предложенной методики применения упражнений и игр на развитие внимания в тренировочном процессе по спортивному туризму действительно повысило результативность занимающихся.
Для определения степени осведомленности о работе с модальными характеристиками в рамках тренировочного процесса нами была разработана анкета для тренеров по спортивному туризму. Анкета состоит из 10 вопросов которые отражают степень доверия к работе с модальными характеристиками у тренеров.
Разработанная анкета была предложена тренерам по спортивному туризму города Орел и Орловской области. В анкетировании участвовали 23 человека, которые имеют отношение к тренировочному и соревновательному процессу.
На вопросы, связанные с определением модальность верных ответов не было. Респонденты чаще всего ассоциировали модальность с раздельным компонентом изучения чего-либо. При этом вопросы связанные с технологией использования данного метода в подавляющем большинстве случаев были определены верно, что является показателем того что сам метод используется, но на интуитивном уровне без изучения научно обоснованных фактов по эффективности внедрения. У 72% анкет
на вопросы, связанные с работой тренера и спортсмена в рамках соревновательного и предсоревновательного процессов четко описывали работу компонентов модальности и их взаимосвязь, но объяснить на научно обоснованном уровне у многих вызвало затруднение.
Такие результаты тестирования показали малую популярность использования методики повышение эффективности работы внимания страхующего с использованием дифференциации по личностным характеристикам. А так же необходимость постоянной работы тренерского состава над усовершенствованием методики работы и включением в нее новых методов и приемов отвечающих требованиям современного спорта. Зная особенности внедрения в тренировочный процесс вышеуказанной методики можно добиться наиболее высоких результатов. А повышение эффективности, улучшение результатов спортсмена, соблюдение техники безопасности и есть одна из главнейших задач тренировочного процесса.
Литература
1. Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для СПО / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 282 с.
2. Макеева В. С. Подготовка специалистов для развития направления «Спорт для всех» // Современные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: сб. мат. междунар. науч. - практической конф. (Курск, 26-27 ноября 2010г) : в 2т.Т.1 / отв. ред. А.В. Володин; Курск. гос. унт- М. : Курск, 2010. - С. 77-80
3. Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М. : Дашков и К, 2014. - 320 с.
References
1. Motyshina M. S., Bolshakov A. S., Mikhailov V. I. Menedzhment turizma [Tourism management]. Moscow, Yurayt Publ., 2019, 282 p.
2. Makeeva V. S. Podgotovka spetsialistov dlya razvitiya napravleniya «Sport dlya vsekh» [Training of specialists for the development of the direction "Sport for ail"]. Sovremennye problemy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma: sb. mat. mezhdunar. nauch. - prakticheskoy konf. (Kursk, 26-27 noyabrya 2010) : V 2 t.T.1 [Modern problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism: Sat. mat. Int. scientific - practical conf. (Kursk, November 26-27, 2010). In 2 vol. Moscow, Kursk, 2010, pp. 77-80.
3. Musina-Maznova G. Kh., Potapova I. A., Korobkova O. M. Innovatsionnye metody praktiki sotsial'noy raboty [Innovative methods of social work practice]. Moscow, Dashkov and K. Publ., 2014, 320 p.