Накопленный фактический материал позволил в процессе исследования:
1) разработать индивидуальные модели построения тренировочного процесса, на этапе специальной подготовки учитывая слабые и сильные стороны каждого атлета;
2) осуществлять планирование и коррекцию физических нагрузок с учетом методов медикобиологического контроля во время тренировочного процесса;
3) оценить эффективность физических нагрузок и восстановительных мероприятий, оказываемых на организм спортсмена после проделанной тренировочной работы.
Вывод: проведение оперативного контроля позволило повысить адаптационные возможности спортсменов, аэробную мощность организма, избежать форсирования спортивной формы на ранних этапах подготовки, добиться управляемого и контролируемого процесса развития необходимых физических качеств, предупредить физическое перенапряжение и патологии в состоянии здоровья атлетов, достичь высоких спортивных результатов на
основных соревнованиях года, что свидетельствует об эффективности разработанной нами методики тренировочного процесса.
Литература
1. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. - С. 21-26, 39-42.
2. Волков Н.И., Ремизов Л.П. Использование физиологических критериев для оптимизации тренировочного процесса // Теория и практика физической культуры. -1975. - № 5. - С. 12-14.
3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - Киев: Олимпийская литература, 2004. -808 с.
4. Сивохов В.Л., Сивохова Е.Л., Масаков Л.В. Современные методы функциональной диагностики в спорте. Аппаратно-программный комплекс «Омега-спорт-2».
- Иркутск, 2003. - 16 с.
5. Стародубцев В.В. Индивидуализация спортивной тренировки бегунов на средние и длинные дистанции на основе критериев специальной подготовленности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук; Сиб. гос. акад. физ. культуры. - Омск, 1999. - 20 с.
Струганов Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.
Галимов Геннадий Яковлевич; доктор педагогических наук; профессор кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета. 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.
Struganov Sergey Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, assistant professor, department of physical training, East Siberian Institute of the Russian Interior Ministry; 664023.
Galimov Cennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of the theory of physical culture, Buryat State University.
УДК 796.91
© Н.В. Яковлева, О. С. Доржиева
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШОРТТРЕКОВИКОВ 11-12 ЛЕТ
Начальный этап подготовки шорттрековиков является составной частью общей системы многолетней тренировки, важное место в котором занимает физическая подготовка, так как именно она формирует физические качества для обучения и закрепления техникой движений в шорт-треке. Скоростно-силовая подготовка является ключевой в эффективности развития основных физических качеств шорттрековиков.
Ключевые слова: шорт-трек, скоростно-силовые способности, этап начальной подготовки, динамика развития.
N.V. Yakovleva, O.S. Dorzhieva
ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF SPEED AND POWER ABILITIES AT SHORT TRACK ATHLETES OF 11-12 YEAR AGE
The initial stage of short track athletes training is an integral part of the general system of many year training, in which physical training occupies an important place, because just it forms physical featuries for training and fixing movements ’ techniques in short track. Speed and power training is a key to effectiveness of the development of short track athletes basic physical features.
Keywords: short track, speed and power abilities, stage of initial training, development dynamics.
Шорт-трек (англ. Short track speed skating, рожке) - форма конькобежного спорта. В сорев-
рус. скоростной бег на коньках на короткой до- нованиях несколько спортсменов (как правило,
4-8: чем больше дистанция, тем больше спортсменов в забеге) одновременно катаются по овальной ледовой дорожке длиной 111,12 м) [7].
Шорт-трек - относительно молодой, динамично развивающийся вид спорта, включенный в программу Олимпийских игр. В данное время он находится на этапе обновления теории и методики подготовки спортсменов и актуализирует разработку новых инновационных технологий и оперативное их внедрение в современный учебно-тренировочный процесс (Панов Г.М., 1979; 1999; Павловский Ю.А., Богданов И.А., 1989; Васильковский Б.М., 1997; Tibo J., 1991) [8].
Современная система подготовки спортсмена
- это сложное многофакторное явление, включающее цели, задачи, средства, методы, материально-технические и другие условия, обеспечивающие достижение спортсменом наивысших показателей, и вместе с тем это и организационно-педагогический процесс подготовки к соревнованиям [3]. В структуре системы подготовки спортсмена просматриваются ее составляющие -спортивная тренировка, соревнования, внетре-нировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований [1]. Конечный результат совместной деятельности спортсмена и тренера зависит от того, насколько рационально строится работа в отдельных разделах системы многолетнего тренировочного процесса.
Начальный этап подготовки шорттрековиков является составной частью общей системы многолетней тренировки. Процесс обучения технике бега на коньках в шорт-треке - основа технической подготовки начинающих шорттрековиков, которая тесно связана со всеми остальными видами подготовки, а также с процессами воспитания, развития и образования [6]. Важное место необходимо отнести физической подготовке, так как они сформируют физические качества для обучения и закрепления техникой движений в этом виде спорта [5].
В шорт-треке большое внимание уделяется скоростно-силовой подготовке спортсменов, так как этот вид спортивной подготовки является ключевым в эффективности развития основных физических качеств шорттрековиков [2]. Исходя из вышесказанного, актуальным, на наш взгляд,
является изучение особенностей развития скоростно-силовых качеств шорттрековиков. А также, по-нашему мнению, необходимо проследить динамику развития скоростно-силовых качеств занимающихся этим относительно молодым видом спорта в Республике Бурятия.
Цель нашей работы заключается в анализе развития скоростно-силовых способностей у шорттрековиков 11-12 лет.
Объектом исследования является скоростносиловая подготовка шорттрековиков 11-12 лет.
Предметом являются методы и средства скоростно-силовой подготовки спортсменов 11-12 лет, занимающихся шорт-треком.
На основе сформированной цели были определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить уровень развития скоростносиловых качеств шорттрековиков, занимающихся в группе первого и второго годов обучения.
3. Провести сравнительный анализ между группами по результатам, показанным занимающимися при выполнении тестовых заданий:
- тройной прыжок в длину с места;
- многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100 м;
- подтягивания на перекладине в течение 30 секунд.
Исследование проводилось в декабре 2011 г. на базе МАОУ СОШ № 2 с тренером-преподавателем по шорт-треку А.Н. Дзюбенко.
В исследовании приняли участие 25 юношей, занимающихся шорт-треком в учебнотренировочной группе 1-го и 2-го года обучения.
В декабре 2011 г. занимающиеся прошли тестирование для определения уровня развития скоростно-силовых способностей. Специалистами в области теории физической культуры (Г.Я. Галимов, В.А. Стрельников) были предложены тестовые задания, такие как тройной прыжок в длину с места (в метрах), многоскоки с одной ноги на другую (дистанция 100 метров) и подтягивание на перекладине в течение 30 секунд [4].
В результате проведенного тестирования по выявлению результатов в предложенных выше тестах нами были получены показатели, анализ которых представлен в таблице 1.
Таблица 1
Результаты учебно-тренировочных групп при выполнении теста «Тройной прыжок в длину с места»
№ Группа Данные тройного прыжка (м)
1 УТГ-1 4,65±0,05
2 УТГ-2 5,06±0,03
Сравнивая полученные результаты после выполнения учебными группами тестового задания «Тройной прыжок в длину с места» (табл. 1), мы получили следующее: средний показатель тройного прыжка в группе УТГ-1 составил 4,65 метра, что на 0,41 метра меньше, чем средний результат, показанный занимающимися группы
УТГ-2 (5,06 м). При этом t = 6,95 при р < 0,001, что говорит о достоверности различий между полученными результатами. Сравнив показатели тройного прыжка 2-х групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом средние результаты шортрековиков в тройном прыжке увеличиваются.
Таблица 2
Результаты при выполнении теста «Многоскоки с одной ноги на другую»
№ Группа Результаты
1 УТГ-1 88,26±1,03
2 УТГ-2 82±1,02*
Проанализировав полученные результаты после выполнения учебными группами теста «Многоскоки с одной ноги на другую» (табл. 2), мы выяснили следующее: среднее количество многоскоков в группе УТГ-1 составило 88,26, что на 6,26 многоскока больше, чем средний результат, показанный занимающимися группы
УТГ-2, - 82. При этом t = 4,33 при р < 0,001. Сравнив показатели многоскоков с одной ноги на другую (дистанция 100 метров) двух групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом количество многоскоков при преодолении дистанции 100 метров уменьшается, что говорит о положительном тренировочном эффекте.
Таблица 3
Результаты при выполнении теста «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд»
№ Группа М±т
1 УТГ-1 6,86±0,56
2 УТГ-2 9,46±0,61
Сравнивая полученные результаты после выполнения учебными группами теста «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд», мы получили следующие данные: среднее количество подтягиваний в группе УТГ-1 составило 6,86 раз, что на 2,6 раз меньше, чем средний результат, показанный занимающимися группы УТГ-2,
- 9,46 (табл. 3). При этом t = 3,14 при р < 0,01. Сравнив показатели подтягиваний на перекладине в течение 30 секунд двух групп, мы пришли к выводу, что с каждым годом количество подтягиваний увеличивается, что также говорит о положительном тренировочном эффекте.
Используя полученные данные, мы определили динамику повышения из уровня показателей тестовых заданий, характеризующих скоро-
стно-силовую подготовленность шорттрекови-ков 11-12 лет (рис. 1). За исходный показатель (100%) мы взяли результаты тестирований, показанные группой УТГ-1.
В тестовом задании «Тройной прыжок в длину с места» процент повышения результатов в группе 2-го года составил 9% (109%).
В тестовом задании «Многоскоки с одной ноги на другую: дистанция 100 метров» динамика улучшения результатов выглядит следующим образом: в группе УТГ-2 количество многоско-ков уменьшилось на 7% (93%). В тестовом задании «Подтягивания на перекладине в течение 30 секунд» показатели тестирования в группе УТГ-2 повысились на 38% (138%).
Рис. 1. Динамика повышения уровня показателей тестов, характеризующих скоростно-силовую подготовленность шорттрековиков 11-12 лет (в %)
Таким образом, проанализировав результаты, показанные группами УТГ-1, УТГ-2 в тестах на определение уровня скоростно-силовой подготовленности шорттрековиков 11-12 лет, мы пришли к следующим выводам:
1) с каждым годом тренировок прослеживается положительная динамика в росте показателей, характеризующих уровень скоростносиловой подготовленности шорттрековиков 1112 лет;
2) динамика повышения уровня показателей тестовых заданий, характеризующих скоростносиловую подготовленность конькобежцев 11-12 лет в течение 2-х лет обучения, носит различный характер.
Литература
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры: курс лекций. - Казань: Матбугат йорты, 2002. - 206 с.
2. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: ФИЗ, 1991. - 177 с.
3. Современная система подготовки квалифицированных конькобежцев // Проблемы современной системы подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: Изд-ль В.А. Орлов, 2007. - 172 с.
4. Причалова М.А. Критерии подготовленности конькобежцев учебно-тренировочных групп над предсоревновательном: автореф. дис. ... канд. пед. наук / МГ АФК. - Малаховка, 2010. - 22 с.
5. Бабанский Ю.К. Процесс обучения. М.: Педагогика, 1983. - Гл.7. - С. 124-176.
6. Нинина В.В. Методы обучения технике скоростного бега на коньках в группах начальной подготовки ДЮСШ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 1990. - 24 с.
7. Чернышева М.Д. Реализация этапнокомпонентной техногогии в технической подготовке юных шорттрековиков // Физическая культура. 2006. №4. - С. 55-56.
8. Воскресенский М.В. Биодинамические детерминанты структуры двигательных действий шорт-трековика и технология ее реализации в учебнотренировочной и соревновательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Смоленск, 2003. -227 с.
Яковлева Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания БГУ, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Доржиева Ольга Сергеевна, аспирант кафедры теории физической культуры Бурятского государственного университета, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. тел. 89148493638.
Yakovleva Natalya Viktorovna, senior lecturer, department of physical education, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, ul. Smolin str., 24a.
Dorzhieva Olga Sergeevna, postgraduate student, department of the theory of physical culture, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, ул. Смолина, 24а. ph. 89148493638.