Ерохина Е.В.
д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики и организации производства МГТУ НИУ, филиал в г. Калуге
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: Сибирский ФО, региональный экономический рост, инновационная активность, конкурентоспособность региона, стратегические приоритеты развития.
В последние десятилетия уделяется все больше внимания поиску новых источников регионального экономического роста путем создания современных высокоэффективных производств, способных не только обеспечивать быстро растущие потребности внутреннего спроса, но и успешно конкурировать на мировых рынках. Россия в XXI веке оказалась невосприимчивой к новым тенденциям развития глобальной экономики, многие регионы оказалась на периферии инновационных трендов. Доля РФ на мировом рынке высоких технологий не превышает 1%. По уровню развития инновационной сферы Россия значительно отстает от ведущих стран мира. По мнению Е. Ясина инновационной экономику России можно считать только тогда, когда инновационный продукт в объеме производства составит не менее 15%. По данным Росстата РФ в 2014 г. доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме произведённой в российских регионах продукции, составила 8,7% (для сравнения в 2013 г. доля была более 9%), а в Сибирском федеральном округе в 2014 г. - 3,5%. Для сравнения в наиболее развитых странах мира до 75% прироста ВВП достигается за счет использования инноваций. Это в решающей степени предопределяет низкую конкурентоспособность российской экономики1.
Важными источниками роста отечественной экономики могут и должны являться хозяйственные комплексы регионов, так как именно в них сосредоточены основные производственные мощности и ресурсы, однако потенциал многих отечественных регионов и территорий использован в настоящее время недостаточно. Неразвитость инновационной сферы в российских макрорегионах становится угрожающей в условиях зарождения шестого технологического уклада, который характеризуется развитием био- и нанотехнологий, генной инженерии, мембранных и квантовых
технологий, альтернативной энергетики, аэрокосмических и 1Т-технологий, а также резким снижением энергоемкости
2
и материалоемкости производства .
Для обеспечения экономического роста должна быть сформирована эффективная региональная политика, основу которой составляет поддержка инновационных отраслей, развитие высокотехнологичных секторов экономики РФ (в том числе, авиационной и ракетно-космической промышленности, судостроения, радиоэлектронной промышленности, атомного энергопромышленного комплекса, энергетического машиностроения, информационно-коммуникационных технологий и др.), стимулирование модернизации этих отраслей, создание новых региональных промышленных кластеров. На развитие инноваций, высокотехнологичных секторов направлен ряд стратегий, долгосрочных федеральных государственных программ, областных целевых программ и комплексов мер, подкрепленных необходимыми инвестиционными, финансовыми и организационными ресурсами. Особая роль в реализации задач социально-экономического, инвестиционно-инновационного развития территорий отводится регионам и федеральным округам. Федеральные округа (ФО), образованные указом Президента РФ в мае 2000 г. были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами. В настоящее время в России существует 9 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Крымский. Округа существенно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического, инновационного, инвестиционного развития, промышленному, кадровому, природно-ресурсному потенциалу, состоянию экологической
3
ситуации .
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. сказано, что дополнительным элементом координации региональной деятельности в области поддержки и стимулирования инновационной активности должны стать стратегии социально-экономического развития федеральных округов4. В них будет осуществ-
1 Ерохина Е.В. Роль передовых производственных технологий в инновационном развитии регионов России // Проблемы теории и практики управления. - М., 2015. - № 12. - С. 42-51.
Угрюмова А.А., Ерохина Е.В., Савельева М. В. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2016. - 445 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс.
3 Ерохина Е.В. О некоторых особенностях развития Сибирского федерального округа // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - Липецк, 2015. - №6 (19). - С. 147-152.
4 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. - http://mon.gov.ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf
ляться горизонтальная и вертикальная увязка по срокам и финансам инициатив имеющих межрегиональное значение, но, в то же время, не попадающих в федеральные стратегии.
Развитию Сибири уделяется внимание во многих стратегических программных документах, в посланиях Президента РФ. События последних лет убедительно свидетельствуют о возрастающей роли регионов Сибирского федерального округа (СФО) в решении социальных, инновационных, экономических и др. задач. В 2010 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, в которой определены основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития макрорегиона. Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отраслевых и территориальных стратегий и концепций развития. В Стратегии понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа, - Республики Алтай, Республики Бурятия, Республики Тыва и Республики Хакасия, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе. Основные положения Стратегии представлены с учетом географического деления Сибири на 3 пояса развития (табл. 1)1.
Таблица 1
Экономико-географические пояса развития Сибири
Арктический пояс развития Северный пояс развития Южный пояс развития
Север Красноярского края с прилегающими островами и акваториями Средний Иртыш (север Омской области), Среднее Приобье (север Томской области), центральные районы Красноярского края (территория между реками Ангара и Нижняя Тунгуска), север Иркутской области, зона Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в Забайкальском крае, север Республики Бурятия Центральные и южные районы Омской и Иркутской областей, Республики Бурятия, южные районы Томской области, Забайкальского и Красноярского краев, Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области, Республика Алтай, Республика Тыва и Республика Хакасия
Для достижения стратегических целей и приоритетов развития Сибири, повышения привлекательности ее регионов федеральные и региональные власти проводят мероприятия, направленные на развитие и поддержание конкурентных преимуществ СФО. Так в мае 2015 г. в Кемерово состоялось заседание Совета по вопросам кадровой политики при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Основное внимание в ходе заседания Совета было уделено вопросам обучения государственных и муниципальных служащих. В административном центре СФО - в Новосибирске на Международном форуме «Транспорт Сибири» в мае 2015 г. обсуждали перспективы развития транспорта и дорожно-строительной отрасли. Транспортная система для Сибири является важнейшей инфраструктурной отраслью. От работы транспорта зависит конкурентоспособность экономики, инвестиционная привлекательность территорий Сибири и качество жизни граждан. На площадках форума прошли дискуссии о перспективах развития в регионах Сибири авиационного, железнодорожного, автомобильного транспорта, транспортной логистики и инфраструктуры. Участниками стали около 150 компаний из пяти стран мира и 12 городов России. В то же время в Новосибирске прошло заседание коллегии Федеральной таможенной службы РФ. Участники обсудили проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), пути совершенствования организации таможенных операций, таможенного контроля и ряд других вопросов. В июне 2015 г. в административном центре СФО вопросы технологического развития и импортозамещения обсуждали участники Международного форума «Тех-нопром-2015». В рамках дискуссий рассмотрены лучшие практики импортозамещения технологий в оборонно-промышленном и топливно-энергетическом комплексах, ЖКХ, сфере транспорта. В то же время в Омске прошел Форум социальных инноваций регионов. Внедрение нового опыта в сферу социального обслуживания актуально для Сибири. В регионах СФО много отдаленных муниципальных образований, социальные услуги для жителей которых в некоторых случаях труднодоступны. Обсуждались вопросы развития государственно-частного партнерства и социального предпринимательства с целью улучшения качества жизни граждан и др.
Сибирский федеральный округ (СФО) располагается в центральной части России и охватывает часть ЗападноСибирской равнины, Среднесибирское плоскогорье, горы Южной Сибири и полуостров Таймыр. Территория Сибирского федерального округа простирается от берегов Северного Ледовитого океана до границ с республиками Монголия, Казахстан и Китайской Народной Республикой. На западе СФО соседствует с Уральским федеральным округом, на востоке - с Дальневосточным федеральным округом. Наряду с конкурентными преимуществами округа (географическое положение, большая территория, численность населения, богатые природные ресурсы, крупные реки, крупнейший в мире лесной фонд, второе место в стране по количеству малых инновационных предприятий и др.) Сибирский ФО не лишен и недостатков. Это, прежде всего, слабо развитая транспортная инфраструктура. По плотности железнодорожных путей и автомобильных дорог СФО занимает 7 место среди федеральных округов (28 и 34 км соответ-
1 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. - http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php
753
ственно на 10 000 км2 при среднероссийских показателях - 50 и 58 км). С 2010 г. сокращаются объемы экспортных потоков СФО со странами дальнего зарубежья. Вызывает тревогу и тот факт, что сокращается численность населения ФО. В ФО много предприятий с устаревшим оборудованием, высокий уровень износа основных производственных фондов. За период 2010-2014 гг. степень износа основных фондов выросла с 35,9 до 41,8%1.
Экономические показатели развития регионов Сибирского ФО
Экономическое развитие округа во многом строится на добыче и переработке богатых запасов природных ресурсов, а также на тесном взаимодействии с предприятиями других регионов страны, например, с уральскими. В СФО функционируют развитые межотраслевые промышленные комплексы, осуществляющие добычу и переработку минеральных ресурсов. Значительные объемы производства достигаются в таких отраслях, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, топливная промышленность, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность (табл. 2).
Таблица 2
Отрасли, имеющие наибольшую долю в ВРП регионов Сибирского ФО
Субъект РФ Отрасли и их доля в ВРП, в %
Республика Алтай сельское хозяйство - 20,9; государственное управление - 19,4; строительство - 12,6
Республика Бурятия транспорт и связь - 18,6; обрабатывающие производства - 13,7; оптовая и розничная торговля - 13,1; государственное управление - 10,5
Республика Тыва государственное управление - 23,5; образование - 12,4; здравоохранение - 12,4; оптовая и розничная торговля - 11,9
Республика Хакасия оптовая и розничная торговля - 15,8; обрабатывающие производства - 12,5; добыча полезных ископаемых - 11,9; производство и распределение э/э, газа и воды - 10,2
Алтайский край обрабатывающие производства - 19,6; оптовая и розничная торговля - 16,9; сельское хозяйство - 13,8; операции с недвижимым имуществом - 10,4
Забайкальский край транспорт и связь - 23,7; оптовая и розничная торговля - 13,2; государственное управление - 11,5;
Красноярский край обрабатывающие производства - 30,7; добыча полезных ископаемых - 15,2
Иркутская область транспорт и связь - 17,2; добыча полезных ископаемых - 15,7; обрабатывающие производства - 13,6; оптовая и розничная торговля - 10,9
Кемеровская область добыча полезных ископаемых - 26,9; обрабатывающие производства - 15,8; оптовая и розничная торговля - 10,9
Новосибирская область операции с недвижимым имуществом - 18,1; оптовая и розничная торговля - 18; обрабатывающие производства - 14; транспорт и связь - 12,5
Омская область обрабатывающие производства - 38,6; оптовая и розничная торговля - 13,4
Томская область добыча полезных ископаемых - 31,4; операции с недвижимым имуществом - 11,1; обрабатывающие производства -10,4
СФО обрабатывающие производства - 19,9; добыча полезных ископаемых - 13,2; оптовая и розничная торговля - 12,3; транспорт и связь - 11,3
Источник: Таблицы составлены автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
В Стратегии2 отмечается, что основные показатели социально-экономического развития Сибири к концу 2020 года должны соответствовать среднероссийским значениям. Однако если мы посмотрим данные официальной статистики, то увидим отставание, порой весьма существенное от среднероссийских значений. Показатели социально-экономического развития регионов Сибирского ФО представлены в табл. 3, 4, 5.
Таблица 3
Показатели, характеризующие состояние рынка рабочей силы в регионах Сибирского ФО
за 2010 и 2014 гг.
Субъекты СФО Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления, чел. Численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, чел. Численность работников в органах местного самоуправления - всего Численность рабочей силы, тыс. чел. Численность безработных, тыс. чел.
2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г.
СФО, всего 253 271 330 998 94 473 170 189 88 553 90243 10010 9835 870 685
Республика Алтай 5894 6849 2105 3274 2231 2014 100 98 12 10
Республика Бурятия 12 994 16 350 4961 8976 3996 3593 476 456 49 38
Республика Тыва 6327 8110 2287 4044 1983 2097 127 125 28 24
1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
2 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. - http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php
754
Республика Хакасия 9224 11 776 2990 5686 3177 3595 267 258 24 16
Алтайский край 31 442 41 281 11 382 20 678 11 696 11 949 1256 1153 111 83
Забайкальский край 19 304 25 690 6967 11 752 6412 7866 529 535 59 54
Красноярский край 40 779 53 999 14 525 27 499 16 417 16 599 1555 1524 97 76
Иркутская область 33 298 43 080 11 631 20 939 11 229 11 947 1263 1240 127 110
Кемеровская область 27 006 38 823 10 149 21 907 9482 9294 1416 1411 126 88
Новосибирская область 30 587 41 055 13 247 23 529 10 243 9806 1429 1431 110 74
Омская область 22 462 29 971 8749 16 530 7168 6919 1051 1052 85 70
Томская область 13 954 14 014 5480 5375 4519 4564 540 552 42 42
Источник: Таблицы составлены автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
Анализ данных, представленных в табл. 3, показывает, что за период 2010-2014 гг. численность чиновников всех уровней существенно увеличилась. Так темпы роста работников государственных органов и органов местного самоуправления составили более 130% (+77 727 чел.); численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти прирастала темпами, превысившими 180% (+75 716 чел). На этом фоне достаточно скромным оказался рост численности работников органов местного самоуправления - всего 102% (+1690 чел.). Интересен тот факт, что указанный рост численности чиновников произошел на фоне сокращений общей численности рабочей силы в Сибирском ФО за анализируемый период на 175 000 чел. Лидируют по росту численности чиновников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Республика Бурятия (более 180%), Республика Хакасия (более 190%), Алтайский край (182%), Забайкальский край (169%), Красноярский край (190%), Иркутская область (более 180%), Омская область (189%). И только в Томской области численность чиновников федеральных органов исполнительной власти сократилась на 105 чел. Также за 2010-2014 гг. в СФО произошло сокращение численности безработных на 185 000 чел.
В Стратегии1 поставлена задача, повысить привлекательность регионов Сибири для постоянного проживания. За счет модернизации социальной инфраструктуры, повышения привлекательности регионов Сибири для инвестирования, создания новых и модернизации действующих производств, в том числе высокотехнологичных и наукоемких, планируется привлечение дополнительных трудовых ресурсов, увеличение численности населения Сибири к 2030 г. на 600-800 тыс. человек (ежегодный прирост от 30 до 40 тыс. человек).
Однако по данным Росстата РФ с момента утверждения Стратегии социально-экономического развития Сибири численность населения сократилась на 60 тыс. чел., (порядка 12 000 чел. в год). Если в 2000 г. она составляла 20 333 тыс. чел., то на 1 января 2015 г. - 19 312,2 тыс. чел. (сокращение - 1020,8 тыс. чел.)2.
Таблица 4
Показатели, характеризующие уровень жизни населения в регионах Сибирского ФО
за 2010 и 2014 гг.
Динамика реальных доходов на- Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц; руб.) Среднемесячная номинальная начислен- Численность населения с денежными доходами Средний размер
Субъекты СФО селения (в % к предыдущему г.) ная заработная плата работников организаций (руб.) ниже прожиточного минимума (в % от общей числ. насел.) назначенных пенсий (руб.)
2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г. 2010 г. 2014 г.
Показатель по РФ 105,4 99,5 18 958 27 766 20 952 32 495 12,5 11,2 7594 10 889
СФО, всего 102,9 98,2 15 007 21 490 18 658 28 347 - - 7548 10 808
Республика Алтай 115,2 109,0 13 536 17 134 22 598 17,7 20,7 6900 9810 14 236
Республика Бурятия 102,5 99,8 14 271 22 326 18 000 27 739 19,2 16,9 7093 10 158
Республика Тыва 95,3 99,5 10 160 14 083 17 530 27 507 29,6 34,7 7155 10 435
Республика Хакасия 111,4 96,3 12 806 18 385 18 358 29 085 18,4 17,5 7487 10 718
Алтайский край 104,6 106,4 11 029 18 434 12 051 19 456 23,9 17,0 7122 10 063
Забайкальский край 103,2 95,3 14 205 20 520 18 685 29 319 19,0 18,0 6929 10 024
Красноярский край 100,8 94,1 18 262 24 806 23 254 34 178 17,9 16,7 8145 11 707
Иркутская область 100,8 97,5 15 110 20 224 20 476 31 408 18,1 18,6 7799 11 243
Кемеровская область 104,8 94,7 15 341 20 193 18 028 26 809 11,0 14,1 7570 10 891
Новосибирская область 103,3 96,4 16 276 23 110 18 230 27 214 16,3 15,2 7475 10 677
Омская область 102,2 104,8 15 199 24 060 16 708 26 205 14,1 12,0 7255 10 259
Томская область 102,5 98,5 15 070 21 549 21 450 32 042 17,4 16,4 8304 11 930
Источник: Таблицы составлены автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
Показатели, характеризующие уровень жизни населения в регионах Сибирского ФО заметно ниже, чем среднероссийские значения. Например, темпы роста среднедушевых денежных доходов населения за 2010-2014 гг. по РФ составили более 146%, а в Сибирском ФО - 143%. За анализируемый период рост среднедушевых денежных доходов
1 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. - http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php
2 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
населения в месяц по РФ составил 8808 руб., а в СФО 6483 руб. Также неравномерно росли денежные доходы населения в субъектах Сибирского ФО. Наибольший рост доходов составил в Омской области (8861 руб.) и в Республике Бурятия (8055 руб.). Менее всего выросли среднедушевые денежные доходы у жителей Республики Алтай (3598 руб.) и Республики Тыва (3923 руб.).
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума за анализируемый период существенно выросла в Республике Тыва (5,1%), Республике Алтай - на 3%, Кемеровской области (более 3%) и в Иркутской области, что отражает снижение уровня жизни населения и характеризуется как тревожная тенденция. В остальных регионах СФО наблюдается снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Так в Алтайском крае численность населения, чьи доходы несколько выросли, составила почти 7%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников и средний размер назначенных пенсий в абсолютном выражении имеет тенденцию к увеличению по всем регионам СФО.
Численность населения Сибирского ФО
По численности населения Сибирский федеральный округ занимает третье место в России среди федеральных округов - более 19 млн. человек (после Центрального и Приволжского ФО). С 2010 гг. наблюдается тенденция роста численности населения округа в целом. Однако имеются существенные различия между отдельными регионами. Самые населенные регионы Сибири: Красноярский край, в котором наблюдается рост численности населения с 2010 г. (2014 г. - 2859 млн. чел.), Новосибирская область (2747 млн. чел.) и Кемеровская область (2725 млн. чел. - отмечено снижение численности населения с 2010 г.). Самые малочисленные регионы СФО: Республика Алтай (2014 г. -214 тыс. чел.), Республика Тыва (2014 г. - 314 тыс. чел.), Республика Хакасия (2014 г. - 536 тыс. чел.). Однако следует отметить общую тенденцию по трем названным республикам: начиная с 2005 г. в них наблюдается рост численности населения.
Из 12 регионов СФО в восьми численность населения превышает один млн. человек, а в пяти субъектах проживает более 2 млн. человек населения в каждом. За последние 10 лет сохраняется тревожная тенденция снижения численности населения в 5 субъектах СФО. С 2005 г. по настоящее время произошло сокращение численности населения в Алтайском крае на 118 тыс. человек, Забайкальском крае на 37 тыс., Красноярском крае на 10 тыс., Кемеровской области более чем на 80 тыс., Омской области на 38 тыс. Оценка населения Сибирского федерального округа по регионам представлена в табл. 5.
Таблица 5
Характеристика населения регионов Сибирского федерального округа на 2014 г.
Численность Изменение численно- Ожидаемая продолжитель- Коэффициенты миграцион-
Субъект федерации населения сти населения за год, ность жизни при рождении ного прироста на
тыс. чел. тыс. чел. (число лет) 10 000 человек населения
Сибирский ФО 19 312 + 20 68,85 -4
Республика Алтай 214 + 3 67,76 1
Республика Бурятия 978 + 4 68,54 -13
Республика Тыва 314 + 2 61,79 -79
Республика Хакасия 536 + 2 68,83 11
Алтайский край 2385 -6 70,01 -14
Забайкальский край 1087 -3 67,38 -62
Красноярский край 2859 + 6 69,23 3
Иркутская область 2415 -3 66,87 -30
Кемеровская область 2725 -9 67,80 -19
Новосибирская область 2747 + 16 70,28 50
Омская область 1978 + 4 70,13 4
Томская область 1074 + 4 70,67 21
Источник: Таблицы составлены автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
В целом численность населения Сибири за период с 2005 по 2015 г. сократилась на 183 тыс. чел. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в СФО одна из самых низких в РФ (2014 г. - 68,85 лет; ниже значение только в Дальневосточном ФО - 68,21 лет). Общий коэффициент интенсивности миграции (коэффициент миграционного прироста) характеризует частоту случаев перемены места жительства в совокупности населения за данный период времени и исчисляется как отношение миграционного прироста, принятого в расчетах численности населения, к среднегодовой численности населения. В Сибирском ФО данный показатель в 50% субъектов положительный и в 50% - отрицательный. Самый высокий уровень миграционного прироста по состоянию на 2014 г. отмечен в Новосибирской области (+50), а наиболее весомое отрицательное значение этого коэффициента в Республике Тыва (-79) и Забайкальском крае (-62).
Сценарий развития Сибири увязан с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Вместе с тем в период до 2020 г. развитие СФО по-прежнему будет связано с традиционными отраслями экономики Сибири и с расширением вовлечения в хозяйственный оборот ее природных ресурсов, но с учетом повышения доли перерабатывающей промышленности в структуре валового региональ-
ного продукта региона и инновационной направленности долгосрочного развития экономики. Достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Сибири предполагает масштабное технологическое перевооружение в экономике и социальной сфере регионов Сибири на основе использования инновационных технологий, обеспечивающих производство качественно новых для России продуктов и услуг (в том числе в образовании, медицине и здравоохранении)1. Рассмотрим, как изменилась структура валовой добавленной стоимости (ВДС) регионов Сибирского ФО с 2005 по 2013 гг. (табл. 6).
Таблица 6
Приоритетные отрасли в структуре ВДС регионов Сибирского ФО в 2005-2013 гг. (%)
Субъект федерации Обрабатывающие производства Транспорт и связь Оптовая и розничная торговля; ремонт и др. услуги Добыча полезных ископаемых
2005 г. 2013 г. 2005 г. 2013 г. 2005 г. 2013 г. 2005 г. 2013 г.
Сибирский ФО 27,9 19,1 13,2 11,4 12,4 12 9,4 12,5
Республика Алтай 5,5 3,6 5,3 3,6 10,9 9,6 0,9 0,8
Республика Бурятия 11,5 14,1 31,1 16,2 14,2 14,1 4,5 4,1
Республика Тыва 3,5 1,7 7,5 7,1 13,3 11,1 5,1 4,6
Республика Хакасия 20,0 13,2 13,2 9,3 13,2 13,5 7,3 11,9
Алтайский край 19,4 18,7 7,5 7,0 21,8 17,3 0,2 1,0
Забайкальский край 2,8 4,9 25,8 23,1 14,8 11,2 7,6 10,0
Красноярский край 47,1 28,1 10,5 8,2 8,2 9,1 3,9 17,2
Иркутская область 26,1 13,9 20,2 15,1 13,2 10,0 3,8 16,9
Кемеровская область 16,9 16,7 9,4 8,0 13,8 10,1 27,1 22,3
Новосибирская область 17,7 12,9 17,4 17,2 13,8 16,9 3,1 1,9
Омская область 47,8 36,3 7,7 7,9 10,8 13,3 0,5 0,8
Томская область 15,8 10,6 9,9 10,0 9,7 9,6 35,4 29,1
Источник: Таблицы составлены автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
Как показывает анализ отраслевой структуры валовой добавленной стоимости ВРП в Сибирском ФО за период с 2005 по 2013 гг., наметились следующие тенденции. Во-первых, наблюдается увеличение доли первичного сектора экономики в ВДС создаваемого в СФО продукта, преимущественно за счет увеличения добычи полезных ископаемых. За анализируемый период рост составил более 3%. Существенный рост отмечен в Красноярском крае (+13,3%), Иркутской области (+13,1%), Республике Хакасия (+4,6%), Забайкальском крае (+2,5%). Во-вторых, доля приоритетных отраслей третичного сектора экономики в Сибирском ФО (оптовая и розничная торговля; ремонт и др. услуги; транспорт и связь) сократилась. Что ставит под сомнение возможность достижения стратегической цели и приоритетов социально-экономического развития Сибири, представленных в Стратегии2. В-третьих, за период 2005-2013 гг. наблюдалось существенное сокращение вторичного сектора (обрабатывающие производства - 8,8%), что также не добавляет оптимизма в вопросах решения стратегических задач импортозамещения. Например, в Красноярском крае доля обрабатывающих производств сократилась с 47 до 28%. В Иркутской области сокращение составило более 12%, в Новосибирской области - почти 5, в Омской области - 11,5, в Томской области - более 5%.
Таким образом, экстенсивные показатели, характеризующие отраслевую структуру добавленной стоимости ВРП в регионах Сибирского ФО, по количественным показателям не «вписываются» в тенденции развития постиндустриального общества. Председатель российского правительства Д. Медведев заявил на заседании Х11 Международного инвестиционного форума «Сочи-2013», что Россия должна двигаться в сторону постиндустриальной экономики, где главной целью является человек. Однако проект постиндустриализма создает целый ряд рисков и угроз устойчивому развитию. Де-факто постиндустриализм означает сворачивание отраслей реального производства как фундамента экономики. Необходимость развивать услуги связи сомнений не вызывает, ведь от нее действительно зависят перспективы инновационного развития. Но связь без наличия материальных средств связи, соответствующего промышленного производства невозможна.
Инновации - ведущий фактор экономического роста Сибири
Особое внимание в Стратегии развития Сибири уделено необходимости усиливать интеграцию отраслевых, вузовских и академических научных учреждений Сибири, содействовать становлению и развитию единой системы, обеспечивающей превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста и формирующей сектора новой экономики; модернизировать и повышать конкурентоспособность традиционных секторов экономики и социальной сферы.
Одним из обязательных условий и приоритетных направлений для развития инновационной деятельности в регионах РФ остается качество образования. Не секрет, что сегодня сохраняются проблемы по достижению надлежащего качества образования на всех уровнях - от общего, начального и среднего профессионального образования до выс-
1 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. -
2 Там же.
http://www. sibfo.ru/strategia/strdoc.php
шего и послевузовского профессионального образования. Согласно международным рейтингам российские вузы практически не попадают в первую сотню мировых лидеров1.
За 25 лет, прошедших после распада СССР, число образовательных учреждений высшего профессионального образования в России существенно увеличилось, при этом качество образовательных услуг резко снизилось. В 1991 г. в РФ насчитывалось 514 государственных и муниципальных учреждений ВПО. В 2001 г. образовательных учреждений ВПО было уже 965, из них 607 государственные и муниципальные и 358 негосударственные. К 2011 г. число вузов в стране составляло 1115, из них государственные и муниципальные - 653, негосударственные - 462. С 2012 г. наблюдается тенденция к сокращению вузов. В 2015 г. их насчитывалось 950 (548 - государственных и муниципальных и 402 - частных)2. С 1991 по 2011 гг. число образовательных учреждений увеличилось в РФ более чем в 2 раза. Рост числа учебных заведений затронул все федеральные округа. В Сибирском ФО в 1991 г. было зарегистрировано 77 образовательных учреждений высшего профессионального образования, а в 2011 г. их стало 116 (83 государственные и муниципальные, 33 негосударственные). Число филиалов образовательных учреждений ВПО в СФО за анализируемый период также выросло. В 2005 г. действовало 197 учреждения ВПО, в 2012 г. - 180 учреждений.
Инновационное региональное развитие во многом зависит от используемых передовых производственных технологий (ИНТ). На характер и динамику развития регионов оказывают существенное влияние разработанные и используемые передовые производственные технологии. Прежде всего, следует обратить внимание на определение понятия «передовые производственные технологии». Согласно толкованию Федеральной службы государственной статистики «передовые производственные технологии - технологии и технологические процессы (включая необходимое для их реализации оборудование), управляемые с помощью компьютера или основанные на микроэлектронике и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции (товаров и услуг)»3. По нашему мнению, данное определение, представленное в указанном документе, применимо исключительно к промышленно-производственной деятельности середины XX века. Оно было актуально в период, когда производственники стремились к повсеместному внедрению компьютеров в технологические процессы, в настоящее время оно в значительной степени утратило свою актуальность, т.к. имеет слишком узкую направленность. Мы считаем, что в современных условиях ППТ - это технологии, использующие инновационные разработки, интеллектуальный потенциал управления, методы и процессы организации и управления пространственными образованиями, инструменты, с помощью которых производится конкурентоспособная инновационная продукция мирового уровня. Например, технологический процесс, которым работник управляет с помощью компьютера, производя печатные платы. Вопрос: можно ли назвать этот процесс передовым с точки зрения применяемой технологии, если в результате получается продукция, отстающая по плотности монтажа микроэлементов в сотни раз от уже существующих современных аналогов зарубежного производства?
Рассмотрим динамику численности созданных (разработанных в регионах) и используемых передовых технологий за период с 2005 по 2013 гг. в Сибирском федеральном округе (табл. 7)4.
Таблица 7
Динамика численности созданных и используемых ППТ в регионах Сибирского ФО за 2005-2014 гг.
Субъект федерации Число ППТ Число ППТ Темп роста ППТ,
созданных (С) используемых (И) % 2014 к 2005 г.
2005 г. 2010 г. 2014 г. 2005 г. 2010 г. 2014 г. С И
Сибирский ФО 68 64 116 10276 16339 18063 170 175
Республика Алтай - - - - 27 184 - -
Республика Бурятия - 5 2 840 383 275 - 33
Республика Тыва - - - - 4 28 - -
Республика Хакасия - - - 263 347 298 - 113
Алтайский край 2 3 1 1581 1457 2236 50 141
Забайкальский край 11 - - 76 1006 1310 - 172
Красноярский край 15 6 26 920 1937 2445 173 265
Иркутская область 4 10 31 1302 1031 1480 775 113
Кемеровская область 6 7 3 606 1681 2540 50 419
Новосибирская область 21 23 30 1408 2483 2790 142 198
Омская область 6 4 13 2295 4165 3016 216 131
Томская область 3 6 10 985 1818 1461 333 148
Анализ табличных данных показывает, что за рассматриваемый период с 2005 по 2014 гг. в целом по Сибирскому ФО наблюдался количественный рост числа созданных и используемых передовых производственных технологий. Однако следует обратить внимание на соотношение созданных (собственных) и привлеченных (купленных за рубежом и в др. регионах) технологий. Цифры официальной статистики показывают, что количество используемых
1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. - http://mon.gov.ru/files/materials/4432/11.12.08-2227r.pdf
2 Ерохина Е.В. Анализ стартовых условий развития инновационной деятельности в федеральных округах и регионах России (на материалах Калужской, Брянской, Воронежской и Тульской областей) // Региональная экономика. 2014. - № 7 (334). - С. 20-27.
3 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
4 Таблица составлена автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
передовых технологий в сотни раз превышает число созданных, разработанных передовых технологий. Кроме того, в создании ППТ из 12 субъектов ФО участвовали только 8. По итогам 2014 г. лидерами в этом процессе остаются Иркутская (31) и Новосибирская области (30). В число лидирующих субъектов по численности используемых передовых производственных технологий по итогам 2014 г. вошли: Омская область (3016), Новосибирская область (2790), Кемеровская область (2540), Красноярский край (2445). В Республиках Алтай, Тыва, Хакасия и в Забайкальском крае ППТ не разрабатывались совсем. Субъекты СФО - аутсайдеры по численности используемых передовых производственных технологий по итогам 2014 г.: Республика Тыва - 28 ППТ, Республика Алтай - 184 ППТ, Республика Бурятия -275 ППТ.
Рассматривая ППТ как один из индикаторов инновационного развития регионов, рассмотрим соотношение между затратами на технологические инновации, инновационной активностью организаций и объемом инновационных товаров, работ, услуг по Сибирскому ФО (табл. 8).
Таблица 8
Соотношение между затратами на технологические инновации, инновационной активностью организаций и объемом инновационных товаров, работ, услуг по СФО
Затраты на технологические инно- Инновационная активность Объем инновационных товаров,
Субъект федерации вации, млн. руб. организаций, % работ, услуг, % от общего объема
2006 г. 2014 г. Темп роста (%) 2006 г. 2014 г. Темп роста (%) 2006 г. 2014 г. Темп роста (%)
Сибирский ФО 13 494 150 314 1114 8,1 8,8 108 1,7 3,5 206
Республика Алтай 173 468 271 5,5 10,7 194 1,8 0,2 11
Республика Бурятия 593 925 156 7,5 8,5 113 6,8 10,6 156
Республика Тыва 0,0 4 - 1,8 1,8 100 0,0 0,0 -
Республика Хакасия 79 158 200 12,2 8,1 66 0,4 0,0 -
Алтайский край 1221 2654 217 9,1 11,4 125 7,2 4,3 60
Забайкальский край 293 998 341 8,5 5,3 62 0,8 7,3 912
Красноярский край 1757 84 719 4821 8,0 9,3 116 1,8 4,0 222
Иркутская область 3796 20 985 553 9,2 6,4 70 0,7 1,6 228
Кемеровская область 1845 1184 64 7,3 7,0 96 0,9 1,6 178
Новосибирская область 1047 4448 425 5,3 9,7 183 1,3 10,0 769
Омская область 875 26 930 3078 7,8 8,2 105 1,9 3,5 184
Томская область 1816 6840 377 18,4 13,7 74 1,7 3,5 206
Источник: Таблицы составлены автором по материалам: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
Анализ данных, представленных в табл. 8, показывает, что темпы роста затрат на инновации субъектов Сибирского федерального округа существенно превышают результаты инновационной деятельности. Так за период 20062014 гг. темпы роста затрат на технологические инновации по СФО более чем в 10 раз превысили темпы роста инновационной активности организаций федерального округа. В Красноярском крае темпы роста затрат на технологические инновации более чем в 41 раз превысили темпы роста инновационной активности, и составили в 2014 г. 84 719 млн. руб., что на 82 962 млн. руб. больше, чем в 2006 г. В Стратегии развития Сибири до 2020 г. сказано, что конкурентным преимуществом социально-экономического развития Томской области является высокая инновационная активность организаций. Однако за рассматриваемый период этот показатель снизился на 5%.
Развитие малого и среднего бизнеса во всем мире является флагманом прогресса инновационной экономики. Многократно доказано, что ни один из факторов экономического роста и существенного увеличения ВВП по своей значимости не может сравниться с развитием малого предпринимательства, которое, защищая и поощряя свободную конкуренцию, составляет основу не только материального благосостояния, но и национальной безопасности страны. Именно малый бизнес во всем мире становится социальным фундаментом экономики, стабильности общества и государства1. По оценкам экспертов в современной экономике развитых стран 50-60% ВВП приходится на долю частного бизнеса, в основном на долю малого и среднего предпринимательства. Например, в Великобритании, Германии, США, Японии доля малых и средних фирм в ВВП превышает 50%, в Италии, Франции - около 60%. В некоторых странах количество малых предприятий достигает нескольких миллионов. В Индии, например 12 млн., в Японии -9 млн., в США - 19 млн., в Украине - 250 тыс., а России - около 2 млн.
По данным комитета по науке и инновационной политике администрации Томской области, Сибирский федеральный округ сегодня занимает второе место в стране по количеству малых инновационных предприятий (МИПов) (на первом - Центральный ФО). При сибирских университетах создано уже около 250 предприятий. И речь идет не только о томском «поясе» (один Томский политехнический университет создал 25 МИПов) или новосибирском Академгородке, но и о городах с меньшей концентрацией вузов - Кемерове, Барнауле, Омске. Причем всего за несколько лет там созданы десятки реально работающих предприятий, которые успешно реализуют конкретную инновационную продукцию.
1 Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Малый бизнес: проблемы организации и управления // Проблемы теории и практики управления. - М., 2013. - № 4. - С. 18.
Выводы
Повысить уровень инновационной активности организаций можно лишь путем заинтересованного сотрудничества всех субъектов региональных инновационных подсистем (кадровой, производственной, образовательной, логистической, инвестиционной и др.), посредством создания благоприятного предпринимательского климата (налогового, инвестиционного, социального и др.), повышения мотивации и доверия в среде бизнес-сообщества, создания корпоративной региональной культуры и ответственности, обмена успешным внутри и межрегиональным опытом инновационной деятельности и т.д.
Процесс формирования инновационной восприимчивости очень сложный. В свое время К.Э. Циолковский писал: «Причина неправильного отношения к открытиям и изобретениям кроется в человеческих слабостях. Система факторов, стоящих на пути реализации новшеств: инертность, косность, консерватизм, недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага, нежелание переучиваться, корпоративные интересы, профессиональная зависть»1.
Именно инновационная культура способна обеспечивать восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни. Инновационная культура отражает ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами. Формирование инновационной культуры связано с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека - ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать эффективности инновационной деятельности2.
Сибирский федеральный округ играет важную роль в развитии экономики страны, он является одним из крупнейших и наиболее перспективных макрорегионов РФ с точки зрения экономического роста и развития инноваций. Научный потенциал Сибири включает более 100 институтов и исследовательских центров, особые экономические зоны, академгородки, наукограды и технопарковые структуры и др. Однако при наличии значительного количества конкурентных преимуществ они до настоящего времени не были в полной мере использованы в целях социально-
3
экономического развития макрорегиона .
Обладая статусом ресурсной кладовой России и всего мира, СФО показывает рост целого ряда показателей, таких как инвестиции в основной капитал, объем инновационных товаров, количество используемых передовых технологий, инновационная активность организаций и ряд других. Такую динамику с определенной долей условности можно рассматривать как положительную, однако текущего темпа роста явно недостаточно для реализации стратегического инновационного пути развития.
Существующие в регионах СФО ключевые проблемы (экономические, социальные, финансовые, экологические и др.), сравнительно низкая динамика экономического развития, высокий износ основных производственных фондов, зависимость промышленности регионов от сырьевых экспортно-ориентированных отраслей и др. влияют на инвестиционную привлекательность Сибирского федерального округа, его инновационное, социально-экономическое развитие. От качества и своевременного решения названных проблем зависят основные макроэкономические итоги реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г., будущее макрорегиона и всей России.
1 Циолковский К.Э. Двигатели прогресса // Изобретатель и рационализатор. 1980. - № 3.
2
Ерохина Е.В. Формирование и развитие региональных инновационных подсистем. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М.: РАНХиГС, 2014.
3 Ерохина Е.В. О некоторых особенностях развития Сибирского федерального округа // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. - № 6 (19). - С. 147-152.