Научная статья на тему 'Анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе'

Анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТОРГОВЫЙ ХОЛДИНГ / DENTAL BUSINESS / PRODUCTION-TRADE HOLDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манашеров Тамаз Омарович

В статье анализируется опыт создания и развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе на примере группы компаний «Юнидент». Показан синергетический эффект от создания холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Development of Production and Trade Holding in Dentistry Business

Experience of foundation and development of production-trade holding Unident in dental business is analyzed in the paper. Synergistic effect from the holding foundation has been described in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе»

анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом

бизнесе

_Аннотация

В статье анализируется опыт создания и развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе на примере группы компаний «Юнидент». Показан синергетический эффект от создания холдинга.

Ключевые слова: стоматологический бизнес, производственно-торговый холдинг

Группа компаний «Юнидент» основана в 1994 г. Первоначально была создана компания, осуществлявшая импорт стоматологического оборудования и материалов на российский рынок. В настоящее время группа «Юнидент» является одним из крупнейших в России поставщиков высококачественного медицинского (преимущественно - стоматологического) оборудования и стоматологических материалов и сотрудничает с более чем 200 ведущими мировыми производителями товаров в области медицины. Группа имеет дистрибьюторскую сеть по всей России, включающую более 150 компаний во всех федеральных округах [1,2]. Поставляемая «Юнидент» продукция позволяет удовлетворять потребности населения в стоматологических услугах с использованием новых мировых технологий и с более высоким качеством.

Основные направления развития бизнеса группы компаний «Юнидент»

Рынок стоматологических услуг является конечным элементом в цепочке от производителя стоматологического оборудования и материалов, поставщиков продукции для стоматологии и до непосред-

Манашеров Тамаз Омарович

канд. экон. наук, президент ЗАО «Юнидент», г. Москва,

соискатель ученой

степени д-ра

экономических наук,

Новосибирский

государственный

университет

[email protected]

_на каждом этапе

от производителя

_и поставщика

_оборудования

и материалов

до производства

стоматологических

_услуг создается

_добавленная

_стоимость

зтс м

ственных производителей стоматологических услуг - клиник и сетей клиник. На каждом этапе от производителя и поставщика оборудования и материалов до производства стоматологических услуг создается добавленная стоимость. Для обеспечения большей устойчивости бизнеса целесообразно участвовать в производстве добавленной стоимости во всех или в нескольких элементах технологической цепочки, обеспечивающей в конечном итоге производство стоматологических услуг. Иначе говоря, необходимо присутствовать на всех рынках факторов производства стоматологических услуг, а также на связанных с ними рынках - рынке по обслуживанию оборудования, а также на рынке средств по уходу за полостью рта. В этом состояла идея развития холдинга «Юнидент» (см.рис. на с. 117). Поставка в Россию нового импортного стоматологического оборудования имела своим следствием внедрение в стоматологической практике новых ицинских технологий. В связи с этим возникла еобходимость повышения квалификации стома-ологов и обучения их работе с новым оборудова-ем и материалами. Это направление бизнеса привело к созданию компании «Стоматологическая инициатива», а также образовательного сто-атологического центра на Арбате. Основным правлением их деятельности являются образовательно-информационные программы среди врачей различных специальностей.

Массовая поставка нового стоматологического оборудования потребовала создания подразделения по его техническому обслуживанию - ООО «Юнидент Сервис». Инженеры компании занимаются установкой оборудования, осуществляют его сервисное обслуживание, а также обучают персонал дилеров компании Юнидент. Комплексное обслуживание компаний-покупателей оборудования, включающее обучение персонала работе с оборудованием и его сопровождение в процессе эксплуатации позволило расширить круг покупателей и, в конечном итоге, объем продаж.

Работа со стоматологами по всей России показала, что в стране не производятся высококачественные средства ухода за полостью рта, которые являются важным средством профилактики стоматологических заболеваний. Практически все высококачест-

Рис. Структура рынков сферы производства стоматологических услуг и структура холдинга «Юнидент»

для обеспечения

_большей

_устойчивости

I необходимо

_присутствовать

_на всех рынках

_факторов

_производства

стоматологических -услуг

ьзнес ры

венные средства ухода за полостью рта из премиум сегмента до начала 2000-х годов импортировались в Россию. В связи с этим было принято решение о создании торгово-промышленной группы компаний «Диарси», которая была основана в 2002 г. Эта группа в настоящее время превратилась в ведущего разработчика, поставщика и производителя высококачественных средств по уходу за полостью рта в России и СНГ. Создание группы «Диарси» позволило диверсифицировать бизнес холдинга «Юнидент» и повысить уровень устойчивости его развития.

В 2013 г. в г. Ступино (Московская область) введен в действие собственный новый завод по производству средств по уходу за полостью рта - ООО «Еврокосмед-Ступино». Производство перенесено с арендуемых площадей в г. Домодедово на свои производственные площади на новом предприятии. Это позволит значительно нарастить объемы произ->дства и продаж средств по уходу за полостью рта, ираясь на собственные производственные мощ-ости, сократить затраты на аренду помещений. уппа «Диарси» относится к компаниям инновационного типа. Она имеет свою собственную научную лабораторию, разрабатывающую новые рецепту-.1 средств по уходу за полостью рта - зубных паст, оласкивателей и т.д. Лаборатория тесно сотрудни-ает с научными учреждениями Академии наук РФ, Академии медицинских наук РФ, университетами. Группой «Диарси» разработано более сорока рецептур средств гигиены полости рта под торговыми марками «РОКС», «Смокасепт» и «Стрела», многие из которых запатентованы в РФ и в других странах мира. Рецептуры разрабатываются на основе современных активных ингредиентов, соответствующих последним научным достижениям в области стоматологии. Высокая эффективность производимых продуктов подтверждена клиническими исследованиями и лабораторными тестами. Значительный опыт работы холдинга «Юнидент» в сфере стоматологических услуг и необходимость дальнейшей диверсификации бизнеса привели к созданию в 2007 г. сети стоматологических клиник «Юнидент-Стоматология». Специалисты клиник «Юнидент-Стоматология» проводят консультации по всем видам стоматологических услуг и опреде-

и!

ляют необходимый индивидуальный план лечения. Все работы проводятся на современном оборудовании, поставляемом другими подразделениями холдинга. Прием ведут профессионалы узкого профиля, что гарантирует высокое качество терапевтического, хирургического, ортопедического, имплантологического и ортодонтического лечения. Первые 8 клиник сети были открыты в первый же год (2007 г.). По состоянию на 2013 г. сеть имеет следующий географический охват: 11 клиник в г. Москве, 4 клиники в г. Санкт-Петербурге и одна клиника в г. Пушкин (Московская область).

Преимущества холдинговой структуры группы компаний «Юнидент»

Объединение в рамках единого холдинга группы компаний, работающих в смежных сегментах бизнеса, позволяет получить синергетический эффект, который выражается в следующем.

1. Бизнес стал более диверсифицирован, что повысило его устойчивость по отношению к колебаниям рыночной конъюнктуры. Это ярко проявилось во время кризиса 2008-2009 гг., когда вследствие девальвации рубля на 30% в конце 2008-начале 2009 гг. значительно снизился импорт стоматологического оборудования и материалов. Это привело к уменьшению объема продаж на 14% подразделения холдинга, занимающегося поставками оборудования и материалов.

Однако, подразделения по производству и продажам средств по уходу за полостью рта и по производству стоматологических услуг в кризисном 2009 г. году продолжили наращивать продажи. Последнее обстоятельство значительно смягчило влияние кризиса на холдинг в целом и позволило ему увеличить общий объем продаж в кризисном году на 4%.

2. Ускоряется процесс внедрения в производство новых технологий лечения стоматологических заболеваний. Сотрудники холдинга принимают участие в научных международных и всероссийских конференциях, выставках медицинского оборудования и материалов. Устанавливаются и развиваются контакты с ведущими мировыми производителями стоматологического оборудования и материалов. Приобретается новое оборудование и технологии.

объединение в рамках единого холдинга группы компаний, работающих

в смежных_

сегментах бизнеса, позволяет получить синергетический эффект_

сотрудники

холдинга принимают

_участие в научных

_международных

и всероссийских

конференциях,

выставках

медицинского

оборудования

и материалов

о-

Силами входящих в холдинг компаний проводится обучение собственного технического и медицинского персонала, а также персонала компаний - потребителей. Новые технологии напрямую внедряются в лечебный процесс в сети «Юнидент-Стоматология», начинают применяться новые качественные инновационные услуги в клиниках. Все это создает дополнительные конкурентные преимущества и привлекает дополнительную клиентуру в стоматологические клиники группы. В результате более высоким темпом увеличивается объем продаж сети стоматологических клиник холдинга.

3. Другая цепочка выведения инноваций на рынок связана с разработкой и производством средств по уходу за полостью рта, которые позволяют осуществлять эффективную профилактику стоматологических заболеваний. Это в конечном итоге обеспечивает решение важной социальной задачи - улучшение здоровья

селения. Распространение информации о продуктах руппы компаний «Диарси» через дилеров компании «Юнидент» и в клиниках «Юнидент Стоматология» содействует росту продаж средств по уходу за полостью рта и увеличению продаж всей группы в целом

4. Внутри холдинга реализована цепочка: поставка материалов и оборудования - обучение техничес-

ого и медицинского персонала новым технологиям - использование в стоматологической практике поставленных материалов и оборудования. Это позволяет снизить издержки на производство стоматологических услуг вследствие поставок материалов и оборудования по умеренным ценам и экономии на условно-постоянных расходах. Помимо этого, входящим в «Юнидент-Стоматологию» клиникам предоставляются более длительные по сравнению со стандартными условиями продаж рассрочки на поставку оборудования. В конечном итоге экономия на издержках повышает прибыльность продаж всего холдинга.

5. Наличие в составе холдинга издательства, издание журнала, работа со стоматологической академией и активное спонсорство в сфере искусства позволяют формировать позитивный имидж группы «Юнидент» в глазах профессиональной медицинской и широкой общественности. Это в широком смысле создает благоприятные условия для развития бизнеса.

Вывод

Таким образом, объединение в рамках холдинга нескольких подразделений и входящих в них предприятий дает синергический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции.

Литература

1. Манашеров Т.О. Генезис предпринимательства в стоматологии в постсоветской России. -Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2013, - С. 207-217.

2. Официальный сайт компании «Юнидент» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. unident.net/.

Tamaz O. Manasherov

Candidate of Economic Sci, President of CJSC Unident, Moscow, Applicant for a Degree of Doctor of Economic Sci., Novosibirsk State University

Analysis of Development of Production and Trade Holding in Dentistry Business

_Abstract

Fxperience of foundation and development of production-trade holding Unident in dental business is analyzed in the paper. Synergistic effect from the holding Jl-^J foundation has been described in the article.

Keywords: dental business, production-trade holding

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.