анализ развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом
бизнесе
_Аннотация
В статье анализируется опыт создания и развития производственно-торгового холдинга в стоматологическом бизнесе на примере группы компаний «Юнидент». Показан синергетический эффект от создания холдинга.
Ключевые слова: стоматологический бизнес, производственно-торговый холдинг
Группа компаний «Юнидент» основана в 1994 г. Первоначально была создана компания, осуществлявшая импорт стоматологического оборудования и материалов на российский рынок. В настоящее время группа «Юнидент» является одним из крупнейших в России поставщиков высококачественного медицинского (преимущественно - стоматологического) оборудования и стоматологических материалов и сотрудничает с более чем 200 ведущими мировыми производителями товаров в области медицины. Группа имеет дистрибьюторскую сеть по всей России, включающую более 150 компаний во всех федеральных округах [1,2]. Поставляемая «Юнидент» продукция позволяет удовлетворять потребности населения в стоматологических услугах с использованием новых мировых технологий и с более высоким качеством.
Основные направления развития бизнеса группы компаний «Юнидент»
Рынок стоматологических услуг является конечным элементом в цепочке от производителя стоматологического оборудования и материалов, поставщиков продукции для стоматологии и до непосред-
Манашеров Тамаз Омарович
канд. экон. наук, президент ЗАО «Юнидент», г. Москва,
соискатель ученой
степени д-ра
экономических наук,
Новосибирский
государственный
университет
_на каждом этапе
от производителя
_и поставщика
_оборудования
и материалов
до производства
стоматологических
_услуг создается
_добавленная
_стоимость
зтс м
ственных производителей стоматологических услуг - клиник и сетей клиник. На каждом этапе от производителя и поставщика оборудования и материалов до производства стоматологических услуг создается добавленная стоимость. Для обеспечения большей устойчивости бизнеса целесообразно участвовать в производстве добавленной стоимости во всех или в нескольких элементах технологической цепочки, обеспечивающей в конечном итоге производство стоматологических услуг. Иначе говоря, необходимо присутствовать на всех рынках факторов производства стоматологических услуг, а также на связанных с ними рынках - рынке по обслуживанию оборудования, а также на рынке средств по уходу за полостью рта. В этом состояла идея развития холдинга «Юнидент» (см.рис. на с. 117). Поставка в Россию нового импортного стоматологического оборудования имела своим следствием внедрение в стоматологической практике новых ицинских технологий. В связи с этим возникла еобходимость повышения квалификации стома-ологов и обучения их работе с новым оборудова-ем и материалами. Это направление бизнеса привело к созданию компании «Стоматологическая инициатива», а также образовательного сто-атологического центра на Арбате. Основным правлением их деятельности являются образовательно-информационные программы среди врачей различных специальностей.
Массовая поставка нового стоматологического оборудования потребовала создания подразделения по его техническому обслуживанию - ООО «Юнидент Сервис». Инженеры компании занимаются установкой оборудования, осуществляют его сервисное обслуживание, а также обучают персонал дилеров компании Юнидент. Комплексное обслуживание компаний-покупателей оборудования, включающее обучение персонала работе с оборудованием и его сопровождение в процессе эксплуатации позволило расширить круг покупателей и, в конечном итоге, объем продаж.
Работа со стоматологами по всей России показала, что в стране не производятся высококачественные средства ухода за полостью рта, которые являются важным средством профилактики стоматологических заболеваний. Практически все высококачест-
Рис. Структура рынков сферы производства стоматологических услуг и структура холдинга «Юнидент»
для обеспечения
_большей
_устойчивости
I необходимо
_присутствовать
_на всех рынках
_факторов
_производства
стоматологических -услуг
ьзнес ры
венные средства ухода за полостью рта из премиум сегмента до начала 2000-х годов импортировались в Россию. В связи с этим было принято решение о создании торгово-промышленной группы компаний «Диарси», которая была основана в 2002 г. Эта группа в настоящее время превратилась в ведущего разработчика, поставщика и производителя высококачественных средств по уходу за полостью рта в России и СНГ. Создание группы «Диарси» позволило диверсифицировать бизнес холдинга «Юнидент» и повысить уровень устойчивости его развития.
В 2013 г. в г. Ступино (Московская область) введен в действие собственный новый завод по производству средств по уходу за полостью рта - ООО «Еврокосмед-Ступино». Производство перенесено с арендуемых площадей в г. Домодедово на свои производственные площади на новом предприятии. Это позволит значительно нарастить объемы произ->дства и продаж средств по уходу за полостью рта, ираясь на собственные производственные мощ-ости, сократить затраты на аренду помещений. уппа «Диарси» относится к компаниям инновационного типа. Она имеет свою собственную научную лабораторию, разрабатывающую новые рецепту-.1 средств по уходу за полостью рта - зубных паст, оласкивателей и т.д. Лаборатория тесно сотрудни-ает с научными учреждениями Академии наук РФ, Академии медицинских наук РФ, университетами. Группой «Диарси» разработано более сорока рецептур средств гигиены полости рта под торговыми марками «РОКС», «Смокасепт» и «Стрела», многие из которых запатентованы в РФ и в других странах мира. Рецептуры разрабатываются на основе современных активных ингредиентов, соответствующих последним научным достижениям в области стоматологии. Высокая эффективность производимых продуктов подтверждена клиническими исследованиями и лабораторными тестами. Значительный опыт работы холдинга «Юнидент» в сфере стоматологических услуг и необходимость дальнейшей диверсификации бизнеса привели к созданию в 2007 г. сети стоматологических клиник «Юнидент-Стоматология». Специалисты клиник «Юнидент-Стоматология» проводят консультации по всем видам стоматологических услуг и опреде-
и!
ляют необходимый индивидуальный план лечения. Все работы проводятся на современном оборудовании, поставляемом другими подразделениями холдинга. Прием ведут профессионалы узкого профиля, что гарантирует высокое качество терапевтического, хирургического, ортопедического, имплантологического и ортодонтического лечения. Первые 8 клиник сети были открыты в первый же год (2007 г.). По состоянию на 2013 г. сеть имеет следующий географический охват: 11 клиник в г. Москве, 4 клиники в г. Санкт-Петербурге и одна клиника в г. Пушкин (Московская область).
Преимущества холдинговой структуры группы компаний «Юнидент»
Объединение в рамках единого холдинга группы компаний, работающих в смежных сегментах бизнеса, позволяет получить синергетический эффект, который выражается в следующем.
1. Бизнес стал более диверсифицирован, что повысило его устойчивость по отношению к колебаниям рыночной конъюнктуры. Это ярко проявилось во время кризиса 2008-2009 гг., когда вследствие девальвации рубля на 30% в конце 2008-начале 2009 гг. значительно снизился импорт стоматологического оборудования и материалов. Это привело к уменьшению объема продаж на 14% подразделения холдинга, занимающегося поставками оборудования и материалов.
Однако, подразделения по производству и продажам средств по уходу за полостью рта и по производству стоматологических услуг в кризисном 2009 г. году продолжили наращивать продажи. Последнее обстоятельство значительно смягчило влияние кризиса на холдинг в целом и позволило ему увеличить общий объем продаж в кризисном году на 4%.
2. Ускоряется процесс внедрения в производство новых технологий лечения стоматологических заболеваний. Сотрудники холдинга принимают участие в научных международных и всероссийских конференциях, выставках медицинского оборудования и материалов. Устанавливаются и развиваются контакты с ведущими мировыми производителями стоматологического оборудования и материалов. Приобретается новое оборудование и технологии.
объединение в рамках единого холдинга группы компаний, работающих
в смежных_
сегментах бизнеса, позволяет получить синергетический эффект_
сотрудники
холдинга принимают
_участие в научных
_международных
и всероссийских
конференциях,
выставках
медицинского
оборудования
и материалов
о-
Силами входящих в холдинг компаний проводится обучение собственного технического и медицинского персонала, а также персонала компаний - потребителей. Новые технологии напрямую внедряются в лечебный процесс в сети «Юнидент-Стоматология», начинают применяться новые качественные инновационные услуги в клиниках. Все это создает дополнительные конкурентные преимущества и привлекает дополнительную клиентуру в стоматологические клиники группы. В результате более высоким темпом увеличивается объем продаж сети стоматологических клиник холдинга.
3. Другая цепочка выведения инноваций на рынок связана с разработкой и производством средств по уходу за полостью рта, которые позволяют осуществлять эффективную профилактику стоматологических заболеваний. Это в конечном итоге обеспечивает решение важной социальной задачи - улучшение здоровья
селения. Распространение информации о продуктах руппы компаний «Диарси» через дилеров компании «Юнидент» и в клиниках «Юнидент Стоматология» содействует росту продаж средств по уходу за полостью рта и увеличению продаж всей группы в целом
4. Внутри холдинга реализована цепочка: поставка материалов и оборудования - обучение техничес-
ого и медицинского персонала новым технологиям - использование в стоматологической практике поставленных материалов и оборудования. Это позволяет снизить издержки на производство стоматологических услуг вследствие поставок материалов и оборудования по умеренным ценам и экономии на условно-постоянных расходах. Помимо этого, входящим в «Юнидент-Стоматологию» клиникам предоставляются более длительные по сравнению со стандартными условиями продаж рассрочки на поставку оборудования. В конечном итоге экономия на издержках повышает прибыльность продаж всего холдинга.
5. Наличие в составе холдинга издательства, издание журнала, работа со стоматологической академией и активное спонсорство в сфере искусства позволяют формировать позитивный имидж группы «Юнидент» в глазах профессиональной медицинской и широкой общественности. Это в широком смысле создает благоприятные условия для развития бизнеса.
Вывод
Таким образом, объединение в рамках холдинга нескольких подразделений и входящих в них предприятий дает синергический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции.
Литература
1. Манашеров Т.О. Генезис предпринимательства в стоматологии в постсоветской России. -Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2013, - С. 207-217.
2. Официальный сайт компании «Юнидент» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. unident.net/.
Tamaz O. Manasherov
Candidate of Economic Sci, President of CJSC Unident, Moscow, Applicant for a Degree of Doctor of Economic Sci., Novosibirsk State University
Analysis of Development of Production and Trade Holding in Dentistry Business
_Abstract
Fxperience of foundation and development of production-trade holding Unident in dental business is analyzed in the paper. Synergistic effect from the holding Jl-^J foundation has been described in the article.
Keywords: dental business, production-trade holding