А Н А Л И З Р А З В И Т И Я Э К О Н О М И К И А Р М Е Н И И Н А Р У Б Е Ж Е В Е К О В
Оганесян Ваграм Варданович
аспирант кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
После распада СССР Армения оказалась в сложной экономической ситуации. Встал вопрос о модернизации экономики и необходимости проведения структурных реформ. Однако начавшийся мировой финансовый кризис резко ухудшил состояние экономики страны. И государству снова приходится искать пути повышения экономического благосостояния, в том числе путем вступления в различные региональные интеграционные группировки. В статье рассмотрены особенности развития экономики Армении после распада Советского Союза. Рассматриваются факторы, оказывающие негативный эффект на развитие экономики страны. Выявлены секторы, которые смогут обеспечить рост экономики страны, а также дается оценка вступления Армении в ЕАЭС.
Ключевые слова: Армения, индекс человеческого развития, ВВП, кризис, интеграция, ЕАЭС.
A N A L Y S I S O F T H E D E V E L O P M E N T O F A R M E N I A ' S E C O N O M Y A T T H E T U R N O F T H E C E N T U R I E S
Oganesyan Vagram Vardanovich
Post-Graduate Student of the Department for World Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
After the collapse of the Soviet Union, Armenia was in a difficult economic situation. There was a question of the modernization of the economy and the need for structural reforms. However, the global financial crisis dramatically worsened the economic situation. And the state again has to look for the ways to improve the economic welfare, including the accession to various regional integration associations. The article considers the main features of the development of Armenian economy after the collapse of the Soviet Un-
ion. It considers the factors that have negative effect on the country's economy. It identifies sectors, which will provide the growth of national economy, and gives an assessment of Armenia's accession to the EAEC.
Keywords: Armenia, Human Development Index, GDP, crisis, integration, EAEC.
В последние годы существования Советского союза на Южном Кавказе возник серьезный конфликт между Арменией и Азербайджаном, препятствующий экономическому развитию обеих стран. Начиная с 1994 г., когда конфликт перешел в стадию «ни войны, ни мира», обе стороны столкнулись с серьезными экономическими проблемами. И если инвестиции в нефтегазовый сектор подпитывали экономический рост в Азербайджане, экономическая безопасность Армении оказалась под угрозой. Развитие экономики Армении происходило и происходит в условиях крайне узкого внутреннего рынка и больших ограничений для развития внешнеторговых связей.
На протяжении 2002-2007 гг. в Армении наблюдались высокие темпы экономического роста, вызванные увеличением инвестиций в основной капитал, строительный сектор и недвижимость. Мировые эксперты называли ее Кавказским тигром. Среднегодовой рост ВВП составлял порядка 13%. Благодаря этому Армении удалось удвоить свой валовой продукт, даже несмотря на деиндустриализацию, которая началась после распада СССР. Реальный уровень ВВП на душу населения вырос на 9%, что напоминало экономику азиатских тигров. Этот рост отчасти был связан с эффективным использованием денежных трансфертов, поступавших извне. Кроме того, это также показывает эффективность структурных реформ, проводимых Арменией в эти годы (таблица).
Валовой внутренний продукт и ВВП на душу населения *
ВВП ВВП на душу населения
млн драм млн долларов драм долларов
2012 4 266 460,5 10 619,4 1 410 820 3 512
2013 4 555 638,2 11 121,3 1 507 491 3 680
2014 4 828 626,3 11 609,5 1 602 172 3 852
2015 5 032 089,0 10 529,1 1 674 795 3 504
* Источник: Национальная статистическая служба Армении. - URL: http://www.armstat.am/ru
Начавшийся мировой экономический кризис резко притормозил развитие экономики. Рост ВВП в 2008 г. сократился до 6,9% по сравне-
нию с 13,7% в 2007 г. В 2009 г. в Армении наблюдалось самое большое сокращение ВВП - 14,2% [2. - С. 206].
Ограниченные экспортные ресурсы и монополизация основных отраслей экономики сделали Армению особенно чувствительной к кризисным явлениям происходившим в мире и российской экономике, от которой страна в значительной степени зависит. Дисбаланс во внешней торговле, вызванный экономической изоляцией со стороны соседних стран - Турции, Азербайджана и Грузии, - вплоть до настоящего времени компенсируется в некоторой степени денежными переводами от армян, работающих за рубежом, и иностранными (в основном российскими) прямыми инвестициями.
В 2015 г. Армения заняла 85-е место по индексу человеческого развития, что является худшим показателем среди стран Центрального Кавказа (Азербайджан - 78-е место, Грузия - 76-е) [3. - С. 29]. В 2011 г. по данным Forbes Армения была на 2-м месте (после Мадагаскара) в рейтинге худших экономик мира. Согласно данным Национальной статистической службы Армении, средняя зарплата в Армении составляет 383 доллара. Это самый низкий средний показатель заработной платы в Кавказском регионе. Например, в Грузии этот показатель составляет 386 долларов, а в Азербайджане - 440 долларов [4].
Основная причина замедления экономического развития Армении - это разрыв хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. Из-за различных противоречий Армения потеряла возможность установить экономическое сотрудничество с наиболее развитой страной региона - Азербайджаном. Армения фактически оказалась в транспортной изоляции. Она не имеет возможности напрямую торговать с Турцией, а из-за поддержки России во время событий в Южной Осетии и Абхазии были разорваны отношения с Грузией. Разрешение политических противоречий окажет положительный эффект на экономику Армении.
Согласно исследованию, проведенному Всемирным банком, открытие границ между Турцией, Арменией и Азербайджаном увеличило бы экспорт страны до 269-342 млн долларов, ВВП увеличилось бы на 30-38%, а торговля выросла бы до 300 млн долларов [7. - С. 20].
Для улучшения экономического положения правительство Армении осуществило ряд мер, которые уже сейчас показывают свою эффективность. В рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса Doing Business страна поднялась на 35-e место (в 2015 г. - 38-е место) [8. - C. 5].
Одним из важных условий экономического развития страны является улучшение инвестиционной и бизнес-среды. Планируется введение единого налогового кодекса, который будет способствовать расширению и рационализации налоговой базы и закрытию каких-либо
лазеек. С целью сокращения теневого сектора власти намерены укрепить систему отчетности, для улучшения финансового посредничества упрощается процедура банкротства предприятий, дальнейшие реформы в энергетическом секторе повысят эффективность и устойчивость данного сектора. Несомненно, эти реформы помогут устранить недостатки в критических отраслях экономики. Тем не менее сохраняются существенные проблемы, связанные с отсутствием альтернативной модели экономики, низким уровнем частных и иностранных инвестиций, а также высоким уровнем безработицы, бедности и эмиграции.
В этой связи страна должна развивать именно те отрасли экономики, в которых она имеет какие-либо преимущества. Во-первых, это информационные технологии. Преимуществом данной отрасли является то, что она не требует больших финансовых ресурсов. Когда-то Индия, экономически отсталая страна, смогла поднять свою экономику исключительно за счет информационных программ. Сегодня Индия продает программ на 80 млрд рублей, что больше чем объем продаж Россией газа или вооружений. Во-вторых, это медно-молибденовая руда. Армения обладает 7% всех запасов молибдена в мире [1. - С. 13]. Экспорт данного ресурса может значительно увеличить объем валового продукта. В-третьих, это алмазная промышленность. В период существования Советского Союза в Армению приезжали специалисты из разных стран с целью изучения армянского опыта переработки алмазов в бриллианты. Однако данная отрасль была свернута в связи с политикой Центрального банка. В настоящее время пришло время развивать данную отрасль. И наконец, четвертая отрасль - это туризм. Несмотря на красивые пейзажи и исторические памятники, Армению нельзя считать мировым центром туризма. В связи с этим одной из главных задач правительства является строительство необходимой инфраструктуры для развития данной отрасли. Важно также развивать регионы, так как существует большой разрыв между Ереваном и другими городами. Две трети всех предприятий, заводов, университетов сосредоточено в столице. Поэтому развивать новые отрасли следует прежде всего в других городах страны.
В 2015 г. Армения вступила в Евразийский экономический союз. В октябре 2014 г. Президент Армении подписал договор о присоединении к ЕАЭС с президентами России, Казахстана и Белоруссии на саммите СНГ в Минске, который вступил в силу в январе 2015 г. В конечном счете членство, скорее всего, приведет к тому, что Армения будет проводить более протекционистскую торговую политику для перехода к единым тарифам ЕАЭС. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Армения выиграет от снижения импорта цен на энергоносители, роста таможенных доходов и, возможно, от увеличения объема инвестиций из России. Согласно договору Армения будет получать 1,13% от
таможенных пошлин, полученных от ввоза товаров на территорию ЕАЭС в течение года (Беларусь - 4,65%; Казахстан - 7,25%; Россия -86,97%). По оценке МВФ, сумма дохода может составить до 250 млн долларов в год [5. - С. 13]. Кроме того, Армения сможет пользоваться льготной ценой на газ и получить финансирование для продления срока эксплуатации Армянской АЭС. Остается неясным, какое окажут влияние в долгосрочной перспективе последствия от вступления в ЕАЭС на структуру экономики и торговли, на обязательства в рамках ВТО, на иностранные инвестиции, а также на реформы, начатые ранее.
Украинский кризис и санкции, введенные США и ЕС, оказали негативный эффект на ЕАЭС. Санкции и зависимость российской экономики от цен на нефть и газ, а также их ощутимое падение, серьезно повлияли на макроэкономическую ситуацию в России и на курс ее национальной валюты. Эти события создали определенные преграды для дальнейшего развития Армении, экономика которой привязана к российской. Все это отражается и на процессе интеграции в ЕАЭС.
Не нужно надеяться, что вступление Армении в ЕАЭС даст сиюминутную отдачу. В конце концов ЕАЭС - это окно возможностей, воспользовавшись которыми Армения может получить стимул для экономического рывка. Перспективным для Армении является, например, обсуждаемый в настоящее время проект создания зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. Армения должна заниматься выгодными для себя проектами и не дать остальным странам занять ту нишу, которую она может занять сама. Как сказал председатель исследователь-ско-аналитической организации «Интеграция и развитие» Арам Са-фарян, вступление в ЕврАзЭС — это одна из форм защиты национальной экономики. Но для этого Армении необходимо предлагать собственные проекты по индустриализации страны, иначе все потенциальные преимущества останутся на бумаге [6].
Список литературы
1. Вардомский Л. Б., Пылин А. Г., Ильина М. Ю. Экономика Армении: идеи, модели и результаты развития : научный доклад / под общ. ред. Л. Б. Вардомского. - М. : Институт экономики РАН, 2016.
2. Волошин В. И., Якушкин В. С. Социально-экономическое развитие постсоветских стран: итоги двадцатилетия. - М. : ИЭ РАН, 2012.
3. Доклад о человеческом развитии 2015. - URL: http://hdr.undp. org/en
4. Кохно Б. Среднемесячная заработная плата в республиках бывшего СССР: кто богаче? - URL: http://moscow-baku.ru/news/ society/srednemesyachnaya_zarabotnaya_plata_v_azerbaydzhane_vyrosla _na_4/
5. Меликян Д. Армения и Евразийский союз: от сотрудничества до интеграции. - М. : Аналитические записки Института Кавказа, 2015.
6. Сметанина С. Окно возможностей для Армении. - URL: http://www.ruvek.ru/
7. Terterov M., Niculescu G. A Pragmatic Review of Nagorno-Karabakh Conflict Resolution: Could Economic Incentives Help Break the Current Stalemate? - URL: http:// gpf-europe.com
8. Doing Business 2016 Measuring Regulatory Quality and Efficiency. - URL: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/ doing-business-2016
References
1. Vardomskiy L. B., Pylin A. G., Il'ina M. Yu. Ekonomika Armenii: idei, modeli i rezul'taty razvitiya [Economy of Armenia: Ideas, Models and Results of development], nauchnyy doklad, editor by L. B. Vardomskiy, Moscow, Institut ekonomiki RAN, 2016. (In Russ.).
2. Voloshin V. I., Yakushkin V. S. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie postsovetskikh stran: itogi dvadtsatiletiya [Social and Economic Development of the Post-Soviet Countries: Twentieth Anniversary Results]. Moscow, IE RAN, 2012. (In Russ.).
3. Doklad o chelovecheskom razvitii 2015 [Report on Human Development of 2015]. (In Russ.). Available at: http://hdr.undp. org/ en
4. Kokhno B. Srednemesyachnaya zarabotnaya plata v respublikakh byvshego SSSR: Kto bogache? [The Average Monthly Salary in the Republics of the Former USSR: Who is Richer]. (In Russ.). Available at: http://moscow-baku.ru/news/society/srednemesyachnaya_ zarabotnaya_ plata_v_azerbaydzhane_vyrosla_ na_4/
5. Melikyan D. Armeniya i Evraziyskiy soyuz: ot sotrudnichestva do integratsii [Armenia and Euroasian Union: from Cooperation before Integration]. Moscow, Analiticheskie zapiski Instituta Kavkaza, 2015. (In Russ.).
6. Smetanina S. Okno vozmozhnostey dlya Armenii [Window of Opportunities for Armenia]. (In Russ.). Available at: http://www.ruvek.ru
7. Terterov M., Niculescu G. A Pragmatic Review of Nagorno-Karabakh Conflict Resolution: Could Economic Incentives Help Break the Current Stalemate? Available at: http://gpf-europe.com
8. Doing Business 2016 Measuring Regulatory Quality and Efficiency. Available at: http:/ / www.doingbusiness.org/ reports/global-reports/ doing-business-2016