инструментов налогового администрирования, а именно АСК НДС, переход на новую технологию контрольно-кассовой техники и система маркировки [7].
Таким образом, формируя бюджет, лидирующее значение принадлежит налогу на прибыль. Однако развитие экономики государства понемногу меняет его роль. Так, доля налога на прибыль в совокупной сумме доходов федерального бюджета составляла более 50% в самом начале экономических реформ. Сейчас же налог на прибыль находится на четвертом месте в структуре налоговых доходов федерального бюджета и составляет лишь
0.071.части от всех налоговых поступлений.
Список литературы /References
1. Баллиева Х.Ю. Прибыль хозяйствующих субъектов как источник формирования доходов бюджетной системы РФ / Х.Ю. Баллиева, М.А. Губжева // Актуальные вопросы экономических наук, 2014. № 37. С. 183-188.
2. Дудукина С.А. Реформирование налога на прибыль организаций: проблемы и возможные решения / С.А. Дудукина // Science Time, 2014. № 5 (5). С. 64-66.
3. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход / М.В. Мишустин // Экономическая политика, 2016. № 5. С. 8-27.
4. Поварова А.И. Снижение фискальной функции налога на прибыль организаций: факторы и пути повышения / А.И. Поварова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2014. № 3 (33). С. 180-195.
5. В России резко выросли поступления по налогу на прибыль: с чем это связано. [Электронный ресурс] // ИД «Бюджет», 2012 - 2017. Режим доступа: http://bujet.ru./ (дата обращения: 25.05.2017).
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn56/ (дата обращения: 24.05.2017).
7. Схемы уклонения от налогообложения очевидны. [Электронный ресурс]: Газета.Ру, 1999 - 2017. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/ (дата обращения: 28.05.2017).
ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC THEORY 1 2 Chipura S.I. , Dzhemilev E.R. (Russian Federation)
Email: [email protected]
1Chipura Sergey Ivanovich - Student; 2Dzhemilev Enver Ruslanovich - Student, OIL AND GAS FACULTY, SAINT-PETERSBURG MINING UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG
Abstract: economic theory is the subject of research in this article.
The subject of the study is the history of the development of economic theory and its interpretation
by different economic currents.
To achieve the goal, the following tasks are set:
• consider in detail the history of the genesis of economic theory;
• highlight the main stages in the development of economic theory;
• study and analyze the views of various economic schools.
The degree of elaboration of the subject of economic theory is characterized by the main scientific economic schools.
Keywords: economic theory, classical school, neoclassical direction, Keynesianism, subject of economic science.
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 1 2 Чипура С.И. , Джемилёв Э.Р. (Российская Федерация)
1Чипура Сергей Иванович - студент; 2Джемилёв Энвер Русланович - студент, нефтегазовый факультет, Санкт-Петербургский горный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: экономическая теория является объектом исследования в данной статье. Предметом исследования является история развития экономической теории и толкование ее разными экономическими течениями. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• подробно рассмотреть историю зарождения экономической теории;
• выделить основные этапы развития экономической теории;
• изучить и проанализировать взгляды различных экономических школ.
Степень разработанности предмета экономической теории характеризуется основными научными экономическими школами.
Ключевые слова: экономическая теория, классическая школа, неоклассическое направление, кейнсианство, предмет экономической науки.
Актуальность изучения экономической теории заключается в том, что она рассматривает такие вопросы, которые значимы и важны для каждого из нас в повседневной жизни.
Какие специальности в настоящее время и где востребованы? Какие из них наиболее оплачиваемы? Высока ли вероятность роста безработицы? Какие существуют пути увеличения заработной платы? Именно на эти вопросы экономическая теория пытается найти ответы.
Экономическая наука развивалась постепенно. Человечество сталкивалось с различными проблемами в экономике и искало пути их решения. Только изучив различные течения экономической теории, можно получить полные экономические знания.
Невозможно упомянуть всех ученых, исследовавших экономическую теорию. Отметим лишь основные течения.
Экономическое мышление зародилось вместе с человеческим обществом. Первые признаки экономических знаний появились тогда, как только человек задумался над вопросом: «Как наиболее рационально использовать природные ресурсы?»
Понять экономическое устройство общества пытались Платон, Ксенофонт и Аристотель. Ксенофонт в своем труде «Домострой» превозносит достоинства земледелия, но в тоже время осуждает занятие ремеслами и торговлей. Ученый первый анализирует сущность и значение разделения труда. Он ценность товара рассматривает в двух направлениях: в виде потребительской стоимости и в виде меновой стоимости.
«Разрешать противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей должно государство», - считает Платон. Он делает упор на то, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.
Аристотель анализирует формы стоимости, двойственности товара и развитие форм торговли. Экономика в понимании Аристотеля - это богатство как накопление полезных вещей, а «хремастика» - богатство как накопление денежных единиц.
Фома Аквинский известен как создатель теории «справедливого обмена» и «справедливой цены». Он считает справедливой ту цену, которая выполняет два условия:
1) учитывает труд, затраченный на производство товаров;
2) дает возможность продавцу жить согласно своему социальному положению. Теория Фомы Аквинского защищала интересы феодалов и оправдывала сословные
привилегии.
В тот период, когда происходит зарождение капиталистического строя, возникает политическая экономика как самостоятельная наука. Она выражает интересы буржуазии [1].
Капиталистические отношения первоначально начинают складываться в сфере торговли. В 15-17 веках появляется экономическое течение меркантилизм, которое изучало и познавало основные закономерности торговли. Богатство общества, по новой теории, - это накопление денег, золота и серебра, происходящее в результате торговли. По мнению представителя этого течения Т. Мана, необходимо привлекать в страну золото и серебро путем внешней торговли. Причем стремиться больше вывозить за рубеж национальных товаров, чем ввозить.
Выдающимися представителями следующего направления экономической теории -физиократами во Франции в 18 веке являются Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они видят основными источниками богатства сферу производства, но ограничивают его только сельским хозяйством.
Капитал проникает в сферу производства и зарождается классическая буржуазная экономическая теория, родоначальником которой является англичанин Уильям Петти. Он создает основы трудовой теории стоимости. Одна из его фраз гласит: «Труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать». Ученый считает основными источниками богатства землю и труд. А в увеличении населения страны он видит средство роста дохода и богатства.
Англичанин Адам Смит известен в истории как «пророк свободной конкуренции». Главной причиной хозяйственной деятельности человека он считает его корыстный интерес. Для достижения своего интереса человеку приходится оказывать услуги другим людям, то есть предлагать свой труд или продукты своего труда. Так появляется разделение труда, которое стимулирует производительность и прогресс общества. Человек в отдельности не стремится к росту производительности, а заботится только о своем интересе. По мнению Смита, если деятельность каждого человека ведет к экономическому благу общества, то эту деятельность нельзя ничем стеснять. Так появляется понятие экономической свободы [1].
Англичанин Д. Рикардо известен как экономист эпохи промышленного переворота. Он считал, что стоимость товаров, слагаемая из затраченного труда рабочих, лежит в основе доходов различных классов общества. По сформированному им закону выходит, что между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов существует обратно пропорциональная зависимость.
Также он считал, что если правительства разных стран не будут налагать ограничения (в виде пошлин, запрета на ввоз или вывоз конкретных товаров) на внешнюю торговлю друг с другом, то тогда экономика каждой страны будет специализироваться на производстве тех товаров, которые требуют меньшей затраты сил и рабочего времени. Это приведет к более высокому объему производства и эффективному использованию ресурсов.
Подведем итоги классической школе:
1) основным объектом исследования является производство и распределение благ;
2) изучение механизма формирования стоимости товара и связь с количеством затраченного труда;
3) попытка обосновать необходимость равновесного состояния и экономики страны.
В противоположность буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, выдвинутая представителями рабочего класса - К. Марксом и Ф. Энгельсом - марксизм.
К. Маркс в своем труде «Капитал» разработал и обосновал:
- теорию прибавочной стоимости;
- теорию стоимости.
Представители этой школы выдвигали социалистические принципы - против эксплуатации человеческого труда, общественная собственность на средства производства, всеобщая занятость, равная плата за равный труд.
Маркс стремился к основной цели - поставить политическую экономию для защиты интересов рабочего класса.
Экономика в конце 19 века претерпела сильные изменения. Появились в экономике крупные акционерные общества, которые пытались подавить мелкие торговые предприятия. Английские
36
экономисты и К. Маркс показали зависимость рыночной цены от производства, от предложения товаров на рынке. Но не было учтено воздействие спроса покупателей на цену.
Последователем идей Маркса и Энгельса явился В.И. Ленин. Он аргументировано доказал, что в капиталистических развивающихся странах происходит разделение мелких собственников на богатых и бедных.
В конце 19 века зарождается неоклассическое направление в Англии, США. Основная проблема, которую рассматривали неоклассики (Альфред Маршалл, Артур Пигу), - удовлетворение потребностей человека. Они подробно изучают проблемы взаимодействия спроса и предложения. Маршалл считал, что при потреблении новых единиц блага, скорость нарастания полезности падает, а добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, снижается.
Неоклассическая концепция представляется одним из 3-х течений современной западной экономической теории (экономикса). В отличие от марксизма, западная экономическая теория представляет собой не единое целое, а сочетание различных течений, школ, резко различающихся между собой методами анализа, выводами в области экономической политики.
Теория эффективного спроса возникла в 30-годах во времена кризиса. Она нашла применение на практике и широко применяется в экономической политике многих государств. Создатель этой теории - англичанин Джон Кейнс, а течение - кейнсианство. Д. Кейнс выступал за применение методов активизации и стимулирования совокупного спроса (так называемой общей покупательной способности). Таким образом оказывалось воздействие на расширение производства и предложение товаров. Государство, по его мнению, могло воздействовать на инвестиции путем регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют главную роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос рождает предложение.
В 70-80 годах государство активно вмешивается в экономику, что начало тормозить развитие производства. Поэтому в это время становится так актуально неоклассическое учение. Актуальным оно остается и по настоящее время. Неоклассическое учение представлено двумя основными теориями: монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм - это теория стабилизации экономики, где главное место занимают денежные факторы.
Монетаризм подробно исследует механизм воздействия денежного мира на товарный мир. Милтон Фридмен, представитель монетаризма, считал, что управление экономикой сводится к контролю страны над денежными знаками, эмиссией денежных средств, к достижению сбалансированности бюджета государства [1].
Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д.) рассматривает экономику как систему. Отношения между хозяйствующими объектами формируются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов.
Современная экономическая теория - это система экономических наук, связанных общим предметом - экономическими отношениями. Современная экономическая теория имеет следующие основные структурные части:
- теория рационального (эффективного) использования ресурсов;
- социально-экономическая теория;
- институциональная экономическая теория.
Экономическая теории сегодня - это результат развития экономики, результат развития методов науки.
Экономическая теория помогает получить ответы на вопросы:
- какой товар производить;
- каким методом и по какой технологии производить;
- как общий объем произведенного товара распределить;
- как общую занятость населения сохранить;
- как обеспечить гибкость экономической системы [3].
Основная задача экономической теории - найти пути эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей [4].
37
Главным действующим лицом в экономике является человек. Ради удовлетворения собственных потребностей, предоставления всевозможных благ и услуг осуществляется вся хозяйственная деятельность в любой стране.
Экономическая наука изучает поведение людей в различных хозяйственных ситуациях. Экономическая наука помогает предприятиям, государству в целом и каждому человеку в отдельности ориентироваться в рыночных отношениях.
Конечно, прочитав книги знаменитых экономистов К.Р. Макконелла, А. Смита и Л. Маршалла, мы не получим готовые ответы на все интересующие нас вопросы. Жизнь -сложная вещь, и её не сможет полно и предельно ясно описать никакая теория.
П. Самуэльсон писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение [2].
Человек живет в мире, где возможности его (физические, интеллектуальные, время, средства) ограничены. А ограниченность ресурсов остается главным условием, накладывающим отпечаток на размеры и возможности роста как общественного, так и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных ситуациях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
Экономическая мысль в странах СНГ и в России находится в кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной экономической теории дается с большим трудом.
Поэтому одной из проблем современной экономической теории в России является выработка своей экономической теории.
Список литературы /References
1. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2009.
2. Самуэльсон П., Нордхаус У. Экономика. М., 2009.
3. Власова Т.А. Теоретико-методологические аспекты комплексной оценки трудового потенциала на региональном уровне. Журнал «Экономический анализ: теория и практика». Январь, 2017.
4. Глазьев С.Ю. Проблемы прогнозирования экономической динамики // Российский экономический журнал, 2005. № 3. С. 76-85.
INTERNATIONAL TRANSPORT CORRIDOR AS THE MAIN FACTOR OF DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS BETWEEN STATES Selyutina N.S. (Russian Federation) Email: [email protected]
Selyutina Natalia Sergeevna - Student, DEPARTMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY, URAL STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, EKATERINBURG
Abstract: the article analyzes the role and importance of international transport in the system of foreign economic relations. In modern conditions of trade liberalization, transport is one of the key factors in the development of the national economy, the inclusion of the country in the transport system can ensure its synergetic economic development through the development of trade, increasing commodity flows and consumption. In the context of globalization, the role of a factor in strengthening integration processes is played by the international transport corridor. Keywords: international relations, transport, transport system, international transport corridor.