УДК 726.8
КОЛОСОВА ИРИНА ИВАНОВНА, канд. архит., доцент, epyon@sibmail.com
МЕДВЕДЕВА АННА БОРИСОВНА, магистрант, Any777@list.ru
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ ДРЕВНЕЙШИХ МЕСТ ЗАХОРОНЕНИЯ (ХХХ-Х ВВ. ДО Н. Э.)
В статье рассматривается история развития наиболее древних и сохранившихся мест захоронения в соответствии с хронологией их возникновения. Их становление оказало большое влияния на формирование градостроительных приемов и архитектурно-планировочных решений кладбищ. Анализируются пространственные характеристики и сопутствующие средовые факторы, учет которых служил основным критерием при выборе территории для строительства «последнего пристанища». Определены наполнение, структура и особенности формообразования «могил»: курган - гробница - маста-ба - пирамида - скальные и надземные погребения - крипты - склепы и др. Выявлена разница в выборе места захоронения, его размерах и богатстве оформления в зависимости от сословной принадлежности или материального достатка умершего. Установлены сохранившиеся до настоящего времени и используемые в современной практике приемы организации территории кладбища, формы могил, их оформление и пространственное наполнение.
Ключевые слова: древние цивилизации; места захоронений; культ погребения; пирамида.
IRINA I. KOLOSOVA, PhD, A/Professor, epyon@sibmail.com
ANNA B. MEDVEDEVA, Undergraduate Student, Any777@list.ru
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia
HISTORICAL DEVELOPMENT OF ARCHITECTURAL SPACE OF UNIQUE ANCIENT GRAVES (30-10TH CENTURIES BC)
The paper presents the historical development of ancient graves in accordance with their chronology. Their formation has had a great effect on town- and cemetery-planning decisions. Spatial properties and accompanying environmental factors are analyzed as the main criterion of choosing the final abode construction. The structure and formation of graves are shown, namely: burial hill, tomb, mastaba, pyramid, rock and overhead graves, crypt, charnel house, etc. The difference between a place of burial, its size and richness is shown dependently on class and material wealth of a dead. Cemetery management techniques preserved till our days are described in this paper as well as grave shapes, decoration, and their spatial location.
Keywords: ancient civilizations; burial places; burial cult; pyramid.
© Колосова И.И., Медведева А.Б., 2014
С момента, когда человечество перешло к оседлому образу жизни, история развития цивилизаций тесно связана с историей развития строительства городов и с историей развития мест захоронения. Можно смело утверждать, что одним из показателей уровня развития общества является качество архитектурной среды любого градостроительного образования, даже самого небольшого. Особенно это относится к качеству среды таких пространственных объектов, как кладбища.
Вера человека в загробную жизнь на протяжении веков требовала от древних зодчих внимательного отношения к созданию среды, соответствующей восприятию человеком «жизни после жизни». В религиях древних цивилизаций культ погребения всегда имел огромное значение. Во времена первобытнообщинного периода представителей власти и их приближенных было принято хоронить в курганах. Они представляли собой надмогильную насыпь из земли или камня полусферической или конической формы. Обычно курганы покрывали погребальную камеру или дольмен. Как правило, курганы располагались группами, одиночные встречались достаточно редко.
Другим видом захоронения в древние времена являлась гробница, которая служила умершему заупокойным жилищем. В отличие от курганов и дольменов гробница стала первым архитектурным сооружением, предназначенным не только для помещения туда тела усопшего, но и объектом-символом, увековечивающим память о нем. Она выполняла не только утилитарную роль - сама гробница стала самостоятельной градостроительной единицей, одним из элементов пространственно-средового дизайна.
Стоит отметить, что не все народы предпочитали хоронить усопших в земле. Тела предавали четырем стихиям: огню (кремация была распространена у древних народов Индии, племен Латинской Америки), воде (утопление или пускание по течению реки были распространены у полинезийцев), воздуху (Иран, Тибет) и земле.
Данное исследование ставит задачу проанализировать наиболее показательные с точки зрения средового дизайна места захоронений, формирование которых связано с историей развития древнейших цивилизаций.
Наиболее ранним (на пятьсот лет старше египетских пирамид в Гизе) примером из известных захоронений древнего мира (XXX в. до н.э.) является комплекс из 40 могильных курганов в Ирландии, расположенный в долине р. Бойн, приблизительно в 40 км к северу от Дублина.
Тридцать семь небольших курганных насыпей окружают три огромные гробницы - Ньюгрейндж, Даут и Наут (рис. 1). Все они относятся к типу так называемых коридорных гробниц: в погребальную камеру, расположенную под насыпью, ведёт длинный, узкий коридор, сооружённый из массивных каменных блоков [10].
Комплекс курганов включает в себя 3 одинаковых узла, каждый из которых состоит из главного кургана, кромлеха и курганов-спутников (рис. 2, 3).
Принцип организации одного узла комплекса ничем не отличается от другого. Курган Ньюгрейндж (рис. 4), в сравнении с Наут и Даут, наиболее полно сохранился во времени.
Рис. 4. Ньюгрейндж. Схема плана
Высота кургана - 13,5 м, диаметр - 85 м. 19-метровой длины коридор ведет в погребальную камеру, основу которой составляют вертикально поставленные каменные монолиты весом от 20 до 40 т. Внутри погребальной
камеры сохранилась большая чаша ритуального назначения, а в стенах пробиты ниши, украшенные каменной резьбой [22].
Над погребальной камерой находится ступенчатый свод. Монолиты, его образующие, расположены таким образом, что внизу находятся самые тяжелые камни, и вес их в вершине уменьшается. Купол внутри полый и образует сужающуюся кверху шестиугольную шахту 6-метровой высоты.
Могильник Ньюгрейндж является классическим примером диагональной ориентации (юго-восток) (рис. 5).
В этих сторонах горизонта находятся «крайние» точки восхода и захода солнца в периоды летнего и зимнего солнцестояний [20].
Над входом находится отверстие - окно 20 см в ширину, через которое солнечные лучи могут проникать к внутренней камере. В течение нескольких дней (с 19 по 23 декабря) лучи восходящего солнца проникают по нему во внутреннюю комнату и ярко освещают её около 17 мин (от 14 до 21 мин) [11].
Самой известной из древних цивилизаций, где были наиболее распространены захоронения в гробницу, является египетская. Поскольку строительство гробниц в древности было делом дорогостоящим, возводились они только для правителей и придворной знати.
Наибольший расцвет строительство гробниц получило в Древнем Египте во времена правления фараонов. Именно с этого периода можно говорить о том, что организация, проектирование и строительство мест захоронения стали одной из знаковых областей градостроительства. Гробницы фараонов различаются по своей архитектуре. Первоначально простые, состоящие из шахты и погребальной камеры фараона, позже большинство из них стали представлять собой сложные сети подземных ходов со множеством помещений и погребальных камер.
Неизвестно, кто был первым зодчим, определившим форму гробницы. Другое дело, что в основу их формообразования был положен космологический культ, а наиболее распространенной формой монументального сооружения стала пирамида (ступенчатая или башнеобразная), первоначально усеченная, с боковыми гранями в виде трапеции, а в дальнейшем нарастившая высоту до полных треугольников и принявшая законченный вид с треугольными боковыми гранями и стремящейся вверх вершиной.
Гробница первых династий (приблизительно ХХХ-ХХУ1 вв. до н.э.) как внешним, так и внутренним убранством напоминает хижину с покатыми стенами и плоской крышей - мастаба1 (рис. 6, 7). Строились они по одинаковым канонам: наклонные стены были ориентированы по сторонам света, вход с севера, под мастабой располагались погребальные камеры, над ней - залы поминовения усопших [1].
Рис. 6. Схемы мастаб:
а - в мастабах имеются узкие галереи со статуями покойника; б - в массивах некоторых мастаб имеется замурованный колодец, заканчивающийся погребальной камерой
Рис. 7. Мастаба Шепсескафа. Саккара
С течением времени такая форма захоронения сохранилась только у знати. Фараоны начали строить себе более монументальные усыпальницы -ступенчатые пирамиды.
Наиболее известна шестиступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в селении Саккара, недалеко от Каира. Комплекс расположен на
1 Мастаба - (араб. «каменная скамья») древнеегипетская гробница в виде лежащего бруса с наклоненными к центру стенами; в подземной погребальной камере - статуи, рельефы, росписи (Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. М. : Сов. энциклопедия, 1983. 1600 с.)
прямоугольной площадке размером около 15 га. Участок имеет ярко выраженную меридиональную ориентацию длинной оси. Грани многоступенчатой пирамиды Джосера в Саккара были ориентированы строго по сторонам света (рис. 8). Вход в заупокойный храм был обращен на восток, в сторону восходящего солнца в дни весеннего и осеннего равноденствий. Скорее всего такая ориентация имела прямое отношение к солнечным культам древней цивилизации [20].
Рис. 8. Саккара. Генеральный план комплекса пирамиды:
а - входной двор, пропилеи; б - большой двор; в - ступенчатая пирамида Джосера; г - двор хеб-сед; д - двор, Южный дворец; е - двор, Северный дворец; ж -заупокойный храм; з - двор сердаба; и - Южная гробница
Внутри пирамиды было устроено 11 помещений, вероятно, для захоронения семьи фараона. Главная погребальная камера находится на глубине 27 м под пирамидой, размеры ее составляют 3x1x1,7 м. Все камеры, кроме основных коридоров, имеют большое число боковых ответвлений [16]. Необходимо отметить, что такого размера шахты не встречаются в более поздних пирамидах фараонов (рис. 9).
Позднее появился известный всем комплекс пирамид в Гизе (ХХУ1-ХХШ вв. до н. э.) (рис. 10), в пригороде Каира. Этот древнеегипетский некрополь представляет собой комплекс сооружений, главными из которых являются пирамиды: пирамида Хеопса, несколько меньшая пирамида Хефре-на и более скромных размеров пирамида Микерина. Величественные сооружения окружены мастабами и рядами крупных пирамид-спутников, известных как пирамиды цариц. В восточной стороне комплекса расположен Большой сфинкс, ориентированный лицом на восток.
Место захоронения выбиралось очень тщательно. Перед строительством проводились сложные подготовительные работы, в частности, подбиралась подходящая площадка с достаточно прочным грунтом, способным выдержать вес пирамиды, проводилась грандиозная инженерная подготовка территории «Сначала выровняли поверхность для площадки. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы запол-
нили водой, высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили. Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь заложили камнем. Основание пирамиды было готово» [23].
Рис. 9. Пирамида Джосера, Саккара. Разрез Рис. 10. Комплекс пирамид в Гизе
Все три пирамиды имеют одинаковое строение: внутри пирамиды содержат несколько погребальных камер, к ним ведет большой коридор около пятидесяти метров длиной. Угол наклона составляет примерно 26°.
Фасадные плоскости пирамиды Хеопса, первоначально ступенчатые, в последующем были заложены камнями и облицованы плитами из ослепительно белого, отполированного до зеркального блеска известняка, что позволило получить впечатление гигантского монолита. На солнце или при лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. Пирамида приобрела цельный, законченный образ (рис. 11).
сток, «пробка» и туннель Аль-Мамуна, сделанный «в обход»; 4 - нисходящий коридор; 5 - незавершенная подземная камера; 6 - восходящий коридор; 7 -«камера царицы» с исходящими «воздуховодами»; 8 - горизонтальный туннель; 9 - большая галерея; 10 - камера фараона с «воздуховодами»; 11 - предкамера; 12 - грот
Это созвучно словам Ле Корбюзье (1887-1965): «Куб, конус, шар, цилиндр, пирамида - вот великие первичные формы... Их образ кажется нам чистым, легко воспринимаемым. Это самые красивые из всех форм».
Три главные пирамиды являются композиционным центром комплекса (рис. 12). Все пирамиды построены на одной диагонали. Это говорит о том, что древние египтяне проектировали свои некрополи, руководствуясь очень точными измерениями [2].
Рис. 12. Схема расположения пирамид на плато Гизы
В период Среднего царства, в связи с изменившейся религиозной политикой (на смену культу фараона пришел культ бога Осириса), входы в гробницы и храмы стали ориентировать не по сторонам света, а на культовые центры Осириса (город Абидос) [17]. Постепенно на западном берегу Нила сформировались огромные некрополи - кладбища со множеством погребений вельмож и знати. Планировочное решение территории напоминало поквартальное расположение могил, ставшее позже для многих народов традиционным.
Наиболее известным и самым крупным некрополем Древнего Египта является Долина царей (рис. 13) (ХУ1-Х1 вв. до н.э.), состоящая из двух долин - Восточной (рис. 14), где находится большинство гробниц, и Западной. Каждая долина являлась местом захоронения большого количества знати.
Рис. 13. Долина царей
Рис. 14. Карта Восточной долины
Все гробницы построены по единообразному плану (рис. 15): наклонный коридор, круто уходящий вниз на глубину до ста метров и протяженностью до двухсот метров, заканчивающийся погребальными камерами. Стены и потолки коридоров и камер были украшены фресками и барельефами, рассказывающими о жизни покойного фараона. Главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.
В течение пяти веков такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась [3].
Рис. 15. План и продольный разрез скальной гробницы
Анализ захоронений Древнего Египта показал, что изначально при проектировании гробниц выбирались ровные территории (плато), на которых сооружались масштабные постройки, обозначающие знаковое место, притяги-
вающие внимание и демонстрирующие величие похороненного фараона. Все сооружения некрополя имели ориентацию по сторонам света, четкую геометрическую форму и размеры, позволявшие объекту играть роль доминанты на занимаемой кладбищем территории. При этом все виды сопутствующего декора и украшения (скульптуры, саркофаги, роспись, посуда и т. п.) были «уведены» в подземные интерьерные пространства.
После XVI в. до н. э. структура гробниц остается прежней (подземная шахта с погребальными камерами), но исчезает ориентация захоронений по сторонам света. Гробницы подземных некрополей получают ориентацию на культовые центры бога Осириса. При этом они максимально скрыты от посторонних глаз, что позволяло защитить гробницы от разграбления. Как и ранее, богатство и разнообразие средового наполнения интерьеров вновь скрыты от зрителей.
Помимо египетских, известны скальные и купольные гробницы, получившие развитие в Средиземноморье и азиатских странах. Кроме того, пирамида как основная форма культового сооружения часто встречается в виде постаментов храмов у древнеамериканских племен (территории современных Мексики, Гватемалы, Гондураса, Перу) [22].
В свою очередь, в Древней Греции существовало одновременно несколько видов захоронений: закапывание тела в землю, сожжение его на костре либо погребение усопшего осуществляли внутри дома, где он жил до своей кончины. В случае кремации прах укладывался в урну, которая представляла собой глиняный, каменный или металлический ритуальный сосуд. Затем урну либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу. Обе формы захоронений существовали параллельно [4].
При погребении в земле наибольшей популярностью пользовались склоны холмов, где и сооружались купольные гробницы. Их строительство начиналось с вертикально выкопанной круглой ямы, которая выкладывалась изнутри - за исключением дверного проема - каменными блоками. При этом каждый последующий (сверху) ряд камней выкладывался с таким расчетом, чтобы кладка в конце концов сошлась посередине в одной точке, сформировав так называемый «ложный свод». Одновременно от склона холма рыли проход, у внутреннего конца которого сооружался вход в гробницу, а по обеим сторонам устанавливалась опорная каменная кладка. В плане эти гробницы круглые и соединяются с внешним миром проходом (дромосом), полностью выложенным из камня. Вход в гробницу имел массивный порог с каменной дверной рамой, иногда украшенной выпуклыми мраморными колоннами. На дверную раму опускали каменный блок, над которым помещалась вытесанная в форме треугольника каменная глыба, разгружавшая наддверную массу. Вход закрывала двустворчатая деревянная дверь, ни один из образцов которой не сохранился [21].
В некрополях античности также встречаются разные формы погребения. Этот факт подтверждают находки в одном из самых известных греческих захоронений - некрополе Панталика (ХШ^П вв. до н. э.) в скалах Сиракуз (современная Сицилия) (рис. 16). «Город мертвых» расположен в юго-восточной ча-
сти Сицилии, в долине рек Анапо и Кальчинара. Он состоит из прямоугольных гробниц, вырубленных в скалах, и насчитывает около 5000 захоронений [5].
б
а
Рис. 16. Некрополь Панталика. Сицилия:
а - общий вид на комплекс; б - один из «термитников»
Места для захоронений выбирались очень тщательно, с учетом пано-рамности и пейзажности прилегающих территорий. При разрастании некрополь за счет многочисленных гробниц, вырубленных в скалах, напоминал термитник или дома жителей высокогорья. Особую живописность придавала зелень, растущая на склонах гор и холмов.
Следующим примером таких же древних захоронений является древнее еврейское кладбище, расположенное на склонах Елеонской (или Масличной) горы в Иерусалиме (Х^1 вв. до н. э.) (рис. 17) [7].
Рис. 17. Еврейское кладбище на Елеонской горе. Панорама захоронений
Здесь сложно проследить какие-либо архитектурно-планировочные приемы организации территории. Могилы располагаются на поверхности земли «ковром», на очень близком расстоянии друг от друга. Они представляют собой гробницы в форме прямоугольного бруса, выполненные из местного природного материала (гипс) (рис. 18). Некоторые из них имеют плиту в основании несколько больших размеров, чем основной блок. Все могилы имеют надписи. Первоначально надписи располагались на горизонтальной поверхности верхней плиты, позже появилась традиция устанавливать для этой цели вертикальную плиту в изголовье, часть из них имеет округлую форму.
Рис. 18. Еврейское кладбище на Елеонской горе:
а - наиболее ранние, выполненные в виде прямоугольного бруса, гробницы; б -поздние захоронения, включающие вертикальную надгробную плиту
а
б
К более поздним, но не менее знаковым захоронениям относятся некрополи этрусков. Они располагались за стенами городских поселений и занимали значительную площадь. Этруски поклонялись небесным и морским божествам, культивировали демонологию, тотемизм [19]. Особое внимание этруски уделяли выбору места для некрополя и его общему пространственному решению с учетом не только рельефа местности, но и окружающего пейзажа. Как правило, некрополь состоял из большого количества гробниц.
Наиболее впечатляющим является некрополь в Бандитачча (VII в. до н. э.) (рис. 19). «Город мертвых» связывался с поселением дорогой, по обеим сторонам которой ровной строчкой располагались гробницы. Позже, при разрастании некрополя, расположение гробниц становилось более свободным и не столь продуманным, как на первоначальном этапе.
Форма гробниц менялась на протяжении столетий. Изначально они представляли собой курганы различных размеров, скрывавшие несколько захоронений, в виде круглого каменного цоколя, в котором имелись входы в отдельные погребальные помещения. На цоколе насыпан земляной холм конусообразной формы - тумулус [18]. Можно предположить, что этруски, так же как и египтяне, за основу формообразования своих сооружений брали цельные чистые формы, ориентированные на классическую геометрию пропорций. Позднее появились гробницы, вырубленные в скале.
Техника высекания в скале была распространена у древних этрусков, она применялась везде, где имелась мягкая туфовая порода, легко поддающаяся обработке, т. е. во всей южной Этрурии. Но на севере, в древнейших центрах этрусской культуры, где нет этого материала, получили развитие гробницы, сложенные из каменных блоков, а не вытесанные в скале.
Своеобразие погребений нередко определялось характером местности. Таким образом, тип гробницы определялся местом, выбранным для захоронения, а не временем постройки [6].
Рис. 19. План части некрополя Бандитачча:
1 - ТУМУЛУС II; 2 - гробница Хижины; 3 - гробница Греческих ваз; 4 - гробница Капителей; 5 - гробница Рельефов
Самым крупным по занимаемой территории (601,16 га) является кладбище в Ираке - «Долина мира» (VII в. до н. э.), расположенное рядом с городом Ан-Наджаф. Данный некрополь имеет протяженность около 10 км (рис. 20, 21).
Рис. 20. «Долина мира» в Ираке. Ситуационный план
Рис. 21. «Долина мира» в Ираке:
а - панорама кладбища; б - центральная аллея с примыкающими к ней «ковро-во» расположенными могилами
Градостроительный принцип организации данного кладбища достаточно прост - территория разбита на прямоугольные секторы, разделенные проходами. Гробницы расположены в непосредственной близости друг к другу (в среднем на могилу приходится менее 1 м2), выполнены из обожженного кирпича и гипса. В зависимости от материального положения погребенного надгробия имеют разную форму: если у людей среднего достатка это простой параллелепипед, то у более обеспеченных склепы венчают купола (рис. 22). Кроме того, на кладбище часть захоронений выполнены как огромные семейные крипты2, подземные склепы, к которым ведут лестницы [8]. В отдельных случаях использовали склепы, высеченные в скале.
2 Крипт - 1) у древних греков и римлян - подземное помещение со сводами; 2) помещение в катакомбах, где первые христиане совершали богослужения и погребали своих умерших;
Рис. 22. «Долина мира» в Ираке. Надгробия
Уникальная традиция захоронения (III в. н. э.), в корне отличающаяся от способа погребения в ранее рассмотренных странах, существовала в Азии (Китай, Филиппины). Полые гробы разной формы высекались из цельных кусков твердых пород дерева. После помещения внутрь покойника их располагали на высоких (до 100 м) скальных уступах и пещерах на деревянных или каменных сваях, вбитых в скалу (рис. 23).
Рис. 23. Висячие гробы. Китай
3) в средние века - часовня под храмом (Словарь иностранных слов. М. : Русский язык. 1989. 624 с. )
Существуют две теории, объясняющие такой уникальный способ захоронений: практическая - это было удобно тем, что враги и животные не могли осквернить покойников, и духовная - скала, как ступень, помогала душе умершего быстрее достичь небес [9].
В свою очередь, в Древней Руси, до принятия христианства (988), также существовало несколько типов захоронения: погребения подземные, курганные насыпи, погребальные сооружения в виде человеческого жилища или сожжение. Связано это было с язычеством. Так как разные племена Древней Руси поклонялись своим богам, а представление о загробной жизни напрямую связано с религиозной практикой, то говорить о единой традиции погребения не приходится. Существует много примеров, где применены различные типы захоронений [12]. Например, «Город мертвых» в Северной Осетии (XIV-XVIII вв. до н. э.) (рис. 24), расположенный в горах, рядом с селением Даргвас.
Рис. 24. «Город мертвых» в Северной Осетии: а - вид сверху; б - склепы
В комплекс некрополя входят более 90 склепов разных размеров, представляющих собой постройки в форме слегка вытянутого куба с пирамидальной крышей, небольшими оконными проемами и деревянными дверьми. Традиционно размер склепа зависел от материального положения умершего. Чем богаче он был, тем больших размеров строился склеп [15]. Как и в описанных ранее примерах, основным критерием при выборе местоположения захоронений становилась панорамность территории.
Помимо данного уникального примера, на Руси самым распространенным видом захоронения являлись курганные могильники. К таким сооружениям можно отнести «Шестовицкий археологический комплекс» (X в. до н. э.), расположенный неподалеку от нынешнего г. Чернигова, который состоит из городища (место, где в древности (преим. доисторической) стоял город) и «курганного могильника». Он насчитывает более 150 курганов, где использовались различные погребальные обряды - сожжение или подземное захоронение. Также были обнаружены массовые захоронения (от 2 до 9 покойников) [13].
Другим примером является курган древнерусского (варяжского) происхождения - «Черная могила» (X в. до н. э.) (рис. 25). Насыпь кургана расположена рядом с Елецким монастырем в г. Чернигове. Существует легенда о том, что там похоронен князь Черный, основатель города. Курган имеет внушительные размеры: диаметр 40 м, высота 11 м, в древности он был окружен рвом до 7 м в ширину.
Рис. 25. Насыпь кургана «Черная могила»
Под насыпью обнаружены остатки большого костра, на котором были сожжены трупы двух воинов (по предположению учёных - отца и сына), а также рабов и рабынь. В кургане найдены орудия труда и женские украшения [14].
Необходимо отметить, что все курганы в Древней Руси имели схожую структуру: искусственная земляная насыпь различных размеров, расположенная над погребальной ямой (рис. 26). Похожие захоронения сохранились на берегу р. Днепр, неподалеку от г. Смоленска (Гнездовский археологический комплекс), а также встречаются в Краснодарском крае.
Рис. 26. Схема курганной насыпи
Анализ рассмотренных наиболее показательных древних мест захоронения позволяет сделать вывод о том, что все погребения Древнего мира неза-
висимо от месторасположения, уровня развития цивилизации и главенствующей религии имеют схожие черты:
- для размещения мест захоронения всегда выбирались близлежащие к поселению, но знаковые территории: плато или склоны гор, при этом огромное значение имели панорамность и окружающий пейзаж;
- более распространенным планировочным решением стала поквартальная разбивка территории, связь между кварталами представляла собой проходы различной ширины (при разрастании кладбища часть из них заполнялась могилами);
- связь с поселением, как правило, осуществлялась с помощью «погребальной дороги», по обе стороны которой в ряде случаев устанавливались либо гробницы, либо ритуальные скульптуры;
- надземные захоронения, как и подземные, в большинстве случаев имели четкую ориентацию по сторонам света или были ориентированы на культовые центры богов, которым поклонялись;
- основной геометрической формой погребального сооружения стали пирамида, конус и их разновидности (мастаба, курганная могила);
- деревянные гробы и каменные саркофаги, как правило, имели форму прямоугольного блока, при этом на поверхности гробниц располагались надписи с именем покойного, иногда рельефные изображения;
- прослеживается разница в виде захоронения, его размерах и богатстве оформления в зависимости от материального достатка умершего.
Таким образом, места захоронений, являясь неотъемлемой частью любого градостроительного образования, пройдя длинный путь эволюции, вплоть до настоящего времени сохранили основные предпочтения в выборе места, приемы пространственной организации территории и формы как гробов, так и могил. Другое дело, что архитектурная среда кладбищ как среда, требующая решения целого комплекса вопросов, по-прежнему остается вне внимания профессионалов (видимо, из-за кажущейся незначительности), что делает необходимым дальнейшее исследование заявленной темы.
Библиографический список
1. Шуази, Огюст. История архитектуры / О. Шуази ; пер. В. Блаватского. - М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935. - 704 с.
2. Замаровский, В. Их величества пирамиды / В. Замаровский ; [пер. со словацкого О.И. Малевича] ; послесл. Н.С. Петровского. - М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - 447 с. - (По следам исчезнувших культур Востока).
3. Михайлова, М.Б. Гробницы древности. Обзор древних египетских гробниц. - Условия доступа : http://thetombs.org/ (дата обращения : 1.06.13 г.).
4. Никитиюк, Е.В. Похоронные обряды Древней Греции. - Условия доступа : www.grekomania.ru/greek-articles/other/118-pohoronnye-obryady-drevnei-grecii (дата обращения : 20.09.13 г.).
5. Сантини, Антонио. Некрополь Панталика. - Условия доступа : http://mirturizma.com/dostoprimechatelnosti-o-siciliya/nekropol-pantalika.html (дата обращения : 20.09.13 г.).
6. Макнамара, Эллен. Этруски: Быт, религия, культура / Э. Макнамара. - М. : Центрполи-граф, 2006. - 216 c.
7. Лисовой, Н.Н. Елеонская гора. - Условия доступа : http://guide-israel.ru/country/3886-eleonskaya-gora/ (дата обращения : 4.08.13 г.).
8. Бенжамин, К. Самое большое в мире кладбище: Вади ас-Салам - Долина мира. - Условия доступа:
http://planeta.moy.su/blog/samoe_bolshoe_v_mire_kladbishhe_vadi_as_salam_dolina_mira/20 13-05-21-52314 (дата обращения : 12.08.13 г.).
9. Уайли, Т. Висячие гробы народа Бо. - Условия доступа : http://nnm.me/blogs/bear12345/visyachie_groby_naroda_bo/#cut (дата обращения : 7.08.13 г.)
10. Махов, А. Бру-на-Бойн. - Условия доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Бру на Бойн (дата обращения : 13.08.13 г.).
11. Максаковский, В.П. Всемирное культурное наследие / В.П. Максаковский. - М. : Издательский сервис, 2000. - 416 с.
12. Свиридов, С. Каковы представления родноверов о жизни после смерти? Как хоронили на Руси? Верили ли славяне в реинкарнацию? - Условия доступа : http://slaviy.ru/rodnoverie-v-voprosax-i-otvetax/kakovy-predstavleniya-rodnoverov-o-zhizni-posle-smerti-kak-xoronili-na-rusi-verili-li-slavyane-v-reinkornaciyu/ (дата обращения : 17.09.13 г.).
13. Смоличев, П.И. Шестовицкий археологический комплекс. - Условия доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения : 18.09.13г.).
14. Рыбаков, Б. Город Чернигов, курган «Черная могила». - Условия доступа : http://map.cn.ua/map/info/3216/ (дата обращения : 18.09.13 г.).
15. Кржижановская, К. «Город мертвых» в горах Северной Осетии / К. Кржижановская, А. Савиных. - Условия доступа : http://rusmystery.ru/gorod-mertvyx-v-severnoj-osetii/ (дата обращения : 12.08.13 г.).
16. Бьювел, Р. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта / Р. Бьювел, Э. Джилберт. - М. : Вече, 1998. - 368 с.
17. Поляков, Е.Н. Воспроизведение культа Осириса в архитектуре скальных гробниц Древнего Египта / Е.Н. Поляков, Н.Н. Зырянова // Известия вузов. Строительство. - 1999. -№ 8. - С. 106-110.
18. Всеобщая история архитектуры (ВИА). В 12 т. Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). - Изд. 2-е. - М. : Изд-во литературы по строительству, 1973. - 712 с.
19. Поляков, Е.Н. Ареостиль - этрусский храм священных молний / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2010. - № 4. -С. 9-31.
20. Поляков, Е.Н. Об ориентации культовых построек Древнего мира / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. -2004. - № 1. - С. 10-29.
21. Поляков, Е.Н. Круглые храмы Древней Греции / Е.Н. Поляков // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2011. - № 4. - С. 9-26 с.
22. Вуд, Дж. Солнце, Луна и древние камни : [пер. с англ.] / Дж. Вуд. - М. : Мир, 1981. - 267 с.
23. Райхард, Ганс. Что есть что. Семь чудес света / Ганс Райхард ; [пер. с нем. В.Ф. Полежаевой]. - М. : СЛОВО/SLOVO, 1993. - 48 с.
References
1. Choisy A. Histoire De L'Architecture. Moscow : Izd-vo Vsesoyuznoi akademii arkhitektury, 1935. 704 p. (transl. from Fr.)
2. Zamarovsky V. Ich velicenstva pyramidy [Their Majesties, the pyramids]. Moscow : Nauka Publ., 1981. 447 p. (transl. from Czech)
3. Grobnitsy drevnosti. Obzor drevnikh egipetskikh grobnits [Ancient tombs. Review of ancient Egypt tombs]. Available at : thetombs.org/ (last visited June 2013) (rus)
4. Pokhoronnye obryady Drevnei Gretsii [Funeral traditions of Ancient Greece]. Available at : www.grekomania.ru/greek-articles/other/118-pohoronnye-obryady-drevnei-grecii (last visited on September 2013) (rus)
5. Nekropol Pantalika, [Pantalica Necropolis]. Available at : http://mirturizma.com/dostoprimechatelnosti-o-siciliya/nekropol-pantalika.html (last visited on September 2013) (rus)
6. Macnamara E. Everyday life of the Etruscans. Moscow : Tsentrpoligraf Publ., 2006. 216 p. (transl. from Engl.)
7. Eleonskaya gora [Mount of Olives]. Available at : http://guide-israel.ru/country/3886-eleonskaya-gora/ (last visited on August 2013) (rus)
8. Samoe bolshoe v mire kladbishe: Vadi as Salam - Dolina mira [The biggest cemetery in the world: Wadi Al-Salaam: Valley of Peace]. Available at : http://planeta.moy.su/blog/samoe_bolshoe_v_mire_kladbishhe_vadi_as_salam_dolina_mira/20 13-05-21-52314 (last visited on August 2013) (rus)
9. Visyachie groby naroda Bo [Hanging graves of Bo nation]. Available at : http://nnm.me/blogs/bear12345/visyachie_groby_naroda_bo/#cut (last visited on August 2013) (rus)
10. Bru-na-Boin [Bru na Boinne]. Available at : http://ru.wikipedia.org/wiki (last visited on August 2013) (rus)
11. Maksakovskii V.P. Vsemirnoe kul'turnoe nasledie [World cultural heritage]. Moscow : Izdatel'skii servis Publ., 2000. 416 p. (rus)
12. Kakovy predstavleniya rodnoverov o zhizni posle smerti? Kak khoronili na Rusi? Verili li Slavyane v reinkаrnatsiyu? [What are interpretations on life after death in ancient Russia?] Available at : http://slaviy.ru/rodnoverie-v-voprosax-i-otvetax/kakovy-predstavleniya-rodnoverov-o-zhizni-posle-smerti-kak-xoronili-na-rusi-verili-li-slavyane-v-reinkornaciyu/ (last visited on September 2013) (rus)
13. Shestovitskii arkheologicheskii kompleks [Shestovitskii archeological complex]. Available at : http://ru.wikipedia.org/wiki/ (last visited on September 2013) (rus)
14. Gorod Chernigov, kurgan 'Chernaya mogila' [Chernigov-city, burial mound 'Black grave']. Available at : http://map.cn.ua/map/info/3216/ (last visited on September 2013) (rus)
15. 'Gorod mertvykh' v gorakh Severnoi Osetii [Necropolis in North Ossetia mountains]. Available at : http://rusmystery.ru/gorod-mertvyx-v-severnoj-osetii/ (last visited on August 2013) (rus)
16. Bauval R., Gilbert A. The Orion mystery, unlocking the secrets of pyramids. Moscow : Veche Publ. 1998. 368 p. (transl. from Engl.)
17. Polyakov E.N., Zyryanova N.N. Vosproizvedenie kul'ta Osirisa v arkhitekture skal'nykh grobnits Drevnego Egipta [Reproduction of Osiris cult in architecture of rocky tombs of Ancient Egypt], News of Higher Educational Institutions. Construction, 1999. No. 8. 106-110 p. (rus)
18. Vseobshchaya istoriya arkhitektury [World history of architecture]. In 12 vol. Moscow, Stroyizdat Publ., 1973. V. 2. 712 p. (rus)
19. Polyakov E.N., Areostil - etrusski chram svashennich molni, [Areostile - Etruscan temple of sacramental streak of lighting]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010. No. 4. Pp. 9-31. (rus)
20. Polyakov E.N. Ob orientatsii kul'tovykh postroek drevnego mira [Orientation of cult buildings of Ancient world]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2004. No. 1. Pp. 10-29. (rus)
21. Polyakov E.N. Kruglye khramy drevnei Gretsii [Circle temples in Ancient Greece]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2011. No. 4. Pp. 9-26. (rus)
22. Wood J. Sun, Moon and Standing Stones. Moscow : Mir Publ.,1981. 267 p. (transl. from Engl.)
23. ReichardtH. Was ist was? Die Sieben Weltwunder, 1987. (transl. from Germ.)