Научная статья на тему 'Анализ распределения усилий в зацеплении циклоидальной передачи с учетом погрешностей изготовления звеньев'

Анализ распределения усилий в зацеплении циклоидальной передачи с учетом погрешностей изготовления звеньев Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
557
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИКЛОИДАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА / УСИЛИЯ В ЗАЦЕПЛЕНИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ / ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТЕЛА КАЧЕНИЯ / CYCLOID DRIVE / FORCE ANALYSIS / MANUFACTURING TOLERANCES / INTERMEDIATE ROLLING ELEMENTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кобза Евгений Евгеньевич, Ефременков Егор Алексеевич, Демидов Валерий Николаевич

Выполнен анализ распределения усилий в зацеплении передачи с промежуточными телами качения и свободной обоймой с учетом погрешностей изготовления колес с циклоидальным профилем и тел качения. Определена зависимость изменения усилий в зацеплении от точности изготовления деталей передачи, а так же число тел качения, не участвующих в передаче усилий из-за погрешностей изготовления. Построены зависимости, определяющие угол, на котором происходит прерывание контакта тел качения с профилями циклоидальных колес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кобза Евгений Евгеньевич, Ефременков Егор Алексеевич, Демидов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article introduces the analysis of force distribution of the drive with intermediate rolling elements and freewheel cage considering errors in manufacturing wheels with cycloid profile and rolling elements. The authors have determined the dependence of changing force on accuracy at manufacturing drive parts as well as the number of rolling elements non-participating in force transmission because of manufacturing tolerances. The dependences defining the angle at which the rolling element contact with cycloid wheel profile is interrupted have been plotted.

Текст научной работы на тему «Анализ распределения усилий в зацеплении циклоидальной передачи с учетом погрешностей изготовления звеньев»

УДК 621.83:621.81.002.2

АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УСИЛИЙ В ЗАЦЕПЛЕНИИ ЦИКЛОИДАЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ С УЧЕТОМ ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗВЕНЬЕВ

Е.Е. Кобза, Е.А. Ефременков, В.Н. Демидов

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Выполнен анализ распределения усилий в зацеплении передачи с промежуточными телами качения и свободной обоймой с учетом погрешностей изготовления колес с циклоидальным профилем и тел качения. Определена зависимость изменения усилий в зацеплении от точности изготовления деталей передачи, а так же число тел качения, не участвующих в передаче усилий из-за погрешностей изготовления. Построены зависимости, определяющие угол, на котором происходит прерывание контакта тел качения с профилями циклоидальных колес.

Ключевые слова:

Циклоидальная передача, усилия в зацеплении, технологические погрешности, промежуточные тела качения.

Key words:

Cycloid drive, force analysis, manufacturing tolerances, intermediate rolling elements.

Современное состояние и перспективы развития техники характеризуются повышенными требованиями к массогабаритным характеристикам с сохранением высокой нагрузочной способности приводных механизмов. Особым вниманием пользуются малогабаритные механизмы, обладающие малой массой при большом передаточном отношении в одной ступени, способные обеспечить высокий КПД. К таким механизмам с полным правом можно отнести передачи с промежуточными телами качения (ПТК). Исследованию данных передач посвящены работы В.Н. Кудрявцева, А.Е. Беляева, В.М. Шанникова, Ан И-Кана, Ta-Shi Lai, Hidetsu-gu Terada [1-5].

Несмотря на широкое применение передач с ПТК они еще мало изучены, методики проектирования и расчета рассмотрены недостаточно полно, в научной литературе рассматриваются в основном вопросы, касающиеся геометрии зацепления. Существующие силовые расчеты разработаны для идеальной передачи, т. е. без учета погрешностей изготовления и монтажа. В реальной передаче с ПТК за счет погрешностей изготовления звеньев возникают зазоры. Зазоры влияют на изменение распределения усилий в зацеплении и контактных напряжений между телами качения, вследствие того, что число тел качения, передающих нагрузку, уменьшается.

Одной из наиболее перспективных конструкций передач с ПТК является передача со свободной обоймой. Рассматривая работу подобной передачи (рис. 1) можно заметить, что тела качения, участвующие в передаче усилий и находящиеся в угловом диапазоне 110...180° от тела качения, находящегося во впадине, контактируют с вершинными участками профилей колес. Поэтому при возникновении технологических погрешностей изготовления профилей колес в этом угловом диапазоне возможно прерывание кинематического контакта тел качения с профилем. Следовательно, возможно уменьшение числа тел качения, уча-

ствующих в передаче усилий, и перераспределение сил в зацеплении. Таким образом, целесообразно определить это перераспределение, чтобы рационально назначать допуски на изготовление и обеспечивать высокую надежность передачи с ПТК и свободной обоймой.

Рис. 1. Поперечное сечение передачи с ПТК и свободной обоймой: 1) профильное колесо-кулачок; 2) промежуточные тела качения; 3) профильное колесо-венец; 4) обойма-сепаратор; О1 - центр кулачка; О3 -центр венца; а„ - межосевое расстояние

Для решения данной задачи необходимо построить циклоидальный профиль с учетом погрешностей изготовления, определить действительное число тел качения, передающих нагрузку, и провести анализ распределения усилий по телам качения в зацеплении передачи с учетом этих погрешностей.

Зададим допуски на взаимодействующие звенья циклоидальной передачи по седьмому квалитету точности. В производственной практике изготовления циклоидальных передач для профилей

и тел качения допуски назначаются «в тело» деталей. В расчетах будем рассматривать «худший» случай - когда в передаче будет максимальный зазор. Профиль кулачка с учетом технологического допуска может быть описан эквидистантой к идеальному эпициклоидальному профилю с постоянным смещением 8, равным величине поля допуска.

При построении эквидистанты воспользовались методикой предложенной в [4]. Изобразили отрезок циклоидального профиля с и отметим произвольно точку М(хм,ум), принадлежащую профилю с (рис. 2). Восстановили нормаль п-п к исходному профилю с в выбранной точке М, провели окружность радиусом 5, равным смещению эк-видистанты относительно исходной кривой с центром в выбранной точке. Данная окружность имеет две точки пересечения с нормалью п-п циклоидального профиля N и N Таким образом, получили точки, принадлежащие искомым эквидистан-там. Проведя аналогичные построения из каждой точки рассматриваемой кривой получим ряд точек, образующих эквидистанты с2 и с3.

Аналитическая запись данных построений сводится к следующим уравнениям, совместное решение которых определяет координаты всех точек эк-видистант с2 и с3 (рис. 2):

/'( X)

Л уы

= -1.

(1)

(2)

Уравнение (1) описывает окружность, радиус которой является смещением эквидистанты относительно эпициклоидального профиля. Уравнение (2) задает нормаль п-п, а у=/(х) является уравнением профиля с1.

Рис. 2. Схема построения внешней и внутренней эквиди-стант к профилю с

Как уже говорилось, рассматривается случай, когда технологическая погрешность изготовления колеса максимальна. В дальнейших расчетах для профилей кулачка и венца выбирается внутренняя

эквидистанта, характеризующая наименьший и наибольший предельные размеры соответственно. Согласно рис. 2 для профиля кулачка, внутренней будет с3, а для венца - с2.

После определения допусков и построения эк-видистанты проверяем условие касания тел качения с профилем кулачка, чтобы определить количество «рабочих» тел качения. Для этого переместим тело качения, вдоль линии действия силы, до касания с профилем венца (рис. 3). Здесь полагаем, что при касании реальных тел качения с реальным профилем венца центры тел качения будут располагаться на окружности с центром в точке О2. Это определяется геометрией передачи и кинематикой зацепления. Суммарный зазор от допусков на изготовление ЛЕ выбирается поворотом кулачка на угол Лф относительно оси передачи О3.

Величина суммарного зазора определяется из выражения:

Л2=Л в +Л ТК +Л к>

где Лв, Лк, Лтк - величина половины поля допуска на диаметральные размеры венца и кулачка, величина поля допуска на диаметр тела качения.

Рис. 3. Схема к определению зазора в передаче: О1, О2, О3; г, г2, г3 - центры и радиусы центроид кулачка, сепаратора с телами качения и венца; гц - радиус центров тел качения; е1 - эксцентриситет центроид обоймы и кулачка; е2 - эксцентриситет центроид обоймы и венца

Учитывая погрешности изготовления профилей и тел качения, проанализировали зацепление с уже выбранными зазорами. Теоретически полагается, что тела качения находятся в постоянном контакте с обоими профилями колес и передают усилие на угле 180°. Однако, при наличии погрешностей изготовления возможен случай, когда тела качения будут находиться в контакте только с одним профилем, с другим профилем контакт будет разорван.

Определим угол в пределах 180°, на котором непрерывность контакта с одним из профилей будет нарушена вследствие погрешностей изготовления. Для этого рассмотрим зацепление, полагая непре-

рывный контакт тел качения с профилем венца и заменив кулачок окружностью его выступов Д,, а тела качения окружностью, на которой находятся ближайшие к центру точки тел качения Д, изготовленного с погрешностью (рис. 4).

Радиус окружности выступов Дв кулачка определяется по формуле:

1

* = г21 X +

- С,, -Л,,

(3)

где гтк - радиус тела качения; х - коэффициент смещения; 2 - число тел качения; г2 - радиус производящей окружности.

Радиус Д определим из выражения:

* = Г X - г + Л + Л . (4)

0 2 Л тк тк в ' '

Проведя окружность радиусом Д из центра Оь а окружность радиусом Д - из центра О2 (рис. 4), заметим, что они пересекаются в точке К Соединив эту точку с центром О2, получим отрезок под углом а к вертикальной оси. Тела качения, попадающие в этот угол, не участвуют в передаче нагрузки и не контактируют с профилем кулачка. Таким образом, зная угол а и угол между телами качения, можно определить число тел качения, не участвующих в передаче усилий.

х2 + у2 = *2,

(5)

X2 + (У - е1)2 = *в2> (6)

где е1 - эксцентриситет центроид обоймы и кулачка

е, =т^ I, рис. 4.

Решив совместно уравнения (5) и (6), определили координаты точки К по формулам:

Ук =

*0 - *2 + е2

2е1

-у2.

Угол а определим из зависимости:

а _ агссоБ

Ук

X2 + у2

(7)

(8)

(9)

к у

Угол между телами качения определяется по формуле:

2п

Р_-

(10)

Сравнив углы а и р, можно определить действительное число тел качения, участвующих в передаче усилий: тела качения, центры которых находятся в пределах угла а (рис. 4) не участвуют в передаче усилий и не рассматриваются при определении максимального усилия в зацеплении передачи с ПТК и свободной обоймой.

С учетом действительного числа тел качения, воспринимающих нагрузку, определяем максимальное усилие в зацеплении передачи с ПТК и свободной обоймой:

Т г

р _____ вых 1

и

(11)

Рис. 4. Схема к определению разрыва кинематического контакта тела качения с профилем: Вх, В, В3 - центры тел качения, находящихся в пределах угла а

Определим координаты точек пересечения окружностей радиусами Д и Д из уравнений:

где ^ - кратчайшее расстояние от центра венца/кулачка до линии действия /-го усилия в зацеплении (рис. 3); Твых - крутящий момент на выходном валу редуктора.

Дальнейший расчет распределения усилий между телами качения в зацеплении аналогичен расчету идеальной передачи [1, 6].

Применив данную методику, проверили влияние погрешностей изготовления на распределение усилий у ряда передач с измененными исходными параметрами. Для этого в первую очередь определили параметры зацепления, оказывающие наибольшее влияние на распределение усилий в передаче.

В литературе [3] для цевочной передачи доказано, что равномерность распределения усилий увеличивается с ростом числа зубьев 2 С уменьшением 2, зубья, работающие в начале зацепления, значительно больше нагружены, чем зубья, находящиеся в конце зацепления. А такие параметры как эксцентриситет и радиус центров тел качения оказывают очень малое влияние. Анализ влияния эксцентриситета, числа тел качения, радиуса производящей окружности и радиуса центров тел качения на распределение усилий в зацеплении передачи с промежуточными телами качения показал, что аналогично цевочной передаче, основным фактором, влияющим на равномерность распределения усилий, является число тел качения 2,, а остальные параметры влияют незначительно (рис. 5).

1000-

х

сЗ4

5 800600400200-

и-Г----,----,----,-----,----,----,----,-----,

0 2 4 6 8

Точки профиля

Рис. 5. График изменения сил в передаче с ПТК и свободной обоймой в зависимости от количества тел качения, участвующих в зацеплении. Нумерация тел качения показана на рис. 1 (е=3 мм, гц=58,5мм, Тшу=110 Н-м)

Поэтому уменьшение количества одновременно работающих тел качения (коэффициента перекрытия) за счет погрешностей изготовления может оказывать значительное влияние для передач с высоким передаточным отношением.

Рассмотрен ряд передач, где число тел качения изменяется от 11 до 51. Коэффициент смещения для всех передач примем постоянным, х=1,4.

Технологические допуски на звенья передачи приняты одинаковыми для анализируемого ряда, т. к. значения габаритных размеров деталей не выходят за пределы одного размерного интервала:

• Ав=0,03 мм - на венец;

• Атк=0,01 мм - на тело качения;

• Ак=0,03 мм - на кулачок.

Графики зависимости углов аи (ротчисла тел качения 22 построили в одной системе координат (рис. 6). Зависимость а(22), рис. 6, характеризует изменение угла прерывания контакта в зависимости от числа тел качения 22 при постоянных значениях остальных параметров. График а(22) строили по зависимостям (3)-(9). Зависимость а1(22) (рис. 6) характеризует изменение угла прерывания контакта в зависимости от числа тел качения 21 при изменяющемся значении радиуса центров тел качения гц (рис. 3). Изменение (увеличение) радиуса центров тел качения объясняется необходимостью сохранения, вдопу-стимых пределах, габаритных размеров механизма и обеспечения прочности элементов передачи. График изменения угла расположения тел качения р(22) строили по формуле (10). Точка пересечения кривых а(22) и р(22) определяет значение числа тел качения, с которого начинается прерывание контакта тела качения с циклоидальным профилем, вызванное технологическими погрешностями изготовления.

Как видно из графиков (рис. 6), с увеличением числа тел качения в передаче разность значений углов а и р растет, т. е. увеличивается число тел качения, находящихся в зоне прерванного контакта.

Начиная с 21=15 (рис. 6, а) кривые а(22) и а1(22) расходятся, что связано, как говорилось выше, с увеличением радиуса центров тел качения, который определяется через исходные параметры г2 и х [6]. Увеличение гц вызвано необходимостью обеспечения прочности сепаратора.

Увеличение радиуса центроиды кулачка г2 с ростом числа тел качения 22, уменьшает влияние зазоров в передаче на распределение усилий в зацеплении.

Число тел качения Ъ2 а

Число тел качения /п б

Рис. 6. Зависимость углов а, щи р от12: а) при значениях допусков, принятых по седьмому квалитету точности: Ав=Ак=0,03мм, Ак=0,01 мм; б) при увеличенных значениях допусков (десятый квалитет точности): Ав=Ак=0,1мм, Атк=0,05 мм.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из рис. 6, б, увеличение технологических допусков увеличивает количество тел качения, не участвующих в зацеплении. Начиная с 22=45 количество тел качения, находящихся в зоне прерванного контакта, составляет 11 % от общего числа, тем ни менее, изменение максимального усилия, рассчитанного по формуле (11), находится в пределах 3 %. Это объясняется тем, что большая часть нагрузки (85...95 %) приходится на участок профиля 0.130°. Таким образом, данный расчет рекомендуется проводить лишь как проверочный для высоконагруженных редукторов, работающих на предельных возможностях материала деталей.

Выводы

Анализ распределения усилий в зацеплении передачи с промежуточными телами качения и свободной обоймой с учетом погрешностей изготовления колес с циклоидальным профилем и тел качения показал, что при увеличении зазоров в зацеплении, усилия, действующие на тела качения, увеличиваются незначительно. При уменьшении точности (с Н7 до #10) зазоры в зацеплении увели-

чиваются на порядок, в то же время максимальная нагрузка на тело качения увеличивается не более чем на 3 %. Выведены зависимости, позволяющие определить число тел качения, не участвующих в передаче усилий на угле 180°, и распределение усилий между уменьшенным числом тел качения. Определена величина угла прерывания контакта тел качения с циклоидальным профилем в зависимости от исходных параметров передачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. - Л.: Машиностроение, 1966. - 308 с.

1. Ан И-Кан, Беляев А.Е. Синтез планетарных передач применительно к роторным гидромашинам. - Новоуральск: НПИ МИФИ, 1001. - 91с.

3. Шанников В.М. Планетарные редукторы с внецентроидным зацеплением. - Л.: Машгиз, 1948. - 173 с.

4. Lai T.S. Design and machining of the epicycloid planetary gear of cycloid drives // Intern. J. Adv. Manufact. Tech. - 2006. - № 28. -P. 665-670.

5. Terada H. The Development ofgearless reducers with rolling balls // J. of Mech. Science and Tech. - 2010. - № 24. - P. 189-195.

6. Ефременков Е.А. Разработка методов и средств повышения эффективности передач с промежуточными телами качения: дис. ... канд. техн. наук. - Томск, 2002. - 126 с.

Поступила 23.12.2011 г.

УДК 62-231

СИНТЕЗ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ТЕЛАМИ КАЧЕНИЯ С УЛУЧШЕННЫМИ КАЧЕСТВЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

А.В. Черемнов, Ан И-Кан, О.П. Ивкина

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Выявлены причины возникновения избыточных связей в составе передач с промежуточными телами качения. Показана возможность создания механической передачи, обладающей высоким коэффициентом полезного действия, на базе передачи с промежуточными телами качения.

Ключевые слова:

Кинематическая пара, избыточные связи, трение качения, передача, синтез.

Key words:

Kinematic pair, reduntant constraint, rolling friction, gear, synthesis.

Введение

Важнейшей задачей современного машиностроения, в условиях рыночной экономики, является улучшение качества выпускаемой продукции, экономия материалов, поиск путей снижения массы и габаритов изделий.

Наилучшим образом, из всех видов зубчатых передач, этим требованиям удовлетворяют передачи с промежуточными телами качения (ПТК), отличающиеся существенно меньшими габаритами, весом и большей нагрузочной способностью по сравнению с другими видами передач. Отмеченное преимущество объясняется распределением нагрузки среди большого количества промежуточных тел (до 50 %) и рациональным использованием внутреннего пространства передач этого типа. Следовательно, в самой схеме передачи с ПТК, при прочих равных условиях, заложены возможности получения значительно меньших габаритов и веса.

Несмотря на обилие работ по передачам с ПТК [1-3], имеется мало публикаций, в которых рассматривается пространственное зацепление посредством промежуточных тел качения.

Известно, что все зубчатые передачи являются многопарными, т. е. в зацеплении одновременно участвует две и более пар зубьев. Многопарность зацепления обеспечивает плавность хода передачи, однако, появляются избыточные связи, которые приводят к снижению нагрузочной способности и сокращению ресурса работы зубчатых колес.

В работе [4] отмечено, что самоустанавливаю-щиеся механизмы (механизмы, в которых отсутствуют избыточные связи) обладают наиболее высоким коэффициентом полезного действия (КПД), способны работать при более высоких нагрузках и менее чувствительны к погрешностям изготовления. Таким образом, для получения передачи с ПТК, обладающей высоким КПД, необходимо,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.