Анализ работы типографии Издательства СПбГПУ с применением автоматизированной системы управления полиграфическим предприятием
В.И. Солонец,
к.т.н., доцент кафедры АПП
Н. Волкова,
студентка 5 курса
Основной задачей проекта является изучение эффективности внедрения автоматизированной системы управления полиграфическим производством ЕР1 РпП5т^ в работу Издательства Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Издательство Политехнического университета - это единый издательско-полиграфический комплекс, обеспечивающий весь цикл работ по производству образовательной литературы и ежегодно выпускающий более 500 наименований учебно-методической литературы.
В настоящее время Издательство СПбГПУ осуществляет следующие виды работ:
• редактирование, вычитку и корректирование учебной, научной и массовой литературы;
• набор и верстку книг в соответствии с издательскими стандартами;
• офсетный, цифровой способы печати;
• изготовление книг в мягком и твердом переплетах (с тиснением);
• шитье блоков нитками;
• выполнение переплетных работ (диссертации, дипломы, отчеты).
Кроме этого в типографии реализуется новейшая технология печати Print on demand (печать по требованию), которая позволяет печатать тиражи от одного экземпляра с минимальными сроками выполнения заказа.
В настоящее время в типографии не существует единой системы оперативного и управленческого учета.
Все операции, начиная с процедуры оформления заказа, осуществляются вручную персоналом типографии.
Для расчета стоимости выполнения заказов менеджеры используют программы пакета Microsoft Office. Процедура оформления заказа в типографии имеет определенный «устоявшийся» алгоритм, который не всегда удобен и прост в использовании. Оформление заказа может занять слишком много времени. А зачастую время является решающим критерием выигрыша заказа.
На этапе оформления заказа менеджеры могут столкнуться со следующими проблемами, которые могут решаться производственной информационной системой:
• очень долго выполняется калькуляция заказа, что зачастую приводит к потере клиента, который, не получив окончательную цену сразу, обращается к конкуренту;
• ошибки в расчетах (неверный техпроцесс, ошибки в составе материалов к заказу, несогласованность с данными о свободных остатках материалов);
• ошибки на этапе калькуляции (использование некорректных нормативов, ошибки в нормативных ценах на бумагу и материалы, арифметические ошибки и т. д.);
• субъективный подход к калькуляции (квалификация менеджеров влияет на точность расчета, разные менеджеры называют различные цены и т. д.);
С помощью системы автоматизированного управления полиграфическими процессами процедура расчета заказа от нескольких часов сокращается до одного телефонного разговора.
На этапе технической подготовки производственная информационная система может решать следующие основные задачи:
• стандартизация заполнения производственной документации;
• автоматизация расчетов;
• автоматизация подготовки производственной документации;
• обратная связь с коммерческим отделом в случае значительного отклонения технологического процесса и расхода материалов от указанных на этапе оформления заказа.
Планирование в типографии, как правило, предполагает разработку двух видов планов: тематических (долгосрочных) и опера-
тивных (диспетчерских). Объем работы очень велик, поэтому существует острая потребность в программных средствах автоматизированного планирования полиграфического производства.
На этапе планирования производственная информационная система может решать следующие основные задачи:
• автоматизированный учет графиков работы оборудования;
• автоматический расчет планового фонда рабочего времени;
• автоматизированное формирование оперативных планов и сменных заданий при изменении тематического плана;
• оперативный автоматизированный перерасчет плана при возникновении непредвиденных ситуаций в производстве.
Обеспечение производства - это задача отдела снабжения и технологического отдела. Процесс обеспечения производства включает следующие функции:
• расчет потребности в материалах на конкретный период, исходя из плана производства;
• расчет потребности в закупках, с учетом свободных складских остатков;
• приобретение материалов;
• передача материалов в цеха.
Информационная система способна автоматизировать следующие функции обеспечения производства:
• ведение складского учета бумаги и материалов, оснастки, запчастей;
• расчет планового расхода материалов на период планирования;
• расчет потребности в закупках с учетом свободных остатков;
• резервирование материалов под заказ;
• автоматическая рассылка заявок поставщикам по электронной почте и др.
Поставляемые с современным полиграфическим оборудованием системы управления обеспечивают сбор оперативной производственной информации и имеют интерфейсы для интеграции с информационными системами верхнего уровня. Стандартизация интерфейса идет в направлении применения формата JDF.
Автоматизированная система производственного управления и учета может использоваться для решения следующих задач:
• подготовка и оперативное изменение сменных заданий;
• регистрация фактической выработки на производственных участках;
• регистрация фактического расхода материалов и бумаги;
• регистрация трудозатрат;
• регистрация фактической продолжительности операций;
• регистрация брака, перепечаток, остановок и их причин;
• расчет фактических производственных затрат;
• обратная связь с подсистемой планирования;
• обмен данными непосредственно с производственным оборудованием.
В качестве примера системы автоматизированного управления полиграфическими процессами был выбран продукт компании EFI PrintSmith.
Основными преимуществами данной системы являются:
• обширные возможности управления процессами;
• эффективная работа клиентской службы;
• полный контроль работы со счетами и наличностью;
• принятие обоснованных решений по клиентам, продуктам и прибыльности;
• дополнительное время для эффективного менеджмента;
• перспективность увеличения прибыльности.
PrintSmith позволяет реализовать масштабируемое и комплексное решение в области управления и оптимизации документооборота, обеспечивает оперативный доступ к производственным данным и первичной информации по продажам, гибкость описания и управления бизнес-процессами малых и средних коммерческих типографий, копировальных центров, а также салонов оперативной цифровой печати.
Предприятия, использующие систему EFI PrintSmith, отмечают следующие характеристики:
• возможность добиться большей прозрачности бизнеса;
• улучшенная работа с клиентами;
• повышение точности учета заказов и работ;
• возможность принимать обоснованные решения, способствующие повышению уровня рентабельности производства.
Система управления PrintSmith поставляется в нескольких вариантах в зависимости от потребностей и размеров бизнеса:
• PrintSmith Full,
• PrintSmith Lite,
• PrintSmith Estimator,
• PrintSmth Portable,
• PrintSmith Multi-User Pack.