АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Манзура Авазжон кизи Комилова
Старший психолог УКД ОВД Алмазарского района, лейтенант
АННОТАЦИЯ
Тема преступности несовершеннолетних сегодня очень актуальна, так как уровень данного вида преступности на протяжении последних лет остается весьма высоким. Чтобы успешно бороться с подростковой преступностью, необходимо знать ее криминологические характеристики. В статье автор как раз и пытается рассмотреть понятия "несовершеннолетний", "преступность
несовершеннолетних" и выяснить особенности и характерные черты данного вида преступности.
Ключевые слова: несовершеннолетний, преступность
несовершеннолетних, преступление, аморальное поведение, особенности преступности несовершеннолетних, характерные черты подростковой преступности.
ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL PROBLEMS OF MINORS
ABSTRACT
The topic of juvenile delinquency is very relevant today, since the level of this type of crime has remained very high over the past years. To successfully fight juvenile delinquency, you need to know its criminological characteristics. In the article, the author is just trying to consider the concepts of "juvenile", "juvenile delinquency" and find out the features and characteristics of this type of crime.
Keywords: juvenile, juvenile delinquency, crime, immoral behavior, peculiarities of juvenile delinquency, typical features of juvenile delinquency.
2019 году Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил школу имени Мухаммада аль-Хорезми. На встрече с молодежью в школе на министра внутренних дел возложена была персональная ответственность за снижение уровня преступности среди молодежи. "К сожалению, на местах между этими структурами - комиссией по делам несовершеннолетних, заместителями хокимов по делам молодежи, Союзом молодежи и заместителями председателей махалли по делам молодежи не сформирован единый подход", - отметил он.
Уровень преступности в Узбекистане в 2020 году увеличился впервые с 2017 года.
По сравнению с остальными возрастными группами резко выросла молодёжная преступность: среди лиц до 18 лет число правонарушителей выросло на 55,9% — с 818 до 1276. Их доля в составе лиц, совершивших преступления, выросла с 1,9% до 2,6%.
Что такое преступность несовершеннолетних? Это - обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого подростка. Чаще всего преступления совершают педагогически "запущенные" дети, для которых характерен низкий уровень познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, имеющие опыт асоциального поведения. У большинства таких подростков доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность. Важнейшим условием формирования личности "трудного" подростка в большинстве случаев являются неблагополучные семейные условия: искаженная нравственная атмосфера, аморальное поведение, алкоголизм, отсутствие или недостаток педагогических знаний у любящих, социально положительных родителей, создающих, сами не подозревая, искаженную нравственную атмосферу вокруг ребенка. Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое противопоставляет их коллективу класса. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности. Если для большинства детей в учебной деятельности превалируют познавательные мотивы, то для проблемных подростков преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения, порождает в поведении ребенка явления бравады и негативизма, которые являются во многих случаях сначала своеобразной маской, помогающей спрятать и боль, и стыд, и слезы, а потом становятся привычными. Исследования показывают, что в подавляющем числе случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не нашел свое место в школьном коллективе. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и влияние семьи. Как уже отмечалось, частые ссоры, физические наказания в семье приводят к нарушению тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, постоянной возбудимости, несдержанности. Чаще всего встречаются 7 отрицательных психических состояний: озлобление, неудовлетворенность, враждебность, страх, недоверие (скепсис), одиночество, равнодушие. Каждое из этих психических состояний, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, пробелы в умственном развитии, недостатки воли и т.д.) создает ту внутреннюю среду, которая способствует проникновению в духовный мир ребенка неблагоприятных внешних явлений. Важное значение в формировании подростка имеет отношение к нему любящих родителей. Один ребенок в семье при прочих равных условиях скорее вырастет
эгоистом, чем ребенок в многодетной семье. Тепличные условия, создаваемые для детей в некоторых семьях, отстранение их от любой активной деятельности, решение за них всех, даже незначительных, проблем приводит к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности, найти выход из критической ситуации. Такие дети очень сильно зависят от мнения окружающих, постоянно ждут помощи со стороны. Рост потребностей многих сегодняшних несовершеннолетних значительно опережает рост возможностей их удовлетворения. Мода, зрелища, туризм (особенно заграничные путешествия), дорогая видео- и аудиотехника, "крутые" компьютеры, смартфоны, "навороченные" средства передвижения, сигареты, спиртные напитки и нередко наркотики - все это входит сейчас в круг потребностей пятнадцатилетних и шестнадцатилетних. Все это должно появляться у них только потому, что "я того хочу!". При этом совершенно игнорируется другая сторона решения этого вопроса, которую можно сформулировать следующим образом: "Я пока не могу себе этого позволить, потому что у меня нет денег, и я не научился еще их зарабатывать, а у родителей просить такую дорогую вещь мне стыдно". Следовательно, правильное формирование потребностей, стремление рассчитывать в первую очередь на себя, не перекладывать свои проблемы на плечи других, разумно оценивать свои возможности и жить, исходя из них, - все это имеет огромное значение для нормального развития подростка. Необходимо также помогать правильно себя оценивать, т.к. конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Люди с завышенным самомнением имеют пониженную самокритичность, что препятствует их нормальному развитию и общению с другими, а люди с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности. Многие так называемые "трудные" подростки имеют различные отклонения в области эмоциональной сферы. У них часто отмечаются неврозы и невротическое развитие. Здесь необходима консультация врача при организации воспитания таких подростков. При этом необходимо детально разобраться в истории развития и воспитания ребенка, найти причины, приведшие его к "трудности", понять, что именно обусловило те или иные особенности его личности. Асоциальное поведение обусловлено такими механизмами как подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы. Стереотипные асоциальные действия более опасны, чем действия полностью осознаваемые. Отказаться от асоциальных стереотипных действий гораздо труднее, чем от асоциальных действий, сознательно выполняемых, потому что ломка стереотипов - очень длительный и трудный в нейрофизиологическом плане процесс. Стереотипы асоциального поведения подростков формируются под влиянием заражения, внушения, подражания и
чаще всего это происходит в группе, поскольку большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет групповой характер. Многие дети участвуют в них под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении, по "моральным" соображениям: не струсить в драке, не выдать приятелей, совершивших противоправные действия, доказать свою преданность общему делу. Сама подростковая среда очень агрессивна. Отношения нередко строятся на нечистоплотности, унижении слабых, а то и откровенной жестокости. Ненужные семье и школе дети становятся изгоями общества, терроризируют окружающих, грабят и воруют. В криминогенных компаниях поведенческая модель крайне убого-примитивная: слабый - пропадай, сильный - выживай. Под силой нередко подразумевается групповая расправа над одиночками, чем-то не угодившими их требованиям. В компаниях несовершеннолетних очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта. Но ценятся жестокость, которая доходит порой до садизма, развязность, гнусные оскорбления в адрес "чистеньких мальчиков и девочек, которые сидят дома и читают правильные книжки и хорошо учатся". Отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями в семье может повлечь необратимые изменения в психике ребенка, а в последующем - агрессивное поведение. Как заметил известный педагог и доктор Б. Спок, "преступники вырастают из детей, страдавших не от недостатка наказания, а от недостатка любви". Многочисленные эксперименты и наблюдения за детьми показали, что наказание не только не устраняет агрессивность, но вызывает обратный эффект, поощряя ее и усиливая. Известно, что большинство лиц, совершивших насильственные преступления, в детстве подвергались унижениям, наказаниям, страдали от жесткого, а часто и жестокого, обращения со стороны взрослых. Избиваемые, часто унижаемые дети, как правило, бегут из семьи, спасаясь у знакомых (в лучшем случае), но чаще бродяжничая. Здесь-то их и подбирают люди из криминальной среды, которые и помогут, и поддержат, и "научат жить".
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. В стране в этом направлении был принят ряд законов. Так был принят Закон от 26.09.2010 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», Закон от 14.09.2016 года «О государственной молодежной политике», Закон от 08.09.2017 года «О защите детей от информации, наносящий вред их здоровью». 14 марта 2017 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью».
Особое внимание в постановлении было уделено повышению эффективности мероприятий по предупреждению и пресечению правонарушений, среди несовершеннолетних и молодежи, а также выявлению, анализу, устранению причин и условий, способствующих их совершению, путем выработки и реализации мер по совершенствованию правоприменительной практики и законодательства.
REFERENCES
1. Закон Республики Узбекистан "О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" (2010 г.)
2. Закон Республики Узбекистан "О профилактике правонарушений" (2014 г.)
3. Асадов Ю., Мусурманов Р. Усмирлар девиант хдтти-хдракатининг ижтимоий-психологик хусусиятлари: (диагностика, профилактика, коррекция). - Тошкент: Сано-стандарт, 2011. - 210 б.
4. Асадов Ю. М. Социально-психологическая служба по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся общеобразовательных школ / Материалы Респ. науч.-практ. конф.: «Система профориентации учащихся: проблемы и решения». 23-24 ноября 2007 г. - Ташкент: РЦПОППДУ, 2007. - С. 45-51.
5. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. -1990. - № 4. - С. 83-90.
6. Змановская Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. испр. - М.: Академия, 2004.
7. https://www.gazeta.uz/ru/2021/04/23/crime/
8. https://www.gazeta.uz/ru/2019/12/30/youth/
9. https://ferzikovo.kaluga.eduru.ru/media/2018/07/19/1239556174/Prichiny detskoj prestupnosti.pdf